РОССИЙСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ
«ЕЭС РОССИИ»
ИНСТРУКЦИЯ
ПО РАССЛЕДОВАНИЮ И УЧЕТУ ПОЖАРОВ
НА ОБЪЕКТАХ ЭНЕРГЕТИКИ
РД 153-34.0-20.802-2002
2002 г.
Российское акционерное
общество энергетики и электрификации «ЕЭС России»
ДЕПАРТАМЕНТ
ГЕНЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ
СТАНЦИЙ И СЕТЕЙ
103074, г. Москва, Китайгородский пр, 7 тел 220 51 40 факс 220 48 23
от 31.01.2002 г.
на № _____________ от ____________
О вводе в действие «Инструкции по расследованию и учету пожаров на
объектах энергетики» (РД 153-34.0-20.802-2002)
|
Руководителям филиалов,
дочерних и зависимых акционерных обществ Холдинга РАО «ЕЭС России»,
региональным предприятиям «Энерготехнадзор»
|
ОПЕРАТИВНОЕ УКАЗАНИЕ ОУ
№-03-2002 (ПБ)
РАО «ЕЭС России» 19.01.2002
г. утверждена и с 01.01.02 введена в действие «Инструкция по расследованию и
учету пожаров на объектах энергетики» (РД 153-34.0-20.802-2002).
Департамент генеральной
инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей предлагает:
1. Руководителям филиалов, дочерних и зависимых акционерных обществ
Холдинга РАО «ЕЭС России»
1.1. Принять к сведению и исполнению требования Инструкции.
1.2. Обеспечить подведомственные предприятия и подразделения необходимым
количеством «Инструкций по расследованию и учету пожаров на объектах
энергетики» (РД 153-34.0-20.802-2002).
1.3. Организовать расследование и учет причин и обстоятельств
возникновения пожаров на подведомственных энергетических предприятиях в
соответствии с требованиями Инструкции.
1.4. РП «Энерготехнадзор» установить контроль за выполнением в полном
объеме требований Инструкции при расследовании и учете пожаров, происшедших на
энергетических предприятиях.
Приложение: на 20 листах.
Начальник
Департамента М.И. Чичинский
РОССИЙСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И
ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ
«ЕЭС РОССИИ»
Утверждаю:
Член Правления РАО «ЕЭС России»
В.К. Паули
«19» января 2002 г.
ИНСТРУКЦИЯ
ПО
РАССЛЕДОВАНИЮ И УЧЕТУ ПОЖАРОВ
НА ОБЪЕКТАХ ЭНЕРГЕТИКИ
РД 153-34.0-20.802-01
Инструкция по расследованию
и учету пожаров на объектах энергетики РД 153-34.0-20.802-2002
Разработана Департаментом генеральной инспекции по эксплуатации
электрических станций и сетей с учетом предложений ГУГПС МВД РФ, РП «Энерготехнадзор»
и АО-энерго.
Исполнители Чичинский М.И., Замыслов Д.А., Иванов А.Н., Камышев В.Н.
Утверждена Член Правления РАО «ЕЭС
России» В.К. Паули 19.01.02 г.
Инструкция составлена на
основании положений Федерального закона России «О пожарной безопасности» в части
расследования причин и обстоятельств происшедших пожаров, организации
обязательного учета и государственной отчетности по пожарам, а также разработки
необходимых мер по обеспечению пожарной безопасности. Учтены отдельные
положения утвержденной Министерством внутренних дел РФ «Инструкции о порядке
статического учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации».
Требования настоящей
Инструкции обязательны для акционерных обществ энергетики и электрификации, их
филиалов, дочерних и других зависимых структурных подразделений
электроэнергетической отрасли.
С вводом в
действие настоящей Инструкции утрачивает силу «Инструкция по расследованию
пожаров, происшедших на объектах энергетики» (РД
153-34.0-20.802-99).
Инструкция по
расследованию и учету пожаров на объектах энергетики
|
РД 153-34.0-20.802-2002
|
Срок введения в действие с
01.01.02 г.
