СОГЛАСОВАНА
постановлением Президиума
ЦК профсоюза работников
строительства и промышленности
строительных материалов России
от 15 декабря 1994 г.
№ 19-70
|
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Минстроя
России
от 13 марта 1995 г.
№ 18-22
|
ТИПОВАЯ
ИНСТРУКЦИЯ
по охране
труда для машинистов погрузчиков автомобильных
ТОИ Р-66-40-95
Дата введения 01.07.95
РАЗРАБОТАНЫ АОЗТ
ЦНИИОМТП (В.Н. Пивовар, В.Ф. Новиков,
Н.Д. Левинсон) при участии АК «Электромонтаж» (В.Н. Мелкозеров, В.И. Кабанов, В.А. Бычков), РАО ЕЭС России (В.В. Подойма) и других организаций,
акционерных обществ, концернов, корпораций и объединений.
Взамен ранее
действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и
ведомствами.
Типовые
инструкции разработаны с учетом Основ законодательства Российской Федерации об
охране труда и действующих нормативных документов по охране труда.
Предназначены
для организаций строительства, предприятий промышленности строительных
материалов и жилищно-коммунального хозяйства.
ПОДГОТОВЛЕНЫ К
УТВЕРЖДЕНИЮ Главэкономикой Минстроя России (канд. техн. наук В.А. Алексеев, инж. В.К. Ягодин).
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Минстроя России от 13 марта 1995 г. № 18-22.
В соответствии с действующим
законодательством по охране труда на работников организаций и предприятий (в
пределах порученных им участков работ) возлагается выполнение требований
инструкций по охране труда, которые утверждаются руководителями этих
организаций и предприятий совместно с профсоюзными комитетами. Указанные
инструкции являются нормативными документами и обязательны для выполнения в
процессе труда работниками этих предприятий.
В целях унификации
требований инструкций по охране труда специализированными организациями
разрабатываются типовые инструкции по охране труда, которые утверждаются
министерствами и ведомствами и согласовываются с профсоюзами.
Настоящие типовые инструкции
разработаны в соответствии с «Положением о порядке разработки и утверждения
правил и инструкций по охране труда» Минтруда России с учетом строительных норм
и правил Российской Федерации, других нормативных документов, содержащих
требования по охране труда, утверждаемых органами федеральной власти Российской
Федерации, взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных союзными
министерствами и ведомствами. Типовые инструкции охватывают наиболее массовые
профессии работников строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Для
удобства пользования общие требования охраны труда, предъявляемые к работникам,
выделены в отдельную инструкцию. Остальные инструкции составлены по видам
выполняемых работ или наименованиям профессий работников, предусмотренных ЕТКС
для этих профессий.
Машинисты погрузчиков
автомобильных (далее
- «машинисты») при производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования
безопасности, изложенные в «Типовой инструкции по охране труда для работников
строительства,
промышленности строительных материалов и
жилищно-коммунального хозяйства», настоящей типовой инструкции, разработанной с учетом строительных
норм и правил Российской Федерации, «Правил
по охране труда на автомобильном транспорте», «Правил дорожного движения Российской
Федерации», а также
требования инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации погрузчиков
автомобильных.
1. Перед началом
работы машинист обязан:
а) предъявить
руководителю удостоверение на право управления автомобилем и удостоверение о
проверке знаний
безопасных методов работ, получить задание, пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;
б) надеть спецодежду и спецобувь установленного образца;
в) ознакомиться
с записями сменщика в бортовом журнале.
2. После
получения задания
машинист обязан:
а) осмотреть и проверить исправность двигателя, рабочего
органа, гидравлической системы, состояние шин;
б) убрать все
посторонние предметы на площадке погрузчика и
убедиться в отсутствии их на вращающихся деталях двигателя, коробки передач и
т.п.;
в) убедиться в
нахождении рычага переключения передач в нейтральном положении;
г) перед
запуском двигателя предупредить работающих, которые
заняты обслуживанием машины или находятся на
пути ее следования;
д) после запуска двигателя провести
контрольную проверку исправности машины, в том числе:
выполнить на малой скорости повороты направо и налево;
проверить работу тормозов; проверить работу механизмов
наклона рамки движения каретки; проверить исправность
сцепления;
проверить исправность приборов освещения и
звукового сигнала;
е) произвести осмотр стрелы кранового гуська, грузозахватных приспособлений
(строп, траверсы, захватов) и других рабочих
органов (ковша, вил);
ж) убедиться в соответствии
требованиям безопасности
габаритов проездов, разворотов, уклонов и перепадов дорожного покрытия;
з) проверить отсутствие в зоне
производства работ линий электропередачи,
трубопроводов и других опасных сооружений.
