Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N
385-ФЗ
О внесении изменений в Федеральный закон
"О техническом регулировании"
Принят Государственной
Думой 23 декабря 2009 года
Одобрен Советом
Федерации 25 декабря 2009 года
Статья
1
Внести в Федеральный
закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5140; 2007, N
19, ст. 2293; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3626; N 48, ст. 5711)
следующие изменения:
1) в статье 2:
а) абзац двадцать
пятый после слов "постановлением Правительства Российской Федерации"
дополнить словами ", или нормативным правовым актом федерального органа
исполнительной власти по техническому регулированию";
б) дополнить абзацами
следующего содержания:
"региональная
организация по стандартизации - организация, членами (участниками) которой
являются национальные органы (организации) по стандартизации государств,
входящих в один географический регион мира и (или) группу стран, находящихся в
соответствии с международными договорами в процессе экономической интеграции;
стандарт иностранного
государства - стандарт, принятый национальным
(компетентным) органом (организацией) по стандартизации иностранного
государства;
региональный стандарт
- стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации;
свод правил
иностранного государства - свод правил, принятый компетентным
органом иностранного государства;
региональный свод
правил - свод правил, принятый региональной
организацией по стандартизации.";
2) в пункте 3 статьи 4
слова "установленных статьей 5" заменить словами "установленных
статьями 5 и 9.1";
3) в статье 7:
а) пункт 10 изложить в
следующей редакции:
"10. Технический
регламент, принимаемый федеральным законом, постановлением Правительства
Российской Федерации или нормативным правовым актом федерального органа
исполнительной власти по техническому регулированию, вступает в силу не ранее
чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.";
б) абзац первый пункта
11 изложить в следующей редакции:
"11.
Правительством Российской Федерации или в случае, предусмотренном статьей 9.1
настоящего Федерального закона, федеральным органом исполнительной власти по
техническому регулированию до дня вступления в силу технического регламента
утверждается в соответствии с требованиями законодательства Российской
Федерации в области обеспечения единства измерений перечень документов в
области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и
измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и
исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки
соответствия. В случае отсутствия указанных документов в области стандартизации
применительно к отдельным требованиям технического регламента или объектам технического
регулирования Правительством Российской Федерации или в случае, предусмотренном
статьей 9.1 настоящего Федерального закона, федеральным органом исполнительной
власти по техническому регулированию до дня вступления в силу технического
регламента утверждаются в соответствии с требованиями законодательства
Российской Федерации в области обеспечения единства измерений правила и методы
исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов,
необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и
осуществления оценки соответствия. Проекты указанных правил и методов
разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их
компетенцией или в случае, предусмотренном статьей 9.1 настоящего Федерального
закона, федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию
с использованием документов в области стандартизации, опубликовываются в
печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому
регулированию и размещаются в информационной системе общего пользования в
электронно-цифровой форме не позднее чем за тридцать дней до дня утверждения
указанных правил и методов.";
4) в статье 9:
а) абзацы второй -
девятнадцатый пункта 1 признать утратившими силу;
б) в абзаце первом
пункта 10 слова "Правительство Российской Федерации обязано" заменить
словами "Правительство Российской Федерации или федеральный орган
исполнительной власти по техническому регулированию обязаны";
5) дополнить статьей
9.1 следующего содержания:
Статья 9.1. Порядок разработки, принятия, изменения
и отмены технического регламента, принимаемого нормативным правовым актом
федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию
1. В случаях,
предусмотренных программой разработки технических регламентов, утвержденной
Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 12 статьи 7
настоящего Федерального закона, технический регламент принимается нормативным
правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.
Такой технический регламент разрабатывается в порядке, установленном пунктами 2
- 6 статьи 9 настоящего Федерального закона и настоящей статьей, и принимается
в порядке, установленном для принятия нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти.
