ГОССТРОЙ РОССИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22
февраля 1994 года № 1
О современных направлениях в
градостроительстве и жилищной политике России
1. Отметить, что в
соответствии с Государственной целевой программой "Жилище" и
принятыми в 1993 году мерами, связанными с ее реализацией, Госстроем России
совместно с администрациями регионов, концернами, корпорациями, акционерными
обществами и другими структурами остановлен спад объемов ввода жилья и других
объектов социальной сферы.
В целях ввода жилья объемом не менее 45 млн. кв.
метров в 1994 году в соответствии с программой "Жилище" коллегией
Госстроя России принята Программа действий, включающая практические меры по
проведению экономической, научно-технической, градостроительной и жилищной
политики в инвестиционно-строительной сфере, по повышению технического уровня и
качества проектирования и строительства, по разработке и реализации Федеральной
системы расселения и ее региональных образований, возрождению, реконструкции и
реставрации исторических малых и средних городов России, по улучшению
взаимодействия Госстроя России с субъектами Федерации, дальнейшему углублению
экономических реформ в области строительства и обеспечению стабилизации в
отрасли.
2. Основными направлениями в
реализации программы "Жилище" считать - в области градостроительства:
дифференцированная структура
застройки и ее этажности, в зависимости от градостроительной ситуации и
требований по эффективности использования территорий с учетом
дифференцированного подхода к плотности застройки;
использование резервов
городских территорий с имеющейся инженерной инфраструктурой для расширения
объектов жилищной сферы за счет достройки и реконструкции;
совершенствование приемов
застройки, отвечающих специфике малоэтажного и индивидуального строительства;
повышение взаимоувязки и
использования городских и пригородных земель;
развитие локальных и
автономных систем инженерного оборудования территории застройки;
учет при размещении жилья
для увольняемых в запас военнослужащих, мигрантов положений генеральной схемы
расселения на территории Российской Федерации;
в области жилищного
строительства:
переход к преимущественному применению местных
строительных материалов, эффективных легких конструкций, более совершенного
инженерного оборудования зданий;
снижение средней этажности,
расширение типологии жилых зданий, прежде всего за счет широкого использования
блокированных домов с небольшими приквартирными участками;
расширение набора
архитектурно-строительных систем, отвечающих специфике малоэтажного
домостроения и требованиям энергосбережения в строительстве и эксплуатации
жилых зданий;
использование резервов
увеличения жилого фонда за счет лучшей сохранности, реконструкции, расширения и
надстройки существующих жилых зданий;
приоритет вопросов энергоснабжения,
улучшения теплозащитных свойств наружных стен при ремонте, реконструкции и
модернизации зданий первых поколений массового индустриального домостроения.
3. Рекомендовать
региональным органам государственной власти и управления максимально использовать
все имеющиеся резервы для увеличения объемов ввода жилья в 1994 году.
Осуществить организационные меры по созданию системы механизмов, учитывающих
местные условия и способных обеспечить последующее развитие жилищной сферы, в
том числе:
предоставление или продажу
земельных участков во всех городах и поселениях;
корректировку генеральных планов, охватывающих не
только территорию города, но и его пригородную зону, для развития частного
строительства и малоэтажной застройки, внедрение наиболее перспективных типов
жилых домов, эффективных архитектурно-строительных систем, легких конструкций и
некапиталоемких технологий, обеспечивающих снижение расходов тепла и
материалов;
осуществление финансовой
поддержки из местного бюджета для подготовки территорий, развития
инженерно-транспортной инфраструктуры, базы стройиндустрии, промышленности
строительных материалов, жилищно-коммунального хозяйства.
4. Госстрою России
продолжить работу по совершенствованию управления строительным комплексом,
создать систему регулирования и непосредственного взаимодействия федерального и
территориальных органов архитектуры, строительства и градостроительства.
Активизировать разработку
законодательных, нормативных документов, стандартов, норм и правил; ускорить
пересмотр и разработку документов, направленных на экономию и рациональное
использование топливно-энергетических ресурсов, повышение уровня тепловой
защиты зданий и сооружений.