1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Основными задачами расследования пожаров на энергетических
предприятиях являются:
1.1.1. Установление причин и обстоятельств возникновения и развития пожара;
1.1.2. Определение допущенных в период эксплуатации энергетического
предприятия отступлений от требований норм проектирования, строительства,
правил технической эксплуатации технологического оборудования и пожарной
безопасности, которые способствовали возникновению и развитию пожара;
1.1.3. Разработка организационно-технических мероприятий по предупреждению
аналогичных пожаров;
1.1.4. Оценка эффективности работы установок пожаротушения и пожарной
сигнализации, подготовка предложений по их совершенствованию;
1.1.5. Анализ совместных действий персонала предприятия (организации) и
объектовой пожарной охраны по тушению пожара для необходимых уточнений и
корректировок оперативного плана пожаротушения;
1.1.6. Подготовка предложений и дополнительных требований пожарной
безопасности для внесения их в нормативно-технические документы, а также для
разработки более эффективных средств пожарной защиты энергетических объектов.
1.2. Расследованию и государственному статистическому учету подлежат все
случаи пожаров, независимо от причин их возникновения и ущерба, за исключением:
1.2.1. Локальных очагов самовозгорания хранящегося запаса угля, сланца или
торфа в штабелях склада твердого топлива при условии, что они не привели к
возникновению и распространению горения по данному штабелю или пожару на
объектах склада топлива, а также других сооружений энергетического предприятия;
1.2.2. Вспышек (хлопков) в системе пылеприготовления твердого топлива при
условии, что они не привели к разрушению системы пылеприготовления и пожару на
другом оборудовании;
1.2.3. Местного загорания топлива в котле при его растопке при условии, что
это не привело к разрушению обмуровки и конструкции котла, а также к
повреждению другого технологического оборудования или сооружений;
1.2.4. Контролируемого применения огня в специально отведённых местах для
сжигания мусора, уничтожения выбракованных материалов, тары, списанных с
баланса и подлежащих сносу строений и т.п.;
1.2.5. Пожара под линиями электропередачи (лесных массивов, строений,
нефтепроводов и газопроводов), происшедших по вине сторонних организаций или
физических лиц, если это не привело к отключению и повреждению оборудования.
1.2.6. Коротких замыканий в электроустановках электростанций, тепловых и
электрических сетях без последующего их горения;
1.2.7. Горения сухой травы или тополиного пуха, если они не привели к
отключению или изменению схемы состава оборудовании, его повреждению, а также
возникновению пожара в зданиях и сооружениях энергетического предприятия.
1.3. При составлении материалов расследования необходимо использовать
терминологию согласно приложению 1.
1.4. Состав ведомственной комиссии по расследованию пожара на
энергетическом предприятии устанавливается в зависимости от характера и тяжести
происшедшего пожара и назначается приказом акционерного общества энергетики и
электрификации или вышестоящей организации электроэнергетической отрасли.
1.5. В состав комиссии должны входить представители регионального
предприятия «Энерготехнадзор», генеральной проектной организации, а в
необходимых случаях (по согласованию) представители заводов-изготовителей
технологического оборудования и пожарной охраны. Объектовая пожарная охрана
(при наличии) участвует в работе комиссии в обязательном порядке.
Для уточнения и определения
причин пожаров (короткое замыкание, поджог, неисправность оборудования,
приборов и др.) к работе в комиссии по расследованию пожара могут привлекаться
эксперты научно-исследовательских организаций.
1.6. Пожары, происшедшие по причине воздействия других организаций
(проектных, монтажных, строительных, ремонтных, заводов-изготовителей и т.п.),
должны расследоваться с приглашением представителей этих организаций, а копии
актов расследования направляться в их адрес. При невозможности соблюдения этого
требования в акте расследования должна быть сделана соответствующая запись и
приложены заверенные копии приглашений.
1.7. Пожары, происшедшие в зданиях, помещениях, сооружениях и на
территории энергетических предприятий, арендуемых сторонними организациями
расследуются комиссиями энергетических предприятий с привлечением
представителей арендаторов.
1.8. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Федеральным
законом «О пожарной безопасности» материалы ведомственного расследования пожара
при поступлении запроса должны представляться в органы дознания, на которые по
законодательству возложены обязанности по обнаружению преступлений и
определению лиц их совершивших, а также принятия мер, необходимых для
предупреждения и пресечения преступления.
1.9. Администрация предприятия (организации), на котором расследуется
пожар, обязана:
1.9.1. Предоставить документацию и другие материалы по требованию комиссии;
1.9.2. Выделить транспорт, средства связи, оргтехнику, помещение для работы
комиссии по расследованию пожара;
1.9.3. Обеспечить фотографирование места пожара, предоставление и
размножение технической документации и итоговых документов по результатам
расследования.
