Термин
|
Определение
|
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
|
1. Машинная графика
Computer graphics
|
Совокупность методов и приемов для
преобразования при помощи ЭВМ данных в графическое представление или
графического представления в данные
|
2. Линейная графика
Line graphics
|
Область машинной графики, в которой
изображения генерируются при помощи команд визуализации и координатных данных
|
3. Растровая графика
Raster graphics
|
Область машинной графики, в которой
изображения генерируются из массива пикселей, упорядоченных по строкам и
столбцам
|
4. Команда визуализации
Display command
|
Команда, которая изменяет состояние или
управляет действием графического устройства.
Примечание.
Под графическим устройством понимается устройство, обеспечивающее ввод в ЭВМ
и (или) вывод из ЭВМ графических данных
|
5. Абсолютная команда визуализации
Absolute command
|
Команда визуализации, в которой используются
абсолютные координаты
|
6. Относительная команда визуализации
Relative command
|
Команда визуализации, в которой используются
относительные координаты
|
7. Адресуемость
Addressability
|
Число адресуемых позиций по каждой оси
координат физического пространства
|
8. Адресуемая позиция
Addressable point
|
Любая точка физического пространства,
которая может быть задана координатами
|
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ
|
9. Закодированное изображение
Coded image
|
Представление изображения в форме, удобной
для хранения и обработки при помощи ЭВМ
|
10. Абсолютная координата
Absolute coordinate
|
Одна из координат, определяющих позицию
адресуемой точки по отношению к началу заданной системы координат
|
11. Относительная координата
Relative coordinate
|
Одна из координат, определяющих позицию
адресуемой точки по отношению к другой адресуемой точке
|
12. Инкрементальная координата
Incremental coordinate
|
Относительная координата в случае, если
предыдущая адресуемая позиция является точкой отсчета
|
13. Координата пользователя
User coordinate
|
Координата, заданная пользователем и
выраженная в системе координат, не зависящая от устройств
|
14. Мировая координата
World coordinate
|
Независимая от устройства декартова
координата, используемая в прикладной программе для задания графических
входных и выходных данных
|
15. Координата устройства
Device coordinate
|
Координата, заданная в системе координат,
зависящей от устройства
|
16. Нормированная координата
Normalized device coordinate
|
Координата, заданная в промежуточной, не
зависимой от устройства системе координат и нормированная относительно
некоторого диапазона, обычно от 0 до 1.
Примечание. Изображение, выраженное в нормированных
координатах, располагается в одних и тех же относительных позициях при
визуализации на любое устройство
|
17. Примитив вывода
Output primitive
|
Базовый графический элемент, который может
использоваться для построения изображения.
Примечание. Примитивами вывода могут быть, например,
точка, отрезок линии, последовательность символов
|
18. Невидимая линия
Hidden line
|
Отрезок линии на проекции трехмерного
объекта, отсутствующий на изображении, так как он закрыт поверхностью этого
же или другого объекта
|
19. Каркасное представление
Wire frame representation
|
Режим визуализации, в котором показываются
ребра трехмерного объекта независимо от того, видимы они или нет
|
20. Сегмент
Segment
|
Совокупность примитивов вывода, которой
можно манипулировать как единым целым.
Примечание. Сегмент может состоять из нескольких
отдельных точек, отрезков линий или других примитивов вывода
|
21. Маркер
Marker
|
Символ заданного вида, который используют
для обозначения конкретной позиции на поверхности визуализации
|
22. Примитив ввода
Input primitive
|
Совокупность данных, полученных от устройств
ввода.
Примечание. В качестве устройств ввода могут быть:
клавиатура, устройство ввода альтернативы, устройство ввода позиции,
устройство указания, устройство ввода чисел или устройство ввода массива
позиций
|
23. Виртуальное пространство
Virtual space
|
Пространство, в котором координаты
примитивов вывода не зависят от устройств
|
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ
|
24. Визуализация
Display
|
Визуальное представление данных
|
25. Изображение
Display image
|
Совокупность примитивов вывода и (или)
сегментов, которая может быть одновременно выведена на поверхность
визуализации
|
26. Мягкая копия
Soft copy
|
Несохраняемое изображение графических данных
|
27. Физическое пространство
Device space
|
Пространство, определяемое полным набором
адресуемых позиций графического устройства
|
28. Пространство визуализации
Display space
|
Часть физического пространства,
соответствующая области, доступной для вывода изображений
|
29. Пиксель
Pixel
|
Наименьший элемент поверхности визуализации,
которому может быть независимым образом заданы цвет, интенсивность и другие характеристики
изображения
|
30. Абсолютный вектор
Absolute vector
|
Вектор, начальная и конечные точки которого
заданы в абсолютных координатах
|
31. Относительный вектор
Incremental vector
|
Вектор, конечная точка которого задана как
смещение относительно его начальной точки
|
32. Величина инкремента
Increment size
|
Расстояние между соседними адресуемыми
позициями на поверхности визуализации
|
33. Растровая единица
Raster unit
|
Единица, определяемая расстоянием между
центрами соседних пикселей
|
34. Шаг графопостроителя
Plotter step size
|
Величина инкремента на графопостроителе
|
35. Гашение изображения
Blanking
|
Подавление визуализации одного или более
примитивов вывода или сегментов
|
36. Мерцание изображения
Blinking
|
Преднамеренное периодическое изменение
интенсивности одного или более примитивов вывода или сегментов
|
37. Мигание изображения
Flicker
|
Нежелательные пульсации изображения на
экране электронно-лучевой трубки.
