Постановление
Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244
Об
утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в
Российской Федерации
(с изменениями и дополнениями от 1 февраля 2005 г.)
В соответствии
со статьей 21 Федерального закона "Об основах охраны труда в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
1999, N 29, ст.3702; 2002, N 21, ст.1916) Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить
прилагаемое Положение о проведении государственной экспертизы условий труда в
Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу постановление Совета
Министров РСФСР от 3 декабря 1990 г. N 557 "О Государственной экспертизе
условий труда РСФСР" (СП РСФСР, 1991, N 5, ст.65).
Председатель Правительства
Российской Федерации М. Касьянов
Положение
о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации
1. Настоящее
Положение устанавливает порядок проведения в Российской Федерации
государственной экспертизы условий труда, осуществляемой Федеральной службой по труду и занятости и органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами
охраны труда, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской Федерации.
(Измененная редакция. Изм. № 1).
2.
Государственной экспертизе условий труда, в том числе проводимой по запросам
органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны
труда, судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей,
объединений работодателей, работников профессиональных союзов, их объединений и
иных уполномоченных работниками представительных органов, подлежат документация
и материалы по условиям и охране труда.
3. Перечень
документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий
труда, определяется Министерством здравоохранения и
социального развития Российской Федерации в зависимости от объекта
экспертизы.
(Измененная редакция. Изм. № 1).
4.
Документация и материалы по проектам строительства и реконструкции производственных
объектов федерального уровня, представляемые на государственную экспертизу
условий труда, направляются в Федеральную службу по
труду и занятости, а документация и материалы по другим направлениям
государственной экспертизы условий труда, включая проекты строительства и
реконструкции производственных объектов, - в органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, ведающие вопросами охраны труда.
(Измененная редакция. Изм. № 1).
5. Органы
исполнительной власти, осуществляющие государственную экспертизу условий труда,
имеют право в процессе проведения экспертизы запрашивать у ее заказчика
дополнительную информацию, необходимую для оценки соответствия условий труда
государственным нормативным требованиям охраны труда.
6.
Документация и материалы, представленные в установленном порядке на
государственную экспертизу условий труда в соответствующие органы
исполнительной власти, регистрируются и передаются на исполнение в
соответствующее структурное подразделение органа исполнительной власти.
7. Руководитель
соответствующего структурного подразделения органа исполнительной власти (далее
именуется - руководитель экспертизы) формирует состав экспертов, организует
проведение государственной экспертизы условий труда и подготовку проекта
экспертного заключения.
Для проведения
государственной экспертизы условий труда в каждом случае определяется
специалист (эксперт) или группа специалистов (экспертов) из числа штатных и
внештатных специалистов (экспертов), обладающих соответствующими знаниями.
8. Срок проведения
государственной экспертизы условий труда определяется в зависимости от
трудоемкости экспертных работ и объема представленных на экспертизу
документации и материалов, но не должен превышать одного месяца.
В
исключительных случаях срок проведения государственной экспертизы условий труда
может быть продлен, но не более чем на один месяц.
9. При
представлении на государственную экспертизу условий труда документации и
материалов, не соответствующих установленным требованиям, орган исполнительной
власти в срок не более 7 дней со дня регистрации документации и материалов
уведомляет об этом заказчика. Если заказчик не устраняет указанные недостатки,
орган исполнительной власти по истечении одного месяца со дня регистрации
документации и материалов сообщает заказчику о невозможности проведения
экспертизы и возвращает представленные документацию и материалы.
10. При
осуществлении государственной экспертизы условий труда могут проводиться
лабораторные исследования (измерения) факторов производственной среды, выполняемые
за счет средств заказчика аккредитованными в установленном порядке
исследовательскими (измерительными) лабораториями.
11. По
окончании государственной экспертизы условий труда составляется экспертное
заключение (в двух экземплярах), которое подписывается лицом (лицами),
проводившим экспертизу, и руководителем экспертизы.
Если
исполнители не пришли к общему мнению, то каждый из них обязан изложить в
письменной форме причины своего несогласия с мнением других для рассмотрения их
руководителем экспертизы.
12. Экспертное
заключение должно содержать обоснованные выводы о соответствии (несоответствии)
условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Оба экземпляра
экспертного заключения утверждаются органом исполнительной власти.
Один экземпляр
экспертного заключения вместе с документацией и материалами, прошедшими
экспертизу, направляется заказчику, другой экземпляр остается в органе
исполнительной власти.
13. Экспертные
заключения подлежат хранению органами исполнительной власти в течение 5 лет,
если более длительный срок хранения не установлен законодательством Российской
Федерации.
14.
Заказчик в случае несогласия с экспертным заключением может обжаловать его в
судебном порядке.