Государственный проектно-изыскательский и научно-
исследовательский институт морского транспорта
"Союзморниипроект"
Ленинградский филиал
«ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ»
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ
В АТМОСФЕРУ В МОРСКИХ ПОРТАХ
РД 31.06.06–86
1986 г.
МИНИСТЕРСТВО
МОРСКОГО
ФЛОТА
(МИНМОРФЛОТ)
103759 Москва, Жданова, 1/4
от 24.04.86 № ГФ-16/6-799
по №_________________
О введении РД 31.06.06-86
|
Руководителям
организаций
и
предприятий ММФ
(по
списку)
|
Главфлотом ММФ утвержден руководящий нормативный документ
"Методика расчета выбросов вредных веществ в атмосферу в морских
портах" РД 31.06.06-86 (взамен РТМ 31.3014-77).
Руководящий нормативный документ устанавливает единую методику
расчета выбросов вредных веществ в атмосферу от загрязняющих источников морских
портов и обоснование организационно-технических мероприятий, направленных на
уменьшение количества этих выбросов.
Для внедрения РД 31.06.06-86
ПРЕДЛАГАЮ:
1. РД 31.06.06-86 ввести в
действие с 1 октября 1986 года.
2. Начальникам морских портов
внедрить РД 31.06.06-86 в установленном порядке.
3. Директору Ленморниипроекта
обеспечить издание и рассылку документа заинтересованным предприятиям и
организациям.
4. Контроль за
соблюдением требований РД 31.06.06-86 возложить на отдел Новой техники и
технологии Главфлота.
Зам. начальника Главфлота В.Г.
Куриленко
РАЗРАБОТАН
Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом
морского транспорта (Союзморниипроект)
Ленинградским
филиалом (Ленморниипроектом)
Главный
инженер В.А. ФИРСОВ
Главный
инженер проекта Б.Е. КЕРШТЕЙН
Руководитель
разработки с.н.с., к.т.н. М.К. МАЦКЕВИЧ
Ответственный
исполнитель - главный специалист К.И. БУНИН
Исполнитель
- инженер Н.М. ПОРВАТОВА
СОГЛАСОВАН Главной геофизической обсерваторией им.
А.И. Воейкова
Заместитель
директора С.И. ЗАЧЕК
МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА
СОГЛАСОВАНА
письмом
от 17.03.86 г.
№
50-54-88 начальника управления
нормирования
и надзора за
выбросами
в природную среду
Госкомгидромета
СССР
В.П.
АНТОНОВЫМ
|
УТВЕРЖДЕНА
заместителем
начальника
Главфлота
В.Г. КУРИЛЕНКО
23
апреля 1986 г.
|
МЕТОДИКА РАСЧЕТА ВЫБРОСОВ
ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ
В МОРСКИХ ПОРТАХ
|
РД 31.06.06-86
Взамен РТМ 31.3014-77
|
Срок
введения в действие
установлен с 1 октября 1986 г.
Настоящий руководящий документ устанавливает методы расчета
валовых годовых и секундных выбросов вредных веществ в атмосферу объектами порта
и транспортными судами и подготовки исходных данных для расчета рассеивания
выбросов в атмосферу.
Руководящий документ распространяется на расчеты выбросов вредных
веществ в атмосферу при разработке норм временно согласованных выбросов (ВСВ) и
предельно допустимых выбросов (ПДВ), инвентаризации источников выбросов,
составлении статистической отчетности по охране атмосферного воздуха, а также
при разработке проектно-сметной документации.
Руководящий документ не распространяется на расчеты выбросов при хранении
и перегрузке жидких и газообразных химических грузов.
1.1. Расчеты выбросов вредных
веществ в атмосферу должны на основе анализа технологических процессов
выполняться:
методом материального баланса;
по результатам измерения параметров выбросов;
по техническим характеристикам вентиляционных систем, приводимых в
их паспортах.
1.2. Метод материального
баланса для расчета выбросов следует применять при отсутствии паспортов вентиляционных
систем и возможности провести измерения параметров выбросов.
2.1. Источники выбросов
классифицированы применительно к задачам нормирования выбросов и расчета
рассеивания веществ в атмосферу на ЭВМ по программе "Эфир".
2.2. По характеру выбросов
источники подразделяются на организованные и неорганизованные.
К первым относятся источники, в которых выброс поступает в
атмосферу через специальные газоходы, трубы и воздуховоды, что позволяет применить
газоочистные и пылеулавливающие установки. Через неорганизованные источники
выбросы поступает в атмосферу в виде ненаправленных потоков газо- или
пылевоздушной смеси.
2.3. По степени подвижности
источники делятся на стационарные и передвижные (транспортные); по
геометрическим характеристикам на точечные, линейные, плоскостные.
2.4. По составу выбросы делятся
на основные (пыль, сернистый газ, окись углерода, окислы азота) и прочие.
