ГОССТРОЙ РОССИИ
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда для машинистов
бульдозеров
ТОИ Р-66-12-93
Москва 1999
РАЗРАБОТАНЫ ЦНИИОМТП (канд. техн. наук В.А.
Алексеев, Н.Д. Левинсон, И.С. Санин) с участием специализированных организаций
строительных акционерных обществ, концернов, корпораций с учетом Основ
законодательства Российской Федерации об охране труда и нормативных документов
в строительстве взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных
министерствами и ведомствами. Типовые инструкции являются нормативными
документами для работников строительных профессий.
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Госстроя России от 22 ноября 1993 г. №
18-48.
В сборник внесено изменение № 1, утвержденное постановлением Минстроя
России от 13 марта 1995 г. № 18-22 (дата введения изменения - 1 июля 1995 г.)
ПРЕДИСЛОВИЕ
В
соответствии с требованиями законодательства об охране труда на работников
организаций и предприятий (в пределах порученных им участков работ) возлагается
выполнение требований инструкций по охране труда, которые утверждаются
руководителями этих организаций и предприятий совместно с профсоюзными
комитетами. Указанные инструкции являются нормативным документом и определяют
требования, предъявляемые к работникам в процессе работы.
В целях
унификации требований инструкций по охране труда специализированными
организациями разрабатываются типовые инструкции по охране труда, которые
утверждаются министерствами или ведомствами по согласованию с профсоюзами.
Настоящие
типовые инструкции разработаны ЦНИИОМТП с участием специализированных
организаций строительных акционерных обществ, концернов, корпораций с учетом
Основ законодательства Российской Федерации об охране труда и нормативных
документов в строительстве взамен ранее действующих типовых инструкций,
утвержденных союзными министерствами и ведомствами. Типовые инструкции
охватывают наиболее массовые профессии и виды работ в строительстве,
строительной индустрии и промышленности строительных материалов, где отмечается
наибольший уровень производственного травматизма.
Для удобства пользования общие требования охраны труда, предъявляемые
ко всем профессиям работников или группе профессий, выполняющих определенные
виды работ, выделены в отдельные инструкции. Остальные инструкции составлены с
учетом требований, предъявляемых к работникам конкретных профессий различной
квалификации.
СОГЛАСОВАНА
письмом ЦК профсоюза
работников строительства
и промышленности строительных
материалов России
от 2 сентября 1993 г. № 309-4
|
УТВЕРЖДЕН
постановлением
Госстроя России
от 22 ноября 1993 г.
№ 18-48
|
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда для машинистов бульдозеров
ТОИ Р-66-12-93
Дата
введения 01.01.94
Машинисты
бульдозеров (далее - «машинисты») при производстве работ согласно имеющейся
квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в «Типовой
инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности
строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства», настоящей типовой
инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской
Федерации, а также требования инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации
управляемых ими машин.
Требования
безопасности перед началом работы
1.
Перед началом работы машинист обязан:
а) предъявить
руководителю удостоверение на право управления бульдозером и пройти инструктаж
на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ;
б) надеть
спецодежду, спецобувь установленного образца;
в) получить
задание у бригадира или руководителя работ.
2.
После получения задания на выполнение работы машинист обязан:
а) осмотреть
с руководителем место расположения подземных сооружений и коммуникаций, которые
должны быть обозначены флажками или вешками;
б) уточнить
последовательность выполнения работы и меры по обеспечению безопасности;
в) произвести
ежесменное техническое обслуживание согласно инструкции по эксплуатации
бульдозера;
г)
предупредить о запуске двигателя работников, обслуживающих машину или
находящихся в зоне ее работы, и убедиться, что рычаг переключения скоростей
находится в нейтральном положении;
д) произвести
запуск двигателя (при наличии устройств, выключающих трансмиссию и исключающих
обратный ход вращаемых элементов - вне кабины);
е) после
запуска двигателя проверить на холостом ходу работу всех механизмов и на малом
ходу работу тормозов.
3.
Машинист обязан не приступать к работе в случае следующих нарушений требований
безопасности:
а) при
неисправностях или дефектах, указанных в инструкции завода-изготовителя, при
которых не допускается его эксплуатация;
б) при
обнаружении подземных коммуникаций, не указанных руководителем работ, при
выполнении работ по срезке или планировке грунта;
в) при уклоне
местности, превышающем указанный в паспорте завода-изготовителя.
Обнаруженные
нарушения требований безопасности следует устранить собственными силами, а при
невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них руководителю работ и
лицу по надзору за безопасной эксплуатацией машины.
Требования
безопасности во время работы
4.
Перед началом движения машины машинист обязан убедиться в отсутствии людей в
зоне движения и подать звуковой сигнал.
