МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
РУКОВОДСТВО
по проведению оценки воздействия на окружающую
среду (ОВОС) при выборе площадки, разработке
технико-экономических обоснований и проектов
строительства (реконструкции, расширения и
технического перевооружения) хозяйственных
объектов и комплексов
Москва - 1992 год
Оглавление
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее
Руководство
разработано:
(а) для
методического обеспечения проведения оценки воздействия на окружающую среду
(ОВОС) при подготовке и принятии решений о развитии производительных сил*/;
___________
* В том числе, при подготовке материалов
по выбору площадки, технико-экономических обоснований и проектов строительства
(расширения, реконструкции, технического перевооружения) народнохозяйственных
объектов и комплексов, независимо от форм собственности, их сметной стоимости и
функционального назначения, если другое не оговорено законодательством РСФСР.
(б) в развитие
“Временной инструкции о порядке проведения оценки воздействия на окружающую
среду при разработке технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов
строительства народнохозяйственных объектов и комплексов”, утвержденной
Госкомприродой СССР 18 мая 1990 г., а также отраслевых нормативных документов о
порядке проведения ОВОС, приведенных в приложении 1;
(в) в
дополнение к действующим нормативно-правовым и инструктивно-методическим
документам, регламентирующим проектирование с учетом требований
природоохранительного законодательства Российской Федерации**/;
___________
** В частности, в дополнение к
Приложению 4 СНиП 1.02.01-85.
(г) в
соответствии с Международной конвенцией об оценке воздействия на окружающую
среду в трансграничном контексте, принятой странами Европейской экономической
комиссии 25 февраля 1991 г. (Финляндия);
(д)
Управлением экологических нормативов и методического обеспечения экспертизы
Государственной экологической экспертизы Минприроды РСФСР;
предназначено для:
(а)
организаций - заказчиков проектной документации (инициаторов деятельности),
представляющих гарантии обществу по предотвращению (смягчению) отрицательных
экологических последствий намечаемой деятельности;
(б)
организаций - разработчиков проектной документации (подрядчиков),
представляющих гарантии заказчикам по обеспечению экологической безопасности
реализации намечаемой деятельности;
(в) органов
государственного контроля (и надзора) в области природопользования и охраны
окружающей среды;
(г)
организаций и специалистов (субподрядчиков), привлекаемых к проведению ОВОС;
(д)
заинтересованных общественных организаций и лиц, принимающих участие в
обсуждении проектных замыслов и результатов ОВОС на всех стадиях
проектирования;
(е)
подразделений ведомственной и вневедомственной экспертизы проектов и смет;
определяет:
(а) назначение
ОВОС в системе подготовки и принятия хозяйственных решений;
(б) принципы
ОВОС;
(в)
ответственность за организацию и проведение ОВОС;
(г) порядок
проведения общественных слушаний;
(д) процедуры
ОВОС при разработке проектной документации;
(е) порядок оформления
результатов ОВОС.
1.2. Главной целью
введения ОВОС в процесс проектирования является создание условий для:
(1)
всестороннего рассмотрения всех предлагаемых преимуществ и потерь
экологического, экономического и социального характера, связанных с хозяйственным
развитием;
(2) поиска
оптимальных проектных решений, способствующих:
(а)
недопущению деградации окружающей среды;
(б)
обеспечению социально-эколого-экономической сбалансированности хозяйственного
развития;
(в) улучшению
условий жизни людей;
(г) выработке
эффективных мер по снижению уровня вынужденных неблагоприятных воздействий на
окружающую среду до незначимого или приемлемого уровня.
1.3. Понятия, термины и
определения
1.3.1. Оценка
воздействия на окружающую среду* /(ОВОС) - это:
(1) выявление,
анализ, оценка и учет в проектных решениях:
(а)
предполагаемых воздействий намечаемой хозяйственной деятельности;
(б) изменений
в окружающей среде, как результатов этих воздействий;
(в)
последствий для общества, к которым приведут изменения в окружающей среде;
(2) выявление,
анализ и сравнение всех реальных и разумных альтернатив (включая полный отказ
от деятельности) на основе социально-эколого-экономических оценок каждой из
них;
(3) форма, в
рамках которой заказчик представляет результаты проведенных процедур ОВОС в
процессе разработки проектного замысла на различных стадиях проектирования;
(4) инструмент
принятия решений: результаты ОВОС должны представлять ясную картину
альтернативных возможностей развития и их последствий для общества со
взвешенной социально-эколого-экономической оценкой преимуществ и недостатков
каждой альтернативы.
________________
* Понятие “окружающая среда” при
проведении ОВОС включает такие факторы как флору, фауну, почву, воздух, воду,
климат, ландшафт, исторические памятники и другие материальные объекты или
взаимосвязь между этими факторами. Это понятие необходимо для выявления
последствий для общества (через изменения вышеперечисленных факторов) в
условиях социально-экономического и культурного развития.
1.3.2.
Воздействие понимается как единовременный или периодический акт, либо
постоянный процесс привноса или изъятия по отношению к окружающей среде любой
материальной субстанции.
1.3.3.
Изменение понимается как перемена (обратимая или необратимая) в средообразующих
компонентах или их сочетаниях в результате оказанных воздействий.
1.3.4.
Последствие понимается как осознаваемое субъектом (человеком или определенной
социальной группой) изменение в окружающей среде, приводящее к изменению
условий жизни этого субъекта.
