ПРАВИТЕЛЬСТВО
МОСКВЫ
МОСКОМАРХИТЕКТУРА
РЕКОМЕНДАЦИИ
по проектированию
специальных
учебно-воспитательных
учреждений открытого типа
для детей и подростков
с девиантным поведением
2002
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. РАЗРАБОТАНЫ: ГУП МНИИП «Моспроект-4» (архитекторы
Любомудрова К.И., Кряжевских М.А., инженер Тихомирова И.Б.).
2. ПОДГОТОВЛЕНЫ
К УТВЕРЖДЕНИЮ И ИЗДАНИЮ Управлением
перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры (архитектор Шалов
Л.А., инженер Щипанов Ю.Б.).
3. СОГЛАСОВАНЫ: Департаментом образования г. Москвы,
Москомархитектурой.
4. УТВЕРЖДЕНЫ
И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ указанием
Москомархитектуры от 22.10.02 г. № 69
СОДЕРЖАНИЕ
Специальные учебно-воспитательные учреждения
открытого типа (далее ОУ) рассчитаны на работу с детьми и подростками с девиантным
поведением и являются самостоятельным типом коррекционно-профилактического
учреждения добровольного пребывания детей и подростков с асоциальным
поведением, создающим для них оптимальные условия для воспитания, образования,
оздоровления, социализации и профессиональной ориентации.
Назначением ОУ является обеспечение
психологической, медицинской и социальной реабилитации детей и подростков,
включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий
для получения ими начального, основного, среднего (полного) общего образования
и начального допрофессионального образования.
1.1. Настоящие «Рекомендации» разработаны для
г. Москвы в дополнение к нормативным документам в строительстве, действующим на
ее территории, и распространяются на проектирование новых и реконструкцию
существующих ОУ.
1.2. Настоящие «Рекомендации» устанавливают
основные положения и требования к размещению, участку, территории,
архитектурно-планировочным решениям и инженерному оборудованию ОУ.
1.3. Проектирование ОУ должно вестись в
соответствии с положениями настоящих «Рекомендаций», а также требованиями
нормативно-методических документов в строительстве, действующих на территории
г. Москвы.
В настоящих «Рекомендациях» приведены ссылки
на следующие нормативно-методические документы:
СНиП
10.01-94. «Система нормативных документов в строительстве. Основные
положения»;
СНиП 2.08.02-89* «Общественные
здания и сооружения»;
СНиП 21-01-97* «Пожарная
безопасность зданий и сооружений»;
СНиП
2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и
сельских поселений»;
СНиП 2.04.09-84 «Пожарная
автоматика зданий и сооружений»;
СНиП 2.04.05-91*
«Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»;
СП
2.4.2.782-99 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в
различных видах современных общеобразовательных учреждений»;
СанПин 2.2.1/2.1.1.1076-01
«Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и
общественных зданий и территорий»;
СН
441-72* «Указания по проектированию ограждений площадок и участков
предприятий, зданий и сооружений»;
МГСН 4.06-96 «Общеобразовательные
учреждения»;
МГСН
4.15-98 «Общеобразовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей»;
МГСН
1.01-99 «Нормы и правила проектирования планировки и застройки г. Москвы»;
МГСН 4.12-97
«Лечебно-профилактические учреждения»;
МГСН 2.06-99
«Естественное, искусственное и совместное освещение»;
МГСН
2.01-99 «Энергосбережение в зданиях»;
МГСН 4.07-96 «Дошкольные учреждения»;
«Рекомендации по проектированию
образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи», М., 2000 г.;
«Рекомендации по проектированию сети и зданий
детских внешкольных учреждений для г. Москвы», М., 1997 г.;
Пособие по проектированию учреждений
здравоохранения к СНиП
2.08.02-89*.
3.1. Основными видами деятельности ОУ
являются: образовательная деятельность, учебно-производственная деятельность,
дополнительное образование, оздоровление воспитанников, педиатрическая и иная
врачебная помощь, психологическая и социально-педагогическая диагностика,
психологическая коррекция, социально-правовая помощь.
3.2. Основными задачами ОУ являются:
- оказание психо-коррекционной помощи
воспитанникам на основе индивидуальной социально-педагогической диагностики;
- организация образовательной деятельности и
компенсирующего обучения по общеобразовательным программам (основным и
дополнительным) и начального допрофессионального образования в соответствии с
индивидуальными особенностями несовершеннолетних и их уровнем обученности;
- создание благоприятных условий для
разностороннего развития личности, в том числе путем удовлетворения
потребностей обучающихся в самообразовании и получении дополнительного
образования;
- организация развивающего досуга (проведение
коррекционных мероприятий, эстетическое образование, занятия спортом);
- социальная адаптация воспитанников;
- организация мероприятий, направленных на
формирование законопослушного поведения воспитанников;
- обеспечение социальной защиты, охраны прав
и законных интересов воспитанников;
- социально-правовая помощь
воспитанникам;
- при интернатной форме обучение - создание
условий проживания, приближенных к домашним.
3.3. В зависимости от режима работы
учреждения, ОУ подразделяются на:
- учреждения, работающие по режиму образовательных
школ с ежедневным посещением и продленным учебным днем (далее ОУ-1);
- учреждения, работающие по режиму
школ-интернатов с пятидневным или постоянным проживанием в течение учебного
года (далее ОУ-2).
Та или иная форма проживания воспитанников
определяется с учетом желания родителей или их законных представителей.
В зависимости от степени социальной
дезадаптации и бытовых условий дома, несовершеннолетний направляется в ОУ того
или иного типа. Воспитанники детских домов направляются только в ОУ-2.
На летний период воспитанники ОУ-2
направляются в лагеря труда и отдыха.
3.4. Контингент воспитанников ОУ составляют
несовершеннолетние в возрасте от 8 до 18, требующие специального
педагогического подхода:
- с устойчивым противоправным поведением;
- подвергшиеся любым формам психологического
насилия;
- отказывающиеся посещать общеобразовательные
учреждения, испытывающие трудности в общении с родителями.
В ОУ не могут быть помещены
несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие совместному содержанию
и обучению в данных учреждениях.