Таблица
2.1
Источники выбросов веществ в атмосферу
Наименование источников
|
признаки источников
|
организованный
|
неорганизованный
|
стационарный
|
передвижной (транспортный)
|
Технологические
перегрузочные комплексы
|
|
+
|
+
|
|
Суда
транспортного флота
|
+
|
+
|
+
|
|
Суда
портового флота
|
|
+
|
|
+
|
Внутрипортовая
(малая) механизация (подъемно-транспортные машины с ДВС)
|
|
+
|
|
+
|
Автомобильный
транспорт
|
|
+
|
|
+
|
Резервуары
для хранения нефтепродуктов
|
+
|
|
+
|
|
Грузовые
танки танкеров и плавбункеровщиков, топливные танки сухогрузных судов
|
+
|
|
+
|
|
Автозаправочные
|
+
|
|
+
|
|
Гаражи
для автомобилей и средств малой механизации
|
+
|
|
+
|
|
Мастерские
(сварочные посты, холодная обработка металлов, покраска и т.д.)
|
+
|
|
+
|
|
Пождепо
|
+
|
|
+
|
|
Сварка
и газорезка металлов вне зданий
|
|
+
|
+
|
|
Деревообрабатывающие
цеха (участки)
|
+
|
|
+
|
|
Асфальтосмесители
|
+
|
|
+
|
|
Котельные
|
+
|
|
+
|
|
2.5. Перечень источников
выбросов, характерных для морских торговых портов, приведен в табл. 2.1.
2.6. Все неорганизованные и передвижные
источники для расчета рассеивания их выбросов на ЭВМ должны быть представлены
как организованные стационарные (точечные, линейные, плоскостные) в
соответствии с указаниями, приведенными в разделе 3.
3.1.
Исходными данными для расчета выбросов вредных веществ и их рассеивания в
атмосферу являются:
годовые и секундные количества топлива и материалов, потребляемые
источниками выбросов;
объем газовоздушной смеси и ее температура;
геометрические характеристики источников выбросов (диаметр устья и
высота для точечного источника, длина и ширина для плоскостного, длина для
линейного);
координаты, определяемые по генплану предприятия или по
карте-схеме (точечного источника, центра плоскостного, конца линейного).
3.2. Исходные данные
устанавливаются для всех источников, как организованных, так и
неорганизованных, независимо от того оснащены они очистными установками или
нет.
3.3. Транспортный флот.
3.3.1. Годовой расход топлива
судами транспортного флота Втф вычисляется по формуле
, т/год (3.1)
где bi - нормативный расход топлива на стоянке судами данного типа,
т/сутки, определяемый по "Унифицированным техническим нормативам по расходу
топлива и масел для транспортных судов ММФ", РД 31.27.21-82;
Тi - валовое время стоянки судов данного типа, судосутки/год;
Ki - коэффициент, учитывающий электроснабжение судов данного типа от
береговой электросети.
где n¢i - количество
транспортных судов данного типа, не подключенных к береговой электросети;
ni - общее количество транспортных судов данного типа, находящихся в
порту.
Типы судов, число судозаходов и валовое время стоянки по типам
судов принимаются по материалам диспетчерской службы портов; определение типа
конкретного судна осуществляется по "Классификации сухогрузных судов"
(приложение к приказу ММФ № 180 от 09.08.83 г.) или "Списку наливных
судоходных судов ММФ" (приложение к приказу ММФ № 151 от 14.08.79 г.).
3.3.2. Валовые секундные
расходы топлива отдельным транспортным судном, стоящим у причала или на
внутреннем рейде, определяются по суточным (часовым) нормативам из расчета
равномерного использования топлива в течение суток (часа).
3.3.3. Выброс в атмосферу
газовоздушной смеси (влажных продуктов сгорания, содержащих сухие газы и водные
пары, образующиеся в результате сгорания водорода и испарения влаги топлива)
определяется по формуле ("Расчет котельных агрегатов. Нормативный
метод" М., 1973).
, м3/с (3.2)
где b -
нормативный расход топлива, кг/с;
Vp - суммарный объем влажных продуктов сгорания; для жидкого
топлива, используемого на транспортных судах, принимается равным 11 м3/кг
топлива;
a - коэффициент избытка воздуха, равный
1,4-1,7 в зависимости от марки двигателя;
Тг - температура газовоздушной смеси на выходе из
трубы, при отсутствии данных принимается равной 180 °С.
3.3.4. Геометрические
характеристика судна, как стационарного точечного источника выбросов, устанавливаются
по справочникам морских транспортных судов Минморфлота и дополнениям к ним или
по материалам механико-судовой службы пароходства.
Транспортные суда, стоящие на внутреннем рейде, в зависимости от
их количества и расстановки принимаются как отдельные точечные источники или
совместно, как один плоскостной.
3.3.5. Координаты транспортных
судов определяются по расчетной расстановке судов.
3.3.6. Исходные данные,
перечисленные в п. 3.1, для иностранных
судов принимаются по советским судам, имеющим одинаковый дедвейт с
иностранными.
3.4. Портовой флот.
3.4.1. Годовое количество
топлива, потребленное судами портового флота, устанавливается по документам
материальной отчетности.
3.4.2. Расчетный максимальный
секундный расход отдельных видов топлива судами портового флота bпф определяется по формуле
, г/с (3.3)
где к -
коэффициент неравномерности работы порта;
Впф - расход топлива
судами портового флота, т/год;
Тф - фактическое время работы портового флота, сутки.
