СОВЕТ МИНИСТРОВ -
ПРАВИТЕЛЬСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 1993 г. № 1346
г. Москва
Об
утверждении Положения о федеральной системе сейсмологических наблюдений и
прогноза землетрясений
Совет Министров
- Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое
Положение о федеральной системе сейсмологических наблюдений и прогноза
землетрясений.
Первый заместитель
Председателя Совета
Министров -
Правительства
Российской Федерации
О. Сосковец
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Совета Министров -
Правительства Российской
Федерации
от
25 декабря 1993 г. № 1346
ПОЛОЖЕНИЕ
о федеральной системе сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений
1. Федеральная система сейсмологических наблюдений и прогноза
землетрясений (далее именуется - ФССН) создана в целях координации деятельности
органов государственного управления Российской Федерации по обеспечению защиты
населения, объектов и территорий от воздействия землетрясений и является
подсистемой Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных
ситуациях.
2. Порядок, источники и объемы финансирования затрат, связанных с
обеспечением функционирования и развития ФССН, определяются федеральной целевой
программой работ по развитию системы сейсмологических наблюдений и прогноза
землетрясений.
3. В основу функционирования ФССН положены деятельность ведомственных
служб министерств, ведомств, Российской академии наук и их взаимодействие на
основе комплексного анализа сейсмологических и геофизических данных служб
наблюдения и охранных сетей, позволяющих осуществлять оперативный контроль за
сейсмической обстановкой и обеспечивать органы государственного управления
Российской Федерации и заинтересованные организации информацией о возможных
землетрясениях с оценкой их последствий.
4. ФССН обеспечивает решение следующих основных задач:
составление прогнозов
землетрясений (включая прогноз землетрясений, приводящих к возникновению цунами)
на основе проведения и анализа результатов сейсмологических наблюдений;
оперативное определение
места, времени и параметров происшедших землетрясений;
оперативное обеспечение
центральных органов федеральной исполнительной власти, органов исполнительной
власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных
образований, территории которых расположены в сейсмоопасных районах,
информацией о землетрясениях и возможных их последствиях;
организация центрального
банка данных ФССН и обеспечение межрегионального и международного обмена
геофизической информацией;
информационное обеспечение
работ по сейсмическому районированию территории Российской Федерации, оценке
потенциальной сейсмической опасности, сейсмостойкому строительству, а также
фундаментальных и прикладных исследований, направленных на решение проблемы
прогноза землетрясений;
разработка карт
сейсмического районирования территории Российской Федерации, нормативных актов
по защите населения, объектов и территорий Российской Федерации от воздействия
землетрясений, функционированию и развитию ФССН.
5. В целях выполнения стоящих перед ФССН основных задач ГКЧС России,
ведомственные службы органов государственного управления Российской Федерации и
Российской академии наук, входящие в ФССН, осуществляют следующие функции:
а) ГКЧС России:
организует работы по
выполнению федеральной целевой программы развития системы сейсмологических
наблюдений и прогноза землетрясений;
определяет режимы
функционирования системы на основе получаемого прогноза землетрясений;
оперативно обеспечивает
Совет Министров - Правительство Российской Федерации информацией о
землетрясениях и возможных их последствиях;
организует работы по
предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных землетрясениями;
участвует в разработке
региональных целевых программ развития системы сейсмологических наблюдений и
прогноза землетрясений;
обеспечивает организацию и
определяет порядок межрегионального и международного обмена геофизической
информацией, участвует в разработке международных проектов по вопросам
сейсмологической безопасности;
б) геофизическая служба
Российской академии наук:
организует и проводит
непрерывные телесейсмические, региональные и локальные наблюдения за
сейсмической обстановкой на территории Российской Федерации, ведет банк
сейсмологических данных;
создает и ведет центральный
банк данных ФССН, обеспечивает прямой доступ к информации о характере
