ГОССТРОЙ РОССИИ
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда
для машинистов автовышек и автогидроподъемников
ТОИ Р-66-09-93
Москва 1999
РАЗРАБОТАНЫ ЦНИИОМТП (канд. техн. наук В.А.
Алексеев, Н.Д. Левинсон, И.С. Санин) с участием специализированных организаций
строительных акционерных обществ, концернов, корпораций с учетом Основ
законодательства Российской Федерации об охране труда и нормативных документов
в строительстве взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных
министерствами и ведомствами. Типовые инструкции являются нормативными
документами для работников строительных профессий.
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Госстроя России от 22 ноября 1993 г. №
18-48.
В сборник внесено изменение № 1, утвержденное постановлением Минстроя
России от 13 марта 1995 г. № 18-22 (дата введения изменения - 1 июля 1995 г.)
ПРЕДИСЛОВИЕ
В
соответствии с требованиями законодательства об охране труда на работников
организаций и предприятий (в пределах порученных им участков работ) возлагается
выполнение требований инструкций по охране труда, которые утверждаются
руководителями этих организаций и предприятий совместно с профсоюзными
комитетами. Указанные инструкции являются нормативным документом и определяют
требования, предъявляемые к работникам в процессе работы.
В целях
унификации требований инструкций по охране труда специализированными
организациями разрабатываются типовые инструкции по охране труда, которые
утверждаются министерствами или ведомствами по согласованию с профсоюзами.
Настоящие
типовые инструкции разработаны ЦНИИОМТП с участием специализированных
организаций строительных акционерных обществ, концернов, корпораций с учетом
Основ законодательства Российской Федерации об охране труда и нормативных
документов в строительстве взамен ранее действующих типовых инструкций,
утвержденных союзными министерствами и ведомствами. Типовые инструкции
охватывают наиболее массовые профессии и виды работ в строительстве,
строительной индустрии и промышленности строительных материалов, где отмечается
наибольший уровень производственного травматизма.
Для удобства пользования общие требования охраны труда, предъявляемые
ко всем профессиям работников или группе профессий, выполняющих определенные
виды работ, выделены в отдельные инструкции. Остальные инструкции составлены с
учетом требований, предъявляемых к работникам конкретных профессий различной
квалификации.
СОГЛАСОВАНА
письмом ЦК профсоюза
работников строительства
и промышленности строительных
материалов России
от 2 сентября 1993 г. № 309-4
|
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Госстроя России
от 22 ноября 1993 г.
№ 18-48
|
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда
для машинистов автовышек и автогидроподъемников
ТОИ Р-66-09-93
Дата
введения 01.01.94
Машинисты автовышек
и автогидроподъемников (далее - «машинисты подъемников») при производстве работ
согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности,
изложенные в «Типовой инструкции по охране труда для работников строительства,
промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства»,
настоящей типовой инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил
Российской Федерации, «Правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников
(вышек)» Госгортехнадзора России, а также требования инструкции
завода-изготовителя по эксплуатации подъемника.
Требования
безопасности перед началом работы
1.
До начала работы машинист подъемника обязан:
а) надеть
спецодежду и спецобувь;
б) предъявить
руководителю удостоверение на право управления подъемником и получить путевой
лист;
в) уточнить
маршрут движения и характер выполняемых работ на объекте;
г) получить в
путевом листе отметку о проверке технического состояния подъемника.
2.
Перед запуском двигателя машинист подъемника обязан:
а)
предупредить работников, которые заняты обслуживанием машины или находятся на
пути следования, о начале работы машины;
б) при
отсутствии проверки подъемника выявить и устранить имеющиеся неисправности в
работе или доложить о них ответственному лицу за техническое состояние машины;
в) убрать все
посторонние предметы из люльки и с площадки и убедиться в отсутствии их на
вращающихся деталях;
г) проверить
нахождение рычага переключения скоростей в нейтральном положении.
3.
После запуска двигателя машинист подъемника обязан провести контрольную
проверку исправности машины, в том числе:
а) проверить
работу тормозов и сцепления;
б) проверить
исправность приборов освещения и звуковых сигналов;
в) проверить
исправность механизмов подъема люльки и установки выносных опор;
г) привести
все выдвижные конструкции в транспортное положение.
4.
