Полное меню
Бланк исходной информации БИИ-2
Бланк исходной информации БИИ-3
ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ БЛАНКОВ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ Бланки исходной информации БИИ-1, БИИ-2, БИИ-3 заполняются администрацией порта. Бланк БИИ-1 Пункт 1. Расчетный период принимается равным 5 годам. Пункт 2. Пояснения не требует. Пункт 3. Минимальный навигационный запас z1 определяется в зависимости от осадки судна и вида грунта в соответствии с Нормами технологического проектирования морских каналов. Пункт 4. Скорость судна на канале принимается в соответствии с требованиями Обязательного постановления по порту. Пункт 5. Скоростной запас z3 принимается в соответствии с Нормами технологического проектирования морских каналов. Пункт 6. Превышение нуля порта над нулем водомерного поста определяется по формуле ADH = Hв - Hп, (П.2.1) где Hв - отметка нуля водомерного поста в Балтийской системе, м; Hп - отметка нуля порта в Балтийской системе, м. Пункты 7, 8. В качестве расчетного судна выбирается судно, на которое были рассчитаны существующие габариты канала. Пункт 9. Шаг по осадке принимается равным 0,1 м. Пункт 10. Азимут канала - в бланк вносится меньшее из двух значений азимута. Бланк БИИ-2 Пункты 1, 2. Пояснений не требуют. Пункт 3. В качестве расчетной глубины Нр принимается минимальная глубина, ожидаемая с учетом заносимости канала на конец периода действия объявленной осадки. На каналах, где регулярные дноуглубительные работы обеспечивают стационарные глубины, в качестве расчетной может быть принята навигационная глубина Нр = Нн. Пункт 4. Заполняется на основании данных гидрометеостанции, обслуживающей порт, по срочным наблюдениям отдельно для каждого года из 5-летнего срока наблюдений. Отметка уровня DH отсчитывается от нуля водомерного поста. Значение высоты волны 3 %-ной обеспеченности HW берется максимальным, а отметка уровня DH - минимальной за суточный период наблюдений. Бланк БИИ-3 Графы 3, 5. Заполняются организацией, выполняющей расчет. Графы 1, 4. В расчет принимаются крупные суда, осадка которых не меньше осадки расчетного судна Т > Тр, и перевозимые ими грузы на планируемый год. Графа 2. Корреспондирующий порт - порт назначения при экспорте либо порт отправления при импорте. Графа 11. Имеется в виду нормативное время погрузочных работ, если груз экспортируется, или нормативное время разгрузочных работ при импорте. Графа 12. Расстояние между корреспондирующим портом и портом, для которого определяется объявленная осадка. Остальные графы бланка пояснений не требуют. ПРИЛОЖЕНИЕ 3
|
Содержание информации |
Обозначение |
Формат |
Примечание |
|
1 |
Количество лет расчета |
NGG |
2I1 |
|
|
Индекс признака печати |
ММI |
||
2 |
Название порта |
Е1, E2, E3, E4, E5 |
5A4 |
|
3 |
Навигационный запас |
z1 |
2F5.3 |
|
|
Скоростной запас |
z3 |
|
|
4 |
Отклонение уровня |
ADH |
F5.2 |
|
5 |
Длина расчетного судна |
DL |
F5.1 |
|
6 |
Осадка расчетного судна |
Т |
F5.2 |
|
7 |
Шаг по осадке |
DT |
F5.3 |
|
8 |
Азимут канала |
AZC |
F6.1 |
|
Примечание. Признак печати включает два индекса:
MMI Æ - рабочий вариант
1 - исследовательский вариант
Массивы исходных данных HW, AW, DH, входящие во второй блок, вводятся списком с именем и набиваются на перфокартах по формату NAMELIST. Пример перфорации показан в табл. П.4.2. В этой же таблице указан формат ввода дополнительных исходных данных, необходимых для второго блока.
