ГОСТ Р 52033-2003
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автомобили с
бензиновыми двигателями
ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ
С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ
Нормы и методы
контроля
при оценке технического состояния
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным
унитарным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт
автомобильного транспорта» (НИИАТ) Министерства транспорта Российской
Федерации, Государственным научным центром Российской Федерации - Научно-исследовательским
автомобильным и автомоторным институтом (ГНЦ НАМИ) и Всероссийским
научно-исследовательским институтом метрологической службы Госстандарта России
(ВНИИМС)
ВНЕСЕН Техническим комитетом по
стандартизации ТК 315 «Эксплуатация автомобильного транспорта и
автотранспортные услуги»
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением
Госстандарта России от 27 марта 2003 г. № 100-ст
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автомобили с
бензиновыми двигателями
ВЫБРОСЫ
ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ
Нормы
и методы контроля при оценке технического состояния
Motor vehicles with petrol engines. Emission of the
exhaust gas pollutants.
Norms and methods of the control for estimation of technical condition
|
Дата введения
2004-01-01
Настоящий стандарт распространяется на
находящиеся в эксплуатации автотранспортные средства с бензиновыми двигателями
(далее - автомобили) категорий M1, M2, M3, N1, N2, N31), оснащенные или не оснащенные системами
нейтрализации отработавших газов.
1) Определение категорий
приведено в соответствии с приложением 7
Сводной резолюции о конструкции транспортных средств (СР.3 документ TRANS/SC.l/WP.29/78/Amend.3).
Настоящий стандарт устанавливает нормативные значения
содержания в отработавших газах автомобилей оксида углерода и углеводородов,
нормативное значение коэффициента избытка воздуха и методы контроля при оценке
технического состояния систем автомобиля и двигателя.
Требования настоящего стандарта должны быть
обеспечены конструкцией и качеством изготовления автомобилей при производстве и
соблюдением правил их технической эксплуатации, установленных
предприятиями-изготовителями.
Настоящий стандарт не распространяется на
автотранспортные средства, полная масса которых составляет менее 400 кг или
максимальная скорость не превышает 50 км/ч.
В настоящем стандарте использована ссылка на
следующий стандарт:
ГОСТ
Р 41.83-99 (Правила ЕЭК ООН № 83) Единообразные предписания, касающиеся
официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих
веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей.
В настоящем стандарте применяют следующие
термины с соответствующими определениями и обозначение:
3.1 автомобили, находящиеся в эксплуатации:
Автомобили, прошедшие регистрацию в установленном порядке.
3.2 рабочая температура охлаждающей
жидкости или моторного масла: Температура охлаждающей жидкости или
моторного масла, рекомендованная предприятием-изготовителем для работающего
двигателя.
3.3 коэффициент избытка воздуха, l: Безразмерная величина, представляющая собой
отношение массы воздуха, поступившей в цилиндр двигателя, к массе воздуха,
теоретически необходимой для полного сгорания поданного в цилиндр топлива,
рассчитываемая по результатам анализа состава отработавших газов автомобилей.
3.4 система нейтрализации отработавших
газов: Совокупность устройств, включающая в себя, как правило,
каталитический нейтрализатор и функционально связанные с ним датчики и
управляющие системы, обеспечивающая снижение выбросов загрязняющих веществ с
отработавшими газами при работе двигателя в различных режимах.
3.5 двухкомпонентная система нейтрализации
отработавших газов: Система нейтрализации отработавших газов,
обеспечивающая снижение содержания в отработавших газах, в основном, оксида
углерода и углеводородов.
3.6 трехкомпонентная система нейтрализации
отработавших газов: Система нейтрализации отработавших газов с обратной
связью (по коэффициенту избытка воздуха l), обеспечивающая снижение содержания в
отработавших газах оксида углерода, углеводородов и оксидов азота.