сейсмической активности на территории России и тенденциях ее развития;
составляет прогноз
землетрясений (включая прогноз землетрясений, приводящих к цунами) на основе
анализа информационных данных ведомственных служб;
оперативно обеспечивает ГКЧС
России и его региональные центры, органы исполнительной власти территорий,
расположенных в сейсмоопасных районах, заинтересованные министерства, ведомства
и организации информацией о месте, времени и интенсивности землетрясений с
магнитудой 3,5 и более на территории Российской Федерации и с магнитудой 5 и
более за рубежом;
оперативно обеспечивает ГКЧС
России и его региональные центры информацией об ожидаемых последствиях
происшедших землетрясений и возможных последствиях прогнозируемых
землетрясений;
осуществляет наблюдения за
подводными землетрясениями в районах Тихого океана, определяет вероятность
возникновения цунами в результате этих землетрясений и обеспечивает информацией
автоматизированную систему предупреждения о цунами Росгидромета;
организует и проводит
экспедиционные наблюдения в районах сейсмической опасности и эпицентральные
исследования в зонах происшедших землетрясений, составляет прогноз развития
сейсмических процессов в этих зонах;
издает сейсмологические
бюллетени и каталоги землетрясений ФССН;
разрабатывает карты
сейсмического районирования территории Российской Федерации;
осуществляет
научно-методическое обеспечение работ по функционированию и развитию ФССН, в
том числе нормативными актами по вопросам сейсмического районирования и
проведения инструментальных наблюдений, оценки сейсмического риска,
идентификации предвестников землетрясений, прогноза землетрясений;
участвует в модернизации
технического оснащения ФССН, создании региональных сейсмических сетей,
прогностических полигонов для обеспечения работ по краткосрочному прогнозу
землетрясений;
в) сейсмическая служба
Минобороны России:
организует и проводит
непрерывные сейсмологические наблюдения;
ведет банк данных
сейсмологических наблюдений и обеспечивает его взаимодействие с центральным
банком данных ФССН;
оперативно обеспечивает ГКЧС
России и геофизическую службу Российской академии наук информацией о месте,
времени и об интенсивности землетрясений с магнитудой 4 и более на территории
Российской Федерации и с магнитудой 5 и более за рубежом;
участвует совместно с
Российской академией наук в решении задач прогнозирования землетрясений, в том
числе в осуществлении наблюдений за землетрясениями в районах Тихого океана,
приводящими к возникновению цунами, в разработке и во внедрении методического
обеспечения прогноза землетрясений, функционирования и развития ФССН, а также в
создании региональных сейсмических сетей для обеспечения работ по
краткосрочному прогнозу землетрясений;
г) служба мониторинга
геологической среды Роскомнедр:
обеспечивает режимные
наблюдения за геофизическими полями и гидрогеологическими характеристиками в
скважинах гидрогеодеформационной сети;
определяет особенности
глубинного строения сейсмоопасных районов путем проведения комплекса
геофизических, геологических, геохимических и других исследований и оценивает
сейсмическую опасность;
создает и ведет банки
гидрогеодеформационной и геофизической информации и обеспечивает их
взаимодействие с центральным банком данных ФССН;
оперативно обеспечивает
геофизическую службу Российской академии наук информацией об изменениях
геологической среды с оценкой степени сейсмической опасности в наблюдаемых
регионах;
проводит комплексное
геологическое картирование территорий для детального сейсмического
районирования;
осуществляет районирование
территорий Российской Федерации по степени геодинамической активности для
перспективного прогнозирования хозяйственного освоения их;
разрабатывает и внедряет в
ФССН методы прогноза землетрясений на основе мониторинга геологической среды;
д) служба сейсмических и
геодинамических охранных сетей наблюдений Минатома России:
организует и проводит
непрерывные режимные наблюдения за геодинамической и сейсмической обстановкой в
районах расположения радиационно опасных объектов, оценивает реальную
сейсмостойкость этих объектов и реакцию их на сейсмические и другие
геодинамические воздействия;
создает и ведет банк данных
о сейсмических и других геодинамических воздействиях на радиационно опасные
объекты и обеспечивает его взаимодействие с центральным банком данных ФССН;
оперативно обеспечивает ГКЧС
