ГОСТ 21345-78
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
КРАНЫ
КОНУСНЫЕ,
ШАРОВЫЕ И ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ
НА УСЛОВНОЕ ДАВЛЕНИЕ
РУ £ 25 МПа (250 кгс/см2)
ОБЩИЕ
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
Москва
Содержание
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством химического и нефтяного
машиностроения
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного
комитета СССР по стандартам от 15.08.78 № 2214
3. ВЗАМЕН ГОСТ 7520-66 и ГОСТ 21345-75
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ
ДОКУМЕНТЫ
5. Ограничение срока действия снято Постановлением
Госстандарта от 27.04.89 № 1163
6. ИЗДАНИЕ (октябрь 2001 г.) с Изменениями № 1, 2, 3,
утвержденными в феврале 1984 г., феврале 1987 г., апреле 1990 г. (ИУС 6-84,
5-87, 7-90)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
КРАНЫ КОНУСНЫЕ, ШАРОВЫЕ И ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ НА УСЛОВНОЕ ДАВЛЕНИЕ РУ
£
25 МПа (250 кгс/см2)
Общие технические условия
Lifting-plug, ball and
cylindrical cocks for.
Pnom t0 £
25 MPa (250 kgf/cm2).
General specifications
|
ГОСТ
21345-78
|
Дата введения 01.01.80
Настоящий стандарт распространяется на
конусные, шаровые и цилиндрические краны общепромышленного назначения на
условное давление Ру £ 25 МПа (250 кгс/см2),
изготавливаемые для нужд народного хозяйства, а также для экспорта.
Дополнительные требования для экспорта, в том числе в страны с
тропическим климатом - по ГОСТ
26304.
Стандарт не распространяется на краны для специальных условий
эксплуатации: АЭС, работающие в режиме регулирования, краны из сталей, стойких
к сульфидному коррозионному растрескиванию, из неметаллических материалов,
футерованные и сантехнические.
(Измененная редакция, Изм. № 3).
1.1. Краны должны изготовляться в соответствии с требованиями
настоящего стандарта, технических условий на конкретные краны по рабочим
чертежам, утвержденным в установленном порядке.
1.2. Основные параметры - по ГОСТ 9702.
1.1, 1.2. (Измененная редакция, Изм. № 3).
1.3. Условные, пробные и рабочие давления -
по ГОСТ
356.
1.4. Присоединительные размеры и размеры
уплотнительных поверхностей фланцев - по ГОСТ
12815 и (или) по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. № 3).
1.5. Строительные длины - по ГОСТ 14187 и
нормативно-технической документации (НТД) на конкретные краны.
1.6. Муфтовые концы - по ГОСТ 6527.
1.7. Цапковые концы - по ГОСТ
2822.
Штуцерные концы - по ГОСТ
13955.
Концы под приварку - по рабочим чертежам, утвержденным в
установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. № 3).
1.8. Фланцевые краны должны изготовляться с отверстиями в
присоединительных фланцах. По заказу потребителей допускается изготовление
присоединительных фланцев без отверстий под болты и шпильки.
1.9. Отклонение от параллельности уплотнительных поверхностей
присоединительных фланцев кранов на каждые 100 мм диаметра не должно превышать
значений, указанных в табл. 1.
Таблица 1
Размеры в
миллиметрах
Условное давление Ру, МПа (кгс/см2)
|
Условный проход Dy
|
Отклонения от параллельности
|
До 1,6 (16) включ.
|
До 200 включ.
|
0,20
|
Св. 200
|
0,30
|
2,5; 4,0 (25, 40)
|
Все размеры
|
0,20
|
6,4 (64) и свыше
|
До 200 включ.
|
0,10
|
Св. 200
|
0,15
|
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1.10. Оси резьб в муфтах, цапках и штуцерах проходных кранов должны
составлять угол 180°, а трехходовых - 90°. Предельное отклонение - не более ±
1°.
(Измененная редакция, Изм. № 3).
1.11. Проходные краны, предназначенные для газа, должны иметь
упор, ограничивающий поворот пробки от полного открывания до полного закрывания
крана в пределах 90°.
1.12. Поворот пробки для закрывания кранов, имеющих ограничение
поворота пробки, должен производиться по часовой стрелке.
1.13. В кранах, имеющих пробку с квадратом
«под ключ», на торце квадрата должно быть указано расположение проходных
отверстий в пробке по ГОСТ 4666.
В проходных и пробно-спускных кранах, имеющих пробку с ручкой или
барашком, направление ручки или барашка должно соответствовать направлению
прохода в пробке, если нет других указателей поворота.
1.14. Метрическая резьба - по ГОСТ
24705 с полями допусков по ГОСТ
16093. Сбег резьбы, проточки, недорезы и фаски - по ГОСТ 10549.
