ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ СССР
ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И КОНТРОЛЮ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ
УКАЗАНИЯ
ПО РАСЧЕТУ ВЫБРОСА
ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ
АВТОМОБИЛЬНЫМ
ТРАНСПОРТОМ
МОСКВА
МОСКОВСКОЕ
ОТДЕЛЕНИЕ ГИДРОМЕТЕОИЗДАТА
1985
РАЗРАБОТАНЫ
Институтом комплексных транспортных проблем при Госплане СССР (ИКТП)
Директор
Б.С. Козин
Исполнители
- старший научный сотрудник О.А. Ставров
младший
научный сотрудник М.А. Боева
Управлением
нормирования и надзора за выбросами в природную среду Госкомгидромета
Заместитель
начальника Управления В.Н. Сенин
Исполнитель
- главный технолог В.Т. Григорьян
Главной
геофизической обсерваторией имени А.И. Воейкова Госкомгидромета
Заместитель
директора С.И. Зачек
Исполнители
- зав. отделом М.Е. Берлянд
зав.
лабораторией Н.С. Буренин
ВНЕСЕНЫ
Институтом комплексных транспортных проблем при Госплане СССР
Директор
Б.С. Козин
ПОДГОТОВЛЕНЫ
К УТВЕРЖДЕНИЮ Управлением нормирования и надзора за выбросами в природную среду
Госкомгидромета
Заместитель
начальника Управления В.Н. Сенин
Главный
технолог В.Т. Григорьян
УТВЕРЖДЕНЫ
Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды
6 октября 1983 г.
Заместитель Председателя
Государственного комитета В.Г.
Соколовский
Срок введения в действие с 1 января 1984 г.
Методическими
указаниями должны руководствоваться министерства и ведомства СССР, Советы
Министров союзных республик, республиканские и территориальные управления
Госкомгидромета при проведении работ по расчетам годового выброса вредных
веществ автомобильным транспортом, необходимого для заполнения плановых форм №
2 попр, 2 попр пл, осуществления государственного учета этих выбросов и
разработки мероприятий по их снижению на всех уровнях планирования, учета и
контроля.
В
основу методики расчета выбросов вредных веществ автомобильным транспортом
заложен средний удельный выброс по автомобилям отдельных групп (грузовые,
автобусы, легковые). При этом выброс вредных веществ корректируется в
зависимости от технического состояния автомобилей, их среднего возраста,
влияния природно-климатических условий*).
*) В настоящей методике учитываются только коэффициенты влияния уровня технического
состояния автомобилей и среднего возраста парка. Коэффициент влияния
природно-климатических условий принимается равным 1 и в дальнейшем подлежит
уточнению.
В
результате для автомобилей парка рассматриваемого города (региона) масса
выброшенного за расчетный период t вредного j-го вещества () при наличии в группе автомобилей c различными типами ДВС (бензиновыми,
дизельными, газовыми и др.) определяется следующим образом:
где i - количество групп автомобилей;
mjik -
удельный выброс j-го
вредного вещества автомобилем i-й группы с двигателем k-го типа на расчетный период (включает в
себя пробеговый выброс с учетом картерных выбросов и испарений топлива), г/км;
Zik -
пробег автомобилей i-й группы с двигателем k-го типа за расчетный период, млн. км;
ПRjik - произведение коэффициентов влияния П
факторов на выброс j-го вредного вещества автомобилями i-й группы с двигателем k-го типа в рассматриваемом регионе.
А. Расчет данных за отчетный период
Расчет
ведется на основе статистической отчетности о наличии и работе автотранспорта
(форма № I
- автотранспорт) и учетной документации по расчетным формам "Выброс
автотранспорта"; приведенным в приложении 1. В дальнейшем в методических указаниях даются ссылки
на разделы, номера строк, граф, содержащиеся в форме статотчетности № 1 -
автотранспорт, из которой берутся соответствующие данные. Заполнение расчетных
форм "Выброс автотранспорта" осуществляется в следующей
последовательности.
1. Графа - 3 пробег автомобилей в группе по
типам ДВС заполняется по данным статотчетности (форма № I - автотранспорт).
Грузовые
и специальные грузовые бензиновые, - раздел IX,
данные строки 914 графы 2 плюс раздел VIII,
данные строки 814 графы 6.
