Система
нормативных документов в строительстве
СВОД ПРАВИЛ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ
РАСЧЕТ И РАЗМЕЩЕНИЕ
УЧРЕЖДЕНИЙ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
СП 35-106-2003
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
(ГОССТРОЙ РОССИИ)
Москва
2003
ПРЕДИСЛОВИЕ
1 РАЗРАБОТАН ФГУП «Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий» (ФГУП «Институт общественных зданий») Госстроя России
2 ВНЕСЕН
Департаментом по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения Минтруда
России
3 ПРЕДСТАВЛЕН
Управлением архитектуры и Управлением технического нормирования, стандартизации
и сертификации в строительстве и ЖКХ Госстроя России
4 ОДОБРЕН И
РЕКОМЕНДОВАН к применению в качестве нормативного документа Системы нормативных
документов в строительстве постановлением Госстроя России от 22 сентября 2003
г. № 166
5 ВВЕДЕН впервые
СОДЕРЖАНИЕ
Настоящий свод правил выполнен в развитие СНиП
35-01-2001 «Доступность зданий и
сооружений для маломобильных групп населения», а
также в дополнение к положениям СНиП
2.07.01-89* «Градостроительство.
Планировка и застройка городских и сельских поселений», касающимся формирования нормативной базы и методики
расчета, размеров участков и принципов размещения объектов системы социального
обслуживания пожилых людей.
Потребность в нормативном и подзаконном обеспечении проблемы
обслуживания пожилых людей обусловлена отсутствием единого подхода к
нормированию, оценке эффективности учреждений социального назначения.
Действующие нормативы СНиП
2.07.01-89* практически не учитывают интересы пожилых людей и ориентированы
преимущественно на социально активную часть населения. В СП
35-105-2002 «Реконструкция
городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных
групп населения» речь идет об обслуживании в
традиционных учреждениях и зданиях. Однако для выполнения требований федеральных
законов «Об основах социального обслуживания
населения в Российской Федерации [2],
«О социальном обслуживании граждан пожилого
возраста и инвалидов» [1], постановления Правительства РФ «Федеральный перечень гарантированных государством
социальных услуг...» [3] необходима конкретизация градостроительных норм и
правил применительно к образу жизни пожилых людей.
Основными функциями социального обслуживания согласно федеральным
законам и отраслевым нормативным документам являются:
оказание материальной и социально-бытовой помощи;
организация питания;
содействие в получении медицинской и реабилитационной помощи;
оказание социально-психологической, правовой и консультативной поддержки;
помощь в организации досуга.
Основой содержания СП 35-106 является система формирования и
размещения типов учреждений социального обслуживания с учетом потребностей
пожилых людей в различных формах обслуживания и частоте получения услуг,
сформулированных бывшим ЦИЭТИН (ныне ФЦЭРИ) Минтруда России в 1989 г. на базе
репрезентативных обследований 10 областей России [10].
Работа выполнена авторским коллективом в составе: научный
руководитель по разделу III ФЦП «Старшее поколение» и научный редактор - канд. архит. A.M.
Гарнец (ФГУП «Институт общественных
зданий») (ИОЗ), руководитель разработки и
ответственный исполнитель - канд. архит. A.M.
Базилевич (ИОЗ), при участии д-ра мед. наук Н.Ф. Дементьевой (ФЦЭРИ), инж. Л.В.
Сигачевой (ИОЗ).
Компьютерная графика - канд. техн. наук, д-р
философии А.И. Цыганов (ЭНИО комитет).
Внесен Департаментом по делам
ветеранов, пожилых людей и приема населения Минтруда России (Н.Е. Ускова, И.Н. Бондаренко).
Представлен к утверждению Управлением технического нормирования, стандартизации и сертификации в строительстве и ЖКХ (В.В. Тишенко, С.Ю. Сопоцько) и Управлением архитектуры Госстроя России (Э.А. Шевченко, Н.Н. Якимова).
Согласован Минтрудом России, Государственной противопожарной службой МЧС
России, СЭС Минздрава России, Главгосэкспертизой России (отдел
градостроительства; отдел общественных зданий и архитектуры), Федеральным
центром сертификации в строительстве Госстроя России (Л.А. Викторова).
Одобрен секцией «Архитектура» Научно-технического совета
Госстроя России (протокол от 6 декабря 2001 г. № 01-НС-16/1).
СП 35-106-2003
СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ
И СТРОИТЕЛЬСТВУ
РАСЧЕТ И РАЗМЕЩЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
CALCULATION AND
ALLOCATION OF SOZIAL SERVICE ESTABLISHMENTS
THE ELDERLY PEOPLE
1.1 Документ распространяется на
проектирование системы учреждений социального обслуживания лиц старших
возрастных групп (далее - ЛСВГ, список принятых сокращений приведен в
приложении А) и может учитываться
при формировании структуры сети, при определении вместимости и размещении
стационарных, полустационарных и нестационарных социальных учреждений, при
расчете размеров их участков.
Положения настоящего Свода правил распространяются на проектирование следующих учреждений системы социального обслуживания:
дома-интернаты, дома (отделения) сестринского ухода, хосписы, геронтологические
центры и кабинеты при учреждениях здравоохранения, другие учреждения
медико-социального назначения; оздоровительные и реабилитационные учреждения; территориальные центры социального обслуживания;
учреждения надомого и дневного обслуживания ЛСВГ; специальные жилые дома,
учреждения досугового назначения для ЛСВГ;
учреждения для ЛСВГ без определенного места жительства и т.п.
Полный перечень учреждений дан в приложениях Б и В
(таблица В.1).
1.2 Свод правил СП 35-106 является
развитием и детализацией СНиП
35-01 и СНиП
2.07.01. Требования настоящего СП рекомендуется учитывать при
разработке документации о градостроительном планировании развития территорий и
поселений; в проектах планировки и застройки поселений, а также при разработке
отраслевых (ведомственных) схем развития и размещения объектов социальной
инфраструктуры.
СП 35-106 рекомендуется использовать при разработке комплексных
схем обслуживания нуждающихся в социальной поддержке групп населения.
1.3 Документ предназначен для использования в работе органов
социальной защиты, органов архитектуры и градостроительства, экспертизы,
проектировщиков, заказчиков, а также других участников инвестиционно-градостроительной
деятельности - федерального и муниципального уровней управления развитием
территорий.
В настоящем Своде правил сделаны ссылки на следующие нормативные
документы:
СНиП
35-01-2001. Доступность зданий и
сооружений для маломобильных групп населения
СНиП
2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и
сельских поселений
СНиП
11-04-2003. Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации
СП
35-105-2002. Реконструкция городской застройки с учетом доступности для
инвалидов и других маломобильных групп населения
СП
35-107-2003. Здания учреждений временного пребывания лиц без определенного
места жительства.
3.1 При расчете системы социального
обслуживания и размещении учреждений следует учитывать:
специфические требования городских или сельских ЛСВГ;
наличие сети учреждений социального обслуживания, степень
соответствия рекомендуемому составу, показателям обеспеченности;
ресурсные возможности развития сети и функционирования учреждений;
градостроительные условия размещения учреждений социального
обслуживания - плотность, завершенность жилой застройки;
возможность объединения учреждений в центры и комплексы или,
наоборот, расчленения учреждений на блоки, модули для более эффективного
решения функциональных, отраслевых и градостроительных задач;
наличие у существующих учреждений земельных участков.
3.2 При разработке планов социального обслуживания
ЛСВГ в рамках единой системы обслуживания всех категорий населения решаются
типологические вопросы (определение структуры и типов учреждений), формы
включения учреждений в комплексы, центры, а также градостроительные задачи
(размещение объектов, резервирование территорий).
3.3 При проектировании системы учреждений социального
обслуживания должны быть учтены как объективные потребности лиц старших
возрастных групп, так и особенности учреждений, предоставляющих услуги. Нормы
расчета учреждений обслуживания в настоящем документе комплексно учитывают:
особенности демографической и физиологической структуры ЛСВГ;
существующие и перспективные виды услуг и формы обслуживания;
основные типы поселений и иерархические уровни обслуживания.
3.4 Норма расчета вместимости учреждений социального
обслуживания устанавливается на 1000 лиц старших возрастных групп.
Расчетные единицы в зависимости от вида обслуживания выражаются
либо натурально (места, койки, посты, посадочные места, квартиры), либо в виде
посещений и обращений ЛСВГ, либо в численности обслуживающего персонала
(социальные работники, консультанты).