Таблица П.4.3
Исходные данные для третьего блока
Содержание информации |
Обозначение |
Формат |
Примечание |
|
1 |
Количество судов i-го типа |
I |
I2 |
|
2 |
Количество грузопотоков j-го типа |
J |
I2 |
|
3 |
Массив индексов типа судна |
АМ(I) |
10I2 |
|
4 |
Массив числа судов i-го типа, работающих на j-м грузопотоке |
АМВ(I, J) |
10I1 |
|
5 |
Массив числа судо-заходов в порт за год |
AN(I, J) |
10I2 |
|
6 |
Массив водоизмещений i-го судна |
D(I) |
10F7.1 |
|
7 |
Массив грузоподъемности i-гo судна на j-м грузопотоке |
DGR(I, J) |
10F7.1 |
|
8 |
Массив скоростей судна |
V(I) |
10F5.2 |
|
9 |
Массив величин числа тонн на 1 см осадки |
Q(I) |
10F6.2 |
|
10 |
Массив нормы грузовых работ (выгрузка либо погрузка) |
VH(J) |
10F5.Æ |
|
11 |
Массив расстояний между портами |
S(I) |
10F5.Æ |
|
12 |
Расчетная осадка |
TP |
F5.2 |
|
Расчет выполнен для подходного канала Ильичевского морского порта. При расчете использованы сведения о гидрометеорологических условиях за 6 лет. Распечатки исходных данных и промежуточных результатов в настоящем примере для наглядности снабжены пояснительным текстом, который в рабочем варианте расчета не приводится. То же касается нумерации таблиц. Общие исходные данные приводятся в форме табл. П.5.1.
Таблица П.5.1
Исходные данные
Порт Ильичевск
Азимут канала АК = 108,0 град
Навигационный запас z1 = 0,530 м
Скоростной запас z3 = 0,150 м
Отклонение уровня AD = 0,0 м
Длина расчетного судна L = 158,0 м
Осадка расчетного судна T = 10,50 м
Шаг по осадке DT = 0,100 м
Кроме этого, для каждого года расчета печатаются данные в форме табл. П.5.2.
Таблица П.5.2
Исходные данные (продолжение)
Год расчета 1972
Продолжительность навигационного периода 298 дней
Расчетная глубина HR = 12,00 м
Скорость судна в канале VS = 6,00 уз
В табл. П.5.3 приводятся фрагменты распечаток массивов высот волн HW, азимутов волнения AW и отметки уровня DН, которые печатаются отдельно для каждого года расчета.
Таблица П.5.3
Массивы HW, AW, DH
Высота волны HW |
||||||
1.32 |
2.38 |
2.38 |
0.26 |
0.26 |
0.26 |
|
0.26 |
1.32 |
1.05 |
0.70 |
0.53 |
0.40 |
0.26 |
0.30 |
0.30 |
0.50 |
0.70 |
0.70 |
0.80 |
0.80 |
0.30 |
1.00 |
1.60 |
1.06 |
0.80 |
0.26 |
0.80 |
0.66 |
0.53 |
0.53 |
0.26 |
0.53 |
0.40 |
0.66 |
0.26 |
0.53 |
0.26 |
0.92 |
1.30 |
0.53 |
0.26 |
0.50 |
0.26 |
0.92 |
1.30 |
0.40 |
0.50 |
0.50 |
0.26 |
0.40 |
0.40 |
0.50 |
0.40 |
0.70 |
1.30 |
0.53 |
0.80 |
0.80 |
1.19 |
1.58 |
1.72 |
0.40 |
0.40 |
0.26 |
0.53 |
0.66 |
0.53 |
0.53 |
0.53 |
0.50 |
0.26 |
0.40 |
0.26 |
0.26 |
0.50 |
0.50 |
0.50 |
0.70 |
0.20 |
0.70 |
1.32 |
1.58 |
1.06 |
0.20 |
0.20 |
0.70 |
0.40 |
0.20 |
2.11 |
2.64 |
0.20 |
0.40 |
0.20 |
1.06 |
0.40 |
1.85 |
2.64 |
0.26 |
0.26 |
0.26 |
0.26 |
0.92 |
0.26 |
0.80 |
0.40 |
0.26 |
2.74 |
0.53 |
0.26 |