Грузовые и специальные грузовые дизельные -
раздел IX,
данные строки 915 графы 2 плюс раздел VIII (данные строки 812 графы 6 минус данные
строки 814 графы 6).
Автобусы
бензиновые - раздел VIII, данные строки
814 графы 2.
Автобусы
дизельные - раздел VIII (данные строки
812 графы 2 минус данные строки 814 графы 2).
Легковые
служебные и специальные легковые - раздел VIII,
(данные строки 812 графы 3 плюс данные строки 812 графы 4).
Легковые
автомобили индивидуального пользования - пробег рассчитывается по формуле
Zин.п
= 10 км/л × В,
где В - расход топлива
легковых автомобилей индивидуального пользования, тыс. л.
Расход
топлива легковыми автомобилями индивидуального пользования берется по данным
региональных подразделений Госкомнефтепродукта как реализация бензина рыночного
фонда.
2. Графа 4 - удельный выброс вредных
веществ (СО, СН, NОx) на 1 км пробега одним средним автомобилем
(г/км).
Удельные
выбросы окиси углерода, углеводородов, окислов азота для всех групп автомобилей
в зависимости от расчетного года приняты постоянными и приведены в
табл. 1.
В
настоящих методических указаниях не выделены газобаллонные автомобили,
поскольку в форме статистической отчетности № 1 - автотранспорт нет данных по
их пробегу. При наличии таких данных значения удельных выбросов вредных веществ
следует брать равными рекомендуемым значениям для дизельных автомобилей.
Таблица
1
Удельные
выбросы, г/км
Группа автомобилей
|
1983
|
1984
|
1985-1986
*)
|
СО
|
СН
|
NОх
|
СО
|
СН
|
NОх
|
СО
|
СН
|
NОх
|
Грузовые и специальные грузовые с бензиновыми ДВС
|
70
|
15
|
8
|
65,9
|
14,2
|
8
|
61,9
|
13,3
|
8
|
Грузовые и
специальные грузовые дизельные
|
15
|
6,4
|
8,5
|
15
|
6,4
|
8,5
|
15
|
6,4
|
8,5
|
Автобусы с
бензиновыми ДВС
|
65
|
12
|
8
|
61,2
|
11,3
|
8
|
57,5
|
10,7
|
8
|
Автобусы
дизельные
|
15
|
6,4
|
8,5
|
15
|
6,4
|
8,5
|
15
|
6,4
|
8,5
|
Легковые
служебные и специальные
|
21
|
3
|
2,9
|
19,8
|
2,6
|
2,8
|
18,7
|
2,25
|
2,7
|
Легковые
индивидуального пользования
|
20
|
2,9
|
2,8
|
18,9
|
2,5
|
2,7
|
17,9
|
2,1
|
2,6
|
*) На последующие годы значения удельных выбросов будут
уточнены по мере введения новых стандартов.
3. Графа 5 - коэффициент влияния среднего
возраста парка.
Коэффициенты
влияния среднего возраста парка на выброс окиси углерода, углеводородов и окислов
азота для всех групп автомобилей приняты постоянными и приведены в расчетных
формах.
4. Графа 6 - коэффициент влияния уровня
технического состояния.
Коэффициенты
влияния уровня технического состояния приняты постоянными и даны в расчетных
формах.
5. Годовой выброс вредных веществ по
отдельным группам автомобилей (грузовые и специальные грузовые бензиновые,
дизельные и др.) определяется перемножением постоянных данных граф 3-6
расчетных форм выброса автотранспорта. Общий выброс, автотранспорта складывается
из выбросов вредных веществ всех групп автомобилей. Полученные данные (общий
выброс) используются для заполнения форм № 2 попр (графа 2 код 220).
