РУКОВОДЯЩИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ТЕХНИЧЕСКИЕ
МОНТАЖНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ПРОЕКТИРОВАНИЮ, ИЗГОТОВЛЕНИЮ И ПОСТАВКЕ
ОБОРУДОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ
ОБЪЕКТОВ ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ
КОМПЛЕКТНЫХ БЛОКОВ ВЫСОКОЙ ЗАВОДСКОЙ ГОТОВНОСТИ
МЕТОДИЧЕСКОЕ
ПОСОБИЕ
РТМ
36.21-90
Министерство монтажных и специальных
строительных работ СССР
Москва
1991
РАЗРАБОТАН ГПИ
Гипрометаллургмонтаж
ИСПОЛНИТЕЛИ Г. П. Тамарин, Н. П. Полежаев, В. Д.
Феньковский, Н. П. Овчаренко
УТВЕРЖДЕН Министерством монтажных и
специальных строительных работ СССР 13 апреля 1990 г.
СОГЛАСОВАНО Министерством тяжелого машиностроения
СССР, Министерством металлургии СССР
РУКОВОДЯЩИЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ТЕХНИЧЕСКИЕ
МОНТАЖНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ, ИЗГОТОВЛЕНИЮ И ПОСТАВКЕ ОБОРУДОВАНИЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ ОБЪЕКТОВ ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ
КОМПЛЕКТНЫХ БЛОКОВ ВЫСОКОЙ ЗАВОДСКОЙ ГОТОВНОСТИ
|
РТМ
36.21-90
Введен
впервые
|
Срок введения установлен с 1
января 1991 г.
Настоящий
"Руководящий технический материал" (РТМ) является методическим
пособием, определяющим технические монтажные требования (ТМТ) к проектированию,
изготовлению и поставке оборудования технологических комплексов объектов черной
металлургии с применением комплектных блоков высокой заводской и монтажной
готовности для объектов нового строительства, реконструкции и технического
перевооружения действующих предприятий. РТМ разработан на основе и в развитие
государственных стандартов и других действующих нормативных документов,
приведенных в приложении 1.
При
разработке РТМ учтены также рекомендации "Методического руководства по
разработке технических заданий на создание комплектного технологического
оборудования для предприятий черной металлургии ОРД 14.370-73-89"
Главчерметпроекта Минчермета СССР, согласованного заместителем министра
тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР В. А.
Александровым 19 мая 1989 г. и утвержденного заместителем министра черной
металлургии СССР Б. В. Радюкевичем 24 мая 1989 г.
РТМ
разработан с целью создания единой методической основы при проектировании,
изготовлении и поставке технологического оборудования, а также его приемке в
монтаж с соблюдением необходимых условий, обеспечивающих применение
комплектно-блочного метода монтажа.
РТМ
предназначен в качестве методического пособия для проектных институтов
Минмонтажспецстроя СССР - при составлении разделов ТМТ к техническому заданию и
техническому проекту и для разработки ППР; для монтажных организаций - при
приемке технической документации к производству работ и оборудования в монтаж;
для проектных институтов Министерства металлургии СССР - при разработке ТЗ на
изготовление и поставку технологического оборудования; для производственных
объединений и заводов-заказчиков Министерства металлургии СССР - при заказе
оборудования и составлении договоров на поставку технологических комплексов;
для производственных объединений и заводов-поставщиков Минтяжмаша СССР - для
учета технических монтажных требований при разработке технических проектов оборудования
и соблюдения этих требований при изготовлении и комплектно-блочной поставке
оборудования высокой заводской и монтажной готовности.
1.1.
Технологическую часть проекта и рабочую документацию технологического комплекса
рекомендуется разрабатывать как систему комплектных блоков агрегированного
оборудования высокой заводской готовности и блоков коммуникаций.
1.2.
В техническом задании на проектирование объектов и технологического
оборудования должно быть записано: "Проект и рабочую документацию
рекомендуется разрабатывать с применением комплектных блоков высокой заводской
готовности".
1.3.
Проектные институты Министерства металлургии СССР при составлении технических
заданий на проектирование технологических комплексов с применением комплектных
блоков оборудования высокой заводской готовности должны привлекать к разработке
раздела ТМТ (далее требования) ГПИ Гипрометаллургмонтаж.
1.4.
Оборудование, которое по условиям транспортирования не может быть поставлено в
собранном виде, по согласованию с заказчиком и ГПИ Гипрометаллургмонтаж
поставляется сборочными единицами, перечень которых по форме приложения 2, а
также требования к контрольной сборке блоков и сборочных единиц включают в
состав нормативно-технической и конструкторской документации.