1.10. Руководители филиалов, дочерних и зависимых акционерных обществ и
других организаций РАО «ЕЭС России» в соответствии с Федеральным законом «О
пожарной безопасности» несут персональную ответственность за:
- сообщение о происшедших
пожарах;
- своевременное
расследование и учет;
- возмещение ущерба и
наказание виновных лиц в соответствии с действующим законодательством;
- устранение недостатков,
выявленных при расследовании пожара;
- выполнение мероприятий по
предупреждению пожаров.
2.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПОЖАРА
2.1. Пожар, явившийся причиной или следствием технологического нарушения в
работе оборудования, расследуется в соответствии с «Инструкцией по
расследованию и учету технологических нарушений в работе энергосистем,
электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей». В этом случае
отдельный акт расследования пожара не оформляется, однако основные положения
обстоятельств его возникновения и тушения должны в полном объеме вноситься в
акт расследования технологического нарушения.
В случаях, когда пожар не вызван
технологическим нарушением работы оборудования, а также, если акт
технологического нарушения на бумажном носителе не составляется, обстоятельства
расследования возникновения и тушения пожара должны оформляется актом по форме
приложения 2.
2.2. Администрация объекта до начала работы комиссии по расследованию
пожара обязана принять следующие меры:
2.3.1. После ликвидации пожара обеспечить сбор объяснительных записок от
очевидцев и участников тушения пожара, диаграммы регистрирующих приборов,
записей оперативных переговоров и имеющиеся вещественные доказательства,
относящиеся к причинам пожара, которые по описи должны передаваться в комиссию
по расследованию;
2.3.2. Сохранить обстановку на месте пожара такой, какой она была сразу
после его ликвидации. В случае невозможности ее сохранения зафиксировать
обстановку с помощью видеоаппаратуры, составления схем, эскизов и других
средств;
2.3.3. Прекратить в зоне пожара все работы, кроме работ, связанных со
спасением и обеспечением безопасности людей или защиты материальных ценностей,
а также работ по пуску оборудования, если это вызвано режимом работы объекта;
2.3.4. Запретить вскрытие и разборку технологического оборудования, которое
явилось источником возникновения пожара, до прибытия комиссии или специалистов
(экспертов), привлеченных к расследованию.
2.4. Члены комиссии имеют право в процессе расследования проводить
дополнительный опрос (брать письменное объяснение) персонала, руководителей
предприятий (организаций) и их структурных подразделений, а также знакомиться с
записью переговоров персонала, оперативной, распорядительной и технологической
документацией и другими материалами, имеющими отношение к пожару и
противопожарному состоянию объекта.
2.5. Расследование пожара должно быть начато немедленно и закончено в
десятидневный срок.
В особых случаях, по
представлению председателя комиссии, срок расследования может быть продлён
организацией, назначившей комиссию по расследованию. В акте расследования об
этом делается соответствующая запись.
2.6. Работа комиссии должна проводиться в соответствии с регламентом,
устанавливаемым ее председателем.
2.7. При расследовании пожара устанавливаются обстоятельства, связанные с
его возникновением и развитием, процессом организации тушения, а также
последствия пожара, которые должны отражаться в описательном блоке акта
(приложение 2), а именно:
2.7.1. Принятые персоналом объекта и пожарными подразделениями меры по
тушению пожара. Недостатки и положительные стороны в тушении пожара;
2.7.2. Состояние технологического оборудования и строительных конструкций,
способствовавшее возникновению, развитию или ограничению (локализации) пожара;
2.7.3. Состояние электротехнического оборудования (в том числе кабелей и
проводов) или приборов, которое явилось причиной возникновения пожара или его
развития;
2.7.4. Эффективность работы средств противопожарной защиты: противопожарного
водопровода, установок автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации,
устройств охлаждения ферм машинного зала, огнезащитных покрытий кабелей,
первичных средства пожаротушения и т.п. Недостатки и положительные стороны в
работе средств противопожарной защиты;
2.7.5. Противопожарные мероприятия, изложенные в предписаниях органов
пожарной охраны и РП «Энерготехнадзор», на основании требований норм и правил
пожарной безопасности, полное или частичное невыполнение которых привело к
возникновению пожара, его развитию и (или) вызвало недостатки в процессе
тушения;
2.7.6. Заключения соответствующих организаций или специалистов, которые
подтверждают причины пожара и его развития (в необходимых случаях);
2.7.7. Указываются последствия пожара, которые должны учитывать:
2.7.7.1. Уничтоженное или поврежденное в ходе тушения пожара оборудование,
здания и сооружения;
2.7.7.2. Материальный ущерб, который состоит из прямого и косвенного ущерба,
определяется на основании документов бухгалтерской отчетности, сведений
страховых компаний, документов собственников личного имущества;
2.7.7.3. Сведения о погибших и пострадавших в процессе тушения пожара от
воздействия опасных факторов пожара (ожоги, отравления, телесные повреждения от
обрушения строительных конструкций, оборудования, падения при пожаре,
воздействие машин и механизмов и другое).