Б. Расчет данных на текущий год (ожидаемое
выполнение) и плановый период
Для
расчетов ожидаемого выброса в текущем году и на плановый период используется
расчет данных за отчетный период, изложенный в разделе А, с учетом планируемых показателей развития
автотранспорта. Данные о планируемых показателях развития автотранспорта
берутся из форм 15ПТС или других соответствующих плановых документов. Ниже
приводится порядок расчета с использованием форм 15ПТС и 18ПТС. Расчет годового
выброса вредных веществ ожидаемого в текущем году и на плановый период
проводится раздельно по группам автомобилей следующим образом:
где Мотчет - годовой выброс вредного
вещества за отчетный год, (бензиновые - данные
строки 1 графы 7 расчетной формы; дизельные - данные строки 2 графы 7 расчетной
формы);
mплан
- удельный выброс вредного вещества на 1 км пробега одним средним автомобилем
на плановый (текущий) период г/км, (данные табл. 1);
mотчет - удельный выброс вредного вещества на 1
км пробега одним средним автомобилем за отчетный год, г/км (данные табл. 1);
рплан
- планируемый или ожидаемый грузооборот, млн. т/км (бензиновые - строка (8)
форма 15 ПТС; дизельные - строка (9) форма 15 ПТС);
ротчет - отчетный грузооборот, млн.
т/км (бензиновые - строка 8
форма 15 ПТС, дизельные - строка 9 форма 15 ПТС), значение должно совпадать с
соответствующими данными формы № 1 - автотранспорт.
2.
Для автобусов годовой выброс того или иного вредного вещества на плановый
(текущий) период определяется по формуле:
где Мотчет - годовой выброс вредного
вещества за отчетный период, - (бензиновые -
данные строки 3 графы 7 расчетной формы, дизельные - данные строки 4 графы 7 расчетной
формы);
mплан
- удельный выброс вредного вещества на 1 км пробега одним средним автомобилем
на плановый (текущий) период, (данные табл. 1);
mотчет - удельный выброс вредного
вещества на 1 км пробега одним средним автомобилем за отчетный год, г/км
(данные табл. 1);
- среднесписочное количество автобусов общего
пользования на плановый (или ожидаемое количество) и отчетный периоды,
тыс. шт. (данные формы 16 ПТС); отчетные данные должны совпадать с данными
формы № 1 - автотранспорт;
- среднесписочное количество автобусов министерств
и ведомств на плановый (или ожидаемое количество) и отчетный
периоды, тыс. шт. (данные формы 15 ПТС), отчетные данные должны совпадать с
данными формы № 1 - автотранспорт.
Если
расчет выброса вредных веществ проводится в каком-либо министерстве или ведомстве,
то в формулу в качестве третьего множимого подставляется отношение
соответствующих парков на плановый и отчетный периоды: для транспорта общего
пользования только , для ведомственного - . Для советов министров союзных республик подставляются
данные по среднесписочному количеству автобусов всех подчиненных министерств.
3. Выброс вредных веществ легковыми
служебными и специальными автомобилями по годам принимается в соответствии с
табл. 1 постоянным, равным
выбросу за отчетный год.
4. Расчет выброса вредных веществ легковыми
автомобилями индивидуального пользования на плановый период или ожидаемое количество
осуществляется по методу, описанному выше в разделе А. В расчет закладываются плановые данные и ожидаемое выполнение
по реализации бензина рыночного фонда региональными подразделениями
Госкомнефтепродукта.
Пример расчета
А. Расчет данных за отчетный период
Пример
расчета сделан по данным, которые приведены в частично заполненной форме № 1 -
автотранспорт (см. приложение 2).
Расчет
осуществляется по расчетным формам (см. таблицы 2-4) в последовательности,
описанной выше.
1. Заполняется графа 3 - пробег автомобилей
в группе по типам ДВС (см. таблицы 2-4).
Пробег
грузовых и специальных грузовых бензиновых складывается из пробега грузовых
бензиновых, который равен 428910 тыс. км (см. раздел IX,
данные строки 914 графы 2) и из пробега специальных грузовых бензиновых,
который равен 43500 тыс. км (см. раздел VIII,
данные строки 814 графы 6), и составляет 472410 тыс. км. Данную сумму (472410
тыс. км) заносим в графу 3 строка 1 расчетной формы в млн. км.
