ГОСТ Р 50993-96
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ
СРЕДСТВА СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К
ЭФФЕКТИВНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ
ГОССТАНДАРТ
РОССИИ
Москва
Содержание
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН Государственным
научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ)
Министерства транспорта Российской Федерации, Научно-исследовательским центром
по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ) и Государственным научным
центром Российской Федерации - Центральным научно-исследовательским
автомобильным и автомоторным институтом (ГНЦ НАМИ) Главного управления по
развитию автомобильной промышленности Комитета по машиностроению Российской
Федерации
ВНЕСЕН Техническим комитетом
по стандартизации ТК 315 «Эксплуатация автотранспортных средств»
2. ПРИНЯТ И
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 9 декабря 1996 г. № 669
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
Системы отопления, вентиляции и
кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности
Motor vehicles.
Heating, ventilation and air conditoning systems. Requirements for efficiency
and safety
|
Дата введения 1997-07-01
Настоящий стандарт распространяется на
автотранспортные средства (далее - АТС), предназначенные для перевозки пассажиров
и грузов по дорогам Российской Федерации (РФ), и устанавливает требования к
системам отопления, вентиляции и кондиционирования кабины, пассажирского
помещения (далее - обитаемого помещения) в части их эффективности для
обеспечения надлежащих тепловых условий на рабочем месте водителя и местах
пассажиров (экипажа) АТС и безопасности работы.
Требования настоящего стандарта являются
обязательными и направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья
населения.
В настоящем стандарте использованы ссылки
на следующие стандарты:
ГОСТ
15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для
различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и
транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ
22895-77 Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств.
Нормативы эффективности. Общие технические требования
ГОСТ 27815-88
Автобусы. Общие требования к безопасности конструкции
ГОСТ
Р 50992-96 Безопасность автотранспортных средств при воздействии низких
температур внешней среды. Общие технические требования
ОСТ 37.001.413-86 ССБТ. Кабина. Рабочее
место водителя, расположение органов управления грузовых автомобилей, автобусов
и троллейбусов. Основные размеры и технические требования.
3.1. В настоящем стандарте применяют
следующие термины с соответствующими определениями.
3.1.1. Вентиляция: Обеспечение
воздухообмена в кабине, обитаемом помещении, АТС при температурах внешней среды
выше 17°С, а также удаление теплоизбытков и обеспечение подвижности воздуха.
3.1.2. отопление: Обеспечение
регулируемого нагрева воздуха в кабине, обитаемом помещении АТС.
3.1.3. Кондиционирование:
Обеспечение регулируемого охлаждения воздуха в кабине, обитаемом помещении, АТС
до уровня или ниже температур внешней среды (при температурах внешней среды
выше 17°С).
4.1. Установленные настоящим стандартом
требования дифференцированы в зависимости от предназначения АТС для
эксплуатации в соответствующем районе РФ (таблица 1).
Таблица 1
Климатическое районирование территории РФ
Обозначение района и климатического
исполнения
|
Наименование климатического района
|
У
|
Климатический район с умеренным климатом
|
УХЛ
|
Умеренно-холодный климатический район Холодный
|
ХЛ
|
климатический район
|
Географическое положение и
границы климатических районов на территории РФ в соответствии с ГОСТ
Р 50992.
5.1. Все АТС должны быть
оборудованы системой вентиляции и системой (системами) отопления кабины,
обитаемого помещения.
АТС в исполнении ХЛ дополнительно
оборудуют резервной (аварийной) системой отопления, не связанной с системой
охлаждения двигателя или отключающейся от нее.
При наличии в конструкции АТС системы
кондиционирования и выполнения ею требований, предъявляемых к системе
вентиляции, допускается не оборудовать АТС отдельной системой вентиляции.
5.2. Система вентиляции
5.2.1. Система принудительной вентиляции
при самостоятельной работе или работе в составе систем отопления и
кондиционирования должна обеспечивать приток свежего (наружного) воздуха в
кабину, обитаемое помещение из расчета на одного человека:
- не менее 30 м3/ч
(за исключением пассажирских помещений автобусов класса 1 по ГОСТ 27815 с
отделенной кабиной водителя);
- не менее 7 м3/ч -
в пассажирские помещения автобусов класса 1 с отделенной кабиной водителя.
При температурах внешней среды выше 17°С
подаваемый в кабину, обитаемое помещение воздух не должен нагреваться более чем
на 2°С относительно температуры внешней среды.
5.2.2. Скорости воздушных
потоков на выходе из системы вентиляции не должны превышать 12 м/с.
