Министерство охраны окружающей среды и
природных ресурсов
Российской Федерации
от 18.07.94 № 222
ПРИКАЗ
Об утверждении Положения об
оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации
В целях реализации статьи 41 Закона Российской
Федерации "Об охране окружающей природной среды" (раздел VI),
подготовки к выполнению обязательств Российской Федерации в связи с подписанием
международной Конвенции "Об оценке воздействия на окружающую среду в
трансграничном контексте" и в соответствии с Положением о Министерстве
охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации приказываю:
Утвердить согласованное с
заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации Положение об оценке
воздействия на окружающую среду в Российской Федерации (приложение).
Министр В.И. Данилов-Данильян
Минюст РФ
Зарегистрировано в Минюсте
РФ
22 сентября 1994 г. № 695
ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Минприроды России
от 18 июля 1994 г. № 222
Положение об оценке воздействия на окружающую среду
в Российской Федерации
1. Общие положения
1.1. Оценка воздействия на
окружающую среду (ОВОС) - процедура учета экологических требований
законодательства Российской Федерации при подготовке и принятии решений о социально-экономическом
развитии общества.
1.2. ОВОС организуется и
осуществляется с целью выявления и принятия необходимых и достаточных мер по
предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с
ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной
или иной деятельности.*)
___________________
*) Далее - последствий
1.3. Проведение ОВОС при
подготовке документации, обосновывающей развитие видов и объектов хозяйственной
и иной деятельности, перечень которых приведен в приложении, является
обязательным. Целесообразность проведения (или продолжения начатых работ) ОВОС
для объектов и видов деятельности, не вошедших в перечень обязательных,
определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению
территориальных органов Минприроды России. При несогласии органа исполнительной
власти субъекта Российской Федерации с предложением территориального органа
Минприроды России орган исполнительной власти принимает решение с учетом
заключения Минприроды России.
В случае разногласий между
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Минприроды России
спор может быть разрешен в арбитражном суде в установленном порядке.
1.4. Для объектов и видов
хозяйственной и иной деятельности, не вошедших в указанный перечень, а также в
случае прекращения начатых работ по ОВОС заказчик/разработчик в обосновывающей
документации обязан сделать краткий вывод о допустимости предполагаемого
воздействия на окружающую среду.
1.5. Результатом проведения
ОВОС является вывод заказчика о допустимости воздействия намечаемой им
деятельности на окружающую среду. Проектные и/или иные решения, содержащиеся в
обосновывающей документации, должны быть разработаны с учетом различного рода
возможных последствий ее реализации.
1.6. Информация о состоянии
окружающей среды, используемая при проведении ОВОС, подготавливается с помощью
методов и средств измерений, удовлетворяющих требованиям законодательства
Российской Федерации и нормативных документов по обеспечению единства
измерений.
1.7. Обосновывающая
документация представляется инициатором/заказчиком на государственную
экологическую экспертизу в соответствии с Законом Российской Федерации "Об
охране окружающей природной среды" (раздел 5). Обосновывающая документация
по реализации видов и объектов деятельности, перечень которых приведен в
приложении к настоящему Положению, без результатов проведения ОВОС на
государственную экологическую экспертизу в Минприроды России и/или его
территориальные органы не принимается.
2. Область применения
2.1. ОВОС организуется и
проводится при подготовке следующих видов обосновывающей документации:
(1) концепций, программ (в
том числе, инвестиционных) и планов отраслевого и территориального
социально-экономического развития;
(2) схем комплексного
использования и охраны природных ресурсов;
(3) градостроительной
документации (генеральных планов городов, проектов и схем детальной планировки
и т.д.);
(4) документации по созданию
новой техники, технологии, материалов и веществ;
(5) предпроектных
обоснований инвестиций в строительство, технико-экономических обоснований и/или
проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического
перевооружения действующих хозяйственных и/или иных объектов и комплексов.
2.2. При подготовке
хозяйственных и иных решений, включающей разработку нескольких видов
обосновывающей документации, ОВОС проводится поэтапно с учетом детализации
видов, источников и уровней воздействия намечаемой деятельности на окружающую
среду.
3. Требования к содержанию деятельности по оценке
воздействия на окружающую среду
3.1. Для выявления и
принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых
последствий в процессе анализа и оценки воздействия намечаемой деятельности на
окружающую среду разработчиком обосновывающей документации должны быть
рассмотрены:
(1) цели реализации замысла или предполагаемого
проекта;
(2) разумные альтернативы намечаемой деятельности;
(3) характеристика проектных
и иных предложений в контексте существующей экологической ситуации на
конкретной территории с учетом ранее принятых решений о ее
социально-экономическом развитии;
(4) сведения о состоянии
окружающей среды на территории предполагаемой реализации намечаемой
деятельности в соответствующих пространственных и временных рамках;
(5) возможные последствия
реализации намечаемой деятельности и ее альтернатив;
(6) мера и мероприятия по
предотвращению неприемлемых для общества последствий осуществления принимаемых
решений;
(7) предложения по
разработке программы мониторинга реализации подготавливаемых решений и плана
после проектного экологического анализа.