Пробег
грузовых и специальных грузовых дизельных складывается из пробега грузовых
дизельных, который равен 64090 тыс. км (см. раздел IX
данные строки 915 графы 2), и из пробега специальных
дизельных, который определяется как разность общего пробега специальных
грузовых автомобилей - 50000000 км (см. раздел VIII,
данные строки 812 графы 6) и пробега специальных грузовых с бензиновыми ДВС -
43500000 км (см. раздел VIII,
данные строки 814 графы 6), и составляет 6500000 км. Суммарный пробег грузовых
и специальных грузовых дизельных автомобилей в млн. км (64,09 + 6,5 = 70,59)
заносим в графу 3 строка 2.
Таблица
2
Расчетная
форма
Выброс
автотранспорта
Выброс окиси
углерода за 1983 г.
№
п/п
|
Группа автомобилей
|
Пробег автомобилей в группе по типам
ДВС,
млн. км
год
|
Удельный выброс окиси углерода на 1 км
пробега одним средним автомобилем,
г/км
|
Коэффициент влияния
|
Годовой выброс окиси углерода автомобильным
транспортом, т/год
(гр. 3, гр. 4, гр. 5,
гр. 6)
|
среднего возраста парка
|
уровня технического состояния
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1
|
Грузовые и специальные грузовые с
бензиновыми ДВС
|
472,41
|
70
|
1,33
|
1,69
|
74327,0
|
2
|
Грузовые и специальные грузовые
дизельные
|
70,59
|
15
|
1,33
|
1,80
|
2535,0
|
3
|
Автобусы с бензиновыми ДВС
|
253,0
|
65
|
1,32
|
1,69
|
36685,4
|
4
|
Автобусы дизельные
|
22,0
|
15
|
1,27
|
1,80
|
754,3
|
5
|
Легковые служебные и специальное
|
315,0
|
21
|
1,28
|
1,63
|
13801,5
|
6
|
Легковые индивидуального пользования
|
200,0
|
20
|
1,28
|
1,62
|
8294,3
|
7
|
Всего выброс окиси углерода
|
|
|
|
|
136397,5
|
Таблица 3
Расчетная
форма
Выброс
автотранспорта
Выброс
углеводородов за 1983 г.
№
п/п
|
Группа автомобилей
|
Пробег автомобилей
в группе по типам ДВС,
млн. км
год
|
Удельный выброс
углеводородов на 1 км пробега одним средним автомобилем,
г/км
|
Коэффициент
влияния
|
Годовой выброс
углеводородов автомобильным транспортом, т/год
(гр. 3, гр. 4, гр. 5, гр. 6)
|
среднего возраста
парка
|
уровня
технического состояния
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1
|
Грузовые и специальные грузовые с
бензиновыми
ДВС
|
472,41
|
15,0
|
1,2
|
1,86
|
15816,0
|
2
|
Грузовые и специальные грузовые дизельные
|
70,59
|
6,4
|
1,2
|
2,0
|
1084,4
|
3
|
Автобусы
с бензиновыми ДВС
|
253,0
|
12,0
|
1,2
|
1,86
|
6776,4
|
4
|
Автобусы
дизельные
|
22,0
|
6,4
|
1,17
|
2,0
|
329,4
|
5
|
Легковые
служебные и специальные
|
315,0
|
3,0
|
1,17
|
1,83
|
2023,3
|
6
|
Легковые индивидуального пользования
|
200,0
|
2,9
|
1,17
|
1,78
|
1207,9
|
7
|
Всего выброс углеводородов
|
|
|
|
|
|
Таблица 4
Расчетная
форма
Выброс
автотранспорта
Выброс окислов
азота за 1983 г.
№
п/п
|
Группа автомобилей
|
Пробег автомобилей в группе по типам ДВС,
млн. км
год
|
Удельный выброс окислов азота на 1 км пробега одним
средним автомобилем,
г/км
|
Коэффициент влияния
|
Годовой выброс окислов азота автомобильным транспортом,
т/год
(гр. 3, гр. 4, гр. 5,
гр. 6)
|
среднего возраста парка
|
уровня технического состояния
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1
|
Грузовые
и специальные грузовые с бензиновыми ДВС
|
472,41
|
8,0
|
1,0
|
0,8
|
3023,4
|
2
|
Грузовые и специальные грузовые
дизельные
|
70,59
|
8,5
|
1,0
|
1,0
|
600,1
|
3
|
Автобусы с бензиновыми ДВС
|
253,0
|
8,0
|
1,0
|
0,8
|
1619,2
|
4
|
Автобусы дизельные
|
22,0
|
8,5
|
1,0
|
1,0
|
187,0
|
5
|
Легковые
служебные и специальные
|
315,0
|
2,9
|
1,0
|
0,85
|
776,5
|
6
|
Легковые индивидуального пользования
|
200
|
2,8
|
1,0
|
0,9
|
504,0
|
7
|
Всего
выброс окислов азота
|
|
|
|
|
6710,2
|
Пробег
бензиновых автобусов составляет 253 млн. км (см. раздел VIII,
данные строки 814 графы 2).