3.5 Расчет сети учреждений социального
обслуживания ЛСВГ рекомендуется производить на трех уровнях градостроительной
деятельности:
для территории Российской Федерации или ее частей (два и более
субъектов РФ); для территорий субъектов РФ (республик, краев, областей,
автономных областей, автономных округов) и их частей -
определяется вместимость систем социального
обслуживания (в целом и отдельно - для городских и сельских поселений), а также
формируется перечень учреждений обслуживания федерального уровня и уровня
субъектов РФ;
для агломераций, пригородных зон, для территорий районов (уездов),
сельских округов (волостей, сельсоветов) - выявляются пропорции в развитии сети
учреждений центра (агломерации, пригородной зоны, района, сельского округа) и
остальных поселений. Здесь же формируется перечень стационарных учреждений;
для городских поселений - определяются перечни, специализация,
вместимость, тип здания, размер территории, местоположение социальных
учреждений в пределах административных единиц (районов) и элементов
планировочной структуры (квартал, микрорайон и др.).
3.6 При формировании системы и типов учреждений, кроме
дифференцированного учета потребностей в социальном обслуживании, необходимо
также учитывать способность пожилого населения к самообслуживанию. Группы людей
по способности к самообслуживанию принимаются раздельно для городских и
сельских поселений согласно таблице 3.1.
3.7 Лица старших возрастных групп по семейному статусу
разделяются на две основные группы:
«одинокие» - ЛСВГ, не
имеющие родственников или отдельно проживающие, а также семьи из двух
пенсионеров. Процент данной группы ЛСВГ составляет в среднем в городских
поселениях 45, в сельских - 70;
«семейные» - ЛСВГ,
проживающие совместно с другими родственниками и имеющие возможность получать
от них частичную социальную поддержку.
Таблица 3.1
Индекс
|
Характеристика пожилых людей по степени
самообслуживания
|
% к итогу
|
в городских поселениях
|
в сельских поселениях
|
Ппс
|
Способные
к полному самообслуживанию
|
55
|
35
|
Пчс
|
Способные
к частичному самообслуживанию
|
37
|
54
|
Пнс
|
Не
способные к самообслуживанию (из них - на постельном режиме)
|
8 (1,8)
|
11
(2,5)
|
3.8 Потенциальными клиентами системы социального обслуживания,
при отсутствии конкретных обследований, согласно данным ЦИЭТИН (ныне ФЦЭРИ) [10] и ФГУП ИОЗ можно считать 70 %
ЛСВГ в городских поселениях и 55 % ЛСВГ - в сельских.
3.9 Лица старших возрастных групп с
различной способностью самообслуживания и различным семейным статусом формируют
шесть расчетных подгрупп:
Попс - одинокие, с полным
самообслуживанием;
Пспс - семейные, с полным
самообслуживанием;
Почс - одинокие,
с частичным самообслуживанием;
Псчс - семейные, с частичным
самообслуживанием;
Понс - одинокие,
не способные к самообслуживанию;
Пснс - семейные, не способные к
самообслуживанию.
Примечание - В
подгруппах Понс и Пснс следует отдельно учитывать
лиц, находящихся на постоянном постельном режиме.
Расчетная численность нуждающихся в социальном обслуживании по
указанным шести подгруппам принимается согласно таблице В.2 приложения В.
3.10 Предлагается единый (для городских и сельских поселений)
принцип базовой обеспеченности учреждениями: 100 %-ный охват одиноких лиц, не способных к самообслуживанию, 50
%-ный охват семейных, не способных к самообслуживанию, и 50 %-ный охват
частично самообслуживаемых одиноких лиц.
Численность клиентов, подлежащих обслуживанию при базовой и полной
(100 %-ный охват желающих) обеспеченности на каждую 1000 ЛСВГ, приведена в
таблице 3.2.
Таблица 3.2
3.11 Критерием выбора расчетной обеспеченности (между базовой и
полной) являются бюджетные инвестиционные возможности субъектов Российской
Федерации, поселений, а также уровень фактически сложившегося обеспечения ЛСВГ
учреждениями социального обслуживания.
При достигнутом уровне базовой обеспеченности территории
учреждениями социального обслуживания рекомендуется принимать для расчета
полную 100 %-ную обеспеченность.
4.1
Сеть учреждений социального обслуживания имеет иерархическую структуру: высший
федеральный уровень; уровень субъектов Федерации (области, края и пр.); низший
(муниципальный) - в районах (уездах), сельских округах, в городах.
Расчет учреждений следует проводить «сверху», т.е. начиная с
субъекта Федерации, что обеспечит связь всех видов сетей социального
обслуживания.
4.2 Для расчета учреждений социального обслуживания пожилых
людей требуются следующие исходные материалы:
удельный вес лиц старших возрастных групп от численности населения
-для принятия решения о
соотношении надомных и дневных нестационарных форм обслуживания (представляют
органы статистики);
группировка лиц старших возрастных групп по способности
самообслуживания и семейному статусу - для определения приоритетов форм
обслуживания (органы здравоохранения и соцзащиты);
сведения о ЛСВГ прилегающих (к расчетной) территорий
- для обеспечения полноты расчета учреждений (органы
архитектуры и статистики);
перечень и перспективы сохранения существующих учреждений, состав оказываемых
ими услуг и штатные расписания, а также характер использования учреждений - для
установления эффективности сети учреждений социального обслуживания (органы
соцзащиты);
территориальная дислокация учреждений социального обслуживания,
удаленность от жилых комплексов, от остановок общественного транспорта и
улично-дорожной сети - для соблюдения их доступности (органы соцзащиты и
архитектуры);
величина доходов ЛСВГ - для установления соотношения платных и
бесплатных услуг (органы экономики);
объемы ежегодных вводов учреждений за последние пять лет
- для принятия
тактики обеспечения ЛСВГ учреждениями социального обслуживания (органы
бюджетной политики).
4.3 При расчете сети учреждений социального обслуживания
рекомендуется учитывать сроки пребывания в них клиентов, применяя Kи(j) -
коэффициент пребывания лиц старших возрастных групп в j-ом учреждении в течение года.
По продолжительности обслуживания ЛСВГ учреждения социального
обслуживания делятся на:
учреждения долгосрочного обслуживания - пребывание ЛСВГ от 3 до 12 месяцев в году (Kи = 0,25 - 1,0);
учреждения среднесрочного обслуживания - пребывание ЛСВГ от 1 до 3
месяцев в году (Kи = 0,077 - 0,25);
учреждения краткосрочного обслуживания - обслуживание менее 1 раза
в месяц (Kи < 0,077).
Примечание - Особую группу составляют
учреждения специального обслуживания (ЛСВГ без определенного места жительства)
со сроком пребывания от 1 раза в сутки до 6 месяцев в году, Kи = 0,003 - 0,5.
4.4 Нормы расчета учреждений обслуживания определяются по
формуле
Hj = П(j)Kи(j), (4.1)
где Hj - расчетная
норма j-го
учреждения, выражения j-ой
единицей вместимости на 1 тыс. ЛСВГ;
П(j) - потребность в j-ых учреждениях, чел/1
тыс ЛСВГ;
Kи(j) - коэффициент пребывания
клиента в учреждении.
Потребность лиц старших возрастных групп в услугах учреждений
социального обслуживания П(j) следует принимать
согласно «Методическим рекомендациям по
определению потребностей в учреждениях социального обслуживания граждан
пожилого возраста» (научный отчет ЦИЭТИН, 1998). Коэффициент
пребывания ЛСВГ в учреждениях принимается на основе отраслевых стандартов или
статистики фактической оборачиваемости единиц вместимости учреждений.
4.5 Нормы расчета при базовой и полной обеспеченности
учреждениями социального обслуживания для городских и сельских поселений
рекомендуется принимать по таблице Г.1
приложения Г.
4.6 Для расчета потребности в кадрах
административного аппарата и методического отдела центров социального
обслуживания рекомендуется использовать действующие ведомственные нормы
согласно [6], часть из которых
приведена в таблице Д.1 приложения Д.
4.7 В СП 35-106 приводятся средние по
России значения расчетных показателей для формирования сети и типов учреждений
социального обслуживания. Для регионов с резко выраженными отличиями (по
демографии, условиям быта, экономики) возможна дополнительная коррекция этих
показателей.