России и его региональные центры, геофизическую службу Российской академии наук
информацией о катастрофических изменениях сейсмической и геодинамической
обстановки в районах расположения радиационно опасных объектов и последствиях
воздействия этих процессов на объекты;
разрабатывает рекомендации и
предложения по повышению эффективности функционирования службы сейсмических и
геодинамических охранных сетей наблюдений в составе ФССН;
е) служба геодинамических
наблюдений Минтопэнерго России:
организует и проводит
непрерывные режимные наблюдения за геодинамической и сейсмической обстановкой в
районах расположения крупных энергетических сооружений, оценивает реальную
сейсмостойкость этих объектов и реакцию их на сейсмические и другие
геодинамические воздействия;
создает и ведет банк данных
о сейсмических и других геодинамических воздействиях на энергетические объекты
и обеспечивает его взаимодействие с центральным банком данных ФССН;
оперативно обеспечивает ГКЧС
России и его региональные центры, геофизическую службу Российской академии наук
и органы исполнительной власти территорий информацией о катастрофических
изменениях сейсмической и геодинамической обстановки в районах расположения
энергетических объектов и последствиях воздействия этих процессов на объекты;
разрабатывает рекомендации
по предотвращению и снижению ущерба от аварий и катастроф на энергетических
объектах, связанных с землетрясениями и катастрофическими геодинамическими
явлениями;
ж) служба
инженерно-сейсмометрических наблюдений Госстроя России:
обеспечивает
функционирование и развитие системы инженерносейсмометрических наблюдений,
оценивает реальную сейсмостойкость существующего фонда зданий и сооружений;
создает и ведет банк данных
инженерно-сейсмометрических наблюдений и обеспечивает его взаимодействие с
центральным банком данных ФССН;
обеспечивает ГКЧС России и
геофизическую службу Российской академии наук прогностической информацией о
степени разрушаемости строительных объектов, расположенных на территории
Российской Федерации;
оперативно обеспечивает ГКЧС
России и его региональные центры, геофизическую службу Российской академии наук
и органы исполнительной власти территорий информацией о последствиях
землетрясений;
обеспечивает сейсмостойкое
строительство в Российской Федерации инженерно-сейсмологической информацией;
з) служба контроля деформации
земной поверхности Роскартографии:
организует и проводит
регулярные высокоточные геодезические и гравиметрические наблюдения в
сейсмоактивных регионах Российской Федерации для выявления и анализа аномальных
деформаций земной коры, предшествующих землетрясениям и сопровождающих их;
периодически проводит
аэрокосмические съемки, выявляет и идентифицирует на земной поверхности
тектонические нарушения и их развитие во времени;
организует и ведет банк
данных геодезической и аэрокосмической информации и обеспечивает его
взаимодействие с центральным банком данных ФССН;
оперативно обеспечивает ГКЧС
России и геофизическую службу Российской академии наук информацией об
аномальных деформациях земной коры и тектонических нарушениях,
свидетельствующих о сейсмической опасности.
6. Деятельность ведомственных служб, входящих в ФССН, регламентируется
положениями о соответствующих министерствах и ведомствах Российской Федерации,
утверждаемыми Советом Министров - Правительством Российской Федерации.
7. Координация работ по функционированию и развитию ФССН осуществляется
межведомственной комиссией по сейсмическому мониторингу, создаваемой совместным
решением ГКЧС России, министерств, ведомств и Российской академии наук, службы
которых входят в ФССН.
Положение о межведомственной
комиссии по сейсмическому мониторингу и ее состав утверждаются ГКЧС России.
К работе в этой комиссии
могут привлекаться представители заинтересованных министерств и ведомств, а
также ведущие российские и зарубежные ученые и специалисты.
8. Организация информационного взаимодействия ведомственных служб,
входящих в ФССН, для решения задач комплексного анализа сейсмологических и
геофизических данных в интересах обеспечения прогноза и оценки возможных
последствий землетрясений осуществляется вычислительным центром геофизической
службы Российской академии наук.
9. В зависимости от обстановки ФССН функционирует в режимах,
установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля
1992 г. № 261 для Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных
ситуациях.