3.7 диагностический индикатор: Световой
индикатор, расположенный на панели приборов автомобиля, со стилизованным
изображением контура двигателя или надписями «Проверь двигатель» («Check engine»), «Обслужи двигатель» («Service engine soon») и т.п., информирующий водителя о появлении
неисправностей в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших
газов.
3.8 встроенная (бортовая) система
диагностирования двигателя: Совокупность входящих в конструкцию автомобиля
устройств, обеспечивающих своевременное информирование водителя о
неисправностях в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших
газов, а также накопление этой информации в процессе эксплуатации.
4.1 Содержание оксида
углерода и углеводородов в отработавших газах определяют при работе двигателя в
режиме холостого хода на минимальной (nмин) и
повышенной (nпов) частотах вращения коленчатого вала
двигателя, установленных предприятием - изготовителем автомобиля.
При отсутствии данных, установленных
предприятием - изготовителем автомобиля:
- значение nмин не должно превышать:
1100 мин-1 - для автомобилей
категорий M1 и N1,
900 мин-1 для автомобилей
остальных категорий;
- значение nпов устанавливают в пределах:
2500 - 3500 мин-1 для автомобилей
категорий М1 и N1, не
оборудованных системами нейтрализации,
2000 - 3500 мин-1 для автомобилей
категорий M1 и N1, оборудованных системами нейтрализации,
2000 - 2800 мин-1 для автомобилей
остальных категорий независимо от их комплектации.
4.2 Содержание оксида
углерода и углеводородов (объемные доли) должно быть в пределах данных,
установленных предприятием - изготовителем автомобиля, но не более значений,
указанных в таблице 1.
Таблица 1
Комплектация автомобиля1)
|
Частота
вращения коленчатого вала
|
Оксид
углерода, объемная доля, %
|
Углеводороды,
объемная доля, млн-1
|
Автомобили
категорий Ml, M2, М3, N1, N2, N3, произведенные до 01.10.1986 г.
|
пмин
|
4,5
|
-
|
Автомобили
категорий М1 и N1, не оснащенные
системами нейтрализации отработавших газов2)
|
пмин
|
3,5
|
1200
|
ппов
|
2,0
|
600
|
Автомобили категорий
М2, М3, N2, N3, не оснащенные системами нейтрализации отработавших
газов2)
|
пмин
|
3,5
|
2500
|
ппов
|
2,0
|
1000
|
Автомобили
категорий М1 и Nl, оборудованные двухкомпонентной
системой нейтрализации отработавших газов
|
пмин
|
1,0
|
400
|
ппов
|
0,6
|
200
|
Автомобили категорий М2, М3, N2, N3, оборудованные
двухкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов
|
пмин
|
1,0
|
600
|
ппов
|
0,6
|
300
|
Автомобили категорий M1 и N1 с трехкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов и те же
автомобили, оборудованные встроенной (бортовой) системой диагностирования3)
|
пмин
|
0,5
|
100
|
ппов
|
0,3
|
100
|
Автомобили категорий М2, М3, N2, N3 с трехкомпонентной системой
нейтрализации отработавших газов и те же автомобили, оборудованные встроенной
(бортовой) системой диагностирования3)
|
пмин
|
0,5
|
200
|
ппов
|
0,3
|
200
|
1) В эксплуатационных документах автомобиля предприятие-изготовитель указывает
штатную комплектацию автомобиля оборудованием для снижения выбросов
загрязняющих веществ (далее - вредные выбросы); предельно допустимое
содержание оксида углерода, углеводородов и допустимый диапазон значений
коэффициента избытка воздуха l.
2) Для автомобилей с
пробегом до 3000 км нормативные значения содержания оксида углерода и
углеводородов в отработавших газах установлены технологическими нормами
предприятия-изготовителя.