Коэффициент неравномерности "к" равен отношению
максимального месячного судооборота (по прибытию) к среднемесячному судообороту
за год.
3.4.3. Суда портофлота работают
на всей акватории порта, поэтому, при разработке задания на расчет рассеивания
вредных веществ в атмосфере на ЭВМ, их следует представлять в виде одного или
нескольких плоскостных источников. В этом случае отпадает необходимость в
определении объема и температуры газовоздушной смеси и скорости выхода ее из
труб.
Ширина и длина расчетного прямоугольника зависят от площади
акватории (в границах порта), на которой перемещаются суда портофлота.
Координаты центра источника (прямоугольника) определяются по карте-схеме порта,
высота принимается равной средней отметке верха труб судов при их осадке по
ватерлинию.
3.5.
Внутрипортовая механизация (подъемно-транспортные машины с двигателями
внутреннего сгорания).
3.5.1. Годовой расход топлива
подъемно-транспортными машинами определяется по документам материальной
отчетности.
3.5.2. Внутрипортовая
механизация принимается в задании на расчет рассеивания на ЭВМ как плоскостной
источник. Площадь источника в зависимости от категорийности порта и взаимного
расположения грузовых районов (участков) может охватывать территорию всего
порта, района (участка) или отдельного технологического перегрузочного
комплекса.
Количество машин, одновременно работающих в границах площади
источника, определяется по рабочим технологическим картам, составленным на
период наиболее напряженной работы порта. Секундный расход топлива источником
определяется по формуле
, г/с (3.4)
где bi - норма расхода топлива машиной i-го типа, г/с; принимается по
утвержденным в порту "Нормам расхода топлива для подъемно-транспортных и
дорожно-строительных машин";
ni - количество машин i-ого типа, одновременно работающих в
границах площадки источника.
3.5.3. Валовый секундный выброс
внутрипортовой механизации, представленной в задании на расчет рассеивания на
ЭВМ как один плоскостной источник, занимающий территорию порта или грузового
района, допускается определять по формуле
, г/с (3.5)
где Ввм - расход топлива машинами, т/год;
к, Тф - то же, что и в формуле (3.3.).
3.5.4. При наличии на балансе
порта тепловозов валовой годовой расход дизельного топлива принимается по
документам материальной отчетности, а валовой
секундный bт - по формуле
, г/с (3.6)
где к -
коэффициент неравномерности работы порта;
Вт - годовой расход топлива тепловозами, т/год;
Тм - общее время маневровой работы тепловозов, час/год;
Тепловозы при составлении задания на расчет рассеивания на ЭВМ
рассматривать как плоскостной источник, занимающий территорию порта, на которой
расположены железнодорожные пути.
3.6. Автомобильный транспорт.
3.6.1. Параметры
автотранспорта, как источника выбросов, а также
количество топлива, расходуемого автомобилями, работающими в составе ПТМ технологических
перегрузочных комплексов и на территории порта, определяются в соответствии с
п. 3.5.
3.6.2. Количество топлива,
израсходованного автомобилями, занятыми на перевозках вне территории порта, рассчитывается
по методическим указаниям "Расчеты выбросов вредных веществ автомобильным
транспортом", разработанным Институтом комплексных транспортных проблем
(ИКТ) и Управлением нормирования Госкомгидромета.
3.7. Перегрузка и хранение
нефтепродуктов.
3.7.1. Источниками выбросов
веществ (углеводородов) в атмосферу при перегрузке и хранении нефтепродуктов в
морских портах могут быть:
резервуары для хранения нефтепродуктов;
грузовые танки танкеров, плавбункеровщиков и топливные танки
сухогрузных судов;
заправочные станции.
3.7.2. Количество выбросов
углеводородов зависит от сорта нефтепродуктов, срока и способов их хранения,
температуры, оборудования, производительности перекачивающих насосов и сливных
трубопроводов. Эти данные, наряду со сведениями об объемах перекачиваемых и
хранимых нефтепродуктов, являются исходными данными для расчета годовых и
секундных выбросов в атмосферу и должны быть получены при инвентаризации
источников выбросов.
3.7.3. Годовое количество
нефтепродуктов, поступающих в резервуары нефтебаз, находящихся на балансе
морских портов, и перегружаемых на танкера, плавбункеровщики, транспортные суда и т.д., определяются по квартальным отчетам по форме № 4-СМ.
Годовое количество топлива, получаемое и выдаваемое заправочными станциями в
грузовых районах портов, определяется по документам материально-технической
отчетности.
3.7.4. Резервуары с
нефтепродуктами рассматриваются как высотные плоскостные источники. В качестве
локального источника выброса принимается дыхательный патрубок резервуара. В
один источник объединяются близкорасположенные резервуары, обычно из общего
обвалования, имеющие одинаковую высоту.
При наливе нефтепродуктов в танкеры и плавбункеровщики все
грузовые танки судна объединяются в один плоскостной источник, площадь которого
равна проекции суммарной площади танков на горизонтальную плоскость.