5.2.3. Система вентиляции
должна обеспечивать:
- подвижность воздуха в
кабине, обитаемом помещении, в зоне головы и пояса водителя в 0,5-1,5 м/с;
- перепад между температурой
наружного воздуха и температурами в кабине, обитаемом помещении, в зоне головы
водителя (пассажира) при температуре окружающего воздуха 25 "С не должен
превышать 3°С.
5.3. Система отопления
5.3.1. Система отопления в зависимости от
предназначения АТС должна обеспечивать тепловые условия (микроклимат) в кабине,
обитаемом помещении:
- АТС в исполнении У - в
соответствии с таблицей 2 через 15 мин после начала движения при температуре
окружающей среды до минус 25°С;
- АТС в исполнении УХЛ и ХЛ -
в соответствии с таблицей 3 через 30 мин после начала движения соответственно
при температурах окружающей среды минус 40°С и минус 50°С.
Таблица 2
Требования к параметрам микроклимата в кабине, обитаемом
помещении, АТС в исполнении У
Регламентируемая зона кабины, обитаемого
помещения
|
Наименование параметра
|
Значение параметра
|
Рабочее место водителя
|
Подвижность воздуха, м/с, не более:
|
|
в зоне головы
|
0,6
|
в зоне пояса
|
0,6
|
Температура воздуха, °С, не менее:
|
|
в зоне головы
|
10
|
в зоне ног
|
16
|
Перепад между температурами воздуха в зонах
ног и головы
|
|
3-10
|
Места пассажиров (экипажа)
|
Температура в зоне пояса, °С, не менее
|
15
|
Таблица 3
Требования к параметрам микроклимата в кабине, обитаемом
помещении, АТС в исполнении ХЛ и УХЛ
Регламентируемая зона кабины, обитаемого
помещения
|
Наименование параметра
|
Значение параметра для категорий АТС*
|
№ 1, № 2, № 3, Ml, M2,
М3 (классы II и III**), специальные АТС
|
М2, М3 (класс I**)
|
Рабочее место водителя
|
Подвижность воздуха, м/с, не более:
|
|
|
в зоне головы
|
0,6
|
1,0
|
в зоне пояса
|
1,0
|
1,0
|
Температура воздуха, °С, не менее:
|
|
|
в зоне головы
|
15
|
10
|
в зоне пояса
|
17
|
12
|
в зоне ног
|
19
|
13
|
Перепад между температурами в
|
|
|
зонах ног и головы, °С
|
3-5
|
3-5
|
Места пассажиров(экипажа)
|
Температура воздуха, °С, не менее:
|
|
|
в зоне ног
|
10
|
0
|
в зоне головы
|
17
|
10
|
* Категории АТС - по ГОСТ
22895 и специальные АТС для перевозки людей (вахтовые, технологические и
др.).
|
** Классы автобусов - по ГОСТ
27815.
|
5.3.2.
Резервная (аварийная) система отопления должна обеспечивать поддержание температур
воздуха в зонах рабочего места водителя и спального места (при его наличии) не
ниже 18°С на стоянке автомобиля при температурах внешней среды до минус 50°С.
5.3.3.
Система питания (топливом, электроэнергией) отопителей резервной системы
отопления должна обеспечивать их непрерывную работу в течение не менее 8 ч без
дозаправки и подзарядки аккумуляторных батарей и последующий надежный пуск
двигателя.
5.3.4. Температура внутренних
поверхностей кабины, нагреваемых источниками тепла, не должна превышать:
- 45°С - при работающей
системе отопления (при этом допускается повышение температур наружных
поверхностей воздуховодов до 70°С);
- плюс 35°С - при отключенной
системе отопления.
5.3.5. Температура воздуха на
выходе из отопителя не должна превышать 80°С.
5.4. Система кондиционирования
5.4.1. Конструкция системы
кондиционирования должна исключать возможность охлаждения воздуха в зоне головы
человека (водителя, пассажира) более чем на 8°С относительно температуры
внешней среды.
5.4.2. Скорость воздушного потока
на выходе из системы кондиционирования не должна превышать 12 м/с, а
температура воздуха должна быть не ниже 0°С.
5.4.3. Скорость воздуха в зоне
головы водителя (пассажиров) при работе системы кондиционирования не должна
превышать 0,5 м/с.
5.4.4. Относительная влажность
воздуха в кабине, обитаемом помещении, должна находиться в пределах от 30 до 60
%.
5.4.5. Температура наружных поверхностей
воздуховодов для холодного воздуха должна быть не менее 15°С.
Ключевые слова: безопасность, автотранспортные средства,
климатические факторы, требования, системы отопления, вентиляции,
кондиционирования.
|