Пробег
дизельных автобусов берется как разница общего пробега автобусов - 275000000 км
(см. раздел VIII, данные строки
812 графы 2) и пробега бензиновых автобусов - 253000000 км (см. раздел VIII,
данные строки 814 графы 2). Разница составляет 22000000 км. Данное значение
заносим в расчетные формы в графу 3 строка 4 в млн. км.
Пробег
легковых служебных и специальных автомобилей складывается из пробега легковых
служебных - 300050000 км (см. раздел VIII
данные строки 812 графы 3) и из пробега специальных легковых автомобилей -
14950000 км (см. раздел VIII
данные строки 812 графы 4) и составляет 315000000 км. Данное значение заносится
в расчетные формы в графу 3 строка 5 в млн. км.
Пробег
парка легковых автомобилей индивидуального пользования рассчитывается по
формуле:
Zип.п = 10 ´ 20000 = 200000 (тыс. км),
где 20000 - расход
топлива парком легковых автомобилей индивидуального пользования в данном
примере, тыс. л.
2. Удельные выбросы вредных веществ (СО,
СН, NOх) на 1 км пробега для всех групп автомобилей
берутся в таблице 1. Например, в нашем случае удельные выбросы окиси
углерода, углеводородов и окислов азота в 1983 г. для грузовых и специальных грузовых
бензиновых составят соответственно 70, 15 и 8 г/км. Эти данные заносятся в
графу 4 строка 1 расчетных форм. Аналогично определяются удельные выбросы
вредных веществ и для всех остальных групп автомобилей;
3 и 4. Коэффициенты
влияния среднего возраста парка и уровня технического состояния (графы 5 и 6
расчетных форм), на выброс окиси углерода, углеводородов и окислов азота для
всех групп автомобилей приведены в расчетных формах. Например, для грузовых и
специальных грузовых автомобилей коэффициенты влияния среднего возраста парка
на выброс окиси углерода, углеводородов и окислов азота соответственно будут равны 1,33; 1,2 и 1,0.
5. Далее определяется годовой выброс
вредных веществ по отдельным видам автомобилей. Например, для грузовых и
специальных грузовых бензиновых автомобилей годовые выбросы окиси углерода,
углеводородов и окислов азота соответственно определяются следующим образом:
МСО =
472,41 ´ 70 ´ 1,33 ´ 1,69 = 74327,0 т,
МСН =
472,41 ´ 15 ´ 1,2 ´ 1,86 = 15816,0 т,
= 472,41 ´ 8 ´ 1,0 ´ 0,8 = 3023,4 т.
Полученные
данные заносим в графу 7 расчетных форм выбросов автотранспорта.
Общий
выброс того или иного вредного вещества всем автотранспортом определяем как
сумму выбросов всеми группами автомобилей. Например, годовой выброс окиси
углерода автотранспортом составит:
74327,0 + 2535,0 + 36685,4 + 754,3 +
13801,5 + 8294,3 = 136397,5 т.
Аналогично
определяются выбросы углеводородов, окислов азота всем автотранспортом.
Если
бы рассмотренный пример расчета относился к расчету какого-либо министерства
или ведомства для заполнения формы № 2 попр, то полученные данные по выбросу
вредных веществ автомобильным транспортом составили бы
136397,5 + 27237,4 + 6710,2 = 170345,1 т,
что
и заносится в форму № 2 попр в тыс. т с округлением до третьего знака (см.
частично заполненную форму № 2 попр графа 3 код 220 - приложение 3).
Аналогично
данные по легковым автомобилям индивидуального пользования непосредственно
берутся из расчетных форм
8294,3 + 1207,9 + 504,0 = 10006,2 т.