Основанием для приема несовершеннолетних в ОУ
является постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,
заключение психолого-медико-педагогической комиссии и согласие подростков,
достигших возраста 14 лет, их родителей или законных представителей.
Родители (лица их заменяющие) имеют право
отказаться от услуг данного учреждения, в случае, если условия содержания,
воспитания и обучения в учреждении недостаточно комфортны для реабилитации
воспитанников.
3.5. ОУ создаются отдельно для мальчиков и
девочек. При наличии соответствующих условий возможно создание смешанных
учреждений с совместным содержанием и обучением мальчиков и девочек.
3.6. Воспитанники, выпущенные из учреждения,
имеют право продолжать обучение в том образовательном учреждении, где они
обучались ранее. Они принимаются в соответствующий класс на основании
документов ОУ об их промежуточной аттестации.
3.7. Воспитанники после выпуска из ОУ-2
направляются к родителям (лицам, их заменяющим). Не имеющие таковых
несовершеннолетние воспитанники направляются в соответствующие учреждения для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3.8. ОУ-2 должно быть полностью рассчитано на
использование внутренней инфраструктуры, с целью создания условий для
реализации дополнительных образовательных программ: занятий спортом,
искусством, ремеслами. Функции этих учреждений должны быть обеспечены в ОУ-2 за
счет соответственной расширенной номенклатуры помещений.
3.9. Вместимость ОУ рекомендуется
принимать не более 150 мест.
3.10. Состав и площади помещений ОУ должны
определяться в соответствии с Разделом 5 настоящих Рекомендаций и
уточняются в каждом конкретном случае заданием на проектирование.
4.1. ОУ следует размещать в селитебной зоне;
в 10 - 20-ти минутной доступности до общественного транспорта.
4.2. Здания ОУ следует размещать на
обособленных земельных участках.
4.3. Расстояние от зданий ОУ-1 до красной
линии и от границы земельного участка ОУ-1 до стен жилых домов следует
принимать в соответствии с положениями МГСН 4.06-96.
4.4. Площадь участка ОУ-1 принимается из
расчета 80 - 100 м2 на 1 воспитанника; ОУ-2 - 100 - 120 м2
на 1 воспитанника. Площади участка ОУ-2 определены с учетом размещения на нем
площадок и сооружений оздоровительного и досугового характера, обеспечивающих
психотерапевтическую коррекцию.
4.5. В составе территории участка ОУ-1
предусматриваются следующие зоны:
- учебная и общественная;
- физкультурно-оздоровительная;
- отдыха;
- хозяйственная.
В составе территории участка ОУ-2
предусматриваются следующие зоны:
- учебная и общественная;
- физкультурно-оздоровительная;
- учебно-производственная;
- проживания;
- изолятора;
- хозяйственная.
4.6. Размеры и состав зон участков в
зависимости от объемно-планировочного решения уточняются в процессе
проектирования с учетом положений настоящего раздела.
4.7. В зоне размещения функциональных блоков
учебного и общественного назначения всех типов ОУ рекомендуется предусматривать
мощеную площадку для массовых сборов воспитанников.
4.8. В составе физкультурно-оздоровительной
зоны ОУ-1 рекомендуется предусматривать:
- баскетбольную и волейбольную площадки;
- гимнастическую площадку (15 ´ 16 м).
В составе физкультурно-оздоровительной зоны
ОУ-2 рекомендуется предусматривать:
- легкоатлетическое спортядро с круговой
беговой дорожкой длиной 250 м.
Состав и количество физкультурных площадок
уточняется заданием на проектирование.
4.9. В ОУ-1 площадки для игры с мячом следует
располагать на расстоянии не менее 25 м от окон здания, а при наличии
ограждения высотой 3 м - не менее 15 м. Площадки для занятий физкультурой - на
расстоянии не менее 10 м.
4.10. В зоне отдыха ОУ следует
предусматривать площадки для детей младшего школьного возраста, оборудованные
качелями, качалками,
оборудованием для развития основных видов движения (для лазания, скатывания,
перелезания), скамейками для отдыха.
4.11. В учебно-производственной зоне ОУ
размещаются мастерские, проектируемые, как правило, в отдельных зданиях или
блоках с самостоятельным входом. Производственная зона предусматривается в
непосредственной близости к хозяйственной зоне с целью использования гаража для
обучения автоделу и хозяйственного въезда в ОУ-1.
4.12. В зоне проживания ОУ-2 рекомендуется
предусматривать прогулочную территорию, оборудованную газонами, цветниками,
навесами, качелями, скамейками для отдыха и т.п.
4.13. Изолятор, предусматриваемый в ОУ-2,
должен иметь самостоятельный выход на участок и подъездные нуги, обеспечивающие
возможность проезда специального медицинского транспорта для госпитализации
заболевших.
4.14. Хозяйственная зона должна размещаться
со стороны производственных помещений пищеблока и иметь в ОУ-1 отдельный въезд.
На ее территории в ОУ размещаются мусоросборники, гараж с мастерскими, навесы
для инвентаря и оборудования, мусоросборники и т.п. Вместимость гаража в каждом
конкретном случае определяется заданием на проектирование, исходя из местных
условий. Одну из машин следует использовать как для хозяйственных нужд
учреждения, так и для обучения автоделу воспитанников.
4.15. Территория ОУ-1 должна иметь два въезда
и прохода: один - центральный, второй - хозяйственный. Въезд и проход на
территорию ОУ-2 осуществляется через единый контрольно-пропускной пункт,
оснащенный въездными воротами с электроприводом и проходом для сотрудников и посетителей через
помещение наружной охраны.
4.16. Земельные участки ОУ должны иметь
ограждение по всему периметру: для ОУ-1 - решетчатое ограждение высотой не
менее 1,5 м, для ОУ-2 - глухое ограждение высотой не менее 2 м с проходной для
охраны.
4.17. Площадь озеленения территории участков
всех типов ОУ должна составлять 25 - 30 % от общей площади участка. В состав
зеленой зоны входят: газоны с низкорастущими декоративными растениями,
кустарники (не выше 50 см), цветники и отдельно стоящие лиственные деревья,
размещаемые в центральной зоне участка.
4.18. Участки ОУ должны быть освещены в
соответствии с требованиями СНиП 23-05-95.