1.3.5. Общественные
слушания - это обобщенное наименование этапа в процедуре ОВОС, позволяющего
выявлять (предсказывать),
анализировать, оценивать и учитывать в проектных решениях экологические
и связанные с ними последствия реализации намечаемой деятельности.
1.3.6.
Процедура понимается как последовательность организационно и логически
взаимосвязанных действий. Процедуры ОВОС являются неотъемлемой и обязательной
частью процесса проектирования на всех стадиях. Результаты проведения ОВОС
должны быть представлены на государственную экспертизу, в том числе
государственную экологическую экспертизу, в составе предпроектной и проектной
документации.
1.4. Принципы ОВОС
(1) интеграция
(рассмотрение во взаимосвязи) технологических, технических, социальных,
природоохранных, экономических и других показателей проектных предложений;
(2)
альтернативность проектных решений, формирование новых вариантов;
(3) применение
ОВОС в качестве инструмента формирования решений на самых ранних этапах
проектирования;
(4)
доступность информации по проектным решениям для общественности на самой ранней
стадии рассмотрения проекта;
(5)
ответственность заказчика (инициатора) деятельности за последствия реализации
проектных решений.
1.5.
Проведение процедур ОВОС в полном объеме является обязательным для видов
хозяйственной деятельности, перечисленных в приложении 2 к настоящему Руководству.
Для всех видов
деятельности, не вошедших в перечень (Приложение 2), обязательным является разработка
“проекта Заявления о воздействии на окружающую среду (ЗВОС)”. Решение о
целесообразности проведения всех последующих процедур ОВОС принимается
государственными органами власти, управления и контроля (надзора) по результатам
рассмотрения “проекта ЗВОС” и на основании оценки степени значимости
предполагаемых воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду (см.
сноску (3) к п. 5.3. (б).
2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧАСТНИКОВ
ПРОВЕДЕНИЯ ОВОС
2.1. Заказчик несет
ответственность за:
(1)
организацию и проведение ОВОС в процессе проектирования;
(2) учет и
представление результатов ОВОС в составе предпроектной и проектной документации
в государственные органы контроля;
(3)
экологические и связанные с ними последствия реализации проектного замысла (при
строительстве новых, реконструкции, расширении, техническом перевооружении,
эксплуатации и ликвидации хозяйственных объектов и комплексов).
2.1.1.
Заказчик обеспечивает финансирование всех процедур ОВОС и связанных с ними
необходимых изысканий и исследований. Финансирование процедур ОВОС должно быть
предусмотрено в сметах расходов на разработку предпроектной и проектной
документации.
2.1.2.
Заказчик обеспечивает организацию необходимых:
(1) контактов
с государственными органами власти, управления и контроля;
(2)
общественных слушаний проектного замысла.
2.1.3.
Заказчик предоставляет разработчику (подрядчику) имеющуюся ретроспективную
информацию об экологических и связанных с ними последствиях строительства и
эксплуатации аналогичных действующих объектов, собранную посредством
отраслевого мониторинга, анализа медико-географической обстановки и
послепроектного экологического анализа.
2.1.4.
Заказчик представляет результаты проведения ОВОС в составе предпроектной и
проектной документации на государственную экспертизу, в том числе
экологическую.
2.1.5.
Заказчик отвечает за обеспечение выполнения при реализации проектного замысла
(строительстве и эксплуатации) всех условий, полученных при рассмотрении
результатов ОВОС.
2.2. Разработчик
(подрядчик) предпроектной и проектной документации несет ответственность перед
заказчиком за:
(1) соблюдение
всех процедур ОВОС;
(2)
достоверность, полноту и качество полученных результатов проведения ОВОС.
2.3. Организации и
специалисты (субподрядчики), привлекаемые к проведению ОВОС, отвечают перед
разработчиком (подрядчиком) за достоверность, полноту и качество
предоставляемой информации.
2.4.
Государственные органы контроля в области природопользования и охраны окружающей
среды несут ответственность перед государственными органами власти и управления
за своевременное, квалифицированное и объективное рассмотрение предпроектной и
проектной документации, содержащей результаты проведения ОВОС.
3. ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОВОС
3.1. Перед началом
проектирования и проведения ОВОС намечаемой деятельности Заказчиком
подготавливается “Уведомление о намерении”, которое:
(а) содержит
информацию о намерениях Заказчика по характеру намечаемой деятельности;
(б)
представляется в государственные органы власти и управления (по уровням
компетенции) с целью получения согласия**/ на дальнейшую подготовку и
рассмотрение предложений по развитию намечаемой деятельности на возможных
площадках ее осуществления.
__________
** Согласие не означает закрепление за
данным Заказчиком возможных площадок или землеотводов.
3.2. Вся документация по
ОВОС подготавливается:
(1) заказчиком
намечаемой деятельности;
(2)
подрядчиком (разработчиком);
(3)
субподрядчиком - организацией или специалистами по проведению ОВОС.
3.3. Общий порядок
проведения ОВОС включает следующие этапы:
3.3.1.
Разработка проекта “Заявления о воздействии на окружающую среду” (“проект
ЗВОС”).
3.3.2.
Представление “проекта ЗВОС” в государственные органы власти, управления и
контроля.
