Письмо
Госстроя РФ от 25 июня 2003 г. N ЛЧ-3810/13
О
разработке механизма реформирования коммунальной энергетики в рамках
реструктуризации РАО «ЕЭС России»
В соответствии
с планом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 2003 год,
утвержденным 18 марта т.г. председателем Госстроя России Н.П. Кошманом,
Госстрой России разрабатывает механизмы реформирования коммунальной энергетики
в рамках реструктуризации РАО "ЕЭС России", также методологию
формирования вертикали управления муниципальной коммунальной инфраструктурой в
условиях демонополизации путем формирования сетевых компаний и акционерных
обществ по энергоснабжению.
Результатами
проводимых исследований должны стать предложения к проекту постановления
Правительства Российской Федерации и пилотным проектам по организации
региональных компаний на примере субъектов Российской Федерации.
В этой связи
Госстрой России просит направить в Управление реформирования ЖКК предложения и
имеющуюся информацию о наработках по указанным вопросам.
При этом доводим до Вашего сведения, что Госстроем
России и научным центром НП "Лаборатория СЭЛС" подготовлена Концепция
региональной политики в период реструктуризации энергосбытовой деятельности в
регионе как одна из моделей, учитывающая принятые аспекты реформирования
АО-энерго, описывающая методологию реформирования муниципальных предприятий
энергетики, привлечения инвестиционных ресурсов и источники формирования фондов
адресной социальной помощи.
Информация о
социально-экономических и инвестиционных аспектах реструктуризации
муниципальной энергетики регионов прилагается.
Заместитель председателя Л.Н. Чернышов
Приложение
к письму Госстроя РФ
от 25 июня 2003 г. N ЛЧ-3810/13
Социально-экономические
и инвестиционные аспекты реструктуризации муниципальной энергетики регионов
В
постановлении правительства Российской Федерации от 11.07.01 N 526 "О
реформировании электроэнергетики Российской Федерации" заявлены цели
реструктуризации энергетической монополии - РАО "ЕЭС России" -
создание конкурентного рынка электроэнергии, отмена перекрестного
субсидирования, создание сети независимых сбытовых компаний, формирование
"прозрачного механизма" ценообразования и другие, но не описаны
механизмы их достижения. Принятие федеральных законов об электроэнергетике,
определение конкретных сроков проведения реформы, а теперь и создание РКС,
делают разработку конкретных механизмов особенно актуальной. Реформирование (в
особенности коммунальной энергетики) напрямую затронет интересы населения и
бюджетной сферы, а потому должно проводиться под контролем администрации
региона.
В Концепции
реформирования РАО "ЕЭС России", предложенной топ-менеджментом
компании, явно недоучитывается роль администраций и органов государственного
регулирования (в лице региональных энергетических комиссий). А именно с их
участием может быть выстроен механизм управляемой отмены перекрестного
субсидирования, формирования конкурентного рынка сбыта энергоресурсов и
преодоления негативных социальных последствий реформирования.
На этой основе
в регионе могут формироваться с участием и под контролем администрации две
бизнес-среды с финансовым оборотом несколько миллиардов рублей - конкурентный
рынок сбыта электроэнергии и технологическая инфраструктура учета и контроля
потребления, что обеспечит пополнение бюджетов и возможности для проведения
социально ориентированной тарифной политики по отношению к населению и
бюджетно-муниципальной сфере.
По нашему
мнению, макроэкономическая задача - отмена перекрестного субсидирования в
электроэнергетике, т.е. снижение тарифной нагрузки для промышленных
предприятий, бюджетных организаций и доведение тарифов для населения до уровня
фактической себестоимости - не может быть решена в "лоб" простым
повышением тарифов. Для значительной части населения уровень платежеспособного
спроса будет пройден, что вызовет негативные социальные последствия и массовый
отказ от платежей. Решить сложную задачу дифференцированного роста тарифов в
зависимости от уровня потребления, как правило, связанного с уровнем жизни,
обеспечить адресную социальную помощь только действительно нуждающимся
категориям населения, возможно с применением современных технических средств
учета и информационных технологий.
Концепция
региональной политики в период реструктуризации энергосбытовой деятельности
(далее - Концепция) предполагает активное участие администрации региона в
процедурах:
- формирования
сети независимых сбытовых компаний;
- создания
специализированной компании по учету потребления энергоресурсов, которая
становится инструментом администрации для проведения социально ориентированной
тарифной политики;
- привлечения
инвестиций в энергетику региона.
В Концепции
предложен механизм снижения тарифной нагрузки для промышленных предприятий,
создания инвестиционных ресурсов за счет части их дополнительного дохода при
выводе на оптовый рынок электроэнергии и программа управляемой отмены
перекрестного субсидирования.
Разработанный
механизм окупаемости при создании новой рыночной инфраструктуры сбыта
электроэнергии предполагает использование нескольких инвестиционных источников:
- целевые
инвестиционные ресурсы из дополнительного дохода промышленных потребителей при
снижении для них тарифной нагрузки;
- заемные
средства с применением дотации к процентной ставке за счет части дополнительных
бюджетных доходов;
- внешние инвестиции;
-
инвестиционная составляющая в тарифе.
Считаем важным
отметить, как в предлагаемой модели реформирования решены вопросы с сетевыми
активами муниципальных предприятий. При реорганизации МУП на базе выделенных из
их структуры сетевых активов создается Региональная сетевая (низковольтная)
компания, что позволит снизить среднеотпускной тариф на 20 - 25% от уровня
действующего тарифа. В настоящее время потери в среднем по регионам Российской
Федерации составляют 15%, из них 10% являются потерями коммерческими.
Достижение указанного выше экономического эффекта возможно посредством
проведения следующего комплекса связанных мероприятий:
1. Разработка
и внедрение единой технической политики (современные производственные
технологии, материалы и техника) позволит снизить тариф в затратной части по
себестоимости передачи на 15 - 30%.
2. Оптимизация
организационно-управленческой структуры позволит снизить тариф в затратной
части по оплате труда и коммерческим издержкам на 5%.
3. Оптимизация
налогообложения, квалифицированный аудит, юридическое сопровождение всех
производственных и организационных процедур позволит снизить сетевой тариф на
15 - 30%.
Из этого
следует вывод, что необходимым условием снижения транспортного тарифа на
электроэнергию является техническая и управленческая интеграция муниципального
сетевого хозяйства области с безусловным участием администрации региона.
Кроме того,
создание привлекательной в смысле активов компании регионального уровня (с
высокой рыночной стоимостью активов) позволит с новых позиций обсуждать с
АО-энерго вопросы кредиторской задолженности.
При Вашей
заинтересованности, для обеспечения процедуры переходного периода и реализации
комплексной инвестиционной программы реформирования электроэнергетики будут
подготовлены следующие материалы:
- региональная
концепция реструктуризации энергосбытовой деятельности;
- план
действий администрации и РЭК в ходе реформирования электроэнергетики;
-
инвестиционные модели и описание механизмов окупаемости при создании
региональной инфраструктуры учета;
- модель реструктуризации муниципальной
электроэнергетики.