ПРОГРАММА ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ,
ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ НА 1995-1997 гг.*
Основанием для разработки Программы первоочередных
мер по улучшению условий и охраны труда в строительстве, промышленности
строительных материалов и жилищно-коммунальном хозяйстве на 1995-1997 гг.
(далее Программы) является постановление Правительства РФ от 26 августа 1995 г.
№ 843 «О мерах по улучшению условий и охраны труда».
Цель Программы - разработка и принятие
первоочередных мер общеотраслевого характера по предупреждению
производственного травматизма, сохранению жизни и здоровья человека в процессе
труда.
Состояние проблемы. В строительстве, промышленности
строительных материалов и жилищно-коммунальном хозяйстве на тяжелых работах и
работах с вредными и опасными условиями труда занято примерно 30 % списочного
состава работающих. Из них более 9 % работают в условиях, не отвечающих
санитарно-гигиеническим нормативам (повышенной загазованности и запыленности
воздуха, повышенного уровня шума и вибрации).
Вследствие неудовлетворительного состояния охраны
труда на строительных площадках, в цехах предприятий по производству
стройматериалов и стройиндустрии, на объектах жилищно-коммунального хозяйства
ежегодно травмируются более 29 тыс. чел.; из них более 1200 чел. получают
травмы с летальным исходом.
Наибольший удельный вес травмированных с тяжелым
исходом приходится на следующие факторы:
падение человека с высоты и падение предметов с
высоты на человека - 42 %; дорожно-транспортные происшествия – 22 %; нарушения
правил эксплуатации машин и механизмов - 12 %; поражение электротоком - 9 %.
В ряде случаев высокий уровень
производственного травматизма является следствием неудовлетворительного
состояния производственных фондов, что связано с замедлением темпов обновления
парка строительных машин и производственного оборудования, срывами сроков
проведения технического обслуживания и ремонта производственного оборудования,
отсутствием на рабочих местах средств защиты работающих.
* Программа разработана Минстроем России, ЦК отраслевых
профсоюзов, акционерными обществами, концернами, корпорациями и другими
объединениями в развитие Постановления Правительства РФ от 26.08.95 г. № 843 «О
мерах по улучшению условий и охраны труда и приказа Минстроя России от 15.09.95
г. № 17-102 по согласованию с ЦК профсоюза работников строительства и
промстройматериалов (письмо Председателя ЦК профсоюза от 01.02.96 № 20-4), ЦК
профсоюза работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий
(письмо Первого зам.председателя от 30.01.96 № 3.4) и с Департаментом охраны
труда Минтруда России 02.02.96 г.
Программа одобрена решением коллегии
Минстроя России от 20.12.95 г.
Исполнителями
и соисполнителями программы являются подразделения Минстроя России, ЦК
отраслевых профсоюзов, АОЗТ ЦНИИОМТП, АКХ им. К.Д. Памфилова.
Наряду с техническими причинами, требующими для их
ликвидации значительных инвестиционных, материально-технических и
интеллектуальных ресурсов, высокий уровень производственного травматизма
является также следствием низкого профессиональной подготовки работников
отрасли по охране труда. По этой причине в 1994 г. произошло 30 % несчастных
случаев с тяжелым исходом.
На смену обязательным нормативам отчисления средств
на охрану труда пришли рекомендательные, что привело к сокращению затрат на
номенклатурные мероприятия охраны труда в организациях и на предприятиях
отрасли.
Данная программа составлена с учетом сложного
финансового состояния отрасли. Она включает только первоочередные мероприятия
по улучшению условий и охраны труда. В I кв. 1997 г. во исполнение
поручения Правительства РФ предусматривается разработать и принять Программу
мероприятий по улучшению условий и охраны труда в строительстве и
промышленности строительных материалов на 1998 - 2000 гг.
Цель разработки данного раздела Программы - приведение
действующей в отрасли нормативно-технической документации в соответствие с
новыми условиями хозяйствования. Пересмотр отраслевых нормативных документов по
охране труда должен происходить в рамках Системы нормативных документов в
строительстве, порядок разработки которой определен СНиП
10-01-94.
В течении 1995-1997 гг. должны быть созданы основные
документы нормативной базы по охране труда, которая включает обязательные
нормативы прямого действия (СНиП, ГОСТ, Типовые инструкции по охране труда), а
также рекомендательные, относящиеся к своду правил по безопасности труда.
В качестве базы для пересмотра используются
отраслевые и ведомственные нормативные документы. Пересмотр осуществляется в
соответствии с действующими законодательными и общеотраслевыми нормами и
правилами охраны труда в направлении обеспечения рационального сочетания
требований обязательных и рекомендательных документов.
