СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
22 сентября 1993 года № 942
Об утверждении Положения о
государственной экологической экспертизе
Постановлением
Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 698 настоящее Положение признано
утратившим силу кроме пунктов 14 и 15
Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение
о государственной экологической экспертизе.
Председатель Совета Министров -
Правительства Российской Федерации В. Черномырдин
Приложение № 1
к постановлению Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
ПОЛОЖЕНИЕ
о государственной экологической экспертизе
1. Государственная экологическая экспертиза
организуется и осуществляется в соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды".
2. Государственная экологическая экспертиза
проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности
требованиям экологической безопасности общества.
3. Государственная экологическая экспертиза
осуществляется на принципах обязательности ее проведения, научной
обоснованности и законности ее выводов, независимости, вневедомственности в
организации и проведении, широкой гласности и участия общественности.
4. Государственной экологической экспертизе
подлежат:
предплановые материалы, проекты генеральных планов
застройки (развития) городов и территорий, в том числе территорий свободных экономических
зон и территорий с особым режимом природоиспользования и ведения хозяйственной
деятельности;
технико-экономические обоснования и проекты на
строительство, реконструкцию, развитие, техническое перевооружение, ликвидацию
предприятий, объектов, зданий и сооружений независимо от их сметной стоимости и
принадлежности;
проекты комплексных схем охраны и использования
земельных, водных, лесных и других природных ресурсов;
материалы комплексного экологического обследования
участков территорий для последующего придания им правового статуса особо
охраняемого природного объекта, зоны экологического бедствия или зоны
чрезвычайной экологической ситуации, иной особо охраняемой природной зоны, а
также программы по реабилитации данных территорий;
материалы, обосновывающие экологические требования к
новой технике, технологиям, материалам и веществам, оказывающим воздействие на
состояние окружающей природной среды, в том числе закупаемые за рубежом;
материалы по созданию совместных с иностранными
фирмами предприятий, деятельность которых связана с использованием природных
ресурсов;
материалы экологических обоснований лицензий и
сертификатов;
проекты нормативно-технической и
инструктивно-методической документации в части охраны окружающей природной
среды и рационального использования природных ресурсов.
5. Государственная экологическая экспертиза
проводится:
экспертными комиссиями, образованными Министерством
охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его
подразделениями на местах;
межотраслевыми экспертными комиссиями, создаваемыми
Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации
совместно с органами Министерства здравоохранения Российской Федерации,
Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской
Федерации, других заинтересованных министерств и ведомств.
Министерство охраны окружающей среды и природных
ресурсов Российской Федерации и его подразделения на местах могут привлекать на
договорной основе предприятия, учреждения и организации, а также отдельных
экспертов, в том числе сотрудников этих органов, для проведения государственной
экологической экспертизы, заключения которых должны быть учтены в заключении
экспертной комиссии.
Председатель и члены экспертной комиссии несут
ответственность за правильность и обоснованность своих заключений в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выводы экспертной комиссии могут быть обжалованы в
суд или арбитражный суд.
6. Экспертиза материалов, представленных на
государственную экологическую экспертизу, завершается составлением заключения
экспертной комиссии, в котором должна быть дана оценка и сделаны выводы о
допустимости и возможности принятия решения о реализации объекта экологической
экспертизы.
Положительное заключение экспертной комиссии
является одним из обязательных документов для открытия финансирования и
кредитования реализации объекта экологической экспертизы.
В случае вынесения экспертной комиссией
отрицательного заключения материалы по объекту экспертизы могут быть доработаны
в соответствии с изложенными в заключении замечаниями и предложениями
экспертной комиссии и представлены на повторное рассмотрение.
7. Основаниями для повторного рассмотрения
экспертной комиссией материалов по объектам экспертизы являются:
решения судебных органов;
изменение условий природопользования;
доработка материалов с учетом замечаний экспертной
комиссии.
8. Заключение экспертной комиссии является
обязательным для всех юридических лиц и граждан. Контроль за исполнением
требований этого заключения осуществляют органы государственного экологического
контроля.