1.5.
При проектировании, изготовлении и монтаже оборудования должны быть
предусмотрены и соблюдены требования метрологического обеспечения производства
в соответствии с действующими стандартами и нормативными документами.
2.1.1.1.
Габариты проемов в стенах и проездов в зданиях должны учитывать возможность
подачи крупногабаритного оборудования или укрупненного блока к месту установки.
2.1.1.2.
Компоновка зданий и сооружений должна обеспечивать возможность маневрирования
грузоподъемных средств и транспорта, а также размещение приобъектных монтажных
площадок укрупнительной сборки оборудования и металлоконструкций.
2.1.1.3.
Объемно-планировочные решения подземных и наземных коммуникаций (при отсутствии
технологических кранов нужной грузоподъемности) должны обеспечивать подъезд
монтажных механизмов к месту установки оборудования.
2.1.1.4.
По заданию организации, выполняющей проект производства монтажных работ,
необходимо предусматривать в проектах усиление полов тоннелей и перекрытий с
учетом нагрузок от монтажных механизмов и транспортных средств или от надвижки
оборудования на фундаменты.
2.1.1.5.
В проектах технических подвалов, гидро- и маслоподвалов, тоннелей следует
предусматривать временные проемы или съемные перекрытия для обеспечения подачи
оборудования, блоков коммуникаций и трубопроводов.
2.1.1.6.
В проектах покрытий каркаса здания необходимо (с учетом нагрузок от поднимаемых
грузов) предусмотреть металлоконструкции ремонтно-монтажных балок, чертежи
которых должны являться составной частью чертежей КМ. Рабочую документацию на
ремонтно-монтажные балки разрабатывает (по техническому заданию ГПИ
Гипрометаллургмонтаж, согласованному с институтом-генпроектировщиком) организация,
проектирующая каркас цеха.
Ремонтно-монтажные
балки монтирует совместно с основными конструкциями каркаса цеха организация,
ведущая монтаж каркаса.
2.1.1.7.
Трубопроводы энергоресурсов (сжатого воздуха, тепла для отопления здания,
кислорода и газа для автогенных работ) рекомендуется выделять в отдельный пучок
с целью обеспечения возможности первоочередного монтажа и использования для
производства монтажных работ.
2.1.1.8.
Высоту подкрановых путей и грузоподъемность кранов следует принимать с учетом
обеспечения монтажа тяжеловесного, крупногабаритного или укрупненного в блоки
оборудования и возможности его перемещения над фундаментом, а также с учетом
максимальной эксплуатационно-ремонтной необходимости, руководствуясь при этом
"Временными методическими указаниями по повышению грузоподъемности
мостовых кранов, обеспечиваемому путем использования специальных схем
нагружения мостовых кранов и монтажной оснастки" (разработаны ВНИИПТмашем,
УкрПТКИмонтажспецстроем, ВНИИмонтажспецстроем и Гипрохиммонтажем, 1987 г.).
2.1.1.9.
При компоновке технологических комплексов в зданиях следует исключать
"мертвые зоны". Все оборудование по возможности должно находиться в
зоне действия эксплуатационных грузоподъемных средств.
2.1.1.10.
В проектах фундаментов под оборудование предусматривать чертежи геодезического
обоснования (установку реперов и плашек) для выверки оборудования.
Геодезическое обоснование может выполняться ГПИ Гипрометаллургмонтаж по заказу
генпроектировщика.
2.1.1.11.
В составе проекта следует предусматривать чертежи КМ металлоконструкций под
опоры трубопроводов с указанием назначения трубопроводов.
2.1.2.1.
Объемно-планировочные и конструктивные решения технологического комплекса
должны быть разработаны с применением комплектных блоков оборудования в
соответствии с п. 3.10 СНиП 3.01.01-85.
2.1.2.2.
При необходимости должны быть разработаны рабочие чертежи на оснастку и
приспособления для транспортировки, разгрузки, сборки и монтажа негабаритных и
тяжеловесных блоков оборудования.
2.1.2.3.
В проекте должны быть предусмотрены решения по применению конструкций
фундаментных болтов, поставляемых с оборудованием, и способов установки блоков
оборудования на фундаменты (на отжимных винтах, пакетах металлических подкладок
и т.д.).
Типы
фундаментных болтов определяются в зависимости от характеристики оборудования и
диаметра болтов с учетом действующих нормативных документов, в том числе СНиП
2.02.05-87 "Фундаменты машин с динамическими нагрузками", СНиП 2.09.03-85
"Сооружение промышленных предприятий" и ГОСТ 24379.1-80.
