Федеральный закон
от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ
О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера
(с изменениями от 28 октября 2002 г., 22 августа 2004 г., 4, 18 декабря
2006 г., 30 октября 2007 г., 30 декабря 2008 г., 7 мая, 25 ноября 2009 г., 19
мая, 27 июля, 28, 29 декабря 2010 г.)
Принят Государственной Думой 11 ноября 1994 года
Федеральным
законом от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального
закона внесены изменения
Настоящий
Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации
организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации,
иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской
Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного
пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов
производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее -
территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее
- чрезвычайные ситуации).
Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения,
возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской
Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их
организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Содержание
Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ в статью 1 настоящего Федерального закона
внесены изменения
Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. № 206-ФЗ в статью 1 настоящего Федерального закона
внесены изменения
Чрезвычайная
ситуация - это обстановка на
определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления,
катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли
за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде,
значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение
чрезвычайных ситуаций - это
комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально
возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на
сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных
потерь в случае их возникновения.
Ликвидация
чрезвычайных ситуаций - это
аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении
чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья
людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также
на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для
них опасных факторов.
Зона
чрезвычайной ситуации - это
территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Специализированные технические средства оповещения
и информирования населения в местах массового пребывания людей - это
специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и
передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе
возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения
населения.
Федеральным законом от 19 мая 2010 г. №
91-ФЗ в статью 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
Федеральным
законом от 7 мая 2009 г. № 84-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона
изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении 10 дней после дня
официального опубликования настоящего Федерального закона
Правовое регулирование отношений в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных
принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным
законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного
самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные
правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Федеральным
законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в статью 3 настоящего Федерального
закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
Целями настоящего
Федерального закона являются:
предупреждение
возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
снижение
размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация
чрезвычайных ситуаций;
разграничение полномочий
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между
федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и
организациями.
Не связанные с
перечисленными в части первой настоящей статьи целями отношения по
восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций,
настоящим Федеральным законом не регулируются.
Федеральным законом от 19 мая 2010 г. №
91-ФЗ в статью 4 настоящего Федерального закона внесены изменения
Федеральным
законом от 4 декабря 2006 г. № 206-ФЗ статья 4 настоящего Федерального
закона изложена в новой редакции
Единая
государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых
входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Основными
задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций являются:
разработка и
реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению
безопасности людей на водных объектах;
осуществление
целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение
чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а
также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
обеспечение
готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и
выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сбор,
обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
подготовка
населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация
разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях
предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
организация
своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в
местах массового пребывания людей;
прогнозирование
и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
создание
резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
осуществление
государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация
чрезвычайных ситуаций;
осуществление
мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных
ситуаций, проведение гуманитарных акций;
реализация
прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а
также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
международное
сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах.
Принципы
построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия
основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Границы зон
чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе
классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской
Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти
и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились
чрезвычайные ситуации.
Федеральным
законом от 4 декабря 2006 г. № 206-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального
закона внесены изменения
Информацию в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения
о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также
сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и
экологической безопасности на соответствующих территориях.
Информация в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о
деятельности федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если
иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Федеральные
органы государственной власти, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация
организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через
средства массовой информации, в том числе с использованием
специализированных технических средств оповещения и информирования населения в
местах массового пребывания людей, и по
иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших
чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
Сокрытие,
несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо
ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Порядок
обеспечения населения, федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций информацией в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством
Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 19 мая 2010 г. №
91-ФЗ в статью 7 настоящего Федерального закона внесены изменения
Федеральным
законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в статью 7 настоящего Федерального
закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
Мероприятия,
направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально
возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения,
проводятся заблаговременно.
Планирование и
осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных
объектах, проводятся с учетом
экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени
реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Объем и
содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных
объектах, определяются исходя из
принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования
имеющихся сил и средств, включая
силы и средства гражданской обороны.
Ликвидация
чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов
местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При
недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством
Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов
исполнительной власти.
Силы и средства гражданской обороны привлекаются к
организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке,
установленном федеральным законом.