4.8 В зависимости от задач и вида
градостроительной документации применяется один из двух методов расчета сети
учреждений социального обслуживания:
метод сетевого расчета - определение полной
(расчетной) вместимости учреждений (на стадии разработки территориальной
комплексной схемы, генерального плана);
метод пообъектного расчета - определение полного перечня и
размещение учреждений (на стадии проекта планировки и проекта застройки).
4.9 При сетевом расчете определяется
потребность по следующим видам обслуживания:
социально-бытовое и социально-медицинское обслуживание;
медико-социальное обслуживание (на базе системы здравоохранения);
социально-реабилитационное оздоровительное и досуговое
обслуживание;
социально-консультативное обслуживание;
специальное жилище;
специализированное обслуживание (лиц без определенного места
жительства).
4.10 После расчета сети целесообразно сгруппировать часть учреждений
в:
1) геронтологические,
гериатрические, социально-оздоровительные центры - на
базе стационарных учреждений;
2) центры территориального (дневного)
социального обслуживания (пожилых людей) и комплексные центры (обслуживание
всех нуждающихся в социальной поддержке слоев населения) - на базе
нестационарных учреждений.
4.11 Социальное обслуживание может
осуществляться:
а) в специализированных
учреждениях, предназначенных специально
для пожилых людей;
б) в комплексных
учреждениях, предназначенных для всех категорий
нуждающихся в социальной поддержке слоев населения (многодетные, инвалиды, лица
без определенного места жительства и пр.). Настоящим СП определяется лишь та
доля вместимости, которая приходится на лиц старших возрастных групп;
в) в учреждениях общего пользования, предназначенных для
всех групп населения, в том числе и для ЛСВГ. Доля вместимости этих учреждений,
относящаяся к лицам старших возрастных групп, определяется в [18].
4.12 Расчет сети учреждений социального
обслуживания выполняется для двух типов территорий градостроительного
планирования:
1) территория Российской
Федерации или ее часть (два и более субъектов РФ), территория субъекта РФ
(область, край и пр.) или ее часть - агломерация, пригородная зона, район, сельский
округ;
2) городское поселение,
административная единица или элемент планировочной структуры (крупного,
крупнейшего, сверхкрупного) города.
4.13 Расчет системы учреждений социального обслуживания
территории субъектов РФ включает:
определение вместимости сетей учреждений двух типов поселений -
городских и сельских;
определение системы учреждений и центров межселенного социального
обслуживания;
размещение главных центров и подцентров.
Пример расчета системы учреждений социального обслуживания
территории субъекта РФ приведен в таблице Г.3 приложения Г.
4.14 Ориентировочный набор и вместимость
учреждений социального обслуживания применительно для центров разного ранга
приведены в табл. Г.4 приложения Г.
4.15 Расчет
системы обслуживания в районе (сельском округе) рекомендуется проводить
с учетом:
разновременной доступности учреждений центра района (округа);
функционально-технологической и отраслевой специфики различных
групп учреждений.
4.16 Система социального обслуживания в
районе (сельском округе) зависит от размера и конфигурации территории, от
степени развития транспортной системы. В случае превышения расстояния 50 км от
поселений до центрального поселения территории, что соответствует зоне
2-часовой транспортной доступности, необходимо (за пределами этой зоны) на
основе существующих поселений предусмотреть размещение в них филиалов центров
социального обслуживания.
4.17 Вместимость учреждений центра района (сельского округа) и
подцентров рассчитывается с охватом всего населения района. Так как центральное
поселение района обычно является самым крупным населенным пунктом в районе и
обслуживает наибольшее количество населения, в нем располагается основной
комплекс стационарных учреждений и система управления социальным обслуживанием.
4.18 Вместимость сети стационарных
учреждений (домов-интернатов, учреждений медико-социального обслуживания,
социально-оздоровительных центров), а также полустационарных учреждений
(отделений пятидневного пребывания) подсчитывается по формуле
Вс = Ла, (4.2)
где Вс - вместимость стационарных учреждений;
Л - общая
численность лиц старших возрастных групп района, тыс. чел.;
а - расчетный показатель
обеспеченности учреждениями на 1 тыс. ЛСВГ согласно таблице Г.1 приложения Г.
4.19 Вместимость сети нестационарных учреждений надомного
обслуживания (включая социально-медицинское и индивидуально-договорное) следует
определять по формуле
Внс(н) = Л1а1
+ Л2а2 + Л3а3, (4.3)
где Внс(н) - вместимость нестационарных учреждений надомного
обслуживания;
Л1 - численность лиц старших возрастных групп, проживающих в
центральном поселении района (округа), и ЛСВГ, проживающих в зоне 30-минутной
транспортной доступности центрального поселения;
Л2 - численность ЛСВГ,
проживающих в пределах зон 30-60-минутной
транспортной доступности;
а1, а2 - доля расчетного показателя обеспеченности учреждением
социального обслуживания для Л1, Л2, проживающих в соответствующих зонах транспортной доступности;
Л3 - численность лиц
старших возрастных групп, проживающих
за пределами 60-минутной транспортной доступности;
а3 - доля расчетного
показателя обеспеченности учреждениями социального обслуживания для Л3.
4.20 Вместимость сети нестационарных учреждений дневных форм
обслуживания (включая срочного и консультационного), а также учреждений
медико-социального обслуживания (гериатрические кабинеты) при амбулаторно-поликлинической системе
здравоохранения подсчитывается по формуле
Внс(д) = Л1а1 + Л2а2, (4.4)
где Внс(д) - вместимость нестационарных
учреждений дневного обслуживания.
4.21 Вместимость прочих учреждений социального обслуживания
(специальное жилище, досуг и столовые) следует определять по формуле
Впу = Л1а1. (4.5)
Пример расчета системы социального обслуживания ЛСВГ сельских
поселений приведен в таблице Г.5
приложения Г.
4.22 Расчет системы учреждений социального обслуживания
города осуществляется в два этапа:
первый этап - расчет стационарной и полустационарной сети
учреждений;
второй этап - расчет нестационарной сети.
Стационарные объекты рекомендуется определять на стадии разработки
территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития
территорий субъектов РФ.
4.23 Нестационарные учреждения
рассчитываются одним из двух вариантов:
по нормативам полной обеспеченности, с определением необходимого
числа центров социального обслуживания - в новых жилых районах и в периферийных
районах с низкой плотностью жилой застройки;
в виде мини-центров и комплексов с неполным набором учреждений
(так называемым блок-модульным способом) дневного и надомного обслуживания - в
исторических и других частях городов с плотной застройкой.
4.24 Для городов различной величины
(классификация и численность населения - по Градостроительному кодексу) число
центров социального обслуживания составляет:
малые города (до 50 тыс. чел.)...................................................................................... 1-3
средние города (50-100 тыс. чел.)................................................................................. 3-6
большие города (100-250 тыс. чел.).............................................................................. 6-9
крупные города (250-1000 тыс. чел.).......................................................................... 9-16
крупнейшие города (1,0-3,0 млн. чел.)..................................................................... 16-24
сверхкрупные (свыше 3 млн. чел.)....................................................................... более
24
Ориентировочное число ЦСО и состав их отделений приведены в таблице Г.6 приложения Г. При этом численность обслуживаемых ЛСВГ одним
центром составляет:
1-5 тыс. ЛСВГ - для малых и средних городов;
10-30 тыс. ЛСВГ
- для больших, крупных, крупнейших и
сверхкрупных городов.
4.25 Для анализа эффективности центров
социального обслуживания (ЦСО) можно применять качественно-количественную
оценку по числу отделений, количеству предоставляемых услуг, используя
методику, приведенную в таблице Г.7
приложения Г.
Пример расчета сети учреждений социального обслуживания в городе
на примере района-новостройки с использованием ЦСО приведен в таблице Г.8 приложения Г.
Традиционный способ расчета
4.26 Пообъектный расчет учреждений
осуществляется в соответствии с результатами сетевого расчета (4.9-4.25) и предельной
вместимостью учреждений, установленной в таблице В.1 приложения В.
4.27 Учреждения, входящие в состав центров ЦСО, учитываются на
стадии сетевого расчета согласно таблице Г.6, а не входящие в состав ЦСО, - согласно таблице Г.9 приложения Г.
Блок-модульный способ расчета
4.28 Блок-модульный метод рекомендуется
применять в малых городах и в сельских поселениях или при высокоплотной
застройке с достаточно сформировавшейся системой социального обслуживания.