0.92 |
0.50 |
1.06 |
0.80 |
0.80 |
1.06 |
0.15 |
0.40 |
0.26 |
0.53 |
0.40 |
0.40 |
0.26 |
1.06 |
1.30 |
2.11 |
Азимут волнения AW |
||||||
90.00 |
90.00 |
18.00 |
18.00 |
36.00 |
36.00 |
18.00 |
108.00 |
36.00 |
36.00 |
36.00 |
36.00 |
36.00 |
36.00 |
36.00 |
36.00 |
18.00 |
18.00 |
90.00 |
108.00 |
36.00 |
18.00 |
36.00 |
18.00 |
18.00 |
36.00 |
16.00 |
18.00 |
36.00 |
36.00 |
36.00 |
36.00 |
108.00 |
90.00 |
90.00 |
90.00 |
90.00 |
90.00 |
18.00 |
90.00 |
36.00 |
90.00 |
36.00 |
36.00 |
36.00 |
36.00 |
36.00 |
36.00 |
36.00 |
108.00 |
90.00 |
36.00 |
36.00 |
36.00 |
18.00 |
36.00 |
90.00 |
90.00 |
18.00 |
18.00 |
18.00 |
18.00 |
18.00 |
36.00 |
90.00 |
108.00 |
18.00 |
18.00 |
36.00 |
108.00 |
108.00 |
36.00 |
36.00 |
90.00 |
36.00 |
36.00 |
90.00 |
90.00 |
18.00 |
36.00 |
90.00 |
36.00 |
108.00 |
108.00 |
18.00 |
108.00 |
90.00 |
36.00 |
36.00 |
36.00 |
18.00 |
108.00 |
108.00 |
90.00 |
36.00 |
90.00 |
108.00 |
108.00 |
18.00 |
108.00 |
108.00 |
18.00 |
108.00 |
18.00 |
108.00 |
36.00 |
18.00 |
36.00 |
108.00 |
18.00 |
108.00 |
18.00 |
108.00 |
90.00 |
90.00 |
90.00 |
90.00 |
36.00 |
36.00 |
108.00 |
90.00 |
90.00 |
108.00 |
108.00 |
36.00 |
36.00 |
Отметка уровня DН |
||||||
0.39 |
0.47 |
0.23 |
0.25 |
0.22 |
0.21 |
0.20 |
0.18 |
0.24 |
0.34 |
0.25 |
0.20 |
0.30 |
0.36 |
0.27 |
0.28 |
0.24 |
0.29 |
0.25 |
0.31 |
0.43 |
0.26 |
0.28 |
0.31 |
0.35 |
0.39 |
0.32 |
0.35 |
0.36 |
0.36 |
0.41 |
0.44 |
0.39 |
0.40 |
0.42 |
0.39 |
0.40 |
0.37 |
0.34 |
0.37 |
0.32 |
0.35 |
0.36 |
0.38 |
0.20 |
0.20 |
0.32 |
0.39 |
0.31 |
0.42 |
0.36 |
1.38 |
0.33 |
0.36 |
0.38 |
0.39 |
0.36 |
0.39 |
0.38 |
0.48 |
0.48 |
0.46 |
0.46 |
0.40 |
0.39 |
0.38 |
0.32 |
0.32 |
0.39 |
0.43 |
0.28 |
0.33 |
0.31 |
0.34 |
0.35 |
0.34 |
0.38 |
0.45 |
0.44 |
0.34 |
0.36 |
0.46 |
0.43 |
0.23 |
0.17 |
0.25 |
0.34 |
0.37 |
0.28 |
0.31 |
0.28 |
0.16 |
0.23 |
0.31 |
0.26 |
0.12 |
0.28 |
0.49 |
0.34 |
0.0 |
0.18 |
0.28 |
- 0.02 |
- 0.03 |
0.28 |
0.09 |
0.19 |
0.39 |
0.35 |
0.33 |
0.36 |
0.30 |
Все три массива табл. П.5.3 выводятся на печать по одной и той же схеме: входящие в них величины располагаются по строкам последовательно для каждых суток навигационного периода. Так, например, в массиве высот волн HW в первые сутки навигационного периода волна 3 %-ной обеспеченности имеет высоту 2,38 м, во вторые сутки - 1,32 м и т.д.
В табл. П.5.4 приводится результат расчета характеристик помех L и М. Программа «Помеха» рассчитывает эти величины для 20 значений объявленной осадки начиная со значения Тоб, при котором появляется первая помеха (в данном случае Тоб1 = 10,6 м). Из таблицы видно, что при объявленной осадке меньше 10,6 м помеха отсутствует, а начиная с Тоб = 11,8 м канал закрыт помехой в течение всего навигационного периода (298 сут.).
