Основные ссылки
|
Постановление 1030 О федеральной целевой программе "Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы".
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 1995 года № 1030
О федеральной
целевой программе «Обращение с радиоактивными
отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация
и захоронение на 1996 - 2005 годы»
В целях комплексного решения проблем обращения с
радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами Правительство
Российской Федерации постановляет:
1.
Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу «Обращение с радиоактивными
отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на
1996 - 2005 годы» (далее именуется - Программа).
2.
Утвердить Министерство Российской Федерации по атомной энергии государственным
заказчиком Программы.
3.
Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской
Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ,
подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и
предусматривать при разработке прогнозов социально-экономического развития Российской
Федерации и проектов федерального бюджета на 1996 год и последующие годы
выделение средств для реализации Программы, имея в виду, что объемы и источники
финансирования работ по Программе определяются ежегодно в порядке,
установленном для федеральных целевых программ.
4.
Министерству иностранных дел Российской Федерации рассмотреть возможность
привлечения финансовых средств зарубежных стран и международных организаций для
проведения работ в области обращения с радиоактивными отходами.
5.
Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
оказывать содействие федеральным органам исполнительной власти в реализации
Программы.
6.
Возложить контроль за выполнением Программы на Правительственную комиссию по
комплексному решению проблем ядерного оружия.
Председатель
Правительства
Российской
Федерации
В. Черномырдин
ПАСПОРТ
федеральной целевой программы «Обращение с радиоактивными
отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация
и захоронение на 1996 - 2005 годы»
Дата
принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и
номер соответствующего нормативного акта)
|
- постановление Правительства
Российской Федерации от 18 мая 1994 г. № 496 «О плане действий Правительства
Российской Федерации по охране окружающей среды на 1994-1995 годы»
|
Государственный заказчик
|
- Министерство Российской
Федерации по атомной энергии
|
Основные разработчики
Программы
|
- Министерство Российской
Федерации по атомной энергии и рабочая группа, образованная поручением
Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 г. № ОС-П7-07578
|
Цели и задачи Программы,
важнейшие целевые показатели
|
- комплексное решение
проблем обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными
материалами, включая формирование современной нормативно-правовой базы,
регламентирующей вопросы безопасного обращения с радиоактивными отходами,
разработка технологий и изготовление технических средств для обеспечения
сбора, переработки, временного хранения, утилизации и транспортирования
радиоактивных отходов и отработавших ядерных материалов, а также создание
сооружений для их надежной изоляции от биосферы при длительном хранении и
(или) захоронении
|
Сроки реализации Программы
|
- 1996 - 2005 годы
|
Перечень подпрограмм и
основных мероприятий
|
- нормативно-правовое и
информационное обеспечение работ в области обращения с радиоактивными отходами
и отработавшими ядерными материалами;
- обращение с
радиоактивными отходами на предприятиях по добыче и переработке урановых руд,
изотопному обогащению урана, изготовлению ядерного топлива;
- обращение с
радиоактивными отходами атомных электростанций;
- обращение с отработавшим
ядерным топливом;
- обращение с
радиоактивными отходами, накопленными при производстве оружейных ядерных
материалов;
- обращение с
радиоактивными отходами, образующимися при эксплуатации и утилизации кораблей
и судов с транспортными ядерными энергетическими установками;
- обращение с
радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами в научных
организациях;
- обращение с
радиоактивными отходами на специализированных комбинатах «Радон»;
- обеспечение экологической
безопасности в районах проведения подземных ядерных взрывов в
народно-хозяйственных целях;
- создание системы пунктов
захоронения и хранилищ радиоактивных отходов и отработавшего ядерного
топлива;
- разработка новых
технологий и проведение исследований в области обращения с радиоактивными
отходами и отработавшим ядерным топливом.
Совершенствование
нормативного, методического, научно-технического обеспечения радиационной и
экологической безопасности при обращении с радиоактивными отходами и
отработавшими ядерными материалами; разработка технологий и создание
технических средств для переработки и транспортирования радиоактивных
отходов, отработавших ядерных материалов и ядерного топлива; создание
региональных хранилищ и пунктов захоронения радиоактивных отходов, систем
радиационного контроля и экологического мониторинга; развитие
учебно-методического и информационного обеспечения по вопросам обращения с
радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами
|
Исполнители подпрограмм и
основных мероприятий
|
- Министерство Российской
Федерации по атомной энергии, Министерство охраны окружающей среды и
природных ресурсов Российской Федерации, Министерство транспорта Российской
Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство
строительства Российской Федерации, Министерство топлива и энергетики
Российской Федерации, Министерство здравоохранения и медицинской
промышленности Российской Федерации, Министерство путей сообщения Российской
Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по оборонным отраслям
промышленности, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора
Российской Федерации, Комитет Российской Федерации по геологии и
использованию недр, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной
безопасности, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды, Федеральный горный и промышленный надзор России, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Российская академия
наук, Российский научный центр «Курчатовский институт», специализированные
комбинаты «Радон»
|
Объемы и источники
финансирования
|
- 8729,4 млрд. рублей в том
числе:
из средств федерального
бюджета 4731,2 млрд. рублей
из средств предприятий
3998,2 млрд. рублей
по статьям затрат:
научно-исследовательские и опытно-конструкторские
работы 1626,6 млрд. рублей
капитальные вложения 7102,8
млрд. рублей
|
Ожидаемые конечные
результаты реализации Программы
|
- создание промышленных
комплексов по переработке и утилизации радиоактивных отходов и отработавших
ядерных материалов, сооружений для их хранения и захоронения, систем
радиационного контроля и экологического мониторинга;
- создание
нормативно-правовой базы для безопасного ведения работ в области обращения с
радиоактивными отходами;
- снижение риска
возникновения радиационных аварий, радиоактивного загрязнения окружающей
среды, переоблучения населения и персонала организаций и предприятий,
деятельность которых связана с использованием атомной энергии и радиоактивных
материалов
|
Система контроля за
исполнения Программы
|
- экспертные проверки хода
реализации Программы Министерством экономики Российской Федерации с участием
Министерства финансов Российской Федерации и государственного заказчика;
- общий контроль за
выполнением Программы осуществляет Правительственная комиссия по комплексному
решению проблем ядерного оружия.
|
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 октября 1995 года № 1030
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Обращение с
радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и
захоронение на 1996 - 2005 годы»
Федеральная целевая программа «Обращение с
радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и
захоронение на 1996 - 2005 годы» (далее именуется - Программа) разработана во
исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 1994 г. №
496 «О плане действий Правительства Российской Федерации по охране окружающей
среды на 1994-1995 годы».
Радиоактивные отходы, рассматриваемые как не
подлежащие дальнейшему использованию вещества (в любом агрегатном состоянии),
материалы, изделия, оборудование, объекты биологического происхождения, в
которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные нормативными
актами, образуются:
- при добыче и переработке радиоактивных руд,
изготовлении ядерного топлива;
- в процессе производства энергии на атомных
электростанциях;
- при переработке отработавшего ядерного топлива;
- при производстве оружейных ядерных материалов;
- в процессе эксплуатации и утилизации кораблей и
судов с транспортными ядерными энергетическими установками;
- при проведении научно-исследовательских работ с
использованием радиоактивных веществ и делящихся материалов;
- при использовании радионуклидов в медицине, науке
и технике;
- при подземных ядерных взрывах.
I. Состояние проблемы
В результате развития атомной промышленности и
энергетики, атомного флота на предприятиях различных федеральных органов
исполнительной власти накоплено радиоактивных отходов суммарной активностью
около 1,5´10_9 Ки и отработавшего ядерного топлива суммарной
активностью около 4,65´10_9 Ки. При этом имеющиеся производственные мощности
не обеспечивают переработку и надежную изоляцию накопленных и вновь
образующихся радиоактивных отходов и отработавших ядерных материалов. Основное
количество радиоактивных отходов образуется и хранится на предприятиях и
объектах Министерства Российской Федерации по атомной энергии, Министерства
обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации,
Государственного комитета Российской Федерации по оборонным отраслям
промышленности. Радиоактивные отходы, образующиеся при использовании
радионуклидов в медицине, науке и технике, перерабатываются и хранятся на
региональных специализированных комбинатах «Радон».