3.3.3. Разработка
заданий на проектирование, изыскания и исследования в соответствии с
требованиями, выдвинутыми по результатам рассмотрения “проекта ЗВОС” в
государственных органах власти, управления и контроля.
3.3.4.
Разработка ЗВОС на основе “проекта ЗВОС”, по результатам изысканий и
исследований.
3.3.5.
Организация и проведение общественных слушаний ЗВОС.
3.3.6.
Доработка технико-экономического обоснования или проекта строительства
хозяйственного объекта или комплекса.
3.3.7.
Принятие заказчиком решения о возможности и целесообразности реализации
намечаемой деятельности на данной площадке на представленных и зафиксированных
условиях, исходя из сформированного понимания экологических и связанных с ними
последствий ее осуществления.
4. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ЗВОС
4.1. “Проект ЗВОС” - это
документ, предназначенный для:
(1) заказчика
проектной документации;
(2)
государственных органов;
(а) власти;
(б) управления
(в том числе в области регулирования природопользования);
(в) контроля
(в том числе органов экологического контроля).
4.2. “Проект ЗВОС”
подготавливается в целях:
(1)
обоснования проектного замысла с рассмотрением реальных и разумных альтернатив
намечаемой деятельности и возможных площадок для ее осуществления;
(2) выбора
принципиальных инженерных, технологических, архитектурно-планировочных и других
проектных решений в рамках намечаемой деятельности;
(3) получения
условий на проектирование в органах власти, государственного управления и
контроля.
4.3. Разработка “проекта
ЗВОС” осуществляется для каждой возможной площадки и включает:
4.3.1. Сбор и
анализ имеющейся информации об основных особенностях окружающей среды на
территории в районах возможных площадок для осуществления намечаемой
деятельности.
4.3.2.
Обоснование необходимости и целесообразности реализации проектного замысла с
выявлением, анализом и оценкой реальных и разумных альтернатив развития
намечаемой деятельности.
4.3.3.
Выявление возможных принципиальных вариантов проектных решений в соответствии с
проектным замыслом.
4.3.4.
Определение и характеристика основных видов, источников и объектов воздействия
по основным вариантам проектных решений в районах возможных площадок.
4.3.5.
Экспертные прогнозы и оценки изменений окружающей среды как результатов
выявленных воздействий по основным вариантам проектных решений в районах
возможных площадок.
4.3.6.
Предложения по мероприятиям для предотвращения или смягчения выявленных
возможных неблагоприятных воздействий по основным вариантам.
4.3.7.
Разработка программ изысканий для проектирования в районах возможных площадок
осуществления намечаемой деятельности.
4.4. В
состав “проекта ЗВОС” входят следующие разделы:
4.4.1.
Описание основных особенностей окружающей среды*/, качающихся:
(1)
существующих источников антропогенного воздействия, оказывающих значительное влияние
на окружающую среду;
(2) состояния:
(а)
атмосферного воздуха;
(б)
поверхностных и подземных вод;
(в) почв;
(г) недр;
(д)
растительного и животного мира;
(е)
визуального качества ландшафта, в том числе для визуальных доминант;
(ж)
материальных и культурно-исторических памятников.
(3)
социально-экономических аспектов:
(а)
инфраструктура;
(б) занятость
населения и ее формы;
(в) связь;
(г)
демография;
(д) жилищный
фонд и т.д.
_________
* Описание должно касаться всех аспектов
окружающей среды, которые потенциально могут быть вовлечены в процедуры ОВОС в
качестве предмета анализа и оценки. Главным требованием, предъявляемым к
описанию, является полнота охвата, а не полнота сведений: описание должно ясно
показывать все недостатки имеющейся информации и указывать области требуемых
дальнейших специальных исследований и изысканий.
4.4.2. Анализ
и оценка реальных и разумных альтернатив развития намечаемой деятельности в
районах возможных площадок, в том числе:
(1) описание
целей, характера, средств, места и сроков реализации намечаемой деятельности;
(2) описание
возможных альтернатив, включая:
(а) варианты
территориального размещения намечаемой деятельности в районах возможных
площадок (со сравнительной оценкой рассмотренных альтернатив);
(б) “нулевой”
вариант (отказ от намечаемой деятельности при сохранении существующего
характера использования возможных площадок);
4.4.3.
Описание возможных принципиальных вариантов проектных решений в соответствии с
проектным замыслом, в том числе:
(1)
инженерных;
(2)
технологических;
(3)
архитектурно-планировочных и т.д.
4.4.4.
