СИСТЕМА
НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ПОРЯДОК
РАЗРАБОТКИ,
СОГЛАСОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕНИЯ
И ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ
НОРМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ТСН
10-301-2003 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Администрация Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2003
Предисловие
1 РАЗРАБОТАНЫ Закрытым акционерным обществом
«Инженерная ассоциация «Ленстройинжсервис» (руководитель темы, канд. техн. наук
М.А. Иванов, инж. К.Г. Адамянц)
2 ВНЕСЕНЫ
Комитетом по строительству Администрации Санкт-Петербурга
3 ПРИНЯТЫ И
ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 06.06.03 №
1397-ра
4
ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ в Госстрое России письмо от 23.06.03 № 9-29/543
ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Градостроительным
кодексом Российской Федерации субъектам федерации предоставлено право
разрабатывать и утверждать территориальные нормативные документы в области
строительства.
Территориальные
строительные нормы субъекта Российской Федерации Санкт-Петербурга разработаны в
соответствии с основными принципами и общей структурой системы нормативных
документов в строительстве и с учетом действующих законодательных и нормативных
актов Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
Настоящие
территориальные строительные нормы содержат положения, регламентирующие порядок
разработки, согласования, утверждения и введения в действие территориальных
строительных норм Санкт-Петербурга, внесения в них изменений, поправок и
хранения подлинников.
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ПОРЯДОК
РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ,
УТВЕРЖДЕНИЯ И ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ
НОРМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Дата
введения 2003-07-07
Настоящие
территориальные строительные нормы (ТСН) устанавливают общие положения порядка
разработки, согласования, утверждения и введения в действие территориальных
строительных норм Санкт-Петербурга.
Положения
настоящего документа обязательны для органов управления и надзора, предприятий,
организаций, объединений независимо от форм собственности и принадлежности,
иных юридических и физических лиц, осуществляющих разработку территориальных
строительных норм Санкт-Петербурга.
В
настоящих территориальных строительных нормах использованы ссылки на следующие
документы:
ГОСТ
Р 1.5-2002 Государственная система стандартизации Российской Федерации.
Стандарты. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и
обозначению
(Измененная
редакция, Изм.
№ 1)
3.1 Территориальные строительные нормы Санкт-Петербурга
разрабатываются на основании перспективной номенклатуры ТСН, и годового перечня
ТСН, формируемыми в соответствии с порядком, установленным настоящими нормами.
(Измененная
редакция, Изм.
№ 1)
3.2 Территориальные строительные нормы разрабатывают
научно-исследовательские, проектные и другие организации и объединения, а также
творческие коллективы, обладающие научным потенциалом и необходимым опытом
практической работы в соответствующей области.
К
разработке могут привлекаться общественные строительные, архитектурные и
проектные союзы и ассоциации.
3.3 Заказчиком на разработку территориальных
строительных норм Санкт-Петербурга могут быть отраслевые комитеты Правительства
Санкт-Петербурга или любая другая заинтересованная организация (предприятие) по
согласованию с соответствующим отраслевым комитетом.
(Измененная
редакция, Изм.
№ 1)
3.4 Финансирование разработки территориальных
строительных норм Санкт-Петербурга осуществляется, как правило, за счет
бюджетных средств Санкт-Петербурга.
4.1 ТСН должны разрабатываться в пять стадий:
1-я стадия - организация разработки ТСН;
2-я стадия - разработка проекта ТСН в первой
редакции, получение отзывов и заключения ведущей организации по
соответствующему направлению нормирования (определяется заказчиком), проведение
согласительного совещания по первой редакции ТСН;
3-я стадия - подготовка проекта ТСН в окончательной
редакции разработчика, согласование, прохождение технической экспертизы (необходимость
проведения экспертизы определяется заказчиком или отраслевым комитетом, в
ведении которого находится вопрос нормирования) и представление его заказчику;
4-я стадия - рассмотрение, принятие заказчиком, утверждение
ТСН уполномоченным исполнительным органом государственной
власти Санкт-Петербурга;
5-я стадия - регистрация ТСН и издание ТСН.
Допускается
совмещение стадий или выделение отдельных этапов в составе стадии, например,
разработка макета (основных положений, концепций); опытное проектирование и др.
(Измененная
редакция, Изм.
№ 1)
4.2 Организация разработки ТСН включает в себя:
-
формирование перспективной номенклатуры подлежащих разработке и пересмотру
территориальных строительных норм Санкт-Петербурга;
-
формирование годового перечня территориальных строительных норм
Санкт-Петербурга, подлежащих разработке, пересмотру и внесению в них изменений
на основе номенклатуры территориальных строительных норм Санкт-Петербурга.
