Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 сентября
1994 г. № 695
МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И
ПРИРОДНЫХ
РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 июля 1994 г. № 222
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ
ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОДЕРЖАНИЕ
В целях реализации статьи 41 Закона Российской
Федерации "Об охране окружающей
природной среды" (раздел VI), подготовки к выполнению обязательств Российской
Федерации в связи с подписанием международной Конвенции "Об оценке
воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте" и в
соответствии с Положением о Министерстве охраны окружающей среды и природных
ресурсов Российской Федерации приказываю:
Утвердить согласованное с заинтересованными
министерствами и ведомствами Российской Федерации, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации Положение об оценке воздействия на
окружающую среду в Российской Федерации (приложение).
Министр
охраны
окружающей среды и
природных ресурсов
Российской Федерации
В.И.
ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН
Приложение
к приказу
Минприроды России
от 18 июля
1994 г. N 222
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОЦЕНКЕ
ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
1. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) -
процедура учета экологических требований законодательства Российской Федерации
при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества.
1.2. ОВОС организуется и осуществляется с целью
выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных
неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных,
экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной
деятельности *).
1.3. Проведение ОВОС при подготовке документации,
обосновывающей развитие видов и объектов хозяйственной и иной деятельности,
перечень которых приведен в приложении, является обязательным. Целесообразность
проведения (или продолжения начатых работ) ОВОС для объектов и видов деятельности,
не вошедших в перечень обязательных, определяется органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов
Минприроды России. При несогласии органа исполнительной власти субъекта
Российской Федерации с предложением территориального органа Минприроды России
орган исполнительной власти принимает решение с учетом заключения Минприроды
России.
В случае разногласий между органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации и Минприроды России спор может быть
разрешен в арбитражном суде в установленном порядке.
1.4. Для объектов и видов хозяйственной и иной
деятельности, не вошедших в указанный перечень, а также в случае прекращения
начатых работ по ОВОС заказчик/разработчик в обосновывающей документации обязан
сделать краткий вывод о допустимости предполагаемого воздействия на окружающую
среду.
1.5. Результатом проведения ОВОС является вывод
заказчика о допустимости воздействия намечаемой им деятельности на окружающую
среду. Проектные и/или иные решения, содержащиеся в обосновывающей
документации, должны быть разработаны с учетом различного рода возможных
последствий ее реализации.
1.6. Информация о состоянии окружающей среды,
используемая при проведении ОВОС, подготавливается с помощью методов и средств
измерений, удовлетворяющих требованиям законодательства Российской Федерации и
нормативных документов по обеспечению единства измерений.
1.7. Обосновывающая документация представляется
инициатором/заказчиком на государственную экологическую экспертизу в
соответствии с Законом
Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (раздел
5). Обосновывающая документация по реализации видов и объектов деятельности,
перечень которых приведен в приложении к настоящему Положению, без результатов
проведения ОВОС на государственную экологическую экспертизу в Минприроды России
и/или его территориальные органы не принимается.
2.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
2.1. ОВОС организуется и проводится при подготовке
следующих видов обосновывающей документации:
1) концепций, программ (в том числе инвестиционных)
и планов отраслевого и территориального социально-экономического развития;
2) схем комплексного использования и охраны
природных ресурсов;
3) градостроительной документации (генеральных
планов городов, проектов и схем детальной планировки и т.д.);
4) документации по созданию новой техники,
технологии, материалов и веществ;
5) предпроектных обоснований инвестиций в
строительство, технико-экономических обоснований и или проектов строительства
новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих
хозяйственных и/или иных объектов и комплексов.
2.2. При подготовке хозяйственных и иных решений,
включающей разработку нескольких видов обосновывающей документации, ОВОС
проводится поэтапно с учетом детализации видов, источников и уровней
воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.
3.1. Для выявления и принятия необходимых и
достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых последствий в процессе
анализа и оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду
разработчиком обосновывающей документации должны быть рассмотрены:
1) цели реализации замысла или предполагаемого
проекта;
2) разумные альтернативы намечаемой деятельности;
3) характеристика проектных и иных предложений в
контексте существующей экологической ситуации на конкретной территории с учетом
ранее принятых решений о ее социально-экономическом развитии;
4) сведения о состоянии окружающей среды на
территории предполагаемой реализации намечаемой деятельности в соответствующих
пространственных и временных рамках;
5) возможные последствия реализации намечаемой
деятельности и ее альтернатив;
6) меры и мероприятия по предотвращению неприемлемых
для общества последствий осуществления принимаемых решений;
7) предложения по разработке программы мониторинга
реализации подготавливаемых решений и плана после проектного экологического
анализа.