Описание и характеристика основных источников, видов и объектов воздействия
(если таковые имеются) по следующим основным вариантам проектных решений:
(1) источники
воздействия, как:
(а) элементы
основной и вспомогательной технологий, функционирование которых является
причиной изменений окружающей среды;
(б) новые
материальные объекты (здания, сооружения и т.д.), размещаемые в окружающей
среде;
(в)
предприятия и объекты, функционирование которых связано со строительством
проектируемого объекта;
(г) следы
хозяйственной деятельности (отвалы, терриконы, хвостохранилища, накопители,
свалки и т.д.);
(д) удаление
существующих материальных объектов;
(2) виды
воздействия, определяющиеся:
привносом в
окружающую среду:
(а) химических
веществ;
(б)
радиоактивных веществ и излучений;
(в) шума и
вибраций;
(г) тепла;
(д)
электромагнитных излучений;
(е) визуальных
доминант и т.д.;
изъятием из
окружающей среды различных:
(а) земельных
ресурсов (пространственно-территориальных);
(б) водных
ресурсов;
(в) ресурсов
флоры и фауны;
(г) полезных
ископаемых;
(д)
агрокультурных ресурсов (плодородных земель, как вовлеченных в
агропроизводство, так и резервных);
(е)
местообитаний популяций ценных видов растительного и животного мира (мест воспроизводства,
миграции и т.д.);
(ж)
культурных, исторических и природных памятников;
(з) визуальных
доминант, определяющих характерный облик ландшафта и т.д.;
(3)
характеристики воздействия, определяемые через следующие показатели:
(а) характер
(прямое, косвенное, кумулятивное, синергическое, в том числе с учетом
возможности проявления через определенный промежуток времени);
(б)
интенсивность (величина воздействия на единицу времени);
(в) уровень
(величина воздействия на единицу площади или объема);
(г) продолжительность;
(д) временная
динамика (непрерывное, периодическое, кратковременное, только при аварийных
режимах и т.д.);
(е)
пространственный охват (площадь распространения);
(ж) степень
опасности намечаемой деятельности (по действующему классификатору опасных
производств и предприятий);
(4) основные
объекты воздействия:
(а) персонал
предприятия (включая рабочую и санитарно-защитную зоны);
(б) население,
попадающее в зону воздействия (помимо санитарно-защитной зоны предприятия);
(в) воздух,
воду, почву, флору, фауну, климат, ландшафт, исторические памятники, другие
материальные объекты или взаимосвязь между этими компонентами (в том числе в
пределах санитарно-защитной зоны предприятия);
(г)
социально-экономические условия жизнедеятельности населения, включая занятость,
демографические сдвиги, социальную инфраструктуру, этнические особенности и
т.д.
4.4.5.
Экспертные оценки и прогноз изменений окружающей среды как результатов
выявленных воздействий по основным вариантам проектных решений (краткие
экспертные оценки):
(1) воздуха;
(2)
поверхностных и подземных вод;
(3) почв;
(4) недр;
(5)
растительного и животного мира;
(6) качества
ландшафта, в том числе для визуальных доминант, материальных и
культурно-исторических памятников.
4.4.6.
Предложения по мероприятиям для предотвращения или смягчения выявленных
возможных неблагоприятных воздействий по основным вариантам:
(1)
инженерных;
(2)
технологических;
(3)
архитектурно-планировочных и т.д.
4.4.7.
Программы изысканий и исследований для проектирования в районах возможных
площадок осуществления намечаемой деятельности*/.
_________
* Приводятся программы изысканий и
исследований для компонентов окружающей среды, существенно затрагиваемых в
случае реализации намечаемой деятельности.
5. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И РАССМОТРЕНИЕ “ПРОЕКТА
ЗВОС”
5.1. “Проект
ЗВОС” подписывается всеми участниками проведения ОВОС, представляется
заказчиком на рассмотрение в государственные органы власти, управления и
контроля для получения условий*/ на дальнейшее проектирование.
_________
* Наряду с техническими условиями,
выданными компетентными органами.
5.2.
Рассмотрение “проекта ЗВОС” осуществляется с позиций оценки предполагаемых
экологических и связанных с ними последствий реализации намечаемой
деятельности.
5.3.
“Проект ЗВОС” рассматривается:
(1) в
государственных органах контроля в целях определения:
(а) полноты
охвата проработанности вариантов развития намечаемой деятельности в районах
возможных площадок;
(б) перечня
условий по выполнению нормативных и других требований, соблюдение которых необходимо
при дальнейшем проектировании намечаемой деятельности на возможных площадках;
(в) степени
значимости предполагаемых воздействий намечаемой деятельности на окружающую
среду;
(2) в
государственных органах (территориального) управления в целях:
(а) полноты
охвата проработанности вариантов развития намечаемой деятельности в районах
возможных площадок:
(б)
определения принципиальной возможности и приемлемости предполагаемых вариантов
развития намечаемой деятельности, в зависимости от ранее принятых направлений
или сложившихся тенденций использования в целом;
(в) перечня
условий территориального развития, выполнение которых необходимо при дальнейшем
проектировании намечаемой деятельности в районах возможных площадок;
(г) подготовки
проекта решения государственного органа власти об условиях дальнейшего
проектирования;
(3) в органах
власти в целях:
(а)
рассмотрения оценок и предложений всех заинтересованных сторон (заказчика,
государственных органов контроля и управления) по поводу выдвинутых условий
дальнейшего проектирования на возможных площадках*/;
(б) принятия
решения о перечне условий**/, выполнение которых, как минимум, необходимо при
дальнейшем проектировании на возможных площадках.
_________
* Только в случае наличия существенных разногласий
между участвующими сторонами (заказчиком, государственными органами контроля и
управления).
** В перечень условий, выполнение которых необходимо
при дальнейшем проектировании, могут быть включены:
(1) существующие ограничения, связанные:
(а) с правовым статусом территории;
(б) с природной и техногенной обстановкой;
(2) дополнения к программам изысканий и исследований,
в том числе по моделированию и прогнозированию процессов и обстановки для
компонентов окружающей среды, существенно затрагиваемых в случае реализации намечаемой
деятельности на возможных площадках;
(3) решение о нецелесообразности
продолжения проведения последующих процедур ОВОС в связи с выявленной
незначимостью предполагаемых воздействий намечаемой деятельности на окружающую
среду.