Примечание. Мигание возникает, когда частота
регенерации слишком низка по отношению к характеристикам люминофорного
покрытия экрана
|
38. Заворачивание изображения
Wraparound
|
Эффект, при котором часть изображения,
выходящая за одну из границ пространства визуализации, появляется у
противоположной границы этого пространства
|
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА
|
39. Поверхность
визуализации
Display surface
|
Физическая среда графического устройства, на
которой воспроизводятся изображения
Примечание. Поверхностью визуализации могут быть
экран электронно-лучевой трубки, бумага в графопостроителе
|
40. Графический терминал
Display console
|
Терминал, который включает, по крайней мере,
одну поверхность визуализации и может включать одно или несколько устройств
ввода
|
41. Растровый дисплей
Raster display device
|
Дисплей, в котором изображение генерируется
с использованием методов растровой графики
|
42. Векторный дисплей
Directed beam display device
|
Дисплей, в котором примитивы вывода могут
быть сгенерированы в любом порядке, задаваемом программой
|
43. Запоминающая электроннолучевая трубка
Storage tube
|
По ГОСТ
13820-77
|
44. Плазменная панель
Plasma panel
|
Часть дисплея, которая состоит из сетки
электродов в плоской панели, наполненной газом.
Примечание. Изображение может существовать длительное
время без регенерации
|
45. Барабанный графопостроитель
Drum plotter
|
Графопостроитель, который выводит
изображение на поверхность визуализации, смонтированную на вращающемся
барабане
|
46. Планшетный графопостроитель
Flatbed plotter
|
Графопостроитель, который выводит изображение
на плоский носитель данных
|
47. Растровый графопостроитель
Raster plotter
|
Графопостроитель, который генерирует
изображение на поверхности визуализации с использованием построчного ввода
|
48. Электростатический графопостроитель
Electrostatic plotter
|
Растровый графопостроитель, в котором
красящее вещество электростатически фиксируется на бумаге при помощи
последовательного ряда электродов
|
49. Пишущий узел графопостроителя
Plotting head
|
Часть графопостроителя, которую используют
для нанесения следа на поверхность визуализации
|
50. Генератор символов
Character generator
|
Функциональное устройство, которое для
изображения символов преобразует их кодированное представление в графическое
|
51. Штриховой генератор символов
Stroke character generator
|
Генератор символов, который генерирует
изображения символов, составленные из отрезков линий
|
52. Точечный генератор символов
Dot matrix character generator
|
Генератор символов, который генерирует
изображения символов, составленные из точек
|
53. Генератор кривых
Curve generator
|
Функциональное устройство, которое
преобразует кодированное представление кривой в графическое
|
54. Генератор векторов
Vector generator
|
Функциональное устройство, которое
генерирует направленные отрезки прямых линий
|
55. Устройство ввода позиций УВП
Locator
|
Устройство ввода, предоставляющее координаты
позиции
|
56. Шаровой указатель
Control ball
|
Шар, вращающийся вокруг своего центра,
используемый в качестве устройства ввода позиции
|
57. Рычажный указатель
Joy-stick
|
Рычаг, который имеет не менее двух степеней
свободы, используемый в качестве устройства ввода позиции
|
58. Устройство типа «колесо»
«Колесо»
Tumb wheel
|
Колесо, вращающееся вокруг своей оси,
представляющее значение скалярной величины.
Примечание. Пара колес может быть использована в качестве
устройства ввода позиции
|
59. Устройство типа «мышь»
«Мышь»
«Mouse»
|
Устройство ввода позиций, которое приводится
в действие перемещением по поверхности.
Примечание. Для управления устройством типа «мышь»
используют шар или пару колес
|
60. Планшет
Tablet
|
Устройство ввода позиций, представляющее
собой специальную поверхность с механизмом, который позволяет указывать
координаты его местоположения
|
61. Устройство указания
Pick device
|
Устройство ввода, которое используют для
указания конкретного примитива вывода или сегмента
|
62. Световое перо
Light-pen
|
Чувствительное к свету устройство указания,
которое используют путем наведения его на поверхность визуализации
|
63. Световая кнопка
Light button
|
Примитивы вывода, используемые для
эмулирования функциональной клавиши при помощи устройства указания
|
64. Устройство ввода чисел
Valuator
|
Устройство ввода, предоставляющее значение
скалярной величины.
Примечание. К таким устройствам относится устройство
типа «колесо», потенциометр
|
65. Устройство ввода альтернативы
Choice device
|
Устройство ввода, предоставляющее одно
значение из набора альтернатив.