2. Проект технического
регламента, принимаемый в форме нормативного правового акта федерального органа
исполнительной власти по техническому регулированию, представляется
разработчиком в федеральный орган исполнительной власти по техническому
регулированию для принятия при наличии следующих документов:
обоснование
необходимости принятия технического регламента с указанием требований, которые
отличаются от положений соответствующих международных стандартов или
обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в
момент разработки проекта технического регламента;
финансово-экономическое
обоснование принятия технического регламента;
документы,
подтверждающие опубликование уведомления о разработке проекта технического регламента
в соответствии с пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона;
документы,
подтверждающие опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения
проекта технического регламента в соответствии с пунктом 5 статьи 9 настоящего
Федерального закона;
перечень полученных в
письменной форме замечаний заинтересованных лиц.
3. Представленный в
федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию проект
технического регламента с документами, указанными в пункте 2 настоящей статьи,
направляется указанным органом на экспертизу в экспертную комиссию по
техническому регулированию, созданную в соответствии с пунктом 9 статьи 9
настоящего Федерального закона.
4. Заключение
экспертной комиссии по техническому регулированию о возможности принятия
технического регламента готовится в течение тридцати дней со дня поступления
проекта технического регламента с указанными в пункте 2 настоящей статьи
документами в федеральный орган исполнительной власти по техническому
регулированию и должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа
исполнительной власти по техническому регулированию и размещено в
информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.
Порядок опубликования
таких заключений и размер платы за их опубликование устанавливаются
Правительством Российской Федерации.
5. На основании
заключения экспертной комиссии по техническому регулированию о возможности
принятия технического регламента федеральный орган исполнительной власти по
техническому регулированию в течение десяти дней со дня поступления такого
заключения принимает решение о принятии технического регламента или об
отклонении его проекта. Отклоненный проект технического регламента с
заключением экспертной комиссии по техническому регулированию должен быть
возвращен разработчику в течение пяти дней со дня принятия решения об
отклонении проекта технического регламента.
6. Принятый
технический регламент должен быть опубликован в печатном издании федерального
органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещен в
информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Порядок
опубликования и размещения утверждается федеральным органом исполнительной
власти по техническому регулированию.
7. Федеральный орган
исполнительной власти по техническому регулированию обеспечивает в
информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме доступ на
безвозмездной основе к принятым техническим регламентам.
8. Принятые
нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по
техническому регулированию технические регламенты подлежат государственной
регистрации в установленном порядке.
9. Внесение изменений
в технический регламент или его отмена осуществляется в порядке,
предусмотренном настоящей статьей и статьей 10 настоящего Федерального закона в
части разработки и принятия технических регламентов.";
6) пункт 4 статьи 10
изложить в следующей редакции:
"4. Со дня
вступления в силу федерального закона о техническом регламенте соответствующий
технический регламент, изданный указом Президента Российской Федерации,
постановлением Правительства Российской Федерации или нормативным правовым
актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию,
утрачивает силу.";
7) в абзаце втором
статьи 12 слово "стандартов" заменить словами "документов в
области стандартизации";
8) статью 13 дополнить
абзацами следующего содержания:
"международные
стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты
иностранных государств и своды правил иностранных государств,
зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и
стандартов;
надлежащим образом
заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных
стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и
сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом
Российской Федерации по стандартизации.";
9) в пункте 1 статьи
14:
а) абзац четвертый
дополнить словами ", а также стандартов и сводов правил, представляемых на
регистрацию в соответствии с пунктом 4 статьи 44 настоящего Федерального
закона";
б) абзац шестой
изложить в следующей редакции:
"осуществляет
учет документов в области стандартизации в Федеральном информационном фонде
технических регламентов и стандартов и обеспечивает их доступность
заинтересованным лицам;";
в) абзац двенадцатый
изложить в следующей редакции:
"обеспечивает в
информационной системе общего пользования доступ на безвозмездной основе к
документам в области стандартизации, в результате применения которых на
добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятых технических
регламентов или которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и
измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и
исполнения принятых технических регламентов и осуществления оценки
соответствия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 9 статьи 44
настоящего Федерального закона;";
г) дополнить абзацами
следующего содержания:
"регистрирует в
Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов
международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил,
стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
принимает на учет
надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных
стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов
иностранных государств и сводов правил иностранных государств.";
10) пункт 9 статьи 16
признать утратившим силу;
11) дополнить статьей
16.1 следующего содержания:
"Статья 16.1.