При добыче и переработке радиоактивных руд,
изготовлении ядерного топлива образуются большие объемы низкоактивных отходов в
виде отвалов твердых пород и хвостов гидрометаллургической переработки,
содержащих природные радионуклиды. Жидкие отходы и пульпы (смесь нерастворимых
отходов радиоактивных материалов с жидкостью) размещаются в хвостохранилищах,
твердые отходы складируются на специальных площадках. На территории добывающих
и перерабатывающих предприятий Министерства Российской Федерации по атомной
энергии накоплено около 1´10_8 куб. метров таких отходов общей активностью около
1,8´10_5 Ки. Опасность для населения и окружающей среды
представляют также выведенные из эксплуатации и незаконсервированные рудники и
карьеры.
В настоящее время ни на одной атомной электростанции
Российской Федерации нет полного комплекта установок для кондиционирования
радиоактивных отходов. На всех атомных электростанциях производится упаривание
жидких радиоактивных отходах. Полученный в результате этого концентрат хранится
в металлических емкостях или отверждается методом битумирования. Твердые
радиоактивные отходы помещаются в специальные хранилища без предварительной
подготовки. На трех атомных электростанциях имеются установки прессования, на
двух станциях - установки сжигания твердых радиоактивных отходов. На территории
атомных электростанций хранится 2,86´10_5 куб.
метров радиоактивных отходов общей активностью около 4,4´10_4 Ки, а также 6,1´10_3
тонн отработавшего ядерного топлива реакторов типа РБМК-1000 общей активностью
3,1´10_9 Ки и 1,1´10_3 тонн отработавшего ядерного топлива реакторов
типа ВВЭР-1000 и ВВЭР-440 общей активностью 0,9´10_9 Ки.
Хранилища жидких и твердых радиоактивных отходов и отработавшего ядерного
топлива близки к предельному заполнению. В специальном хранилище
Горно-химического комбината Министерства Российской Федерации по атомной
энергии находятся 1´10_3 тонн отработавшего ядерного топлива реакторов
типа ВВЭР-1000 общей активностью 0,5´10_9 Ки.
Переработка отработавшего ядерного топлива для
реакторов типа ВВЭР-440, БН-350, БН-600 и реакторов транспортных ядерных
энергетических установок производится на единственном в Российской Федерации
заводе в производственном объединении «Маяк» Министерства Российской Федерации
по атомной энергии. В производственном объединении «Маяк» производится также
остеклование высокоактивных отходов. К январю 1995 г. было переведено в
стеклообразную форму 8,5´10_5
куб. метров жидких радиоактивных отходов и получено 1,6´10_3 тонн стеклоблоков общей активностью около 2,1´10_8 Ки. В связи с выработкой проектного срока
эксплуатации комплекс по остекловыванию требует реконструкции.
В результате производства
оружейных ядерных материалов в производственном объединении «Маяк», на
Сибирском химическом комбинате и Горно-химическом комбинате Министерства
Российской Федерации по атомной энергии общая активность накопленных
радиоактивных отходов составляет около 1,3´10_9 Ки. Из
них около 2,5´10_4 куб. метров жидких радиоактивных отходов
активностью 5,7´10_8
Ки хранится в специальных емкостях-хранилищах, для большей части которых уже
истек проектный срок эксплуатации, около 4´10_8 куб.
метров таких отходов активностью 7´10_8 Ки
находится в открытых водоемах и специальных бассейнах. В приповерхностных
хранилищах предприятий находятся загрязненные радионуклидами строительные
конструкции и оборудование общей активностью 1,2´10_7
Ки. Кроме того, на Сибирском химическом комбинате и Горно-химическом комбинате
начиная с 1963 года осуществляется подземное захоронение жидких радиоактивных
отходов в подземные пласты-коллекторы, куда уже удалено 4,6´10_7 куб. метров этих отходов общей активностью около
0,8´10_9 Ки (с учетом радиоактивного распада).
Радиоактивные отходы, образующиеся при эксплуатации
и утилизации кораблей и судов с транспортными ядерными энергетическими
установками, до ноября 1993 г. в основном сбрасывались на специально выделенных
участках морей. Это привело к тому, что на судостроительных и судоремонтных
заводах и военно-морских базах не были созданы комплексы по кондиционированию
радиоактивных отходов (исключение составляет Ремонтно-технологическое
предприятие атомного флота в Мурманской области, где имеется установка по
очистке жидких радиоактивных отходов, обеспечивающая потребности гражданского
атомного флота). В настоящее время в береговых хранилищах и на плавучих базах
Министерства обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской
Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по оборонным
отраслям промышленности накоплено 3,28´10_4 куб. метров жидких и твердых радиоактивных
отходов общей активностью 2,1´10_4 Ки. Емкости этих хранилищ, построенных 20-30 лет
назад как временные, практически заполнены, а техническое состояние многих
сооружений близко к аварийному. Особую опасность представляют условия хранения
отработавшего ядерного топлива общей активностью 3,2´10_7 Ки в береговых хранилищах и на плавучих базах,
техническое состояние которых не соответствует нормам безопасности. Требует
решения проблема утилизации реакторных отсеков аварийных реакторов.
В научно-исследовательских организациях, ведущих
исследования с использованием радиоактивных веществ и делящихся материалов,
начиная с 1946 года было создано 66 исследовательских реакторов и критических
стендов, многие из которых уже остановлены. При этом при снятии их с
эксплуатации не решены проблемы обращения с радиоактивными отходами. Имеющиеся
в этих организациях временные хранилища радиоактивных отходов и отработавших
ядерных материалов требуют реконструкции или должны быть ликвидированы.
Ситуация обостряется тем, что большинство научно-исследовательских организаций,
в которых велись работы, связанные с образованием радиоактивных отходов,
расположены в пределах жилищной застройки крупных городов.
В настоящее время в Российской Федерации в
медицинских, научных и технических целях эксплуатируется около 400 тыс.
различных радионуклидных источников. Отработавшие ресурс источники направляются
на специализированные комбинаты «Радон», на которых они подлежат
кондиционированию и захоронению. Эти же специализированные комбинаты принимают
на захоронение радиоактивные отходы при дезактивации загрязненных объектов. В
хранилищах 16 специализированных комбинатов «Радон» захоронено 2´10_5 куб. метров радиоактивных отходов общей
активностью 2´10_6 Ки. На большей части специализированных
комбинатов исчерпаны или крайне ограничены объемы хранилищ и нет условий для
кондиционирования всех видов радиоактивных отходов. Техническое состояние ряда
хранилищ близко к аварийному.
К настоящему времени на территории Российской
Федерации произведен 81 подземный ядерный взрыв в народно-хозяйственных целях.
Основное количество образовавшихся радионуклидов
сконцентрировано в центральной зоне взрыва, на глубине от 600 до 2800 метров от
земной поверхности в виде остывших расплавов и загрязненных горных пород.
При проведении ряда взрывов
произошло локальное загрязнение территорий, сооружений и оборудования. Районы,
где проводились подземные ядерные взрывы в народно-хозяйственных целях,
нуждаются в дополнительном обследовании радиационной обстановки на их
территориях, а подземные зоны взрывов - в консервации по окончании их
эксплуатации.
Большое количество накопленных некондиционированных
радиоактивных отходов, недостаточность технических средств для обеспечения
безопасного обращения с этими отходами и отработавшим ядерным топливом,
отсутствие надежных хранилищ для их длительного хранения и (или) захоронения
повышают риск возникновения радиационных аварий и создают реальную угрозу
радиоактивного загрязнения окружающей среды, переоблучения населения и
персонала организаций и предприятий, деятельность которых связана с
использованием атомной энергии и радиоактивных материалов.
II. Цель Программы
Программа
направлена на комплексное решение проблем обращения с радиоактивными отходами и
отработавшими ядерными материалами, включая формирование современной
нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы безопасного обращения с радиоактивными
отходами, разработку технологий и изготовление технических средств для
обеспечения сбора, переработки, временного хранения, утилизации и
транспортирования радиоактивных отходов и отработавших ядерных материалов, а
также создание сооружений для их надежной изоляции от биосферы при длительном
хранении и (или) захоронении.