2.8. В акт расследования обязательно включаются мероприятия, рекомендуемые
комиссией, направленные на предотвращение и развитие аналогичных пожаров.
2.9. Все несчастные случаи с персоналом во время пожара (травмы, ожоги,
смертельный исход, воздействие опасных факторов пожара) должны расследоваться в
соответствии с действующим «Положением о расследовании и учете несчастных
случаев на производстве».
2.10. К акту расследования должны быть приложены все необходимые документы,
подтверждающие выводы комиссии (диаграммы регистрирующих приборов, стенограммы
оперативных переговоров, выписки из оперативных журналов, объяснительные
записки, схемы, чертежи, фотографии, результаты испытаний, приказы о наказании
виновных лиц и т.п.).
2.11. Акт расследования должен быть подписан всеми членами комиссии, а при
несогласии с отдельными его положениями одного или ряда членов комиссии -
допускается подписание акта «с особым мнением», которое прилагается к акту.
2.12. По завершении расследования пожара руководством предприятия в
обязательном порядке издается распорядительный документ с изложением в нем
результатов расследования и организационно-технических мероприятий, направленных
на обеспечение пожарной безопасности предприятия и наказанием лиц, не принявших
мер по недопущению его возникновения и развития, а также по частичному
возмещению причиненного ущерба на основании действующего законодательства.
2.13. По окончании расследования по одному экземпляру акта расследования
пожара немедленно направляется в РП «Энерготехнадзор», Департамент генеральной
инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО «ЕЭС России», и
вышестоящую организацию по подчинённости.
2.14. По материалам расследования пожара вышестоящая организация может
издавать распорядительный документ для принятия мер по предотвращению
возникновения аналогичных пожаров и совершенствования пожарной безопасности на
других подведомственных предприятиях отрасли.
3. классификация пожаРов по причинам их возникновения
3.1. При расследовании должны быть квалифицированы причины возникновения и
развития пожара, а именно:
3.1.1. Неисправность технологического оборудования;
3.1.2. Конструктивные недостатки оборудования или прибора;
3.1.3. Нарушение правил эксплуатации оборудования или приборов;
3.1.4. Нарушение правил пожарной безопасности;
3.1.5. Короткое замыкание в электроустановке;
3.1.6. Нарушение правил проведения огнеопасных работ;
3.1.7. Самовозгорание веществ и материалов;
3.1.8. Поджог;
3.1.9. Взрыв;
3.1.10. Воздействие стихийных явлений;
3.1.11. Не установленные причины.
3.2.
Классификационными признаками организационных причин пожаров являются:
3.2.1. Ошибочные или неправильные действия персонала, ответственного за
противопожарное состояние объекта:
3.2.1.1. Административного персонала.
3.2.1.2. Оперативного персонала.
3.2.1.3.
Неоперативного персонала.
3.2.1.4. Подрядных организаций.
3.2.2. Дефекты проекта.
3.2.3. Дефекты изготовления.
3.2.4. Дефекты монтажа.
3.2.5. Дефекты строительства.
3.2.6. Дефекты ремонта.
3.2.7. Воздействие посторонних лиц и организаций.
4.
ПОРЯДОК СООБЩЕНИЯ О ПОЖАРЕ
4.1. Оперативное сообщение о пожарах, происшедших на предприятиях электроэнергетической
отрасли передаётся диспетчеру - информатору ЦДУ «ЕЭС России», РП
«Энерготехнадзор», а также в установленном порядке по случаям, предусмотренным
в регламенте передачи оперативной информации в соответствии с «Порядком
передачи информации о нарушениях в работе энергопредприятий и энергосистем».