При бункеровке сухогрузных судов дыхательный клапан топливного
танка принимается за точечный источник.
Сливные эстакады и заправочные станции рекомендуется рассматривать
как плоскостные источники; размеры площади, занимаемой источником, определяются
по генплану.
3.8. Вентиляционные выбросы.
3.8.1. Рассматриваются как
организованные точечные источники. Геометрические характеристики источников,
объем выделяемой газовоздушной смеси и ее температура определяются по паспортам
вентиляционных систем и газоочистных установок.
Годовые и секундные расходы материалов определяются в соответствии
с указаниями пункта 3.11.2.
3.9. Дымовые трубы котельных.
3.9.1. Принимаются как точечные
источники.
Исходные данные для расчета выбросов и их рассеивания в атмосфере
устанавливаются по паспортам котельных агрегатов.
Годовые расходы топлива определяются по отчетным документам,
секундные - по часовой потребности котлоагрегатов в топливе при их максимальной
нагрузке.
Для котельных, работающих по отопительному графику, расчетный
секундный расход топлива определяется для двух вариантов работы:
при средней максимальной температуре наиболее жаркого месяца;
при средней температуре наружного воздуха наиболее холодной
пятидневки обеспеченностью 92 %.
3.10. Определение исходных
данных при проектировании.
3.10.1. Для проектируемых
объектов все исходные данные, необходимые при расчетах выбросов веществ и их
рассеивания в атмосфере, определяются в процессе разработки соответствующих
частей проекта (архитектурно-строительной, технологической,
санитарно-технической и др.).
3.11. Мелкие неорганизованные
источники.
3.11.1. К этим источникам
относятся сварочные посты, расположенные вне зданий, площадки для резки
металла, участки распиловки древесины и т.д.
3.11.2.
Годовое количество использованных источниками выбросов материалов выбирается из
документов материальной отчетности.
Секундные расходы материалов определяются по технологическим
операциям, в которых используются эти материалы.
3.11.3. Для расчета загрязнения
атмосферы мелкие неорганизованные источники представляются как площадные низкие
источники, геометрические характеристики которых принимаются на основе анализа
работы источника по карте-схеме или генеральному плану порта.
4.1. Количество вредных
веществ, выбрасываемых в атмосферу источниками в порту, рассчитывается по
материальному балансу технологических процессов или количеству используемого
топлива и, в общем случае, равно произведению массы израсходованного в
технологическом процессе материала или использованного топлива на удельный
выброс.
4.2. Удельные выбросы при
сжигании топлива в судовых энергетических установках и двигателях внутреннего
сгорания машин (автопогрузчиков, контейнеровозов, ролл-трейлеров и т.п.)
принимаются по табл. 4.1.
Таблица 4.1.
Удельные выбросы судами и машинами, кг на тонну топлива
Вредные вещества
|
Топливо
|
дизельное
|
бензин
|
мазут
|
Сернистый
ангидрид
|
3,9
|
0,83
|
40,8
|
Окись
углерода
|
25,6
|
375
|
5,3
|
Окислы
азота
|
68,06
|
83,33
|
10,7
|
Углеводороды
|
18,05
|
229,2
|
-
|
Сажа
|
6,11
|
1,25
|
-
|
Зола
|
-
|
-
|
0,5
|
Примечание: Для судов
портового флота, оборудованных паросиловыми установками, работающими на угле,
удельные выбросы определяются в соответствии с указаниями п. 4.6.1.
4.3. Количество вредных
веществ, выделяемых в атмосферу при работе автотранспорта, определяется в
соответствии с "Методическими указаниями по расчету выброса вредных
веществ автомобильным транспортом", утвержденными Госкомгидрометом СССР 6
октября 1983 года (М., Гидрометеоиздат., 1985).
4.4. Выбросы углеводородов при
перегрузке и хранении нефтепродуктов.
4.4.1. Рассчитываются в
соответствии с "Временной методикой по определению выбросов в атмосферу на
предприятиях Госкомнефтепродукта СССР", утвержденной Госкомнефтепродуктом
СССР 19.10.82 г.
4.4.2. При эксплуатации
резервуаров количество углеводородов, выбрасываемых в атмосферу за год из
одиночного резервуара или группы резервуаров при хранении бензинов,
определяется суммированием квартальных потерь нефтепродуктов, рассчитываемых,
исходя из "Норм естественной убыли нефтепродуктов при приеме, отпуске и
хранении", по формуле
, т (4.1)
где n1 - норма естественной убыли нефтепродуктов при хранении до 1
месяца для соответствующих зоны и периода года, кг/т;
n2 - норма естественной убыли нефтепродуктов при хранении свыше 1
месяца для соответствующих зоны и периода года, кг/т.мес.;
t - продолжительность хранения
за вычетом 1 месяца, мес.;
если продолжительность хранения менее 1 месяца, то норма n2 не учитывается (n2 = 0);
Gn - количество нефтепродуктов, поступивших в резервуар или группу
резервуаров в течение квартала, т.
Валовый секундный выброс углеводородов при наливе в резервуары
("большом дыхании") следует определять по формуле
, г/с (4.2)
где Gс.н. - производительность налива, м3/час;
qуд. = 560 г/м3 -
удельный выброс бензина при наливе в резервуар.
