ГОССТРОЙ РОССИИ
МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
ГОДОВЫЕ РЕЖИМЫ РАБОТЫ
СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
МДС 12-13.2003
Москва
2003
ПРЕДИСЛОВИЕ
1 РАЗРАБОТАН Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным
институтом организации, механизации и технической помощи строительству
(ЦНИИОМТП)
ВНЕСЕН
Управлением государственной строительной политики Госстроя России и Техническим
комитетом по стандартизации (ТК-376) «Эксплуатация строительно-дорожных машин и
оборудования»
2 ВЗАМЕН «Рекомендаций по определению годовых режимов
работы и эксплуатационной производительности строительных машин» (ЦНИИОМТП, М.,
1982)
СОДЕРЖАНИЕ
Эффективность
использования машин определяется временем, в течение которого машина выполняет
работу при номинальных режимах нагрузки. Чем больше это время, тем лучше
используется машина и выше качество ее эксплуатации.
Оценка
качества использования машины производится сравнением фактического времени,
отработанного машиной, с расчетной нормой времени, определить которую можно,
проведя расчет годового режима работы машины.
Важно
не только установить факт выполнения или невыполнения расчетного годового
режима работы машины, но и наметить мероприятия по улучшению ее использования.
В
настоящем документе дана методика определения годовых режимов работы
строительных машин и приводятся исходные данные для анализа режимов их работы.
Определенные
расчетом годовые режимы работы машин могут применяться не только для оценки
качества эксплуатации строительных машин, но и для сметных расчетов.
Настоящий
документ подготовлен ЦНИИОМПТ (Колосков
В.Н., Гутарев Ю.А., Корытов Ю.А.)
и Управлением государственной строительной политики Госстроя России (Молоткова Л.Н., Симонов
С.Н.).
Настоящий
документ распространяется на эксплуатацию строительных машин в части
определения годовых режимов их работы.
Документ
устанавливает правила определения годовых режимов работы строительных машин,
содержит исходные данные для расчетов и типовые годовые режимы работы
строительных машин.
Документ
предназначен для использования во всех организациях, занимающихся
проектированием, изготовлением и эксплуатацией строительных машин.
В
настоящем документе использованы ссылки на следующие документы.
ГОСТ 2.601-95
ЕСКД. Эксплуатационные документы.
ГОСТ
25646-95. Эксплуатация строительных машин. Общие требования.
ГОСТ
25866-83. Эксплуатация техники. Термины и определения
СП
12-102-2001. Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу
строительных и дорожных машин.
МДС
12-8.2000. Рекомендации по организации технического обслуживания и ремонта
строительных машин.
Годовой
режим работы строительной машины - продолжительность рабочего времени и
перерывов в работе в течение года.
Суточный
режим работы строительной машины - продолжительность рабочего времени и
перерывов в работе в течение суток.
Коэффициент
внутрисменного использования строительной машины - отношение
времени использования машины по назначению к продолжительности сменного
рабочего времени.
Эксплуатация
строительной машины и условия эксплуатации машины - по ГОСТ 25866.
4.1.
Режим работы строительных машин определяется продолжительностью времени работы машины
и перерывов в работе машин за соответствующий период календарного времени.
Рабочее
время машин включает продолжительность выполнения операций технологического
процесса работ (передвижения машины по фронту работ в пределах одного
строительного объекта), технологических перерывов в работе машин, подготовки
машины к работе в начале смены и сдачи ее в конце смены, технического
обслуживания машин в течение смены (ЕО).
4.2.
В основном режимы работы машин подразделяются на годовые и суточные, но могут
разрабатываться и на другие периоды календарного времени года.
4.3.
Определение годового режима работы машин предусматривает получение данных по
распределению календарного времени на рабочее время и время, когда машина по
тем или иным причинам не работает: техническое обслуживание, за исключением
ежесменного, ремонт, перемещение с одного объекта на другой, монтаж или
демонтаж и др. В годовом режиме учитываются только целосменные перерывы в
работе машин.
Годовой
режим работы может определяться как на каждую машину, так и на среднесписочную
машину по каждой группе.
4.4.
