СОГЛАСОВАНА
постановлением Президиума ЦК профсоюза
работников строительства и
промышленности строительных материалов
России от 15 декабря 1994 г. № 19-70
|
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Минстроя России от 13
марта 1995 г
18-22
|
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда для машинистов скреперов
ТОИ Р-66-43-95
Дата введения 01.07.95
РАЗРАБОТАНЫ АОЗТ
ЦНИИОМТП (В.Н.Пивовар, В.Ф. Новиков, Н.Д.
Левинсон) при участии АК «Электромонтаж» (В.Н. Мелкозеров, В.И. Кабанов, В.А. Бычков), РАО ЕЭС России (В.В. Подойма) и других организаций,
акционерных обществ, концернов, корпораций и объединений.
Взамен ранее
действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и
ведомствами.
Типовые
инструкции разработаны с учетом Основ законодательства Российской Федерации об
охране труда и действующих нормативных документов по охране труда.
Предназначены
для организаций строительства, предприятий промышленности строительных
материалов и жилищно-коммунального хозяйства.
ПОДГОТОВЛЕНЫ К
УТВЕРЖДЕНИЮ Главэкономикой Минстроя России (канд. техн. наук В.А.Алексеев, инж. В.К.Ягодин).
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Минстроя России от 13 марта 1995 г. № 18-22.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В соответствии с действующим
законодательством по охране труда на работников организаций и предприятий (в
пределах порученных им участков работ) возлагается выполнение требований
инструкций по охране труда, которые утверждаются руководителями этих
организаций и предприятий совместно с профсоюзными комитетами. Указанные
инструкции являются нормативными документами и обязательны для выполнения в
процессе труда работниками этих предприятий.
В целях унификации
требований инструкций по охране труда специализированными организациями
разрабатываются типовые инструкции по охране труда, которые утверждаются
министерствами и ведомствами и согласовываются с профсоюзами.
Настоящие типовые инструкции
разработаны в соответствии с «Положением о порядке разработки и утверждения
правил и инструкций по охране труда» Минтруда России с учетом строительных норм
и правил Российской Федерации, других нормативных документов, содержащих
требования по охране труда, утверждаемых органами федеральной власти Российской
Федерации, взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных союзными
министерствами и ведомствами. Типовые инструкции охватывают наиболее массовые
профессии работников строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Для
удобства пользования общие требования охраны труда, предъявляемые к работникам,
выделены в отдельную инструкцию. Остальные инструкции составлены по видам выполняемых
работ или наименованиям профессий работников, предусмотренных ЕТКС для этих
профессий.
Машинисты
скреперов (далее - «машинисты») при производстве работ согласно имеющейся
квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в «Типовой инструкции по охране труда для работников
строительства, промышленности строительных
материалов и жилищно-коммунального
хозяйства», настоящей типовой инструкции,
разработанной с учетом строительных норм и правил Российской Федерации, «Правил
дорожного движения Российской Федерации», а
также требования инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации управляемых ими машин.
Требования безопасности перед началом работы
1. Перед началом
работы машинист обязан:
а) предъявить
руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить
задание у бригадира или руководителя и пройти инструктаж на рабочем месте по
специфике выполняемых работ;
б) надеть
спецодежду, спецобувь установленного образца.
2. После
получения задания машинист обязан:
а) осмотреть с
руководителем работ место расположения подземных коммуникаций и сооружений,
которые должны быть обозначены флажками или вешками;
б) уточнить последовательность выполнения работы и меры по обеспечению
безопасности, наличие ограждений и знаков безопасности;
в) произвести
ежесменное техническое обслуживание согласно инструкции по эксплуатации
скрепера;
г) предупредить о запуске
двигателя работников, обслуживающих машину или находящихся в зоне ее работы, и
убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении;
д) произвести запуск
двигателя, проверить на холостом ходу работу всех механизмов и на малом ходу
работу тормозов.
3. Машинист не
должен приступать к работе при следующих нарушениях требований безопасности:
а) неисправностях
механизмов или дефектах, указанных в инструкции завода-изготовителя, при
которых не допускается эксплуатация скрепера;
6) наличии
подземных коммуникаций, не указанных
руководителем работ, в местах срезки или планировки грунта;
в) уклоне местности,
превышающем указанный в паспорте завода-изготовителя;
г) отсутствии
ограждений места производства работ и знаков
безопасности.
Обнаруженные
нарушения требований безопасности следует устранить собственными силами, а при
невозможности сделать это машинист обязан сообщить руководителю работ и лицу,
ответственному за содержание скрепера в
исправном состоянии.
Требования безопасности во время работы
4. Перед началом
движения машины
машинист обязан убедиться в отсутствии людей в
зоне движения и подать звуковой сигнал.