2.1.2.4.
В технической документации, передаваемой для монтажа, должны быть изложены
следующие требования в соответствии с утвержденным техническим заданием:
1)
перечень комплектных блоков и сборочных единиц;
2)
объем контрольной сборки оборудования;
3)
технически обоснованные требования к точности установки и монтажа блоков с
привязкой установочных размеров, отметок и допусков к выверочным базам, решения
по выверке и закреплению оборудования, рекомендуемые методы выполнения
измерений, если они отличаются от общепринятых;
4)
перечень специальных инструментов, съемных грузозахватных приспособлений,
необходимых для монтажа, испытаний и эксплуатации оборудования;
5)
рекомендации по условиям хранения оборудования и комплектующих изделий, если
они отличаются от действующих норм и правил.
2.1.2.5.
Конструктивная разработка блоков агрегированного оборудования должна
предусматривать:
1)
возможность максимального использования эксплуатационных грузоподъемных средств
при монтаже, а также монтажных средств по перечню, предоставляемому
Гипрометаллургмонтажем;
2)
компактное расположение оборудования в блоке при минимальном количестве сборочных
единиц, входящих в состав блока, исходя из допустимых максимальной массы и
габаритов блока и обеспечения жесткости их конструкций;
3)
разработку сборочных единиц и блоков совместно с входящими в них комплектующими
изделиями, электродвигателями, трубопроводами и обслуживающими
металлоконструкциями;
4)
объединение запорной, регулирующей и предохранительной арматуры в минимальное
количество узлов управления;
5)
минимальное количество входных и выходных трубопроводов благодаря их
объединению в пределах блока (использованию коллекторов);
6)
обработанные выносные базовые поверхности для поэтапной (по мере монтажа)
выверки блоков или сборочных единиц в плане и по высоте без разборки
оборудования;
7)
строповочные устройства (проушины, крюки и т.п.) для захвата блоков и сборочных
единиц грузоподъемными средствами в процессе их транспортировки и монтажа.
Строповочные
устройства базовой части должны быть рассчитаны на массу собранного из
нескольких сборочных единиц блока с установленными обслуживающими
металлоконструкциями, трубопроводами и другими комплектующими изделиями;
8)
указание на сборочных (монтажных) чертежах мест строповки блоков (сборочных
единиц) при необходимости в двух проекциях, с привязкой центра масс к местам
строповки;
9)
возможность максимального применения бесподкладочного метода монтажа
оборудования, сокращенного количества пакетов, подкладок, установочных вторых
гаек, отжимных винтов, бетонных подушек и других опорных элементов.
2.1.2.6.
Инструкции по монтажу, которые являются основным документом, определяющим
требования к монтажу и индивидуальным испытаниям оборудования, разрабатывает
предприятие - изготовитель оборудования (для особо сложного и уникального
оборудования - с привлечением ГПИ Гипрометаллургмонтаж).
2.1.3.1.
Разработка технической документации на блоки коммуникаций производится в
соответствии со стандартом СПДС и действующими нормативными документами и
должна обеспечивать:
1)
объединение в пределах блока различных видов коммуникаций, в том числе и
межблочных;
2)
унификацию опорных конструкций (пролетных строений) блока;
3)
минимальный расход материала на базовые опорные конструкции (пролетные
строения) блока, обеспечение жесткости конструкций (пролетных строений) и
сохранение их целостности при перевозке и установке в проектное положение со
смонтированной на трубах тепловой изоляцией;
4)
возможность механизации работ по сборке и сварке секций и узлов трубопроводов и
металлоконструкций на специализированных базах монтажных организаций,
а также возможность доставки собранных блоков коммуникаций со
специализированных баз в зоны монтажа специализированным автомобильным или
железнодорожным транспортом;
5)
минимальное количество сварных и разъемных соединений, выполняемых на высоте;
6)
конструктивные элементы для строповки полностью собранного блока коммуникаций.
2.2.1.
Габаритные агрегаты, машины и установки, а также вспомогательное оборудование
технологических комплексов (в том числе оборудование систем гидравлики,
пневматики, смазки, охлаждения и др.) следует изготовлять и поставлять
транспортабельными блоками на жестких основаниях или рамах с учетом возможности
соединения при монтаже с коммуникациями смежных блоков.
2.2.2.
Агрегаты, машины и установки технологических комплексов, превышающие габариты
подвижного состава при перевозках железнодорожным, специализированным
автомобильным или водным транспортом необходимо изготавливать и поставлять
транспортабельными сборочными единицами максимальных габаритов.
