|
СТАНДАРТ СЭВ
|
СТ СЭВ 5497-86
|
СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ
|
ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ
Определение несущей способности
дорожных конструкций
и их конструктивных слоев установкой динамического нагружения (УДН)
|
|
|
|
Группа Ж81
|
Настоящий стандарт СЭВ распространяется на нежесткие
дорожные конструкции и их конструктивные слои и устанавливает метод испытания
несущей способности установкой динамического нагружения (УДН).
Настоящий стандарт СЭВ не распространяется на
дорожные конструкции с покрытием из цементобетона.
Метод заключается в определении величин модуля
упругости и радиуса кривизны упругой линии на поверхности испытываемого слоя
по амплитудам деформации, полученным от действия ударной силы через круглый,
жесткий штамп.
Величина и время действия ударной силы соответствуют
проходу колеса с нагрузкой 50 kN и скоростью 60 km/h.
2.1. Метод применяется для определения несущей
способности дорожных конструкций в случаях:
I - на поверхности существующего покрытия проезжей
части или на верхнем несущем слое;
II - на нижнем несущем слое, грунтовом основании и
подстилающем грунте.
Утвержден Постоянной Комиссией по сотрудничеству
в области стандартизации
Светозарево, июнь 1986 г.
|
2.2. Время действия ударной силы (нагрузки)
определяется на основе общей зависимости согласно черт. 1.
Черт. 1
3.1. Основные параметры
установки динамического нагружения (УДН), состоящей из нагружаемого штампа,
направляющей рамы с креплением и падающего груза, должны соответствовать
приведенным в табл.1.
Случай
|
Время
действия падающего груза, s
|
Размеры
нагружаемого штампастальной плиты с отверстием диаметром 70 mm
в
центре
|
|
|
диаметр,
mm
|
толщина,
mm
|
I
|
От
0,022 до 0,025
|
340
|
35
|
II
|
»
0,090 » 0,110
|
500
|
25
|
3.2. Измерительное техническое оборудование состоит
из:
1) регистрирующих устройств - электрических приборов
для измерения и регистрации ударной силы F и амплитуд деформации w0,
w1;
2) приспособления для закреплений электрических
регистрирующих устройств.
Примечание. В случае II амплитуду деформации w0 можно измерять и регистрировать механическим
прибором (индикатором).
3.3. Перед использованием установки динамического
нагружения следует проводить калибровку на испытательном стенде не менее чем
один раз в год.
4.1. Калибровка УДН с достаточной для практических
целой точностью производится на испытательном стенде.
4.2. Испытательный стенд представляет собой
фундаментный блок из бетона массой ³2000 kg с примерными размерами 1100´1100´1000 mm.
Поверхность блока соединена с примыкающей площадью в
одном уровне. В середине поверхности оставляют отверстие, величину которого
определяют размером помещаемой в него мессдозы (предельно допускаемая нагрузка ³100 kN).
4.3. Возникающая ударная сила одновременно с
регистрацией мессдозы на испытательном стенде фиксируется мессдозой на самой
УДН. Если показания мессдоз расходятся более чем на 5 %, калибровку необходимо
повторить.
4.4. При проведении калибровки УДН помещают на
мессдозу испытательного стенда. Прибор должен стоять перпендикулярно поверхности.
Калибровка состоит в том, чтобы путем изменения высоты падения, массы падающего
груза и (или) жесткости амортизирующих элементов определить диапазон нагрузки,
необходимой для получения заданного контактного напряжения и времени действия
нагрузки.
4.5. Допускается использовать для калибровки УДН
стенды, в которых учитывается жесткость испытываемой системы.
5.1. Определяют срок проведения испытаний, исходя из
цели испытания и в зависимости от погодных условий, влажности земляного
полотна и прочности дорожной конструкции и ее слоев.
Испытания дорожных конструкций со слоями из
материалов, содержащих битум, целесообразно проводить при температуре от 5 до
15 °С.
5.2. Определяют контактное напряжение в соответствии
с табл. 2.
Случай
|
Поверхность
испытания
|
Диаметр
плиты
d, mm
|
Контактное
напряжение*)
s, N/mm2
|
I
|
Поверхностный
слой
|
340
|
0,60
|
|
Верхний
несущий слой
|
340
|
0,45
|
II
|
Нижний
несущий слой
|
500
|
0,20
|
|
Грунтовое
основание
|
500
|
0,10
|
|
Подстилающий
грунт
|
500
|
0,10
|
_____________
* Заданное контактное напряжение
должно соблюдаться с отклонением не более ±10 %.
