Приказ МПР
РФ от 12 сентября 2002 г. N 574
Об
утверждении Временных рекомендаций по разработке и введению в действие
нормативов допустимого остаточного содержания нефти и продуктов ее
трансформации в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных
работ
Во исполнение
постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. N 240 и в
развитие приказа МПР России от 5 июня 2002 г. N 343 приказываю:
1. Утвердить
прилагаемые Временные рекомендации по разработке и введению в действие
нормативов допустимого остаточного содержания нефти и продуктов ее
трансформации в почвах после проведения рекультивационных и иных
восстановительных работ (далее - Временные рекомендации).
2.
Территориальным органам МПР России в соответствии с Временными рекомендациями
организовать подготовку, согласование и представление в органы государственной
власти субъектов Российской Федерации на утверждение региональных нормативов
допустимого остаточного содержания в почвах нефти и продуктов ее трансформации после
проведения рекультивации нефтезагрязненных земель с учетом
природно-климатических условий, характера и уровня хозяйственного освоения
территории субъектов Российской Федерации.
3. Управлению
организационно-методического обеспечения государственного экологического
контроля (Яковлев) подготовить предложения по форме и порядку ведения реестра
введенных в действие на территории субъектов Российской Федерации региональных
нормативов допустимого остаточного содержания в почвах нефти и продуктов ее
трансформации после проведения рекультивации нефтезагрязненных земель и реестра
аттестованных в установленном порядке методик определения содержания в почве
нефти и продуктов ее трансформации.
Контроль за
исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра М.Е.Яковенко.
Министр В.Г.
Артюхов
Приложение
к приказу МПР РФ
от 12 сентября 2002 г. N 574
Временные рекомендации
по разработке и введению в действие нормативов допустимого остаточного
содержания нефти и продуктов ее трансформации в почвах после проведения
рекультивационных и иных восстановительных работ
1. Нормативы
допустимого остаточного содержания нефти и продуктов ее трансформации в почвах
после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ являются
нормативами качества окружающей среды и разрабатываются, утверждаются и
вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники в целях
регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую
среду.
2. В настоящем
документе используются следующие термины и понятия.
Допустимое
остаточное содержание нефти в почве - определенное по аттестованным в установленном порядке методикам
содержание в почве нефти и продуктов ее трансформации после проведения
рекультивационных и иных восстановительных работ, при котором:
- исключается
возможность поступления нефти и продуктов ее трансформации в сопредельные среды
и на сопредельные территории;
- допускается
вовлечение земельных участков в хозяйственный оборот по основному целевому
назначению с возможными ограничениями (не природоохранного характера) режима
использования или вводится режим консервации, обеспечивающий достижение
санитарно-гигиенических нормативов содержания в почве нефти и продуктов ее
трансформации или иных установленных в соответствии с действующим законодательством
нормативных значений в процессе самовосстановления, т.е. без проведения
дополнительных специальных ресурсоемких мероприятий.
Нормативы
допустимого остаточного содержания нефти в почве - установленные и введенные в действие в
соответствии с настоящими Временными рекомендациями на территории отдельного
субъекта Российской Федерации значения допустимого остаточного содержания нефти
и продуктов ее трансформации в почвах земельных участков, рекультивируемых под
различные виды использования.
3. Настоящий
документ может быть использован при разработке, утверждении и введении в
действие нормативов допустимого остаточного содержания нефти и продуктов ее
трансформации в почве после проведения рекультивационных и иных
восстановительных работ на земельных участках, подвергшихся загрязнению нефтью
(далее - нормативы ДОСНП), независимо от целевого назначения (категории), вида
использования земель, формы собственности на землю.
Рекомендациям
могут следовать федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации и
их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, организации, осуществляющие разработку проектов рекультивации
нарушенных и загрязненных земель, работы по выявлению загрязненных и
деградированных земель, рекультивационные и иные восстановительные работы на
землях, подвергшихся загрязнению нефтью.