Финансирование работ по разработке СНиП и ГОСТ
осуществляется за счет средств федеральной программы, а остальных нормативов за
счет средств, выделяемых Минстрою России на научно-исследовательские и
проектно-изыскательские работы из федерального бюджета.
Главной целью мероприятий, предусмотренных в
разделе, является организация работы по системе экономического управления
охраной труда на уровне отрасли, а также повышение эффективности применяемых
средств защиты работающих.
Финансирование мероприятий данного раздела программы
осуществляется за счет средств федеральной программы, а также средств,
выделяемых Минстрою России из федерального бюджета.
Главная цель мероприятий раздела - повышение уровня
знаний по охране труда работников отраслей строительства, промышленности
строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства.
Программой предусматривается:
разработать учебно-методическую и справочную
литературу для организации подготовки и проверки знаний работников отрасли;
подготовить и издать учебник по охране труда для
специалистов в области строительства и промышленности строительных материалов;
разработать и издать серии агитационных и учебных
плакатов по охране труда.
Финансирование мероприятий данного раздела Программы
должно осуществляться за счет различных источников, включая средства
федеральной программы, а также средств, выделяемых Минстрою России из
федерального бюджета.
Содержание отдельных мероприятий Программы и объемы
их финансирования могут быть уточнены с учетом социально-экономического
развития отрасли, а также результатов проведения мероприятий федеральной
программы.
Общее руководство, координация и контроль за
реализацией Программы осуществляет Минстрой России.
1.1.
Разработка Положения о порядке обучения и проверки знаний по охране труда
руководящих работников и специалистов организаций, предприятий и учреждений
строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального
хозяйства. СП вып.1.
1.2.
Разработка нового СНиП «Безопасность труда в строительстве» в 3-х частях: I. «Общие требования»; II. «Производство
строительно-монтажных работ. Требования безопасности»; III. «Производство строительных материалов, изготовление конструкций и
изделий. Требования безопасности».
1.3.
Разработка нового ГОСТ Р «ССБТ. Средства индивидуальной защиты от падения с
высоты. Классификация. Общие технические требования».
1.4.
Разработка нового ГОСТ Р «ССБТ. Средства коллективной защиты работающих на
высоте. Общие технические требования. Методы испытаний».
1.5. Разработка
«Типовых инструкций по охране труда для работников строительства,
промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства».
1.6.
Разработка «Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в
объединениях, организациях и предприятиях строительства, промышленности
строительных материалов и жилищно-коммунальном хозяйстве» СП вып. 2.
1.7.
Разработка «Рекомендаций по планированию мероприятий охраны труда в
объединениях, организациях и предприятиях строительства, промышленности строительных
материалов и жилищно-коммунальном хозяйстве» СП вып. 3.
1.8.
Разработка правил техники безопасности при эксплуатации городских дорог.
1.9. Участие в
подготовке законодательных и нормативных актов.
2.1.
Подготовка проекта отраслевой Программы по улучшению условий и охраны труда в
строительстве, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунальном
хозяйстве на 1998-2000 гг.
2.2. Выработка
совместных действий по охране труда органов исполнительной власти,
объединениями работодателей и профсоюзов при заключении отраслевых тарифных
соглашений и осуществление контроля за их выполнением.
2.3.
Обеспечение деятельности Отраслевой комиссии по охране труда.
2.4. Анализ
состояния условий и охраны труда в отрасли и подготовка предложений по их
улучшению.
2.5.
Проведение работ по организации сертификации производственных объектов
строительной индустрии, промышленности строительных материалов и
жилищно-коммунального хозяйства на соответствие требованиям безопасности труда.
2.6.
Подготовка предложений по организации в составе Академии по охране труда
Минтруда России подразделения по вопросам строительства, промышленности
строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства.
2.7. Осуществление
методического руководства предприятиями отрасли в обеспечении деятельности
служб охраны труда (проведение семинаров, совещаний, конференций).
2.8. Участие в
подготовке отраслевого Перечня производств, профессий и трудовых процессов,
выполнение которых без применения средств защиты запрещается.
3.1.
Разработка учебно-методических и справочных документов для проведения обучения
рабочих по безопасности труда.
3.2. Подготовка
и издание учебника для строительных вузов по охране труда.
3.3.
Разработка и издание серии агитационных и учебных плакатов по технике
безопасности для работающих в строительном комплексе и жилищно-коммунальном
хозяйстве.
3.4.
Разработка каталога-справочника «Средства новой техники и
организационно-технические решения по защите работающих от действия опасных
производственных факторов в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве».
3.5. Издание
нормативных, рекомендательных, методических и информационных материалов по
охране труда в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве и обеспечение ими
организаций строительного комплекса России на хозрасчетной основе.
СОДЕРЖАНИЕ