4.19. Планировка участков должна обеспечивать
подъезды с твердым покрытием к хозяйственной зоне, подъезды пожарных машин ко
всем зданиям и блокам, а также объезды вокруг них в соответствии с СНиП 21-01-97*.
4.20. Для автомашин сотрудников ОУ следует
предусматривать открытую стоянку в соответствии с требованиями МГСН
1.01-99.
Общие требования.
5.1. В состав ОУ входят следующие
функциональные группы помещений:
- вестибюльная;
- проживания (ОУ-2);
- общего образования;
- начальной допрофессиональной подготовки и
дополнительного образования;
- лечебно-реабилитационная
(психолого-коррекционная и медицинская);
- досуговая и физкультурно-оздоровительная;
- изолятора (ОУ-2);
- питания;
- административно-бытовая;
- хозяйственного обслуживания.
Состав функциональных групп помещений в
учреждении определяется типом ОУ.
Архитектурно-планировочные решения ОУ должны
учитывать требования функционального зонирования помещений с учетом
осуществляемой в них деятельности.
Различные функциональные группы помещений,
рассчитанные на работу с детьми, помимо своих основных функций, должны
обеспечивать также коррекционную функцию, что учитывается составом и площадями
их помещений и должно быть отражено в архитектурно-планировочных решениях.
5.2. При проектировании помещений ОУ
рекомендуется пользоваться габаритными схемами, приведенными в Приложениях.
Рекомендуемые площади отдельных помещений в зависимости от конкретных
планировочных и конструктивных решений могут быть изменены (уменьшены или
увеличены) не более, чем на 15 %.
5.3. Функциональные
группы помещений могут размещаться либо в одном здании, непосредственно
примыкая друг к другу, либо в отдельных корпусах или блоках, соединенных
отапливаемыми переходами. При этом должны предусматриваться пожарные отсеки
площадью не более 5000 м2, разделяемые противопожарными стенами 1-го
типа (в соответствии с требованиями СНиП 2.08.02-89*), а из каждого пожарного отсека должно быть
предусмотрено не менее двух эвакуационных выходов, один из выходов допускается
предусматривать в соседний блок.
5.4. Учитывая специфику контингента
ОУ-2, отдельные блоки помещений, непосредственно рассчитанные на пребывание
воспитанников, следует проектировать непроходными, с возможностью их изоляции в
течение суток в зависимости от режима работы каждой группы помещений.
Объединение различных групп помещений может осуществляться через общее
коммуникационное пространство. В том случае, когда в одном блоке размещены
различные группы помещений, их следует проектировать поэтажно, предусматривая
возможность изоляции.
Общая функционально-планировочная схема ОУ-1
представлена на Рис. 1.
Общая функционально-планировочная схема ОУ-2
представлена на Рис. 2.
5.5. Здания ОУ не должны превышать 4 этажей.
5.6. Объемно-планировочная
структура зданий должна обеспечивать оптимальные условия осуществления
протекающих в нем функциональных процессов, отражать специфику учреждения и
обеспечивать комфортные условия эксплуатации и необходимую связь с участком.
Рис.
1. Схема функциональной структуры ОУ-1.
1. Вестибюльная группа
помещений. 2. Помещения питания. 3. Помещения общего образования.
4. Помещения досугового и физкультурно-оздоровительного назначения: а.
- физкультурно-оздоровительные; б. - досуговые; в. - начальное
профессиональное и дополнительное образование. 5.
Лечебно-реабилитационные помещения. 6. Административно-бытовые
помещения.
Условные обозначения.
- Коммуникационное
пространство
- Обязательные
связи
- Необязательные связи
Рис.
2. Схема функциональной структуры ОУ-2.
1. Вестибюльная группа
помещений. 2. Помещения проживания. 3. Помещения питания. 4.
Помещения общего образования. 5. Помещения досугового и
физкультурно-оздоровительного назначения: а. -
физкультурно-оздоровительные; б. - досуговые; в. - начальное
профессиональное и дополнительное образование. 6.
Лечебно-реабилитационные помещения. 7. Медицинский изолятор. 8.
Административно-бытовые помещения.
Условные обозначения.
- Коммуникационное пространство
- Обязательные связи
- Необязательные связи
5.7. Ширина лестничных маршей должна быть не
менее 1,35 м. Лестничные марши и площадки должны иметь защитное ограждение на
всю высоту.
Ширину дверей основных помещений следует
принимать не менее 1 м.
Ширину коридоров в группах помещений
административно-бытового, методического и хозяйственного назначения следует
принимать не менее 1,4 м; а во всех группах помещений, рассчитанных на работу с
детьми - не менее 2,2 м.
Ширина рекреационных помещений должна
приниматься не менее 4 м.
5.8. Высота наземных этажей здания ОУ должна
быть не менее 3,3 м (от пола до пола вышележащего этажа). Рекомендуемая высота
зрительного зала принимается 3,6 м, высота спортзала - 6 м (до низа несущих
конструкций).
5.9. Внутренняя отделка помещений ОУ должна
быть выполнена из материалов, разрешенных для применения органами
Госсанэпиднадзора Минздрава РФ, допускающих влажную уборку, а также применение
дезинфицирующих средств.
5.10. Все помещения общего образования,
начальной допрофессиональной подготовки и дополнительного образования, а также
лечебно-реабилитационные помещения, рассчитанные на пребывание детей, должны
быть оборудованы умывальниками.
5.11. Помещения, в которых сосредоточены
материальные ценности, должны иметь металлические двери и решетки на окнах.
5.12. В помещениях рекреаций, фойе и холлах
рекомендуется организовывать уголки релаксации с зелеными насаждениями,
фонтанчиками, аквариумами и т.д.
5.13. Естественное освещение в помещениях
следует проектировать в соответствии с требованиями МГСН 2.06-99.
5.14. Все основные учебные помещения и
помещения начальной допрофессиональной подготовки должны иметь КЕО не менее 1,5
на поверхности столов и освещаться боковым с левой стороны светом. Для
организации мобильных форм ведения занятий необходимо предусматривать
равномерное освещение по всей рабочей плоскости в помещении за счет
дополнительного верхнего света или дополнительного искусственного освещения в
глубине помещения.