Суточный режим определяет количество смен работы машин в течение суток.
Количество смен работы при этом определяется как средняя величина.
5.1.
Годовые режимы работы строительных машин должны разрабатываться применительно к
конкретным условиям их эксплуатации, организованной согласно требованиям ГОСТ
25646.
5.2.
Годовой режим работы машин может быть определен в сутках, сменах и часах
рабочего времени.
Расчет
годового режима работы машин заключается в определении количества суток, смен,
часов;
времени
работы машины в году;
перерывов
в работе машины в результате перебазировок, выходных дней, метеоусловий,
ремонта и др.
5.3.
Количество рабочих суток машины в году Д определяется путем исключения из календарного времени года
числа суток перерывов в работе машины по всем причинам, т.е.
Д = 365 - (Дв +
Дпр + Дм
+Дн + До + Дрем), (1)
где Дв - праздничные и выходные дни;
Дпр - время,
затрачиваемое на перебазировку машин (время на демонтаж, перевозку и монтаж
машин на новом месте работы);
Дм - перерывы в работе,
связанные с неблагоприятными метеорологическими условиями, при которых машины
не могут работать;
Дн - непредвиденные перерывы в работе машин;
До - время, затрачиваемое на
доставку машин на ремонтное предприятие и обратно, а также время ожидания
ремонта;
Дрем - время нахождения машин в техническом обслуживании и ремонте.
Количество
смен работы машины в году Дсм определяется исходя из
количества смен работы машины в сутки, с учетом требований технологии
производства работ и фактически достигнутой сменности, учитывающей конкретные
условия эксплуатации машин в организации, для которой разрабатываются годовые
режимы работы
Дсм = ДКсм, (2)
где Ксм - количество смен работы машины в
сутки.
Для
группы (вида) машин Ксм
рассчитывается исходя из данных о количестве машин, работавших с
различной сменностью в сутки соответствующего календарного периода времени по
следующей формуле
(3)
где Ксм.м
- количество смен работы отдельных машин в сутки;
Мк - среднесписочное количество машин, работавших со
сменностью, равной соответствующей величине Ксм.м;
Тк - количество суток работы данной группы машин с одинаковой
сменностью;
М - общее
среднесписочное количество работавших машин;
Т - количество суток, отработанных машинами в соответствующем периоде.
Количество
часов рабочего времени машины в течение года Дч при продолжительности смены в часах
согласно режиму, установленному для данной организации и в соответствии с
действующим законодательством, определяется как
Дч = ДДсмПсм, (4)
где Псм
- продолжительность рабочей смены, ч.
5.4.
Количество праздничных и выходных дней Дв принимается по календарю, а при
работе машинистов по скользящему графику - на основании графиков, принятых в
данной организации.
5.5.
Количество суток, затрачиваемых на перебазировку машин в течение года Дпр, определяется на основании данных о
количестве и территориальном размещении строящихся объектов, продолжительности
их строительства. При этом учитываются намечаемые на планируемый период
изменения структуры работ, количества и размещения объектов и мероприятия,
сокращающие продолжительность перебазировки. При определении продолжительности
перебазировок машин могут быть использованы данные, приведенные в прил. 1 (табл. 1 - 5).
При
расчете режимов использования самоходных колесных машин, которые имеют
постоянную стоянку на эксплуатационной базе строительной организации, время, затрачиваемое
ежедневно на переезды к месту работы и обратно (при расстояниях не более 25 -
30 км), учитывают в составе сменного рабочего времени и в затраты времени на
перебазировку не включают.
5.6.
Перерывы в работе машин, связанные с неблагоприятными метеорологическими
условиями, определяются на основании данных соответствующих районных управлений
гидрометеослужбы с учетом типа машины.
Данные
гидрометеослужбы по отдельным географическим пунктам о количестве дней в году с
неблагоприятными метеорологическими условиями, влияющими на продолжительность
рабочего времени машин, приведены в прил. 1 (табл. 6).
5.7.
При расчете годового режима может быть предусмотрено время на перерывы в работе
машин по непредвиденным причинам и резерва времени машин Дн, продолжительность которых
принимается 3 % календарного времени за вычетом праздничных и выходных дней.