Блок-модульный метод характеризуется специализацией социальных
работников по родственным видам услуг (бытового-доставочного, бытового-хозяйственного, досугового,
оздоровительного, консультативно-правового), учетом сопоставимой частоты
спроса, равной территориальной доступностью и сходными затратами времени на
оказание услуг.
4.29 Типы блоков надомного обслуживания
(БНО) и радиус обслуживания применяются в соответствии с таблицей 4.1.
Таблица 4.1
Тип
блока
|
Назначение блока
|
Радиус обслуживания поселений, км, городских/сельских
|
БНО.0
|
Для административных
работников и методического аппарата (руководителей, заведующих отделениями, инструкторов социальных
работников)
|
До 3/5
|
БНО.1
|
Для социальных работников,
обеспечивающих доставку товаров и услуг в жилище ЛСВГ
|
До 1,5/3
|
БНО.2
|
Для социальных работников,
оказывающих помощь ЛСВГ по домашнему хозяйству
|
До 0,5/1
|
БНО.3
|
Для социальных работников,
осуществляющих сервисные услуги (написание писем, прогулки, консультации и
пр.)
|
До 1,5/3
|
БНО.4
|
Для услуг посреднического
характера (медицинских работников, правоведов, психологов, педагогов)
|
До 0,5/1
|
4.30 Блок БНО.0 формируется согласно
таблице Д.2 приложения Д. Выполнение персоналом блока БНО.0
преимущественно административных обязанностей позволяет размещать его
безотносительно к зоне обслуживания.
Расчетные показатели для блоков БНО.1 - БНО.4 приведены в таблице Г.10 приложения Г. Размещение блоков БНО.1 и БНО.3, работники которых
используют специальный транспорт, также не регламентируется. Необходимость, как
минимум, двукратного ежедневного посещения блока БНО.2 его работниками обуславливает его доступность в пределах
до 500 м.
4.31 Типы блоков дневного обслуживания
(БДО) и радиус обслуживания рекомендуются в соответствии с таблицей 4.2.
Таблица 4.2
Тип
блока
|
Назначение блока
|
Радиус обслуживания, м
|
БДО.1
|
Для занятия досугом
(любительская и просветительская деятельность, физкультура, активный и
спокойный отдых и т.п.)
|
До 1500
|
БДО.2
|
Для культурно-бытовых
мероприятий, медико-реабилитационных консультаций, медицинских процедур
|
До 500
|
БДО.3
|
Для бытового и
медико-оздоровительного обслуживания
|
До 250
|
Нормы расчета блоков дневного обслуживания приведены в таблице Г.10 приложения Г.
4.32 С учетом примерно равной частоты
посещений отдельных блоков дневных учреждений (отделений) и блоков надомных
услуг клиентами целесообразно их объединение в следующие модули:
Модуль административно-организационного обеспечения сети учреждений надомно-дневного обслуживания - М1.0 = БНО.0.
Модуль сервисного и досугового
обслуживания - М1 =
БНО.3 + БДО.1. Радиус доступности
- до 1,5 км.
Модуль доставочного и дневного
обслуживания - М2 =
БНО.1 + БДО.2. Радиус обслуживания
- до 500 м. Возможно кооперирование модуля с
домами-интернатами, расположенными в селитебной зоне города.
Модуль медико-посреднических услуг -
М3 = БНО.4 +
БДО.3. Радиус доступности - до 250 м. Возможна кооперация с учреждениями
здравоохранения профилактического типа.
Модуль хозяйственно-бытовых услуг -
М4 = БНО.2. Радиус доступности - до
500 м.
5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВМЕСТИМОСТИ, ПОЛЕЗНОЙ
ПЛОЩАДИ И МОЩНОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
5.1 По итогам расчета сети учреждений
социального обслуживания определяется общая численность обслуживаемых клиентов.
Одновременно выявляется вместимость учреждений системы, выраженная
в различных единицах измерения - места, койки, посты, социальные работники,
посадочные места и пр.
5.2 Общая полезная площадь системы обслуживания определяется
суммой общих площадей помещений учреждений. При базовой обеспеченности общая
площадь может быть определена с использованием показателей таблицы Г.2 приложения Г.
Удельный показатель общей площади на 1 тыс. ЛСВГ для города и села
с учетом социальных, административных, хозяйственных и методических функций
системы обслуживания приведен в таблице 5.1.
Таблица 5.1
Структура системы обслуживания
|
Общая площадь, м2,
учреждений социального обслуживания (при базовой обеспеченности) на 1 тыс.
ЛСВГ
|
Городские поселения
|
Сельские поселения
|
Учреждения
социального обслуживания
|
291
|
234
|
Административно-хозяйственные
и методические подразделения центра социального обслуживания (аппарат ЦСО)
|
26
|
25
|
Здание
органов социальной защиты населения
|
10
|
5
|
Всего
|
327
|
264
|
5.3 Для определения мощности системы
социального обслуживания рекомендуется применять показатель (технологического) ресурса
системы, выраженный численностью занятых работников социальной службы.
Перечень кадров обслуживающего персонала учреждений обслуживания
приведен в таблице Д.1 приложения Д.
5.4 Удельный показатель мощности системы
социального обслуживания ориентировочно составляет:
20/30 работников социальных служб на 1
тыс. ЛСВГ городских поселений соответственно при минимальной и полной
обеспеченности учреждениями;
40/60 работника социальных служб на 1
тыс. ЛСВГ сельских поселений.
5.5 При базовой (минимальной) обеспеченности
учреждениями для каждой типологической группы поселений (при 17-25 % ЛСВГ от численности
населения) предлагается численность работников социальной службы на 1 тыс. ЛСВГ
согласно таблице Д.2 приложения Д.
5.6 Состав работников социальной службы
выражается наличием двух групп:
основные специалисты - социальные работники и специалисты
по социальной работе; медицинские работники (врачи и сестры); консультанты в
области психологии, юриспруденции; инструкторы по лечебной физкультуре,
трудотерапии;
дополнительные работники - по организации питания,
культработники, подсобные рабочие; административный аппарат.
Структура кадров работников учреждений социального обслуживания
приведена в таблице Д.3 приложения
Д, а структура групп специалистов
при базовой обеспеченности учреждениями социального обслуживания - в таблице Д.4 приложения Д.
6.1 Размещение учреждений социального обслуживания следует
осуществлять по итогам расчета, приведенного в 4.1-4.32 настоящего
СП. Местоположение и зона обслуживания учреждений зависят от специализации,
вместимости, частоты посещения и времени
пребывания (обслуживания) в нем клиентов. При размещении учреждений следует
учитывать:
а) для стационарных учреждений: необходимость укрупнения их в связи с оснащением сложным
современным оборудованием и привлечением квалифицированных обслуживающих
кадров; зависимость от сети медицинских стационарных учреждений;
б) для нестационарных учреждений надомного обслуживания: развитие сети торгово-бытового обслуживания и
транспортной системы; плотность расселения, наличие амбулаторно-поликлинической сети;
в) для нестационарных учреждений дневного обслуживания и
специального жилища: степень развития культурно-просветительных учреждений;
природные и планировочные факторы; удельный вес пожилых людей с сохранившейся
двигательной активностью.
6.2 К размещению учреждений социального
обслуживания рекомендуется обращаться на трех последовательных этапах
проектирования: градостроительного планирования развития территорий; разработки
проекта планировки; составления проекта застройки.
6.3 На этапе градостроительного планирования развития
территорий размещают суммарную вместимость специализированных
учреждений по видам поселений (городскому и сельскому), по главным центрам
частей территорий субъектов РФ.
К учреждениям обслуживания федерального уровня относятся:
специализированные центры лечебной профилактики (диагностики, реабилитации, лечения и
отдыха);
научно-исследовательские и экспериментальные центры по проблемам
геронтологии;
учебные заведения для подготовки и повышения квалификации кадров -
специалистов социальной службы.
Перечисленные учреждения размещают с учетом сложившейся сети
объектов.
Учреждения для лечения и отдыха размещают на территориях с наиболее благоприятными
микроклиматическими, ландшафтными и санитарно-гигиеническими условиями.
В целях расширения зоны обслуживания учреждений федерального
уровня целесообразно создание сети филиалов - консультативных центров с
применением телекоммуникационных и электронных технологий.