5.15. Допускается не предусматривать
естественного освещения:
- в зрительном зале;
- в коммуникациях и коридорах, не являющихся
рекреационными помещениями и путями эвакуации;
- в умывальных, душевых и уборных при спортивном
зале, санитарных узлах для персонала, комнатах личной гигиены женщин;
- в радиоузле;
- в столовой для персонала;
- в кладовых инвентаря, комнатах хранения
предметов уборки;
- в помещениях технических служб.
В зависимости от архитектурно-планировочного
решения допускается проектировать с искусственным освещением санитарные узлы
для детей и подростков (при соблюдении необходимой кратности обмена воздуха).
5.16. Санитарные узлы и туалетные комнаты в ОУ
проектируются с учетом специфики работы каждого подразделения в соответствии с
действующими нормативными документами: МГСН
4.15-98, МГСН
4.06-96. Размещение санитарных приборов (выполненных в «антивандальном»
исполнении) осуществляется только в общих санитарных узлах в открытых кабинах.
Общее количество санитарных приборов принимается
из расчета: на каждые 20 воспитанников по два унитаза для мальчиков и для
девочек, 2 писсуара в уборной для мальчиков; 1 умывальник на каждые 30
мальчиков и 30 девочек.
В состав оборудования кабин личной гигиены
для девочек входят умывальник и бидэ. Количество кабин личной гигиены
определяется из расчета: 1 кабина на каждые 70 девочек.
5.17. В комнатах хранения уборочного
инвентаря следует предусматривать умывальник и слив.
5.18. Инсоляцию помещений, в которых
находятся дети, следует предусматривать в соответствии с требованиями СП
2.2.1/2.1.1.1076-01.
5.19. Отопление и вентиляцию зданий ОУ
следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.04.05-91*, МГСН 4.06-96, МГСН
2.01-99.
5.20. Энергоснабжение, электрооборудование,
электрическое освещение здания и наружное освещение территории следует
предусматривать в соответствии с требованиями МГСН 2.06-99, МГСН 4.06-96, МГСН
2.01-99.
5.21. Здания ОУ должны проектироваться с
учетом максимального энергосбережения в соответствии с требованиями МГСН
2.01-99.
5.22. Здания ОУ следует проектировать не
менее II степени огнестойкости
в соответствии с СНиП 21-01-97*.
5.23. В зданиях ОУ должна быть предусмотрена
автоматическая пожарная сигнализация в соответствии с требованиями СНиП 2.04.09-84.
Перечень помещений, в которых необходимо предусматривать автоматическую
пожарную сигнализацию, следует определять в соответствии с МГСН 4.06-96 и МГСН
4.15-98. Сигнал о срабатывании системы АПС (автоматической пожарной
сигнализации) выводится в помещение с круглосуточным пребыванием персонала.
5.24. На путях эвакуации должно быть предусмотрено
аварийное и эвакуационное освещение, проектируемое в соответствии с
требованиями СНиП
21-01-97* и СНиП
23-05-95.
Вестибюльная группа помещений.
5.25. Рекомендуемый состав помещений
вестибюльной группы ОУ приведен в таблице 5.1.
5.26. В ОУ-2 вестибюльную группу не
рекомендуется размещать в блоке помещений проживания. Вход воспитанников во все
блоки различных групп помещений осуществляется через вестибюль.
5.27. В ОУ-1 помещение гардероба для
воспитанников должно быть зонировано на изолированные секции - для начальной,
основной, и старшей школы. Помещение гардероба для воспитанников в ОУ-2 должно
быть зонировано на изолированные секции для отдельных групп, комплектуемых по
принципу совместного проживания, т.е. возрастному принципу - 8 - 10 лет, 11 -
14 лет, 15 - 18 лет, отделяемых друг от друга сетчатыми перегородками. Следует
предусматривать возможность полной изоляции гардероба в целом.
5.28. В составе оборудования
гардероба для воспитанников рекомендуется предусматривать сушильные шкафы для
одежды и обуви с подогревом и вытяжкой, а также вешалки консольного типа.
5.29. Гардероб для верхней одежды персонала и
посетителей рекомендуется предусматривать в отдельном помещении при вестибюле.
5.30. В ОУ-2 в состав вестибюльной группы
рекомендуется включать комнату свиданий воспитанников с посетителями.
5.31. В состав вестибюльной группы следует
включать пост дежурного вахтера с помещением отдыха.
5.32. В ОУ в помещениях начальной
допрофессиональной подготовки при организации отдельного входа рекомендуется
предусматривать вестибюль, площадью не менее 30 м2 с гардеробом и санитарным
узлом с умывальником в шлюзе.
5.33. Входы в здание следует оборудовать
тамбурами.
Таблица 5.1.
Рекомендуемые
состав и площади помещений вестибюльной группы.
№№ п./п.
|
Наименование помещений
|
Типы
учреждений
|
Примечание
|
ОУ-1
|
ОУ-2
|
Площадь помещений, м2
|
Площадь помещений, м2
|
Ha 1 учащегося
|
Всего
|
Ha 1 учащегося
|
Всего
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1.
|
Вестибюль
|
0,5
|
-
|
0,5
|
-
|
С учетом численности персонала
|
2.
|
Гардероб для верхней одежды воспитанников
|
0,8
|
-
|
0,8
|
-
|
|
3.
|
Гардероб для верхней одежды персонала и посетителей
|
0,1
|
-
|
0,1
|
-
|
|
4.
|
Комната свиданий с посетителями
|
-
|
-
|
-
|
12
|
|
5.
|
Помещение поста дежурного вахтера
|
-
|
10
|
-
|
10
|
|
6.
|
Санитарный узел с умывальником в шлюзе
|
|
3
|
|
3
|
|
7.
|
Комната хранения предметов уборки
|
|
4
|
|
4
|
|
Помещения общего образования.
5.34. Рекомендуемые состав и площади помещений
общего образования, общие для всех типов ОУ, приведены в таблице 5.2.
Площади помещений общего образования, на которые в «Рекомендациях» отсутствуют
габаритные схемы, определены в соответствии с МГСН 4.06-96.
5.35. Данная группа помещений обеспечивает
проведение мероприятий, направленных на:
- обучение по образовательным программам
в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей и
подростков, на уровне, предусмотренном Законом Российской Федерации «Об
образовании»;
- психолого-педагогическую помощь в усвоении
образовательных программ;
- образование воспитанников с отклонениями в
развитии.