5. При выполнении земляных работ машинист
обязан:
а) начинать
разработку грунта только после удаления пней, кустарника и крупных камней;
б) глубокие
выемки разрабатывать уступами;
в) не допускать движение
крайнего колеса скрепера по насыпи ближе одного метра от бровки земляного
полотна;
г) соблюдать дистанцию между
движущимися навстречу друг другу или параллельно скреперами, интервал в обоих
случаях должен быть не менее 5 м;
д) производить резание грунта
только на прямолинейном участке движения;
е) осуществлять набор грунта
прицепным скрепером только на первой передаче,
а разгрузку - на второй-третьей передачах;
ж) периодически
останавливаться и удалять камни и другие предметы, застрявшие между шинами
задних спаренных колес самоходного скрепера.
6. При засыпке выемок в грунте машинист обязан убедиться в отсутствии в
них работающих, оборудования, инструмента и строительных материалов. Запрещается
передвижение скрепера в пределах призмы обрушения откосов.
7. Работа
скрепера в опасной зоне работающего
экскаватора не допускается. Производство работ
скрепером в зоне действия экскаватора разрешается только при остановке
экскаватора. Ковш экскаватора должен быть опущен на землю.
8. Одновременная работа двух скреперов в колонне
допускается при расстоянии между ними не менее 20 м.
9. При
необходимости очистки ковша скрепера машинист
обязан затормозить скрепер, опустить ковш, застраховать упором поднятую заслонку и использовать
лопату с длинной ручкой или скребок.
10. Распасовку и запасовку тросов следует производить
в рукавицах при опущенном на землю или подвешенном
на замках ковше скрепера.
11. Разработка грунта на косогорах с
поперечным уклоном свыше 30°, а также разгрузка скрепера, движущегося
задним ходом под откос, запрещаются.
12. При транспортировании машины своим
ходом с одного места работы на другое машинист обязан:
а) следить за
тем, чтобы ковш был поднят в крайнее верхнее положение и не задевал
встречающиеся на пути предметы;
б) соблюдать
правила дорожного движения;
в) не допускать
поворот скрепера радиусом менее 15 м;
г) устанавливать
сигнальные красные
фонари в случае вынужденной остановки скрепера
на дороге в ночное время.
13. Прицепной
скрепер следует сцеплять с трактором при помощи сцепной серьги, которая должна
быть надежно закреплена.
Передвигать трактор необходимо осторожно на минимальной
скорости, а дышло скрепера следует поднять на деревянных подкладках на высоту
сцепного устройства трактора.
14. Перед погрузкой скрепера на
трейлер машинист обязан убедиться в том, что трейлер находится в устойчивом
положении и заторможен. После погрузки следует опустить ковш и закрепить
скрепер растяжками. Во время перевозки скрепера нахождение машиниста в кабине
не допускается.
15. Машинисту в
процессе работы не разрешается:
а) передавать
управление машиной лицам, не имеющим удостоверения машиниста скрепера;
б) оставлять
машину с работающим двигателем;
в) перевозить в
кабине посторонних лиц;
г) выходить из кабины и
входить в нее на ходу.
16. При техническом обслуживании
скрепера машинист обязан остановить двигатель и снять давление в гидросистеме.
17. Во время
заправки скрепера горючим машинисту и лицам, находящимся вблизи, не разрешается
курить и пользоваться огнем. После заправки машину необходимо вытереть от
подтеков топлива и смазки, а замасленную обтирочную ветошь положить в
металлический закрывающийся ящик. Не допускается разводить
огонь на расстоянии менее 50 м от места работы
или стоянки машины.
18. При необходимости ремонта или профилактического
осмотра скрепера заслонку ковша следует заблокировать упором в поднятом
состоянии или опустить ковш на прочую и
устойчивую опору.
19. При промывке
деталей не разрешается пользоваться этилированным бензином.
20. При работе
на косогорах запрещается:
а) делать резкие
повороты;
б) поворачивать
машину с заглубленным рабочим органом;
в) ставить
машину поперек склона, угол которого превышает указанный в паспорте машины.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
21. Обнаружив на участке при выполнении
земляных работ подземные коммуникации и сооружения, а также опасные предметы,
не указанные при получении задания, машинист
обязан немедленно остановить работу и сообщить руководителю работ.
22. При
неисправности скрепера машинист должен
поставить машину на обочину или вне зоны производства работ и сообщить лицу,
ответственному за содержание машины в исправном состоянии.
23. В случае
потери устойчивости скрепера при перемещении грунта
машинисту следует
опустить ковш, включить задний ход и устранить крен машины.
24. При
загорании скрепера машинист должен принять меры по тушению очага пожара (при
помощи огнетушителя и подручными средствами: кошмой, брезентом, песком), в
случае невозможности самому погасить огонь необходимо вызвать пожарную охрану и
сообщить руководителю работ.
Требования безопасности по окончании работы
25. По окончании работы
машинист обязан:
а) поставить машину на
стоянку;
б) поставить
рычаг переключения передач в нейтральное положение и включить стояночный тормоз;
в) выключить
двигатель;
г) закрыть кабину на замок;
д) сообщить руководителю работ или лицу, ответственному за содержание
машины в исправном состоянии, о всех неполадках,
возникших во время работы.