2.2.3.
Заводская готовность оборудования должна, как правило, исключать ревизию,
контроль размеров в блоках агрегированного оборудования или сборочных единиц,
гидропневматические испытания блоков (кроме испытания полностью смонтированных
систем), подгонку сопрягаемых элементов механического и гидравлического
оборудования, устранение дефектов и другие виды доизготовления оборудования или
сборочных единиц, гидропневматические испытания блоков (кроме испытания
полностью смонтированных систем), подгонку сопрягаемых элементов механического
и гидравлического оборудования, устранение дефектов и другие виды доизготовления
оборудования, (кроме технически обоснованных случаев возможного доизготовления
оборудования на монтаже). Объем этих работ должен быть согласован с
проектировщиком, заказчиком и монтирующей организацией.
2.2.4.
В пределах транспортабельного блока или сборочной единицы должна быть
предусмотрена установка на заводе-изготовителе редукторов, электродвигателей,
тахогенераторов, командоаппаратов и другого электрооборудования, а также
трубопроводов систем гидравлики, пневматики, смазки, охлаждения и других комплектующих
изделий, не подлежащих разборке и доизготовлению при монтаже (при соблюдении
габаритных размеров транспортировки) за исключением случаев, предусмотренных п.
2.6.6.
Методы
крепления редукторов, электродвигателей и других механизмов должны исключать
необходимость их повторной центровки при монтаже. На хвостовики соединяемых
валов должны быть насажены полумуфты.
2.2.5.
Отдельные составные изделия или сборочные единицы, взаимное положение которых
определяется соосностью и горизонтальностью (электродвигатели,
тахогенераторы, редукторы, гидромуфты, насосы и др.), следует изготовлять и
поставлять, как правило, на общей фундаментной раме (плите), на которой
закрепляют и фиксируют каждое изделие.
2.2.6.
При невозможности транспортировки блоков или сборочных единиц с проектно
закрепленными трубопроводами (превышение габаритов, возможность повреждения при
транспортировке) трубопроводы с комплектующими изделиями (фланцами, арматурой,
деталями трубопроводов, ниппелями, рукавами и пр.) необходимо изготавливать и
поставлять в виде маркированных транспортабельных трубных узлов в
соответствующей упаковке.
2.2.7.
Все обвязочные трубопроводы (как проектно закрепленные на оборудовании, так и
поставляемые узлами) с комплектующими изделиями должны быть выполнены в виде
сборочных единиц, готовых к монтажу, прошедших полную контрольную сборку с
оборудованием, очищенных от наружной и внутренней окалины и ржавчины,
испытанных на прочность и плотность, протравленных (если это предусмотрено
конструкторской документацией) и защищенных от внутреннего загрязнения в
соответствии с требованиями к консервации (пункт 2.5).
Присоединительные
концы трубопроводов, закрепленных на оборудовании или поставляемых трубными
узлами, должны заканчиваться, по возможности, разъемными соединениями.
2.2.8.
Сварные стыки трубопроводов должны быть проконтролированы и выполнены в
соответствии с конструкторской документацией.
2.2.9.
На блоках или сборочных единицах должны быть нанесены риски осей или другие
знаки, обеспечивающие ориентацию главных осей оборудования и контроль их
положения в плане относительно осей фундаментов или смежного оборудования.
2.2.10.
На разъемных соединениях сборочных единиц должны быть монтажные контрольные
риски, маркировка в соответствии с монтажно-сборочной схемой, сборочные
приспособления, фиксирующие элементы (штифты, шпильки, шпонки), прокладки,
уплотнения и т.п., гарантирующие повторяемость сборки на монтаже после
контрольной сборки на предприятии-изготовителе без разметочных и подгоночных
работ.
2.2.11.
Ответственные разъемы оборудования (сборочных единиц), транспортируемого в
собранном виде (редукторы, шестеренные клети, рольганги, насосы и др.), должны
быть опломбированы предприятием-изготовителем, о чем делается соответствующее
указание в паспорте (формуляре) и на сборочных чертежах.
2.2.12.
Насосные агрегаты и другие установки на виброизолирующих опорах поставляются в
сборе на специальной раме, поскольку установка виброизолирующих опор
непосредственно на фундамент и их затяжка при монтаже не допускаются.
2.2.13.
Вращающиеся детали оборудования, входящего в состав блоков или сборочных
единиц, должны быть отбалансированы при изготовлении в соответствии с
конструкторской документацией.
2.2.14.