III. Основные направления и ожидаемые
результаты реализации Программы
В целях реализации Программы предусматривается
осуществить комплекс мероприятий по 11 тематическим направлениям согласно приложению № 1.
Нормативно-правовое и информационное обеспечение
работ в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными
материалами
Планируется:
- разработать новые и уточнить действующие
нормативно-технические документы, регламентирующие вопросы обращения с
радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, отвечающие
современным требованиям обеспечения экологической безопасности;
- создать государственный кадастр, содержащий
систематизированные данные о радиоактивных отходах и отработавших ядерных
материалах и характеристики мест их хранения и захоронения;
- создать систему радиационного контроля на предприятиях,
деятельность которых связана с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными
материалами, и экологического мониторинга на прилегающих к ним территориях;
- создать информационный и учебно-методический центр
по вопросам обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными
материалами.
Обращение с радиоактивными отходами на предприятиях по добыче и
переработке урановых руд, изотопному обогащению урана, изготовлению ядерного
топлива
Предусматривается:
- проведение комплексных исследований влияния
объектов по добыче урановых руд на окружающую среду и обеспечение консервации и
при необходимости захоронения выводимых из эксплуатации карьеров, рудников и
хвостохранилищ;
- создание установок по очистке жидких и обработке
твердых радиоактивных отходов, образующихся при добыче и переработке урановых
руд и изготовлении ядерного топлива;
- создание установок по переработке отходов
производства обогащенного урана, обеспечивающих извлечение полезных элементов и
сокращение объемов этих отходов.
Обращение с радиоактивными отходами атомных электростанций
Планируется:
- оснастить все атомные электростанции техническими
комплексами для кондиционирования всех видов образующихся радиоактивных
отходов;
- реконструировать и построить на территориях
атомных электростанций хранилища твердых и отвержденных отходов, обеспечивающие
безопасное хранение радиоактивных отходов в течение всего периода эксплуатации
атомных электростанций;
- разработать технологии и создать оборудование для
кондиционирования радиоактивных отходов, образующихся при снятии с эксплуатации
атомных электростанций и ядерных установок;
- реконструировать действующие и построить на
территориях атомных электростанций новые хранилища, обеспечивающие компактное и
безопасное хранение отработавшего ядерного топлива в течение всего срока
эксплуатации этих электростанций.
Обращение с отработавшим ядерным топливом
Предусматривается создать:
- транспортные упаковочные комплекты, транспортные
средства и вспомогательные сооружения для безопасного транспортирования
различных видов отработавшего ядерного топлива;
- технические средства для утилизации отработавшего
ядерного топлива реакторов атомных подводных лодок, не подлежащего переработке
в настоящее время;
- установки для кондиционирования всех видов
радиоактивных отходов, образующихся при переработке отработавшего ядерного
топлива;
- технологии и оборудование для контейнеризации
отработавшего ядерного топлива, подлежащего длительному хранению и (или)
захоронению.
Обращение с радиоактивными отходами, накопленными при производстве
оружейных ядерных материалов
Планируется:
- создать комплексы для кондиционирования всех видов
радиоактивных отходов, накопленных на радиохимических производствах
Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
- законсервировать и (или) ликвидировать выводимые
из эксплуатации емкости, пульпохранилища, бассейны и водоемы, используемые для
временного хранения радиоактивных отходов;
- законсервировать выводимые из эксплуатации
полигоны подземного захоронения жидких радиоактивных отходов;
- очистить участки пойм рек Енисей и Томь от
радиоактивного загрязнения, обусловленного работой промышленных ядерных
реакторов;
- разработать технологии и создать технические
средства для кондиционирования радиоактивных отходов, образующихся при
демонтаже и консервации промышленных ядерных реакторов;
- произвести дезактивацию загрязненных
радионуклидами сооружений, производственных помещений и оборудования.
Обращение с радиоактивными отходами, образующимися при эксплуатации и
утилизации кораблей и судов с транспортными ядерными энергетическими
установками
Планируется:
- реконструировать действующие и создать новые
установки для кондиционирования и хранения радиоактивных отходов на
Ремонтно-технологическом предприятии атомного флота, судоремонтных заводах
Государственного комитета Российской Федерации по оборонным отраслям
промышленности и объектах Военно-Морского Флота;
- создать технические средства для переработки
радиоактивных отходов, образующихся при демонтаже и выводе из эксплуатации
береговых инженерных сооружений и вспомогательных судов атомного
технологического обслуживания, а также обеспечить их утилизацию;
- разработать технологии и создать технические
средства для утилизации реакторных отсеков атомных подводных лодок и реакторов
атомных кораблей и судов;
- реконструировать действующие и построить новые
хранилища для отработавшего ядерного топлива на объектах Министерства
транспорта Российской Федерации и Военно-Морского Флота;
- завершить ликвидацию последствий ядерной аварии в
бухте Чажма.
Обращение с радиоактивными отходами и
отработавшими ядерными материалами в научных организациях
Предусматривается:
- ликвидировать и законсервировать снимаемые с эксплуатации
исследовательские ядерные реакторы, критические сборки и стенды, полигоны
подземного захоронения жидких радиоактивных отходов;
- создать установки для кондиционирования
радиоактивных отходов, реконструировать или при необходимости ликвидировать
хранилища для этих отходов;
- провести дезактивацию оборудования,
производственных помещений, зданий и территорий.
Обращение с радиоактивными отходами на специализированных комбинатах
«Радон»
Планируется:
- оснастить специализированные комбинаты современными
комплексами для кондиционирования радиоактивных отходов и отработавших ресурс
источников ионизирующего излучения;
- реконструировать действующие и создать новые
хранилища радиоактивных отходов и вспомогательные инженерные сооружения;
- создать системы автоматизированного учета
радиоактивных отходов.
Обеспечение экологической безопасности в районах проведения подземных
ядерных взрывов в народно-хозяйственных целях
Предусматривается:
- провести обследования мест проведения подземных
ядерных взрывов и составить экологические паспорта, характеризующие
радиационную обстановку в зонах взрывов и на прилегающих к ним территориях;
- законсервировать, а при необходимости
ликвидировать технологические сооружения, провести дезактивацию загрязненных
территорий и обеспечить изоляцию радиоактивных отходов.
Создание системы пунктов захоронения и хранилищ радиоактивных отходов и
отработавшего ядерного топлива
Планируется создать:
- опытно-промышленный объект на архипелаге Новая Земля
для захоронения радиоактивных отходов, образующихся при эксплуатации и
утилизации кораблей и судов с транспортными ядерными энергетическими
установками;
- пункт захоронения радиоактивных отходов,
образующихся в Дальневосточном районе;
- региональный центр кондиционирования и захоронения
радиоактивных отходов на базе ленинградского специализированного комбината
«Радон»;
- первую очередь пункта захоронения радиоактивных
отходов, образующихся на Горно-химическом комбинате Министерства Российской Федерации
по атомной энергии;
- подземную лабораторию для опытно-промышленного
захоронения радиоактивных отходов производственного объединения «Маяк»
Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
- пункты захоронения радиоактивных отходов низкой и средней
активности.
Разработка новых технологий и проведение
исследований в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшим
ядерным топливом
Планируется разработать:
- эффективные малоотходные и экологически безопасные
методы и технологии кондиционирования и контейнеризации радиоактивных отходов;
- научные обоснования перспективных
физико-химических методов преобразования радиоактивных отходов и отработавшего
ядерного топлива;
- методологию выбора мест и прогнозирования
последствий подземной изоляции радиоактивных отходов.
IV. Финансирование Программы
Общий объем ассигнований на финансирование Программы
составляет 8729,4 млрд. рублей, в том числе 4731,2 млрд. рублей за счет средств
федерального бюджета и 3998,2 млрд. рублей за счет средств предприятий. Объем
ассигнований на 1996 год составляет 162,3 млрд. рублей, в том числе 80 млрд.
рублей за счет средств федерального бюджета и 82,3 млрд. рублей за счет средств
предприятий.
