Письмо
Госстроя РФ от 14 октября 1999 г. N ЛЧ-3555/12
О
разъяснениях по применению Правил пользования системами коммунального
водоснабжения и канализации в Российской Федерации
Правительство
Российской Федерации постановлением от 12.02.99 N
167 утвердило Правила пользования системами коммунального водоснабжения и
канализации в Российской Федерации и установило, что разъяснения о применении
указанных Правил дает Государственный комитет Российской Федерации по
строительной, архитектурной и жилищной политике.
Поэтому Госстроем России подготовлены Разъяснения о
применении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и
канализации в Российской Федерации, которые составлены по соответствующим
пунктам Правил, вызывавших наибольшее количество вопросов как у организаций
водопроводно-канализационного хозяйства, так и у абонентов централизованных систем
водоснабжения. При подготовке Разъяснений использовались также действующие в
настоящее время законодательные акты и нормативно-правовые документы.
В связи с
изложенным Госстрой России направляет данные Разъяснения для руководства и
использования в деятельности организаций водопроводно-канализационного
хозяйства при решении спорных вопросов о применении соответствующих положений
указанных Правил.
Заместитель председателя Госстроя России Л.Н.
Чернышов
Разъяснения о применении
Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в
Российской Федерации
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N
167 утверждены "Правила пользования системами коммунального
водоснабжения и канализации в Российской Федерации" (далее - Правила), в
связи с чем приказом Госстроя России от 19.02.99 N
36 принято к руководству и исполнению указанное постановление и отменен
приказ Минстроя России от 11.08.95 N 17-94.
Приказ Госстроя
России от 19.02.99 N 36 зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный N
1735.
В соответствии
с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными
постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009 "Об
утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти и их государственной регистрации", Правила
пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской
Федерации в установленном порядке согласованы с Минфином России, Минюстом
России, Минздравом России, МАЛ России, МВД России. В них учтены также
предложения Института законодательства и сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации.
Правила
приведены в соответствие с законодательными и нормативными актами, принятыми
после 1995 г. (ч.II Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ),
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации", Водный кодекс Российской Федерации, Федеральный
закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",
Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами" и др.).
В Правилах
определен вид договора, заключаемого абонентом с организацией
водопроводно-канализационного хозяйства (далее - организации ВКХ) на отпуск
(получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод, а также его
существенные условия.
В соответствии
с абзацем II постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N
167 Правительством Российской Федерации Госстрою России делегировано право
давать разъяснения о применении упомянутых Правил. В связи с этим Госстроем
России подготовлены Разъяснения о применении Правил пользования системами
коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее -
Разъяснения), которые составлены по соответствующим пунктам Правил, вызывавшим
наибольшее количество вопросов как у организаций водопроводно-канализационного
хозяйства, так и у абонентов.
В разработке
Разъяснений приняли участие: Управление жилищно-коммунального комплекса
Госстроя России (Н.Н. Жуков, В.М. Хромов, А.И. Хрупов, Н.П. Каспарова, Н.В.
Савина, Н.П. Климова); Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения
(Ю.И. Нефедов, А.В. Светлополянский, Е.Ф. Вахрушев, Н.Г. Зернова, Е.М.
Абросимова).
Пункт 1,
абз.2. "Абонент - юридическое лицо, а также предприниматели без
образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении
или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации,
которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и
(или) канализации, заключившие с организацией ВКХ в установленном порядке
договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод".
К абонентам не
относятся организации ВКХ различных городов и населенных пунктов,
осуществляющих через присоединенную сеть транспортирование питьевой воды
(сточных вод). Организации ВКХ этих городов рассматриваются как равноправные
стороны, отношения между ними регулируются соглашением между муниципальными
образованиями и строятся в соответствии с договором и настоящими Правилами.
Пункт 3.
"Настоящие Правила не распространяются на отношения между организациями
ВКХ и гражданами, отношения между которыми регулируются Правилами
предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства
Российской Федерации от 26.09.94 N 1099 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1994, N 26, ст.2795; 1995, N 10, ст.894;
1997, N 42, ст.4788)".
Правила не
регулируют отношения, связанные с отпуском питьевой воды и приемом сточных вод,
с физическими лицами - гражданами, проживающими как в многоэтажном жилом фонде,
так и в индивидуальных домовладениях, имеющих присоединенную сеть к централизованным
системам коммунального водоснабжения и (или) канализации организации ВКХ.