Правила формирования перечня документов в области стандартизации, в результате
применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований
технических регламентов
1. Национальным
органом по стандартизации не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в
силу технического регламента утверждается, опубликовывается в печатном издании
федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и
размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой
форме перечень документов в области стандартизации, в результате применения
которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого
технического регламента.
2. В перечень,
указанный в пункте 1 настоящей статьи, могут включаться национальные стандарты
и своды правил, а также международные стандарты, региональные стандарты,
региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил
иностранных государств при условии регистрации указанных стандартов и сводов
правил в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.
Регистрация международных стандартов, региональных стандартов, региональных
сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных
государств в Федеральном информационном фонде технических регламентов и
стандартов осуществляется в порядке, установленном статьей 44 настоящего
Федерального закона.
3. В национальных
стандартах и сводах правил могут указываться требования технических
регламентов, для соблюдения которых на добровольной основе применяются
национальные стандарты и (или) своды правил.
4. Применение на
добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в
пункте 1 настоящей статьи перечень документов в области стандартизации,
является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических
регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для
соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям
технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их
соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких
стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение
требований технических регламентов. В этом случае допускается применение иных
документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
5. Документы в области
стандартизации, включенные в перечень, указанный в пункте 1 настоящей статьи,
подлежат ревизии и в необходимых случаях пересмотру и (или) актуализации не
реже чем один раз в пять лет.";
12) пункт 1 статьи 29
дополнить абзацем следующего содержания:
"В случае, если
технический регламент принят нормативным правовым актом федерального органа
исполнительной власти по техническому регулированию, для целей таможенного
оформления продукции указанный федеральный орган исполнительной власти
совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области
таможенного дела, утверждают не позднее чем за тридцать дней до дня вступления
в силу технического регламента на его основании списки продукции, на которую
распространяется действие абзаца первого настоящего пункта, с указанием кодов
Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.";
13) пункт 3 статьи 31
изложить в следующей редакции:
"3. Порядок и
критерии аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий
(центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, определяются
Правительством Российской Федерации на основании национальных стандартов,
принятых с учетом международных норм. Правительство Российской Федерации
определяет органы по аккредитации.";
14) статью 44
дополнить пунктами 3 - 9 следующего содержания:
"3. Международные
стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты
иностранных государств и своды правил иностранных государств, в результате
применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований
принятого технического регламента или которые содержат правила и методы
исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов,
необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и
осуществления оценки соответствия, подлежат регистрации в Федеральном
информационном фонде технических регламентов и стандартов.
4. Для осуществления
регистрации стандартов и сводов правил, указанных в пункте 3 настоящей статьи,
в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов
заинтересованное лицо представляет в национальный орган по стандартизации
заявление о регистрации соответствующего стандарта или свода правил с
приложением копии такого документа и его надлежащим образом заверенного
перевода на русский язык.
Вместе с документами,
необходимыми для регистрации стандарта или свода правил, в национальный орган
по стандартизации также могут быть представлены заключения общероссийских
общественных организаций предпринимателей, Торгово-промышленной палаты
Российской Федерации. В этих заключениях могут содержаться рекомендации о
применении международного стандарта, регионального стандарта, регионального
свода правил, стандарта иностранного государства и свода правил иностранного
государства для обеспечения соблюдения на добровольной основе требований
принятого технического регламента или для проведения исследований (испытаний) и
измерений, отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого
технического регламента и осуществления оценки соответствия.