Таблица П.5.4
Статистические характеристики потока помех
Характеристика помех |
||||
Число б/р |
Суммарная продолжительность, сут |
Интенсивность |
||
подхода L, 1/сут |
длительности М, 1/сут |
|||
10.60 |
1. |
1. |
0.003 |
1.0000 |
10.70 |
3. |
4. |
0.010 |
0.7500 |
10.80 |
4. |
5. |
0.013 |
0.8000 |
10.90 |
6. |
8. |
0.020 |
0.7500 |
11.00 |
7. |
9. |
0.023 |
0.7778 |
11.10 |
7. |
9. |
0.023 |
0.7778 |
11.20 |
11. |
13. |
0.037 |
0.8462 |
11.30 |
18. |
23. |
0.060 |
0.7826 |
11.40 |
28. |
40. |
0.094 |
0.7000 |
11.50 |
37. |
83. |
0.124 |
0.4458 |
11.60 |
39. |
162. |
0.131 |
0.2407 |
11.70 |
15. |
275. |
0.050 |
0.0545 |
11.80 |
1. |
298. |
0.003 |
0.0034 |
11.90 |
1. |
298. |
0.003 |
0.0034 |
12.00 |
1. |
298. |
0.003 |
0.0034 |
12.10 |
1. |
298. |
0.003 |
0.0034 |
12.20 |
1. |
298. |
0.003 |
0.0034 |
12.30 |
1. |
298. |
0.003 |
0.0034 |
12.40 |
1. |
298. |
0.003 |
0.0034 |
12.50 |
1. |
298. |
0.003 |
0.0034 |
Таблицы по форме табл. П.5.4 выводятся на печать для каждого года расчета. После окончания расчета за последний год находятся средние значения интенсивностей подхода помехи Lср и ее длительности Мср, а также определяется зависимость среднего простоя судна П от объявленной осадки Тоб. Эти сведения печатаются в форме табл. П.5.5.
Таблица П.5.5
Средние значения за 6 лет
Интенсивность |
Простои судна, сут |
||
подхода, 1/сут |
длительности, 1/сут |
||
10.70 |
0.0061 |
0.9167 |
0.0073 |
10.80 |
0.0101 |
0.8667 |
0.0135 |
10.90 |
0.0161 |
0.8611 |
0.0217 |
11.00 |
0.0219 |
0.8843 |
0.0280 |
11.10 |
0.0256 |
0.7635 |
0.0439 |
11.20 |
0.0449 |
0.7611 |
0.0776 |
11.30 |
0.0640 |
0.6597 |
0.1471 |
11.40 |
0.0875 |
0.5366 |
0.3039 |
11.50 |
0.1098 |
0.3677 |
0.8121 |
11.60 |
0.1054 |
0.1992 |
2.6551 |
11.70 |
0.0661 |
0.0850 |
9.1454 |
11.80 |
0.0233 |
0.0257 |
35.1591 |
11.90 |
0.0039 |
0.0039 |
254.9218 |
12.00 |
0.0030 |
0.0030 |
334.2515 |
12.10 |
0.0030 |
0.0030 |
334.2515 |
12.20 |
0.0030 |
0.0030 |
334.2515 |
12.30 |
0.0030 |
0.0030 |
334.2515 |
12.40 |
0.0030 |
0.0030 |
334.2515 |
12.50 |
0.0030 |
0.0030 |
334.2515 |
Таблица П.5.6
Таблица исходных данных (по программе «Экономика»)
Номер грузопотока, б/р |
Тип судна, б/р |
Число судо-заходов в год в порт, б/р |
Водоизмещение судна, т |
Расчетная осадка, м |
Число тонн на 1 см осадки, т/см |
Грузоподъемность при расчетной осадке, т |
Валовая норма грузовых работ, т/сут |
Расстояние между портами, мили |
Средняя скорость судна на переходе, уз |
1 |
1 |
4 |
32404. |
11.50 |
52.00 |
31416. |
10000. |
1335. |
11.42 |
1 |
2 |
0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
1 |
3 |
32404. |
11.50 |
52.00 |
31416. |
10000. |
1400 |
11.42 |
2 |
2 |
0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
1 |
5 |
32404. |
11.50 |
52.00 |
31416. |
10000. |
1455. |
11.42 |
3 |
2 |
2 |
47240. |
11.50 |
56.80 |
40424. |
10000. |
1455. |
12.29 |
4 |
1 |
0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
2 |
1 |
47240. |
11.50 |
56.80 |
40424. |
15500. |
8800. |
12.29 |
5 |
1 |
0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5 |
2 |
1 |
47240. |
11.50 |
56.80 |
40424. |
15500. |
8800. |
12.29 |
В последней графе табл. П.5.5 приведены значения среднего простоя судна по гидрометеорологическим условиям в функции от объявленной осадки:
П = f(Toб). (П.5.1)
Из таблицы видно, что начиная с объявленной осадки Тоб = 12 м канал закрыт для прохода судов в течение 334,25 сут, т.е. в течение всего навигационного периода. (Среднее значение продолжительности навигационного периода за 6 лет составляет именно эту величину.)