К учреждениям территорий и частей субъектов Федерации относятся:
лечебно-профилактические центры, госпитали и больницы;
центры реабилитации, санатории и дома отдыха;
дома ветеранов профессиональных и творческих объединений;
многопрофильные культурно-информационные центры.
6.4 На
этапе разработки проекта планировки - учреждения социального обслуживания
распределяют по зонам города - жилой, рекреационной, а
также по территории пригородной зоны города или в пределах территорий районов,
сельских округов.
К учреждениям,
распределяемым по функциональным зонам относятся:
специальные жилые дома;
дома-интернаты;
хосписы;
лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные центры;
центры реабилитации;
центры социального обслуживания;
комплексы домов для лиц, не имеющих постоянного места жительства;
досуговые центры и
центры занятости;
учреждения органов соцзащиты, включая органы областного и
федерального уровней.
Параметры удаленности учреждений городского значения принимаются
по СНиП
2.07.01.
6.5 В проектах застройки окончательно
закрепляются участки учреждений социального обслуживания и их отделов,
филиалов, а также предлагается объединение учреждений в комплексы и центры.
6.6 При выборе радиуса доступности
учреждения обслуживания учитываются следующие правила:
для уникальных геронтологических центров - удаленность не
регламентируется;
для стационарной сети (дома-интернаты, учреждения
медико-социального обслуживания) - временная удаленность - не более 2 часов;
для нестационарной сети:
а) для учреждений надомного обслуживания - до 1,5 км в городских поселениях и до 10 км в сельских;
б) для учреждений дневного обслуживания - до 0,5 км и до 3 км
соответственно;
в) для культурно-досуговых учреждений - до 1,5 км и
до 3 км соответственно.
6.7 При блок-модульной организации
надомно-дневного обслуживания следует придерживаться радиусов доступности,
рекомендованных в таблицах 4.1 и 4.2.
6.8 На завершающей стадии проектного
размещения учреждений следует дать предложения по комплексному формированию
среды жизнедеятельности: выделение и благоустройство территорий общего
пользования и пешеходных зон; размещение мест отдыха и площадок для занятий
лечебной физкультурой; приспособление пешеходно-транспортных связей к потребностям
маломобильных пожилых людей; размещение автостоянок; размещение системы
общественных туалетов.
6.9 При определении места размещения
учреждений социального обслуживания следует учитывать дислокацию существующих и
планируемых лечебно-профилактических учреждений, так как в стационарной сети
учреждений социального обслуживания постоянно существует потребность в оказании
консультативной помощи и проведении профилактических осмотров ЛСВГ
специалистами лечебно-профилактических учреждений. В нестационарной сети
рассредоточенность постов надомного (социально-медицинского) обслуживания
требует минимизации передвижений социальных работников в системе «квартира (пост) -
учреждение социального обслуживания - лечебное учреждение».
6.10 Центры социального обслуживания (ЦСО)
следует размещать на жилых территориях, требующих полного предоставления
социальных услуг надомного и дневного типа в объеме, предусмотренном
постановлением Минтруда России [5].
Пример размещения ЦСО в новом развивающемся городском районе
показан на рисунке 6.1.
Примечание - Расчет сети учреждений
социального обслуживания приведен в таблице Г.8 приложения Г
(район № 1 на 24 тыс. ЛСВГ).
6.11 Для сельских поселений рекомендуется
(мини) ЦСО-V,
рассчитанный на обслуживание 0,5-1 тыс. ЛСВГ, с числом постов надомного
обслуживания 50-100 единиц, с малыми отделениями дневного обслуживания (10-25 мест), с комплексным отделением срочной помощи и
консультаций.
6.12 Специальные жилые дома для ЛСВГ следует
размещать в жилой застройке, с соблюдением принципов, изложенных в [9]:
расстояние до предприятий торгово-бытового назначения, а также до остановок общественного
транспорта не должно превышать 500 м;
на пути к ним, как правило, не должно быть наземных переходов улиц
с интенсивным движением транспорта.
Рисунок 6.1 - Размещение центров и учреждений социального
обслуживания пожилых людей в развивающемся городском районе
6.13 Дома-интернаты для лиц старших возрастных групп следует
размещать на жилой территории населенных мест.
Дома-интернаты для
ветеранов труда допускается размещать при медико-санитарных частях
производственных объектов.
Дома-интернаты для лиц творческих профессий и пансионаты
рекомендуется размещать за городом при условии хорошей транспортной связи с
городом.
6.14 Организацию поселка для персонала, обслуживающего
дом-интернат, следует решать в соответствии с СНиП
2.07.01.
6.15 При размещении геронтологического центра следует учитывать
его связь с научно-методическими учреждениями, поэтому его размещение в
пригородной зоне возможно только при хорошем транспортном сообщении.
При размещении геронтологического центра в черте города в его
составе можно предусматривать отделение дневного пребывания и отделение
5-дневного пребывания в соответствии с правилами, изложенными в [13].
6.16 Хосписы следует размещать в жилой или рекреационной зоне на
участках, наиболее благоприятных по санитарно-гигиеническим условиям. При
выборе участков необходимо обеспечить доступность проезда к хосписам больных и
их родственников, близость к действующим больницам.
6.17 Дома
сестринского ухода согласно [20]
следует размещать на участках, наиболее благоприятных по
санитарно-гигиеническим условиям, а также на территориях многопрофильных
больниц.
Для домов сестринского ухода, размещаемых вне территории больниц,
при выборе участков рекомендуется предусматривать транспортную доступность и
близость к действующим больницам.
6.19 Для реконструируемых сложившихся жилых микрорайонов
рекомендуется использовать блок-модульный метод размещения учреждений, расчет
по которому приведен в 4.28-4.32.
Пример размещения блок-модулей нестационарных учреждений
обслуживания в районе со сложившейся застройкой и системой общественного
обслуживания приведен на рисунке 6.2.
Примечание - Расчет сети учреждений
социального обслуживания приведен в таблице Г.8 приложения Г
(район № 2 на 13,7 тыс. ЛСВГ).
6.20 Площадь земельных участков домов-интернатов,
территориальных центров социального обслуживания рекомендуется принимать не
менее установленной в таблице 6.1.
6.21 Размеры земельных участков хосписов и домов (отделений)
сестринского ухода следует принимать в соответствии с таблицей 6.2.
Таблица 6.1
Типы зданий
|
Площадь территории, м2 на 1
место, не менее
|
для городского поселения
|
для сельского поселения
|
Дом-интернат
общего типа и пансионат для лиц старших возрастных групп
|
60
|
80
|
Психоневрологический
дом-интернат
|
50
|
60
|
Дом-интернат
для лиц, вышедших из мест заключения
|
60
|
70
|
Территориальный
центр социального обслуживания
|
40
|
50
|
Таблица 6.2
Типы зданий
|
Расчетный норматив, м2 на 1
койку, не менее
|
Площадь земельного участка, га
|
Хоспис
|
500
|
0,8-1,5
|
Геронтологический
центр
|
100
|
2,0
|
Геронтопсихиатрический центр
|
100
|
2,0
|
Дом
сестринского ухода
|
60
|
0,6-1,2
|
6.22 Размеры земельных участков медико-социальных,
лечебно-консультативных центров без стационара следует принимать из расчета 0,1
га на 100 посещений в смену, но не менее 0,5 га на 1 объект.
Размеры земельных участков гериатрических центров, в структуре
которых есть стационары и лечебно-консультативные отделения, следует принимать:
1) при расположении
стационара и лечебно-консультативного
отделения в одном здании - 150 м2 на 1 койку;
2) при расположении
лечебно-консультативного отделения в отдельностоящих зданиях - из расчета 0,1
га на 100 посещений в смену, но не менее 0,3 га на объект.
6.23 Размеры земельных участков специального жилища следует
принимать в соответствии с таблицей 6.3.
Требования к обустройству территорий вблизи специальных жилых
домов изложены в [18].
Рисунок 6.2 -
Блок-модульный метод размещения учреждений социального обслуживания пожилых
людей в сложившемся районе города
Таблица 6.3
Тип специализированного жилища
|
Расчетный норматив, м2 на 1
чел.
|
Площадь земельного участка, га
|
Специальный
жилой дом с обслуживанием
|
125
100
125
|
0,6
0,5-1,0
1,25-1,5
|
Жилой
комплекс для лиц старших возрастных групп
|
125
|
2,5
|
6.24 Площадь участка для учреждений
временного пребывания лиц без определенного места
жительства следует принимать согласно СП
35-107 и по таблице 6.4.