Машинист не должен приступать к выполнению работ на неосвидетельствованном
подъемнике, а также при следующих неисправностях:
а) трещинах
или деформациях в металлоконструкциях подъемника;
б) течи в
топливной или гидравлической системах;
в) падении
давления в шинах;
г) повышенном
шуме;
д)
несрабатывании стояночного или рабочего тормозов;
е)
неисправности механизмов подъема люльки и выносных опор.
Обнаруженные
неисправности должны быть устранены собственными силами до начала эксплуатации,
а при невозможности сделать это машинист подъемника обязан сообщить
руководителю работ и лицу, осуществляющему надзор за безопасной эксплуатацией
подъемника.
Требования
безопасности во время работы
5.
При выполнении работ машинист подъемника обязан:
а) содержать
кабину управления и люльку в чистоте, не допускать нахождения там посторонних
предметов;
б) в процессе
работы следить за тем, чтобы масса людей, инструмента и материалов, находящихся
в люльке, не превышала грузоподъемности, предусмотренной паспортом подъемника;
в) не
допускать производства работ, вызывающих горизонтальные нагрузки на люльку (при
протягивании троса или провода, работе отбойными молотками и т.п.);
г)
контролировать наличие у работников подъемника удостоверения на право работ на
высоте.
6.
Перед началом подъема людей машинист подъемника обязан:
а) установить
подъемник на выносные опоры и затормозить автомобиль ручным тормозом;
б) проверить крепление
грузов и закрепление предохранительных поясов у лиц, находящихся в люльке;
в) установить
порядок обмена сигналами с работниками в люльке;
г) определить
совместно с руководителем работ границы опасной зоны внизу под люлькой.
7.
Во время нахождения работников в люльке машинист подъемника обязан находиться в
кабине управления и следить, чтобы работники в люльке были прикреплены поясом к
перилам люльки, не перегибались через них и не вставали на поручни ограждения.
Подъем,
остановку и опускание люльки машинист подъемника обязан производить только по
сигналу находящихся в них работников.
Подъем на
высоту, близкую к предельной, машинист подъемника должен выполнять на
пониженной скорости.
8.
До начала транспортирования подъемника машинист обязан:
а) привести
все рабочее оборудование в транспортное положение и зафиксировать его;
б)
ознакомиться с маршрутом следования, состоянием дороги, требованиями проезда по
искусственным сооружениям;
в) убедиться
в отсутствии людей в люльке или на конструкциях подъемника.
9.
При транспортировании подъемника своим ходом по дорогам общего пользования
машинист обязан выполнять требования «Правил дорожного движения», утвержденных
МВД России.
10. При установке и перемещении подъемника
вблизи выемок (котлованов и траншей) машинист обязан соблюдать расстояние
приближения от подошвы откоса выемки грунта до ближайшей опоры подъемника (не
менее указанного в таблице).
Глубина выемки, м
|
Расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайшей
опоры подъемника, м
|
Грунт
|
песчаный
|
супесчаный
|
суглинистый
|
глинистый
|
1
|
1,5
|
1,25
|
1
|
1
|
2
|
3
|
2,4
|
2
|
1,5
|
3
|
4
|
3,6
|
3,25
|
1,75
|
4
|
5
|
4,4
|
4
|
3
|
5
|
6
|
5,3
|
4,75
|
3,5
|
11.
Производить работы в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи
машинист подъемника обязан под непосредственным руководством
инженерно-технических работников, ответственных за безопасное производство
работ, при наличии письменного разрешения организаций - владельцев линий и
наряда-допуска, определяющего безопасные условия работы.
Требования
безопасности в аварийных ситуациях
12.
При изменении погодных условий (ухудшении видимости, усилении ветра более 10
м/с, грозе, понижении температуры ниже 40 °С) работы необходимо прекратить и
доложить об этом руководителю.
13.
При появлении признаков неисправности двигателя, гидросистемы или подъемного
механизма работу необходимо приостановить и принять меры к устранению
неисправностей.
В случае
невозможности оперативного устранения неисправности нахождение людей в люльке
на высоте не допускается, необходимо принять меры для ее спуска.
Требования
безопасности по окончании работы
14.
По окончании работы машинист подъемника обязан:
а) поставить
машину на место стоянки, затянуть стояночный тормоз и выключить двигатель;
б) кабину
управления привести в порядок и закрыть;
в) провести
осмотр состояния механизмов и конструкций подъемника;
г) обо всех замеченных
неисправностях и нарушениях в процессе работы сообщить руководителю и лицу,
осуществляющему надзор за его техническим состоянием, и сделать запись в
вахтенном журнале.