Обеспечить совместно с
Роскомземом работу по регулированию земельных отношений и землепользования в
городах и других поселениях, подготовке дополнений и предложений к основам
земельного законодательства и подзаконных актов, вытекающих из Указа президента
по контролю землеустройства.
Продолжить оказание
практической помощи местным органам власти и территориальным строительным
организациям в наращивании объемов и в экономическом стимулировании жилищного
строительства.
5. Госстрою России совместно
с Минфином России, Минэкономикой России, администрациями регионов в
соответствии с Указом Президента России осуществить работы по внедрению
внебюджетных форм инвестирования жилищного строительства, систем долгосрочного
кредитования и ипотечных форм финансирования, дальнейшему развитию
индивидуального и кооперативного строительства жилья с учетом использования постановлений
правительства о предоставлении безвозмездных субсидий и льготных кредитов
гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Рекомендовать администрациям
регионов, местным органам исполнительной власти усилить взаимодействие со
Сберегательным банком России, другими коммерческими банками по финансированию
индивидуального и кооперативного жилищного строительства, развитию
промышленности строительных материалов, изделий и предметов домоустройства с
использованием доли средств, направляемых на эти цели, до 20 процентов в
структуре активов банков.
6. Структурным
подразделениям Госстроя России оказывать практическую помощь территориальным
органам по архитектуре и строительству в части:
осуществления мер по градостроительному
обеспечению реализации генеральной схемы расселения, разработке программ
развития региональных систем расселения, обладающих условиями и возможностью
приема мигрантов; возрождения исторических малых и средних городов России;
обеспечения правовой базы градостроительства в увязке с развитием
законодательства по землеустройству, экологии и других смежных сфер
деятельности;
внедрения перспективных
направлений развития типологии жилых зданий, перехода на преимущественное
малоэтажное строительство жилых домов, разработку архитектурно-строительных
систем для различных условий строительства и инвестирования, обеспечивающих
снижение расходов тепла и материалов;
осуществления структурной
перестройки базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов,
ориентированной на освоение новых типов малоэтажных жилых зданий, в том числе
домов смешанных конструктивных систем с использованием легких ограждающих
конструкций, мелкоштучных блоков, новых видов теплоизоляционных материалов и
кровельного покрытия;
координации работы органов
Госэкспертизы, лицензирования, Госархстройнадзора, технического нормирования,
ценообразования по эффективному действию механизма законодательного и
нормативного регулирования вопросов качества проектирования и строительства;
совершенствования
статистической отчетности с целью включения в объемы вводимого жилого фонда
индивидуального строительства жилья, отвечающего условиям постоянного
проживания; внедрения системы регистрации недвижимости, соответствующей
правовым требованиям;
дальнейшего развития
научно-технического потенциала отрасли, законодательного и методического
обеспечения структурной перестройки, совершенствования системы технического
нормирования и стандартизации, сертификации, метрологии, ускоренного
формирования нормативно-правовой базы в условиях экономических реформ.
7. Рекомендовать
территориальным органам государственной власти и управления, проектным и
строительным организациям изучить и использовать опыт Москвы по:
сохранению и
совершенствованию управляемости строительного комплекса;
использованию городской
недвижимости в качестве важного источника средств для целей инфраструктурного и
социального строительства;
внедрению новых технических
решений, повышающих производственный и социальный уровень массового полносборного
домостроения на ближайшую перспективу;
расширению типов строящегося
жилья по конструктивным системам, условиям размещения в городе, планировке и
площади квартир, включая односемейные и блокированные дома с участками;
внедрению новых методов инвестирования
и социально-экономической организации жилищного строительства, ремонта,
реконструкции за счет формирования кондоминиумов, товариществ, кооперативов и
других форм коллективного инвестирования средств граждан.
8. Признать целесообразным
шире использовать опыт территорий и городов по жилищному строительству,
широкому внедрению малоэтажного строительства с формированием новых
организационных структур, правил землепользования,
конструктивно-технологических систем, а также новых форм долгосрочного кредитования
путем организации семинаров, региональных выставок по архитектурно-строительной
тематике, школ-семинаров передового опыта.
Председатель
Госстроя
Российской Федерации Е.В. Басин