Таблица 6.4
Показатель
|
Учреждения обслуживания бездомных
|
Социальная гостиница
|
Приют
|
Дом ночного пребывания
|
Центр социальной адаптации
|
Общая площадь, м2/место
|
9,9
|
8,1
|
9,0
|
10,7
|
ДИ+ОВП - дома-интернаты + отделения
временного проживания
УМСО - учреждения
медико-социального обслуживания
ОСОД - отделение
социально-бытового обслуживания на дому
ОСМО - отделение
социально-медицинского обслуживания на дому
СИДО - служба индивидуального
договорного обслуживания на дому
СЖ - специальное жилище
ОДП, О5П - отделение дневного и 5-дневного пребывания
СОЦ -
социально-оздоровительный центр
СС - социальные столовые
СДУ - социально-досуговые учреждения
ОССП -
отделение срочной социальной помощи
КО - консультационное
отделение
УСОБ - учреждения социального
обслуживания лиц без определенного места жительства
ЦСО - центр социального
обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, нуждающихся в социальной
поддержке
КЦСО - комплексный центр
социального обслуживания всех групп населения, нуждающихся в социальной
поддержке
Соц. раб. - социальный работник
С.с.р. - специалист по социальной работе
Соц. конс. - социальный
консультант
Раб. с. с. - работник социальной службы
Мтд - минуты транспортной
доступности
ЛСВГ - лица старших возрастных
групп
Функция
учреждений
|
Технология
обслуживания
|
|
В
нестационаре (или на дому)
|
В
полустационаре
|
В
стационаре
|
|
Специальное
жилище
|
Собственное
жилище
|
|
Бытовая,
посредническая
|
|
|
ОСОД
- отделение социально-бытового обслуживания на дому
|
|
УОБ Социальная гостиница
|
УОБ
Центр социальной адаптации
|
ДИ
Пансионат ветеранов труда
|
|
СЖ
- специальное жилище
|
ОСМО - отделение социально-медицинского обслуживания на дому
|
|
УОБ
Дом ночного пребывания
|
УОБ
Социальный приют
|
ДИ
Дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов
|
|
ЦСО
(филиал) Блоки бытового, медицинского обслуживания
|
ОДП
- отделение дневного пребывания
|
|
О5П Отделение пятидневного пребывания
|
|
УОБ
Специальный дом-интернат для лиц из мест заключения
|
ОВП
- отделение временного пребывания
|
ДИ
- отделение милосердия
|
|
СС
- социальная столовая
|
|
ОССП - отделение срочной помощи
|
|
|
|
|
|
|
СРО
- социально-реабилитационное отделение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СИДО
- служба индивидуально-договорного обслуживания
|
|
|
СОЦ
- социально-оздоровительный центр
|
ПНИ
- психоневрологический интернат
|
|
Лечебная
|
|
|
|
|
|
|
|
УМСО
- хоспис
|
|
|
|
|
УМСО ГЦ-8 Отделение дневного пребывания
|
|
|
УМСО
ГЦ-4 отделение пятидневного пребывания
|
УМСО
- гериатрический центр, отделение
|
УМСО - дом (отделение) сестринского ухода
|
|
УМСО
- геронтологический центр: ГЦ1 - стационар, ГЦ2 - отд. «Милосердия», ГЦ3 -
реабилит. отд., ГЦ6 - псих, центр, ГЦ8 -
восстановительное отделение
|
|
|
|
|
УМСО - гериат-рический
кабинет при поликлинике
|
УМСО
- отдел гериатрической помощи на дому
|
|
|
|
|
|
ГЦ6
- консультац. кабинет
|
УМСО
- госпиталь участников ВОВ
|
|
Досуговая,
консультативная
|
|
|
СДУ - соц.-досуг. учреждение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КО
- консультативное отделение
|
|
|
|
|
|
|
|
ПС
|
ЧС
|
ПС
|
ЧС
|
НС
|
ПС
|
ЧС
|
ПС - способные к полному
самообслуживанию
|
ЧС -
способные к частичному самообслуживанию
|
НС - не способные к самообслуживанию
|
|
Категории
обслуживаемых ЛСВГ
|
|
Таблица В.1 - Типы и виды учреждений
социального обслуживания пожилых людей
№
п. п.
|
Типы учреждений по срокам обслуживания
|
Вид учреждений
|
Стационарность
|
Ед. измерения
|
Вместимость учреждения, чел.
|
Общая площадь, м2 на ед. вместимости
|
Общая площадь, м2
|
минимум
|
максимум
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Учреждения долгосрочного
обслуживания
|
1
|
Дома-интернаты, отделения
временного проживания (ДИ+ОВП)
|
1.1
ДИ (общего типа)
|
ст
|
место
|
25
|
400
|
18
|
450/7200
|
1.2 ОВП (при
домах-интернатах)
|
«
|
«
|
20
|
50
|
16
|
320/800
|
2
|
Учреждения
медико-социального обслуживания (УМСО/д)
|
2.1 Палатные отделения в
гериатрической больнице
|
«
|
«
|
15
|
50
|
25
|
375/1250
|
2.2
Гериатрическое отделение в многопрофильной
больнице
|
«
|
«
|
15
|
50
|
20
|
300/1000
|
2.3 Хосписы
|
«
|
«
|
15
|
100
|
30
|
450/3000
|
2.4 Психоневрологические
(ДИ)
|
«
|
«
|
25
|
100
|
21
|
525/2100
|
3
|
Специальное жилище (СЖ)
|
3.1
Квартиры
|
«
|
место
|
2
|
10
|
15
|
30/150
|
3.2
Дома
|
«
|
квартира
|
50
|
150
|
27
|
1350/4050
|
4
|
Отделение
социально-медицинского обслуживания (на дому) (ОСМО)
|
4.1
В составе ЦСО
|
нс
|
пост
|
60 (30)
|
0,5 (0,6)
|
30 (18)
|
4.2
Гериатрические кабинеты (при поликлиниках)
|
«
|
«
|
60 (30)
|
0,5 (0,6)
|
30 (18)
|
5
|
Отделение социального
обслуживания (на дому) (ОСОД)
|
5.1 В составе ЦСО
|
«
|
«
|
120 (60)
|
0,5 (0,6)
|
60 (36)
|
6
|
Служба
индивидуально-договорного обслуживания (на дому) (СИДО)
|
6.1
На дому
|
«
|
«
|
20
|
1,0 (1,2)
|
20 (36)
|
Социально-оздоровительный
центр (СОЦ)
|
6.2
СОЦ
|
ст
|
место
|
50
|
100
|
20
|
1000/2000
|
Учреждения среднесрочного
обслуживания
|
7
|
Учреждения
медико-социального обслуживания (УМСО/с)
|
7.1
Геронтологический центр-стационар:
|
|
|
|
|
|
|
дом
(отделение) милосердия
|
«
|
койка
|
25
|
200
|
25
|
625/5000
|
реабилитационное отделение
|
«
|
«
|
20
|
100
|
20
|
400/2000
|
7.2 Геронтопсихологический центр
|
«
|
«
|
25
|
150
|
25
|
625/3750
|
7.3 Отделение
восстановительного лечения
|
«
|
место
|
50
|
100
|
10
|
500/1000
|
7.4
Дома сестринского ухода
|
«
|
«
|
100
|
200
|
20
|
2000/4000
|
7.5
Хосписы
|
«
|
койка
|
25
|
30
|
20
|
500/600
|
7.6
Отделение сестринского ухода при больницах
|
«
|
«
|
25
|
50
|
15
|
375/750
|
8
|
Специально-реабилитационное
отделение (СРО)
|
8.1 В составе ЦСО
|
нс
|
место
|
25
|
8
|
203
|
9
|
Социальные столовые (СС)
|
9.1
Самостоятельно
|
«
|
пос. мест
|
50
|
100
|
2
|
50/200
|
9.2
В составе ЦСО
|
«
|
«
|
20
|
30
|
15
|
300/450
|
10
|
Отделения дневного +
5-дневного пребывания (ОДП+О5П)
|
10.1 Отделения в ЦСО
|
п/ст
|
место
|
50
|
100
|
4,8
|
240/480
|
10.2 В домах-интернатах
|
«
|
«
|
25
|
50
|
10,2
|
255-510
|
11
|
Учреждения досуга (СДУ)
|
Клубы, спортзалы
|
нс
|
посещ / сутки
|
25
|
100
|
1,5
|
40-150
|
Учреждения краткосрочного
обслуживания
|
12
|
Учреждения
медико-социального (краткосрочного) обслуживания (УМСО/к)
|
12.1
Лечебно-консультативные отделения (при гериатрических центрах; при
территориальных поликлиниках)
|
«
|
посещ / сутки
|
40
|
200
|
0,5
|
20-100
|
12.2 Гериатрические кабинеты (при поликлиниках; при
специализированных диспансерах; при специальных жилых домах)
|
«
|
«
|
15
|
30
|
0,5
|
8-15
|
13
|
Отделение срочной
социальной помощи (ОССП)
|
При ЦСО
|
|
кол-во соц. раб.
