СОГЛАСОВАНА
постановлением Президиума
ЦК профсоюза работников
строительства и промышленности
строительных материалов России
от 15 декабря 1994 г.
№ 19-70
|
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Минстроя
России
от 13 марта 1995 г
№ 18-22
|
ТИПОВАЯ
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда для машинистов укладчиков асфальтобетона
ТОИ Р-66-45-95
Дата введения 01.07.95
РАЗРАБОТАНЫ АОЗТ
ЦНИИОМТП (В.Н. Пивовар, В.Ф. Новиков,
Н.Д. Левинсон) при участии АК «Электромонтаж» (В.Н. Мелкозеров, В.И. Кабанов, В.А. Бычков), РАО ЕЭС России (В.В. Подойма) и других организаций,
акционерных обществ, концернов, корпораций и объединений.
Взамен ранее
действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и
ведомствами.
Типовые
инструкции разработаны с учетом Основ законодательства Российской Федерации об
охране труда и действующих нормативных документов по охране труда.
Предназначены
для организаций строительства, предприятий промышленности строительных
материалов и жилищно-коммунального хозяйства.
ПОДГОТОВЛЕНЫ К
УТВЕРЖДЕНИЮ Главэкономикой Минстроя России (канд. техн. наук В.А. Алексеев, инж. В.К. Ягодин).
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Минстроя России от 13 марта 1995 г. № 18-22.
В соответствии с действующим
законодательством по охране труда на работников организаций и предприятий (в
пределах порученных им участков работ) возлагается выполнение требований
инструкций по охране труда, которые утверждаются руководителями этих
организаций и предприятий совместно с профсоюзными комитетами. Указанные
инструкции являются нормативными документами и обязательны для выполнения в
процессе труда работниками этих предприятий.
В целях унификации
требований инструкций по охране труда специализированными организациями
разрабатываются типовые инструкции по охране труда, которые утверждаются
министерствами и ведомствами и согласовываются с профсоюзами.
Настоящие типовые инструкции
разработаны в соответствии с «Положением о порядке разработки и утверждения
правил и инструкций по охране труда» Минтруда России с учетом строительных норм
и правил Российской Федерации, других нормативных документов, содержащих
требования по охране труда, утверждаемых органами федеральной власти Российской
Федерации, взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных союзными
министерствами и ведомствами. Типовые инструкции охватывают наиболее массовые
профессии работников строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Для
удобства пользования общие требования охраны труда, предъявляемые к работникам,
выделены в отдельную инструкцию. Остальные инструкции составлены по видам
выполняемых работ или наименованиям профессий работников, предусмотренных ЕТКС
для этих профессий.
Машинисты
укладчиков асфальтобетона (далее - «машинисты») при производстве работ согласно
имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности,
изложенные в «Типовой инструкции по охране
труда для работников строительства,
промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства»,
настоящей типовой инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил
Российской Федерации, а также требования инструкций заводов-изготовителей по
эксплуатации управляемой машиной.
1. Перед началом
работы машинист обязан:
а) предъявить
руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить
задание у бригадира или руководителя и пройти инструктаж на рабочем месте по
специфике выполняемых работ;
б) надеть
спецодежду и спецобувь.
2. После получения задания машинист обязан:
а) осмотреть с
руководителем фронт работ, ознакомиться с профилем, отметками и особенностями
участка, на котором предстоит работать;
б) уточнить
последовательность выполнения работ и меры по обеспечению безопасности при
загрузке бункера асфальтобетоном, разворотах, стоянках, а также наличие
ограждений и предупредительных знаков;
в) произвести ежесменное техническое
обслуживание согласно инструкции по эксплуатации машины;
г) предупредить о запуске
двигателя работников, обслуживающих машину или находящихся в зоне ее работы, и
убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении;
д) произвести запуск двигателя и
проверить на холостом ходу работу всех
механизмов и на малом ходу работу тормозов.
3. Машинист не должен приступать к работе при следующих нарушениях требований
безопасности:
а) Неисправности механизмов, при которой запрещается эксплуатация
укладчика;
б) наличии
посторонних предметов на пути движения машины, отсутствии ограждений и предупредительных
знаков;
в) недостаточной
освещенности рабочего места машиниста и площадки;
г) отсутствии средств пожаротушения.