5.3. Очищают поверхность слоя на месте испытания и
обеспечивают возможно более полное прилегание штампа. При проведении массовых
испытании особых мер для обеспечения плотного прилегания штампа к поверхности
испытываемого слоя не принимают.
Точность обеспечивается за счет большого числа
испытаний. При разовых испытаниях плотность прилегания обеспечивается притиркой
штампа к поверхности испытываемого слоя с заполнением пустот под штампом
гипсовым тестом или одноразмерным мелким песком.
5.4. Размещают и производят монтаж УДН на месте
испытания согласно инструкции изготовителя прибора, а также размещают и
тарируют электрические измерительные и регистрирующие устройства.
6.1. Испытания в случае I
проводят со штампом диаметром 340 mm в следующем порядке:
1) устанавливают высоту падения для получения
контактного напряжения по табл. 2;
2) дважды нагружают и определяют w0, w1 и ударную силу F. Если результаты двух измерений
отличаются друг от друга более чем на 20 % (относительно меньшего значения),
то проводят дальнейшее нагружение;
3) выборочно контролируют соблюдение времени
действия нагрузки, например в начале и конце каждой серии измерений при
приближенно одинаковых условиях и (или) при отдельных очень высоких значениях
прогиба. Если требования п.
3.1 не соблюдены, то на основе калибровочных значений необходимо изменить
высоту падения, массу падающего груза и (или) жесткость амортизирующих
элементов.
6.2. Испытания в случае II проводят со штампом
диаметром 500 mm в следующем порядке:
1) устанавливают высоту падения для получения
контактного напряжения по табл. 2;
2) нагружают и определяют w0 и F:
предварительное нагружение - однократное без
измерения;
испытательное нагружение - трехкратное.
Примечания:
1. При пользовании электрическим
прибором для измерения деформации и регистрация ударной силы действителен
порядок, приведенный в п.
6.1, однако без учета w1.
2. При пользовании механическим
прибором деформация (w0) измеряется при
нагружении по схеме, приведенной на черт. 2.
1 -точка измерения при первом
нагружении;
2 -точка измерения при втором
нагружении;
3 -точки измерения при третьем
нагружении.
Черт. 2
3) выборочно контролируют
соблюдение времени действия нагрузки, например, в начале и в конце каждой
серии измерений при приближенно одинаковых условиях и (или) при отдельных очень
высоких значениях прогиба.
Примечание. Если требования по п.
3.1 не соблюдены, то на основе калибровочных значении необходимо изменить
высоту падения, массу падающего груза и (или) жесткость амортизирующих
элементов.
7.1. Для полученных в результате испытаний отдельных
значений в данной (i-й) точке измерения определяют:
1) среднее значение ударной силы, действующей на
нагружаемый штамп (Fi), в ньютонах, округленное до 1 N;
2) среднее значение амплитуды упругой деформации
нагруженной поверхности по оси нагрузки (W0i) и амплитуды упругой
деформации на расстоянии а от оси нагрузки (W1i), выраженной в
миллиметрах, округленное до 0,01 mm;
3) значение контактного напряжения (si) в ньютонах на квадратный миллиметр,
округленное до 0,01 N/mm2, по формуле
(1)
где F -ударная
сила, N;
d -диаметр нагружаемого штампа,
mm;
4) значение модуля упругости (), в ньютонах на квадратный миллиметр, округленное до 1 N/mm2, вычисляют по формуле
(2)
где W0i -амплитуда упругой деформации
нагруженной поверхности по оси нагрузки, mm;
m -коэффициент Пуассона,
принимаемый для грунтов равным 0,35, для дорожных конструкций -0,3;
5) значение радиуса кривизны упругой линии на
поверхности связанного слоя (Rd), выраженное в миллиметрах, округленное до 103
mm, по формуле
(3)
или при a = 225 mm
(4)
где а -расстояние
между осью нагрузки и точкой измерения амплитуды деформации W1, mm;
W1i -амплитуда упругой деформации на расстоянии а от оси нагрузки, mm.
