![]() Полное меню
*) Показатели глубины проникания иглы при 25 и 0 °С приняты как основа для экспресс-определения усредненных реологических характеристик вяжущих и их классификации, хотя для неоднородных композиционных вяжущих они не являются полностью адекватными, особенно при низких температурах. **) Высокая величина растяжимости при 25 °С, заложенная в ГОСТе для дорожного битума, свидетельствует только об его однородности и высокой способности к течению под нагрузкой, что приводит к низкой сдвигоустойчивости дорожных покрытий при нормальных температурах. Способность вязкого битума вытягиваться в тонкие нити совершенно не реализуется в условиях эксплуатации, а температура 25 °С не соответствует каким-либо расчетным режимам работы дорожных покрытий. Поэтому показатель растяжимости при 25 °С для неоднородных композиционных вяжущих материалов принят как факультативный. Этот показатель косвенным образом может характеризовать степень абсорбции жидких фракций битумов резиновой крошкой и соотношение асфальтеновых и смоляных фракций в остающейся дисперсионной среде. 2.3. Для получения указанных выше характеристик при приготовлении композиционного битумно-резинового вяжущего в качестве исходных применяют битумы нефтяные дорожные вязкие марок БН, БНД по ГОСТ 22245-90 и жидкие битумы марок МГ и МГО по ГОСТ 11955-82. 2.4. Используется мелкодисперсная резиновая крошка, которая представляет собой крошку из резин общего назначения, в том числе из резины, получаемой дроблением изношенных автомобильных шин или других РТИ. Крошка должна иметь размеры частиц в диапазоне 0,3-0,5 мм и отвечать требованиям технических условий ТУ 38.108035-97 “Резина дробленая марок РД 0,5; РД 0,8; РД1,0; РД1,2; РД1,6; РД2,0; РД5,0; РД8,0; РД10,0” или специальным требованиям, устанавливаемым по согласованию с потребителем. 2.5. Область применения соответствующих марок вяжущего БИТРЭК приведена в приложении 1. 3. ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ
АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ
|
Марка вяжущего по глубине проникания иглы |
40-60 |
60-90 |
90-130 |
130-200 |
200-300 |
Температура смеси, °С |
170-180 |
170-180 |
165-175 |
165-175 |
150-170 |
3.6. Асфальтобетонные смеси на битумно-резиновом вяжущем рекомендуется транспортировать к месту укладки автомобилями-самосвалами в соответствии с “Правилами перевозки грузов на автомобилях”.
3.7. Продолжительность транспортирования асфальтобетонных смесей должна устанавливаться из условия обеспечения требуемой температуры при укладке.
3.8. Продолжительность хранения асфальтобетонных смесей на вяжущем БИТРЭК в бункере-накопителе не более одной рабочей смены.
4.1. Покрытия из асфальтобетонных смесей на вяжущем БИТРЭК следует устраивать в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85, учитывая особенности, обусловленные специфичностью смесей.
4.2. Верхний слой покрытия из уплотняемого асфальтобетона на основе битумно-резинового вяжущего следует устраивать в сухую погоду. Укладку смесей рекомендуется производить весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже +5 °С, осенью - не ниже +10 °С; тонкослойные покрытия - при температуре окружающего воздуха не ниже +10 °С.
4.3. Асфальтобетонную смесь на композиционном битумно-резиновом вяжущем укладывают асфальтоукладчиком и уплотняют звеном катков, обеспечивающим требуемый темп строительства слоя асфальтобетонного покрытия.
4.4. Укладку и уплотнение асфальтобетонной смеси ведут по типовым технологическим схемам с особым контролем температурного режима. Особый контроль температуры при укладке покрытий заключается в более строгом и частом контроле температуры смеси в соответствии с табл. 3 и 4 для недопущения ее значительного снижения.
4.5. Укладку асфальтобетонных смесей следует осуществлять асфальтоукладчиком, и как правило, на всю ширину.
4.6. Температура асфальтобетонных смесей на вяжущем БИТРЭК при укладке в конструктивные слои дорожной одежды должна соответствовать указанной в табл. 3.
Марка вяжущего |
40-60, 60/90 |
90/130 |
130/200, 200/300 |
Температура укладки смеси, °С |
150-160 |
145-155 |
140-150 |
4.7. Уплотнение смесей следует начинать непосредственно после их укладки, соблюдая при этом температурный режим, указанный в табл. 4.