6. РАЗРАБОТКА ЗАДАНИЙ НА
ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ИЗЫСКАНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ
Основой
заданий на проектирование, изыскания и исследования являются:
6.1.
Принципиальные проектные решения по возможной реализации намечаемой
деятельности на территории***/, рассмотренные в “проекте ЗВОС”.
___________
*** В данном случае имеется в виду одна
площадка, для которой заказчиком получены необходимые условия для
проектирования. В случае, если проектирование ведется для нескольких площадок,
то все остальные этапы общей процедуры ОВОС осуществляются для каждой из них.
6.2. Программы
изысканий и исследований для компонентов окружающей среды, существенно
затрагиваемых в случае реализации намечаемой деятельности.
6.3. Перечень
условий, сформированных по результатам рассмотрения “проекта ЗВОС” в
государственных органах власти, управления и контроля.
7. РАЗРАБОТКА ЗВОС
7.1. ЗВОС -
это документ, подготавливаемый в процессе проектирования и предназначенный для:
(1) заказчика
намечаемой деятельности;
(2)
государственных органов власти, управления и контроля;
(3) профессиональных
сообществ;
(4)
экологически ориентированной общественности;
(5) населения
региона предполагаемой реализации намечаемой деятельности.
7.2. Основной
целью разработки ЗВОС является создание “предмета обсуждения” для выявления и
фиксации всех возможных экологических и связанных с ними последствий реализации
намечаемой деятельности, а также для выявления и последующего обсуждения всех
реальных и разумных альтернатив проекту.
7.3. ЗВОС
разрабатывается:
(1) на основе
“проекта ЗВОС”;
(2) по
результатам выполненных:
(а) изысканий
(инженерно-геологических, гидрогеологических, почвенных, растительного и
животного мира, социологических, историко-культурных и т.д.);
(б) научных
исследований;
(3) с учетом
условий на проектирование, выдвинутых при рассмотрении “проекта ЗВОС” в
государственных органах власти, управления и контроля.
7.4.
ЗВОС, в целом, состоит из разделов, аналогичных “проекту ЗВОС”, содержание
которых должно быть существенно расширено, дополнено и конкретизировано по
результатам изысканий, исследований и выполнения условий на проектирование,
выдвинутых при рассмотрении “проекта ЗВОС” в государственных органах власти,
управления и контроля. При этом имеются следующие принципиальные отличия:
(1) не
приводится обоснование выбора территориального размещения намечаемой
деятельности;
(2)
анализируются возможные аварийные ситуации с позиций их предполагаемых
экологических и связанных с ними последствий и меры по предотвращению,
смягчению или ликвидации этих последствий, а также оценивается (предпочтительно
расчетным путем) степень риска возникновения возможных аварийных ситуаций;
(3) приводятся
результаты прогнозирования и моделирования процессов и обстановки для
существенно затрагиваемых компонентов и факторов окружающей среды (согласно
перечню условий на проектирование).
7.5. В
соответствии с процедурой ОВОС “Заявление о воздействии на окружающую среду”
представляется Заказчиком для “Общественных слушаний”.
8. ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ ЗВОС
8.1.
Общественные слушания ЗВОС организуются и проводятся в целях:
(1)
информирования заинтересованных сторон о намечаемой деятельности или
разрабатываемом проекте;
(2) выявления
всех заинтересованных сторон (общественных экологически значимых позиций);
(3)
организация обмена информацией, который может продолжаться на дальнейших
стадиях подготовки и реализации проектных замыслов;
(4) выявления
и фиксации всех возможных неблагоприятных экологических и связанных с ними
последствий;
(5) поиска
взаимоприемлемых решений (для всех общественных позиций) в вопросах
предотвращения или уменьшения отрицательных экологических и связанных с ними
последствий реализации намечаемой деятельности;
(6)
корректировка проектных решений по осуществлению намечаемой деятельности.
8.2. Публичные
слушания и обсуждения преимущественно организуются в районе осуществления
намечаемой деятельности (в случаях ненаселенности выбранной территории - в
любом другом доступном месте по согласованию со всеми заинтересованными
сторонами).
8.3. Для
достижения поставленных целей могут применяться следующие способы работы с
общественностью:
(1)
публикование проектных предложений в средствах массовой информации - газеты,
радио, телевидение;
(2)
информационные листы и бюллетени;
(3) опросы
общественного мнения;
(4) публичные
слушания;
(5)
официальные встречи представителей заказчика и разработчика ОВОС с
общественностью (народными депутатами, представителями комитетов самоуправления
и т.д.);
(6)
неформальные встречи с небольшими группами местных жителей;
(7) семинары;
(8)
совещательные комитеты;
(9)
оперативные группы и т.д.
8.4.
Общественные слушания включают следующие этапы:
8.4.1. Этап
1. Уведомление о слушаниях.
Общественные
слушания ЗВОС начинаются с уведомления, подразумевающего информирование
общества через средства массовой информации и любым иным документально подтверждаемым
путем по поводу:
(а) намечаемой
деятельности и (или) разрабатываемом проекте;
(б) сроках и
месте публичных слушаний и обсуждений.