7.2. Нормативные значения определяют для участков
дорог с амплитудой деформации, измеренной по оси нагрузки одинакового порядка,
на основе общих зависимостей согласно СТ СЭВ 3404-81 доверительной вероятностью
95 %:
1) значение амплитуды упругой деформации нагруженной
поверхности по оси нагрузки (W0/95), выраженной в
миллиметрах, округленное до 0,01 mm, по формуле
(5)
где -среднее арифметическое значений W0i, определенных в n точках измерения, mm
(порядковый номер места измерения i =
1, 2, 3, ..., n-, n);
t -значение коэффициента
Стьюдента для доверительной вероятности 95 %;
-стандартное отклонение
величины W0i от среднего значения ;
2) значение модуля упругости (Evd/95), выраженного в ньютонах на квадратный метр,
округленное до 1 N/mm2, по формуле
(6)
где -среднее арифметическое значений определенных в n
точках измерения, N/mm2 (порядковый номер места измерения, i = 1, 2, 3, ..., п-, п);
-стандартное отклонение
величины от среднего значения Еvd, N/mm2;
3) значение радиуса кривизны (Rd/95), выраженного в миллиметрах, округленное до 103
mm, по формуле
(7)
где -среднее арифметическое значений , определенных в п
точках измерения, 103 mm; (порядковый номер места
измерения i = 1, 2, 3, ..., п-, п);
-стандартное отклонение
величины от среднего значения
, 103 mm.
W0 -амплитуда упругой
деформации нагруженной поверхности по оси нагрузки, mm;
W1 -амплитуда упругой
деформации на расстоянии а от оси
нагрузки, mm;
Evd
-модуль
упругости, определенный по амплитуде деформации w0, N/mm2;
Rd -радиус кривизны упругой
линии на поверхности связанного слоя, определенный по амплитудам деформации w0 и w1, 103 mm;
F -ударная сила, действующая на
нагружаемый штамп УДН, N;
s -контактное напряжение,
возникающее на поверхности испытываемой конструкции от действия ударной силы F по нагружаемым штампам, N/mm2;
d -диаметр нагружаемого штампа,
mm;
а -расстояние между осью
нагрузки и точкой измерения амплитуды деформации w1;
а = const = 225 mm;
i -обозначение порядкового
номера измерения;
-среднее
арифметическое значение величины ;
-среднее арифметическое
значение величины si;
-среднее
арифметическое значение величины ;
-стандартное отклонение
величины , от среднего значения ;
-стандартное отклонение
величины от среднего значения ;
-стандартное
отклонение величины от среднего значения ;
t -значение коэффициента
Стьюдента для заданного уровня статистической надежности;
W0/95 -нормативная для участка дороги амплитуда деформации w0 со статистической
надежностью 95 %;
Evd/95 -нормативный для участка дороги модуль упругости
со статистической надежностью 95 %;
Rd/95 -нормативный для участка
дороги радиус кривизны со статистической надежностью 95 %.
Ключевые слова/дескрипторы: дороги автомобильные, методы испытаний, конструкции дорожные,
способности пасущие, установка динамического нагружения (УДН), модуль упругости.
_____________
* Дескрипторы тезауруса
СЭВ по стандартизации выделены полужирным шрифтом.
1. Автор -делегация ГДР в Постоянной Комиссии по
сотрудничеству в области транспорта.
2. Тема -23.800.09-3.
3. Стандарт СЭВ утвержден на 60-м заседании ПКС.
4. Сроки начала применения стандарта СЭВ:
|
Сроки
начала применения стандарта СЭВ
|
Страны
-члены СЭВ
|
в
договорно-правовых отношениях
по
экономическому и научно-техническому сотрудничеству
|
в
народном
хозяйстве
|
НРБ
|
Июль
1988 г.
|
Июль
1988 г.
|
ВНР
|
|
|
СРВ
|
|
|
ГДР
|
Январь
1987 г.
|
Июль
1987 г.
|
Республика
Куба
|
|
|
МНР
|
|
|
ПНР
|
-
|
-
|
СРР
|
-
|
-
|
СССР
|
Июль
1987 г.
|
Июль
1987 г.
|
ЧССР
|
Январь
1989 г.
|
Январь
1989 г.
|
5. Срок проверки -1991 г.
Содержание