Внутренние необработанные поверхности литых корпусных деталей, заполняемые
маслом, должны быть защищены маслостойким покрытием на
предприятии-изготовителе. Внутренние защитные покрытия (лак, эмаль и др.)
необходимо выполнять на предприятии-изготовителе.
2.2.15.
Гидроцилиндры и пневмоцилиндры, входящие в сборочные единицы и блоки, следует
поставлять в сборе, испытанными, законсервированными в соответствии с пунктом 2.5
настоящего РТМ и защищенными от внутреннего загрязнения.
2.2.16.
Внутренние устройства аппаратов, резервуаров, баков, емкостей и др. (поплавки,
змеевики, указатели уровня и пр.) необходимо устанавливать на
предприятии-изготовителе. Внутренние устройства должны быть защищены от
деформации или перемещения при транспортировании. В конструкторской
документации следует указывать методы удаления временного крепежа.
2.2.17.
Аппараты, подведомственные органам Госгортехнадзора, а также трубчатые
теплообменники на период транспортировки необходимо герметизировать и заполнять
инертным газом в соответствии с требованиями Госгортехнадзора СССР.
2.2.18.
Панели управления систем гидравлики и пневматики, арматурно-распределительные
узлы и приборные панели должны поставляться предприятиями-изготовителями собранными
в транспортабельные блоки на жестких рамах в виде изделий с полной заводской и
монтажной готовностью, прошедшими испытания, законсервированными в соответствии
с пунктом 2.5
настоящего РТМ и защищенными от внутреннего загрязнения.
2.2.19.
Трубопроводы с комплектующими изделиями, соединяющие между собой блоки в
насосных, насосно-аккумуляторных станциях и маслоподвалах, необходимо
поставлять в виде маркированных транспортабельных трубных узлов.
2.2.20.
Магистральные трубопроводы (напорные и сливные), соединяющие насосные,
насосно-аккумуляторные станции и маслоподвалы с потребителями жидкостей,
следует поставлять в виде отдельных труб и деталей, очищенных от наружной и
внутренней окалины и ржавчины, протравленными (если это предусмотрено
конструкторской документацией), защищенными от внутреннего загрязнения легко
удаляемым консервирующим составом (смазкой), в комплекте с арматурой, фланцами,
опорами, подвесками, крепежными деталями, прокладками и другими комплектующими
изделиями.
2.2.21.
Рекомендуемые способы травления трубопроводов систем гидравлики и смазки должны
быть изложены в инструкциях по монтажу, направляемых с сопроводительной
документацией.
2.3.1.
Оборудование с комплектующими изделиями (трубопроводами, арматурой,
электрооборудованием, в том числе электродвигателями, приборами и средствами
автоматизации и др.) следует подвергнуть (при технической возможности) полной
контрольной сборке, испытанию и обкатке на предприятии-изготовителе.
Агрегаты,
машины и установки, выполненные в виде блоков агрегированного оборудования,
обкатывают под нагрузкой. При отсутствии технической возможности испытания
агрегатов, машин и установок под нагрузкой допускаются их испытания и обкатка
вхолостую.
2.3.2.
Нетранспортабельные в собранном виде блоки агрегированного оборудования после
проведения контрольной сборки, испытаний, обкатки и приемки службой
технического контроля предприятия-изготовителя необходимо разобрать на
транспортабельные блоки или сборочные единицы.
2.3.3.
Методы контрольной сборки, инструментальной проверки, испытаний и обкатки блоков
агрегированного оборудования на предприятии устанавливает завод-изготовитель.
Результаты
контрольной сборки оборудования на предприятии-изготовителе следует отражать в
технической документации, передаваемой заказчику; отклонения должны быть
согласованы конструктором и отражены в документации, направляемой заказчику.
2.3.4.
Монтажная маркировка оборудования должна содержать следующие данные:
обозначение сборочных единиц (для негабаритных в сборе блоков); мест строповки;
центра массы; базовых поверхностей для выверки; стрелку, указывающую
направление вращения (движения); массу блока или сборочной единицы.
Маркировка
должна выполняться на нерабочих поверхностях изделий способами, обеспечивающими
четкость изображения, и сохраняться весь период хранения и монтажа. Способы и
места нанесения маркировки, а также ее содержание для каждого конкретного вида
оборудования определяются конструкторской документацией.
Монтажные
и сборочные риски должны быть обведены яркой несмываемой краской.
2.4.1.
Для крупногабаритных блоков агрегированного оборудования вместо общей сборки
допускается контрольная сборка сопрягаемых сборочных единиц.