Перспективная
номенклатура подлежащих разработке и пересмотру территориальных строительных
норм Санкт-Петербурга разрабатывается отраслевыми комитетами Правительства
Санкт-Петербурга, научно-исследовательскими, проектными и другими организациями
и объединениями, а также творческими коллективами, обладающими научным
потенциалом и необходимым опытом практической работы в этой области.
Перспективная
номенклатура ТСН в дальнейшем дополняется и уточняется по заявкам
заинтересованных организаций строительной отрасли Санкт-Петербурга.
(Измененная
редакция, Изм.
№ 1)
4.3 Заявки на включение в номенклатуру (перечень)
темы ТСН вносят предприятия и организации строительной отрасли, общественные
строительные, архитектурные и проектные организации Санкт-Петербурга. Заявки
вносятся в отраслевой комитет Правительства города, в ведении которого
находится вопрос нормирования.
(Измененная
редакция, Изм.
№ 1)
4.4 Заявка должна содержать обоснование
необходимости разработки ТСН, цели и задачи разработки, этапы работ, сроки их
выполнения, ориентировочный объем финансирования.
4.5 Заявка в месячный срок рассматривается
отраслевым комитетом Правительства Санкт-Петербурга для установления
целесообразности включения заявляемого документа в номенклатуру (перечень) ТСН,
подлежащих разработке.
(Измененная
редакция, Изм.
№ 1)
4.6 В случае положительного решения отраслевой
комитет направляет предложения по разработке ТСН в Комитет по строительству Правительства
Санкт-Петербурга для составления сводной заявки и представления ее в городскую
комиссию по строительству при губернаторе Санкт-Петербурга.
(Измененная
редакция, Изм.
№ 1)
4.7 Органом, рассматривающим проекты перспективной
номенклатуры и годового перечня ТСН, подлежащих разработке, является городская
комиссия по строительству при губернаторе Санкт-Петербурга.
4.8 По результатам рассмотрения заявок и с учетом
необходимого объема бюджетных средств городской комиссией по строительству при губернаторе
Санкт-Петербурга составляется перспективная номенклатура разработки ТСН,
определяется приоритетность разработок, устанавливаются сроки разработки
документов и объем финансирования.
Перспективная
номенклатура представляется для утверждения вице-губернатору Санкт-Петербурга,
курирующему вопросы строительства и архитектуры.
Годовой
перечень разработки ТСН формируется городской комиссией по строительству при
губернаторе Санкт-Петербурга из тем, включенных в перспективную
номенклатуру разработки ТСН.
В годовом перечне разработки ТСН уточняется
приоритетность разработок, устанавливаются сроки разработки документа и объем
финансирования с выделением разработок, финансируемых из бюджета.
Годовой
перечень разработки ТСН утверждается вице-губернатором Санкт-Петербурга, курирующим
вопросы строительства и архитектуры и служит основанием
для формирования бюджетной заявки отраслевыми комитетами - заявителями разработок.
(Измененная
редакция, Изм.
№ 1)
4.9 После утверждения годового перечня разработок
ТСН и выделения бюджетных средств отраслевые комитеты Правительства
Санкт-Петербурга в соответствии с предоставленными им полномочиями заказчика
заключают в установленном порядке договоры со специализированными организациями
на разработку (пересмотр, внесение изменений) ТСН.
При
заключении договора заказчик утверждает техническое задание на разработку ТСН,
в котором указывает основные цели и задачи разработки,
организации-соисполнители, а также организации, которым документ направляют на
отзыв и на согласование, в том числе государственную вневедомственную
экспертизу по вопросам, входящим в ее компетенцию.
(Измененная
редакция, Изм.
№ 1)
4.10
Разработка
проекта ТСН в первой редакции организуется основным разработчиком и
соисполнителями в согласованном между ними порядке, обеспечивающем качественную
подготовку ТСН в сроки, установленные договором. Подготовленный проект ТСН
рассматривают на научно-техническом совете основного разработчика и рассылают
на отзыв с пояснительной запиской в соответствии с 5.4.
Подготовку
проекта нормативного документа для представления его на утверждение
осуществляют с учетом полученных отзывов. При отсутствии отзывов каких-либо
организаций разработку документа продолжают в соответствии с календарным
планом.