По основным направлениям реализации Программы эти
средства в 1996 - 2005 годах будут распределяться следующим образом:
- нормативно-правовое и информационное обеспечение
работ в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными
материалами - 230,3 млрд. рублей, в том числе 7,2 млрд. рублей в 1996 году;
- обращение с радиоактивными отходами на
предприятиях по добыче и переработке урановых руд, изотопному обогащению урана,
изготовлению ядерного топлива - 298,9 млрд. рублей, в том числе 4 млрд. рублей
в 1996 году;
- обращение с радиоактивными отходами атомных электростанций
- 846,8 млрд. рублей, в том числе 45,9 млрд. рублей в 1996 году;
- обращение с отработавшим ядерным топливом - 1685,2
млрд. рублей, в том числе 32,4 млрд. рублей в 1996 году;
- обращение с радиоактивными отходами, накопленными
при производстве оружейных ядерных материалов, - 765,6 млрд. рублей, в том
числе 12,1 млрд. рублей в 1996 году;
- обращение с радиоактивными отходами, образующимися
при эксплуатации и утилизации кораблей и судов с транспортными ядерными
энергетическими установками, - 625,7 млрд. рублей, в том числе 27,4 млрд.
рублей в 1996 году;
- обращение с радиоактивными отходами и
отработавшими ядерными материалами в научных организациях - 376 млрд. рублей, в
том числе 10 млрд. рублей в 1996 году;
- обращение с радиоактивными отходами на
специализированных комбинатах «Радон» - 965,8 млрд. рублей, в том числе 6,5
млрд. рублей в 1996 году;
- обеспечение экологической безопасности в районах
проведения подземных ядерных взрывов в народно-хозяйственных целях - 182 млрд.
рублей, в том числе 1 млрд. рублей в 1996 году;
- создание системы пунктов захоронения и хранилищ
радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива - 2482,6 млрд. рублей, в
том числе 13,1 млрд. рублей в 1996 году;
- разработка новых технологий и проведение
исследований в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшим
ядерным топливом - 270,5 млрд. рублей, в том числе 2,7 млрд. рублей в 1996
году.
Объемы финансирования по
направлениям реализации Программы представлены в приложении № 2.
Ассигнования на 1996 год уточнены исходя из объемов,
предусмотренных в проекте федерального бюджета на 1996 год. Объемы и источники
финансирования работ по Программе на последующие годы определяются ежегодно при
формировании бюджетов в порядке, установленном для федеральных целевых
программ.
Средства федерального бюджета, направляемые на
реализацию Программы, перечисляются на счет государственного заказчика
Программы для финансирования ее исполнителей.
V. Социально-экономическая значимость Программы
Реализация
Программы позволит улучшить радиационно-экологическую обстановку в местах
образования, переработки и захоронения радиоактивных отходов и отработавших ядерных
материалов, повысить радиационную безопасность при обращении с ними,
предотвратить загрязнение окружающей среды и обеспечить защиту
производственного персонала и населения на уровне индивидуального риска,
сопоставимого с уровнем риска стихийных бедствий, что позволит сохранить
здоровье нынешнего и будущих поколений и снять социальную напряженность в
крупных регионах Российской Федерации.
Будут созданы также условия для уменьшения риска
возникновения радиационных аварий.
VI. Контроль за выполнением Программы
Исполнители Программы несут ответственность за
своевременное и полное выполнение мероприятий по ее реализации, рациональное
использование выделенных средств.
Министерство экономики Российской Федерации с
участием Министерства финансов Российской Федерации и государственного
заказчика организует экспертные проверки хода реализации Программы по срокам
реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию
средств, выделенных на ее реализацию.
Общий контроль за выполнением Программы осуществляет
Правительственная комиссия по комплексному решению проблем ядерного оружия.
Государственный заказчик представляет в
Правительственную комиссию по комплексному решению проблем ядерного оружия к 20
июля и 20 января каждого года доклады о выполнении мероприятий Программы.
Приложение № 1
к федеральной целевой программе «Обращение с
радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и
захоронение на 1996 - 2005 годы»
МЕРОПРИЯТИЯ
по реализации федеральной целевой программы «Обращение с радиоактивными
отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на
1996 - 2005 годы»
(млрд. рублей в
ценах 1996 года)
Мероприятия
|
Срок исполнения
|
Затраты всего
|
В том числе
|
Исполнители
|
1996 г.
|
1997 - 2000 гг.
|
2000 - 2005 гг.
|
Нормативно-правовое
и информационное обеспечение работ в области обращения с радиоактивными
отходами и отработавшими ядерными материалами
|
Разработка нормативных правовых документов, регламентирующих
вопросы обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными
материалами, включая их транспортирование
|
1996 - 2005 годы
|
39,5
|
3,5
|
25,7
|
10,3
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
разработка нормативных правовых актов по регулированию
деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению ядерной и
радиационной безопасности и надзору за ней
|
|
|
|
|
|
Госатомнадзор России
Госкомсанэпиднадзор России
Минатом России
Минприроды России
Минздравмедпром России
Минобороны России
Минстрой России
МПС России
|
разработка современных норм, правил и методических
документов по обеспечению ядерной, радиационной и экологической безопасности
|
|
|
|
|
|
Госатомнадзор России
Госкомсанэпиднадзор России
Минприроды России
Минатом России
Госкомоборонпром России
Минобороны России
МПС России
Росгидромет
Российская академия наук
Российский научный центр «Курчатовский институт»
|
разработка санитарно-гигиенических норм, правил и методик
|
|
|
|
|
|
Госкомсанэпиднадзор России
Минздравмедпром России
|
разработка норм, правил и технических условий создания,
эксплуатации и консервации хранилищ радиоактивных отходов и отработавших
ядерных материалов
|
|
|
|
|
|
Госатомнадзор России
Минатом России
Минприроды России
Минстрой России
Минобороны России
Российская академия наук
Российский научный центр «Курчатовский институт»
|
разработка нормативных документов для создания и
функционирования систем мониторинга в местах образования, переработки,
хранения и захоронения радиоактивных отходов
|
|
|
|
|
|
Минприроды России
Росгидромед
Минатом России
Минобороны России
Госкомоборонпром России
Госгортехнадзор России
Российский научный центр «Курчатовский институт»
|
Создание государственного кадастра радиоактивных отходов и
отработавших ядерных материалов, их хранения и захоронения
|
1996 - 2005 годы
|
14,3
|
0,7
|
10,1
|
3,5
|
Минприроды России
Росгидромед
Госатомнадзор России
Минатом России
Минобороны России
Минтранс России
Госкомоборонпром России
Минстрой России
Российский научный центр «Курчатовский институт»
|
Создание систем радиационного контроля и экологического
мониторинга при обращении с радиоактивными отходами
|
1996 - 2005 годы
|
151,1
|
2
|
98
|
51,5
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
разработка концепции и методологии локального и
регионального экологического мониторинга
|
|
|
|
|
|
Минприроды России
Росгидромед
Госатомнадзор России
Минатом России
Госкомоборонпром России
Минстрой России
Российская академия наук
|
создание физико-химических и математических моделей