3) Дополнительные требования для автомобилей этой группы установлены в 4.3 и 6.4.3.
|
4.3 Значение
коэффициента избытка воздуха l в режиме
холостого хода на ппов у автомобилей,
оборудованных трехкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов,
должно быть в пределах данных, установленных предприятием-изготовителем. Если
данные предприятия-изготовителя отсутствуют или не указаны, значение
коэффициента избытка воздуха l должно
быть от 0,97 до 1,03.
4.4 Системы, агрегаты, узлы и детали
автомобиля, влияющие на выброс загрязняющих веществ, должны быть
сконструированы, изготовлены и установлены таким образом, чтобы эти выбросы не
превышали установленных настоящим стандартом в период всего срока эксплуатации
автомобиля при условии соблюдения правил эксплуатации и технического
обслуживания, указанных в прилагаемой к автомобилю инструкции (руководстве).
5.1 Техническое
состояние систем автомобиля и двигателя в соответствии с разделом 3 приложения 4 ГОСТ Р
41.83 должно
соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.
Таблица 2
Система автомобиля
|
Требования
к техническому состоянию
|
Система выпуска отработавших газов
|
Комплектность (отсутствие
элементов системы выпуска не допускается); герметичность (отсутствие
механических пробоев и сквозной коррозии; при работе двигателя на холостом ходу
в соединениях и элементах системы выпуска отработавших газов не должно быть
утечек, а для автомобилей, оборудованных системой нейтрализации отработавших
газов, не допускаются утечки в атмосферу минуя нейтрализатор)
|
Система нейтрализации отработавших газов и другое оборудование для
снижения вредных выбросов
|
Комплектность (отсутствие
или несоответствие эксплуатационным документам элементов системы
нейтрализации, системы улавливания паров топлива, рециркуляции отработавших
газов, экономайзера принудительного холостого хода и т.п. не допускается)
|
Система вентиляции картера
|
Комплектность;
герметичность (рассоединение трубок в системе вентиляции картера двигателя,
утечка картерных газов через различные неплотности в атмосферу не
допускаются)
|
Встроенная система диагностирования двигателя
|
Функционирование
диагностического индикатора соответствует исправной работе двигателя и его
систем (диагностический индикатор при работе двигателя выключен)
|
5.2 Проверку автомобилей на соответствие требованиям
4.2,
4.3
и 5.1
рекомендуется проводить в случаях, перечисленных в приложении А.
6.1 Общие
требования
6.1.1 Атмосферные условия при проведении
измерений нормируемых компонентов в отработавших газах автомобиля должны
находиться в следующих пределах:
- температура окружающего воздуха - от минус
10 до плюс 35 °С;
- атмосферное давление - от 92,0 до 105,3 кПа
(от 690 до 790 мм рт. ст.).
6.1.2 При измерениях следует применять
газоанализаторы, тахометры и пр. (далее - приборы), соответствующие требованиям
приложения Б
и имеющие действующие свидетельства о поверке.
Температура окружающего воздуха, атмосферное
давление, относительная влажность в месте расположения прибора и другие условия
его использования должны соответствовать требованиям, указанным в инструкции по
эксплуатации предприятия - изготовителя прибора.
6.2 Подготовка
к проведению измерений
6.2.1 Внешним осмотром проверяют наличие на
автомобиле систем и устройств, обеспечивающих снижение вредных выбросов. В
случае несоответствия фактической комплектации автомобиля установленной
предприятием-изготовителем измерения не проводят.
6.2.2 Перед измерением двигатель автомобиля
прогревают до температуры не ниже рабочей температуры моторного масла или
охлаждающей жидкости, указанной в инструкции по эксплуатации автомобиля, но не
ниже 60 °С.
6.2.3 После прогрева двигателя автомобиль
подготовляют к измерениям в следующем порядке:
- устанавливают рычаг переключения передач
(избиратель передачи для автомобилей с автоматической коробкой передач) в
нейтральное положение;
- затормаживают автомобиль стояночным
тормозом и заглушают двигатель;
- подключают датчики тахометра и измерителя
температуры масла (при его наличии в комплекте измерительного оборудования);
- вводят пробоотборный зонд газоанализатора в
выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм от среза (при косом срезе
выпускной трубы глубину отсчитывают от короткой кромки среза);
- полностью открывают воздушную заслонку
карбюратора (при наличии карбюратора).