5.36. Помещения общего образования должны
группироваться в блоки: начальная, основная и старшая школы. Формирование
контингента классов во всех типах ОУ происходит по уровню обученности
воспитанников.
5.37. Наполняемость классов принимается в
соответствии с «Рекомендациями по проектированию образовательных учреждений для
детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» - 9
чел.
5.38. В блоке помещений общего образования
следует предусмотреть рекреации из расчета 1,2 м2 на 1 учащегося.
5.39. В состав помещений начальной школы
рекомендуется включать игровые комнаты, рассчитанные на одновременное
пребывание 18 учащихся. Необходимость и количество игровых комнат определяется
заданием на проектирование.
5.40. В составе группы помещений основной и
старшей школы предусмотрены неспециализированные классные помещения и
специализированные кабинеты: физики-химии, иностранного языка, биологии,
компьютерный класс. Учебные помещения должны отвечать требованиям активного
ведения учебного урока с организацией как фронтальных, так и групповых и
индивидуальных форм обучения с широким привлечением технических средств.
5.41. Учитывая специфику контингента
воспитанников, неспециализированные классные помещения следует проектировать с
трехрядной расстановкой одноместных парт. Количество неспециализированных классных помещений определяется в
каждом конкретном случае заданием на проектирование.
5.42. Учитывая специфику контингента
воспитанников ОУ-2, в оборудование как специализированных, так и
неспециализированных классных помещений не следует включать стеллажи с
пособиями. В данном случае хранение пособий должно быть предусмотрено либо в
лаборантских, либо в учительской.
5.43. В состав помещений общего образования
входит библиотека с книгохранилищем и читальным залом.
5.44. Проектирование санитарных узлов при
учебных помещениях осуществляется в соответствии с МГСН 4.06-96.
Таблица 5.2.
Рекомендуемые состав и площади помещений
общего образования.
№№ п/п.
|
Наименование помещений
|
Площадь помещений, м2
|
Примечания
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Начальная
школа
|
1.
|
Класс
|
36
|
Приложение, Рис. П.1.
|
2.
|
Компьютерный
класс
|
44
|
Приложение, Рис. П.2.
|
3.
|
Кабинет
иностранного языка
|
36
|
|
4.
|
Игровая
|
54
|
Приложение. Рис. П.3.
|
5.
|
Санитарные
узлы для мальчиков и для девочек с умывальниками в шлюзе
|
16 ´ 2
|
|
Основная
школа и старшая школа.
|
1.
|
Класс
|
36
|
|
2.
|
Кабинет
занятий физикой и химией с двумя лаборантскими
|
50 + 9 + 9
|
Приложение, Рис. П.4.
|
3.
|
Кабинет
иностранного языка
|
36
|
|
4.
|
Компьютерный
класс
|
50
|
Приложение, Рис. П.5.
|
5.
|
Кабинет
черчения
|
54
|
|
6.
|
Кабинет биологии
с живым уголком и лаборантской
|
38 + 12 + 9
|
|
7.
|
Библиотека
с читальным залом и хранилищем
|
120
|
|
8.
|
Санитарные
узлы для мальчиков и для девочек с умывальниками в шлюзе
|
16 ´ 2
|
|
9.
|
Комнаты
личной гигиены для девочек
|
2
|
Разместить при санузлах для девочек
|
Общешкольные
помещения.
|
1.
|
Методический
кабинет
|
24
|
|
2.
|
Кабинет
заведующего учебной частью
|
20
|
|
3.
|
Учительская
|
36
|
|
4.
|
Санитарный
узел персонала с умывальником в шлюзе
|
3
|
|
5.
|
Кабина
личной гигиены для женщин
|
2
|
Разместить при санузле для женщин
|
6.
|
Комната
хранения предметов уборки
|
4
|
|
Помещения
начальной допрофессиональной подготовки и дополнительного образования.
5.45. Рекомендуемые состав и площади
помещений начальной допрофессиональной подготовки и дополнительного
образования, общие для всех типов ОУ, приведены в таблице 5.3. В
«Рекомендациях» даны усредненные площади мастерских начальной
допрофессиональной подготовки, что позволяет как организовать мастерские
различных видов деятельности, так и перепрофилировать имеющиеся при изменении
условий. Усредненные показатели площадей мастерских определены на основании МГСН 4.06-96.
Усредненные показатели помещений дополнительного образования определены на
основании «Рекомендаций по проектированию сети и зданий детских внешкольных
учреждений для г. Москвы».
5.46. Данная группа помещений обеспечивает
проведение мероприятий, направленных на:
- начальную профориентацию воспитанников;
- предоставление воспитанникам возможности
получения начальной допрофессиональной подготовки аналогично
учебно-производственным комплексам - УПК - для обычных общеобразовательных
школ;
- трудовую терапию и привитие навыков к
труду;
- формирование у воспитанников потребности в
групповом и межличностном общении;
- раскрытие врожденных склонностей
воспитанника, формирование его культурных интересов;
- осуществление социально-бытовой адаптации,
дающей навыки самостоятельного жизнеобеспечения.
5.47. Наполняемость мастерских
допрофессиональной подготовки и групп дополнительного образования принимается в
соответствии с «Рекомендациями по проектированию образовательных учреждений для
детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» - 9
чел.
5.48. Рекомендуется использование мастерских
начальной допрофессиональной подготовки во внеурочное время в качестве
помещений для дополнительного образования и досуговых занятий по интересам.
Вследствие этого, рекомендуется их располагать в блоке досуговых помещений.
5.49. Профиль, состав и площади мастерских
начальной допрофессиональной подготовки и помещений дополнительного образования
в каждом конкретном случае уточняются заданием на проектирование.
Рекомендуемый состав мастерских начальной
допрофессиональной подготовки для мальчиков: мастерские по обработке металла,
обработке дерева, электротехнике, радиоэлектронике, автоделу (теория).
Практические занятия по автоделу проводятся в гараже, на территории учреждения.
Рекомендуемый состав мастерских начальной
допрофессиональной подготовки для девочек: мастерские швейная, вязальная,
изготовления шляп, делопроизводства, кулинарного мастерства.