Информация на
этапе уведомления о слушаниях должна носить самый общий характер. Основным
требованием к уведомлению является охват всех потенциально заинтересованных
сторон, включая:
(а)
государственные органы власти, управления и контроля (преимущественно местные);
(б)
профессиональные сообщества;
(в)
экологически ориентированную общественность;
(г) население
региона предполагаемого осуществления намечаемой деятельности.
8.4.2. Этап
2. Представление ЗВОС.
Представление
ЗВОС, в том числе:
(1) проектных
предложений;
(2) описание
состояния окружающей среды “без проекта”;
(3)
результатов прогнозирования и моделирования процессов и обстановки для
существенно затрагиваемых компонентов окружающей среды (согласно перечню
условий на проектирование);
(4) результатов анализа возможных аварийных ситуаций, степени риска их
возникновения и предлагаемых мер по предотвращению и ликвидации последствий.
8.4.3. Этап
3. Обсуждение ЗВОС на публичных слушаниях.
На публичных
слушаниях обсуждение ЗВОС проводится в соответствии с его содержанием (см. п. 7.4. и п. 4.4.)
и на основе сформированного понимания существующего состояния окружающей среды
и представленного содержания ЗВОС.
8.4.4. Этап
4. Формирование “Листа замечаний”.
Заказчик
фиксирует, анализирует и оценивает все замечания заинтересованных сторон по
поводу возможных последствий осуществления намечаемой деятельности с целью
отбора значимых предложений и проводит их классификацию по условиям реализации.
8.4.5. Этап
5. Приостановка общественных слушаний.
Если
требуется, заказчик приостанавливает общественные слушания с целью внесения
изменений и дополнений разработчиком в проектные предложения по результатам их
обсуждений и анализа “Листа замечаний” или проведения дополнительных
исследований и изысканий.
При этом
заказчик осуществляет поиск взаимоприемлемых решений (для всех общественных
позиций) в вопросах предотвращения или уменьшения отрицательных экологических и
связанных с ними последствий реализации намечаемой деятельности.
8.4.6. Этап
6. Продолжение общественных слушаний.
После
доработки проектных материалов, включая меры и мероприятия по компенсации
ущерба от неустранимых экологических и связанных с ними последствий,
возобновляются общественные слушания для выявления других, ранее непредвиденных
последствий. Общественные слушания могут быть вновь приостановлены до внесения
необходимых изменений в проектные решения.
8.4.7. Этап
7. Формирование понимания результата общественных слушаний.
В результате
обсуждения ЗВОС и доработки проектных материалов Заказчик и все
заинтересованные стороны формируют для себя понимание возможности и
целесообразности реализации намечаемой деятельности на данной площадке, исходя
из экологических и связанных с ними последствий ее осуществления, на
представленных и зафиксированных условия.
9. ДОРАБОТКА
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТА
9.1. На основе
анализа и оценки своих возможностей по выполнению условий и требований,
выдвинутых в ходе общественных слушаний ЗВОС, Заказчик готовит материалы к Акту
по выбору площадки осуществления намечаемой деятельности*/.
________
* Оформление Заказчиком Акта выбора
площадки осуществляется в установленном порядке. Оценки воздействия на
окружающую среду или если проектные решения на этой стадии существенно
отличаются от принятых в ТЭО.
9.2. Доработка
условий на реализацию намечаемой деятельности, выдвигаемых заинтересованными
сторонами, участвующими в процессе оформления Акта выбора площадки. В
дальнейшем эти условия передаются общественности для контроля за их выполнением
Заказчиком.
9.3. Доработка
и оформление ТЭО.
10. ОВОС ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА
10.1. При
разработке проекта (рабочего проекта) строительства нового, реконструкции,
технического перевооружения или расширения действующего предприятия, отдельного
цеха или производства ОВОС проводится в тех случаях, когда разработка ТЭО
строительства этих объектов осуществлялась без проведения.
10.2 ОВОС при
разработке проектов строительства новых предприятий, пункт размещения которых
намечен в предплановых документах, проводится в соответствии с настоящим
Руководством.
10.3. ОВОС при
разработке проектов реконструкции, технического перевооружения или расширения
действующего предприятия, отдельного цеха или производства проводится в
соответствии с настоящим Руководством за исключением рассмотрения альтернатив
по территориальному размещению объекта.
11. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ПРОВЕДЕНИЯ ОВОС
11.1. Основные
выводы во возможности осуществления намечаемой деятельности с учетом вероятных
экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий ее
реализации излагаются в специальном разделе пояснительной записки к ТЭО или
проекту строительства объекта в виде “Заявления об экологических последствиях”
(ЗЭП), которое должно содержать:
(1) список
организаций и конкретных разработчиков, принимавших участие в проведении ОВОС:
(а)
руководитель работ;
(б)
координатор;
(в)
специалисты, ответственные за технические разделы;
(г)
специалисты, ответственные за экологические и социально-экономические разделы;
(2) основные
результаты исследований, выполненных на всех этапах проведения ОВОС:
(а) цель и
необходимость реализации намечаемой деятельности;
(б)
технологический анализ проектных предложений;
(в) анализ
природных условий территорий и существующей антропогенной нагрузки;
(г) анализ и
оценка источников и видов воздействия;
(д) выявление
экологически значимых общественных позиций;
(е) прогноз
изменений окружающей среды по экологически значимым позициям;
(3) выводы,
сделанные на основе научных исследований, изысканий и общественных слушаний
ЗВОС;
(4)
экологические последствия воздействий на окружающую среду, здоровье населения и
условия его жизнедеятельности, не снятые проектными решениями;
(5)
обязательства Заказчика по реализации мер и мероприятий, изложенных в проектной
документации, в соответствии с требованиями экологической безопасности и
гарантирующих выполнение этих обязательств на весь период “жизненного цикла”
предприятия.