6.3 Проведение
измерений на автомобилях, не оснащенных системами нейтрализации отработавших
газов
6.3.1 Перед проведением измерений проверяют и
устанавливают нулевые показания газоанализатора на шкалах измерения СО и СН.
6.3.2 Измерения проводят в следующем порядке:
- запускают двигатель, нажимая на педаль
управления дроссельной заслонкой, увеличивают частоту вращения коленчатого вала
двигателя до ппов и
работают в этом режиме не менее 15 с;
- отпускают педаль управления дроссельной
заслонкой, устанавливая минимальную частоту вращения вата двигателя (в
соответствии с 4.1),
и не ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода и углеводородов;
- устанавливают повышенную частоту вращения
вала двигателя ппов и не ранее чем через 30 с измеряют
содержание оксида углерода и углеводородов.
6.4
Проведение измерений на автомобилях, оснащенных системами нейтрализации
отработавших газов
6.4.1 Перед проведением измерений проверяют и
устанавливают нулевые показания газоанализатора на шкалах измерения СО, СН и СО2.
6.4.2 Измерения выполняют в следующем
порядке:
- запускают двигатель, нажимая на педаль
управления дроссельной заслонкой, увеличивают частоту вращения вала двигателя
до ппов, выдерживают этот
режим в течение 2 - 3 мин (при температуре окружающего воздуха ниже 0 °С - 4 -
5 мин) и после стабилизации показаний измеряют содержание СО, СН и фиксируют
значение коэффициента избытка воздуха l;
- устанавливают минимальную частоту вращения
вала двигателя пмин (в
соответствии с 4.1)
и не ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода и углеводородов.
Приступать к измерению на пмин
следует не позднее чем через 30 с после проверки в режиме ппов.
6.4.3 На автомобилях,
оснащенных трехкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов и
встроенной системой диагностирования, перед измерением содержания СО и СН
проверяют работоспособность двигателя и системы нейтрализации по показаниям диагностического
индикатора, расположенного на приборной панели:
- при включении зажигания перед пуском
двигателя диагностический индикатор должен быть включен или включаться на
короткий промежуток времени; при отсутствии соответствующего сигнала диагностического
индикатора после включения зажигания дальнейшую процедуру проверки прекращают;
- после пуска двигателя диагностический
индикатор должен выключиться; в случае, если диагностический индикатор при
работе двигателя остается во включенном состоянии, дальнейшую процедуру
проверки прекращают.
Примечания
1 При наличии раздельных
выпускных систем у автомобиля измерение следует проводить в каждой из них. За
результат измерения принимают максимальные значения содержания оксида углерода
и углеводородов.
2 При проведении измерений
или регулировке двигателя в закрытом помещении газоотвод, надеваемый на
выпускную трубу автомобиля, должен иметь закрывающееся отверстие для введения
пробоотборника газоанализатора.
3 Результаты измерений
регистрируют в журнале (приложение В).
(рекомендуемое)
Условия проведения проверок
автомобилей на соответствие требованиям настоящего стандарта
Проверки могут быть проведены:
- на предприятиях, изготовляющих двигатели и
автомобили, при приемочных, периодических и контрольных испытаниях серийной
продукции;
- при сертификационных испытаниях;
- при контроле технического состояния
находящихся в эксплуатации автомобилей в установленном порядке специально
уполномоченными органами;
- на предприятиях, эксплуатирующих и
обслуживающих автомобили, при техническом обслуживании, ремонте и регулировке
агрегатов, узлов и систем, влияющих на изменение содержания нормируемых
компонентов в отработавших газах;
- на предприятиях, осуществляющих капитальный
ремонт автомобилей.