Президент
Российской Федерации:
а) определяет
в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными
законами основные направления государственной политики и принимает иные решения
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) вносит на
рассмотрение Совета Безопасности Российской Федерации и принимает с учетом его
предложений решения по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, а также по вопросам преодоления их последствий;
в) вводит при
чрезвычайных ситуациях в соответствии со статьями 56 и 88 Конституции
Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных
федеральным конституционным законом, на территории Российской Федерации или в
отдельных ее местностях чрезвычайное положение;
г) принимает
решение о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
Федеральное
Собрание Российской Федерации:
а)
обеспечивает единообразие в законодательном регулировании в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) утверждает
бюджетные ассигнования на финансирование деятельности и мероприятий в указанной
области;
в) проводит
парламентские слушания по вопросам защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
Федеральным
законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в статью 10 настоящего Федерального
закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
Правительство
Российской Федерации:
а) издает на
основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов
и нормативных актов Президента Российской Федерации постановления и
распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и
обеспечивает их исполнение;
б) организует
проведение научных исследований в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
в) организует разработку
и обеспечивает выполнение специальных федеральных программ в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера;
г) определяет
задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности федеральных органов
исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, осуществляет руководство единой государственной системой
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
д)
обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов
для ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального характера, а
также определяет порядок использования указанных резервов;
е)
устанавливает и контролирует процесс производства, режим хранения, условия
перевозки и порядок использования радиоактивных и других особо опасных веществ,
соблюдение при этом необходимых мер безопасности;
Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N
442-ФЗ подпункт "ж" статьи 10 настоящего Федерального закона
изложен в новой редакции
ж) устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций,
в том числе чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров,
и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации;
з) обеспечивает защиту населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания
финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской
Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера;
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N
223-ФЗ подпункт "и" статьи 10 настоящего Федерального закона
изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.
и) определяет порядок привлечения спасательных
воинских формирований федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, к
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
к) определяет
порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, порядок обмена указанной информацией между
исполнительными органами государственной власти, а также органами управления,
специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций.
Федеральным
законом от 4 декабря 2006 г. № 206-ФЗ статья 10 настоящего Федерального
закона дополнена пунктом «л»
л) определяет порядок предоставления участков для
установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и
информирования населения в местах массового пребывания людей.
Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N
412-ФЗ статья 10 настоящего Федерального закона дополнена подпунктом
"м"
м) принимает решения о выплате единовременной материальной
помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной
материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана.
Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N
442-ФЗ статья 10 настоящего Федерального закона дополнена подпунктом
"н"
н) определяет порядок введения чрезвычайной ситуации в
лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной
власти, органов местного самоуправления в условиях такой чрезвычайной ситуации.
Федеральным
законом от 4 декабря 2006 г. № 206-ФЗ в статью 11 настоящего Федерального
закона внесены изменения
Федеральным
законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в статью 11 настоящего Федерального
закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
1. Органы
государственной власти субъектов Российской Федерации:
а) принимают в
соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
б)
осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения
способам защиты и действиям в указанных ситуациях;
в) принимают
решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и обеспечивают их проведение;
г) осуществляют
в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и
информирование населения, в том числе с использованием
специализированных технических средств оповещения и информирования населения в
местах массового пребывания людей, об
угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
д) организуют
и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального
и регионального характера, а
также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при
недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской
Федерации за оказанием помощи;
е) осуществляют
финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
ж) создают
резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
з) содействуют
устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях
межмуниципального и регионального характера;
к) содействуют
федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в
предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных
технических средств оповещения и информирования населения в местах массового
пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для
распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного
времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о
чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных
ситуаций;
Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N
412-ФЗ статья 11 настоящего Федерального закона дополнена подпунктом "л"
л) принимают решения об осуществлении единовременных денежных
выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных
денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
2. Органы
местного самоуправления самостоятельно:
а)
осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения
способам защиты и действиям в этих ситуациях;
б) принимают
решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и
организуют их проведение;
в)
осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное
оповещение и информирование населения, в том числе с использованием
специализированных технических средств оповещения и информирования населения в
местах массового пребывания людей, об
угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
г)
осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций;
д) создают
резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
е) организуют
и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также
поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности
собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации;
ж) содействуют
устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
з) создают при
органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления,
специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций.
2.1. Органы
местного самоуправления содействуют федеральному органу исполнительной власти,
уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в
установке специализированных технических средств оповещения и информирования
населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении
имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой
информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования
населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций.
3. В субъектах
Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге
полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных
образований в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Федеральным
законом от
22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в статью 12 настоящего Федерального закона внесены
изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
Для
осуществления государственного управления и координации деятельности
федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций создается уполномоченный федеральный орган
исполнительной власти. Указанный федеральный орган вправе создавать подведомственные ему территориальные органы.