Табл. П.5.6 содержит комплекс входных данных для программы «Экономика», рассчитывающей значения критериев эффективности r для каждой грузоперевозки и суммарного критерия R для всего порта (целевой функции задачи).
Таблица П.5.7
Целевая функция R при различных значениях объявленной осадки
Расчетная оптимальная объявленная осадка в порту Tоб = 11,30 м.
В табл. П.5.7 приведены окончательные результаты расчета - целевая функция R для всех 20 значений объявленной осадки. Из таблицы видно, что максимальное значение целевой функции
R = 55093 т/сут,
что соответствует расчетной оптимальной объявленной осадке
= 11,30 м.
В связи с тем что в период расчета на Ильичевском подходном канале минимальная глубина была увеличена с 12,0 до 12,2 м, к расчетной объявленной осадке водится поправка на изменение глубин по формулам:
dH = Н - Hр = 12,2 - 12,0 = 0,2 м;
Tоб = + dH = 11,3 + 0,2 = 11,5 м.
Эта осадка и была объявлена администрацией порта.
Расчет выполнен для подходного канала порта Ильичевск. Данные о гидрометеорологических условиях и рассчитанные в соответствии с ними значения среднего простоя судна в функции от объявленной осадки приняты по результатам предыдущего примера. Причем в табл. П.5.5 внесена поправка, учитывающая изменение глубины канала за счет выполненных дноуглубительных работ на 0,2 м - с 12,0 до 12,2 м.
Для расчета приведенных затрат используются данные о фактических перевозках советскими судами с осадкой, превышающей расчетную, за 10 месяцев 1982 г. Необходимые сведения приведены в табл. П.6.1.
Таблица П.6.1
Работа крупных судов в порту Ильичевск за 10 месяцев 1982 г.
Балансовая стоимость судна Б, руб. |
Наименование груза и норма грузовых работ М, т/ч |
Рейс |
Ходовое время tх, сут |
Себестоимость содержания судна S, руб./сут |
Число рейсов |
||
на ходу |
на стоянке |
||||||
«Маршал Буденный» |
18974000 |
Бокситы 770 |
Из порта Картье |
10.0 |
15945 |
13715 |
1 |
«Николай Вознесенский» |
8500000 |
Уголь 630 |
В Югославию |
3.0 |
7468 |
5754 |
1 |
«Ион Солтыс» |
17445000 |
Трубы б.д. 227 |
Из Сингапура |
12.28 |
11877 |
9656 |
1 |
«Совфрахт» |
7500000 |
Зерно 180 |
Из Аргентины |
28.0 |
3693 |
3068 |
2 |
Результаты расчета приведенных затрат на перевозку 1 т груза по формулам (2.2), (2.3) и (2.4) для каждого рейса при различных значениях объявленной осадки приводятся в табл. П.6.2 - П.6.5.