(обязательное)
Требования к приборам
Б.1
Метрологические и технические характеристики газоанализаторов
Б.1.1 Применяют
для измерения содержания нормируемых компонентов в отработавших газах
автомобилей с бензиновыми двигателями:
- не оснащенных
системами нейтрализации или оснащенных двухкомпонентными (окислительными)
системами нейтрализации - двухканальные газоанализаторы, предназначенные для
измерения содержания оксида углерода (СО) и углеводородов (СН) в пересчете на
гексан;
- оснащенных
трехкомпонентными системами нейтрализации - четырехканальные газоанализаторы,
предназначенные для измерения содержания СО, СН, диоксида углерода (СО2)
и кислорода (О2).
Четырехканальные
газоанализаторы могут быть также использованы для проведения измерений на
автомобилях, не оснащенных системами нейтрализации или оснащенных
двухкомпонентными системами нейтрализации.
Б.1.2 Применяют
для измерения содержания:
- СО, СН и СО2
в отработавших газах - газоанализаторы непрерывного действия, принцип действия
которых основан на инфракрасной спектроскопии;
- О2
- электрохимический сенсор.
Б.1.3
Четырехканальные газоанализаторы, предназначенные для измерения содержания СО,
СН, СО2 и О2, должны соответствовать по метрологическим
характеристикам приборам классов 0; I или II
в соответствии с классификацией, изложенной в [1]. Двухканальные газоанализаторы (СО и СН) должны
соответствовать приборам класса II.
Б.1.4
Газоанализаторы должны быть укомплектованы пробоотборным зондом, который
вставляют в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм и удерживают
в фиксированном положении с помощью специального устройства. Конструкция
пробоотборного зонда должна обеспечивать подачу пробы в газоанализатор без
изменения ее состава.
Б.1.5
Минимальные диапазоны измерений газоанализаторов указаны в таблице Б.1.
Таблица Б.1
Класс прибора
|
Диапазон измерений,
объемная доля
|
СО, %
|
СО2,
%
|
O2, %
|
СН, млн-1
|
0;
I
|
0 - 5
|
0 - 16
|
0 - 21
|
0 - 2000
|
II
|
0 - 7
|
0 - 16
|
0 - 21
|
0 - 3000
|
Б.1.6
Пределы допускаемой абсолютной (D) или относительной (d) погрешности (что больше)
измерения объемной доли компонентов для газоанализаторов разных классов должны
соответствовать указанным в таблице Б.2.
Таблица Б.2
Класс
|
Погрешность
|
Пределы допускаемой погрешности1)
|
СО
|
СO2
|
O2
|
СН
|
0
|
Абсолютная2)
|
± 0,03
|
± 0,5
|
± 0,1
|
± 10
|
Относительная
|
± 3 %
|
± 4 %
|
± 3 %
|
± 5 %
|
I
|
Абсолютная2)
|
± 0,06
|
± 0,5
|
± 0,1
|
± 12
|
Относительная
|
± 4 %
|
± 4 %
|
± 4 %
|
± 5 %
|
II
|
Абсолютная2)
|
± 0,2
|
± 1
|
± 0,2
|
± 20
|
Относительная
|
± 6 %
|
± 6 %
|
± 6 %
|
± 6 %
|
1) Абсолютная или
относительная, что больше.
2) Абсолютная погрешность измерения
объемной доли оксида углерода, диоксида углерода и кислорода указана в процентах,
объемной доли углеводородов - в миллионных долях.
|
Б.1.7 Газоанализаторы должны обеспечивать измерения с пределами
погрешности, указанными в таблице Б.2, при следующих условиях:
- температура
окружающего воздуха - (20 ± 5) °С;
- относительная
влажность воздуха - (65 ± 15) %;
- атмосферное
давление - (101,3 ± 1,5) кПа;
- напряжение
питания - 220 В %.