При сливе бензинов из резервуаров (малые дыхания) удельный выброс
для летнего периода следует принимать равным - 100 г/м3.
Годовые выбросы углеводородов при хранении темных нефтепродуктов
принимаются равными потерям нефтепродуктов при хранении и определяется по
формуле
, т (4.3)
где vгод - объем нефтепродукта, поступившего в резервуар за год, м3;
qt - удельные выбросы при наливе 1 м3 продукта при его
среднегодовой температуре, т/м3 (таблица 4.2).
Таблица
4.2.
Удельные выбросы углеводородов при наливе нефтепродуктов в
резервуары
Нефтепродукты
|
Удельные выбросы 10-6
т/м3 при температуре
|
25 °С
|
50 °С
|
75 °С
|
Керосин
|
30
|
70
|
110
|
Дизтопливо
|
20
|
47
|
74
|
Мазут
|
16
|
38
|
60
|
Масла
|
4
|
8
|
14
|
Валовой секундный выброс при наливе нефтепродуктов в резервуар
принимается равным
, г/с (4.4.)
где Qт.н. - производительность налива, м3/час;
qt - удельный выброс при наливе в
резервуар, г/м3.
4.4.3. Количество выбросов
углеводородов при наливе в грузовые танки танкеров светлых нефтепродуктов
определяется в соответствии с "Нормами естественной убыли нефти и
нефтепродуктов при отпуске в железнодорожные цистерны и нефтеналивные суда из
резервуаров наливных станций магистральных трубопроводов" по формуле
, т/год (4.5)
где n1 и n2, G1 и G2 - соответственно нормы естественной убыли и количество
отгруженного продукта в осенне-зимний и весенне-летний периоды, кг на тонну
нефтепродуктов.
Валовой секундный выброс углеводородов при наливе светлых
нефтепродуктов в танкеры определяется по формуле 4.2.
Расчет выбросов в атмосферу при наливе темных нефтепродуктов
производится по формуле 4.3. и 4.4.
4.4.4. Для заправочных станций
в грузовых районах порта годовое количество выбросов углеводородов при операциях
с бензином определяется при значении удельного выброса равного 1 кг/м3
выдаваемого бензина.
Валовой секундный выброс определяется по производительности
топливораздаточных устройств и значению удельного выброса 0,5 кг/м3
выдаваемого бензина.
Валовое годовое количество выбросов углеводородов при операциях с
дизельным топливом принимается разным произведению объема выдаваемого
дизтоплива на удвоенную величину удельного выброса, принимаемого по табл. 4.2.
Валовой секундный выброс определяется по производительности
топливораздаточных устройств и удельному выбросу, принимаемому по табл. 4.2.
4.5. Выбросы от мелких
неорганизованных источников и вентиляционные выбросы.
4.5.1. Рассчитываются по
материальному балансу технологических процессов. Их количество равно
произведению использованных материалов на удельные выбросы вредных веществ в
атмосферу.
4.5.2. Значения выбросов вредных
веществ при сварке и резке металлов приведены в табл. 4.3. и 4.4.
Таблица
4.3.
Удельные выбросы вредных веществ при электросварочных работах
Процесс сварки
|
Сварочный материал
|
Количество вредных
веществ, г на кг, расходуемых сварочных материалов
|
Пыль
|
Аэрозоли в составе пыли
|
Газ HP
|
Мn
|
CrO3
|
Cr2O3
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Ручная
с применением электродов с покрытием руднокислого типа
|
УОНИ
13/45
|
14
|
0,5
|
-
|
-
|
1,0
|
УОНИ
13/55
|
18
|
1,1
|
-
|
-
|
2,3
|
АНО-3
|
6
|
0,9
|
-
|
-
|
-
|
АНО-6
|
16
|
2,0
|
-
|
-
|
-
|
АНО-7
|
12
|
1,5
|
-
|
-
|
-
|
АЭС-3
|
15
|
0,4
|
-
|
-
|
-
|
АЗС-4
|
9
|
1,1
|
-
|
-
|
-
|
МР-3
|
10
|
1,3
|
-
|
-
|
0,4
|
ЦЛ-17
|
10
|
0,6
|
0,17
|
-
|
-
|
ЭА-606/11
|
12
|
0,7
|
0,39
|
0,3
|
-
|
ЭА-400/10У
|
6
|
0,4
|
0,25
|
-
|
0,5
|
ОЗЛ-14
|
8
|
1,4
|
0,46
|
-
|
0,9
|
ЭА-395/9
|
27
|
1,1
|
0,13
|
-
|
-
|
ЭА-981/15
|
10
|
0,7
|
0,72
|
-
|
-
|
ЭА-48М/22
|
10
|
1,0
|
0,73
|
0,7
|
-
|
Сварка
порошковой проволокой
|
ЭПС-15/2
|
8
|
0,9
|
-
|
-
|
0,8
|
ПП-ДСК-1
|
12
|
0,8
|
-
|
-
|
-
|
ПП-АН-3
|
14
|
1,4
|
-
|
-
|
2,7
|
Полуавтоматическая
сварка плавящимся электродом в среде углекислого газа
|
СВ08Г2С
|
8
|
0,4
|
-
|
-
|
-
|
СВ08Г6Х16Н25М6
|
15
|
1,8
|
0,5
|
-
|
-
|
СВ10Х20Н7СТ
|
8
|
0,7
|
0,02
|
0,4
|
-
|
СВ08ХГН2МТ
|
7
|
0,2
|
-
|
0,1
|
6,0
|
07ХНЗМД
|
4
|
0,2
|
-
|
0,1
|
1,2
|
Сварка
под слоем флюса
|
АН-348-А
|
-
|
-
|
-
|
-
|
0,1
|
ОСЦ-45
|
-
|
-
|
-
|
-
|
0,2
|
48-ОФ-6
|
-
|
-
|
-
|
-
|
0,1
|
ФЦ-7
|
-
|
-
|
-
|
-
|
0,1
|
Таблица
4.4.