Для
рассмотрения замечаний и предложений по проекту ТСН основной разработчик при
необходимости рассмотрения разногласий проводит согласительное совещание с
ответственными представителями заинтересованных организаций. Принятые на
совещании решения оформляются протоколом и отражаются в сводке отзывов.
(Измененная
редакция, Изм.
№ 1)
4.11 Построение, изложение и оформление ТСН
осуществляется в соответствии с требованиями, установленными для стандартов
положениями ГОСТ
Р 1.5, с учетом требований настоящих территориальных строительных норм.
Титульный
лист и первую страницу оформляют в соответствии с приложениями А и Б
настоящего документа, а в заголовках применяют прямой порядок слов.
(Измененная
редакция, Изм.
№ 1)
4.12 Нормативные ссылки и определения применяемых
терминов при нецелесообразности размещения в тексте документа из-за большого
объема помещают в приложениях.
5.1 Проект ТСН согласовывается в соответствии с
требованиями технического задания заказчика.
5.2 Заказчик в техническом задании на разработку
ТСН должен определить органы и организации, которым документ направляют на
отзыв и согласование, в том числе на заключение ведущим
научно-исследовательским и проектным институтам, по соответствующим
направлениям нормирования и стандартизации.
Документы,
положения которых затрагивают вопросы, входящие в компетенцию органов надзора,
должны быть согласованы с этими органами.
(Измененная
редакция, Изм.
№ 1)
5.3 Проект ТСН с органами государственного надзора
и другими организациями, указанными в техническом задании на его разработку,
согласовывает разработчик до представления документа на утверждение.
5.4 Документ на отзыв и согласование направляется с
сопроводительным письмом отраслевого комитета Правительства Санкт-Петербурга, в
ведении которого находится вопрос нормирования.
Подлинники
отзывов на проект ТСН отраслевой комитет передает разработчику для составления
сводки отзывов, проведения согласительного совещания и подготовки ТСН в
окончательной редакции.
(Измененная
редакция, Изм.
№ 1)
5.5 Проект документа направляют на согласование в
окончательной редакции разработчика. Рассмотрение проекта осуществляют в срок
до 30 дней со дня его поступления. Согласование оформляют письмом. Запись «Согласовано
с замечаниями» не допускается.
5.6 Разногласия, возникшие при согласовании проекта
документа, оформляют совместным протоколом. Решения по разногласиям после их
дополнительного рассмотрения с заинтересованными организациями принимает
городская комиссия по строительству при губернаторе Санкт-Петербурга.
5.7 Проект ТСН,
согласованный со всеми заинтересованными организациями, по решению заказчика
или отраслевого комитета Правительства Санкт-Петербурга, в ведении которого
находится вопрос нормирования, направляется на экспертизу в ФГУП ЦНС («Центр
методологии нормирования и стандартизации в строительстве»). Экспертиза
осуществляется на договорной основе. Договор на проведение технической
экспертизы заключается заказчиком или, если это предусмотрено договором на
разработку ТСН, основным разработчиком. По результатам рассмотрения документа
разработчик вносит в него необходимые уточнения.
(Измененная
редакция, Изм.
№ 1)
5.8 Согласованный и
отредактированный для публикации проект ТСН представляется основным разработчиком
заказчику нормативного документа в 4 экземплярах, а также в электронном виде,
если иное не определено договором, с сопроводительным письмом и следующей
документацией в одном экземпляре: пояснительной запиской к проекту документа по
ГОСТ
Р 1.2 с обоснованиями; проектом документа, рассылавшегося на отзывы (первая
редакция), и перечнем организаций, которым проект документа был направлен;
подлинными заключениями организаций, которым документ рассылался на отзыв, и
сводкой отзывов; подлинными документами, подтверждающими согласование проекта
органами государственного надзора и другими организациями, или протоколом
разногласий (если согласование требовалось техническим заданием); предложениями
об отмене действующих документов или проектами изменений в них, связанными с
введением нового нормативного документа.
(Измененная
редакция, Изм.
№ 1)
6.1 Территориальные строительные нормы
Санкт-Петербурга утверждаются уполномоченным исполнительным органом
государственной власти Санкт-Петербурга.
(Измененная
редакция, Изм.
№ 1)
6.2 Проект ТСН представляется на утверждение заказчиком
нормативного документа совместно с основным разработчиком через отраслевой
комитет Правительства Санкт-Петербурга, в ведении которого находится вопрос
нормирования.
При
необходимости проект ТСН до утверждения может быть направлен заказчиком на
одобрение в городскую комиссию по строительству при губернаторе
Санкт-Петербурга.