В течение пяти дней со
дня получения заявления о регистрации стандарта или свода правил национальный
орган по стандартизации направляет представленный на регистрацию стандарт или
свод правил вместе с его надлежащим образом заверенным переводом на русский
язык в соответствующий технический комитет (технические комитеты) по
стандартизации для заключения. В случае, если в заявлении о регистрации
стандарта или свода правил предлагается включить такой стандарт или свод правил
в соответствующий перечень документов в области стандартизации, в результате
применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований
принятого технического регламента или которые содержат правила и методы
исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов,
необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и
осуществления оценки соответствия, технический комитет (технические комитеты)
по стандартизации дает заключение о возможности применения стандарта или свода
правил для обеспечения соблюдения на добровольной основе требований принятого
технического регламента или для проведения исследований (испытаний) и
измерений, отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого
технического регламента и осуществления оценки соответствия.
В течение тридцати
дней со дня получения указанных документов от национального органа по
стандартизации технический комитет (технические комитеты) по стандартизации
рассматривает их и направляет в национальный орган по стандартизации
заключение.
5. В течение
пятнадцати дней со дня получения заключения технического комитета (технических
комитетов) по стандартизации, указанного в пункте 4 настоящей статьи, но не
позднее чем через сорок пять дней со дня поступления заявления о регистрации
стандарта или свода правил национальный орган по стандартизации принимает
решение о регистрации представленного стандарта или свода правил либо
мотивированно отказывает в регистрации с указанием причин отказа.
В течение десяти дней
со дня регистрации стандарта или свода правил национальный орган по
стандартизации принимает решение о включении такого стандарта или свода правил
в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых
на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого
технического регламента, а также направляет в Правительство Российской
Федерации или в федеральный орган исполнительной власти по техническому
регулированию предложение о включении такого стандарта или свода правил в
перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы
исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов,
необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и
осуществления оценки соответствия.
6. Основанием для отказа
в регистрации стандарта или свода правил является:
несоблюдение требований,
предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи;
мотивированное заключение
технического комитета (технических комитетов) по стандартизации об отклонении стандарта
или свода правил.
7. Основанием для отказа
во включении зарегистрированного стандарта или свода правил в перечень документов
в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе
обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента, является
мотивированное заключение технического комитета (технических комитетов) по стандартизации
о невозможности его применения для целей оценки соответствия.
8. В течение пяти дней
со дня принятия решения по представленному на регистрацию стандарту или своду правил
национальный орган по стандартизации направляет заинтересованному лицу копию решения
вместе с заключением технического комитета (технических комитетов) по стандартизации.
Отказ национального органа
по стандартизации в регистрации и (или) во включении стандарта или свода правил
в перечень документов в области стандартизации, указанный в пункте 7 настоящей статьи,
может быть обжалован в судебном порядке.
9. В случаях, если лицензионными
договорами с иностранными правообладателями, а также международными соглашениями
и иными нормами международного права предусматриваются возмездность и (или) недопустимость
предоставления открытого доступа к документам в области стандартизации, национальный
орган по стандартизации организует официальное опубликование в печатном издании
федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещение
в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме сведений
о размере платы за предоставление соответствующих документов и правил их распространения.
Национальный орган по стандартизации
безвозмездно предоставляет документы в области стандартизации по требованию органов
государственной власти или по запросу суда.";
15) в статье 46:
а) дополнить пунктами 6.2
- 6.4 следующего содержания:
"6.2. До дня вступления
в силу технических регламентов в отношении отдельных видов продукции и связанных
с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства,
строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и
утилизации Правительством Российской Федерации в отношении таких видов продукции
и (или) процессов могут вводиться обязательные требования, содержащиеся в технических
регламентах государств - участников таможенного союза или в документах Европейского
союза. При введении таких требований Правительство Российской Федерации может устанавливать
формы оценки соответствия таким требованиям и определять орган, уполномоченный осуществлять
государственный контроль (надзор) за соблюдением таких требований.