1.15. Трубная цилиндрическая резьба - по ГОСТ
6357.
1.16. Неуказанные допуски соосности и
симметричности - по 11-й степени точности ГОСТ
24643.
Отклонения обрабатываемых угловых размеров, не ограниченных
допусками, не должны превышать допуска по АТ'a13 по ГОСТ
8908.
Предельные отклонения радиусов обрабатываемых поверхностей, не
ограниченных допусками, - по классу «очень грубый» ГОСТ
25670.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 3).
1.17. Предельные отклонения размера «под ключ» для необработанных
литых шестигранных поверхностей деталей не должны превышать указанных в табл.
2.
Таблица 2
В миллиметрах
Номинальный
размер
|
От 19 до 30
|
От 32 до 50
|
От 55 до 60
|
От 70 до 105
|
Предельное
отклонение
|
-1,3
|
-2,0
|
-2,4
|
-2,8
|
1.18. Вмятины и заусенцы на поверхности резьбы,
препятствующие навинчиванию проходного калибра, не допускаются.
Для метрических резьб, выполняемых с полями допусков 8g и
7Н, и трубных резьб, выполняемых по классу точности В, не допускаются рванины и
выкрашивания на поверхности резьб, выходящие по глубине за пределы среднего
диаметра резьбы и имеющие общую протяженность по длине более половины витка.
На метрических резьбах, выполняемых с полями допусков 6g и
6Н, и трубных резьбах, выполняемых по классу точности А, на резьбах деталей из
коррозионностойких и жаростойких сталей, независимо от класса точности и поля
допуска резьбы, вмятины, заусенцы и выкрашивания не допускаются.
На резьбовых втулках, заготовки для которых изготовляются литьем,
не допускается более трех раковин размером и глубиной до 3 мм на последнем
витке с каждой стороны.
1.19. Проверка качества термообработки
измерением твердости не должна вести к порче рабочих поверхностей деталей.
При невозможности определения твердости без повреждения рабочих
поверхностей допускается проводить проверку на образце-свидетеле из того же
материала.
1.20. Сварные швы должны быть очищены от шлака и брызг. Переход
от основного металла к наплавленному должен быть плавным, без надрезов и
наплывов.
1.21. Перед сборкой все детали должны быть очищены от
загрязнений.
Не допускаются к сборке детали, имеющие забоины и другие
механические повреждения на рабочих поверхностях сопрягаемых деталей.
(Измененная редакция, Изм. № 3).
1.22. Конусные уплотнительные поверхности корпусов и пробок перед
сборкой должны быть осушены и покрыты тонким слоем бескислотной смазки.
Допускается смазку уплотнительных поверхностей не производить.
1.23. В собранных кранах шпильки должны быть завернуты до упора, концы
болтов и шпилек должны выступать из гаек не менее чем на один шаг резьбы.
(Измененная редакция, Изм. № 3).
1.24. После окончательного уплотнения асбестовой сальниковой
набивки втулка (кольцо) сальника должна войти в гнездо не более чем на 30 %, а
для резиновой набивки - не более чем на 60 % своей высоты.
Величина погружения втулки (кольца) сальника в гнездо при
применении других набивок - согласно НТД на конкретные краны.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1.25. Материалы деталей и сварных швов,
работающих под давлением, должны быть прочными и плотными. Негерметичность
соединений деталей и узлов, работающих под давлением, не допускается.
(Измененная редакция, Изм. № 3).
1.25а. Требования по герметичности затвора
указывают в технических условиях на краны конкретных видов.
(Введен дополнительно, Изм. № 3).
1.26. Партия кранов, отгружаемых в один адрес по одному
сопроводительному документу, должна сопровождаться не менее чем двумя
комплектами эксплуатационной документации:
- паспортом;
- техническим описанием и инструкцией по эксплуатации.
В комплект кранов с невстроенными приводами должны дополнительно
входить паспорт, техническое описание и инструкция по эксплуатации на привод.
По требованию заказчика изготовитель обеспечивает
эксплуатационной документацией в необходимом количестве. Запрещается
эксплуатация кранов при отсутствии эксплуатационной документации.
1.27. Показатели надежности, критерии отказов и предельного
состояния должны быть указаны в технических условиях на краны конкретных видов.
1.26, 1.27. (Измененная редакция, Изм. № 3).
2.1. Требования безопасности - по ГОСТ
12.2.063.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.2. (Исключен, Изм. № 1).
3.1. Для проверки соответствия кранов требованиям настоящего
стандарта следует проводить приемосдаточные, периодические и типовые испытания.
(Измененная редакция, Изм. № 3).
