Закон РСФСР от 4 июля 1991
г.
"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"
(с изменениями от 23 декабря 1992 г., 11 августа 1994 г.)
Настоящий Закон
устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и
муниципального жилищного фонда на территории Российской Федерации, определяет
правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений
собственности на жилье.
Целью Закона является создание условий для
осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения
потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного
фонда.
Вступление в права
собственности на жилье дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои
средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на
рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим
жильем.
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Приватизация жилья
- бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых
ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для
граждан, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования
жилых помещений.
Статья 2. Граждане,
занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного
фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении
предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по
договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих
совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 15 до
18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных
настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и республик в
составе Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность
(совместную или долевую) либо в собственность одного из совместно проживающих
лиц, в том числе несовершеннолетних.
Жилые помещения, в которых
проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 15 лет, передаются им
в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с
предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе
указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно
несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет, передаются им в собственность по
их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и
попечительства.
При этом в случае помещения
несовершеннолетнего в детское или иное воспитательное учреждение
соответствующего назначения администрация указанного учреждения, родители
(усыновители) либо опекун над его имуществом, если таковой назначен, обязаны в
течение шести месяцев со дня помещения несовершеннолетнего в указанное
учреждение оформить договор передачи жилого помещения в его собственность и
принять меры по распоряжению жилым помещением в интересах несовершеннолетнего.
Оформление договора передачи
в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно
несовершеннолетние, проводится за счет средств местных бюджетов.
Статья 3. Граждане, ставшие
собственниками жилых помещений, владеют, пользуются и распоряжаются ими по
своему усмотрению, вправе продавать, завещать, сдавать в аренду эти помещения,
а также совершать с ними иные сделки, не противоречащие законодательству.
Для совершения сделок в
отношении приватизированных жилых помещений, в которых проживают
несовершеннолетние, независимо от того, являются ли они собственниками,
сособственниками или членами семьи собственников в том числе бывшими, имеющие
право пользования данным жилым помещением, требуется предварительное разрешение
органов опеки и попечительства. Это правило распространяется также на жилые
помещения, в которых несовершеннолетние не проживают, однако на момент
приватизации имели на это жилое помещение равные с собственником права.
Средства от сделок с
приватизированными жилыми помещениями, в которых проживают (проживали)
исключительно несовершеннолетние, зачисляются родителями (усыновителями),
опекунами (попечителями), администрацией детских или иных воспитательных
учреждений соответствующего назначения на счет по вкладу на имя
несовершеннолетнего в местном отделении сберегательного банка.
Собственники
приватизированных жилых помещений в доме государственного или муниципального
жилищного фонда являются совладельцами либо пользователями внеквартирного
инженерного оборудования и мест общего пользования дома.
Осуществление права
собственности на жилое помещение не должно нарушать прав и охраняемых
действующим законодательством интересов других лиц.
Статья 4. Не подлежат
приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях,
коммунальных квартирах, в домах закрытых военных городков, а также служебные
жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других
сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.
Собственники жилищного фонда
или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен
жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, и учреждения, в
оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения
о приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир.
Статья 5. Пользование
земельными участками, на которых размещены приватизированные жилые дома и
придомовые территории, осуществляется в порядке и на условиях, установленных
нормами Земельного кодекса РСФСР.
Статья 6. Передача в
собственность граждан жилых помещений осуществляется:
соответствующим советом
народных депутатов или его исполнительным органом;
предприятием, за которым
закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения;
учреждением, в оперативное
управление которого передан жилищный фонд.
Статья 7. Передача жилья в
собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым местной
администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое
помещение в собственность в порядке, установленном соответствующим Советом
народных депутатов. При этом нотариального удостоверения договора передачи не
требуется и государственная пошлина не взимается.
В договор передачи жилого
помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право
пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым
это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или
несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие
право пользования данным жилым помещением.
Право собственности на
приобретенное жилье возникает с момента регистрации договора в исполнительном
органе местного Совета народных депутатов.
Статья 8. Решение вопроса о
приватизации жилья должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок
со дня подачи документов.
Должностные лица, виновные в
нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к
ответственности в установленном порядке.
В случае нарушения прав гражданина
при решении вопросов приватизации жилья он вправе обратиться в суд.
Статья 9. Для инвалидов
Великой Отечественной войны и приравненных к ним в установленном порядке лиц,
инвалидов труда, а также инвалидов с детства, ветеранов войны, семей погибших
при исполнении государственных обязанностей, семей с доходами ниже официально
установленного прожиточного минимума, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
сохраняется порядок предоставления жилых помещений в домах государственного и
муниципального жилищного фонда на условиях договора найма.
Законодательством Российской
Федерации, республик в составе Российской Федерации право на получение жилых
помещений в порядке, указанном в части первой настоящей статьи, может быть
предоставлено и другим категориям граждан.
Статья 10. В период перехода
к рыночным отношениям для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
сохраняется действующий порядок постановки на учет и обеспечения жилыми
помещениями.
Раздел II. Основные принципы
и условия приватизации жилья
Статья 11. Каждый гражданин
имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации,
жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один
раз.
Несовершеннолетние, ставшие
собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации,
сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах
государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими
совершеннолетия.
Статья 12.
Статья 13.
Статья 14.
Статья 15.
Статья 16. Приватизация
занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта,
осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за наймодателем
сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с
нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Статья 17. Местные Советы
народных депутатов, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их
согласия жилье, принадлежащее им на праве собственности, с целью более
рационального его перераспределения.