|
3
|
30
|
90
|
14
|
Консультативный отдел (КО)
|
При КЦСО
|
«
|
кол-во консультантов
|
3
|
10
|
30
|
Учреждения специального
обслуживания
|
15
|
Учреждения обслуживания лиц
без определенного места жительства (УОБ)
|
Центры социальной адаптации
|
ст
|
место
|
150
|
300
|
10
|
1500/3000
|
Приюты
|
«
|
«
|
50
|
200
|
5
|
250/1000
|
Гостиницы
|
нс
|
«
|
25
|
100
|
6
|
150/600
|
Дома ночного пребывания
|
«
|
«
|
25
|
100
|
5
|
125/500
|
Специнтернаты
|
ст
|
«
|
25
|
100
|
10
|
250/1000
|
Примечания:
1 ЦСО - центры социального обслуживания, включают: ОСВОД, ОСМО, ОДП, ОССП, СРО, СС.
2 КЦСО - комплексные центры социального обслуживания, включают:
ССО, ОСОД, ОСМО, ОДП, ОВП, КО.
3 Принятые сокращения: ст - учреждения стационарного
обслуживания; п/ст - учреждения полустационарного обслуживания, нс - нестационарного обслуживания.
4 В скобках даны значения для сельской местности.
5 В числителе - площадь учреждений минимальной вместимости, в
знаменателе - максимальной.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица В.2 - Расчетная
численность нуждающихся в услугах учреждений социального обслуживания,* чел/1 тыс. ЛСВГ
Категории
ЛСВГ по степени самообслуживания
|
Городские поселения
|
Группы ЛСВГ по семейному статусу
|
По - одинокие (45 %)
|
Пс - семейные (55 %)
|
55
% ЛСВГ с полным самообслуживанием
|
Попс 450 × 0,55 = 247 - 100 (н/ж) = 147
|
Пспс 550 × 0,55 = 303 - 200 (н/ж) = 103
|
37
% ЛСВГ с частичным самообслуживанием
|
Почс 450 × 0,37 = 167
|
Псчс 550 × 0,37 = 203
|
8
% ЛСВГ, не способные к самообслуживанию
|
Понс 450 × 0,08 = 36
|
Пснс 550 ×
0,08 = 44
|
Из них - на постельном
режиме
|
Понс(п) 450 × 0,018 = (8)
|
Пснс(п) 550 × 0,018
= (10)
|
|
350
|
350
|
ВСЕГО нуждающихся в
обслуживании
|
700 чел/на 1 тыс. ЛСВГ
|
|
Сельские поселения
|
Группы ЛСВГ по семейному статусу
|
По - одинокие (70 %)
|
Пс - семейные (30 %)
|
35
% ЛСВГ с полным самообслуживанием
|
Попс 700 × 0,35
= 245 - 200 (н/ж) = 45
|
Пспс 300 × 0,35 = 105 - 100 (н/ж) = 5
|
54
% ЛСВГ с частичным самообслуживанием
|
Почс 700 × 0,54 = 378
|
Псчс 300 × 0,54 = 162 - 150 (н/ж) = 12
|
11 % ЛСВГ, не способные к самообслуживанию
|
Понс 700 × 0,11 = 77
|
Пснс 300 × 0,11 = 33
|
Из них - на постельном
режиме
|
Понс(п) 700 × 0,025
= (18)
|
Пснс(п) 300 × 0,025
= (8)
|
|
500
|
50
|
ВСЕГО нуждающихся в
обслуживании
|
550 чел/на 1 тыс. ЛСВГ
|
* Принято по методическим
рекомендациям [10].
Примечание - н/ж - лица старших возрастных
групп, не желающие обслуживаться в учреждениях.
|
Таблица Г.1 - Нормы расчета
учреждений социального обслуживания ЛСВГ
№ п. п.
|
Типы и виды социальных учреждений для
городских и сельских поселений
|
Единица измерения
|
Расчетный показатель на 1 тыс. ЛСВГ при
обеспеченности
|
базовой
|
полной
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
Городские
поселения
|
1
|
ДИ+ОВП
- дома-интернаты, отделения временного пребывания
|
место
|
3
|
3
|
2
|
УМСО(д)
- учреждения медико-социального (долгосрочного) обслуживания
|
койка
|
2
|
4
|
3
|
ОСОД
- отделение ЦСО социального обслуживания на дому
|
пост
|
65
|
110
|
4
|
ОСМО
- отделение ЦСО социально-медицинского обслуживания на дому
|
«
|
18
|
20
|
5
|
СИДО
- социально-договорное обслуживание на дому
|
«
|
2
|
5
|
6
|
СЖ
- специальное жилище
|
квартира
|
3
|
10
|
7
|
СОЦ
- социально-оздоровительный центр
|
место
|
0,5
|
3,2
|
8
|
О5П
- отделение ЦСО пятидневного пребывания
|
«
|
0,5
|
2,8
|
9
|
ОДП - отделение ЦСО
дневного пребывания
|
«
|
4,2
|
25,4
|
10
|
СРО
- социально-реабилитационное отделение
|
«
|
0,5
|
1
|
11
|
СДУ
- социально-досуговые учреждения
|
«
|
3
|
27
|
12
|
СС
- социальные столовые
|
пос. место
|
4
|
4
|
13
|
ОССП - отделение ЦСО
срочной социальной помощи
|
соц. работник
|
0,06
|
0,19
|
14
|
КО
- консультативное отделение КЦСО
|
соц. консультант
|
0,13
|
1,36
|
15
|
УОБ
- учреждения обслуживания лиц без определенного места жительства
|
место
|
1,1
|
1,1
|
Сельские поселения
|
1
|
ДИ+ОВП - дома-интернаты,
отделения временного пребывания
|
место
|
2,3
|
2,3
|
2
|
УМСО(д) - учреждения
медико-социального (долгосрочного) обслуживания
|
койка
|
0,5
|
1
|
3
|
ОСОД - отделение ЦСО
социального обслуживания на дому
|
пост
|
89
|
125
|
4
|
ОСМО - отделение ЦСО
социально-медицинского обслуживания на дому
|
«
|
25
|
28
|
5
|
СИДО - социально-договорное
обслуживание на дому
|
«
|
1
|
1
|
6
|
СЖ - специальное жилище
|
квартира
|
1
|
3
|
7
|
СОЦ -
социально-оздоровительный центр
|
место
|
0,7
|
1,7
|
8
|
О5П - отделение ЦСО
пятидневного пребывания
|
«
|
2,5
|
5,4
|
9
|
ОДП - отделение ЦСО
дневного пребывания
|
«
|
0,4
|
2,2
|
10
|
СРО -
социально-реабилитационное отделение
|
«
|
0,1
|
0,3
|
11
|
СДУ - социально-досуговые
учреждения
|
«
|
6
|
15
|
12
|
СС - социальные столовые
|
пос. место
|
1,8
|
1,8
|
13
|
ОССП - отделение ЦСО
срочной социальной помощи
|
соц. работник
|
0,2
|
0,39
|
14
|
КО - консультативное
отделение КЦСО
|
соц. консультант
|
0,3
|
0,76
|
15
|
УОБ - учреждения
обслуживания бездомных
|
место
|
0
|
0
|
Примечания:
1 Базовая обеспеченность принята согласно методическим рекомендациям
[10].
2 Расчетный показатель социального обслуживания на дому (ОСОД)
относится к среднестатистической доле ЛСВГ 17 - 25 % численности населения. При доле ЛСВГ менее 17 %
вводится понижающий коэффициент 0,8, при доле более 25 % - повышающий
коэффициент 1,2.