и
заносится в формы № 2 попр в тыс. т (см. частично заполненную форму № 2 попр
графа 2 код 230).
Б.
Расчет данных на текущий год (ожидаемое выполнение) и плановый период
Расчет
данных на текущий год и плановый период производится раздельно по группам
автомобилей в последовательности, описанной выше в разделе Б.
1. Допустим, грузооборот бензиновых
грузовых автомобилей в отчетном 1983 г. составил 2645,496 млн. т/км;
планировалось, что грузооборот на 1984 и 1985 г. составит
соответственно 2698,405 и 2764,543 млн. т/км; ожидаемое выполнение плана грузооборота
на 1984 год - 2680,5 млн. т/км.
Рассмотрим
расчет годового выброса окиси углерода на плановый 1985 год на примере бензиновых грузовых и
специальных грузовых автомобилей.
74327,0 ´ 0,884 ´ 1,045 = 68861,8 (т/год),
где 74327,0 - годовой выброс окиси углерода грузовыми и
специальными грузовыми бензиновыми автомобилями за отчетный период 1983 г., т
(см. расчетную форму выброса окиси углерода за 1983 г. строка 1 графа 7),
- отношение удельных выбросов окиси углерода на
1 км пробега одним средним автомобилем на плановый 1985 г. и
отчетный 1983 г. (см. данные таблицы 1),
-
отношение планируемого грузооборота на 1985 г. к грузообороту, выполненному в 1983
г. (данные строки 8 формы 15 ПТС).
Аналогично
рассчитываются выбросы углеводородов и окислов азота на плановый период.
Также
проводится расчет на текущий 1984 г. (ожидаемое количество). В формулу расчета
выброса окиси углерода вместо планируемого на 1984 г. грузооборота
подставляется ожидаемое выполнение плана по грузообороту:
Аналогично
рассчитывается выбросы вредных веществ дизельными грузовыми автомобилями на
плановый и текущий периоды.
2. Годовой выброс окиси углерода бензиновыми
автобусами в данном примере на 1985 г. рассчитывается следующим образом:
36685,4 ´ 0,885 ´ 1,029 = 33408,1 т.
где 36685,4 - годовой
выброс окиси углерода бензиновыми автобусами за отчетный
1983 г., т/год (см. расчетную форму выброса окиси углерода за 1983 г., данные
строки 3 графы 7;
- отношение удельных выбросов окиси углерода
на 1 км пробега одним средним автобусом на плановый 1985 г, и отчетный 1983 г.
(см. данные таблицы 1);
1,75; 1,72 -
среднесписочное количество автобусов министерств и ведомств на плановый 1985 г.
и отчетный 1983 г. тыс. шт. (см. данные формы 15 ПТС).
Также проводится расчет на текущий 1984 г.
В формулу расчета выброса окиси углерода вместо планируемого парка
бензиновых автобусов (1,75 + 1,03 = 2,78 тыс. шт.) подставляется ожидаемое
среднесписочное количество бензиновых автобусов в текущем 1984 г. (1,73 + 1,01
= 2,74 тыс. шт.)
36685,4 ´ 0,942 ´ 1,015 = 35076,0 т.
Аналогично
проводятся расчеты выбросов углеводородов и окислов азота для бензиновых
автобусов и всех вредных веществ для дизельных автобусов.
Выбросы
вредных веществ служебными и специальными легковыми автомобилями на плановый
1985 г. принимаются равными выбросам за отчетный 1983 г. Например, выброс окиси
углерода легковыми автомобилями в 1985 г. составит 13801,5 т (см. расчетную
форму выброса окиси углерода за 1983 г., строка 5 графа 7).
Для
легковых автомобилей индивидуального пользования расчет выброса вредных веществ
на плановый и текущий периоды осуществляется: по методу, описанному в разделе А.
Допустим,
что в 1985 г. планируется реализовать 22000 тыс. л бензина рыночного фонда,
тогда пробег составит
Zин.п = 10 ´ 22000 = 220000 тыс. км.
Выброс
окиси углерода легковыми автомобилями индивидуального пользования на 1985 г.