Удельные выбросы вредных веществ при ручной кислородной резке
Толщина разрезаемой стали
|
Расход ацетилена, м3/ч
|
Расход ацетилена, кг/ч
|
Удельный выброс, г на кг
ацетилена
|
пыль
|
СО
|
NO2
|
3-8
|
0,4
|
0,47
|
223
|
83
|
57
|
8-15
|
0,5
|
0,59
|
356
|
97
|
59
|
15-30
|
0,65
|
0,76
|
552
|
99
|
61
|
Примечание: плотность
ацетилена при температуре 0 °С и давлении 0,101 МПа равна 1,173 кг/м3.
4.5.3. В деревообрабатывающих
цехах и участках валовые годовые и секундные выбросы древесной пыли определяются
по годовому времени работы вентиляционной системы (станков) и паспортным данным
пылеулавливающей установки (циклона). При отсутствии паспортных данных удельный
выброс древесной пыли на один станок принимать равным 0,05 кг/час.
4.5.4. Валовые годовые и
секундные выбросы при работе заточных и точильно-шлифовальных станков
определяется по паспортным данным. При отсутствии этих данных удельный выброс
пыли на один станок следует принимать равным 0,09
кг/час.
4.5.5. При окрасочных работах,
удельные выбросы вредных веществ в кг на тонну краски
принимаются по данным, приведенным в таблице 4.5.
Таблица
4.5.
Удельные выбросы в процессе покраски
Метод распыления краски
|
Удельные выбросы, кг на тонну
краски
|
красочный аэрозоль
|
пары растворителя
|
Пневматический
|
300
|
400
|
Безвоздушный
|
25
|
225
|
Гидроэлектростатистический
|
10
|
250
|
Пневмоэлектростатический
|
33
|
200
|
Электростатический
|
1
|
500
|
Горячее
распыление
|
240
|
220
|
Электроосаждение
|
-
|
10
|
Окунание
|
-
|
350
|
Струйный
облив
|
-
|
250
|
При ручной окраске валовой годовой выброс вредных веществ (паров
растворителя) определяется по формуле
Мгод = В × m, т/год (4.6)
где В -
расход краски, т/год;
m -
содержание растворителя в краске, т/т.
Валовый секундный выброс составляет
М = 0,278 × n × qкр × m, г/с (4.7)
где n -
среднечасовая норма покраски; при отсутствии данных принимаем равной 15 м2/час;
qкр - удельный расход краски - 0,1 кг/м2.
Таблица
4.6.
Расчетные параметры выбросов асфальтосмесителями
Тип асфальтосмесителя
|
Производительность
асфальтосмесителя, т/ч
|
Газоочистное оборудование
|
Средний коэффициент очистки
|
Характеристики источника выброса
|
Параметры газовоздушной смеси на выходе из источника выбросов
|
Концентрации пыли,
поступающей на очистку, г/м3
|
|
Ступень
|
Тип
|
|
высота, м
|
диаметр устья, м
|
скорость, м/сек.
|
объем, м/сек.
|
температура, °С
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
|
Г-1
|
20
|
|
Отсутствует
|
-
|
14
|
0,6
|
0,9
|
2,8
|
150
|
20
|
|
Д-597
|
25
|
I
|
Циклоны
НИИОГаза ЦН-15, Æ
500 мм - 4 шт.
|
75
|
18
|
0,5
|
14,2
|
2,8
|
120
|
27
|
|
II
|
Отсутствует
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
Д-597
|
25
|
I
|
Циклоны НИИОГаза ЦН-15, Æ 500 мм - 4 шт.
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
32
|
|
|
|
II
|
Барботажный
пылеуловитель "Светлана"
|
82
|
18
|
0,5
|
16,8
|
3,3
|
80
|
-
|
|
Д-597А
|
30
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д-508-2А
|
25
|
I
|
Циклоны
СДК-ЦН-33, Æ
800 мм - 4
шт.