4.2. При пожарах в зданиях проектных институтов, образовательных,
оздоровительных, торговых, культурно-зрелищных учреждениях, а также на объектах
строительства, промышленных предприятиях, других учреждениях и объектах
энергетических предприятий (не связанных с выработкой и передачей энергии),
оперативное сообщение передается только по подчинённости и в Департамент
генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО «ЕЭС
России».
5.
УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ ПО ПОЖАРАМ
5.1. Государственная отчетность по пожарам:
5.1.1. В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» и
соответствующим постановлениям Государственного комитета по статистике в
Российской Федерации установлена единая система учета пожаров и их последствий,
которая обязательна для исполнения органами государственной власти, органами
местного самоуправления, ведомствами и предприятиями.
На основании действующих
положений филиалы, дочерние и зависимые акционерные общества и другие
организации, ежеквартально до 10 числа следующего месяца после отчетного
периода представляют в РП «Энерготехнадзор» РАО ЕЭС России сведения о
происшедших пожарах по прилагаемой форме (приложение 3).
5.1.2. Региональные предприятия «Энерготехнадзор» до 15 числа месяца после
отчетного квартала обязаны сводные данные направить в Департамент генеральной
инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО «ЕЭС России».
5.1.3. Статистическому учёту подлежат случаи пожаров:
5.1.3.1. В зданиях, помещениях, на сооружениях тепловых и гидравлических
электростанциях, сетевых предприятиях;
5.1.3.2. На технологическом оборудовании электростанций и подстанций, в том
числе явившихся следствием или причиной технологических нарушений в работе
оборудования;
5.1.3.3. В зданиях, сооружениях, помещениях и на других объектах энергетики,
не связанных с выработкой и передачей электрической и тепловой энергии;
5.1.3.4. На подведомственных объектах строительства, промышленных и ремонтных
предприятиях;
5.1.3.5. Во временных мобильных (инвентарных) зданиях, передвижных бытовых и
другого назначении вагончиках, ведомственных общежитиях, гостиницах и
предприятиях коммунального хозяйства;
5.1.3.6. В административных зданиях филиалов, дочерних и зависимых акционерных
обществ, электростанций, сетевых предприятий, отраслевых
научно-исследовательских и проектных институтах, учебных заведениях и других
организациях РАО «ЕЭС России».
5.1.3.7. В зданиях и помещениях, расположенных на территории энергетических
предприятий, арендуемых сторонними организациями.
5.1.4. Проектные и научно-исследовательские организации, самостоятельные
оздоровительные, образовательные и другие учреждения РАО «ЕЭС России» до 15
числа месяца после отчетного квартала направляют сводные данные по форме
(приложение 3) в Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических
станций и сетей РАО «ЕЭС России».
5.1.5. Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических
станций и сетей проводит обобщения данных по Холдингу РАО «ЕЭС России» и до 20
числа месяца после отчетного квартала направляет статистический отчет в
соответствующие государственные органы Российской Федерации в установленном
порядке.
5.2. Внутрифирменная отчетность по пожарам:
5.2.1. О всех случаях пожаров, происшедших за месяц сводная информация от
акционерных обществ, электростанций, МЭС, ОДУ и других организаций должна
передаваться до 3 числа после отчетного месяца в соответствующее РП
«Энерготехнадзор».
5.2.2. РП «Энерготехнадзор» осуществляют полный учет пожаров на
подведомственных региональных энергообъектах и направляют в Департамент
генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей сведения о
происшедших пожарах, а именно:
5.2.2.1. Оперативные сообщения - немедленно по телефону, факсом или
электронной почтой;
5.2.2.2. Оперативные сведения о пожарах за неделю и ходе расследования этих
событий - по понедельникам по телефону или факсом;
5.2.2.3. Сводные за месяц сведения о происшедших пожарах, включающие: общее
количество пожаров, материальный ущерб, количество уничтоженного и
поврежденного оборудования и краткое описание каждого события - ежемесячно до 5
числа после отчетного по электронной почте или факсом.
5.2.3. Проектные и научно-исследовательские организации, самостоятельные
оздоровительные, образовательные и другие учреждения РАО «ЕЭС России» до 5
числа после отчетного месяца направляют по электронной почте, факсом или
письменно сведения в Департамент генеральной инспекции по эксплуатации
электрических станций и сетей «РАО ЕЭС России» о происшедших пожарах,
включающие: общее количество пожаров за месяц, материальный ущерб, количество
уничтоженного и поврежденного оборудования и краткое описание каждого события.