5.8.
Время, затрачиваемое на доставку машин на ремонтное предприятие и обратно, а
также время ожидания ремонта определяются на основании расчетов и данных о
фактических затратах времени (прил. 2).
5.9.
Время нахождения машины в техническом обслуживании и ремонте Дрем (в сутках) определяется по формуле
(5)
где Дп = Дв
+ Дпр + Дм + Дн + До - перерывы в работе машин по всем
причинам, кроме перерывов для технического обслуживания и ремонта;
Ксм - количество
смен работы в сутки;
Псм - продолжительность
смены, ч;
Рч - количество дней нахождения машин в техническом
обслуживании и ремонте в расчете на 1 ч сменного рабочего времени машины.
5.10.
При наличии счетчика моточасов время нахождения машины в техническом
обслуживании и ремонте (в сутках) можно определить из выражения
Дрем = (Tм.ч/Kп)Pч, (6)
где Тм.ч
- наработка машины в моточасах.
5.11.
Величина Рч принимается на основании показателей,
содержащихся в эксплуатационной документации, по ГОСТ 2.601, заводов-изготовителей
и фактических сведений по аналогичным машинам.
Если
эти данные отсутствуют, то Рч определяется по формуле
(7)
где Ктор - количество технических обслуживаний
и ремонтов каждого вида машин за один ремонтный цикл;
Пр - продолжительность
одного технического обслуживания и ремонта соответствующего вида машин в
рабочих сутках;
Цм - продолжительность ремонтного цикла в моточасах;
Кп - коэффициент отношения наработки машины в
моточасах к сменному рабочему времени, за которое она получена.
Значения
величины Пр принимаются поданным МДС
12-8.2000. Коэффициент Кп определяется по каждой организации, для которой рассчитывают
режимы работы машин.
5.12.
Для упрощения расчетов Рч при отсутствии фактических данных о наработке машин можно
пользоваться усредненными значениями коэффициента Кп,
приведенными в табл. 7 прил. 1. При определении режимов работы
для парка менее 15 одноименных машин затраты времени на ремонты рекомендуется определять
для каждой машины с учетом фактически отработанного количества часов.
5.13.
При определении продолжительности перерывов в работе машин по различным
причинам рекомендуется учитывать возможность сокращения их за счет совмещения
перерывов во времени. Так, сутки с неблагоприятными метеорологическими
условиями могут совпадать с выходными и праздничными днями. Продолжительность
перерывов в работе машин в связи с выходными днями может быть уменьшена за счет
введения скользящего графика работы машинистов. Перерывы в работе для
технического обслуживания машин могут быть сокращены за счет организации
проведения его в выходные дни или в нерабочие смены.
6.1.
Годовая эксплуатационная производительность (выработка) машины П
определяется на основании данных годового режима работы машины и ее
эксплуатационной производительности
П = ТчПэ, (8)
где Тч - количество часов рабочего времени
в году;
Пэ -
эксплуатационная производительность машины.
6.2.
Эксплуатационная производительность машины определяется на основании данных о
фактическом количестве часов рабочего времени и выполненном объеме работ за
расчетный период.
Эксплуатационная
производительность Пэ может быть подсчитана по формулам
технической производительности Пт с учетом коэффициента
внутрисменного использования рабочего времени Kв, т.е.
Пэ = ПтКв. (9)
6.3.
Коэффициент использования внутрисменного времени Кв определяется
на основании данных систематических наблюдений о внутрисменных потерях рабочего
времени.
Если
эти данные отсутствуют, можно использовать значения Кв, приведенные в СП 12-134-2001.
7.1.
Для оценки использования строительных машин по времени и производительности
следует применять следующие показатели:
коэффициент
использования машины по времени в году;
коэффициент
использования внутрисменного времени;
показатель
использования машины по производительности в году.
7.2.
Коэффициент использования машины по времени в году Кг определяется
(10)
где Дф
- фактическое количество суток, отработанное машиной в течение года.
7.3.
Коэффициент использования внутрисменного времени Кв определяется
(11)
где Псмф
- фактическое время работы машины в смену.
7.4.