9. Министерство охраны окружающей среды и природных
ресурсов Российской Федерации организует работу экспертных комиссий по
проведению государственной экологической экспертизы:
предпроектных материалов по развитию и размещению
производительных сил и отраслей народного хозяйства на территории Российской
Федерации;
проектов целевых федеральных
социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ,
связанных с воздействием на окружающую природную среду;
проектов федеральных комплексных схем охраны и
использования земельных, водных, лесных и других природных ресурсов;
материалов комплексного экологического обследования
участков территорий для последующего придания им правового статуса особо
охраняемого природного объекта, зоны экологического бедствия или зоны
чрезвычайной экологической ситуации, иной охраняемой природной зоны, а также
программ по реабилитации этих территорий;
технико-экономических обоснований и проектов на
строительство, реконструкцию, развитие, техническое перевооружение, ликвидацию
объектов и предприятий федерального значения (магистральные нефте- и
газопроводы, железные дороги, автомагистрали, объекты энергетики и
топливно-ядерного цикла, объекты по производству и уничтожению ядовитых и
наркотических веществ, крупные объекты оборонной промышленности, объекты
освоения космоса, объекты с иностранными инвестициями) и других проектов,
осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду
двух или нескольких республик в составе Российской Федерации, краев, областей,
автономных образований, а также сопредельных государств;
проектов нормативно-технической и
инструктивно-методической документации в части охраны окружающей природной
среды и рационального использования природных ресурсов, регламентирующих
хозяйственную деятельность;
проектов, прошедших государственную экологическую
экспертизу экспертных комиссии, образованных подразделениями Министерства охраны
окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации на местах, а также
межотраслевых экспертных комиссий в порядке координации и методического
руководства (выборочно);
материалов экологических обоснований лицензий и
сертификатов.
10. Организация государственной экологической
экспертизы объектов республиканского (республик в составе Российской
Федерации), краевого, областного и местного значения осуществляется в
соответствии с Законом РСФСР "Об
охране окружающей природной среды", законодательством республик в
составе Российской Федерации и нормативными актами краев, областей, автономных
образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Министерство охраны окружающей среды и природных
ресурсов Российской Федерации осуществляет координацию и методическое
руководство организацией и осуществлением государственной экологической
экспертизы.
11. Для обсуждения проблем обеспечения экологической
безопасности, охраны окружающей природной среды, рационального использования и
воспроизводства природных ресурсов Министерство охраны окружающей среды и
природных ресурсов Российской Федерации образует совет государственной
экологической экспертизы, в состав которого входят видные ученые, специалисты,
представители научных, общественных и других организаций. Решения совета
государственной экологической экспертизы носят рекомендательный характер.
12. Государственная экологическая экспертиза
проводится за плату.
13. Финансирование работ по проведению
государственной экологической экспертизы проводится за счет средств:
республиканского бюджета Российской Федерации по
объектам, строящимся за счет бюджетных средств;
заказчиков объектов, которые строятся предприятиями,
учреждениями, организациями за счет собственных средств, иностранных
инвестиций, кредитов, средств юридических лиц и граждан.
14. Средства, поступающие от платы за проведение
экологической экспертизы, используются на:
оплату в установленном порядке труда внештатных
экспертов и членов советов государственной экологической экспертизы
Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации
и его подразделений на местах, кроме штатных работников этих подразделений;
проведение необходимых исследований, измерений,
анализов;
обеспечение нормативно-методическими документами
членов советов государственной экологической экспертизы, включая оснащение их
компьютерными базами данных и технологиями;
материально-техническое обеспечение процесса
экологической экспертизы, включая транспорт, приобретение технических средств и
другое;
оплату командировочных расходов и междугородных
телефонных переговоров внештатных экспертов;
оплату расходов по проведению конференций,
семинаров, симпозиумов и других мероприятий;
отчисления на договорной основе предприятиям,
учреждениям и организациям, осуществляющим работу и оказывающим услуги в
проведении государственной экологической экспертизы.
15. Налогообложение средств, поступивших от
заказчика за проведение государственной экологической экспертизы, производится
в соответствии с действующим законодательством.