5.2.4. Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических
станций и сетей может запрашивать необходимые сведения о происшедших пожарах, происшедших па объектах Холдинга РАО «ЕЭС России».
5.2.5. На основании материалов расследования пожаров Департамент генеральной
инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО «ЕЭС России»
производит обобщение, анализ и разработку необходимых мер пожарной безопасности
для:
- подготовки необходимых материалов
в государственные органы;
- разработки противопожарных
мероприятий и внесения соответствующих изменений в действующие нормы и правила
пожарной безопасности;
- разработки новых проектных
решений;
- принятия мер по
совершенствованию обучения персонала;
- подготовки циркуляров,
предписаний и информационных писем.
ТЕРМИНОЛОГИЯ
1. Пожар - неконтролируемое горение вне специально
предназначенного места, приводящее к социальному и (или) материальному ущербу.
2. Горение - экзотермическая реакция окисления вещества,
сопровождающаяся, по крайней мере, одним из трёх факторов: пламенем, свечением,
выделением дыма.
3. Вспышка (хлопок) - быстрое сгорание горючей смеси, не
сопровождающееся образованием сжатых газов, способных разрушать конструкции или
установки.
4. Взрыв - быстрое экзотермическое химическое превращение
взрывоопасной среды, сопровождающееся выделением энергии и образованием сжатых
газов, способных производить разрушение конструкций или установок.
5. Источник зажигания - горящее или накаленное тело, либо
электрический разряд, обладающие запасом энергии и температурой, достаточными
для возникновения возгорания.
6. Тление - беспламенное горение материала.
7. Очаг пожара - место первоначального возникновения пожара.
8. Самовозгорание - явление резкого увеличения скорости
экзотермической реакции, приводящее к возникновению возгорания вещества и смеси
(твердой, жидкой и газообразной) при отсутствии источника зажигания.
9. Локализация пожара - период тушения пожара, при котором
отсутствует или ликвидирована угроза людям, а также прекращено распространение
пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами
пожаротушения.
10. Огнетушащее вещество - вещество, обладающее физико-химическими
свойствами, способное прекратить горение.
11. Ликвидация пожара - период тушения пожара, при котором
прекращено горение и устранены условия для его самопроизвольного возникновения.
12. Причина пожара - явление или обстоятельство, которое
непосредственно привело к возникновению пожара.
13. Материальный ущерб от пожара - общая сумма прямого и косвенного
ущерба пожара уничтоженных материальных ценностей, оборудования, зданий и
сооружений (или их части), а также затрат на тушение пожара и ликвидацию его
последствий, включая сумму на восстановление или ремонт объекта для нормального
функционирования.
Прямой материальный ущерб от
пожара -
оцененные в денежном выражении материальные ценности (оборудование, здания,
сооружения и т.п.), уничтоженные и (или) поврежденные вследствие
непосредственного воздействия опасных факторов пожара, огнетушащих веществ,
мер, принятых
для спасения людей и материальных ценностей, а также недоотпуск электро- и
теплоэнергии потребителям по договорам.
Косвенный ущерб от пожара - оцененные в денежном
выражении затраты на тушение и ликвидацию последствий пожара, а также
восстановление или ремонт объекта.
14. Горючее вещество - материалы и смеси (твердые, жидкие,
газообразные), которые способны самостоятельно гореть после удаления источника
зажигания.
15. Негорючее вещество - материалы и смеси (твердые, жидкие,
газообразные), не способные к самостоятельному горению под воздействием
источника зажигания.
16. Установка пожаротушения - стационарные технические средства, предназначенные
для тушения пожара за счет подачи огнетушащего вещества после приведения их в
действие от установок пожарной сигнализации или путем ручного пуска.
17. Установка пожарной сигнализации - стационарные технические
средства, предназначенные для обнаружения пожара и сообщения о месте его
возникновения, путем подачи звукового сигнала или включения световой индикации,
а также возможности включения в работу установок пожаротушения.
18. Пожарный извещатель - элемент установки пожарной сигнализации,
предназначенный для восприятия признаков пожара и передачи информации о нем на
приемную пожарную станцию.
19. Спринклерная установка пожаротушения - автоматическая
установка водяного пожаротушения, оборудованная закрытыми оросителями,
открывающимися при достижении определенной температуры.
20. Дренчерная установка пожаротушения - установка водяного
пожаротушения, оборудованная открытыми оросителями.