Примечание. Таким устройством может быть
функциональная клавиатура
|
66. Устройство ввода последовательности позиций
Stroke device
|
Устройство ввода, предоставляющее упорядоченную
последовательность координат, которая соответствует траектории движения
устройства ввода.
Примечание. С устройства ввода
позиции данные снимаются с постоянной скоростью
|
ПРОЦЕССЫ И МЕТОДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
|
67. Повторная генерация изображения
Image regeneration
|
Последовательность действий, необходимых для
того, чтобы вновь сгенерировать изображение из его представления в памяти
|
68. Регенерация
Refresh
|
Процесс повторяющегося воспроизведения
изображения на поверхности визуализации, в результате которого изображение
остается видимым
|
69. Частота регенерации
Refresh rate
|
Количество воспроизведений изображения,
выполняемых за 1 с
|
70. Эхо
Echo
|
Немедленное извещение оператору графического
терминала о текущих значениях, которые могут быть представлены устройством
ввода
|
71. Курсор
Cursor
|
Перемещаемая видимая отметка, используемая
для указания позиции на поверхности визуализации, над которой будет
осуществляться следующая операция
|
72. Трассировка
Tracking
|
Перемещение символа трассировки
|
73. Символ трассировки
Tracking symbol
|
Символ на поверхности визуализации, который
указывает позицию, соответствующую координатным данным, предоставленным
устройством ввода позиции
|
74. Указание световым пером
Light-pen detection
|
Обнаружение световым пером света,
порожденного примитивом вывода, на поверхности визуализации
|
75. Символ прицеливания
Aiming symbol
|
Окружность или другая высвечиваемая, на
поверхности визуализации фигура, используемая для обозначения области, в
которой в данный момент может быть обнаружено присутствие светового пера
|
76. Обнаруживаемый элемент
Detectable element
|
Примитив вывода, который может быть
обнаружен устройством указания
|
77. Метод резиновой нити
Rubber-banding
|
Перемещение общих концов набора отрезков
прямых линий, при котором другие концы отрезков остаются зафиксированными
|
78. Рисование
Inking
|
Создание линий путем перемещения устройства
ввода позиций по поверхности визуализации, при котором оно оставляет за собой
след, аналогично карандашу при вычерчивании линии на бумаге
|
79. Метод буксировки
Dragging
|
Перемещение одного или нескольких сегментов
по поверхности отображения смещением их вдоль траектории, определяемой
устройством ввода позиций
|
80. Выделение
Highlighting
|
Действие, направленное на выделение
изображения примитива вывода или сегмента путем модификации его визуальных
атрибутов
|
81. Перенос
Translating
|
Смещение примитивов вывода на один и тот же
вектор
|
82. Масштабирование
Scaling
|
Увеличение или уменьшение всего изображения
или его части.
Примечание. Масштабирование можно проводить необязательно
с одним и тем же коэффициентом по всем направлениям
|
83. Поворот
Rotation
|
Вращение примитивов вывода вокруг заданной
оси
|
84. Зеркальное отражение
Mirroring
|
Поворот примитивов вывода на 180 вокруг
некоторой оси в плоскости поверхности визуализации
|
85. Окно
Window
|
Заданная часть виртуального пространства
|
86. Поле вывода
Viewport
|
Заданная часть пространства визуализации
|
87. Видовое преобразование
Viewing transformation
|
Преобразование, которое привязывает границы
и внутреннее содержание окна к границам и внутреннему содержимому поля вывода
|
88. Отсечение
Clipping
|
Удаление примитивов вывода или их частей,
лежащих вне заданной области
|
89. Экранирование
Schielding
|
Подавление примитивов вывода или их частей,
падающих внутрь заданной области
|
90. Прокручивание
Scrolling
|
Перемещение окна в вертикальном или
горизонтальном направлениях таким образом, что новые данные появляются внутри
поля вывода, а старые исчезают
|
91. Вертикальное прокручивание
Rolling
|
Прокручивание, ограниченное направлениями
вверх и вниз
|
92. Трансфокация
Zooming
|
Постепенное изменение масштаба изображения с
целью создания зрительного ощущения движения всей визуализируемой группы или
ее части к наблюдателю или от наблюдателя.
Примечание. Коэффициенты масштабирования должны быть
одинаковыми по всем направлениям
|
93. Кувыркание
Tumbling
|
Динамическое изображение примитивов вывода,
вращающихся вокруг некоторой оси, ориентация которой непрерывно изменяется в
пространстве
|
94. Панорамирование
Panning
|
Постепенный перенос изображения с целью создания
зрительного ощущения движения в горизонтальном направлении.
Примечание. Панорамирование может быть ограничено
полем вывода
|
95. Фоновое изображение
Background image
|
Часть изображения, подобная типовой форме,
которая остается неизменной при определенных последовательностях операций
|
96. Накладываемое изображение
Foreground image
|
Часть изображения, которая может изменяться
при любых операциях
|
97. Типовая форма
Form overlay
|
Бланк, применяемый в качестве основного
изображения.
Примечание. К бланкам относят ведомость, сетку или
карту
|
98. Визуализация типовой формы
Form flash
|
Визуальное представление типовой формы
|