рассчитывается следующим образом:
МCO = 220 ´ 17,9 ´ 1,28 ´ 1,62 = 8165,83 т.
Для
заполнения плановых форм № 2 попр необходимо просуммировать выброс всех вредных
веществ за расчетный (плановый) год. В нашем примере годовой выброс вредных
веществ представлен в табл. 5.
Таблица
5
Годовой выброс вредных веществ на плановый
1985 г. (т)
№
п/п
|
Группа автомобилей
|
Окись углерода
(СО)
|
Углеводороды (СН)
|
Окислы азота
(NОх)
|
Всего по группе автомобилей
|
1
|
Грузовые и специальные грузовые с
бензиновыми ДВС
|
68811,8
|
14643,5
|
3159,45
|
86664,81
|
2
|
Грузовые и специальные грузовые
дизельные
|
2712,45
|
1158,5
|
642,1
|
4513,05
|
3
|
Автобусы с бензиновыми ДВС
|
33408,71
|
6302,05
|
1666,15
|
41376,30
|
4
|
Автобусы дизельные
|
776,17
|
338,18
|
192,42
|
1306,77
|
5
|
Легковые
служебные и специальные
|
13801,5
|
2023,3
|
776,5
|
16601,3
|
6
|
Легковые индивидуального пользования
|
8165,83
|
962,16
|
514,8
|
9642,79
|
7
|
Всего по автотранспорту
|
127725,8
|
25427,75
|
6951,42
|
160105,02
|
Расчетный
суммарный выброс - 160105,02 т заносится в форму № 2 попр (графа 6 код 220) в
тыс. т. Из общего выброса вредных веществ в форме № 2 попр выделяется выброс
автомобилями индивидуальных владельцев - 9642,79 т, который подставляется в
графу 6 код 230 в тыс. т. (приложение 3).
Расчетная
форма
Выброс
автотранспорта
Выброс окиси
углерода за 19_______год
№
п/п
|
Группа автомобилей
|
Пробег автомобилей
в группе по типам ДВС,
млн. км
год
|
Удельный выброс
окиси углерода на 1 км пробега одним средним автомобилем,
г/км
|
Коэффициент
влияния
|
Годовой выброс
окиси углерода автомобильным транспортом, т/год (гр.
3, гр. 4, гр. 5, гр. 6)
|
среднего
возраста парка
|
уровня технического состояния
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1
|
Грузовые
и специальные грузовые с бензиновыми ДВС
|
|
|
1,33
|
1,69
|
|
2
|
Грузовые
и специальные грузовые дизельные
|
|
|
1,33
|
1,80
|
|
3
|
Автобусы
с бензиновыми ДВС
|
|
|
1,32
|
1,69
|
|
4
|
Автобусы
дизельные
|
|
|
1,27
|
1,80
|
|
5
|
Легковые
служебные и специальные
|
|
|
1,28
|
1,63
|
|
6
|
Легковые
индивидуального пользования
|
|
|
1,28
|
1,62
|
|
7
|
Всего
выброс окиси углерода от автотранспорта
|
|
|
|
|
|
Приложение 1
Расчетная
форма
Выброс
автотранспорта
Выброс
углеводородов за 19_______год
№
п/п
|
Группа
автомобилей
|
Пробег
автомобилей в группе по типам ДВС
млн. км
год
|
Удельный выброс углеводородов
на 1 км пробега одним средним автомобилем,
г/км
|
Коэффициент
влияния
|
Годовой выброс
углеводородов автомобильным транспортом, т/год (гр.
3, гр. 4, гр. 5, гр. 6)
|
среднего
возраста парка
|
уровня
технического состояния
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1
|
Грузовые
и специальные грузовые с бензиновыми ДВС
|
|
|
1,2
|
1,86
|
|
2
|
Грузовые и специальные грузовые
дизельные
|
|
|
1,2
|
2,0
|
|
3
|
Автобусы с бензиновыми ДВС
|
|
|
1,2
|
1,86
|
|
4
|
Автобусы дизельные
|
|
|
1,17
|
2,0
|
|
5
|
Легковые служебные и специальные
|
|
|
1,17
|
1,83
|
|
6
|
Легковые индивидуального пользования
|
|
|
1,17
|
1,78
|
|
7
|
Всего выброс углеводородов от
автотранспорта
|
|
|
|
|
|
Приложение 1
Расчетная
форма
Выброс
автотранспорта
Выброс окислов
азота за 19_______год
№
п/п
|
Группа автомобилей
|
Пробег
автомобилей в группе по типам ДВС,
млн.
