Межведомственный
совет по вопросам строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
25 мая 1995 г. № 1
г. Уфа
О РЕСУРСО- И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Межведомственный совет по
вопросам строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства отмечает, что общее состояние
экономики, преодолевающей последствия резкого спада производства, требует
принятия решительных мер по сокращению расхода материальных и энергетических
ресурсов в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве. В широком смысле
слова ресурсо- и энергосбережение становится генеральным направлением
современной технической политики строительного комплекса России.
Энергосбережение является ключевой, наиболее значительной составляющей всей
проблемы ресурсосбережения и требует первоочередного решения. Не считая
напрасных энергопотерь, вызванных аварийным состоянием зданий и энергосетей,
основные теплопотери зданий, построенных по существующим проектам, связаны,
главным образом, с несовершенством архитектурно-строительных систем. Вновь
построенные здания в средней полосе России расходуют на нужды отопления:
многоквартирные дома - от
350 до 600 кВтч/м2 в год;
односемейные дома - от 600
до 800 кВтч/м2 в год.
В Германии расходуется 260
кВтч/м2 в год, в Швеции и Финляндии - по 135 кВтч/м2 в
год. В строительном секторе наряду с затратами энергии на производство
строительных материалов, изготовление конструкций, элементов и их
транспортировку, собственно строительство, основным потребителем энергоресурсов
являются построенные здания и сооружения в течение всего срока службы и
эксплуатации.
Расход тепла на отопление
жилых зданий составляет более 1/5 всех расходуемых в народном хозяйстве
энергетических ресурсов. В здании через стены теряется до 45 % тепла, через
оконные и дверные проемы - 33 %, через чердак и полы - 22 % тепла. Причинами
высоких расходов энергоресурсов при эксплуатации зданий являются: недостатки
нормирования теплозащитных свойств ограждающих конструкций; высокие потери в
системах отопления, горячего и холодного водоснабжения; отставание в
техническом перевооружении предприятий на наиболее энергоэффективные
технологии; отсутствие в производстве высокоэффективных утеплителей и
прогрессивных строительных материалов; крайне низкие показатели в объемах
реконструкции и модернизации существующего фонда; низкое качество изготовления
строительных материалов и производства строительно-монтажных работ.
В 1995 г. предусматривается
повышение нормативных требований к теплозащите ограждающих конструкций вновь
строящихся зданий, а также реконструируемого жилищного фонда и зданий другого
назначения. Изменения устанавливают три уровня теплозащиты по нормируемой
величине сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций. На первом уровне предусматривается
повышение термического сопротивления в 1,5-1,7 раза, на втором и третьем - в
3-3,5 раза.
Необходимость широкого
проведения работ по реконструкции и модернизации морально и физически
устаревших зданий продиктована очевидными экономическими преимуществами,
придающими жилью новые потребительские качества и решающими проблему
существенной экономии тепла за счет утепления наружных стен здания
дополнительным слоем теплоизоляции.
Внедрение в практику
строительства автономных систем инженерного оборудования позволяет экономить до
25-30 % топливных ресурсов, иметь меньшие единовременные капитальные вложения,
низкую материалоемкость, эффективное местное регулирование.
Неисчерпаемым резервом
энергосбережения является использование нетрадиционных источников энергии:
солнечной, ветровой, термальной, энергии приливов и отливов, биоэнергетических
ресурсов для производства горючего газа и утилизации тепла сточных вод.
Внедрение новейших
энергоэкономических архитектурно-строительных систем, прежде всего ширококорпусных
зданий, обеспечивает 9-10 % экономии энергоресурсов. Применение отходов
производства и местных материалов требует создания новых
архитектурно-строительных систем на основе многовариантных решений и унификации
конструкций и деталей, позволяющих производить в процессе строительства замену
одних изделий на другие в зависимости от наличия их на региональном
строительном уровне.
Важным резервом ресурсо- и
энергосбережения является научно обоснованный выбор строительных площадок,
учитывающий прогноз развития природных процессов в результате эксплуатации
объектов, риск освоения территорий.
В целях обеспечения
потребностей строительства и эксплуатации в необходимых современных материалах,
утеплителях, технологиях, конструкциях и успешной реализации государственной
целевой программы «Жилище», а также других программ, связанных с ресурсо- и
энергосбережением, Межведомственный совет по вопросам строительства,
архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства постановляет:
1. Считать решение вопросов
ресурсо- и энергосбережения основной первоочередной задачей администрацией
субъектов Российской Федерации, органов архитектуры и градостроительства,
жилищно-коммунального хозяйства, научно-исследовательских, строительных и
проектных организаций, направленной на существенное снижение расходов энергии и
тепла как в новом строительстве, так и при реконструкции и эксплуатации зданий;
внедрение в практику строительства энергосберегающих приемов организации жилой
застройки и объектов строительства, инженерных сооружений, сетей, оборудования
и контрольно-измерительных приборов, технологий изготовления прогрессивных
материалов, конструкций и изделий.
2. Минстрою Росси
осуществлять функции государственного координатора деятельности субъектов
Российской Федерации, строительных, проектных и научных организаций в
проведении государственной политики в области энергопотребления при
строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов.
3. Одобрить подготовленные
Минстроем России совместно с Минтопэнерго России основные положения подпрограммы
«Энергосбережение в строительстве» государственной целевой программы «Жилище».