3.2. Порядок проведения ОВОС
(процедура) при подготовке каждого вида обосновывающей документации,
перечисленной в разделе 2 настоящего Положения, устанавливается Минприроды
России.
4. Обязанности участников проведения ОВОС
4.1. При проведении ОВОС:
(1) инициатор/инвестор
обеспечивает финансирование
всех исследований и работ, необходимых для проведения ОВОС;
(2) инвестор/заказчик
организует проведение ОВОС в
процессе подготовки обосновывающей документации;
осуществляет широкий обзор
(общественные слушания) предложений о возможной реализации намечаемой
деятельности на конкретной территории, кроме объектов специального назначения,
информация о которых требует конфиденциальности;
(3) разработчик (в пределах
своей компетенции):
проводит ОВОС;
рассматривает и учитывает
экологические условия и требования при подготовке обосновывающей документации.
4.2. Органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации при подготовке и принятии ими решения о
санкционировании (разрешении) осуществления проекта намечаемой деятельности;
(1) участвуют в рассмотрении обосновывающей
документации;
(2) выдают (или
согласовывают) обоснованные экологические условия и требования для проработки
предложений по реализации проекта намечаемой деятельности;
(3) принимают решения о
санкционировании реализации проекта намечаемой деятельности при условии
соблюдения экологических требований законодательства Российской Федерации, а
также ясного представления о возможных последствиях его осуществления.
5. Общественные слушания
5.1. Заинтересованным
общественным объединениям и неправительственным организациям рекомендуется
оказывать содействие разработчику/заказчику в проведении общественных
(публичных) слушаний или обсуждений в средствах массовой информации проектных и
иных предложений о реализации проекта намечаемой деятельности в целях
собственной оценки:
(1) применяемых методов
анализа и прогноза воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;
(2) достоверности
представленных результатов ОВОС;
(3) полноты и достаточности
предлагаемых в обосновывающей документации мер по предотвращению
неблагоприятного воздействия.
5.2. Заказчик с участием
разработчика проводит общественные слушания или обсуждения в средствах массовой
информации проектных
иных предложений в целях:
(1) информирования
общественности о проекте намечаемой деятельности или разрабатываемых проектных
предложениях;
(2) выявления и фиксации всех
возможных неблагоприятных последствий реализации хозяйственных и иных решений;
(3) поиска взаимоприемлемых
альтернатив, позволяющих предотвратить неблагоприятные последствия
осуществления проекта намечаемой деятельности.
5.3. Общественные
(публичные) слушания и обсуждения организуются и проводятся:
(1) на федеральном уровне,
когда преимущества и издержки реализации принимаемого решения носят
общенациональный характер;
(2) на местном уровне или
уровне субъекта Российской Федерации, когда преимущества и издержки реализации
проекта намечаемой деятельности распространяются на определенный географический
регион в пределах субъекта Российской Федерации.
6. Ответственность за правонарушения
Инициатор/заказчик
намечаемой деятельности и разработчик обосновывающей документации по ее
развитию в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране
окружающей природной среды" (раздел XIII) несут ответственность за:
(1) невыполнение правил
проведения ОВОС;
(2) нарушения процедуры
оценки воздействия на окружающую среду при подготовке обосновывающей
документации;
(3) предоставление неполных
результатов проведения ОВОС или недостоверной информации о них.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению об оценке воздействия на окружающую
среду в Российской Федерации
Перечень видов и объектов хозяйственной и иной
деятельности, при подготовке обосновывающей документации на строительство
которых оценка воздействия на окружающую среду проводится в обязательном
порядке
1. Предприятия по добыче
нефти мощностью 500 тыс. т/год и более.
2. Предприятия по добыче
природного газа мощностью 500 млн. куб. м/год и более.
3. Нефтеперерабатывающие
заводы и установки для газификации и сжижения угля или битуминозных сланцев
производительностью 500 т/сутки и более.
4. Тепловые электростанции и
другие установки для сжигания тепловой мощностью 300 МВт или более, а также
атомные электростанции и другие сооружения с ядерными реакторами (за
исключением исследовательских установок для производства и конверсии
расщепляющихся и воспроизводящих материалов, максимальная мощность которых не
превышает 1 кВт постоянной тепловой нагрузки).
5. Золоотвалы ТЭЦ и
котельных с объемом золы 100 тыс. куб. м/год и более.
6. Установки для извлечения,
переработки и преобразования асбеста и асбестосодержащих продуктов с годовой
мощностью:
(1) асбестоцементных продуктов - 20 тыс. т и более;
(2) фрикционных материалов -
50 т и более;
(3) других видов применения
асбеста - 200 т и более.