Федеральным законом от 19 мая 2010 г. №
91-ФЗ в пункт 1 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения
1. Федеральные
органы исполнительной власти организуют работу в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности
людей на водных объектах, в своей сфере
деятельности и порученных им отраслях экономики в соответствии с настоящим
Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Федеральные
органы исполнительной власти:
а) по отношению
к подведомственным организациям:
разрабатывают
и осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению
устойчивости функционирования отрасли в чрезвычайных ситуациях;
утверждают и издают
в соответствии с федеральными требованиями отраслевые нормы и правила
безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также
правила защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций;
обеспечивают
разработку и реализацию мероприятий по укреплению радиационной, химической,
медико-биологической, взрывной, пожарной, экологической безопасности, а также
соблюдение норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны
при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов производственного и
социального назначения;
финансируют и
обеспечивают мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и проведение
аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;
организуют и
обеспечивают проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских,
испытательных и проектных работ по проблемам безопасности;
б) по
отношению к иным организациям, входящим в состав отрасли:
осуществляют
методическое руководство при решении вопросов защиты работников организаций от
чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивости и безопасности функционирования
организаций;
разрабатывают
и доводят до сведения организаций отраслевые требования, нормативные документы
по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты от них
работников организаций и населения.
3.
Руководители федеральных органов исполнительной власти несут предусмотренную
законодательством Российской Федерации ответственность за ненадлежащее
выполнение указанными органами возложенных на них задач и осуществление своих
функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4. Федеральные
органы исполнительной власти принимают решения об образовании в пределах
выделенных им ассигнований и штатной численности подразделений для решения
задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
5. Федеральные
органы исполнительной власти, имеющие специально подготовленные и аттестованные
в установленном порядке силы и средства для предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, используют их в рамках единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Федеральным
законом от 28 октября 2002 г. № 129-ФЗ в статью 14 настоящего Федерального
закона внесены изменения
Организации
обязаны:
а) планировать
и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и
подведомственных объектов производственного и социального назначения от
чрезвычайных ситуаций;
б) планировать
и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций
и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных
ситуациях;
в) обеспечивать создание,
подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников
организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
г) создавать и
поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о
чрезвычайных ситуациях;
д) обеспечивать
организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на
подведомственных объектах производственного и социального назначения и на
прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е)
финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных
объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
ж) создавать
резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
з)
предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций
об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Федеральным
законом от 4 декабря 2006 г. № 206-ФЗ статья 14 настоящего Федерального
закона дополнена пунктом «и»
и) предоставлять
в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти,
уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических
средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания
людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях
своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях,
подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем
предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических
устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также
каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
Федеральным законом от 19 мая
2010 г. № 91-ФЗ в статью 15 настоящего
Федерального закона внесены изменения
Статья 15.
Участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций
Общественные
объединения могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности
людей на водных объектах, в соответствии
с законодательством Российской Федерации и со своими уставами.
Общественные
объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под
руководством соответствующих органов управления единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На органы управления единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов
общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией
размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и
других видов обеспечения их деятельности в этих условиях.
Участники
ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь
соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.
Для ликвидации
чрезвычайных ситуаций могут привлекаться специально подготовленные силы и
средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских
формирований. Порядок их привлечения определяется Президентом Российской
Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 30 октября 2007 г. №
241-ФЗ в статью и наименование статьи 17 настоящего Федерального закона внесены
изменения.
При ликвидации
чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел Российской
Федерации применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы
внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации.
Федеральным
законом от
22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в статью 18 настоящего Федерального закона внесены
изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
Федеральным законом от 19 мая 2010 г. №
91-ФЗ в пункт 1 статьи 18 настоящего Федерального закона внесены изменения
1. Граждане
Российской Федерации имеют право:
на защиту
жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных
ситуаций;
в соответствии
с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и
индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций,
предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
быть
информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных
местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
обращаться
лично, а также направлять в государственные органы и органы местного
самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения
безопасности людей на водных объектах;
участвовать в установленном
порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на возмещение
ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
на медицинское
обслуживание, компенсации и социальные
гарантии за проживание и работу в
зонах чрезвычайных ситуаций;
на получение
компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при
выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на пенсионное
обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или
заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников,
инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
на пенсионное
обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или
заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей
граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении
гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и
правопорядка.