3.2. Приемосдаточным испытаниям должен подвергаться каждый кран
до окраски. Краны подвергают внешнему осмотру и следующим проверкам:
- на прочность и плотность материала (п. 1.25)
деталей и сварных швов, внутренние полости которых находятся под давлением
среды;
- на герметичность затвора (п. 1.25а)
сальниковых уплотнений и прокладочных соединений, уплотнений пневмо- и
гидропривода, насоса, фильтра-осушителя, мультипликатора и других узлов и
соединений пневмо- и гидросистем;
- на работоспособность.
3.1, 3.2. (Измененная редакция, Изм. № 3).
3.3. Периодическим испытаниям должны подвергаться краны не реже
одного раза в три года. Объем выборки и контролируемые показатели - в
соответствии с требованиями НТД на краны конкретных исполнений.
Допускается замена периодических испытаний подконтрольной эксплуатацией
или сбором информации об эксплуатационной надежности кранов.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3).
3.4. Типовые испытания должны проводиться при изменении
конструкции или технологии изготовления кранов, если эти изменения могут
повлиять на их технические характеристики и работоспособность изделий.
(Измененная редакция, Изм. № 3).
4.1а. Внешним осмотром проверяют комплектность изделия, полноту и
правильность маркировки.
Контроль размеров, указанных на сборочном чертеже, проводят с
помощью универсального или специального измерительного инструмента.
4.1б. Краны испытывают на стендах с использованием
контрольно-измерительных средств, обеспечивающих заданные условия испытаний и
погрешности измерений параметров.
4.1в. Предельные отклонения от номинальных значений измеряемых
параметров, не указанные в технических условиях на краны конкретных видов, не
должны превышать:
± 5 % - для давления;
± 5 % - для температуры;
± 2 % - для времени.
4.1а-4.1в. (Введены дополнительно, Изм. № 3).
4.1. Проверка твердости термообработанных
деталей (п. 1.19)
- по ГОСТ
9012 и ГОСТ 9013.
4.2. Методы и объемы контроля сварных швов должны оговариваться в
соответствующей конструкторской документации.
4.3. Испытания на прочность и плотность
материала (п. 1.25)
и сварных швов кранов должны проводиться водой пробным давлением (Рпр).
Давление должно подаваться в один из патрубков крана при заглушённых остальных
патрубках. Положение затвора должно обеспечивать поступление воды во внутренние
полости крана. Испытание пробно-спускных кранов должно проводиться при закрытом
положении пробки и незаглушенном выходном патрубке.
Испытания на прочность и плотность материала кранов должны
проводиться при постоянном давлении, затем давление снижают до условного или
рабочего, при котором осматривают кран. Допускается:
- не снижать давление до условного (рабочего), а осматривать кран
при пробном давлении;
- испытаниям на прочность и плотность материала подвергать краны
как в собранном виде, так и отдельные детали.
Материал считают прочным, если не обнаружено механических
разрушений или видимых остаточных деформаций.
Материал деталей и сварные швы считают плотными, если не
обнаружено течи, потения.
4.4. Краны на Рр 0,1 кгс/см2,
предназначенные для газа, допускается испытывать на прочность и плотность
материала воздухом давлением Рпр 1,1 кгс/см2.
Контроль плотности проводят пузырьковым методом - способом
обмыливания или погружением в воду.
4.2-4.4. (Измененная редакция, Изм. № 3).
4.5. При гидравлических испытаниях необходимо обеспечить
вытеснение воздуха из внутренних полостей крана, пневмо- и гидропривода и
других узлов.
Вода, оставшаяся после испытаний, должна быть удалена.
4.6. Испытание на прочность и плотность материала и сварных швов
пневмо- и гидроприводов, гидроприставок, насосов, фильтроосушителей, мультипликаторов
и других узлов пневмо- и гидросистем должно проводиться водой или другой
жидкостью давлением Рпр.
4.7. Испытание на прочность и плотность материала и сварных швов
рубашек обогрева или охлаждения корпусов кранов должно проводиться водой давлением,
указанным в рабочих чертежах.
4.8. Испытания на герметичность прокладочных соединений и
сальниковых уплотнений следует проводить подачей воды давлением Ру
или Рр во входной патрубок при положении затвора,
обеспечивающем попадание воды в корпус, и заглушённых остальных патрубках.
Прокладочные соединения и сальниковые уплотнения считают
герметичными, если не обнаружено течи. Метод контроля - визуальный.
4.9. Испытания на герметичность в затворе проводят в соответствии
с методами, указанными в технических условиях на краны конкретных видов.
4.7-4.9. (Измененная редакция, Изм. № 3).
4.10. Краны на Рр менее 0,4 кгс/см2
на герметичность затвора, прокладочных соединений и сальниковых уплотнений
должны быть испытаны давлением 0,5 кгс/см2.
4.11. Краны, предназначенные для
газообразных взрывоопасных, легковоспламеняющихся и токсичных сред, по
требованию потребителя должны дополнительно испытываться на плотность сварных
швов, герметичность затвора и сальниковых уплотнений давлением воздуха, равным
рабочему Рр, но не более 6 кгс/см2.