Марка вяжущего |
Температура смеси в начале уплотнения, °С |
|
плотного асфальтобетона типов А и Б и высокоплотного |
плотного асфальтобетона типа Г |
|
40/60 |
130-160 |
130-150 |
4.8. Уплотнение смесей на вяжущем БИТРЭК отличается рядом особенностей:
- температура смесей на вяжущем БИТРЭК в момент уплотнения рекомендуется не ниже нижнего предела, указанного в табл. 4;
- предварительно уплотняют гладковальцевым легким катком (2-3 прохода по одному следу), затем самоходным пневмокатком массой 16 т (4-6 проходов), заканчивают уплотнение, используя тяжелый каток массой 18 т (4-5 проходов по одному следу, возможно с включенным виброприводом);
- окончательный вариант по выбору отряда катков для уплотнения рассматриваемых смесей необходимо назначать в зависимости от температуры смеси и погодных условий.
4.9. Асфальтобетоны на композиционном вяжущем, за счет его повышенной пластичности, уплотняются проще и легче, чем на обычных битумах. Сдвиги, наплывы, трещинообразование, разрывы при укладке отсутствуют даже при включенном виброприводе катка. Может наблюдаться сокращение проходов катка и других уплотняющих механизмов по сравнению с нормативным. Ввиду высокой адгезии вяжущего в большинстве случаев не требуется предварительная подгрунтовка существующих слоев оснований, а также на спайках со старым покрытием.
5.1. Определение оптимального состава асфальтобетона на основе вяжущего БИТРЭК осуществляется в соответствии с общими принципами выбора асфальтобетона для устройства верхних слоев покрытий автомобильных дорог и основными принципами подбора оптимального состава асфальтобетонных смесей, изложенными в разделе 3 “Пособия по строительству асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов”. Подбор состава асфальтобетонной смеси включает проведение испытаний всех компонентов минеральной части смеси и вяжущего с последующим установлением рационального соотношения между ними, обеспечивающего получение асфальтобетона, физико-механические свойства которого отвечают всем требованиям ГОСТ 9128-97. Методики испытания минеральных компонентов асфальтобетонной смеси, битума и самой асфальтобетонной смеси должны приниматься в соответствии с требованиями ГОСТ 9128-97. Зерновой состав минеральной части смеси должен соответствовать требованиям табл.3 ГОСТ 9128-97.
5.2. Особенность определения оптимального состава асфальтобетона на битумно-резиновом вяжущем заключается в том, что при введении в состав вяжущего резиновой крошки в количестве 5-10 % (по массе) содержание минерального порошка в смеси целесообразно снижать по сравнению со стандартным. Окончательно оптимальное содержание компонентов в составе асфальтобетонной смеси уточняется на основании результатов лабораторных испытаний вариантов составов с целью учета особенностей свойств реально используемых в производственных условиях материалов.
5.3. Методика определения оптимального состава асфальтобетона включает следующие этапы:
- выбор типа асфальтобетонной смеси для проведения производственных работ по устройству верхнего слоя дорожного покрытия в соответствии с указаниями ГОСТ 9128-97;
- определение характеристик исходных минеральных материалов (щебня, песка и минерального порошка), предназначенных для приготовления асфальтобетона, с целью установления соответствия их требованиям раздела 5.15 ГОСТ 9128-97;
- определение свойств вяжущего, предназначенного для приготовления асфальтобетона, с целью установления соответствия их требованиям п. 2.4 настоящих Рекомендаций;
- определение оптимального соотношения минеральных компонентов в составе асфальтобетонной смеси в соответствии с требованиями табл. 3 ГОСТ 9128-97;
- определение оптимального содержания вяжущего в составе асфальтобетонной смеси в соответствии с указаниями раздела 3 “Пособия по строительству асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов”;
- приготовление образцов асфальтобетона с необходимым содержанием вяжущего и сниженным вдвое количеством минерального порошка;
- определение физико-механических характеристик полученного асфальтобетона и сопоставление их с требованиями раздела 5 ГОСТ 9128-97;
- корректировка, при необходимости, содержания вяжущего или минерального порошка в составе асфальтобетонной смеси с целью получения асфальтобетона, физико-механические характеристики которого полностью отвечают требованиям ГОСТ 9128-97.
6.1. Качество приготовленной асфальтобетонной смеси на битумно-резиновом вяжущем и построенного покрытия следует контролировать в соответствии со СНиП 3.06.03-85 с учетом дополнений, изложенных в настоящих Рекомендациях.
6.2. Качество готовой асфальтобетонной смеси оценивается по показателям однородности, а также по результатам испытания стандартных образцов по ГОСТ 9128-97 и ГОСТ 12801-98.