Номенклатура видов начальной
допрофессиональной подготовки может быть расширена, с целью подбора
воспитанникам занятий, соответствующих их склонностям.
5.50. Кулинарная мастерская является
обязательным элементом допрофессиональной подготовки, т. к. способствует
бытовой адаптации детей из неблагополучных семей, которые в основном составляют
контингент ОУ. Она должна включать в свой состав две зоны: зону производства и
зону «чаепития». В оборудование первой зоны входят разделочные столы, плита,
холодильник, шкаф сухих продуктов, шкаф кухонной посуды, мойка. Оборудование
второй зоны составляют обеденный стол со стульями, шкаф с чайной посудой.
5.51. Интерьеры помещений начальной
допрофессиональной подготовки и дополнительного образования должны быть
привлекательны и вызывать интерес у воспитанников, оказывать положительное
эмоциональное и эстетическое воздействие. Интерьеры не должны выглядеть
казенно. К оформлению интерьеров рекомендуется привлекать воспитанников и использовать
элементы их самодеятельного творчества.
5.52. Учитывая специфику контингента
воспитанников, планировка мастерских начальной допрофессиональной подготовки и
помещений дополнительного образования для занятий, проведение которых связано с
использованием ценного оборудования, должна обеспечивать выделение двух зон
доступности:
- зону занятий с руководителем;
- зону ограниченной доступности (хранения
ценного оборудования, сырья, изделий).
5.53. При помещениях начальной
допрофессиональной подготовки и дополнительного образования следует
предусматривать кладовые для хранения материалов и готовых изделий.
5.54. Мастерские следует оборудовать шкафами
для хранения спецодежды и умывальниками с подачей горячей и холодной воды (из
расчета 2 умывальника на группу).
5.55. Помещения, в которых процесс обучения
связан с выделением химических веществ и пыли (в т.ч. мастерские радиотехники, электроники, монтажные и др.), следует
оборудовать эффективной вентиляционной системой в соответствии со СНиП
2.04.05-91*.
Монтажные мастерские, в которых проводится
рубка и резка металла, а также мастерские с крупногабаритным и тяжелым
оборудованием, с крупногабаритными материалоемкими объектами работ учащихся,
необходимо располагать на первом этаже.
Таблица 5.3.
Рекомендуемые
состав и площади помещений начальной допрофессиональной подготовки и
дополнительного образования.
№№ п./п.
|
Наименование помещений
|
Площадь помещений, м2
|
Примечания
|
1.
|
2
|
3
|
4
|
1.
|
Мастерские
начальной допрофессиональной подготовки с кладовыми (для мальчиков)
|
(68 + 12) ´ 5
|
|
2.
|
Мастерские
начальной допрофессиональной подготовки с кладовыми (для девочек)
|
(59 + 8) ´ 5
|
|
3.
|
Мастерская
кулинарного творчества
|
40
|
Приложение, Рис. П.6.
|
4.
|
Кабинет
лепки и керамики для воспитанников начальной школы с кладовой
|
72 + 10
|
Приложение, Рис. П.7.
|
5.
|
Teaтрально-художественная
мастерская с кладовой
|
49 + 15
|
Приложение, Рис. П.8. 8
|
6.
|
Кинофотолаборатория
|
18
|
|
7.
|
Комната
музыкальных занятий с кладовой инструментов
|
32 + 14
|
Приложение, Рис. П.9.
|
8.
|
Изостудия
с кладовой
|
38 + 14
|
Приложение, Рис. П.10.
|
9.
|
Комната
мастеров
|
25
|
|
10.
|
Кладовые
для хранения сырья, материалов и готовой продукции
|
24 - 36
|
|
11.
|
Санитарные
узлы для мальчиков и для девочек с умывальниками в шлюзе
|
16 ´ 2
|
Разместить поэтажно
|
12.
|
Санитарный
узел персонала с умывальником
|
3
|
|
13.
|
Комната
хранения предметов уборки
|
4
|
|
Лечебно-реабилитационные
помещения (психолого-коррекционные и медицинские).
5.56. Состав, количество и площади кабинетов
определяются заданием на проектирование в каждом конкретном случае. Учитывая специфику
контингента, номенклатура медицинских помещений в ОУ-2 должна быть достаточно
расширенной и включать кабинеты специалистов различного профиля. Рекомендуемые
состав и площади лечебно-реабилитационных помещений приведены в таблице 5.4.
5.57. Группа лечебно-реабилитационных
помещений предназначена для проведения мероприятий, направленных на:
- лечение, оздоровление и профилактику
физических и психических заболеваний у воспитанников;
- нормализацию психического состояния
воспитанников;
- преодоление отклонений в
эмоционально-волевой сфере воспитанников;
- формирование законопослушного поведения
несовершеннолетних;
- социально-средовую адаптацию воспитанников.
5.58. Группа медицинских помещений рассчитана
на профилактику соматических заболеваний у воспитанников и общее укрепление
организма.
5.59. Медицинские помещения следует
проектировать с учетом положений МГСН 4.12-97 и Пособия по
проектированию учреждений здравоохранения к СНиП 2.08.02-89*. Все помещения
должны быть рассчитаны на индивидуальную работу с воспитанниками.
5.60. Психолого-коррекционные помещения
предназначены для проведения мероприятий, направленных на:
- индивидуальную психологическую коррекцию;
- преодоление социальной дезадаптации.
5.61. В состав оборудования кабинета
групповой психотерапии рекомендуется включать кресла, журнальный столик,
компьютерный стол специалиста. Кабинет рассчитан на проведение занятий группы
из 9 чел.
5.62. Кабинет релаксации рассчитан на
проведение индивидуальной психолого-терапевтической коррекции. В состав
оборудования его рекомендуется включать мягкую мебель (кресло или диван),
светомузыкальную установку, аквариум с рыбками, зеленый уголок.
5.63. Кабинет групповых занятий ЛФК рассчитан
на проведение занятий в группе из 9 чел.
Таблица 5.4.
Рекомендуемые состав и площади
лечебно-реабилитационных помещений (психолого-коррекционных и медицинских).