Показатель использования машины по производительности в году Р определяется
(12)
где Пф - фактическая годовая эксплуатационная
производительность (выработка) машины.
7.5.
Дополнительными показателями оценки использования машин могут служить данные
анализа режимов работы, полученные путем сравнения фактических затрат времени на
перебазировку машин, техническое обслуживание и ремонт машин, потерь рабочего
времени в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями и
непредвиденными причинами с затратами времени, предусмотренными в режимах
работы.
Эти
данные используют при расчете режимов работы на последующий планируемый период
и разработке мероприятий по улучшению использования машин.
8.1.
Типовые годовые режимы работы строительных машин приведены в табл. 1 - 9 и могут быть использованы:
для
практических целей планирования и анализа фактического использования машин,
если исходные данные, принятые для расчета режимов, соответствуют условиям
работы организаций, использующих эти режимы;
в
качестве методического пособия для разработки режимов при различии исходных
данных соответствующей строительной организации и принятых в типовых режимах.
8.2.
За основу расчета режимов работы машин приняты:
двухсменная
работа машин при пятидневной рабочей неделе;
продолжительность
смены 8,2 ч;
количество
выходных и праздничных дней - по календарю;
затраты
времени на перебазировку машин - по фактическим данным ряда строительных
организаций.
При
расчете режимов перерывы в работе машин по метеорологическим причинам приняты
не в среднем по зоне, а применительно к конкретным пунктам. Для экскаваторов,
погрузчиков, бульдозеров, кранов стреловых приняты следующие пункты: I зона - Краснодар, II зона - Петербург, III зона - Москва, IV зона - Хабаровск, V зона - Чита, VI зона - Бодайбо;
для тракторов с навесным экскаваторным оборудованием вместимостью 0,25 м3,
скреперов, автогрейдеров: I зона -
Краснодар, II зона - Воронеж, III зона - Волгоград, IV зона - Казань, V зона - Иркутск;
для кранов башенных: I зона -
Краснодар, II зона - Минск, III зона - Москва, IV зона - Вятка, V зона - Кемерово.
Продолжительность
пребывания машин в ремонте и техническом обслуживании определена на основе
данных, приведенных в МДС
12-8.2000.
Техническое
обслуживание машин частично производят во внесменное время, поэтому время,
необходимое для технического обслуживания, уменьшено на 5 - 10 %.
Для
землеройных машин, учитывая сезонный характер их использования и возможность
проведения ремонтов в межсезонный период, в режимах указана лишь
продолжительность технических обслуживаний. По этой же причине в режимах не
предусмотрено время на доставку этих машин в ремонт и обратно и ожидание
ремонта. Среднесуточное время работы принято 16,4 ч.
Таблица 1
Элементы режима работы
|
Температурные зоны
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
Экскаваторы одноковшовые
1 - 4 - размерных групп
|
Количество нерабочих
суток в году
|
163
|
166
|
166
|
168
|
173
|
189
|
В том числе по
причинам:
|
|
|
|
|
|
|
праздничные
и выходные дни
|
115
|
115
|
115
|
115
|
115
|
115
|
перебазировка
машин
|
5
|
5
|
4
|
4
|
3
|
3
|
метеорологические