Испытания проводят по программе предприятия-изготовителя. Объемы
испытаний должны соответствовать указанным в табл. 3.
Таблица 3
Условный проход Dy, мм
|
Количество испытываемых образцов
|
До 40
|
0,1 % от годового выпуска, но не менее 10 шт.
|
Св. 40 до 300 включ.
|
0,2 % от годового выпуска, но не менее 6 шт.
|
« 300
« 700 »
|
0,2 % от годового выпуска, но не менее 3 шт.
|
« 700
|
0,2 % от годового выпуска, но не менее 2 шт.
|
Результаты испытаний кранов одного условного
прохода могут быть распространены на другие краны, аналогичные по конструкции и
технологии изготовления.
4.12. Детали, в которых пропуск среды или «потение» через металл,
выявленные при испытании, исправлены заваркой, должны быть повторно подвергнуты
испытаниям по пп. 4.3,
4.4
и 4.11.
4.13. Гидравлические испытания конусных кранов на Ру
до 1,6 МПа (16 кгс/см2) включительно на плотность, герметичность
затвора, прокладочных соединений и сальниковых уплотнений допускается проводить
давлением Рпр.
4.14. 4.15. (Исключены, Изм. № 3).
4.16. Испытание на герметичность уплотнений пневмо- и
гидропривода, насоса, фильтра-осушителя, мультипликатора и других узлов и
соединений пневмо- и гидросистем следует проводить давлением Ру
или Рр.
4.17. При испытании на работоспособность кранов с ручным приводом
следует провести:
- один цикл «открыто-закрыто» при отсутствии давления. Испытание
допускается проводить при сборке крана;
- один цикл «открыто-закрыто» при одностороннем давлении воды на
пробку Ру или Рр или заданном максимальном
перепаде давления.
4.18. При испытании на работоспособность кранов с приводом
необходимо провести с помощью последнего:
- два цикла «открыто-закрыто» при отсутствии давления на пробку;
- два цикла «открыто-закрыто» при одностороннем давлении воды на
пробку Ру или Рр или заданном перепаде
давления.
Для кранов с пневмоприводом - по два цикла «открыто-закрыто» при
максимальном и минимальном давлении управляющей среды и при одностороннем
давлении Ру или Рр или заданном
максимальном перепаде давления.
4.19. При испытании на работоспособность кранов с дублирующим
устройством необходимо произвести поворот пробки на 15° при одностороннем
давлении на пробку.
4.17-4.19. (Измененная редакция, Изм. № 3).
4.20. (Исключен, Изм. № 3).
4.21. Контроль массы следует проводить в соответствии с методами,
указанными в технических условиях на краны конкретных видов.
(Введен дополнительно, Изм. № 3).
5.1. Маркировка и отличительная окраска
кранов - по ГОСТ 4666
и НТД.
5.2. Краны должны быть подвергнуты
консервации по ГОСТ
9.014 и НТД.
5.1, 5.2. (Измененная редакция, Изм. № 1).
5.3. Краны с условными проходами Dy до 200
мм включительно должны быть упакованы в тару по ГОСТ
2991 или ГОСТ
10198 или контейнеры. Упаковка должна обеспечивать защиту кранов от
повреждений во время перевозок транспортом всех видов и хранения.
(Измененная редакция, Изм. № 3).
5.4. Пробки кранов должны быть установлены в положение «открыто».
5.5. При упаковке допускается снимать с кранов маховики, ручки,
редукторы, приводы и упаковывать в ту же или другую тару. В этом случае привод
должен иметь соответствующую маркировку, облегчающую его сборку с краном.
5.6. Маркировка транспортной тары - по ГОСТ 14192.
5.7. Краны Dy свыше
200 мм в тару не упаковывают, а устанавливают на прочном основании (поддоне),
при этом краны должны быть надежно закреплены, внутренние полости предохранены
от загрязнений, а привалочные поверхности и навесные устройства - от
повреждений.
(Измененная редакция, Изм. № 3).
5.8. Допускается транспортирование кранов без упаковки в тару, а
также без установки на основании, при этом установка кранов на транспортные
средства должна исключать возможность ударов их друг от друга, внутренние
поверхности должны быть предохранены от загрязнений, а привалочные поверхности
и навесные устройства - от повреждений.
5.9. Условия транспортирования и хранения
кранов с электроприводом - 4 (Ж2), остальные - 7 (Ж1) по ГОСТ
15150, если другие не указаны в технических условиях на краны конкретных
видов.
(Измененная редакция, Изм. № 3).
5.10. Краны перевозят транспортом всех видов в соответствии с
правилами перевозок грузов, действующими на транспорте данного вида.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).