3.2. Порядок проведения ОВОС (процедура) при
подготовке каждого вида обосновывающей документации, перечисленной в разделе 2
настоящего Положения, устанавливается Минприроды России.
4.1. При проведении ОВОС:
1) инициатор инвестор обеспечивает финансирование
всех исследований и работ, необходимых для проведения ОВОС;
2) инвестор заказчик организует проведение ОВОС в процессе
подготовки обосновывающей документации; осуществляет широкий обзор
(общественные слушания) предложений о возможной реализации намечаемой
деятельности на конкретной территории, кроме объектов специального назначения,
информация о которых требует конфиденциальности;
3) разработчик (в пределах своей компетенции):
проводит ОВОС;
рассматривает и учитывает экологические условия и
требования при подготовке обосновывающей документации.
4.2. Органы исполнительной власти субъекта
Российской Федерации при подготовке и принятии ими решения о санкционировании
(разрешении) осуществления проекта намечаемой деятельности:
1) участвуют в рассмотрении обосновывающей
документации;
2) выдают (или согласовывают) обоснованные
экологические условия и требования для проработки предложений по реализации
проекта намечаемой деятельности;
3) принимают решения о санкционировании реализации
проекта намечаемой деятельности при условии соблюдения экологических требований
законодательства Российской Федерации, а также ясного представления о возможных
последствиях его осуществления.
5.1. Заинтересованным общественным объединениям и
неправительственным организациям рекомендуется оказывать содействие
разработчику заказчику в проведении общественных (публичных) слушаний или
обсуждений в средствах массовой информации проектных и иных предложений о
реализации проекта намечаемой деятельности в целях собственной оценки:
1) применяемых методов анализа и прогноза
воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;
2) достоверности представленных результатов ОВОС;
3) полноты и достаточности, предлагаемых в
обосновывающей документации мер по предотвращению неблагоприятного воздействия.
5.2. Заказчик с участием разработчика проводит
общественные слушания или обсуждения в средствах массовой информации проектных
и иных предложений в целях:
1) информирования общественности о проекте
намечаемой деятельности или разрабатываемых проектных предложениях;
2) выявления и фиксации всех возможных
неблагоприятных последствий реализации хозяйственных и иных решений;
3) поиска взаимоприемлемых альтернатив, позволяющих
предотвратить неблагоприятные последствия осуществления проекта намечаемой
деятельности.
5.3. Общественные (публичные) слушания и обсуждения
организуются и проводятся:
1) на федеральном уровне, когда преимущества и
издержки реализации принимаемого решения носят общенациональный характер;
2) на местном уровне или уровне субъекта Российской
Федерации, когда преимущества и издержки реализации проекта намечаемой
деятельности распространяются на определенный географический регион в пределах
субъекта Российской Федерации.
Инициатор заказчик намечаемой деятельности и
разработчик обосновывающей документации по ее развитию в соответствии с Законом
Российской Федерации "Об охране
окружающей природной среды" (раздел XIII) несут ответственность за:
1) невыполнение правил проведения ОВОС;
2) нарушение процедуры оценки воздействия на
окружающую среду при подготовке обосновывающей документации;
3) предоставление неполных результатов проведения
ОВОС или недостоверной информации о
них.
к Положению об
оценке
воздействия на
окружающую среду
в Российской
Федерации
1. Предприятия по добыче
нефти мощностью 500 тыс. т/год и более.
2. Предприятия по добыче природного газа мощностью
500 млн. куб. м/год и более.
3. Нефтеперерабатывающие заводы и установки для
газификации и сжижения угля или битуминозных сланцев производительностью 500
т/сутки и более.
4. Тепловые электростанции и другие установки для
сжигания тепловой мощностью 300 МВт и более, а также атомные электростанции и
другие сооружения с ядерными реакторами (за исключением исследовательских
установок для производства и конверсии расщепляющихся и воспроизводящих материалов,
максимальная мощность которых не превышает 1 кВт постоянной тепловой нагрузки).
5. Золоотвалы ТЭЦ и котельных с объемом золы 100
тыс. куб. м/год и более.
6. Установки для извлечения, переработки и
преобразования асбеста и асбестосодержащих продуктов с годовой мощностью:
1) асбестоцементных продуктов - 20 тыс. т и более;
2) фрикционных материалов - 50 т и более;
3) других видов применения асбеста - 200 т и более.
7. Предприятия химической промышленности всех видов.