5.
При работе на пересеченной местности машинист обязан:
выключить
первую скорость при движении машины под уклон;
затормозить
машину при остановке ее на уклоне.
6.
При засыпке выемок в грунте машинист обязан убедиться в отсутствии в них людей,
оборудования, инструмента и строительных материалов и не допускать выход отвала
бульдозера за край откоса. Запрещается передвижение бульдозера в пределах
призмы обрушения откосов.
7.
Работа бульдозера в опасной зоне работающего экскаватора не допускается.
Производство работ бульдозером в зоне действия экскаватора разрешается только
при остановке экскаватора и нахождении ковша на земле.
8.
Одновременная работа двух бульдозеров с прицепными скреперами допускается при
расстоянии между ними не менее 20 м. Интервал между работающими бульдозерами
без скреперов должен быть не менее 10 м.
9.
При работе бульдозера в местах проведения взрывных работ перед каждым взрывом
грунта бульдозер следует удалить на безопасное расстояние, указанное
руководителем. Возвращение бульдозера к месту производства работ после взрыва
разрешается только после соответствующего сигнала.
10.
При необходимости очистки отвала бульдозера машинист обязан опустить отвал на
землю и выключить двигатель.
11.
При транспортировании машины своим ходом с одного места работы на другое
машинист обязан:
а) поднять
отвал бульдозера на ограниченную высоту, обеспечивающую необходимую видимость
машинисту по ходу движения;
б) следить за
тем, чтобы нож отвала не врезался и не задевал встречающиеся на пути предметы;
в) соблюдать
правила дорожного движения;
г) пересекать
железнодорожный путь только на действующем переезде, руководствуясь
соответствующими сигналами;
д) устанавливать
сигнальные красные фонари в случае вынужденной остановки бульдозера на дороге в
ночное время.
12.
Буксировать или вытаскивать бульдозером застрявшую машину допускается с
применением жесткого буксира, без сильных рывков. Применение для этих целей
стального каната разрешается только при защищенности стекол кабины машиниста
решеткой или проволочной сеткой.
13.
При выполнении сцепки машинист обязан:
осуществлять
маневрирование на первой передаче и внимательно следить за работником,
выполняющим сцепку машины;
избегать
резких рывков;
по первому
сигналу быть готовым затормозить машину;
осуществлять
сцепку только после остановки машины.
14.
Перед погрузкой бульдозера на трайлер машинист обязан убедиться в том, что
трайлер устойчив и заторможен. После погрузки бульдозера следует опустить его
отвал и закрепить бульдозер. Во время перевозки бульдозера машинисту не
разрешается находиться в кабине.
15.
Машинисту в процессе работы не разрешается:
а) передавать
управление машиной лицам, не имеющим на это прав;
б) оставлять
машину с работающим двигателем;
в) перевозить
в кабине посторонних лиц;
г) выходить
из кабины и входить в нее на ходу.
16.
При техническом обслуживании бульдозера машинист обязан остановить двигатель и
снять давление в гидросистеме.
17.
Во время заправки бульдозера горючим машинисту и лицам, находящимся вблизи, не
разрешается курить и пользоваться огнем. После заправки машину необходимо
вытереть от подтеков топлива и смазки, а замасленную обтирочную ветошь положить
в металлический закрывающийся ящик. Разведение огня на расстоянии менее 50 м от
места работы или стоянки машины не допускается.
18.
При необходимости ремонта или профилактического осмотра бульдозера отвал
следует заблокировать в поднятом состоянии страховочными цепями или опустить на
прочную и устойчивую опору. При промывке деталей пользоваться этилированным
спиртом не допускается.
19.
При обнаружении на участке выполнения земляных работ, не указанных при
получении задания, подземных коммуникаций и сооружений, машинист обязан
немедленно приостановить работу и сообщить об этом руководителю.
20.
При работе на косогорах машинисту не следует:
а) делать
резких поворотов машины;
б)
поворачивать машину с заглубленным рабочим органом;
в)
передвигать машину поперек склонов, угол которых превышает указанный в паспорте
машины.
21.
При передвижении машины по льду водоема машинисту следует:
а) трогать
машину с места плавно на пониженной скорости без пробуксовки;
б)
осуществлять повороты осторожно и на сниженной скорости;
в) держать
двери кабины открытыми.
Требования
безопасности по окончании работы
22.
По окончании работы машинист обязан:
а) поставить
машину на стоянку;
б) поставить
рычаг переключения скорости в нейтральное положение и включить тормоз;
в) выключить
двигатель;
г) закрыть кабину
на замок;
д) сообщить
руководителю работ или ответственному за исправное состояние машины о всех
неполадках, возникших во время работы.