2.4.2.
Работы, которые невозможно выполнить на предприятии-изготовителе при
изготовлении крупногабаритных блоков агрегированного оборудования (клети
обжимных листопрокатных станов и др.), по согласованию с организацией,
осуществляющей монтаж, подлежат включению в сметы на строительство и
выполняются с согласия монтажной организации на объекте строительства под
руководством шеф-персонала предприятия-изготовителя. В случаях, когда указанные
работы выполняют завод-изготовитель или заказчик, согласования с монтажной
организацией не требуется.
Условия
поставки указанных крупногабаритных блоков агрегированного оборудования должны
быть отражены в техническом задании на разработку проекта оборудования
технологических комплексов. В целях исключения дублирования затрат
дополнительный учет этих работ подлежит согласованию с генпроектировщиком.
2.4.3.
Индивидуальные испытания указанных крупногабаритных блоков агрегированного
оборудования проводят на объекте строительства заказчик и
предприятие-изготовитель по программе последнего с участием монтирующей
организации в соответствии с п. 4.4 ГОСТ 15005.86 и п. 1.8 СНиП
3.05.05-84.
2.5.1.
Консервация оборудования должна быть выполнена на предприятии-изготовителе в
соответствии с ГОСТ
9.014-78 методами и материалами, обеспечивающими, как правило, возможность
полной расконсервации без разборки оборудования (в том числе подшипниковых
узлов) на объектах строительства.
2.5.2.
Консервация оборудования должна обеспечивать его защиту от коррозии
продолжительностью, оговоренной в ТЗ.
2.5.3.
Ответственные разъемы оборудования (сборочных единиц), защищенного от коррозии
и транспортируемого в собранном виде, на предприятии-изготовителе должны быть
опломбированы; места установки пломб указывают на сборочном или монтажном
чертеже или в эксплуатационной документации.
Пломбы
разрешается снимать лишь с разъемов оборудования (сборочных единиц), которое
перед опробованием подлежит разборке. При снятии пломб составляют акт по
соответствующей форме.
2.5.4.
Защитные покрытия в местах сопряжения сборочных единиц должны легко смываться
специальными жидкостями, безопасными для работающих. Тип жидкостей указывают в
рабочих чертежах на оборудование (применительно к типу защитного покрытия).
2.5.5.
Рекомендуемые способы расконсервации (если они отличаются от общепринятых)
необходимо изложить в инструкциях по монтажу.
2.6.1.
Поставку агрегатов, машин и установок технологических комплексов следует
осуществлять комплектно в крупноблочном исполнении с высокой заводской
готовностью. Комплектность изделий должна соответствовать предусмотренной
техническим заданием (техническими условиями) и спецификациям на блоки
агрегированного оборудования.
2.6.2.
Комплектующие материалы и изделия технологических комплексов (электрооборудование,
приборы и средства автоматизации, арматуру, насосы, компрессоры, фильтры и
др.), изготавливаемые другими специализированными предприятиями, должен
заказывать, комплектовать и поставлять головной поставщик
(предприятие-изготовитель) технологического комплекса.
2.6.3.
На транспортабельных блоках агрегированного оборудования и сборочных единицах
должны быть установлены:
электрооборудование
(в том числе электродвигатели, тахогенераторы, командоаппараты и др.), приборы
и средства автоматизации, не входящие в транзитную поставку, которые по
условиям транспортирования должны поставляться с оборудованием;
обвязочные
трубопроводы с комплектующими изделиями (арматурой, фланцами, в том числе
ответными, прокладками, крепежом, отводами, накидными гайками с ниппелями для
резьбовых соединений, рукавами, опорами, подвесками и др.);
регулировочные
(отжимные) винты с контргайками;
обслуживающие,
опорные и вспомогательные конструкции, входящие в состав блока.
2.6.4.