миграции биологически значимых радионуклидов для прогнозирования их поведения
в объектах окружающей среды
|
|
|
|
|
|
Минатом России
Росгидромед
Российская академия наук
Минздравмедпром России
|
создание и совершенствование аппаратурного оснащения
систем радиационного контроля на производственных объектах, систем
экологического мониторинга на прилегающих к этим объектам территориях и
радиогидрогеологического мониторинга мест подземной локализации радиоактивных
отходов
|
|
|
|
|
|
Минатом России
Минобороны России
Госкомоборонпром России
Минтранс России
Минстрой России
Минприроды России
Росгидромед
Российская академия наук
Роскомнедра с участием органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации
|
Создание информационного и учебно-методического центра по
вопросам обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными
материалами
|
1996 - 2005 года
|
12
|
0,5
|
7
|
4,5
|
Минатом России
Минприроды России
Минстрой России
Минобороны России
|
Реализация мероприятий по совершенствованию системы
информирования населения о состоянии обеспечения безопасности в области
обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами
|
1997 - 2005 годы
|
8
|
-
|
5,5
|
2,5
|
Минатом России
Минприроды России
Госатомнадзор России
Минздравмедпром России
Госкомсанэпиднадзор России
Росгидромед с участием органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации
|
Формирование и функционирование системы управления реализацией
программных мероприятий
|
1996 - 2005 годы
|
5
|
0,5
|
2
|
2,5
|
Минатом России
|
Итого
|
|
230,3
|
7,2
|
148,3
|
74,8
|
|
в том числе научно- исследовательские и
опытно-конструкторские работы
|
|
151,3
|
7,2
|
97,8
|
46,3
|
|
Обращение с
радиоактивными отходами на предприятиях по добыче и переработке урановых руд,
изотопному обогащению урана, изготовлению ядерного топлива
|
Строительство на предприятиях пульпо- и хвостохранилищ,
отвечающих современным требованиям по экологической безопасности
|
1996 - 2005 годы
|
64,5
|
4
|
43,1
|
17,4
|
Минатом России
|
Комплексные исследования влияния рудников, карьеров,
хвостохранилищ, отвалов на окружающую среду и совершенствование системы
природоохранных мероприятий
|
1997 - 2005 годы
|
8,5
|
-
|
5,5
|
3
|
Минатом России
Минприроды России
Минздравмедпром России
Госкомсанэпиднадзор России
Роскомнедра
Российская академия наук
|
Консервация и захоронение выводимых из эксплуатации
карьеров, рудников и хвостохранилищ
|
1997 - 2005 годы
|
68,3
|
-
|
57,6
|
10,7
|
Минатом России с участием органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации
|
Создание установок по очистке жидких и отработке твердых радиоактивных
отходов, образующихся при добыче и переработке урановых руд и изготовлении
ядерного топлива
|
1997 - 2005 годы
|
69,1
|
-
|
56,3
|
12,8
|
Минатом России
|
Создание и промышленное освоение установок по переработке отходов
производства обогащенного урана, обеспечивающих извлечение полезных
компонентов и сокращение объемов радиоактивных отходов, подлежащих
захоронению
|
1997 - 2005 годы
|
41,7
|
-
|
36,5
|
5,2
|
Минатом России
|
Создание на предприятиях хранилищ твердых и отвержденных
радиоактивных отходов
|
1997 - 2005 годы
|
46,8
|
-
|
34,1
|
12,7
|
Минатом России
|
Итого
|
|
298,9
|
4
|
233,1
|
61,8
|
|
в том числе научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы
|
|
58,1
|
-
|
45,7
|
12,4
|
|
Обращение с
радиоактивными отходами атомных электростанций
|
Разработка и реализация мероприятий по нормированию
образования радиоактивных отходов на атомных электростанциях
|
1996 - 2005 годы
|
18
|
3
|
8
|
7
|
Минатом России
Госатомнадзор России
Российский научный центр «Курчатовский институт»
|
Создание на атомных электростанциях комплексов для
кондиционирования радиоактивных отходов, обеспечивающих очистку и отверждение
жидких радиоактивных отходов, прессование и сжигание твердых радиоактивных
отходов
|
1996 - 2005 годы
|
196,8
|
16,4
|
107,6
|
72,8
|
Минатом России
|
Разработка технологии и создание оборудования для
кондиционирования отходов, образующихся при снятии с эксплуатации атомных электростанций
и ядерных установок
|
1996 - 2005 годы
|
34,9
|
2,1
|
14,1
|
18,7
|
Минатом России
Российский научный центр «Курчатовский институт»
|
Разработка и внедрение технологий по переработке загрязненного
графита при ремонте и демонтаже реакторов типа РБМК
|
1996 - 2005 годы
|
34,9
|
2,1
|
14,1
|
18,7
|
Минатом России
Российский научный центр «КУрчатовский институт»
|
Совершенствование технических средств и создание модульных
станций газоочистки
|
1996 - 2005 годы
|
48,5
|
6,2
|
13,6
|
28,7
|
Минатом России
|
Реконструкция действующих и строительство новых хранилищ
для хранения твердых и отвержденных радиоактивных отходов на территориях
атомных электростанций
|
1996 - 2005 годы
|
179,7
|
6,9
|
94,9
|
77,9
|
Минатом России
|
Реконструкция действующих и строительство новых хранилищ,
обеспечивающих компактное и безопасное хранение отработавших ядерных
материалов на территории атомных электростанций
|
1996 - 2005 годы
|
194,7
|
6
|
86,4
|
102,3
|
Минатом России
Российский научный центр «Курчатовский институт»
|
Итого
|
|
846,8
|
45,9
|
386,2
|
414,7
|
|
в том числе научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы
|
|
88,3
|
8,4
|
44,1
|
35,8
|
|
Обращение с отработавшим
ядерным топливом
|
Создание в производственном объединении «Маяк» Минатома
России установок для кондиционирования всех видов радиоактивных отходов,
образующихся при переработке отработавшего ядерного топлива
|
1996 - 2005 годы
|
505,5
|
32,4
|
296,3
|
176,8
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
промышленного комплекса отверждения жидких радиоактивных
отходов высокого уровня активности
|
|
|
|
|
|
Минатом России
|
комплекса отверждения всех видов жидких радиоактивных отходов
среднего уровня активности методами битумирования и цементирования
|
|
|
|
|
|
Минатом России
|
комплекса очистки и отверждения жидких радиоактивных
отходов низкого уровня активности
|
|
|
|
|
|
Минатом России
|
комплексов для кондиционирования твердых радиоактивных
отходов, обеспечивающих их прессование, сжигание и переплавку
|
|
|
|
|
|
Минатом России
|
систем очистки газовых выбросов от установок регенерации отработавшего
ядерного топлива и кондиционирования радиоактивных отходов
|
|
|
|
|
|
Минатом России
|
Создание транспортных упаковочных средств для безопасного
транспортирования различных видов отработавшего ядерного топлива
|
1997 - 2005 годы
|
74,2
|
-
|
62
|
12,2
|
Минатом России
Госкомоборонпром России
Минобороны России
Минтранс России
МПС России
Госатомнадзор России
|
Создание опытно-промышленного комплекса по выделению фракции
долгоживущих трансурановых элементов для снижения радиоактивности и
токсичности радиоактивных отходов, извлечения из них полезных компонентов
|
1997 - 2005 годы
|
46,7
|
-
|
35,3
|
11,4
|
Минатом России
|
Разработка технологий и создание технических средств для
утилизации отработавшего ядерного топлива реакторов атомных подводных лодок,
не подлежащего переработке в настоящее время
|
1997 - 2005 годы
|
89,9
|
-
|
35
|
54,9
|
Минатом России
Российский научный центр «Курчатовский институт»
|
Разработка технологий и создание оборудования для
обращения с радиоактивными отходами, образующимися при выводе из эксплуатации
и консервации зданий и сооружений производственного объединения «Маяк»