№№ п.п.
|
Наименование помещений
|
Типы учреждений
|
Типы учреждений
|
ОУ-1
|
ОУ-2
|
Площадь помещений, м2
|
Площадь помещений, м2
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1.
|
Кабинет
врача-педиатра
|
10
|
10
|
|
2.
|
Кабинет
логопеда
|
10
|
10
|
|
3.
|
Кабинет
дефектолога
|
-
|
10
|
|
4.
|
Консультативный
кабинет
|
12
|
-
|
|
5.
|
Кабинет
нарколога
|
-
|
10
|
|
6.
|
Кабинет
гинеколога-венеролога
|
-
|
12
|
Приложение, Рис. П.11.
|
7.
|
Кабинет
детского психиатра
|
-
|
10
|
|
8.
|
Кабинет
психоневролога
|
-
|
10
|
|
9.
|
Кабинет
психотерапевта
|
10
|
10
|
|
10.
|
Кабинет
стоматолога
|
16
|
16
|
Приложение, Рис. П.12.
|
11.
|
Кабинет
офтальмолога с темной комнатой
|
-
|
18 + 8
|
Приложение, Рис. П.13.
|
12.
|
Кабинет
медицинской сестры
|
10
|
10
|
|
13.
|
Процедурная
|
12
|
12
|
|
14.
|
Фитокабинет
с кладовой
|
-
|
10 + 3
|
|
15.
|
Ингаляторий
на 3 места
|
-
|
15
|
Приложение, Рис. П.14.
|
16.
|
Кабинет
физиотерапии
|
-
|
24
|
Приложение, Рис. П.15.
|
17.
|
Кабинет
групповых занятий ЛФК с кладовой и раздевалкой
|
-
|
60 + 6 + 8
|
Приложение, Рис. П.16.
|
18.
|
Кабинет
массажа на 1 место
|
-
|
8
|
|
19.
|
Кабинет
психолога
|
14
|
14
|
|
20.
|
Кабинет
групповой психотерапии
|
44
|
44
|
Приложение, Рис. П.17.
|
21.
|
Зал
ситуационных игр
|
38
|
-
|
Приложение, Рис. П.18.
|
22.
|
Кабинет
релаксации
|
-
|
12
|
|
23.
|
Кабинет
социального педагога
|
-
|
14
|
|
24.
|
Санузлы
для мальчиков и для девочек с умывальниками в шлюзе
|
16 ´ 2
|
16 ´ 2
|
|
25.
|
Санузел
персонала с умывальником
|
3
|
3
|
|
26.
|
Комната
хранения предметов уборки
|
4
|
4
|
|
Досуговые
и физкультурно-оздоровительные помещения.
5.64. Рекомендуемый состав и площади
досуговых и физкультурно-оздоровительных помещений приведены в таблице 5.5. и приняты
общими для обоих типов ОУ.
5.65. Эта группа помещений обеспечивает
проведение мероприятий, направленных на:
- проведение массовых досуговых и
физкультурно-оздоровительных мероприятий;
- физическое развитие, предоставление
позитивной возможности дать выход своей энергии;
- культурное и эстетическое развитие.
5.66. Актовый зал рекомендуется проектировать
в ОУ-1 на 120 % от вместимости учреждения (в расчете на персонал, родителей и
гостей), в ОУ-2 - на 100 % от вместимости.
5.67. При актовом зале предусматривается
фойе, которое рекомендуется использовать как зал для танцев, игр и музей
детских поделок.
5.68. Спортивный зал рассчитывается на
проведение занятий в группе из 18 чел. При зале проектируется 2 раздевальные,
на 9 чел. каждая, а также кладовая спортинвентаря, смежная с ним.
5.69. Зал гимнастических и тренажерных
занятий рассчитан на проведение занятий в группе из 9 чел. При необходимости он
может быть использован для проведения занятий различными видами борьбы и тяжелой
атлетикой. В ОУ-1 группы занимающихся формируются по классам, т.е. в эту группу
включены как мальчики, так и девочки. В связи с этим при зале гимнастических
занятий рекомендуется проектировать 2 раздевальные, на 5 чел. каждая.
В ОУ-2 группы занимающихся, как правило,
соответствуют по составу группам проживания. В этом случае при гимнастическом
зале рекомендуется проектировать 1 раздевальную на 9 воспитанников.
5.70. В ОУ рекомендуется дополнительно
предусматривать помещения для хранения лыж и велосипедов, площади которых
определяются заданием на проектирование.
Таблица 5.5.
Рекомендуемые состав и площади досуговых и
физкультурно-оздоровительных помещений
№№ п.п.
|
Наименование помещений
|
Площадь помещений, м2
|
Примечания
|
1
|
2
|
3
|
4
|
А. Досуговые
помещения
|
1.
|
Актовый
зал
|
180
|
Для ОУ-1
|
150
|
Для ОУ-2
Используется
также для занятий театральной студии
|
2.
|
Эстрада
при зале
|
36 - 54
|
Глубина
эстрады - 3,5 - 4 м
|
3.
|
Кинопроекционная
с перемоточной и радиоузлом
|
26
|
|
4.
|
Фойе
|
162
|
Для ОУ-1
|
135
|
Для ОУ-2
|
5.
|
Санитарный
узел для мальчиков и для девочек с умывальниками в шлюзе при фойе
|
16 ´ 2
|
|
6.
|
Помещение
для артистов
|
15 ´ 2
|
|
7.
|
Фильмовидеотека
|
8
|
|
8.
|
Помещение
пожарного поста
|
10
|
|
9.
|
Кладовая
мебели и реквизита
|
20
|
|
10.
|
Кладовая
аппаратуры
|
10
|
|
Б.