Таблица П.6.2
«Маршал Буденный» - перевозка бокситов
11.3 |
11.5 |
11.6 |
11.7 |
|
2. Грузоподъемность при этой осадке Q, т |
57864 |
59600 |
60468 |
61336 |
3. Средний простой судна по гидрометеоусловиям П, сут |
0.044 |
0.147 |
0.304 |
0.812 |
4. [(tст + П)Sст]:Q |
0.753 |
0.776 |
0.811 |
0.924 |
5. (txSx):Q |
2.756 |
2.675 |
2.637 |
2.600 |
6. (4) + (5) = С |
3.509 |
3.451 |
3.448 |
3.524 |
7. З1 = С + 0,15 |
5.284 |
5.200 |
5.198 |
5.230 |
Таблица П.6.3
«Николай Вознесенский» - перевозка угля
1. Объявленная осадка Тоб, м |
11.3 |
11.5 |
11.6 |
11.7 |
2. Грузоподъемность при этой осадке Q, т |
33895 |
34835 |
35305 |
35775 |
3. Средний простой судна по гидрометеоусловиям П, сут |
0.044 |
0.147 |
0.304 |
0.812 |
4. [(tст + П)Sст]:Q |
0.388 |
0.405 |
0.430 |
0.511 |
5. (txSx):Q |
0.661 |
0.643 |
0.635 |
0.626 |
6. (4) + (5) = С |
1.049 |
1.048 |
1.065 |
1.140 |
7. З2 = С + 0,15 |
1.594 |
1.595 |
1.623 |
1.743 |
Таблица П.6.4
«Ион Солтыс» - перевозка труб большого диаметра
1. Объявленная осадка Тоб, м |
11.3 |
11.5 |
11.6 |
11.7 |
2. Грузоподъемность при этой осадке Q, т |
43450 |
44586 |
45154 |
45722 |
3. Средний простой судна по гидрометеоусловиям П, сут |
0.044 |
0.147 |
0.304 |
0.812 |
4. [(tст + П)Sст]:Q |
1.782 |
1.804 |
1.837 |
1.944 |
5. (txSx):Q |
3.357 |
3.271 |
3.230 |
3.190 |
6. (4) + (5) = С |
5.139 |
5.075 |
5.067 |
5.134 |
7. З3 = С + 0,15 |
8.488 |
8.389 |
8.380 |
8.503 |
Таблица П.6.5
«Совфрахт» - перевозка зерна
11.3 |
11.5 |
11.6 |
11.7 |
|
2. Грузоподъемность при этой осадке Q, т |
36982 |
38006 |
38518 |
39030 |
3. Средний простой судна по гидрометеоусловиям П, сут |
0.044 |
0.147 |
0.304 |
0.812 |
4. [(tст + П)Sст]:Q |
0.747 |
0.722 |
0.734 |
0.744 |
5. (txSx):Q |
2.796 |
2.721 |
2.685 |
2.649 |
6. (4) + (5) = С |
3.543 |
3.443 |
3.419 |
3.423 |
7. З4 = С + 0,15 |
6.594 |
6.439 |
6.397 |
6.412 |
По данным таблиц находим значения суммарных приведенных затрат по всем рейсам для каждого значения объявленной осадки:
SЗ(Т) = З1 + З2 + З3 + 2З4
(«Совфрахт» выполнил два рейса, остальные суда - по одному).
Результаты расчетов по этой формуле представлены в табл. П.6.6.
Таблица П.6.6
Значения суммарных приведенных затрат при различных объявленных осадках
Тоб, м |
З, руб. |
11.3 |
28.55 |
11.5 |
28.06 |
11.6 |
28.00* |
11.7 |
28.30 |
Из таблицы видно, что отмеченное звездочкой минимальное значение суммарных приведенных затрат при заданной расстановке судов соответствует объявленной осадке Тоб = 11,6 м, которая в данном случае является оптимальной.
Экономический эффект от внедрения настоящего Руководства может быть определен только для конкретного порта при известном (планируемом) грузопотоке и наличии статистических данных о гидрометеорологической обстановке.
Приводимый ниже расчет выполнен для порта Ильичевск, где в 1978 г. проводилось опытное внедрение Руководства. Этому году соответствуют принятые в расчете исходные данные. Расчет дает представление об экономической целесообразности использования Руководства в практической деятельности портов и пароходств.
С помощью критерия приведенных затрат сопоставляются потери от простоя крупнотоннажных судов в ожидании благоприятных условий для проводки с эффектом, получаемым от увеличения загрузки этих судов.
Определение годового экономического эффекта произведено в соответствии с Методикой определения экономической эффективности использования в народном хозяйстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложении (М., 1981) и основывается на сопоставлении приведенных затрат по базовой и новой технологии.