Минатома России
|
1997 - 2005 годы
|
59,7
|
-
|
33,6
|
26,1
|
Минатом России
|
Создание комплекса наземных хранилищ отвержденных
радиоактивных отходов и ядерных материалов в производственном объединении
«Маяк» Минатома России
|
1997 - 2005 годы
|
513,1
|
-
|
152,6
|
360,5
|
Минатом России
|
Разработка технологии и создание оборудования для
контейнеризации отработавшего ядерного топлива, подлежащего длительному
хранению и (или) захоронению
|
1997 - 2005 годы
|
396,1
|
-
|
244,6
|
151,5
|
Минатом России
Российский научный центр «Курчатовский институт»
|
Итого
|
|
1685,2
|
32,4
|
859,4
|
793,4
|
|
в том числе научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы
|
|
277
|
4,3
|
167
|
105,7
|
|
Обращение с
радиоактивными отходами, накопленными при производстве оружейных ядерных
материалов
|
Создание комплексов для кондиционирования всех видов
радиоактивных отходов, накопленных на радиохимических производствах
|
1996 - 2005 годы
|
157,6
|
6
|
109,4
|
42,2
|
Минатом России
|
Консервация и (или) ликвидация выводимых из эксплуатации
емкостей, пульпохранилищ, бассейнов и водоемов, использовавшихся для
временного хранения радиоактивных отходов
|
1996 - 2005 годы
|
103,1
|
6,1
|
66,2
|
30,8
|
Минатом России
|
Консервация выводимых из эксплуатации полигонов подземного
захоронения жидких радиоактивных отходов Сибирского химического комбината и
Горно-химического комбината
|
1997 - 2005 годы
|
160,8
|
-
|
85,4
|
75,4
|
Минатом России
|
Дезактивация выводимых из эксплуатации сооружений,
производственных помещений и оборудования, загрязненных радионуклидами
|
1997 - 2005 годы
|
68,8
|
-
|
27,3
|
41,5
|
Минатом России
|
Разработка технологии и создание оборудования для
кондиционирования радиоактивных отходов, образующихся при демонтаже и
консервации промышленных ядерных реакторов
|
1997 - 2005 годы
|
86,6
|
-
|
40,5
|
46,1
|
Минатом России
|
Очистка участков пойм рек Енисей и Томь от радиоактивного
загрязнения, обусловленного работой промышленных ядерных реакторов
|
1997 - 2005 годы
|
56,4
|
-
|
56,4
|
-
|
Минатом России с участием органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации
|
Разработка технологии безопасного длительного хранения
отвержденных радиоактивных отходов и ядерных материалов, создание для них
комплексов наземных хранилищ
|
1997 - 2005 годы
|
132,3
|
-
|
49,3
|
83
|
Минатом России
|
Итого
|
|
765,6
|
12,1
|
434,5
|
319
|
|
в том числе научно-исследовательские и опытно-конструкторские
работы
|
|
143,8
|
12,1
|
101,1
|
30,6
|
|
Обращение с
радиоактивными отходами, образующимися при эксплуатации и утилизации кораблей
и судов с транспортными ядерными энергетическими установками
|
Разработка комплексных технико-экономических обоснований
создания промышленной инфраструктуры по обращению с радиоактивными отходами и
отработавшим ядерным топливом в Северо-западном и Дальневосточном районах
|
1996 год
|
5
|
5
|
-
|
-
|
Минатом России
Минобороны России
Госкомоборонпром России
Минтранс России
Российская академия наук
Российский научный центр «Курчатовский институт»
с участием органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации
|
Модернизация действующих и создание новых установок по
кондиционированию жидких и твердых радиоактивных отходов на
Ремонтно-технологическом предприятии атомного флота
|
1996 - 2000 годы
|
43
|
3
|
40
|
-
|
Минтранс России
|
Создание комплексов для кондиционирования всех видов радиоактивных
отходов, образующихся при эксплуатации и утилизации кораблей и судов с
ядерными энергетическими установками, на береговых технических базах
Военно-Морского Флота и судоремонтных заводах Госкомоборонпрома России и
Военно-Морского Флота
|
1996 - 2005 годы
|
59,2
|
6,7
|
27,6
|
24,9
|
Минобороны России
Госкомоборонпром России
|
Реконструкция действующих и строительство новых хранилищ
отвержденных радиоактивных отходов на объектах Минтранса России и
Военно-Морского Флота, заводах Госкомоборонпрома России
|
1997 - 2005 годы
|
71
|
-
|
36,4
|
34,6
|
Минтранс России
Минобороны России
Госкомоборонпром России
|
Строительство и ввод в эксплуатацию причальной стенки на дальневосточном
заводе «Звезда» Госкомоборонпрома России для стоянки плавучей установки по
очистке жидких радиоактивных отходов
|
1996 - 2000 годы
|
13,3
|
6,9
|
6,4
|
-
|
Госкомоборонпром России
|
Создание транспортных средств для перевозки упаковок радиоактивных
отходов
|
1997 - 2005 годы
|
50,4
|
-
|
24,2
|
26,2
|
Минтранс России
Минобороны России
Госкомоборонпром России
|
Разработка технологий и создание технических средств по
переработке радиоактивных отходов, образующихся при демонтаже и выводе из
эксплуатации береговых инженерных сооружений и вспомогательных судов атомного
технологического обслуживания
|
1997 - 2005 годы
|
67,8
|
-
|
18
|
49,8
|
Минтранс России
Минобороны России
Госкомоборонпром России
Минатом России
|
Разработка технологий и создание технических средств для
утилизации реакторных отсеков атомных подводных лодок и реакторов атомных
кораблей и судов
|
1996 - 2005 годы
|
57,8
|
5,8
|
41,5
|
10,5
|
Минатом России
Госкомоборонпром России
Госатомнадзор России
Минприроды России
Российская академия наук
Российский научный центр «Курчатовский институт»
|
Утилизация выводимых из эксплуатации судов атомного
технологического обслуживания
|
1997 - 2005 годы
|
49,5
|
-
|
32,5
|
17
|
Минтранс России
Минобороны России
Минатом России
|
Создание и ввод в эксплуатацию штатных без перевалки
отработавшего ядерного топлива атомного флота
|
1997 - 2000 годы
|
29,1
|
-
|
29,1
|
-
|
Минобороны России
Минтранс России
|
Реконструкция действующих и строительство новых хранилищ
отработавшего ядерного топлива на объектах Минтранса России и Военно-Морского
Флота
|
1997 - 2005 годы
|
102,7
|
-
|
43,6
|
59,1
|
Минобороны России
Минтранс России
|
Экспедиционные обследования мест захоронения радиоактивных
отходов в акваториях морей Северо-западного и Дальневосточного районов и
разработка предложений по обращению с ними
|
1997 - 2005 годы
|
40,8
|
-
|
19,8
|
21
|
Росгидромед
Минприроды России
Минатом России
Минобороны России
Российский научный центр «Курчатовский институт»
|
Мероприятия по завершению ликвидации последствий ядерной
аварии в бухте Чажма в 1985 году
|
1997 - 2000 годы
|
36,1
|
-
|
36,1
|
-
|
Минобороны России
администрация Приморского края
|
Итого
|
|
625,7
|
27,4
|
355,2
|
243,1
|
|
в том числе научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы
|
|
122,7
|
20,5
|
70,7
|
31,5
|
|
Обращение с
радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами в научных
организациях
|
Реконструкция и ликвидация временных хранилищ
радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива, дезактивация
территории научных организаций
|
1996 - 2000 годы
|
70,7
|
3,2
|
67,5
|
-
|
Минатом России
Российский научный центр «Курчатовский институт»
|
Создание комплексов установок для кондиционирования
радиоактивных отходов в научных организациях Минатома России и Российском
научном центре «Курчатовский институт»
|
1996 - 2000 годы
|
72,9
|
3,8
|
69,1
|
-
|
Минатом России
Российский научный центр «Курчатовский институт
Российская академия наук»
|
Реконструкция московской станции переработки радиоактивных
отходов государственного научного центра Российской Федерации - Всероссийского
научно-исследовательского института неорганических материалов имени А.А.