Статья 18. При переходе
государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму
собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном
хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен
быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление
правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных
юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном
порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на
приватизацию жилья.
Раздел III. Обслуживание и
ремонт приватизированного жилья
Статья 21. Обслуживание и
ремонт приватизированных жилых помещений осуществляются с обязательным
соблюдением единых правил и норм эксплуатации и ремонта жилищного фонда на
условиях, установленных для домов государственного и муниципального жилищного
фонда, за счет средств их собственников. В этих целях собственники могут
образовывать товарищества и иные объединения.
Статья 22. За государственными
жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями сохраняются
обязательства по обслуживанию и ремонту приватизированных жилых помещений по
договору с их собственниками (товариществами и иными объединениями).
Оплата расходов, связанных с
обслуживанием и ремонтом приватизированных жилых помещений, производится
собственниками по ставкам, установленным для обслуживания государственного и
муниципального жилищного фонда.
Статья 23. Собственники
жилых помещений вправе самостоятельно определять организацию для обслуживания
этих помещений, включая государственные жилищно-эксплуатационные и
ремонтно-строительные организации, кооперативы, частные фирмы и иные субъекты
хозяйствования.
Статья 24. Обслуживание и
ремонт жилого дома в целом осуществляется жилищно-эксплуатационными и
ремонтно-строительными организациями, обслуживающими этот дом до начала
приватизации, кроме тех квартир, собственники которых избрали иные организации
для обслуживания этих квартир.
Собственники жилых помещений
участвуют в расходах, связанных с обслуживанием и ремонтом инженерного
оборудования, мест общего пользования дома и содержанием придомовой территории,
соразмерно занимаемой ими площади в этом доме.
Статья 25. Контроль за
техническим состоянием и своевременным ремонтом приватизированного жилищного
фонда осуществляют местные Советы народных депутатов и органы местного
самоуправления.
Статья 26. Нарушение правил
эксплуатации приватизированных жилых помещений, инженерного оборудования,
коммуникаций и придомовой территории влечет ответственность в установленном
порядке.
Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин.
Москва, Дом Советов РСФСР
4 июля 1991 г.
Постановление ВС РСФСР от 4
июля 1991 г.
О введении в действие Закона
РСФСР
"О приватизации жилищного фонда в РСФСР"
Верховный Совет РСФСР
постановляет:
1. Ввести в действие Закон
РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" с момента его
опубликования.
2. До приведения
действующего законодательства РСФСР и республик в составе РСФСР в соответствие
с Законом РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" оно
применяется постольку, поскольку не противоречит этому Закону.
3. Местным Советам народных
депутатов, предприятиям, учреждениям обеспечить население оперативной и
доступной информацией о порядке и условиях приобретения жилья в собственность,
провести необходимые организационные меры, позволяющие беспрепятственно
осуществлять передачу и продажу жилья в собственность граждан по их обращениям.
4. Сохранить в переходный
период создания рынка жилья для собственников приватизированных домов
(квартир), участвующих в общих расходах, связанных с обслуживанием и ремонтом
всего дома, те же условия, что и нанимателям жилых помещений в домах
государственного и муниципального жилищного фонда. При этом вопросы оплаты
коммунальных услуг регулируются нормативными актами, обеспечивающими социальную
защиту граждан.
5. Совету Министров РСФСР,
Советам Министров республик в составе РСФСР установить порядок определения
стоимости приобретаемых гражданами жилых помещений, а также вид и характер
компенсации, предусмотренной в статье 16 Закона РСФСР "О приватизации
жилищного фонда в РСФСР".
6. Рекомендовать
общественным объединениям (организациям) осуществлять передачу и продажу
находящегося в их собственности жилья в собственность граждан на условиях,
предусмотренных для государственного и муниципального жилищного фонда.
7. Совету Министров РСФСР и
Центральному банку РСФСР разработать порядок выделения гражданам долгосрочных
кредитов на приобретение в собственность домов (квартир), на строительство
индивидуальных жилых домов на льготных условиях. По вопросам, требующим
законодательного решения, внести соответствующие предложения в Верховный Совета
РСФСР.
8. В целях расширения
строительства жилых домов за счет средств населения и создания условий для
перехода к рынку жилья Совету Министров РСФСР, Советам народных депутатов
обеспечить выделение гражданам в установленном порядке земельных участков и
строительных материалов, увеличив объем выпуска последних за счет развития базы
стройиндустрии путем содействия организации акционерных, арендных,
кооперативных и малых предприятий по производству строительных материалов и
предметов домоустройства, а также создание за счет привлечения средств местного
бюджета и предприятий в районах индивидуальной застройки социально-экономической
и инженерной инфраструктуры.
9. Совету Министров РСФСР:
подготовить предложения о
приведении законодательных актов РСФСР в соответствие с Законом РСФСР "О
приватизации жилищного фонда в РСФСР";
привести решения
правительства РСФСР в соответствие с Законом РСФСР "О приватизации
жилищного фонда в РСФСР";
подготовить проект
Государственной программы проведения жилищной реформы в РСФСР, включая
дополнительное стимулирование индивидуального и кооперативного жилищного
строительства, и представить его на рассмотрение Верховного Совета РСФСР в IV
квартале 1991 года;
разработать и утвердить в
месячный срок Примерное положение о приватизации жилищного фонда в РСФСР;
подготовить предложения по
переходу на определение жилищной обеспеченности граждан и оплаты за пользование
жилыми помещениями, исходя из размера общей площади;
рассмотреть вопрос о
целесообразности сохранения прописки граждан по месту жительства и при
необходимости подготовить соответствующие предложения.
Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин.
Москва, Дом Советов РСФСР
4 июля 1991 г.