21. Ороситель - элемент установки пожаротушения, предназначенный
для выпуска огнетушащего вещества (жидкости, газа, порошка) в защищаемое
помещение или установку.
22. Огнетушитель - переносное или транспортируемое устройство,
предназначенное для тушения пожара за счет выпуска огнетушащего вещества путём
ручного пуска.
23. Пожарный гидрант - устройство для отбора воды из наружного
водопровода, применяемое при тушении пожара.
24. Пожарная колонка - съёмное устройство, устанавливаемое на
пожарный гидрант для отбора воды.
25. Пожарный кран - комплект, состоящий из вентиля, оборудованного
пожарной соединительной головкой для подключения пожарного рукава и ствола,
который установлен на водопроводе.
26. Опасный фактор пожара - фактор пожара, воздействие которого на
людей и (или) материальные ценности может приводить к ущербу.
Форма
АКТА РАССЛЕДОВАНИЯ ПОЖАРА
1. Адресный блок
Предприятие:_____________________________________________________
Дата и время возникновения пожара__________________________________
Учетный признак__________________________________________________
Классификационные признаки причин пожара_________________________
Недоотпуск энергии (тыс. кВтч/Гкал)_________________________________
Экономический ущерб (тыс. руб.)____________________________________
Дата и время ликвидации пожара:____________________________________
Ключевые слова___________________________________________________
2. Описательный блок
Описание возникновения пожара и его протекание.
Принятые персоналом объекта и пожарными подразделениями меры по
тушению пожара. Недостатки и положительные стороны в тушении пожара.
Технологическое оборудование и строительные конструкции, которые
способствовали возникновению, развитию или ограничению (локализации) пожара.
Электротехническое оборудование (в том числе кабели и провода) и бытовые
приборы, которые явились причиной возникновения пожара или его развития.
Эффективность работы средств противопожарной защиты: противопожарного
водопровода, установок автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации,
устройств охлаждения ферм машзала, огнезащитных покрытий кабелей, первичных
средств пожаротушения и т.п.
Недостатки и положительные стороны в работе средств противопожарной
защиты.
Противопожарные мероприятия, изложенные в предписаниях органов
пожарной охраны и РП «Энерготехнадзор» на основании требований норм и правил
пожарной безопасности, невыполнение или частичное выполнение которых привело
к возникновению пожара, его развитию и (или) вызвало недостатки в процессе
тушения.
Последствия пожара: перечисляется поврежденное оборудование, здания и
сооружения.
Указывается материальный ущерб.
Установленные причины возникновения и развития пожара. Прикладывается
экспертное заключение специалистов (если проводилась экспертиза).
Сведения о пострадавших и погибших (если они имелись).
Мероприятия, рекомендуемые комиссией, направленные на предотвращение и
развитие пожаров.
3. Визовый блок
Состав комиссии, номер и дата приказа о назначении комиссии по
расследованию пожара.
Подписи председателя и членов комиссии.
К акту расследования прикладываются:
результаты опроса персонала, фотографии, поясняющие чертежи (схемы)
распространения пожара, а также
|
Приложение № 3
Форма Госкомстата
России по учету пожаров
20609430 стр. 1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
0609430
|
|
|
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Формы
по ОКУД
|
Организации
составителя отчета по ОКПО
|
Министерства
(ведомства) по ОКОГУ
|
Вида
деятельности по ОКПД
|
Организационно-правовой
формы по КОПФ
|
Формы
собственности по КФС
|
Территории
по СОАТО
|
КОДЫ проставляет организация-составитель отчёта
ФОРМА № 1 (пожары)
Утверждена постановлением Госкомстата России от 20.06.94 № 80
КВАРТАЛЬНАЯ
кому высылается - Российское акционерное общество энергетики и электрификации «ЕЭС России»,
117526, г. Москва, проспект Вернадского, д. 101, корпус 3.
Объединение, предприятие, организация, учреждение
______________________________________________________________
Адрес _________________________________________________________
республика, входящая в состав России, автономная область, автономный
округ, край, область, район
Вид деятельности (основной) ____________________________________
Организационно-правовая форма _______________________________
Форма собственности __________________________________________
|
ОТЧЕТ
о пожарах и последствиях от них за _____ квартал __ г.