Б.1.8 Нормы
дополнительных погрешностей газоанализаторов, обусловленных изменениями каждой
из влияющих величин по Б.1.7, должны быть в пределах, установленных
стандартами или техническими условиями на газоанализаторы конкретных типов.
Б.1.9
Четырехканальные газоанализаторы должны иметь программное обеспечение,
позволяющее рассчитывать коэффициент l
по формуле
(1)
где [СО2],
[СО], [О2] - объемная доля диоксида, оксида углерода и кислорода
соответственно, %;
Hcv
- отношение числа атомов водорода к числу атомов углерода в бензине, Нcv = 1,7261;
Оcv - отношение числа атомов кислорода к числу атомов
углерода в бензине, Ocv = 0,0176;
K1 - поправочный
коэффициент для пересчета содержания углеводородов, измеренного инфракрасным
методом, на гексан. K1 = 6·10-4, если сумма углеводородов выражена в
объемных долях (млн-1) гексана. Значение K1 может
быть уточнено изготовителем прибора;
[CH] - объемная доля
углеводородов в пересчете на гексан, млн-1.
Б.1.10 Время установления
выходного сигнала (показаний) не должно превышать, с:
- 30 - для
каналов измерения СО, СО2 и СН;
- 60 - для
канала измерения О2.
Б.1.11
Газоанализаторы должны быть градуированы по многокомпонентным смесям,
содержащим не менее трех компонентов с указанными ниже диапазонами объемных
долей:
- для
четырехканальных газоанализаторов:
СО - 0,3 % - 5
%;
СО2
- 4 % - 16 %;
СН - 100 - 2000
млн-1;
О2 -
0,5 % - 20,9 %;
газ-разбавитель
- азот или воздух (для смесей, не содержащих кислород);
- для двухканальных
газоанализаторов:
СО - 0,5 % - 7
%;
СО2
- 4 % - 16 %;
СН - 100 - 2500
млн-1;
газ-разбавитель
- азот или воздух.
Число
многокомпонентных смесей, применяемых для градуировки газоанализаторов,
установлено инструкциями по их эксплуатации.
Отношение
погрешности, с которой установлено содержание компонента в поверочной газовой
смеси, к пределу допускаемой основной погрешности газоанализатора должно быть
не более 1/3. В обоснованных случаях допускается увеличение отношения до 1/2.
Б.1.12
Допускается применять газоанализаторы, работа которых основана на других
принципах действия, соответствующие приведенным выше требованиям.
Б.2
Требования к тахометрам
Тахометры
должны обеспечивать измерения в двух минимальных диапазонах частоты вращения
коленчатого вала двигателя: от 0 до 1200 мин-1 и от 0 до 6000 мин-1
с погрешностью не более ± 2,5 % верхнего предела измерений.
Б.3
Требования к измерителям температуры масла
Температура
масла должна быть измерена в диапазоне от 20 до 100 °С с погрешностью не более
± 2,5 °С.
(рекомендуемое)
Журнал записи результатов
проверок автомобилей на соответствие экологическим требованиям
Дата измерения
|
Модель автомобиля
|
Регистрационный знак
|
Комплектация автомобиля
|
Содержание вредных выбросов в отработавших газах
|
Личная подпись
|
Примечание
|
до регулировки
|
после регулировки
|
по норме
|
Оксид углерода
|
Углеводороды
|
Коэффициент l
|
Оксид углерода
|
Углеводороды
|
Коэффициент l
|
Оксид углерода
|
Углеводороды
|
Коэффициент l
|
nмин
|
nпов
|
nмин
|
nпов
|
nмин
|
nпов
|
nмин
|
nпов
|
nмин
|
nпов
|
nмин
|
nпов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(справочное)
Библиография
[1] International Standard/Recommendation ISO 3930/OIMLR99, Edition 2000
Instruments for measuring vehicle exhaust emissions
Ключевые
слова: автомобили, отработавшие газы, загрязняющие вещества, нормы, оксид
углерода, углеводороды, система нейтрализации