км
год
|
Удельный
выброс окислов азота на 1 км пробега одним средним автомобилем,
г/км
|
Коэффициент
влияния
|
Годовой
выброс окислов азота автомобильным транспортом, т/год (гр.
3, гр. 4, гр. 5, гр. 6)
|
среднего
возраста парка
|
уровня
технического состояния
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1
|
Грузовые
и специальные грузовые с бензиновыми ДВС
|
|
|
1,0
|
0,8
|
|
2
|
Грузовые
и специальные грузовые дизельные
|
|
|
1,0
|
1,0
|
|
3
|
Автобусы
с бензиновыми ДВС
|
|
|
1,0
|
0,8
|
|
4
|
Автобусы
дизельные
|
|
|
1,0
|
1,0
|
|
5
|
Легковые служебные к специальные
|
|
|
1,0
|
0,85
|
|
6
|
Легковые
индивидуального пользования
|
|
|
1,0
|
0,9
|
|
7
|
Всего
выброс окислов азота от автотранспорта
|
|
|
|
|
|
Вкладной
лист к форме
№
1 - автотранспорт
Раздел
VIII.
Работа и использование автобусов, легковых и специальных автомобилей за 1983 г.
|
Единица измерения
|
№ строки
|
Автобусы
|
Легковые служебные
автомобили
|
Специальные
легковые автомобили
|
Специальные
автомобили (без специальных легковых)
|
Контрольная сумма
(гр. 1 + гр. 6)
|
Всего
|
В том числе со
стационарным несъемным оборудованием
|
А
|
Б
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Общий
пробег автомобилей (автобусов)
|
км
|
812
|
275000000
|
300050000
|
|
|
50000000
|
|
в
том числе бензиновых
|
-"-
|
614
|
253000000
|
Х
|
|
|
43500000
|
|
Продолжение
приложения 2
Раздел IX.
Работа и использование грузовых автомобилей и автоприцепов за 1983 г
|
Единица
измерения
|
№
строки
|
Все
грузовые автомобили (включая пикапы и фургоны на шасси легковых
автомобилей), работающие по сдельному и повременному тарифу
|
Из
общего итога гр. 2 - автомобили
|
Автоприцепы
бортовые, самосвальные, фургоны
|
Контрольная
сумма (гр. 1 + гр. 5)
|
Работающие
по сдельному тарифу
|
Привлеченные
на уборку урожая
|
А
|
Б
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Общий пробег автомобилей - всего
|
тыс. км
|
912
|
493000
|
|
|
X
|
|
в том числе бортовых:
Из общего пробега (стр. 912) - пробег:
|
-"-
|
913
|
|
|
|
X
|
|
бензиновых
дизельных
|
тыс. км
|
914
|
428910
|
|
|
X
|
|
Лист
3 формы № 2 попр
|
Единица
измерения
|
Код
|
1983 г.
|
1984 г. (текущий год)
|
1985 г. (планируемый год)
|
Заполняется ВЦ
|
План
|
Ожидаемое
выполнение
|
По пятилетнему
плану и расчетам к нему
|
Проект плана
|
Снижение
(-), увеличение (+) общего количества вредных веществ, выбрасываемых в
атмосферный воздух (по отношению к предыдущему году)
|
тыс. т
год
|
195
|
|
|
|
|
|
|
в
том числе газообразные и жидкие
|
-"-
|
210
|
|
|
|
|
|
|
II. Передвижные транспортные источники
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общее
количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух
|
-"-
|
215
|
|
|
|
|
|
|
в
том числе выбросы автомобилями
|
-"-
|
220
|
170,345
|
165,419
|
164,235
|
|
160,105
|
|
Из
них автомобилями индивидуальных владельцев *)
|
-"-
|
230
|
10,006
|
9,880
|
9973,0
|
|
9,643
|
|
*)
Заполняется Советами Министров союзных республик
СОДЕРЖАНИЕ