11.2. Все
материалы, подготовленные в процессе проведения ОВОС, оформляются в
самостоятельном разделе ТЭО или проекта, который содержит:
(а) “проект
ЗВОС” в соответствии с требованиями в разделе 4 настоящей инструкции;
(б) результаты
рассмотрения “проекта ЗВОС” в государственных органах власти, управления и
контроля;
(в) программы
изысканий и научных исследований, подготовленных на основании перечня условий
для проектирования, сформированных по результатам рассмотрения “проекта ЗВОС”;
(г) “Заявление
о воздействии на окружающую среду” (ЗВОС) в соответствии с требованиями,
изложенными в разделе 7
настоящего Руководства;
(д) описание
выполнения этапов “Общественных слушаний” в соответствии с разделом 8 настоящего
Руководства;
(е)
характеристика мер и мероприятий, предусмотренных в ТЭО, по предотвращению
возможных отрицательных экологических и связанных с ними последствий реализации
намечаемой деятельности на данной площадке;
(ж) описание
мер по организации мониторинга проекта строительства будущего объекта, включая
участие общественности.
12. ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ЭКСПЕРТИЗА ТЭО И ПРОЕКТОВ
12.1. ТЭО и
проекты, выполняемые по государственному заказу, представляются в органы
государственной экспертизы.
12.2. ТЭО и
проекты, выполняемые вне государственного заказа, представляются на экспертизу
финансовых органов, осуществляющих финансирование их разработки и реализации.
12.3. ТЭО и
проекты, выполняемые инициаторами деятельности негосударственных форм
собственности, а также по решению Минэкологии России в отношении объектов
государственного заказа и вне его, представляются заказчиками на
государственную экологическую экспертизу.
12.4. Задачами
всех видов экспертиз являются:
(а)
рассмотрение ТЭО и проекты только при наличии раздела ОВОС;
(б) проверка
выполнения требований процедур ОВОС при обосновании намечаемой деятельности в
соответствии с настоящим Руководством.
12.5.
Дополнительными задачами государственной экологической экспертизы являются:
(а)
рассмотрение ТЭО и проектов намечаемой деятельности, могущей привести к
значительным экологическим, экономическим, социальным и другим отрицательным
последствиям ее осуществления независимо от форм собственности по просьбе
заинтересованных сторон;
(б) анализ
результатов экспертизы и подготовка предложений по экологическому нормированию
осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории;
(в) разработка
инструктивно-методической и нормативно-технической документации по проведению
ОВОС.
12.02.1992 г.
Приложение 1
к Руководству
ПЕРЕЧЕНЬ
инструктивно-методических материалов по проведению
оценки воздействия на окружающую среду,
утвержденных в отраслях промышленности и
согласованных Госкомприродой СССР по состоянию
на 1 января 1992 г.
1. Временная
инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при
разработке проектов обустройства морских месторождений углеводородов
(ОВОСнефтегаз). Миннефтегазпром. РД 39-018-90.
2. Временная
отраслевая инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую
среду при разработке технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов
строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения
действующих объектов для освоения месторождений углеводородного сырья
(ОВОСгазпром). Р51-156-90. Утверждена Государственным газовым концерном
“Газпром” 17 декабря 1990 г., согласована Госкомприродой СССР 18 декабря 1990
г.
3. Временная
отраслевая инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую
среду при разработке технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов
(рабочих проектов) строительства новых, реконструкции, расширения и
технического перевооружения действующих металлургических предприятий (ОВОСмет).
Утверждена Минметом СССР 30 мая 1991 г., согласована Госкомприродой СССР 30 мая
1991 г.
4. Временная
отраслевая инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую
среду при разработке технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов
строительства новых, расширения и технического перевооружения действующих
предприятий по добыче и обогащению асбеста (ОВОСасбестпром). Утверждена
Государственной ассоциацией “Союзстройматериалов” концерн “Асбест” 18 апреля
1991 г., согласована Госкомприродой СССР 18 апреля 1991 г.
5. Временная
отраслевая инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую
среду при разработке технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов
строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения
действующих предприятий угольной промышленности (ОВОСуголь). Утверждена
Минуглепромом СССР 31 мая 1991 г., согласована Госкомприродой СССР 31 мая 1991
г.
6. Временная
инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду
хозяйственной деятельности предприятий тяжелого машиностроения при разработке
технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов строительства,
реконструкции, расширения и технического перевооружения (ОВОСтяжмаш).
Утверждена Минтяжмашем СССР 28 июня 1991 г., согласована Госкомприродой СССР 28
июня 1991 г.
7. Временная
отраслевая инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую
среду при разработке технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов
строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения
действующих предприятий химической и нефтеперерабатывающей промышленности (ОВОСхимпром).