причины
|
6
|
9
|
11
|
14
|
20
|
38
|
непредвиденные
причины
|
7
|
7
|
7
|
7
|
7
|
7
|
техническое
обслуживание и ремонт
|
27
|
27
|
27
|
26
|
26
|
24
|
доставка
в ремонт и обратно, а также ожидание ремонта
|
3
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Количество суток
работы в году
|
202
|
199
|
199
|
197
|
194
|
176
|
Количество часов
рабочего времени в году
|
3313
|
3264
|
3264
|
3234
|
3182
|
2886
|
Таблица 2
Элементы
режима работы
|
Температурные
зоны
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
Бульдозеры
|
Количество нерабочих суток в году
|
160
|
162
|
163
|
165
|
170
|
186
|
В том числе по причинам:
|
|
|
|
|
|
|
праздничные и выходные дни
|
115
|
115
|
115
|
115
|
115
|
115
|
перебазировка машин
|
7
|
7
|
6
|
6
|
5
|
5
|
метеорологические причины
|
6
|
9
|
11
|
14
|
20
|
38
|
непредвиденные причины
|
8
|
8
|
8
|
8
|
8
|
8
|
техническое обслуживание и ремонт
|
20
|
19
|
19
|
19
|
19
|
17
|
доставка в ремонт и обратно, а также
ожидание ремонта
|
4
|
4
|
4
|
3
|
3
|
3
|
Количество суток работы в году
|
205
|
203
|
202
|
201
|
195
|
179
|
Количество часов рабочего времени в году
|
3362
|
3329
|
3313
|
3296
|
3198
|
2936
|
Таблица 3
Элементы
режима работы
|
Температурные зоны
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
Скреперы
|
Количество нерабочих суток в
году
|
192
|
237
|
242
|
254
|
264
|
В том числе по причинам:
|
|
|
|
|
|
праздничные и
выходные дни
|
115
|
115
|
115
|
115
|
115
|
перебазировка
машин
|
6
|
6
|
5
|
4
|
4
|
метеорологические причины
|
47
|
96
|
103
|
117
|
129
|
непредвиденные причины
|
8
|
8
|
8
|
8
|
8
|
техническое обслуживание и ремонт
|
16
|
12
|
11
|
10
|
8
|
Количество суток работы в году
|
173
|
127
|
126
|
111
|
101
|
Количество часов рабочего времени в году
|
2837
|
2083
|
2017
|
1820
|
1656
|
Таблица 4
Элементы режима работы
|
Температурные зоны
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
Автогрейдеры
|
Количество нерабочих суток в году
|
183
|
230
|
236
|
249
|
261
|
В том числе по причинам:
|
|
|
|
|
|
праздничные и выходные дни
|
115
|
115
|
115
|
115
|
115
|
перебазировка машин
|
5
|
5
|
4
|
4
|
4
|
метеорологические причины
|
47
|
96
|
103
|
117
|
129
|
непредвиденные причины
|
8
|
8
|
8
|
8
|
8
|
техническое обслуживание и ремонт
|
8
|
6
|
6
|
5
|
5
|
Количество суток работы в году
|
182
|
135
|
129
|
116
|
104
|
Количество часов рабочего времени в году
|
2985
|
2214
|
2116
|
1902
|
1706
|
Примечание. Годовой режим работы автогрейдеров
рассчитан применительно к использованию их на земляных работах. При
использовании автогрейдеров в зимнее время на расчистке дорог и других
работах рабочее время соответственно увеличивается.
|
Таблица 5
Элементы
режима работы
|
Температурные зоны
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
Автомобильные краны
|
Количество нерабочих суток в году
|
152
|
157
|
158
|
161
|
164
|
181
|
В том числе по причинам:
|
|
|
|
|
|
|
праздничные и выходные дни
|
115
|
115
|
115
|
115
|
115
|
115
|
перебазировка машин
|
7
|
7
|
6
|
6
|
5
|
5
|
метеорологические причины
|
5
|
8
|
10
|
13
|
19
|
37
|
непредвиденные причины
|
7
|
7
|
7
|
7
|
7
|
7
|
техническое обслуживание и ремонт