Взаимоотношения
между организациями ВКХ и физическими лицами строятся в соответствии с
Порядком, устанавливаемым органами местного самоуправления, в котором могут
быть использованы соответствующие позиции настоящих Правил и Правил
предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ
от 26.09.94 N 1099 "Об утверждении
Правил предоставления коммунальных услуг и Правил предоставления услуг по
вывозу твердых и жидких бытовых отходов" только в той их части, которая не
противоречит действующему законодательству.
В настоящее
время Госстроем России перерабатываются Правила предоставления коммунальных
услуг. В них будут проработаны основные вопросы взаимоотношений с физическими
лицами с использованием требований настоящих Правил.
Пункт 13.
"В договоре указывается предмет договора, которым является отпуск
(получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод, при этом
предусматриваются следующие существенные условия".
Договорные
отношения между организацией ВКХ и их абонентами являются важнейшими правовыми
обязательствами между участниками. В договоре, кроме существенных условий,
перечисленных в Правилах, также могут быть определены и другие, не
противоречащие гражданскому законодательству условия (абз.11), включая вопросы
участия абонента в финансировании развития систем водоснабжения и (или)
канализации.
Пункт 14.
"К договору прилагается акт разграничения эксплуатационной ответственности
сторон по водопроводно-канализационным сетям и сооружениям на них.
Разграничение может быть установлено по колодцу (или камере), к которому
подключены устройства и сооружения для присоединения абонента к коммунальной
водопроводной или канализационной сети. При отсутствии такого акта граница
эксплуатационной ответственности устанавливается по балансовой принадлежности".
В общих
положениях Правил даны определения границ эксплуатационной ответственности и
балансовой принадлежности.
Владелец несет
ответственность за надлежащее содержание своих сооружений и сетей в пределах
границы балансовой принадлежности.
Организация
ВКХ может взять на обслуживание внутриквартальные, внутридомовые сети и
сооружения по отдельному договору с собственником жилья или организацией,
управомоченной выступать от его имени. Однако юридические лица свободны в
заключении подобного договора (ст.421 ГК РФ).
Эксплуатацию
водопроводных или канализационных сетей и сооружений осуществляет организация,
в чьей собственности или хозяйственном ведении они находятся независимо от мест
их расположения, которые могут проходить по территории других предприятий или
организаций.
Эксплуатацию
каналов, коллекторов теплосетей и т.п., в которых размещены водопроводные сети
организаций ВКХ, осуществляет собственник этих каналов и коллекторов при
долевом участии организаций ВКХ по отдельному договору.
Пункт 19.
"Для присоединения новых, реконструируемых, перепрофилируемых или
расширяемых объектов (далее - присоединяемые объекты) к системам водоснабжения
и канализации, а также при выполнении водоохранных мероприятий абонент
(заказчик) должен получить:
разрешение
органов самоуправления, выдаваемое при наличии заключения организации ВКХ о
технической возможности присоединения к системам водоснабжения и канализации;
технические
условия на присоединение к системам водоснабжения и канализации, выдаваемые
организацией ВКХ, на основании которых абонент (заказчик) разрабатывает
проектную документацию в соответствии с нормативно-техническими документами.
Абоненту (заказчику) может быть отказано с обоснованием в выдаче разрешения на
присоединение к системам водоснабжения и канализации".
В соответствии
с письмом Минстроя России от 14.11.96 N БЕ-19-30/12
"Об оплате услуг коммунальных и эксплуатационных служб по объектам
жилищного и культурно-бытового назначения" выдача технических условий
подлежит оплате и составляет 0,0104%, согласование проекта - 0,0042%, разрешение
- 0,0020% от сметной стоимости строительства объекта. Также подлежит оплате и
работа по участию в приемочных комиссиях, приравненная по размеру оплаты к
выдаче технических условий.
Вышеуказанным
письмом местным органам самоуправления рекомендовано разработать тарифы на эти
работы.
В соответствии
с п.89, абз.7, Правил организация ВКХ имеет право отказать в выдаче технических
условий на присоединение к системам водоснабжения и (или) канализации при
отсутствии технической возможности.