4. Нормативы
ДОСНП устанавливаются для основных типов (подтипов) почв, распространенных на
территориях субъектов Российской Федерации, с учетом зонально-биоклиматических
и ландшафтно-литологических факторов, в том числе гранулометрического состава и
строения почвенного профиля, категории и вида использования земель, а также
химического состава нефтей и продуктов их трансформации.
5. Нормативы
ДОСНП применяются при разработке и экспертизе технологий, материалов,
оборудования и иных средств ликвидации загрязнения нефтью, проектов
рекультивации или материалов по консервации земель, подвергшихся загрязнению
нефтью, а также при приемке земельных участков после проведения рекультивационных
и иных восстановительных работ.
6. На
территории субъектов Российской Федерации, в которых в установленном порядке не
введены в действие нормативы ДОСНП, по согласованию с территориальными органами
Министерства природных ресурсов Российской Федерации могут быть использованы
соответствующие значения нормативов ДОСНП других регионов, исходя из
однотипности биоклиматических и ландшафтно-литологических условий, либо
соответствующее обоснование допустимого уровня остаточного загрязнения должно содержаться
в проекте рекультивации нефтезагрязненных земель.
7. Организация
разработки нормативов ДОСНП осуществляется органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации во взаимодействии с территориальными органами
Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Федеральной службы
земельного кадастра России, заинтересованными субъектами хозяйственной и иной
деятельности, в результате которой происходит загрязнение земель нефтью, или
существует риск такого загрязнения.
8.
Методическое обеспечение и координация разработки нормативов ДОСНП
осуществляются Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
9. Проекты
нормативов ДОСНП (отдельные или совокупность значений допустимого остаточного
содержания в почвах нефтей и продуктов их трансформации) с пояснительными
материалами представляются для согласования в органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и территориальные органы Министерства природных
ресурсов Российской Федерации. К пояснительным материалам прилагаются не менее
трех заключений или отзывов организаций, осуществляющих на территории субъекта
Российской Федерации деятельность, в результате которой существует риск
загрязнения земель нефтью и нефтепродуктами.
10.
Согласованные на региональном уровне проекты нормативов ДОСНП направляются в
Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Получившие положительное
заключение Министерства природных ресурсов Российской Федерации проекты
нормативов ДОСНП в установленном порядке представляются на государственную экологическую
экспертизу в территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской
Федерации в субъектах Российской Федерации.
11. Получившие
положительное заключение государственной экологической экспертизы проекты
нормативов ДОСНП утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации и вводятся в действие на территории конкретного субъекта Российской
Федерации с начала следующего календарного года на срок не менее трех лет.
12. Введенные
в действие органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
нормативы ДОСНП по представлению территориальных органов Министерства природных
ресурсов Российской Федерации приказом Министра природных ресурсов Российской
Федерации включаются в федеральный реестр нормативов ДОСНП.
Ведение по
установленной Министерством природных ресурсов Российской Федерации форме
реестра нормативов ДОСНП, введенных в действие на территории субъектов
Российской Федерации, а также реестра аттестованных в установленном порядке
методик определения содержания в почве нефти и продуктов ее трансформации
осуществляет организация, уполномоченная Министерством природных ресурсов
Российской Федерации.
13.
Корректировка нормативов ДОСНП, введенных в действие на территории субъекта
Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Министерства
природных ресурсов Российской Федерации по обоснованным предложениям
заинтересованных министерств и ведомств, субъектов хозяйственной и иной
деятельности.
Утверждение и
введение в действие на территории конкретных субъектов Российской Федерации
переработанных по предложениям заинтересованных министерств и ведомств
нормативов ДОСНП целесообразно осуществлять в соответствии с пунктами 10 - 13
настоящих Рекомендаций.
14.
При отсутствии обоснованных предложений по корректировке или при
незавершенности работ по установлению скорректированных значений нормативов
ДОСНП их действие продлевается на очередной трехлетний срок органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению
территориальных органов Министерства природных ресурсов Российской Федерации.