2. Порядок и
условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий,
предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1
настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 19 мая 2010 г. №
91-ФЗ в статью 19 настоящего Федерального закона внесены изменения
Федеральным
законом от 25 ноября 2009 г. № 267-ФЗ в статью 19 настоящего Федерального
закона внесены изменения
Граждане
Российской Федерации обязаны:
соблюдать
законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
соблюдать меры
безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать
нарушений производственной и технологической дисциплины, требований
экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных
ситуаций;
изучать
основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы
оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на
водных объектах, правила пользования
коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать
свои знания и практические навыки в указанной области;
выполнять
установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных
ситуаций;
при
необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других
неотложных работ.
Федеральным законом от 19 мая
2010 г. № 91-ФЗ в статью 20 настоящего Федерального закона внесены изменения
Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. № 206-ФЗ статья 20 настоящего Федерального
изложена в новой редакции
Федеральным законом от 28 октября 2002 г. № 129-ФЗ в статью 20 настоящего Федерального
закона внесены изменения
Порядок
подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется
Правительством Российской Федерации.
Подготовка населения к
действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в
образовательных учреждениях, по месту жительства, а также с использованием
специализированных технических средств оповещения и информирования населения в
местах массового пребывания людей.
Методическое
руководство при решении вопросов защиты населения от чрезвычайных ситуаций и
контроль за подготовкой населения к действиям в чрезвычайных ситуациях,
обучением навыкам безопасного поведения на водных объектах, своевременным оповещением и информированием
населения о чрезвычайных ситуациях, размещением специализированных технических
средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания
людей осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным
на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций.
Руководители и
другие работники органов государственной власти, органов местного
самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных
ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального
образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в
учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной
ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и
непосредственно по месту работы.
Федеральным законом от 19 мая 2010 г. №
91-ФЗ в статью 21 настоящего Федерального закона внесены изменения
Федеральным
законом от 4 декабря 2006 г. № 206-ФЗ в статью 21 настоящего Федерального
внесены изменения
Пропаганда
знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, обеспечивается органами управления, входящими
в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою
деятельность в области защиты и спасения людей, федеральными органами
государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
Для пропаганды
знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, могут использоваться средства массовой
информации, а также специализированные технические средства оповещения и
информирования населения в местах массового пребывания людей.
Финансирование
целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по
обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации.
Федеральным
законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ статья 23 настоящего Федерального
закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.
Статья 23. Финансовое обеспечение деятельности органов управления,
специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Финансовое обеспечение деятельности федерального
органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, органа местного самоуправления, специально уполномоченных на решение
задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в
соответствии с настоящим Федеральным законом, является расходным обязательством
соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального
образования.
Федеральным
законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ статья 24 настоящего Федерального
закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.
Статья 24. Финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N
442-ФЗ пункт 1 статьи 24 настоящего Федерального закона изложен в новой
редакции
1. Финансовое обеспечение
установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций:
федерального и
межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие
лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации;
регионального и
межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших
вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской
Федерации;
в границах (на территории) муниципального образования
(за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров)
является расходным обязательством муниципального образования.
2. Организации
всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет
собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации.
Федеральным
законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в статью 25 настоящего Федерального
закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
Резервы
финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются
заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае
возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Порядок
создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов
(резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов
определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления.
Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ статья 26 настоящего Закона изложена в
новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2007 г.
Проектная
документация особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов
обороны и безопасности подлежит государственной экспертизе в соответствии с
законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Государственный
надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на единую
государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайный ситуаций, в
целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных
ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их
возникновения.
Государственный
надзор и контроль в указанной области осуществляются федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации.
Виновные в
невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской
Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании
условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по
защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях
должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную,
административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а
организации - административную и гражданско-правовую ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации.
Если
международными договорами Российской Федерации установлены иные правила, чем
те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, то применяются правила
международных договоров Российской Федерации.
Настоящий
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Нормативные
акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства
Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты, законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые
акты органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Федеральным
законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу.
Правительство
Российской Федерации в трехмесячный срок в установленном порядке вносит в
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о
приведении законодательства Российской Федерации в соответствие с настоящим
Федеральным законом.
Президент Российской Федерации Б. Ельцин
Москва, Кремль
21 декабря 1994 года
№ 68-ФЗ