8. Производство целлюлозы и бумаги мощностью 200
т/сутки и более.
9. Крупные склады для хранения 50 тыс. куб. м и
более нефтяных, нефтехимических и химических продуктов.
10. Микробиологические производства.
11. Крупные производства строительных материалов
(цемент, стекло, известь, керамика).
12. Крупные установки для доменного и мартеновского
производств и предприятия цветной металлургии:
1) спекание, обжиг и прокаливание железной руды в
установках мощностью 1 млн. т/год и более;
2) все коксовые печи;
3) установки для производства чушкового чугуна и
нерафинированной стали мощностью 1 млн. т/год и более;
4) установки для производства стали из металлических
руд мощностью 200 тыс. т/год и более;
5) установки для обработки цветных тяжелых
металлических руд мощностью 100 тыс. т/год и более;
6) установки для производства, извлечения или
обработки цветных металлов, их соединений или других сплавов термическими,
химическими или электролитическими методами мощностью 100 тыс. т/год и более.
13. Крупные установки и предприятия черной и цветной
металлургии:
1) окомкование и спекание железной руды в установках
мощностью 1 млн. т/год и более;
2) все коксовые печи и коксохимические производства;
3) установки для производства чугуна и стали
мощностью 1 млн. т/год и более;
4) установки для обработки руд тяжелых цветных
металлов, производства, извлечения или обработки цветных металлов, их
соединений или других сплавов термическими, химическими или электролитическими
методами мощностью 100 тыс. т/год и более.
14. Установки по производству, обогащению,
регенерации ядерного топлива, объекты и/или полигоны по удалению и переработке
радиоактивных отходов, боеприпасов и реакторных отсеков; установки по
производству радиоизотопов.
15. Объекты использования ядерно-взрывной
технологии.
16. Крупные ускорительные комплексы для получения
интенсивных пучков элементарных частиц и высокоэнергетичных ядер.
17. Медицинские центры, осуществляющие в широких
масштабах радиоизотопные диагностические и терапевтические процедуры.
18. Космодромы, аэропорты, аэродромы, объекты и/или
полигоны для испытаний, утилизации, уничтожения и захоронения (затопления)
химического оружия, ракетных топлив.
19. Объекты и/или полигоны термической, химической
переработки, утилизации и захоронения нерадиоактивных отходов.
20. Строительство автомобильных дорог, автострад,
трасс для магистральных железных дорог дальнего сообщения и аэропортов с длиной
основной взлетно-посадочной полосы 1500 м и более.
21. Метрополитены.
22. Нефте- и газопроводы с трубами диаметром 600 мм
и более.
23. Порты, терминалы, судоверфи, международные
паромные переправы, а также внутренние водные пути и порты для внутреннего
судоходства, допускающие проход судов водоизмещением 1350 т и более.
24. Крупные плотины высотой 15 м и более,
водохранилища с площадью поверхности 2 кв. км и более, магистральные каналы,
гидромелиоративные системы и системы водоснабжения крупных городов.
25. Сооружения по очистке промышленных и
коммунальных сточных вод с годовым стоком более 5% от объема стока бассейна
реки.
26. Водозаборы подземных вод с объемом забираемой
воды 10 млн. куб. м/год и более.
27. Крупномасштабная добыча, извлечение и обогащение
металлических руд и угля:
1) предприятия по добыче, извлечению и обогащению
железной руды на месте мощностью 1 млн. т/год и более;
2) предприятия по добыче, извлечению и обогащению не
железной руды на месте мощностью 100 тыс. т/год и более;
3) предприятия по добыче, извлечению и обогащению
угля на месте мощностью 100 тыс. т/год и более;
4) крупномасштабная добыча нерудных полезных
ископаемых, особенно в акваториях.
28. Разведка, добыча нефти и газа, лицензируемые
виды геологических изысканий.
29. Сплошнолесосечная заготовка древесины на
лесосеках с площадью вырубки более 200 га или вырубка древесины на площади
более 20 га при переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных с
ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом.
30. Крупные животноводческие комплексы мощностью:
1) свиноводческие - 30 тыс. голов и более;
2) по откорму молодняка крупного рогатого скота - 2
тыс. голов и более;
3) молочные - 1200 коров и более.
31. Звероводческие комплексы.
32. Птицефабрики на 400 тыс. кур - несушек, 3 млн.
бройлеров и более.
33. Объекты хозяйственной и/или иной деятельности, расположенные
на особо охраняемых территориях и эксплуатация которых не связана с режимом
этих территорий.