Утверждена Минхимнефтепромом СССР 28 июня 1991 г., согласована Госкомприродой
СССР 28 июня 1991 г.
8. Временная
отраслевая инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую
среду при разработке технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов
строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения
действующих предприятий целлюлозно-бумажной промышленности (ОВОСлеспром).
Утверждена Минлеспромом СССР 20 марта 1991 г., согласована Госкомприродой СССР
25 марта 1991 г.
9. Временная
инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду
проектируемых предприятий (производств) при разработке ТЭО (ТЭР) и проектов
(рабочих проектов) на их строительство (расширение, реконструкцию, техническое
перевооружение) ВСН 31-91/ОВОСагрохим. Утверждена Государственной
агрохимической ассоциацией (Агрохим) 30.10.91 г. Согласована Минприродой СССР
письмом № 04-18/65-1123 от 25.10.91 г.
10. Временные
отраслевые правила (инструкция) о порядке проведения оценки воздействия на
окружающую среду при разработке ТЭО (ТЭР) и проектов строительства новых,
реконструкции, расширения и технического перевооружения железных дорог и
средств транспорта (ОВОСЖТ).
11. Временные
требования к структуре и содержанию раздела ТЭО, проекта строительства атомной
станции: оценка воздействия атомной станции на окружающую среду. Утверждены
Минатомэнергопромом СССР 11 сентября 1990 г.
12.
Методические указания по эколого-экономической оценке воздействия на окружающую
среду объектов гражданской авиации. Утверждены Министерством гражданской
авиации 20 ноября 1991 г.
13. Временная
отраслевая инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую
среду (ОВОС) при разработке технико-экономических обоснований (расчетов) и
проектов строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения
тепловых электрических станций. Согласована Управлением экологических
нормативов и методического обеспечения Государственной экологической экспертизы
Минприроды РСФСР 20 декабря 1991 г.
Приложение
2
к Руководству
ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДЛЯ КОТОРЫХ ОВОС ПРОВОДИТСЯ
В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ*/
__________
* Добавление 1 к Конвенции об оценке
воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Составлено в Эспо
(Финляндия), 25 февраля 1991 г.
1.
Нефтеочистительные заводы (за исключением предприятий, производящих только
смазочные материалы из сырой нефти) и установки для газификации и сжижения угля
или битуминозных сланцев производительностью 500 тонн или более в день.
2. Тепловые электростанции
и другие установки для сжигания тепловой мощностью 300 мегаватт или более, а
также атомные электростанции и другие сооружения с ядерными реакторами (за
исключением исследовательских установок для производства и конверсии
расщепляющихся и воспроизводящих материалов, максимальная мощность которых не
превышает 1 киловатт постоянной тепловой нагрузки).
3. Установки,
предназначенные исключительно для производства или обогащения ядерного топлива, регенерации отработанного ядерного
топлива или сбора, удаления и переработки радиоактивных отходов.
4. Крупные
установки для доменного и мартеновского производства и предприятия цветной
металлургии.
5. Установки
для извлечения асбеста и переработки и преобразования асбеста и
асбестосодержащих продуктов; в отношении асбестоцементных продуктов - с годовым
производством более 20000 тонн готовой продукции; в отношении фрикционных
материалов - с годовым производством более 50 тонн готовой продукции; и в
отношении других видов применения асбеста - с использованием более 200 тонн в
год.
6. Химические
комбинаты.
7.
Строительство автомагистралей, скоростных дорог*/, трасс для железных дорог
дальнего сообщения и аэропортов с длиной основной взлетно-посадочной полосы в
2100 метров или более.
_________
* Для целей настоящего Руководства:
Термин “автомагистраль” означает дорогу, специально
построенную и предназначенную для движения автотранспортных средств, которая не
обслуживает придорожные владения и которая:
а) имеет, за исключением отдельных участков на
временной основе, отдельные проезжие части для движения в обоих направлениях,
отделенные друг от друга разделительной полосой, не предназначенной для
движения, или, в исключительных случаях, другими средствами;
б) не имеет пересечения на одном уровне с дорогами,
железнодорожными или трамвайными путями и пешеходными дорожками; и
в) специально обозначена в качестве автомагистрали.
Термин “скоростная дорога” означает
дорогу, которая предназначена для движения транспортных средств и въезд на нее
возможен только через развязки или регулируемые перекрестки и на которой, в
частности, запрещены остановка и стоянка на проезжей части (проезжих частях).
8. Нефте- и
газопроводы с трубами большого диаметра.
9. Торговые
порты, а также внутренние водные пути и порты для внутреннего судоходства,
допускающих проход судов водоизмещением более 1350 тонн.
10. Установки
по удалению отходов для сжигания, химической переработки или захоронения
токсических и опасных отходов.
11. Крупные
плотины и водохранилища.
12.
Деятельность по забору подземных вод в случае, если годовой объем забираемой
воды достигает 10 миллионов кубических метров или более.
13.
Производство целлюлозы и бумаги с получением в день 200 или более метрических
тонн продукции, прошедшей воздушную сушку.
14.
Крупномасштабная добыча, извлечение и обогащение на месте металлических руд и
угля.
15. Добыча
углеводородов на континентальном шельфе.
16. Крупные
склады для хранения нефтяных, нефтехимических и химических продуктов.
17. Вырубка
лесов на больших площадях.