В этом случае
заказчик может принять долевое участие в финансировании развития систем
водоснабжения и (или) канализации, что должно быть отражено в отдельном
договоре.
Для абонентов
организации ВКХ долевое участие в финансировании развития систем водоснабжения
и (или) канализации может быть отражено в договоре на отпуск (получение)
питьевой воды и прием (сброс) сточных вод в соответствии с п.13, абз.II,
Правил.
На основании
ст.32, п.2, Федерального закона "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления
вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в развитии
систем водоснабжения и канализации муниципального образования. С этой целью
органы местного самоуправления устанавливают Порядок долевого участия заказчика
и абонента в финансировании развития систем водоснабжения и (или) канализации.
Организация
ВКХ может выдать разрешение на подключение субабонента только с согласия
абонента и наличия технической возможности.
Пункт 23.
Проект водоснабжения и водоотведения присоединяемых объектов должен
соответствовать требованиям выданных технических условий.
Отступления от
технических условий, необходимость которых выявлена в процессе проектирования,
подлежат дополнительному согласованию с организацией ВКХ.
Содержание
проекта на устройства и сооружения для присоединения к системам водоснабжения и
(или) канализации должно соответствовать СНиП
11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования и утверждения
и о составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и
сооружений".
Пункт 28. Акт
о промывке на устройства и сооружения для присоединения составляется и
подписывается представителями организации ВКХ и заказчика (абонента). Этот акт
содержит сведения о количестве питьевой воды, израсходованной на промывку и
определяемой только средствами измерений.
Принимая во
внимание, что работы по промывке водопроводных устройств и сооружений для
присоединения к системе водоснабжения выполняются заказчиком (абонентом),
установка средств измерений для определения количества воды, израсходованной на
промывку, производится за счет средств заказчика (абонента).
Пункт 29.
"Работы по присоединению, промывке и дезинфекции водопроводных вводов и
присоединению канализационных выпусков абонента могут выполняться организацией
ВКХ по отдельному договору и оплачиваться заказчиком".
Работы по
присоединению, наладке, промывке и обеззараживанию устройств для присоединения
проводятся, как правило, подрядной организацией, выполняющей эти работы.
Затраты включаются в смету на проведение строительно-монтажных и наладочных
работ (СНиП 3.05.04-85
"Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации"). Однако
выполнение этих работ может взять на себя организация ВКХ по отдельному
договору с заказчиком.
Пункт 37.
"Проектирование, монтаж и эксплуатация узлов учета производятся в
соответствии с требованиями нормативно-технических документов, настоящими
Правилами и инструкциями изготовителей средств измерений".
Проектирование,
строительство и эксплуатация узлов учета, являющихся элементами
централизованных систем питьевого водоснабжения и водоотведения, может
осуществлять только организация, имеющая соответствующую лицензию, так как на
основании Федерального закона от 25.09.98 N 158-ФЗ "О
лицензировании отдельных видов деятельности" этот вид деятельности
подлежит лицензированию.
Пункт 56.
"В случае временного отсутствия у абонента средств измерений сточных вод,
сбрасываемых в систему коммунальной канализации, эти объемы допускается
принимать равными объемам воды, полученной абонентом и его субабонентами из
всех источников водоснабжения (включая горячее водоснабжение), учтенным средствами
измерений".
При
использовании абонентом воды в составе выпускаемой продукции, пользовании водой
из разных источников водоснабжения, включая получение горячей воды от
теплоснабжающей организации, наличии нескольких выпусков в систему коммунальной
канализации и (или) в иные приемники сточных вод объем фактического сброса
сточных вод в систему коммунальной канализации рассчитывается по данным баланса
водопотребления и водоотведения абонента. В этом случае абонент обязан в
согласованные с организацией ВКХ сроки представить ей необходимые для расчета
данные.
Правила
допускают временное отсутствие приборов учета сточных вод, которые
отечественной промышленностью выпускаются в недостаточном количестве. Поэтому
наряду с балансовым методом расчета объем фактического сброса сточных вод можно
также определять с помощью натурных замеров, осуществляемых организацией ВКХ
или другой организацией, но с обязательным присутствием организации ВКХ.
Натурные замеры оплачиваются абонентом по расценкам, утвержденным органами местного
самоуправления, и должны быть отражены в договоре между абонентом и
организацией ВКХ.
Пункт 57.