Физкультурно-оздоровительные помещения
|
1.
|
Спортивный
зал 12 ´ 24 м
|
288
|
|
2.
|
Кладовая
спортинвентаря
|
16
|
Смежно со
спортивным залом
|
3.
|
Раздевальные
для воспитанников с душевыми и санитарными узлами на 9 чел. при спортивном зале
|
18 ´ 2
|
По 2
душевые, 1 унитазу и умывальнику на каждую раздевальную
|
4.
|
Зал
гимнастических и тренажерных занятий
|
72
|
|
5.
|
Раздевальные
при зале гимнастических и тренажерных занятий:
|
|
|
-
раздевальные на 5 чел.
|
8 ´ 2
|
Для ОУ-1
|
-
раздевальная на 9 чел.
|
18
|
Для ОУ-2
|
6,
|
Кладовая
спортинвентаря
|
10
|
|
7.
|
Комната
инструкторов-методистов с санузлом в шлюзе
|
10 + 3
|
С состав
санузла входят: унитаз, умывальник, душ
|
8.
|
Санузлы
для мальчиков и для девочек с умывальниками в шлюзе
|
16 ´ 2
|
|
9.
|
Комната
гигиены для девочек
|
2
|
Разместить
при санитарном
узле для девочек
|
10.
|
Санитарный
узел с умывальником для персонала
|
3
|
|
11.
|
Комната
хранения предметов уборки
|
4
|
|
Помещения питания.
5.71. Питание для воспитанников ОУ
организуется в одну смену в общей столовой.
5.72. Площадь обеденного зала принимается из
расчета 1,1 м2 на 1 посадочное место; при зале предусматривается
умывальная из расчета 3 м2 (1 умывальник) на каждые 20 мест.
5.73. В производственные помещения кухни
должен предусматриваться отдельный вход.
5.74. Кроме питания воспитанников, помещения
кухни должны обеспечивать питание персонала.
5.75. Состав, площади и оборудование
производственных помещений кухни в ОУ следует определять заданием на
проектирование, исходя из возможностей работы на полуфабрикатах или на сырье,
учитывая наличие базового предприятия школьных столовых в муниципальном районе.
Работа технологического оборудования кухни предусматривается на электричестве.
5.76. Для питания персонала предусматривается
обеденный зал самообслуживания (или буфет) из расчета 1,1 м2 на 1
посадочное место. Его следует располагать в составе помещений кухни или вблизи
нее. Количество мест определяется заданием на проектирование, исходя из
количества питающихся в учреждении, продолжительности обеденного времени и
количества смен. При зале предусматривается подсобное помещение площадью 8 м2,
предназначенное для раздачи пищи, хранения и мойки посуды.
5.77. Для обслуживания изолятора в ОУ-2 при
помещениях кухни следует предусматривать раздаточную, имеющую удобную связь с
изолятором.
5.78. Учитывая специфику контингента
воспитанников ОУ-2 (как правило, наличие хронических заболеваний в запущенной
форме) в состав производственных помещений кухни следует включать кабинет
диетсестры.
5.79. Рекомендуемые состав и площади
производственных помещений кухни приведены в табл. 5.7.
Таблица 5.7.
Рекомендуемые
состав и площади производственных помещений кухни.
№№ п.п.
|
Наименование
|
На полуфабрикатах
|
На сырье
|
Примечание
|
Площадь помещений, м2
|
Площадь помещений м2
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1.
|
Горячий
цех
|
} 35
|
70
|
|
2.
|
Холодный
цех
|
3.
|
Рыбный
цех
|
} 9
|
24
|
|
4.
|
Мясной
цех
|
5.
|
Хлеборезка,
хранение хлеба
|
4
|
8
|
|
6.
|
Цex мучных изделий
|
-
|
14
|
|
7.
|
Раздаточная
|
-
|
18
|
|
8.
|
Сервизная
|
-
|
8
|
|
9.
|
Моечная
кухонной посуды
|
10
|
10
|
|
10.
|
Моечная
столовой посуды
|
10
|
18
|
|
11.
|
Моечная
котлов
|
-
|
10
|
|
12.
|
Охлаждаемая
камера для хранения:
|
|
|
|
-
молочных продуктов
|
6
|
8
|
|
- рыбы,
мяса
|
6
|
8
|
|
- яиц
|
-
|
6
|
|
13.
|
Кладовая
сухих продуктов
|
6
|
8
|
|
14.
|
Кладовая
овощей
|
8
|
12
|
|
15.
|
Кладовая
суточного запаса
|
-
|
8
|
|
16.
|
Помещение
первичной обработки овощей
|
-
|
8
|
|
17.
|
Загрузочная,
кладовая тары
|
8
|
14
|
|
18.
|
Камера
утилизации отходов с техническим сливом
|
-
|
4
|
|
19.
|
Комната
заведующего производством
|
8
|
8
|
|
20.
|
Кабинет
диетсестры
|
-
|
8
|
|
21.
|
Бельевая,
гардеробная персонала, душевая, уборная
|
14
|
18
|
|
22.
|
Комната
хранения предметов уборки
|
4
|
4
|
|
Помещения
проживания.
5.80. Помещения проживания предусматриваются в ОУ-2. Рекомендуемые состав
и площади помещений проживания приведены в таблице 5.8.
5.81. Помещения проживания следует размещать
в соответствии с требования п.п. 5.3. и 5.4. настоящих Рекомендаций.
5.82. Помещения проживания следует
проектировать по типу школ-интернатов (МГСН
4.15-98).
5.83. Помещения проживания в ОУ-2
рекомендуется проектировать в виде изолированных жилых секций, объединяющих 3 -
4 жилые группы на 9 чел. каждая, организованные по половозрастному принципу.
Секции для мальчиков и девочек рекомендуется размещать поэтажно с возможностью
полной изоляции. Функционально-планировочная схема помещений жилой секции
представлена на Рис. 3.
5.84. В состав жилой группы входят:
- три спальные комнаты на 1 место;
- две спальные комнаты на 3 места;
- комната приготовления уроков;
- гостиная;
- санитарный узел;
- душевая;
- комната дежурного воспитателя с санитарным
узлом в шлюзе;
- гардеробная для хранения одежды и личных
вещей воспитанников.
5.85. В состав жилой секции, помимо жилых
групп, следует включать:
- бытовую комнату;
- комнату дежурной медицинской сестры;
- инвентарную;
- кладовую чистого белья;
- кладовую грязного белья;
- комнату хранения уборочного инвентаря.
5.86. Между спальными помещениями и коридором следует предусматривать
глухие (не открывающиеся) окна для организации наблюдения за воспитанниками в
ночное время.
5.87. В состав оборудования спальных комнат входят кровати и стулья в
соответствии с количеством мест в комнате. Гардеробная оборудуется шкафами-купе
с секциями по количеству воспитанников в жилой группе.