ГОСТ 8489-85
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ТОПЛИВО МОТОРНОЕ
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ФАКТИЧЕСКИХ СМОЛ
(ПО БУДАРОВУ)
ИПК
ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
Москва
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ТОПЛИВО МОТОРНОЕ
Метод определения фактических смол (по Бударову)
Motor fuel. Method for
determination of existent gums (Budaroys)
|
ГОСТ 8489-85
Взамен ГОСТ 8489-58
|
Постановлением
Государственного Комитета СССР по стандартам от 26 марта 1985 г. № 806 дата
введения установлена
01.07.86
Ограничение
срока действия снято по протоколу № 2-92 Межгосударственного Совета по
стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 2-93)
Переиздание. Июнь 2001 г.
Настоящий стандарт
устанавливает метод определения фактических смол в моторном топливе (керосине,
дизельном топливе).
Метод заключается в
выпаривании испытуемого топлива под струей водяного пара в условиях испытания и
служит для условной оценки склонности топлива к смолообразованию при его
применении в двигателе.
1.
АППАРАТУРА, МАТЕРИАЛЫ И РЕАКТИВЫ
Прибор типа ПОС в комплекте.
Воронка В-36-80 ХС, В-56-80
ХС по ГОСТ
25336-82.
Эксикатор 2 по ГОСТ
25336-82.
Пипетки 1-1-10, 1-1-20,
2-1-10, 2-1-20, 1-1-25, 2-1-25 по ГОСТ
29227-91.
Цилиндры 1-25, 1-50, 1-100,
2-25, 2-50, 2-100 по ГОСТ
1770-74.
Толуол по ГОСТ 9880-76
или ГОСТ
14710-78.
Ацетон по ГОСТ 2603-79 или ГОСТ 2768-84.
Спирт этиловый
ректификованный технический по ГОСТ
18300-87.
Натрий сернокислый по ГОСТ
4166-76, свежепрокаленный.
Вода дистиллированная по ГОСТ 6709-72.
Бумага фильтровальная по ГОСТ
12026-76.
Весы лабораторные с
погрешностью взвешивания не более 0,0002 г.
Термометры ТЛ-2 № 4 по ТУ
25-2021.003-88.
2.
ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ
2.1. Прибор типа ПОС собирают и подготавливают в соответствии с
инструкцией по эксплуатации.
2.2. В зависимости от фракционного состава испытуемого топлива
устанавливают следующий температурный режим:
(180 ± 3) °С - при испытании
топлив с температурой конца перегонки до 310 °С (керосин);
(225 ± 3) °С - при испытании
топлив, выкипающих выше 300 °С (дизельное топливо).
2.3. Стаканы для определения фактических смол, нижние концы трубок,
расположенных на крышках и подающих в стаканы пар, тщательно промывают растворителем
(толуолом, ацетоном или спирто-толуольной смесью 1:4) как снаружи, так и
внутри.
2.4. Подготовленные по п. 2.3 стаканы ставят в карманы
прибора, нагретого до температуры испытания, плотно закрывают крышками и
выдерживают 20 мин, после чего снимают крышки и через 2 мин стаканы вынимают
щипцами из карманов, охлаждают 40 мин в эксикаторе и взвешивают с погрешностью
не более 0,0002 г.
2.5. Подлежащее испытанию топливо фильтруют через бумажный фильтр. При
наличии явных следов воды топливо взбалтывают со свежепрокаленным сернокислым
натрием в течение 10 - 15 мин и фильтруют.
3.
ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ
3.1. В стаканы для воды
наливают с помощью измерительного цилиндра дистиллированную воду в следующих
количествах: 35 см3 при испытании керосинов, 60 см3 -
дизельных топлив.
3.2. В зависимости от температуры конца кипения измерительным цилиндром
или пипеткой отмеряют в два стакана керосина по 20 см3, дизельного топлива
- по 10 см3.
3.3. Стаканы с топливом помещают в гнезда прибора, нагретого до заданной
температуры. Гнезда осторожно и плотно закрывают крышками так, чтобы ниппели
вошли в каналы на крышке, а пришлифованные плоскости крышек и карманов
герметически соприкасались, не пропуская паров и топлива.
3.4. Немедленно после этой операции два стакана с водой ставят в гнезда и
также плотно закрывают крышками. Спустя 60 мин после того, как были поставлены
стаканы с водой, открывают крышки гнезд и через 2 мин щипцами вынимают стаканы
из гнезд.
3.5. Стаканы со смолами помещают в эксикатор, охлаждают 40 мин и
взвешивают с погрешностью не более 0,0002 г.
4.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
4.1. Концентрацию фактических смол (X) в миллиграммах на 100 см3 топлива в каждом стакане вычисляют
по формуле
где т1 - масса чистого сухого стакана, мг;
т2 - масса стакана со смолами,
мг;
V - объем топлива, налитого в
стакан для испытания, см3.
4.2. Расхождения между результатами двух определений концентраций
фактических смол не должны превышать значений, указанных в таблице.
Концентрация фактических смол, мг на 100 см3
топлива
|
Допускаемое расхождение
|
До
15
|
2
мг
|
Св.
15 до 40
|
3
мг
|
» 40 » 100
|
8
% от меньшего результата
|
» 100
|
15
% от меньшего результата
|
Концентрация фактических
смол до 2 мг на 100 см3 топлива оценивается как их отсутствие.
4.3. Результаты отдельных испытаний одного и того же топлива сравнимы
между собой только в том случае, если между испытаниями прошло не более 5 сут.
4.4. За результат испытания принимают среднеарифметическое результатов
двух определений. Результат испытания округляют до целых единиц.
СОДЕРЖАНИЕ