|
16
|
16
|
16
|
16
|
15
|
14
|
доставка в ремонт и обратно, а также
ожидание ремонта
|
5
|
4
|
4
|
4
|
3
|
3
|
Количество суток работы в году
|
210
|
208
|
207
|
204
|
201
|
184
|
Количество часов рабочего времени в году
|
3444
|
3411
|
3395
|
3346
|
3296
|
3018
|
Таблица 6
Элементы
режима работы
|
Температурные
зоны
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
Краны на пневмоколесном ходу
|
Количество нерабочих суток в
году
|
163
|
165
|
168
|
169
|
172
|
188
|
В том числе по причинам:
|
|
|
|
|
|
|
праздничные и
выходные дни
|
115
|
115
|
115
|
115
|
115
|
115
|
перебазировка машин
|
7
|
7
|
6
|
6
|
5
|
5
|
метеорологические
причины
|
6
|
9
|
11
|
14
|
20
|
38
|
непредвиденные
причины
|
8
|
8
|
8
|
8
|
8
|
8
|
техническое
обслуживание и ремонт
|
22
|
22
|
22
|
22
|
21
|
19
|
доставка в ремонт и
обратно, а также ожидание ремонта
|
5
|
4
|
4
|
4
|
3
|
3
|
Количество суток работы в году
|
202
|
200
|
199
|
196
|
193
|
177
|
Количество часов рабочего
времени в году
|
3313
|
3280
|
3264
|
3214
|
3165
|
2902
|
Таблица 7
Элементы
режима работы
|
Температурные
зоны
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
Гусеничные краны
|
Количество нерабочих суток в
году
|
164
|
166
|
166
|
169
|
172
|
189
|
В том числе по причинам:
|
|
|
|
|
|
|
праздничные и
выходные дни
|
115
|
115
|
115
|
115
|
115
|
115
|
перебазировка машин
|
5
|
5
|
4
|
4
|
3
|
3
|
метеорологические
причины
|
6
|
9
|
11
|
14
|
20
|
38
|
непредвиденные
причины
|
8
|
8
|
8
|
8
|
8
|
8
|
техническое обслуживание
и ремонт
|
24
|
23
|
23
|
23
|
22
|
21
|
доставка в ремонт
и обратно, а также ожидание ремонта
|
6
|
6
|
5
|
5
|
4
|
4
|
Количество суток работы в году
|
201
|
199
|
199
|
196
|
193
|
176
|
Количество часов рабочего
времени в году
|
3296
|
3264
|
3264
|
3214
|
3165
|
2886
|
Таблица 8
Элементы
режима работы
|
Температурные
зоны
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
Башенные краны
|
Количество нерабочих суток в
году
|
169
|
173
|
179
|
180
|
194
|
232
|
В том числе по причинам:
|
|
|
|
|
|
|
праздничные и
выходные дни
|
115
|
115
|
115
|
115
|
115
|
115
|
перебазировка
машин
|
20
|
20
|
20
|
20
|
20
|
20
|
метеорологические
причины
|
8
|
12
|
19
|
21
|
36
|
78
|
непредвиденные
причины
|
8
|
8
|
8
|
8
|
8
|
8
|
техническое
обслуживание и ремонт
|
13
|
13
|
12
|
12
|
12
|
9
|
доставка в ремонт
и обратно, а также ожидание ремонта
|
5
|
5
|
5
|
4
|
3
|
2
|
Количество суток работы в году
|
196
|
192
|
186
|
185
|
171
|
133
|
Количество часов рабочего
времени в году
|
3214
|
3149
|
3050
|
3034
|
2804
|
2181
|
Таблица 9
Элементы режима работы
|
Температурные зоны
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
Одноковшовые
погрузчики
|
Количество нерабочих
суток в году
|
152
|
155
|
156
|
158
|
164
|
181
|
В том числе по
причинам:
|
|
|
|
|
|
|
праздничные
и выходные дни
|
115
|
115
|
115
|
115
|
115
|
115
|
перебазировка
машин
|
10
|
10
|
9
|
9
|
8
|
8
|
метеорологические
причины
|
5
|
8
|
10
|
13
|
20
|
38
|
непредвиденные
причины
|
7
|
7
|
7
|
7
|
7
|
7
|
техническое
обслуживание и ремонт
|
11
|
11
|
11
|
11
|
11
|
10
|
доставка
в ремонт и обратно, а также ожидание ремонта
|
4
|