Бочвара Минатома России
|
1996 - 2000 годы
|
9,3
|
1
|
8,3
|
-
|
Минатом России
|
Ликвидация и консервация снимаемых с эксплуатации исследовательских
ядерных реакторов, критических сборок и стендов
|
1997 - 2005 годы
|
116,1
|
-
|
41,7
|
74,4
|
Минатом России
Российский научный центр «Курчатовский институт»
|
Консервация выводимых из эксплуатации полигонов подземного
захоронения жидких радиоактивных отходов государственного научного центра
Российской Федерации - Научно-исследовательского института атомных реакторов
Минатома России
|
1997 - 2005 годы
|
50
|
-
|
12,2
|
37,8
|
Минатом России
|
Создание установок для кондиционирования радиоактивных
отходов реакторов с жидкометаллическим теплоносителем
|
1997 - 2005 годы
|
19,5
|
-
|
4
|
15,5
|
Минатом России
|
Дезактивация оборудования, помещений, зданий и территорий
научных организаций
|
1996 - 2005 годы
|
37,5
|
2
|
20,4
|
15,1
|
Минатом России
Российский научный центр «Курчатовский институт»
Российская академия наук
с участием органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации
|
Итого
|
|
376
|
10
|
223,2
|
142,8
|
|
в том числе научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы
|
|
81,4
|
8
|
49,1
|
24,3
|
|
Обращение с
радиоактивными отходами на специализированных комбинатах «Радон»
|
Модернизация и развитие действующих специализированных комбинатов
«Радон»
|
1996 - 2005 годы
|
700,5
|
6,5
|
291,6
|
402,4
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
реконструкция инженерных сооружений, включая хранилища
радиоактивных отходов и источников ионизирующих излучений
|
|
|
|
|
|
спецкомбинаты «Радон»
Минстрой России
с участием органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации
|
оснащение специализированных комбинатов «Радон»
комплексами для кондиционирования радиоактивных отходов и отработавших ресурс
источников ионизирующих излучений
|
|
|
|
|
|
спецкомбинаты «Радон»
Минстрой России
с участием органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации
|
изыскательские, проектные и строительно-монтажные работы по
созданию нового опытно-промышленного хранилища радиоактивных отходов низкой и
средней активности в Центральном районе
|
|
|
|
|
|
спецкомбинаты «Радон»
Минстрой России
с участием органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации
|
Реализация мероприятий по совершенствованию
организационной, экономической и научно-технической деятельности
специализированных комбинатов «Радон»
|
1996 - 2000 годы
|
3,2
|
-
|
3,2
|
-
|
спецкомбинаты «Радон»
Минстрой России
с участием органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации
|
Создание систем автоматизированного учета радиоактивных
отходов на специализированных комбинатах «Радон»
|
1997 - 2000 годы
|
7,2
|
-
|
7,2
|
-
|
спецкомбинаты «Радон»
Минстрой России
Госатомнадзор России
Минприроды России
|
Выбор площадок для создания новых хранилищ для захоронения
радиоактивных отходов низкой и средней активности
|
1997 - 2005 годы
|
254,9
|
-
|
94,2
|
160,7
|
спецкомбинаты «Радон»
Минприроды России
Роскомнедра
Минстрой России
с участием органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации
|
Итого
|
|
965,8
|
6,5
|
396,2
|
563,1
|
|
в том числе научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы
|
|
111,2
|
2,5
|
51
|
57,7
|
|
Обеспечение
экологической безопасности в районах проведения подземных ядерных взрывов в
народно-хозяйственных целях
|
Обследование мест проведения подземных ядерных взрывов в
народно-хозяйственных целях и составление их экологических паспортов
|
1996 - 2005 годы
|
9
|
0,5
|
6
|
2,5
|
Минатом России
Росгидромет
Госкомсанэпиднадзор России
Минздравмедпром России
с участием органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации
|
Разработка и реализация проектов специальных горных отводов
под охранные зоны мест проведения подземных ядерных взрывов
|
1997 - 2000 годы
|
10,4
|
-
|
10,4
|
-
|
Минатом России
Роскомнедра
Минприроды России
Госгортехнадзор России
|
Уточнение критериев безопасности и обоснования статуса мест
проведения подземных ядерных взрывов
|
1997 - 2000 годы
|
11,4
|
-
|
11,4
|
-
|
Минатом России
Росгидромет
Госкомсанэпиднадзор России
Минздравмедпром России
с участием органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации
|
Консервация и ликвидация выводимых из эксплуатации
технологических сооружений, дезактивация загрязненных территорий и изоляция
радиоактивных отходов
|
1997 - 2000 годы
|
101,4
|
-
|
101,4
|
-
|
Минтопэнерго России
Минатом России
Минприроды России
Госкомсанэпиднадзор России
Госатомнадзор России
с участием органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации
|
Разработка и реализация мероприятий по обеспечению
радиационной безопасности в местах проведения подземных ядерных взрывов
неполного камуфлетного действия и на аварийных объектах
|
1996 - 2000 годы
|
49,8
|
0,5
|
49,3
|
-
|
Госкомсанэпиднадзор России
Минздравмедпром России
Минатом России
Минприроды России
Госатомнадзор России
с участием органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации
|
Итого
|
|
182
|
1
|
178,5
|
2,5
|
|
в том числе научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы
|
|
57,5
|
1
|
54
|
2,5
|
|
Создание системы
пунктов захоронения и хранилищ радиоактивных отходов и отработавшего ядерного
топлива
|
Разработка методологии системного подхода к выбору мест
расположения пунктов захоронения и хранилищ радиоактивных отходов и
отработавшего ядерного топлива
|
1996 - 2000 годы
|
8,2
|
2,5
|
5,7
|
-
|
Минатом России
Российская академия наук
Минприроды России
Минстрой России
Роскомнедра
Госгортехнадзор России
|
Разработка методов захоронения и хранения радиоактивных
отходов и отработавшего ядерного топлива
|
1997 - 2005 годы
|
211,6
|
-
|
102,3
|
109,3
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
метода гидроразрыва пласта высокопроницаемых горных пород
для захоронения цементированных пульпообразных радиоактивных отходов и
тритиевого концентрата
|
|
|
|
|
|
Минатом России
Российская академия наук
|
метода долговременного хранения радиоактивных отходов и
отработавшего ядерного топлива в горных выработках Горно-химического
комбината Минатома России
|
|
|
|
|
|
Минатом России
Российская академия наук
Роскомнедра
|
метода захоронения отработавшего ядерного топлива
реакторов РБМК в специальных скважинах и шахтах
|
|
|
|
|
|
Минатом России
Российская академия наук
Роскомнедра
|
Проектирование и строительство на архипелаге Новая Земля опытно-промышленного
объекта для захоронения радиоактивных отходов, образующихся при эксплуатации
и утилизации кораблей и судов с транспортными ядерными энергетическими
установками
|
1996 - 2005 годы
|
428,1
|
5
|
188,9
|
234,2
|
Минатом России
Российская академия наук
Роскомнедра
Минобороны России
администрация Архангельской области
|
Создание регионального пункта захоронения радиоактивных
отходов, образующихся в Дальневосточном районе
|
1996 - 2005 годы
|
132,2
|
0,6
|
65,4
|
66,3
|
Минатом России
Минобороны России
Госкомоборонпром России
Минстрой России
администрация Приморского края
|
Создание подземной лаборатории для опытно-промышленного
захоронения радиоактивных отходов производственного объединения «Маяк»
Минатома России
|
1996 - 2005 годы
|
476
|
3
|
238
|
235
|
Минатом России
Российская академия наук
Роскомнедра
администрация Челябинской области
|
Создание первой очереди пункта захоронения радиоактивных
отходов, образующихся на Горно-химическом комбинате Минатома России
|
1996 - 2005 годы
|
436,5
|
2
|
164
|
270,5
|
Минатом России
Российская академия наук
администрация Красноярского края
|
Создание регионального центра для кондиционирования и
захоронения радиоактивных отходов на базе ленинградского специализированного комбината
«Радон»
|
1997 - 2005 годы
|
278,5
|
-
|
166,1
|
112,4
|
Минстрой России
Минатом России
администрация Ленинградской области
|
Создание пунктов захоронения радиоактивных отходов
|
1997 - 2005 годы
|
434,9
|
-
|
167,3
|
267,6
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
выбор площадок для сооружения пунктов захоронения
|
|
|
|
|
|
Минприроды России
Роскомнедра
Минатом России
|
изыскательские и проектные работы
|
|
|
|
|
|
Минатом России
Роскомнедра
|
строительно-монтажные работы
|
|
|
|
|
|
Минатом России
Минстрой России
Госкомоборонпром России
|
Создание контейнеров, упаковок и транспортных средств для
перевозки радиоактивных отходов
|
1997 - 2005 годы
|
76,5
|
-
|
40,7
|
35,8
|
Минатом России
Минтранс России
Минобороны России
Госкомоборонпром России
МПС России
|
Итого
|
|
2482,6
|
13,1
|
1138,4
|
1331,1
|
|
в том числе научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы
|
|
412,7
|
6
|
231,1
|
175,6
|
|
Разработка новых технологий
и проведение исследований в области обращения с радиоактивными отходами и
отработавшим ядерным топливом
|
Разработка методологии прогнозирования последствий
подземной изоляции радиоактивных отходов
|
1996 - 2000 годы
|
25,5
|
2,7
|
22,8
|
-
|
Минатом России
Российская академия наук
Роскомнедра
|
Разработка методов оценки риска на всех этапах обращения с
радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом для выбора
оптимальных организационных, технологических и инженерных решений
|
1997 - 2000 годы
|
5,5
|
-
|
5,5
|
-
|
Минатом Росси
Минприроды России
Госатомнадзор России
Минстрой России
МПС России
Госкомсанэпиднадзор России
Российский научный центр «Курчатовский институт»
|
Разработка эффективных малоотходных и экологически безопасных
методов и технологий кондиционирования и контейнеризации радиоактивных
отходов
|
1997 - 2005 годы
|
112,6
|
-
|
57,1
|
55,5
|
Минатом России
Российская академия наук
Госатомнадзор России
|
Научное обоснование перспективных физико-химических методов
преобразования радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива
|
1997 - 2005 годы
|
37,6
|
-
|
18,1
|
19,5
|
Минатом России
Российская академия наук
Российский научный центр «Курчатовский институт»
|
Совершенствование и разработка новых методов утилизации не
подлежащего переработке отработавшего ядерного топлива и неразборного
оборудования выводимых из эксплуатации кораблей и судов с транспортными
ядерными энергетическими установками
|
1997 - 2005 годы
|
68,7
|
-
|
40,4
|
28,3
|
Минатом России
Госкомоборонпром России
Минтранс России
Российский научный центр «Курчатовский институт»
|
Разработка безопасных технологий обращения с
радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом экспериментальных и промышленных
ядерных реакторов
|
1997 - 2005 годы
|
20,6
|
-
|
12,6
|
8
|
Минатом России
Российская академия наук
Российский научный центр «Курчатовский институт»
|
Итого
|
|
270,5
|
2,7
|
156,5
|
111,3
|
|
в том числе научно-исследовательские и опытно-конструкторские
работы
|
|
122,6
|
2,7
|
79,1
|
40,8
|
|
Приложение
№ 2
к
федеральной целевой программе «Обращение с радиоактивными отходами и
отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996 - 2005
годы»
ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
по направлениям реализации федеральной целевой программы «Обращение с
радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и
захоронение на 1996 - 2005 годы»
(млрд. рублей в ценах 1996 года)
Направления
реализации Программы
|
Источник
финансирования
|
Научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы
|
Капитальные
вложения
|
Затраты всего
|
1966 г.