6.3. Однородность асфальтобетонных смесей оценивают как визуально, так и по коэффициенту вариации показателя предела прочности при сжатии при температуре 50 °С (ГОСТ 12801-98, п. 27) или по значениям средней плотности.
При визуальной оценке смесь считают однородной, если в двух-трех пробах из одного замеса отсутствуют комки, скопления вяжущего, минерального порошка и зёрен минерального материала, не покрытых вяжущим.
При оценке однородности по значениям средней плотности отбирают 3-4 пробы из одного замеса. Если расхождение в значениях средней плотности проб не превышает 0,03 г/см3, смесь считают однородной.
Однородность по значениям средней плотности следует определять при отработке технологии приготовления смеси на АБЗ.
Если установлена неоднородность асфальтобетонной смеси, то необходимо проверить точность дозирования всех компонентов, температуру каменного материала при выходе из сушильного барабана и температуру готовой смеси, время перемешивания, в том числе “сухого”.
6.4. Контроль качества работ по укладке и уплотнению асфальтобетонной смеси осуществляется в соответствии с указаниями раздела 5 “Пособия по строительству асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов”. В каждом автомобиле с асфальтобетонной смесью, прибывающем к месту укладки, контролируют температуру смеси. Толщину укладываемого слоя проверяют щупом с делениями, а величину продольного и поперечного уклонов и ровность покрытия - шаблоном. Контроль качества уложенной и уплотненной асфальтобетонной смеси осуществляют путем испытания асфальтобетона, взятого из вырубок. Коэффициент уплотнения материала верхнего слоя покрытия из горячего асфальтобетона должен быть не ниже 0,99.
7.1. При производстве работ по устройству участка асфальтобетонного покрытия с использованием асфальтобетона на вяжущем БИТРЭК следует соблюдать требования “Правил охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог”, утвержденных Минтрансом РФ и Минтрансстроем в 1991 г., указания “Типовой инструкции ТОИ Р 66-23-95” и ГОСТ 12.1.005-88 “ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны”.
7.2. Применяемые материалы должны отвечать требованиям соответствующих технических условий в части безопасности их применения и требованиям к значениям суммарной эффективной активности естественных радионуклидов Аэфф: при строительстве и ремонте дорог без ограничений - не более 740 Бк/кг, при строительстве и ремонте дорог вне населенных пунктов и зон перспективной застройки - свыше 740 до 2800 Бк/кг.
8.1. Вяжущие поставляются на АБЗ дорожно-строительных организаций стандартными битумовозами со специализированных производственных предприятий. Вяжущее БИТРЭК принимают партией. Партией считают любое количество вяжущего, однородного по показателям качества и компонентному составу, сопровождаемое одним документом о качестве.
Документ должен содержать:
- наименование продукта;
- номер партии;
- массу нетто;
- дату изготовления.
Композиционные резинобитумные вяжущие допускается хранить в течение 2 сут. в битумных емкостях при температуре не более 160 °С. Транспортировка осуществляется согласно требованиям транспортировки нефтяных битумов по ГОСТ 1510.
8.2. При хранении вяжущего в нагретом состоянии более 8 ч перед началом работ по приготовлению асфальтобетонной смеси следует при необходимости, в целях повышения однородности состава, провести перемешивание всего объема вяжущего путем рециркуляции с использованием штатного битумного насоса.
8.3. Приемку и отгрузку асфальтобетонных смесей на вяжущем БИТРЭК производят в соответствии с требованиями ГОСТ 9128-97.
9.1. Резинобитумное вяжущее обеспечивает повышение качества и технологичность приготовления асфальтобетонных смесей.
9.2. Применение вяжущего БИТРЭК для приготовления асфальтобетонной смеси повышает трещиностойкость (на 20-25 % по показателю прочности при 0 °С), сдвигоустойчивость (на 40-45 %) и водостойкость асфальтобетона (до значений, близких к 1).
9.3. Асфальтобетон на вяжущем БИТРЭК обладает более высоким модулем упругости при рабочей температуре, что значительно повышает его работоспособность в дорожных конструкциях.
9.4. Асфальтобетон на вяжущем БИТРЭК позволяет увеличить межремонтные сроки службы асфальтобетонных покрытий в 2-3 раза, что дает значительную экономию физических и материальных затрат на стадии эксплуатации.
9.5. Экономия на 1 м2 покрытия автодороги за расчетный срок службы дорожной одежды (16 лет) ориентировочно составляет 2,3 раза от затрат на обслуживание и поддержание типового покрытия.