В комплект поставки блоков агрегированного оборудования необходимо включать:
1)
фундаментные болты с закладными деталями, установочные подкладки и другие виды
креплений, указанные в технической документации;
2)
уплотнительные прокладки для фланцевых монтажных разъемов транспортируемых
сборочных единиц блоков;
3)
комплекты крепежных и фиксирующих деталей для сборки оборудования, комплекты
подогнанных и маркированных на предприятии-изготовителе регулировочных
прокладок, устанавливаемых в монтажных разъемах неприсоединенных к оборудованию
сборочных единиц и деталей и обеспечивающих проектные величины зазоров;
4)
гибкие токопроводы комплектно с несущими поддерживающими и крепежными
конструкциями;
5)
электрооборудование и средства автоматизации, которые по условиям
транспортирования должны быть сняты с оборудования на предприятии-изготовителе
и упакованы отдельно комплектно с крепежными изделиями;
6)
комплект специальных и других материалов, предусмотренных технической
документацией для производства монтажных работ на объектах строительства;
7)
трубные узлы с комплектующим изделиями (арматурой, фланцами, прокладками,
крепежом, несущими, поддерживающими и крепежными конструкциями, фитингами и
др.), входящие в состав оборудования, но не присоединенные к нему, или
соединяющие между собой комплектные блоки агрегированного оборудования (в
насосных, насосно-аккумуляторных станциях и маслоподвалах);
8)
магистральные трубопроводы в виде отдельных труб и деталей в комплекте с
арматурой, фланцами, крепежными деталям, фитингами, прокладками, опорами и
другими изделиями;
9)
специальные инструменты, съемные грузозахватные приспособления и другие
устройства, предусмотренные конструкторской документацией и необходимые при
монтаже, испытании и эксплуатации оборудования;
10)
сопроводительную техническую документацию:
формуляры
или паспорта предприятий-изготовителей на комплектующие изделия;
комплектовочные
и упаковочные ведомости;
сборочные
чертежи блоков и основных сборочных единиц;
схемы
монтажно-сборочной маркировки болтов;
габаритные
чертежи;
схемы
смазки, гидравлики, пневматики, охлаждения, автоматики, управления и др.;
рабочие
чертежи, паспорта, сертификаты и другие документы на трубопроводы, материалы и
детали для их изготовления, необходимые при оформлении документации для сдачи
трубопроводов в эксплуатацию;
монтажную
документацию, инструкции, указания по монтажу и наладке оборудования,
требования по его хранению, методы очистки трубопроводов (не входящих в
комплект поставки оборудования), методы расконсервации, требования к подготовке
и проведению индивидуальных испытаний и передачи в комплексное опробование.
2.6.5.
Для подготовки и организации монтажа оборудования технологических комплексов
техническая документация предприятия-изготовителя оборудования (сборочные
чертежи блоков или сборочных единиц, монтажные чертежи и маркировочные схемы
блоков, схемы смазки, гидравлики, пневматики, охлаждения и др., схемы
строповки, инструкция на монтаж оборудования с рекомендациями по очистке
трубопроводов, методам расконсервации и требованиями к проведению
индивидуальных испытаний) должна быть передана заказчиком монтажной организации
не позднее чем за 5 мес. до начала монтажных работ.
2.6.6. Электродвигатели и устройства
систем контроля и автоматики по усмотрению главного конструктора могут
поставляться на монтаж транзитом непосредственно с предприятий
электропромышленности и приборостроения, если они не требуются для сборки и
совместного испытания с остальным изделием, а также когда установка их на
сборке не требуется в силу простоты конструкции изделия.
2.6.7.
Поставку агрегатов, машин и установок технологических комплексов на объекты
строительства необходимо осуществлять по графикам, увязанным со сроками
выполнения строительно-монтажных работ и ввода в действие производственных
мощностей.
2.6.8.
В графиках поставки оборудования технологических комплексов, составляемых
головным поставщиком (предприятием-изготовителем) по согласованию с заказчиком
и организацией, осуществляющей монтаж, следует учитывать технологическую
последовательность и сроки проведения строительно-монтажных работ, необходимость
изготовления технологического комплекса по циклам производства, а также
технически обоснованные нормативные сроки выполнения монтажных и
пусконаладочных работ и ввода в эксплуатацию технологического комплекса.
3.1.
Расположение блоков агрегированного оборудования должно быть максимально
компактным при наименьшей протяженности различных коммуникаций (трубопроводов,
кабелей, вентиляционных систем и др.).
3.2.
Количество эксплуатационных грузоподъемных средств, в том числе мостовых
кранов, необходимо определять с учетом обеспечения заданной интенсивности
монтажа оборудования.
3.3.
Исходя из монтажной и эксплуатационно-ремонтной необходимости и экономической
целесообразности, в рабочей документации следует предусматривать средства
механизации монтажных и ремонтных работ в гидромаслоподвалах, тоннелях и на
насосных станциях (установку подвесных кранов, электрических или ручных талей
соответствующей грузоподъемности).
В
рабочую документацию на фундаменты под блоки агрегированного оборудования
необходимо включать схему геодезического обоснования; в чертежах должны быть
предусмотрены места установки и в том числе расположение осей, плашек и
реперов, количество которых должно обеспечивать достижение требуемой точности
монтажа и удобство выполнения монтажных измерений.