(Измененная
редакция, Изм.
№ 1)
6.3 В случае прохождения
экспертизы проекта ТСН в ФГУП ЦНС, на утверждение проект направляется с
экспертным заключением ФГУП ЦНС.
(Измененная
редакция, Изм.
№ 1)
6.4 Утвержденные территориальные строительные нормы
с экспертным заключением, справкой о том, какие замечания приняты или
сведениями о разногласиях (при их наличии), направляются в
Комитет по строительству Правительства Санкт-Петербурга для регистрации в
Реестре территориальных нормативных документов по строительству.
(Измененная
редакция, Изм.
№ 1)
6.5 Территориальные
строительные нормы вступают в действие по истечении месяца с даты их регистрации
в реестре Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга.
(Измененная
редакция, Изм.
№ 1)
6.6 Территориальные строительные нормы
Санкт-Петербурга отменяются уполномоченным исполнительным органом
государственной власти Санкт-Петербурга по представлению отраслевого комитета Администрации Санкт-Петербурга, в
ведении которого находится вопрос нормирования.
(Измененная
редакция, Изм.
№ 1)
7.1 Изменения к территориальным строительным нормам
Санкт-Петербурга разрабатывают и принимают в порядке, аналогичном порядку
разработки, согласования и утверждения, приведенном в настоящем нормативном
документе.
В случаях, предусмотренных техническим зданием,
порядок разработки изменений может быть упрощен.
7.2 Внесение изменений в территориальные
строительные нормы Санкт-Петербурга, не прошедших установленную настоящими
нормами процедуру, запрещается.
8.1 Хранение утвержденного
подлинника ТСН, изменений и поправок к ним, осуществляет Комитет по
строительству Правительства Санкт-Петербурга.
(Измененная
редакция, Изм.
№ 1)
8.2 Принимаемый на хранение подлинник документа
должен регистрироваться в специальном реестре и храниться на правах документов
строгой отчетности.
9.1 Издаются и распространяются зарегистрированные
территориальные строительные нормы Санкт-Петербурга специализированной
организацией за ее счет (по соглашению с Заказчиком).
(Раздел
10 введен дополнительно, Изм.
№ 1)
10.1.
К нормативным документам в строительстве Санкт-Петербурга относятся:
-
территориальные строительные нормы (ТСН), устанавливающие обязательные для
применения в Санкт-Петербурге требования и рекомендуемые положения, учитывающие
природно-климатические, социальные особенности и экономические возможности
города как субъекта Российской Федерации;
-
территориальные строительные правила (ТСП), устанавливающие рекомендуемые
положения в развитие и обеспечение обязательных требований территориальных
строительных норм;
- территориальные руководящие документы в
строительстве (ТРД), устанавливающие обязательные и рекомендуемые положения в
отношении организационно-технологического порядка в проектировании и
строительстве;
-
территориальные методические документы (ТМД), включающие рекомендации,
инструкции, указания по осуществлению проектирования и строительства в
Санкт-Петербурге.
10.2.
Территориальные строительные правила разрабатываются и согласовываются в
порядке, аналогичном порядку разработки и согласования территориальных
строительных норм. Утверждаются ТСП руководителем организации-разработчика и
одобряются и рекомендуются к использованию уполномоченным исполнительным
органом государственной власти Санкт-Петербурга.
10.3.
Территориальные руководящие документы в строительстве (ТРД) разрабатываются,
согласовываются и утверждаются в порядке, аналогичном порядку разработки и
согласования и утверждения территориальных строительных норм.
10.4.
Территориальные методические документы разрабатываются и согласовываются в
порядке, аналогичном порядку разработки и согласования территориальных
строительных норм. Утверждаются ТМД руководителем организации-разработчика и
одобряются и рекомендуются к использованию уполномоченным исполнительным
органом государственной власти Санкт-Петербурга.
10.5.
Территориальные строительные правила, территориальные руководящие документы в
строительстве и территориальные методические документы проходят обязательную
регистрацию в Реестре территориальных нормативных документов по строительству в
Комитете по строительству Правительства Санкт-Петербурга.
Хранение
подлинников документов, изменений и поправок к ним, порядок внесения изменений
и дополнений, а также опубликования нормативных документов осуществляется в
соответствии с настоящим нормативным документом.
(обязательное)
(обязательное)
Ключевые слова:
система нормативных документов, территориальные строительные нормы Санкт-Петербурга,
разработка, согласование, утверждение, регистрация, хранение, пересмотр,
внесение изменений, экспертиза, публикация