В приводимом примере под базовой технологией понимается перевозка руды судами типа «Зоя Космодемьянская» при объявленной осадке судов Тоб = 11,0 м, существовавшей в порту Ильичевск до выполнения расчетов по методике настоящего Руководства, под новой технологией - перевозка того же груза при новом значении объявленной осадки Тоб = 11,3 м, рекомендованной в соответствии с Руководством.
Экономический эффект достигается за счет возможного увеличения грузоподъемности судов этого типа на 1700 т при увеличении их осадки на 30 см. При этом исключается необходимость выполнения дополнительных дноуглубительных работ.
Приведенные затраты определяются как сумма себестоимости и нормативной прибыли:
где З - приведенные затраты на единицу продукции (в данном случае - на 1 т перевозимого груза), руб.;
С - себестоимость единицы продукции (перевозка 1 т груза), руб.;
К - удельные капиталовложения в производственные фонды (при перевозке 1 т груза);
Ен - нормативный коэффициент эффективности капиталовложений (принимаемый для всего народного хозяйства Ен = 0,15).
Годовой экономический эффект от внедрения новой технологии (в данном случае от перевозки грузов при новой объявленной осадке) определяется по формуле
Э = (З1 - З2)А2 - ЕнSнир, (П.7.2)
где Э - годовой экономический эффект, руб.;
З1 и З2 - приведенные затраты на 1 т перевозимого груза по базовой и новой технологии, определяемые по формуле (П.7.1), руб.;
А2 - годовой объем производства продукции (перевозки груза) по новой технологии в расчетном году в натуральных единицах;
Sнир - себестоимость научно-исследовательской разработки.
В расчете учтен эффект только по советским судам типа «Зоя Космодемьянская», перевозившим в 1978 г. руду в Японию.
Расчет экономических показателей
Наименование показателей |
Обозначение и формула |
Показатель |
|
Базовый вариант |
Внедряемый вариант |
||
1. Объявленная осадка, м |
Тоб |
11,0 |
11,3 |
2. Балансовая стоимость, руб. |
Б |
24,58×106 |
24,58×106 |
3. Число рейсов |
п |
16 |
16 |
4. Загрузка судна, т |
Q |
42900 |
44600 |
5. Дальность перевозки, мили |
l |
8732 |
8732 |
6. Средняя скорость судна, миль/сут |
v |
259 |
259 |
7. Ходовое время, сут |
tх = |
33,70 |
33,70 |
8. Средний простой судна по гидрометеоусловиям, сут |
П |
0,03 |
0,15 |
9. Нормы грузовых работ, т/ч: |
|
|
|
при погрузке |
Мп |
390 |
390 |
при выгрузке |
Мв |
830 |
830 |
10. Стояночное время, сут |
tст = |
4,58 |
4,76 |
11. Себестоимость содержания судна, руб./сут: |
|
|
|
на ходу |
Sx |
9516 |
9516 |
на стоянке |
Sст |
8707 |
8707 |
12. Эксплуатационные расходы за один рейс, руб. |
Рэ = Sxtх + Sстtст |
360567 |
362135 |
13. Себестоимость перевозки 1 т руды, руб./т |
Сэ = |
8,40 |
8,12 |
14. Удельные капиталовложения на перевозку 1 т руды, руб./т |
|
60,09 |
58,07 |
15. Годовой объем перевозки руды, т |
A = nQ |
686400 |
713600 |
16. Себестоимость научно-исследовательской работы, руб. |
Sнир |
- |
25000 |
17. Приведенные затраты, руб./т |
З = С + 0,15К |
17,413 |
16,830 |
По результатам таблицы и в соответствии с формулой (П.7.2) годовой экономический эффект от внедрения Руководства в Ильичевском морском порту составляет:
Э = (17,413 - 16,830)713600 - 0,15×25000; Э = 412279 руб.
В том числе от снижения себестоимости:
Эс = (8,40 - 8,12)713600 = 199808 руб.
Полученный экономический эффект учитывает совместное влияние потерь от простоя крупных судов в ожидании благоприятных метеорологических условий для проводки по каналу и дополнительного дохода от увеличения загрузки судов.
СОДЕРЖАНИЕ
Расположен в: |
---|
Источник информации: https://internet-law.ru/stroyka/text/11095
На эту страницу сайта можно сделать ссылку:
На правах рекламы:
© Антон Серго, 1998-2024.
|
Разработка сайта |
|