"В случаях самовольного присоединения и самовольного пользования системами
водоснабжения и канализации количество израсходованной питьевой воды исчисляется
по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам
водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и
скорости движения воды 1,2 м/с с момента обнаружения. Объем водоотведения при
этом принимается равным объему водопотребления".
При
обнаружении самовольного присоединения (без разрешительной документации либо с
нарушением технических условий) к системам коммунального водоснабжения и
канализации, которые привели или могут привести к ухудшению качества питьевой
воды и сточных вод, ущербу организации ВКХ и другим абонентам, самовольно
присоединенное устройство подлежит отключению в соответствии с пп.78, 89,
абз.6, настоящих Правил. В этом случае количество израсходованной воды
исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения
к системам водоснабжения и канализации за период с момента обнаружения до
отключения от систем коммунального водоснабжения и канализации.
В случае
самовольного пользования заказчика, получившего разрешение, но не заключившего
договор с организацией ВКХ, или абонента, не продлившего срок договора или
нарушившего его условия, заказчик (абонент) может быть отключен от систем
водоснабжения и (или) канализации в соответствии с пунктами 78, 82, абз.4. В
этом случае расчет количества израсходованной воды по пропускной способности
устройств и сооружений для присоединения ведется за период с момента
обнаружения до заключения договора.
Кроме того, на
основании статей 15, п.2, 1064, п.1, ГК РФ, а также в *соответствии с п.78, 89,
абз.8, п.94 настоящих Правил лица, виновные в нанесении вреда, ущерба и
причиненных организации ВКХ убытков, возмещают ущерб, а также недополученные
доходы.
Пункт 60.
"Лабораторный контроль качества питьевой воды обеспечивается организацией
ВКХ в соответствии с требованиями нормативных документов".
Для
подтверждения достоверности выдаваемой аналитической информации лаборатории
организации ВКХ, осуществляющие контроль качества питьевой воды и сточных вод,
должны в установленном порядке получить свидетельство об оценке состояния
изменений (аттестации) согласно нормативному документу "Порядок
организации и проведения оценки состояния измерений (аттестации) в лабораториях
водопроводно-канализационных предприятий", утвержденному Управлением
коммунальной инфраструктуры Минземстроя России 02.07.98 и разработанному в
соответствии с документом Госстандарта России МИ
2427-97 "Рекомендации. Государственная система обеспечения единства
измерений. Оценка измерений в испытательных и измерительных лабораториях".
Аттестация
производится силами головной организации метрологической службы аналитического
контроля Управления жилищно-коммунального комплекса Госстроя России (ГОМС АК),
аккредитованной на данный вид деятельности Госстандартом России, или по ее
поручению на договорной основе структурами отрасли или Государственной
метрологической службой.
Пункт 70.
"Расчеты абонентов с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды
и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх
установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса
загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации".
На основании
Федерального закона "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" и постановления Правительства РФ от
02.08.99 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных
услуг и мерах по социальной защите населения" расчеты абонентов с
организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных
вод в пределах лимитов производится по тарифам, утвержденным органами местного
самоуправления.
За
сверхлимитное водопотребление - в соответствии с постановлением Совета Министров
РСФСР от 25.05.83 N 273 "О мерах по экономному расходованию материальных
ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве РСФСР".
За сброс
сточных вод и загрязняющих веществ в централизованные системы коммунальной
канализации - по Порядку взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих
веществ в системы канализации населенных пунктов, утверждаемому субъектами
Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства РФ от
31.12.95 N
1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в
системы канализации населенных пунктов", в котором должны содержаться
положения о порядке платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы
канализации населенных пунктов как в пределах лимита, так и за сверхлимитный
сброс сточных вод.
Безакцептное
списание средств со счетов абонента осуществляется на основании постановления
Верховного Совета РФ от 01.04.93 N 4725-1 "О мерах по улучшению расчетов
за продукцию и услуги коммунальных энергетических и
водопроводно-канализационных предприятий".
Письмом
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.96 N СЗ-8/ОП-366
определено, что указанное постановление имеет силу закона и впредь до принятия
соответствующего закона по данному вопросу сохраняет свое значение.
Письмом
Минюста России от 21.05.99 N 17-202 подтверждается действие в настоящее время
постановления Верховного Совета РФ от 01.04.93 N 4725-1.