|
1997 - 2000 гг.
|
2001 - 2005 гг.
|
всего
|
1966 г.
|
1997 - 2000 гг.
|
2001 - 2005 гг.
|
всего
|
Нормативно-правовое и информационное обеспечение работ в
области обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными
материалами
|
федеральный бюджет
|
7,2
|
97,8
|
46,3
|
151,3
|
-
|
50,5
|
28,5
|
79
|
230,3
|
средства предприятий
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
итого
|
7,2
|
97,8
|
46,3
|
151,3
|
-
|
50,5
|
28,5
|
79
|
230,3
|
Обращение с радиоактивными отходами на предприятиях по
добыче и переработке урановых руд, изотопному обогащению урана, изготовлению
ядерного топлива
|
федеральный бюджет
|
-
|
27,9
|
5,2
|
33,1
|
-
|
25,8
|
-
|
25,8
|
58,9
|
средства предприятий
|
-
|
17,8
|
7,2
|
25
|
4
|
161,6
|
49,4
|
215
|
240
|
итого
|
-
|
45,7
|
12,4
|
58,1
|
4
|
187,4
|
49,4
|
240,8
|
298,9
|
Обращение с радиоактивными отходами атомных электростанций
|
федеральный бюджет
|
-
|
34,1
|
25,8
|
59,9
|
-
|
16
|
5
|
21
|
80,9
|
средства предприятий
|
8,4
|
10
|
10
|
28,4
|
37,5
|
326,1
|
373,9
|
737,5
|
765,9
|
итого
|
8,4
|
44,1
|
35,8
|
88,3
|
37,5
|
342,1
|
378,9
|
758,5
|
846,8
|
Обращение с отработавшим ядерным топливом
|
федеральный бюджет
|
-
|
101,8
|
19,3
|
121,1
|
-
|
137,1
|
98,3
|
235,4
|
356,5
|
средства предприятий
|
4,3
|
65,2
|
86,4
|
155,9
|
28,1
|
555,3
|
589,4
|
1172,8
|
1328,7
|
итого
|
4,3
|
167
|
105,7
|
277
|
28,1
|
692,4
|
687,7
|
1408,2
|
1685,2
|
Обращение с радиоактивными отходами, накопленными при
производстве оружейных ядерных материалов
|
федеральный бюджет
|
12,1
|
101,1
|
30,6
|
143,8
|
-
|
333,4
|
288,4
|
621,8
|
765,6
|
средства предприятий
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
итого
|
12,1
|
101,1
|
30,6
|
143,8
|
-
|
333,4
|
288,4
|
621,8
|
765,6
|
Обращение с радиоактивными отходами, образующимися при
эксплуатации и утилизации кораблей и судов с транспортными ядерными
энергетическими установками
|
федеральный бюджет
|
20,5
|
70,7
|
31,5
|
122,7
|
6,9
|
284,5
|
211,6
|
503
|
625,7
|
средства предприятий
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
итого
|
20,5
|
70,7
|
31,5
|
122,7
|
6,9
|
284,5
|
211,6
|
503
|
625,7
|
Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными
материалами в научных организациях
|
федеральный бюджет
|
8
|
49,1
|
24,3
|
81,4
|
2
|
174,1
|
118,5
|
294,6
|
376
|
средства предприятий
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
итого
|
8
|
49,1
|
24,3
|
81,4
|
2
|
174,1
|
118,5
|
294,6
|
376
|
Обращение с радиоактивными отходами на специализированных
комбинатах «Радон»
|
федеральный бюджет
|
2,5
|
42,5
|
9,4
|
54,4
|
4
|
188,2
|
68,4
|
260,6
|
315
|
средства предприятий
|
-
|
8,5
|
48,3
|
56,8
|
-
|
157
|
437
|
594
|
650,8
|
итого
|
2,5
|
51
|
57,7
|
111,2
|
4
|
345,2
|
505,4
|
854,6
|
965,8
|
Обеспечение экологической безопасности в районах
проведения подземных ядерных взрывов в народно-хозяйственных целях
|
федеральный бюджет
|
1
|
54
|
2,5
|
57,5
|
-
|
124,5
|
-
|
124,5
|
182
|
средства предприятий
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
итого
|
1
|
54
|
2,5
|
57,5
|
-
|
124,5
|
-
|
124,5
|
182
|
Создание системы пунктов захоронения и хранилищ
радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива
|
федеральный бюджет
|
6
|
231,1
|
175,6
|
412,7
|
7,1
|
545,1
|
504,9
|
1057,1
|
1469,8
|
средства предприятий
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
362,2
|
650,6
|
1012,8
|
1012,8
|
итого
|
6
|
231,1
|
175,6
|
412,7
|
7,1
|
907,3
|
1155,5
|
2069,9
|
2482,6
|
Разработка новых технологий и проведение исследований в
области обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом
|
федеральный бюджет
|
2,7
|
79,1
|
40,8
|
122,6
|
-
|
77,4
|
70,5
|
147,9
|
270,5
|
средства предприятий
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
итого
|
2,7
|
79,1
|
40,8
|
122,6
|
-
|
77,4
|
70,5
|
147,9
|
270,5
|
Итого
|
федеральный бюджет
|
60
|
889,2
|
411,3
|
1360,5
|
20
|
1956,6
|
1394,1
|
3370,7
|
4731,2
|
средства предприятий
|
12,7
|
101,5
|
151,9
|
266,1
|
69,6
|
1562,2
|
2100,3
|
3732,1
|
3998,2
|
итого
|
72,7
|
990,7
|
563,2
|
1626,6
|
89,6
|
3518,8
|
3494,4
|
7102,8
|
8729,4
|
Источник информации: https://internet-law.ru/stroyka/text/1470
На эту страницу сайта можно сделать ссылку:
На правах рекламы:
|