3. Машинист не должен приступать к выполнению
работ при следующих нарушениях требований безопасности:
а) наличии трещин или деформаций
в металлоконструкциях погрузчика;
б) обнаружении
течи в топливной или масляной системе;
в) падении
давления в шинах;
г) наличии треска, скрежета и других признаков неисправности гидросистемы или
двигателя;
д) неисправности стояночного или рабочего
тормоза;
е) неисправности
кранового гуська (износа грузового каната, дефекта механизма
подъема груза и т.п.) и грузозахватных приспособлений;
ж) недостаточной
освещенности и
загроможденности зоны работ;
з) наличии
в зоне работ
линий электропередачи
и других
коммуникаций;
и) несоответствии груза
грузоподъемности машины,
установленным рабочим органам и грузозахватным приспособлениям.
Указанные
нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами до
начала работы, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить
руководителю работ и ответственному за содержание автопогрузчика в исправном
состоянии.
4. При передвижении автопогрузчика
по территории строительной площадки или
предприятия машинист обязан:
а) убедиться перед
началом движения в отсутствии людей на пути
движения, а также
машин и механизмов и дать предупредительный
сигнал;
б) при движении
в местах скопления людей, возможного их появления
(проходов, выходов из помещения) снизить скорость и дать звуковой сигнал;
в) соблюдать
установленную для транспортных средств скорость движения
на строительной площадке и территории
предприятия;
г) не покидать кабину
погрузчика при работающем двигателе;
д) избегать резкого торможения на мокрой дороге и при гололеде.
5. При выполнении
погрузочно-разгрузочных и транспортных работ машинист обязан:
а) при приближении к месту
погрузки (разгрузки) снижать скорость;
б)
транспортировать груз на высоте не менее 300-400 мм от
уровня дороги;
в) приближаться
к транспортному средству для производства
погрузочно-разгрузочных работ только после его
остановки и
выключения двигателя;
г) перемещать
крупногабаритный груз, закрывающий видимость
пути следования, только в сопровождении
специально выделенного лица;
д) захватывать
длинномерный груз
так, чтобы центр тяжести груза располагался по центру
продольной оси стрелы.
6. При погрузке или штабелировании грунта и сыпучих материалов машинист
обязан:
а) погрузку материала производить по всему фронту штабеля или
забоя, не углубляясь внутрь штабеля по одному
следу;
б) очищать ковш
от налипшего грунта или
материала в опушенном положении лопатой или скребком;
в) при штабелировании сыпучих
материалов останавливать погрузчик на расстоянии не менее 1,0 м от бровки
откоса.
Машинисту запрещается поворачивать погрузчик с заглубленным в материал или грунт ковшом, а также передвигаться на поперечных
уклонах более 10°, на продольных - свыше 20°.
7. При работе погрузчика, оборудованного вилочным захватом, машинист обязан:
а) до начала
работы проверить наличие под грузом зазора для свободного прохода вилочного захвата;
б) размешать
груз равномерно
по всей длине вилочного захвата, упирая его в спинки вилок
путем запрокидывания
груза при захвате
назад на угол 10-15.
Запрещается транспортировать
груз, находящийся на вилочном захвате о неустойчивом положении.
8. При подъеме
и транспортировании груза погрузчиком, оборудованным крановым гуськом, машинист обязан:
а) начинать
работу только по сигналу стропальщика, закрепленного руководителем работ;
б) применять для строповки
груза маркированные стропы, соответствующие массе поднятого груза и
схеме строповки;
в) при подъеме груза,
близкого по массе к предельной грузоподъемности
погрузчика, сначала зафиксировать груз на высоте
не более 100-200 мм, после чего осуществлять
подъем груза на требуемую
высоту;
г) опускать груз на предварительно уложенные прокладки для
извлечения
строп из-под груза без их повреждения. Машинисту
запрещается:
резко тормозить при
движении погрузчика с грузом на крюке;
д) подтаскивать
груз крюком;
е) освобождать
крюком защемленные грузом стропы.