(ежеквартально нарастающим итогом с начала года)
20609430 стр. 2 РАЗДЕЛ 1.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер
строки
|
Наименование
показателей
|
Всего
|
01
|
Количество пожаров, (единиц)
|
|
02
|
Материальный ущерб от
пожаров (тыс. рублей в целых)
|
|
03
|
Погибло при пожарах
(человек)
|
|
04
|
Травмировано при пожарах
(человек)
|
|
УНИЧТОЖЕНО (ЕДИНИЦ):
|
05
|
Строений
|
|
06
|
Морских, речных судов
|
|
07
|
Воздушных судов
|
|
08
|
Автотракторной техники
|
|
09
|
Технологического
оборудования
|
|
ПОВРЕЖДЕНО (ЕДИНИЦ)
|
10
|
Строений
|
|
11
|
Морских, речных судов
|
|
12
|
Воздушных судов
|
|
13
|
Автотракторной техники
|
|
14
|
Технологического
оборудования
|
|
0609430 стр. 3 РАЗДЕЛ 2
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ОБЪЕКТЫ ПОЖАРОВ
Номер
строки
|
Наименование
|
Количество
пожаров из стр. 1 гр. 3 раздел 1)
|
Материальный
ущерб от пожаров (стр. 02 Гр. 3 раздел 1)
|
|
ПРИЧИНЫ ПОЖАРОВ
|
|
|
01
|
Поджоги
|
|
|
02
|
Нарушение правил
устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых эл. приборов
|
|
|
03
|
Неисправность
производственного оборудования, нарушение технологического процесса
производства
|
|
|
04
|
Неосторожное обращение с
огнем
|
|
|
05
|
Шалость детей с огнем
|
|
|
06
|
Нарушение правил пожарной
безопасности при проведении электрогазосварочных работ
|
|
|
07
|
Взрывы
|
|
|
08
|
|
|
|
09
|
|
|
|
|
ОБЪЕКТЫ ПОЖАРОВ
|
|
|
11
|
Производственные здания и
складские помещения производственных предприятий
|
|
|
12
|
Склады, базы и торговые
помещения
|
|
|
13
|
Административно-общественные
здания
|
|
|
14
|
Жилой сектор (жилые дома,
общежития, дачи)
|
|
|
15
|
Строящиеся объекты
|
|
|
16
|
Сооружения, установки
|
|
|
17
|
Транспортные средства
|
|
|
18
|
|
|
|
19
|
|
|
|
Руководитель ____________ (подпись)
Ф.И.О. исполнителя, № телефона, дата
|
КРАТКИЕ УКАЗАНИЯ ПО
ЗАПОЛНЕНИЮ
1. Отчет составляется в соответствии с требованиями инструкции о порядке
государственного статистического учета пожаров и последствии от них в
Российской Федерации, утвержденной Министерством внутренних дел Российской
Федерации. В отчет включаются сведения о пожарах на объектах, на которых
Министерства, ведомства, другие юридические лица в соответствии с соглашением с
Государственной противопожарной службой МВД России осуществляют надзорные
функции в области пожарной безопасности (подземные сооружения шахт, рудников и
копии, морские, речные, воздушные суда, находившиеся в пути следования и на
временных стоянках; объекты Минобороны, ФСК России. ФПС-Главкомата, СВР России,
ФАПСИ и др.).
2. При заполнении показателей раздела 2
отчета необходимо иметь ввиду, что по строкам 01 - 18 граф 3 и 4 приводятся
сведения о расшифровке данных, приведенных в соответствующих строках 01 и 02
графы 3 раздела 1 по основным причинам и объектам пожаров.
3. В строках 09, 14 раздела 1, а также в строках 08, 09, 10, 18, 19 и 20
раздела 2 показываются соответственно сведения об уничтоженных и поврежденных
материальных ценностях, о причинах и объектах пожара, не указанных в других
строках отчета и являющихся специфичными для отчитывающегося субъекта.
Примечание:
1.
При составлении отчетности согласно п. 3 Кратких указаний необходимо свободные строки
заполнить следующими данными:
• в разделе 1
в строках 09 и 14 - соответственно уничтоженное или поврежденное
технологическое оборудование (тепломеханическое и электрическое);
• в разделе 2
в строке 08 - количество пожаров из-за заводских дефектов;
• в разделе 2
в строке 09 - прочие причины пожаров (не установленные, стихийные явления и
др.);
• в разделе 2
в строке 18 - прочие объекты (вагончики, битумоварки, низовые пожары травы на
территории и другие).
СОДЕРЖАНИЕ