Пункт 73.
"Объем горячего водоснабжения, переданный абоненту теплоснабжающей
организацией, учитывается в общем объеме сточных вод абонента и оплачивается им
по договору с организацией ВКХ на основании показаний средств измерений или в
порядке, определяемом в соответствии с п.56 настоящих Правил".
В соответствии
со ст.539, пп.1, 2, 548, п.2, ГК РФ правила договора энергоснабжения
применяются к отношениям, связанным со снабжением водой (приемом сточных вод) через
присоединенную сеть. Поскольку теплоснабжающая организация не имеет
присоединения к канализационной сети ни абонента, ни организации ВКХ,
следовательно, она не может заключать договор и производить оплату услуг,
которые она по роду своей деятельности не производит. Поэтому договор на прием
сточных вод от горячего водоснабжения должен заключаться организацией ВКХ не с
теплоснабжающей организацией, а с ее абонентами. При этом затраты на
канализование сточных вод от горячего водоснабжения включаются в тариф на
услуги канализации (водоотведения). В состав тарифа на горячее водоснабжение
включение затрат на канализование сточных вод от горячего водоснабжения не
допускается.
Вместе с тем,
учитывая сложившуюся практику, существовавшую до выхода ч.II ГК РФ и настоящих
Правил, оплата сточных вод от горячего водоснабжения может производиться через
теплоснабжающую организацию по отдельному договору с организацией ВКХ с
использованием "транзитных платежей". И в этом случае в тариф на
горячее водоснабжение эти затраты не включаются, а показываются отдельной
строкой в отчетах, платежных поручениях и оплачиваются абонентами по тарифам на
канализование сточных вод, утверждаемым органами местного самоуправления.
Пункт 83,
абз.9. "Не подлежит ограничению ниже аварийной (технологической) брони или
прекращению подачи питьевой воды и (или) прием сточных вод организациям,
перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации".
"Перечень
стратегических организаций, обеспечивающих безопасность государства и
финансируемых за счет средств федерального бюджета, поставки
топливно-энергетических ресурсов которым не подлежат прекращению или
ограничению ниже установленных им соответствующими федеральными органами
исполнительной власти лимитов в натуральном и стоимостном выражении",
утвержден постановлением Правительства РФ от 17.06.98 N 601 "О
дополнительных мерах по повышению ответственности потребителей за оплату топливно-энергетических
ресурсов". Согласно Перечню к ним относятся:
воинские части
Минобороны России, МВД России, ФПС России, МЧС России, ФАПСИ, ФСЖВ России;
объекты МВД
России, ФСБ России, ФАПСИ, СВР России, ФСО России, Главного управления
специальных программ Президента Российской Федерации;
исправительно-трудовые
учреждения, следственные изоляторы, тюрьмы;
федеральные
ядерные центры и объекты, работающие с ядерным топливом и материалами;
объекты
производства взрывчатых веществ и боеприпасов с непрерывным технологическим
процессом, выполняющие государственный оборонный заказ.
Кроме того,
постановлением Правительства РФ от 22.06.99 N 664 "Об утверждении
Положения об ограничении или временном прекращении подачи электрической энергии
(мощности) потребителям при возникновении или угрозе возникновения аварии в
работе систем электроснабжения" определен Перечень потребителей
электрической энергии (отдельных объектов), которые не включаются в графики
временного отключения электрической энергии. К ним относятся также объекты водоснабжения
и канализации (п.2 Перечня).
Пункт 91,
абз.3. "Организация водопроводно-канализационного хозяйства и абонент
несут ответственность:
за вред,
причиненный утечками питьевой воды (сточных вод) из систем водоснабжения
(канализации), находящихся в их собственности, хозяйственном ведении или
аренде".
В случае подтопления
подвальных и других помещений, вызванного отсутствием затворов, негерметичным закрытием
ревизий, неисправным техническим состоянием санитарных приборов,
канализационных сетей, сооружений на них, находящихся в собственности или
хозяйственном ведении абонентов, ответственность за причиненный ущерб несет
абонент.
В
случае подтопления подвальных и других помещений, происшедшего вследствие
аварии на сетях и сооружениях систем водоснабжения и (или) канализации,
находящихся в хозяйственном ведении организации ВКХ, ответственность за это
несет организация ВКХ.