7. Предприятия химической
промышленности всех видов.
8. Производство целлюлозы и
бумаги мощностью 200 т/сутки и более.
9. Крупные склады для
хранения 50 тыс. куб. м и более нефтяных, нефтехимических и химических
продуктов.
10. Микробиологические производства.
11. Крупные производства
строительных материалов (цемент, стекло, известь, керамика).
12. Крупные установки для
доменного и мартеновского производств и предприятия цветной металлургии:
(1) спекание, обжиг и
прокаливание железной руды в установках мощностью 1 млн. т/год и более;
(2) все коксовые печи;
(3) установки для
производства чушкового чугуна и нерафинированной стали мощностью 1 млн. т/год и
более;
(4) установки для
производства стали из металлолома мощностью 200 тыс. т/год и более;
(5) установки для обработки
цветных тяжелых металлических руд мощностью 100 тыс. т/год и более;
(6) установки для
производства, извлечения или обработки цветных металлов, их соединений или
других сплавов термическими, химическими или электролитическими методами
мощностью 100 тыс. т/год и более.
13. Крупные установки и предприятия черной и цветной
металлургии:
(1) окомкование и спекание
железной руды в установках мощностью 1 млн. т/год и более;
(2) все коксовые печи и
коксохимические производства;
(3) установки для
производства чугуна и стали мощностью 1 млн. т/год и более;
(4) установки для обработки
руд тяжелых и цветных металлов, производства, извлечения или обработки цветных
металлов, их соединений или других сплавов термическими, химическими или
электролитическими методами мощностью 100 тыс. т/год и более.
14. Установки по
производству, обогащению, регенерации ядерного топлива, объекты и/или полигоны
по удалению и переработке радиоактивных отходов, боеприпасов и реакторных
отсеков; установки по производству радиоизотопов.
15. Объекты использования
ядерно-взрывной технологии.
16. Крупные ускорительные
комплексы для получения интенсивных пучков элементарных частиц и
высокоэнергетичных ядер.
17. Медицинские центры,
осуществляющие в широких масштабах радиоизотопные диагностические и
терапевтические процедуры.
18. Космодромы, аэропорты, аэродромы,
объекты и/или полигоны для испытаний, утилизации, уничтожения и захоронения
(затопления) химического оружия, ракетных топлив.
19. Объекты и/или полигоны
термической, химической переработки, утилизации и захоронения нерадиоактивных
отходов.
20. Строительство
автомобильных дорог, автострад, трасс для магистральных железных дорог дальнего
сообщения и аэропортов с длиной основной взлетно-посадочной полосы 1500 м и
более.
21. Метрополитены.
22. Нефте- и газопроводы с
трубами диаметром 600 мм и более.
23. Порты, терминалы,
судоверфи, международные паромные переправы, а также внутренние водные пути и
порты для внутреннего судоходства, допускающие проход судов водоизмещением 1350
т и более.
24. Крупные плотины высотой
15 м и более, водохранилища с площадью поверхности 2 кв. км и более,
магистральные каналы, гидромелиоративные системы и системы водоснабжения
крупных городов.
25. Сооружения по очистке
промышленных и коммунальных сточных вод с годовым стоком более 5 % от объема
стока бассейна реки.
26. Водозаборы подземных вод
с объемом забираемой воды 10 млн. куб. м/год и более.
27. Крупномасштабная добыча,
извлечение и обогащение металлических руд и угля:
(1) предприятия по добыче,
извлечению и обогащению железной руды на месте мощностью 1 млн. т/год и более;
(2) предприятия по добыче,
извлечению и обогащению нежелезной руды на месте мощностью 100 тыс. т/год и
более;
(3) предприятия по добыче,
извлечению и обогащению угля на месте мощностью 100 тыс. т/год и более;
(4) крупномасштабная добыча
нерудных полезных ископаемых, особенно в акваториях.
28. Разведка, добыча нефти и
газа, лицензируемые виды геологических изысканий.
29. Сплошнолесосечная
заготовка древесины на лесосеках с площадью вырубки более 200 га или вырубка
древесины на площади более 20 га при переводе лесных земель в нелесные в целях,
не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом.
30. Крупные животноводческие
комплексы мощностью:
(1) свиноводческие - 30 тыс.
голов и более;
(2) по откорму молодняка
крупного рогатого скота - 2 тыс. голов и более;
(3) молочные - 1200 коров и
более.
31. Звероводческие
комплексы.
32. Птицефабрики на 400 тыс.
кур-несушек, 3 млн. бройлеров и более.
33. Объекты хозяйственной
и/или иной деятельности, расположенные на особо охраняемых территориях и эксплуатация
которых не связана с режимом этих территорий.