3.4.
В маслогидроподвалах и тоннелях необходимо предусматривать монтажные проемы по
габаритам наибольшего блока агрегированного оборудования или съемные элементы
строительных конструкций, удаление которых на время монтажа не должно уменьшать
прочность и устойчивость сооружения.
3.5.
При монтаже оборудования в многоэтажных зданиях следует предусматривать
возможность подачи оборудования к месту установки самоходными кранами с
башенно-стреловым оборудованием, для чего в наружных стенах необходимо
проектировать сборно-разборный фахверк.
4.1.
Требования сведены в таблицу (приложение 3) и приведены в виде
условных обозначений.
4.2.
Условные обозначения требований в полной редакции:
А
- разработка проекта и рабочей документации с применением комплектных блоков
высокой заводской готовности;
Б
- полная контрольная сборка, включая обвязочные трубопроводы, электрооборудование,
приборы и средства автоматизации;
В
- контрольная сборка сопрягаемых частей, включая обвязочные трубопроводы,
электрооборудование, приборы и средства автоматизации;
Г
- инструментальная проверка сопрягаемых частей (сборочных единиц) при
отсутствии возможности проверки по п.п. Б и В;
Д
- установка строповочных приспособлений;
Е
- выполнение опорных частей оборудования с регулировочными винтами и комплектом
опорных пластин к ним;
Ж
- насадка полумуфт на хвостовики соединяемых валов, в том числе электродвигателей;
И
- подготовка кромок сборочных единиц (деталей, сосудов, аппаратов и т.д.),
подлежащих сварке на месте монтажа; кромки вместе с прилегающими к ним
поверхностями шириной 20-25 мм должны быть зачищены и защищены от коррозии; к
сборочным единицам должны быть приварены предусмотренные конструкторской
документацией люки-лазы, штуцеры, бобышки и др., а также детали для центровки и
стяжки частей;
К
- выполнение соединений сборочных единиц на высокопрочных болтах (без обработки
отверстий на монтаже);
Л
- выполнение соединений сборочных единиц на сварке (без специальной
технологии);
М
- функциональные испытания оборудования;
Н
- обкатка оборудования под нагрузкой при рабочей частоте вращения (или
вхолостую при отсутствии условий обкатки под нагрузкой);
О
- транспортировка комплектными блоками (агрегаты, машины и механизмы в сборе);
П
- транспортировка сборочными единицами (в комплектном исполнении);
Р
- транспортировка трубопроводов гидравлики, пневматики, смазки, охлаждения и
т.п. вместе с комплектующими изделиями в виде маркированных транспортабельных
трубных узлов (при невозможности перевозки вместе с оборудованием);
С
- поставка резервуаров рулонами.
(+)
- требование, подлежащее обязательному выполнению;
(-)
- требование не выполняется.
1. ГОСТ 24444-87. Оборудование
технологическое. Общие требования монтажной
технологичности.
2. ГОСТ
15.005-86. Система разработки и постановки продукции на
производство, создание изделий единичного и мелкосерийного производства,
собираемых на месте эксплуатации.
3. ОСТ 24.010.01-86. Оборудование
металлургическое. Общие технические требования на изделия внутрисоюзного и
экспортного исполнения.
4. ОСТ 24.290.03-79. Оборудование
и устройства смазочных гидравлических и пневматических систем. Общие
технические требования.
5. ОСТ 24.290.05-81. Станции
циркуляционных смазочных систем металлургического оборудования.
6. ОСТ 24.290.11-84. Станции
насосные и насосно-аккумуляторные гидравлических систем металлургического
оборудования.
7. ОСТ 24.290.10-77. Станции
циркуляционных систем охлаждения и технологической смазки прокатных станов.
Общие технические условия.
8. СНиП
3.05.05-84. Технологическое оборудование и
технологические трубопроводы.
9. Положение, утвержденное постановлением ГКНТ СССР,
Госпланом СССР, Госстандартом СССР, Госснабом
СССР и Госстроем СССР № 517/233/9/184/53 от 12.12.86 г. О проектировании,
производстве, поставке, вводе в эксплуатацию, наладке комплексов машин
оборудования и приборов, поставляемых комплектно потребителям.
Наименование
конструктивного элемента оборудования
|
Наименование
блока или сборочной единицы
|
Количество
блоков или сборочных единиц
|
Масса,
т
|
Габаритные
размеры, мм
|
Примечание
|
блока
или сборочной единицы
|
общая
|
|
|
|
|
|
|
|