9. При
необходимости перевозки погрузчика машинисту следует
затормозить машину на трейлере, опустить
рабочий орган, подставить под колеса противооткатные
упоры (башмаки) и закрепить расчалками.
10. Устранение неисправностей, осмотр, регулировку агрегатов следует проводить при остановленном двигателе,
опущенном на землю или установленном на
надежные подставки рабочем органе, затянутом тормозе и переведенном в
нейтральное положение рычаге переключения передач.
11. При проведении технического
обслуживания машинист обязан:
а) поднять капот
погрузчика в крайнее верхнее положение,
зафиксировать его крюками-фиксаторами, находящимися на капоте;
б) при перегреве двигателя осторожно открыть крышку горловины, защищая руки от горячего
пара, не наклоняя лицо над горловиной;
в) пользоваться
насосом для продувки топливопропода;
г) пользоваться специальным
ограждением при накачивании шин в гаражных
условиях.
При выполнении
указанных работ машинисту запрещается:
открывать
водяной краник радиатора при работе двигателя;
заливать жидкость в радиатор при перегретом
двигателе;
засасывать
топливо ртом через шланг.
12. При
необходимости проезда по населенному пункту и
по автомобильным дорогам машинист обязан:
а) привести рабочий орган
в транспортное положение;
б) определить
состояние трассы, выяснить возможность преодоления
косогоров, подъемов,
бродов и искусственных сооружений;
в) сохранять включенной передачу при
движении под уклон;
г) переезжать через железнодорожные пути только в установленных местах по
сплошному настилу;
д) при остановке погрузчика
включить стояночный тормоз;
е) выходя из кабины погрузчика
на проезжую часть дороги, убедиться в отсутствии движения
транспорта в попутном и встречном
направлениях;
ж) применять при транспортировке
погрузчиков на буксире
или при буксировке других машин жесткую сцепку;
з) выполнять требования «Правил дорожного движения Российской Федерации».
13. Производить
погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи машинист обязан под непосредственным руководством инженерно-технического
работника, ответственного за безопасное
производство работ, при наличии письменного
разрешения организации - владельца ЛЭП и
получении наряда-допуска, определяющего
безопасные условия работ.
14. Машинистам в
зимнее время запрещается:
а) подогревать двигатель открытым пламенем;
б) работать на
погрузчике с неисправным устройством для обогрева кабины;
в) выполнять работы лежа под автопогрузчиком без
применения утепленного мата.
15. При работе в ночное время
освещенность зоны работ должна обеспечиваться
за счет внешних источников света. Применение машинистом фар допускается в качестве дополнительного источника света.
16. Передвижение погрузчика вброд, по льду, по заболоченной местности следует осуществлять
только с письменного разрешения руководителя работ в местах, оборудованных указателями. Двери кабины во время переправы
по льду водоемов следует держать открытыми.
17. Передвижение погрузчика через
канавы, бугры и другие препятствия следует осуществлять под
прямым углом на малой скорости, избегая резких толчков
и больших кренов машины. Следует при этом избегать
крутых поворотов на косогорах.
18. При проколе в процессе работы шины и утечке воздуха, а также появлении признаков
неисправности двигателя, гидросистемы или рабочего оборудования работу
необходимо прекратить и принять меры к устранению неисправности.
19. В случае потери
устойчивости погрузчика в процессе подъема или
перемещения
груза необходимо
опустить груз и упором каретки в грунт
привести погрузчик в нормальное положение. Продолжение
работы допускается после устранения причины
потери устойчивости погрузчика.
20. По окончании работы машинист обязан:
а) отвести погрузчик на стоянку;
б) опустить
рабочий орган на землю или установить на
подставку;
в) привести рычаги управления в нейтральное положение;
г) затянуть стояночный тормоз
и заглушить двигатель;
д) очистить элементы ходовой
рамы погрузчика и рабочее оборудование;
е) о всех
замеченных неисправностях в работе погрузчика сообщить
руководителю или
ответственному за содержание машины в исправном
состоянии.
СОДЕРЖАНИЕ