6.3. До дня вступления
в силу указанных в пункте 6.2 настоящей статьи требований национальным органом по
стандартизации утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа
исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной
системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень используемых в государствах
- участниках таможенного союза или в Европейском союзе для обеспечения соблюдения
требований, указанных в пункте 6.2 настоящей статьи, документов в области стандартизации,
а также документов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений,
в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения указанных
требований и осуществления оценки соответствия. При опубликовании и размещении данного
перечня документов указывается информация о наличии переводов стандартов или сводов
правил.
Стандарты и своды правил,
информация о наличии переводов которых указывается в данном перечне документов,
могут применяться для целей оценки соответствия.
6.4. Заинтересованное лицо
для целей обеспечения соблюдения требований, указанных в пункте 6.2 настоящей статьи,
может представить в национальный орган по стандартизации стандарт или свод правил
и его надлежащим образом заверенный перевод на русский язык, если этот стандарт
или свод правил включен в перечень документов, указанный в пункте 6.3 настоящей
статьи. Надлежащим образом заверенный перевод на русский язык стандарта или свода
правил подлежит учету национальным органом по стандартизации в течение семи дней
со дня его получения.
После представления надлежащим
образом заверенных переводов на русский язык стандартов и сводов правил в национальный
орган по стандартизации указанный орган в течение десяти дней вносит в перечень
документов в области стандартизации, предусмотренный пунктом 6.3 настоящей статьи,
информацию о наличии таких переводов.
Порядок учета надлежащим
образом заверенных переводов на русский язык стандартов и сводов правил, порядок
предоставления информации о них определяются федеральным органом исполнительной
власти по техническому регулированию.";
б) пункт 7 изложить в следующей
редакции:
"7. Указанные в пункте
1 настоящей статьи обязательные требования к продукции, процессам проектирования
(включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты
не приняты, действуют до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.
Если в отношении продукции
и связанных с требованиями к ней процессов введены требования, указанные в пункте
6.2 настоящей статьи, заявитель вправе самостоятельно выбрать тот режим технического
регулирования, в соответствии с которым будет осуществляться оценка соответствия
требованиям, указанным в пункте 1 либо в пункте 6.2 настоящей статьи.
При выборе режима технического
регулирования требования к продукции и процессам, установленные в соответствии с
другим режимом, для целей оценки соответствия не применяются.
В случае выбора режима
технического регулирования, основанного на требованиях, указанных в пункте 6.2 настоящей
статьи, оценка соответствия осуществляется в соответствии с действующими правилами
и процедурами, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации
и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.";
в) пункт 7.1 изложить в
следующей редакции:
"7.1. Установленные
в соответствии с пунктом 6.1 настоящей статьи требования энергетической эффективности,
а также требования к осветительным устройствам, электрическим лампам, используемым
в цепях переменного тока в целях освещения, подлежат обязательному исполнению вплоть
до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов и со дня их вступления
в силу подлежат обязательному применению в части, не урегулированной соответствующими
техническими регламентами.";
г) дополнить пунктом 9
следующего содержания:
"9. В целях выполнения
работ по подтверждению соответствия требованиям и документам в области стандартизации,
указанным в пунктах 6.2 и 6.3 настоящей статьи, органы по сертификации, испытательные
лаборатории (центры) обращаются в орган по аккредитации за получением аттестата
аккредитации на соответствующую область аккредитации либо на расширение области
аккредитации.".
Статья
2
Признать утратившими силу
абзацы третий - двадцатый подпункта "а" пункта 7, подпункт "б"
пункта 13 Федерального закона от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ "О внесении изменений
в Федеральный закон "О техническом регулировании" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2007, N 19, ст. 2293).
Президент Российской Федерации Д. Медведев
Москва, Кремль
30 декабря 2009 года
N 385-ФЗ