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
30
|
|
Циклон-промыватель
СИОТ
|
75
|
18
|
0,5
|
22,4
|
4
|
75
|
-
|
|
Д-225
|
12,5
|
I
|
Циклоны
НИИОГаза ЦН-15, Æ
450 мм - 2 шт.
|
75
|
18
|
0,5
|
7,1
|
1,4
|
120
|
30
|
|
4.5.6. Количество выбросов при
приготовлении асфальта зависит от типа асфальтосмесителей и приведено в табл. 4.6.
Количество пыли, поступающей в атмосферу при приготовлении
асфальта, определяется по формуле
, т/год (4.8)
где Т - время
работы технологического оборудования, ч/год;
q - выброс
пыли, г/с (принимается по табл. 4.7,
графе 3)
Таблица
4.7.
Концентрация и выбросы пыли
Тип асфальтосмесителя
|
Концентрация пыли в газах,
прошедших очистку, С2 г/м3
|
Выброс пыли, г/с
|
1
|
2
|
3
|
Г-1
|
20,0
|
56,0
|
Д-597
|
6,7
|
18,7
|
Д-597
|
5,8
|
19,1
|
Д-597А
|
7,5
|
33,0
|
Д-508-2А
|
7,5
|
33,0
|
Примечание. Числа в строчках графы
3 показывают концентрацию пыли в газах, прошедших очистку в пылеулавливающих
установках, указанных в соответствующих строках табл. 4.6.
Количество выбросов, вредных веществ от сжигания мазута при приготовлении асфальта определяется так же, как и для котлов
малой производительности (см. пункт 4.6.1.).
4.6. Котельные и нагревательные
печи (горны).
4.6.1.
Выбросы от котлоагрегатов производительностью более 30 т/час рассчитываются по
указаниям "Методики определения валовых выбросов вредных веществ в
атмосферу от котлов тепловых электростанций". МТ 34-70-010-83. М., СПО
Союзтехэнерго, 1984.
Для котлоагрегатов производительностью до 30 т/ч и горнов расчеты
выбросов в атмосферу выполнять в соответствии с "Методическими указаниями
по расчету выбросов загрязняющих веществ при сжигании топлива в котлах
производительностью до 30 т/ч", утвержденными Госкомгидрометом СССР 5
августа 1984 года (М., Гидрометеоиздат, 1985).
4.7. Количество водорода , л, выделяющегося из щелочных или кислотных аккумуляторов во
время заряда, определяется по формуле
, л (4.9)
где I -
наибольший зарядный ток, А;
t - время заряда.
Выделение водорода, определенное по этой формуле, приведено в
табл. 4.8.
Таблица
4.8.
Выделение водорода при зарядке аккумуляторов
Тип аккумулятора
|
Выделение водорода, л
|
за время полного заряда
|
среднее в час
|
ТЖН-250
|
87,5
|
12,5
|
ТЖН-300
|
105,0
|
15,0
|
ТЖН-350
|
126,0
|
18,0
|
ТЖН-400
|
147,0
|
21,0
|
ТЖН-450
|
175,0
|
25,0
|
ТЖН-500
|
175,0
|
25,0
|
ТЖН-550
|
196,0
|
28,0
|
ТЖН-950
|
304,0
|
38,0
|
ТКН-250
|
75,0
|
12,5
|
ТКН-300
|
90,0
|
15,0
|
ТКН-350
|
108,0
|
18,0
|
ТКН-400
|
126,0
|
21,0
|
ТКН-450
|
150,0
|
25,0
|
ТКН-500
|
150,0
|
25,0
|
ТКН-550
|
168,0
|
28,0
|
ТКН-900
|
304,0
|
38,0
|
Примечание:
1. Вес одного л водорода равен 0,08987 г.
2. Количество выделяемого
водорода взято из "Указаний по проектированию зарядных станций тяговых и
стартерных аккумуляторных батарей" института Тяжпромэлектропроект, 1974 г.
4.8. Валовые выбросы при работе
тепловозов рассчитываются по показателям, приведенным в табл. 4.9, ("Методические указания по
определению вредных выбросов от тепловозов железнодорожного транспорта"
М., МПС СССР, 1984).
5.1. Методика определения
выбросов пыли в атмосферу установлена РД 31.06.06-86, согласованной с
Государственной инспекцией по охране атмосферного воздуха при Госкомгидромете
СССР 4 октября 1985 года.
6.1. Показатели,
характеризующие все имеющиеся источники выбросов и определенные в соответствии
с требованиями разделов 3 и 4, вносятся в таблицу "Параметры
выбросов веществ в атмосферу для расчетов ПДВ", составленную по форме
приложения 3 ГОСТ
17.2.3.02-78.
При наличии на источниках выбросов пылеулавливающих и газоочистных
установок количество улавливаемых загрязняющих веществ устанавливается по
паспортам установок. При отсутствии этих данных эффективность очистных
установок рекомендуется принимать по табл. 6.1, составленной на основании табл. 4, приведенной в
"Руководстве по расчету количества и удельных показателей выбросов вредных
веществ в атмосферу", ВПТИтрансстрой, М., 1982.
Таблица
4.9.