4. Рекомендовать
правительствам и администрациям субъектов Российской Федерации:
разработать в рамках
государственной целевой программы «Жилище» с учетом местных условий планы
структурной перестройки энергопотребления в строительстве и
жилищно-коммунальном хозяйстве;
проводить постоянную работу
по изысканию резервов ресурсо- и энергосбережения, привлечению местных и
различного рода внебюджетных источников для финансирования энергосберегающих
мероприятий в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, в том числе по
созданию на добровольной основе отраслевых внебюджетных фондов
энергосбережения, включая НИОКР, формируемых за счет отчислений от
себестоимости выпускаемой продукции, обеспечивающих решение проблем повышения
энергоэффективности зданий, проведение в 1995-1996 гг. Научных исследований,
опытно-конструкторских работ и разработок проектных решений для зданий
различного назначения в целях сокращения потерь тепла при эксплуатации зданий;
развивать производство
эффективных утеплителей и строительных материалов на основе местного сырья с
широким использованием мощностей конверсионных предприятий;
активизировать проведение
работ по реконструкции и модернизации зданий, связанных с дополнительной
теплоизоляцией стен, светопрозрачных ограждений, с совершенствованием и
реконструкцией инженерных систем.
5. Одобрить положения
Генерального соглашения Минстроя России и органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в области строительства, архитектуры и
жилищно-коммунального хозяйства, позволяющие более полно использовать
научно-технический потенциал исследовательских, проектных и изыскательских
организаций министерства и имеющийся на местах практический опыт по повышению
уровня строительства, архитектуры, управления обслуживания эксплуатируемых
зданий.
6. Минстрою России:
совместно с Минэкономики и
Минфином России разработать предложения и осуществлять меры по оказанию
государственной помощи предприятиям и организациям строительного комплекса по
выполнению планов ресурсо- и энергосбережения;
продолжить исследования по
прогнозу развития опасных природных процессов, защите от них и составлению карт
риска освоения территорий;
в двухмесячный срок подготовить
и ввести в действие изменения в СНиП II-3-79** «Строительная теплотехника»;
определить минимальный
перечень первоочередных требований, необходимых для повышения энергозащиты
существующего жилищного фонда;
разработать методическое
пособие по внедрению архитектурно-строительных систем жилищного строительства
на территориях в целях реализации государственной целевой программы «Жилище»;
совместно с Минэкономики,
Минфином и Миннауки России определить приоритетные направления НИОКР на период
до конца 1995 и 1996 гг., имеющих ключевое значение для проведения ресурсо- и
энергосберегающей политики в строительстве, реконструкции и эксплуатации зданий
и сооружений;
на основе анализа работы
действующих совместных предприятий и иностранных фирм подготовить предложения в
правительство Российской Федерации о создании благоприятных условий для
привлечения иностранных инвестиций в осуществление ресурсо- и энергосберегающих
мероприятий в строительстве, использовании кредитов;
предусмотреть разработку в
1995-1996 гг. Проектных решений ограждающих конструкций вновь проектируемых и
модернизируемых зданий, отвечающих нормативным и современным требованиям по
теплозащите;
до конца 1995 г. Совместно с
Минэкономики, Минтопэнерго и Минфином России подготовить предложения по
внедрению прогрессивных систем инженерного оборудования и приборов контроля
энергопотребления в жилищно-гражданском строительстве и сфере эксплуатации;
проектным организациям,
органам экспертизы и архстройконтроля, Государственной жилищной инспекции
России усилить работу по контролю за применением прогрессивных проектов,
обеспечивающих ресурсо- и энергосбережение в строительстве;
в целях распространения
опыта и пропаганды передовых научно-технических достижений в отечественной и
зарубежной практике ресурсо-, энергосбережения полнее использовать возможности
центральных и территориальных выставок, семинаров, совещаний, периодической
печати и отраслевых журналов.
7. Руководители строительных
и эксплуатационных фирм, акционерных обществ, предприятий и организаций:
в целях снижения цен на
продукцию и услуги в строительстве принять меры по периориентации
производственных и эксплуатационных организаций на выпуск эффективной,
малоэнерго- и ресурсоемкой импортозамещающей продукции и услуг, переоснащению
производственных процессов на малоэнергоемкие технологии и оборудование;
развивать производство локальных систем инженерного оборудования и применение
нетрадиционных источников энергии;
значительно увеличить выпуск
эффективных утеплителей, прогрессивных строительных материалов, конструкций и
элементов с использованием местных сырьевых ресурсов и отходов производства;
увеличить объемы реализации
продукции путем снижения ее себестоимости, сокращения количества посредников,
открытия широкой сети фирменных магазинов оптовой и розничной продажи.
8. Просить правительство
Российской Федерации:
поручить Минэкономики и
Минфину России рассмотреть вопрос дополнительного финансирования в 1995-1996
гг. первоочередных научно-исследовательских и проектных работ, имеющих ключевое
значение для ресурсо- и энергосбережения в строительстве, реконструкции и
эксплуатации зданий и сооружений;
оказать содействие субъектам
Российской Федерации в выполнении ресурсо- и энергосберегающих программ в
регионах.
Председатель
Межведомственного совета
по вопросам строительства, архитектуры
и жилищно-коммунального хозяйства,
министр строительства Российской Федерации Е.В. Басин