9.6. Асфальтобетон на резинобитумном вяжущем рекомендуется применять для устройства верхних слоев дорожных покрытий, в первую очередь, на наиболее ответственных участках автомобильных дорог, мостах, аэродромах. Особенно эффективно использовать асфальтобетоны на вяжущем БИТРЭК в районах с резко континентальным климатом, а также на объектах с повышенными динамическими воздействиями на покрытие (например, на полосах примыкания к трамвайным путям и т.п.). Мастичный материал на основе композиционного резинобитумного вяжущего рекомендуется применять для заполнения швов и трещин в покрытиях.
Область применения асфальтобетонов на вяжущем БИТРЭК при устройстве верхних слоев покрытий автомобильных дорог для различных дорожно-климатических зон приведена в приложении 2 настоящих Рекомендаций.
Область применения
асфальтобетонов на битумно-резиновом
композиционном вяжущем при устройстве верхних слоев покрытий
автомобильных дорог I и II категорий
Дорожно-климатическая зона |
Вид асфальтобетона |
Марка смеси |
Марка вяжущего |
I |
Плотный и высокоплотный |
I, II |
90/130 |
II, III |
Плотный и высокоплотный |
I, II |
40/60 |
IV, V |
Плотный и высокоплотный |
I II |
40/60 |
(рекомендуемое)
Содержание вяжущего битумно-резинового композиционного в смесях
Вид смеси |
Содержание вяжущего, % о массе |
Горячие высокоплотные |
4,0-6,0 |
Горячие плотные типов: |
|
А |
4,5-6,0 |
Б |
5,0- 6,5 |
Г |
6,0-9,0 |
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативно-технической литературы, использованной при
составлении Рекомендаций
1. Пособие по строительству асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов (к СНиП 3.06.03-85 и СНиП 3.06.06-88). М., СоюздорНИИ, 1991. 182 с.
2. Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог. М., Транспорт, 1989. 198 с.
3. СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги. Госстрой, 1986.
4. СНиП 3.06.06-88. Автомобильные дороги. Госстрой, 1988.
5. ГОСТ 9128-97. Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия.
6. ГОСТ 12801-98. Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства.
7. ГОСТ 22245-90. Битумы нефтяные дорожные вязкие.
8. ОСТ 218.010-98. Вяжущие полимерно-битумные на основе блоксополимеров типа СБС. Технические условия.
9. ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.
10. ТОИ Р-66-23-95. Типовая инструкция по охране труда асфальтобетонщиков.
11. Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. Утв. Минтрансом РФ, 1991.
12. ОДН 218.046-01. Проектирование нежестких дорожных одежд.
13. ГОСТ 11501-78. Битумы нефтяные. Методы определения глубины проникания иглы.
14. ГОСТ 11503-74. Битумы нефтяные. Метод определения условной вязкости.
15. ГОСТ 11505-75. Битумы нефтяные. Методы определения растяжимости.
16. ГОСТ 11506-73. Битумы нефтяные. Методы определения температуры размягчения по кольцу и шару.
17. ГОСТ 11507-78. Битумы нефтяные. Методы определения температуры хрупкости по Фраасу.
18. ГОСТ 11508-74. Битумы нефтяные. Методы определения сцепления битума с мрамором и песком.
19. ГОСТ 18180-72. Битумы нефтяные. Метод определения изменения массы после прогрева.
20. ГОСТ 12801-84. Смеси асфальтобетонные дорожные и аэродромные, дегтебетонные дорожные, асфальтобетон и дегтебетон. Методы испытаний.
21. ГОСТ 23735-79. Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия.
22. ТУ 38.108035-97. Резина дробленая марок РД0,5; РД0,8; РД1,0; РД1,2; РД1,6; РД2,0; РД5,0; РД8,0; РД10,0.
23. ГОСТ 1510-84. Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение.
24. СНиП III-4-80. Техника безопасности в строительстве.
25. ТУ 5718-004-05204776-01. Резинобитумный композиционный материал. Технические условия.
26. Санитарно-эпидемиологическое заключение на резино-битумный композиционный материал № 77.01.03.571.П.05478.02.2 от 28.02.02 г.
Расположен в: |
---|
Источник информации: https://internet-law.ru/stroyka/text/11826/
На эту страницу сайта можно сделать ссылку:
На правах рекламы:
Произвольная ссылка:
© Антон Серго, 1998-2023.
|
Разработка сайта |
|
Вы, кажется, используете блокировщик рекламы.
Пожалуйста, отключите его для корректной работы сайта.