3 Потребность в учреждениях ОДП + О5П при доле ЛСВГ менее 17 %
принимается с повышающим коэффициентом 1,2, при доле ЛСВГ более 25% - с
понижающим коэффициентом 0,8.
4 Показатель посещаемости гериатрических кабинетов поликлиник
следует принимать в размере 40 и 25 посещений в смену/тыс. ЛСВГ
соответственно при расчете полной и базовой обеспеченности ЛСВГ городских
поселений. Для ЛСВГ сельских поселений принимаются соответствующие расчетные
нормы 25 и 15 посещений в смену/тыс. ЛСВГ. Принято согласно [13].
|
|
|
|
|
|
|
Таблица Г.2 - Определение общей
площади сети учреждений социального обслуживания при минимальной (базовой)
обеспеченности, м2 общей
площади учреждений на 1 тыс. ЛСВГ
№
п. п.
|
Виды обслуживания
|
Единица измерения
|
Городские поселения
|
Сельские поселения
|
Расч. показатель обеспеченности (таблица Г.1)
×
площадь ед. вмест. (таблица В.1)
|
Всего, м2 общей площади
|
Рас. показатель обеспеченности (таблица Г.1)
×
площадь ед. вмест. (таблица В.1)
|
Всего, м2 общей площади
|
Стационарное
|
1
|
Стационары - ДИ+ОВП*
|
место
|
3 × 17
|
51
|
2,3 ×
13
|
30
|
2
|
Стационары - УМСО
|
«
|
2 × 20
|
40
|
0,5 ×
20
|
10
|
Дневное
|
3
|
Бытовое - ОСОД
|
пост
|
65 × 0,5
|
32,5
|
89 × 0,6
|
64,1
|
4
|
Медицинское - ОСМО
|
«
|
18 × 0,5
|
9
|
25 × 0,6
|
15
|
5
|
Договорное - СИДО
|
«
|
2 ×
1,0
|
2,0
|
1 ×
1,2
|
1,2
|
Жилищное
|
6
|
Специальное жилище - СЖ
|
квартира
|
3 ×
27
|
81
|
1 ×
27
|
27
|
Нестационарное
|
7
|
Оздоровительное - СОЦ
|
место
|
0,5 ×
20
|
10
|
0,7 ×
20
|
14
|
8
|
Пятидневное - О5П
|
«
|
0,5 × 10,2
|
5,1
|
2,5 × 10,2
|
25,5
|
9
|
Дневное - ОДП
|
«
|
4,2 × 4,8
|
20,2
|
0,4 × 4,8
|
1,9
|
10
|
Реабилитационное - СРО
|
«
|
0,5 × 8
|
4
|
0,3 ×
8
|
2,4
|
11
|
Геронтологическое - УМСО
|
пос/смен
|
25 × 0,5
|
12,5
|
15 × 0,5
|
7,5
|
12
|
Столовые - СС
|
пос. мест
|
4 × 2
|
8
|
1,8 × 2
|
3,6
|
13
|
Досуговое - СДУ
|
место
|
3 ×
1,5
|
4,5
|
6 × 1,5
|
9
|
Разовое
|
14
|
Срочное - ОССП
|
соц. раб.
|
0,03 ×
30
|
0,9
|
0,2 × 30
|
0,6
|
15
|
Консультативное - КО
|
конс.
|
0,13 ×
10
|
1,3
|
0,3 ×
10
|
3
|
Специализированное
|
16
|
Для бездомных - УОБ
|
место
|
1,1 ×
8
|
8,8
|
-
|
-
|
Всего на 1 тыс. ЛСВГ,
округленно
|
|
291
|
|
234
|
* Полное наименование учреждений - см.
приложение А.
|
Таблица Г.3 - Система
социального обслуживания территории субъекта РФ (пример расчета сети учреждений
области)
Исходные данные
Население области 1,2 млн. жителей. Из них -
327,1 тыс. ЛСВГ (27
% к населению), в том числе в городских поселениях - 269,5 тыс. ЛСВГ (82 % к
итогу), в сельских - 57,6 тыс. ЛСВГ (18 %).
Расчет минимальной (базовой) потребности в развитии сети
учреждений социального обслуживания
№
п. п.
|
Формы обслуживания
|
Единица измерения
|
Городское население, 269,5 тыс. ЛСВГ
|
Сельское население, 57,6 тыс. ЛСВГ
|
Общая потребность
|
уд. норматив на 1 тыс.
|
требуется по расчету
|
уд. норматив на 1 тыс.
|
требуется по расчету
|
Долгосрочное
|
1
|
Стационар (ДИ+ОВП)
|
место
|
3
|
798
|
2,3
|
132
|
930
|
2
|
УМСО - медико-социальное
стационарное
|
«
|
2
|
538
|
0,5
|
29
|
568
|
3
|
ОСОД - бытовое надомное
|
пост
|
78
|
21022
|
107
|
6151
|
27173
|
4
|
ОСМО - медицинское надомное
|
«
|
18
|
4851
|
25
|
1440
|
6291
|
5
|
СИДО - договорное надомное
|
«
|
2
|
539
|
1
|
58
|
597
|
6
|
СЖ - жилищное
|
квартира
|
3
|
798
|
1
|
58
|
856
|
Среднесрочное
|
7
|
СОЦ - оздоровительное
|
место
|
0,5
|
135
|
0,7
|
40
|
175
|
8
|
О5П - пятидневное
|
«
|
0,5
|
135
|
2,5
|
144
|
279
|
9
|
ОДП - дневное
|
«
|
4,2
|
907
|
0,4
|
18
|
925
|
10
|
СРО - реабилитационное
|
«
|
0,5
|
135
|
0,1
|
6
|
141
|
11
|
СС - столовые
|
п. мест
|
4
|
1078
|
1,8
|
104
|
1182
|
12
|
СДУ - досуговое
|
место
|
3
|
809
|
6
|
346
|
1155
|
|
Краткосрочное
|
13
|
ОССП - срочное
|
соц. раб.
|
0,03
|
16
|
0,2
|
12
|
28
|
14
|
КО - консультативное
|
консульт.
|
0,13
|
35
|
0,3
|
17
|
51
|
Специализированное
|
15
|
УОБ - для бездомных
|
место
|
1,1
|
297
|
-
|
-
|
297
|
Примечание - Поскольку в примере доля ЛСВГ более 25 % числа жителей, то
принято:
- норматив для
ОСОД - с повышающим коэффициентом 1,2;
- норматив для ОДП - с понижающим коэффициентом 0,8.
|
Общий потенциал системы учреждений социального обслуживания
По расчету потенциал составил 8463 работника социальной службы
(без учета административного и методического аппарата), в том числе: на города
области приходится 5929 работников (70 % к итогу), на сельские поселения - 2534
работника (30 %), что свидетельствует об опережающем развитии сети учреждений социального
обслуживания в сельских поселениях.
Расчет центров социального обслуживания
Учреждениями социального обслуживания охвачено 20 % желающих ЛСВГ
в городах (или 140 чел/ тыс. ЛСВГ) и 51 % в сельских поселениях (283 чел/тыс.
ЛСВГ). Следовательно, в области необходимо обслужить 37,8 тыс. ЛСВГ + 16,3 тыс. ЛСВГ. При средней мощности городских центров в 1 тыс.
чел. и сельских в 0,5 тыс. чел. получаем число
центров СО - 38 + 33 = 71 ед. Принимая 24
штатные единицы на административный аппарат одного центра, получаем
потребность: для городских центров - 912 административных
работника, для сельских центров - 792.
Для методических отделов специалисты по социальной работе обязаны
вести работу с общим числом желающих обслуживаться. Таковых в городах области -
188,7 тыс. ЛСВГ (700 ×
269,5) и 31,7 тыс. ЛСВГ (550 × 57,6) в
сельских поселениях. Принимая норматив нагрузки на 1 специалиста социальной
работы, получаем потребность для городских методических отделов ЦСО - 54
социальных работника и 13 - для сельских. Кроме того, в каждом методическом
отделе (38 городских и 33 сельских ЦСО) требуется по 5 других сотрудников или 190 чел. в городских и 165
чел. в сельских ЦСО. Таким образом, всего в методических отделах требуется 254
шт. ед. в городах и 178 шт. ед. в сельских
поселениях.