Обнаруженные нарушения требований
безопасности следует устранить собственными силами, а
при невозможности сделать это машинист обязан сообщить
о них руководителю
работ и ответственному за содержание машины в исправном состоянии.
4. Перед началом
работы машинист обязан убедиться в отсутствии людей в зоне движения и подать
звуковой сигнал.
5. Во время работы укладчика машинист должен находиться на своем месте у
механизмов управления, следить за режимом работы двигателя, показаниями
контрольно-измерительных приборов и работой механизмов.
6. Одновременная
работа двух укладчиков асфальтобетона допускается при расстоянии между ними не менее 10 м,
а между укладчиком асфальтобетона и катком - не менее 3 м
7. При необходимости очистки механизмов и узлов от смеси машинист обязан
полностью остановить машину и выключить двигатель.
8. Прием асфальтобетонной смеси в бункер асфальтоукладчика и очистку
кузова самосвала от смеси должен осуществлять асфальтобетонщик.
9. Машинисту в
процессе работы не разрешается:
а) передавать
управление машиной лицам, не имеющим на это прав;
б) сходить с
площадки управления и входить на нее до полной остановки машины;
в) находиться
вблизи горячих боковых стенок бункера при загрузке его горячей смесью;
г) прикасаться к бункеру,
когда в нем находится асфальтобетонная смесь;
д) допускать асфальтобетоноукладчиков к регулированию толщины
укладываемого слоя;
е) выполнять любые работы по
техническому обслуживанию и ремонту машины при работающем двигателе, за
исключением регулировки двигателя.
10. Выполнять работы в охранной зоне линии электропередачи допускается
при наличии письменного разрешения владельца линии электропередачи, оформления
наряда-допуска, определяющего безопасные
условия работы, и под надзором руководителя работ.
11. При ремонте или техническом обслуживании необходимо пользоваться
исправным инструментом и приспособлениями. При работе ударным инструментом
машинист обязан надевать защитные очки.
12. Транспортирование машины своим ходом с одного места работы на другое
допускается на расстояние не более 1 км.
13. Во время движения укладчика асфальтобетона на подъеме и спуске
машинист не должен переключать передачи.
14. В случае остановки
укладчика асфальтобетона на обочине дороги днем его следует оградить красными
флажками, а в темное время суток и при плохой видимости - красными фонарями по
габариту.
15. Перед погрузкой укладчика асфальтобетона на трейлер машинист обязан убедиться в том, что трейлер устойчив и заторможен. После погрузки укладчика
его следует надежно закрепить (упорами, растяжками и т.п.).Во время перевозки машины машинисту
не разрешается находиться в кабине.
16. Во время заправки укладчика асфальтобетона горючим машинисту и лицам,
находящимся вблизи, не разрешается курить и
пользоваться огнем. После заправки машину необходимо вытереть от подтеков
топлива и смазки, а замасленную обтирочную ветошь положить в металлический
закрывающийся ящик. Не допускается разводить огонь на расстоянии менее 50 м от места работы или стоянки машины.
17. При наличии препятствий, высота которых превышает величину дорожного
просвета или которые нельзя преодолеть подъемом
рабочего органа, машину следует немедленно остановить и принять меры к их
устранению.
18. При возникновении неисправностей механизмов машины, при которых
согласно инструкции завода-изготовителя запрещается ее эксплуатация, работу
необходимо приостановить и принять меры к устранению неполадок.
19. При пожаре работу необходимо приостановить и принять меры к тушению
очага загорания. При невозможности самостоятельно ликвидировать возгорание
следует вызвать пожарную охрану и сообщить бригадиру или руководителю работ.
20. По окончании
работы машинист обязан:
а) поставить
машину на стоянку;
б) поставить
рычаг переключения передач в нейтральное положение и включить тормоз;
в) выключить
двигатель;
г) сообщить руководителю
работ или лицу, ответственному за содержание машины в исправном состоянии, о
всех неполадках, возникших во время работы.
СОДЕРЖАНИЕ