Усредненные величины удельных выбросов вредных веществ и
показатели объемов сухих отработанных газов
Серия тепловоза
|
Тип дизеля
|
Nсном, кВт
|
Удельные выбросы вредных
веществ
|
Расход топлива на холостом
ходу
|
Объем сухих отработанных
газов, м3/ч
|
на режиме К.Х. в г/кг
топлива
|
при Nсном в г/кВт ч
|
при работе дизеля на
холостом ходу
|
при номинальной мощности
|
|
|
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
2Т3116
1 секция
|
1А-5Д49
(16ЧН26/26)
|
2250
|
50
|
120
|
3
|
10
|
25
|
0,2
|
18
|
2800
|
14800
|
2Т310Л(К)
1 секция
|
10Д100
(10ДН20, 7/2×25,4)
|
2200
|
50
|
120
|
1
|
10
|
25
|
0,2
|
33
|
3900
|
19600
|
ТЭ3
1 секция
|
2Д100
(10ДН20, 7/2×25,4)
|
1470
|
50
|
120
|
1
|
10
|
21
|
0,2
|
27
|
3200
|
12700
|
ТЭП
60
|
11Д45
(16ЧН 23/30)
|
2200
|
50
|
120
|
3
|
10
|
21
|
0,2
|
24
|
3500
|
19900
|
ТЭП
70
|
2А-5Д49
(16ЧН 26/26)
|
2740
|
50
|
120
|
3
|
10
|
25
|
0,2
|
18
|
2800
|
18500
|
ТЭМ
1
|
25Д50(М)
(6ЧН 31,8/33)
|
735
|
50
|
120
|
1
|
10
|
29
|
0,15
|
13
|
2500
|
6500
|
ТЭМ
2
|
ПД1(М)
(6ЧН 31,8/33)
|
880
|
50
|
120
|
1
|
10
|
29
|
0,15
|
14
|
2500
|
6500
|
ТГМ
4
|
211Д-1
(6ЧН 21/21)
|
550
|
50
|
120
|
1
|
10
|
29
|
0,15
|
10
|
1500
|
2500
|
ТГМ6
(Л)
|
3А-6Д49
(8ЧН 26/26)
|
880
|
50
|
120
|
1
|
10
|
29
|
0,15
|
12
|
2500
|
6000
|
ЧМ33
|
КБ
310 ДК
(6ЧН 31/36)
|
995
|
50
|
120
|
1
|
10
|
29
|
0,2
|
14
|
3000
|
6500
|
М
62
|
14Д40
(12ДН 23/30)
|
1470
|
50
|
120
|
1
|
10
|
25
|
0,2
|
22
|
2600
|
13000
|
Примечание: (), (), () - удельные выбросы окиси углерода, окислов азота, сажи.
Таблица 6.1.
Ориентировочная эффективность аппаратов газоочистки и
пылеулавливания
Аппарат, установка
|
Эффективность, %
|
Твердые или жидкие части
|
Газообразные примеси
|
1
|
2
|
3
|
Отходящие газы котельных
|
|
|
Золоуловители
осадительного типа
|
30
|
-
|
Золотоуловители
жалюзийного типа
|
50
|
-
|
Групповые
циклоны ЦН-15
|
70-85
|
-
|
Мокропутковые
золоуловители ВТИ
|
90-92
|
-
|
Центробежные
скрубберы ЦС-ВТИ
|
90
|
-
|
Электрофильтры
|
85-95
|
-
|
Аспирационный воздух
|
|
|
Рукавные
фильтры
|
98-99
|
-
|
Циклоны
ЦН-15
|
80-85
|
-
|
Циклоны
СДКЦН-33 и 34
|
90-91
|
-
|
Батарейные
циклоны БЦ
|
90-93
|
-
|
Циклоны
СИОТ
|
60-70
|
-
|
Циклоны
с обратным конусом
|
70-60
|
-
|
Циклоны
ЛИОТ
|
70-80
|
-
|
Пылевые
камеры
|
45-50
|
-
|
Инерционный
пылеуловитель
|
65-85
|
-
|
Пенные
аппараты
|
75-95
|
-
|
Циклоны
с водяной пленкой
|
85-90
|
-
|
Мокрые
аппараты ударно-инерционного
действия
|
90-95
|
-
|
Циклон
Гипродрева
|
70-90
|
-
|
Гидрофильтры
|
|
|
форсуночные
|
87-94
|
-
|
каскадные
|
86-92
|
40-30
|
барботажно-вихревые
|
90-92
|
40-50
|
В таблице параметров указываются максимальные секундные выбросы
веществ.
6.2. Задание на расчет
составляется по данным таблицы (форма приложения 3 к ГОСТ
17.2.3.02-78). В расчет должны приниматься источники выбросов, исходя из
реальных условий эксплуатации объектов порта, в период его наиболее напряженной
работы (по грузообороту).
6.3. При подготовке исходных
данных для расчета следует рассматривать целесообразность объединения
источников и сокращения их числа. Эти операции выполняются в соответствии с
"Временными рекомендациями по объединению источников при подготовке
числового материала для расчетов загрязнения атмосферы на ЭВМ",
разработанными в Главной геофизической обсерватории им. А.А. Воейкова (Л., 1983
г.).
СОДЕРЖАНИЕ