4
|
4
|
3
|
3
|
3
|
Количество суток
работы в году
|
213
|
210
|
209
|
207
|
201
|
184
|
Количество часов
рабочего времени в году
|
3493
|
3444
|
3428
|
3395
|
3296
|
3018
|
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА РЕЖИМОВ РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
Таблица 1
Средние скорости перевозки строительных машин на трайлере
Группа дорог
|
Тип дорожного покрытия
|
Скорость, км/ч
|
|
В городе
|
10
|
За городом
|
|
I
|
Дороги асфальтобетонные, цементобетонные
|
15
|
II
|
Дороги щебеночные, гравийные
|
12
|
III
|
Дороги грунтовые естественные
|
10
|
Таблица 2
Средние скорости передвижения пневмоколесных машин, буксируемых
тягачами
Группа
дорог
|
Тип
дорожного покрытия
|
Скорость,
км/ч
|
|
В городе
|
20
|
За городом
|
|
I
|
|
30
|
II
|
|
20
|
III
|
|
15
|
Таблица 3
Средние скорости передвижения автомобильных и пневмоколесных
кранов
Группа
дорог
|
Тип
дорожного покрытия
|
Скорость,
км/ч
|
|
В городе
|
25
|
За городом
|
|
I
|
|
40
|
II
|
|
25
|
III
|
|
20
|
Таблица 4
Затраты времени при перебазировке строительных машин
Наименование
работ
|
Затраты времени, ч
|
Погрузка на трайлер, разгрузка
с трайлера:
|
|
экскаваторы и краны гусеничные
|
1
|
тракторы, бульдозеры, катки дорожные, трубоукладчики, скреперы
|
0,75
|
Прицепка к буксиру и отцепка от
буксира машины на пневмоколесном ходу
|
0,3
|
Таблица 5
Затраты времени на одну перебазировку (монтаж, демонтаж и
перевозка) башенного крана
Грузовой момент крана, кН×м
|
Затраты времени на одну перебазировку,
сутки
|
До 250
|
3
|
От 251 до 500
|
8
|
От 501 до 1000
|
12
|
Более 1000
|
15
|
Таблица 6
Число суток в году с неблагоприятными метеорологическими
условиями, влияющими на продолжительность рабочего времени машин
(по данным гидрометеослужбы)
Температурные зоны, города
|
Факторы, влияющие на продолжительность
рабочего времени машин
|
Число
суток
|
I температурная зона
|
|
|
Краснодар
|
Ветер более 10 м/с
|
37,8
|
Дождь
|
18,9
|
II температурная
зона
|
|
|
Петербург
|
Ветер более 10 м/с
|
2,7
|
Дождь
|
11,6
|
Минск
|
Ветер более 10 м/с
|
18,1
|
Дождь
|
11
|
Ростов-на-Дону
|
Ветер более 10 м/с
|
50
|
Дождь
|
13
|
III температурная
зона
|
|
|
Москва
|
Ветер более 10 м/с
|
21,5
|
Дождь
|
15,8
|
Гурьев
|
Ветер более 10 м/с
|
43,1
|
Дождь
|
2,9
|
Владивосток
|
Ветер более 10 м/с
|
128,7
|
Дождь
|
20,8
|
Петропавловск-Камчатский
|
Ветер более 10 м/с
|
149,4
|
Дождь
|
29,8
|
Волгоград
|
Ветер более 10 м/с
|
52,4
|
Дождь
|
7,9
|
Саратов
|
Ветер более 10 м/с
|
41,4
|
Дождь
|
6
|
Псков
|
Ветер более 10 м/с
|
10
|
Дождь
|
9,3
|
Рязань
|
Ветер более 10 м/с
|
22,4
|
Дождь
|
11,3
|
IV температурная
зона
|
|
|
Мурманск
|
Ветер более 10 м/с
|
87,8
|
Дождь
|
8,5
|
Казань
|
Ветер более 10 м/с
|
19,4
|
Дождь
|
8,2
|
Хабаровск
|
Температура -30 °С
|
4,9
|
Ветер более 10 м/с
|
65,7
|
Дождь
|
16,2
|
Уфа
|
Температура -30 °С
|
1,6
|
Ветер более 10 м/с
|
7,5
|
Дождь
|
6,5
|
Вятка
|
Температура -30 °С
|
2,4
|
Ветер более 10 м/с
|
30,7
|
Дождь
|
10,3
|
V температурная
зона
|
|
|
Нижний Тагил
|
Температура -30 °С
|
3,5
|
Ветер более 10 м/с
|
12,5
|
Дождь
|
8,9
|
Омск
|
Температура -30 °С
|
7,7
|
Ветер более 10 м/с
|
15,4
|
Дождь
|
8,9
|
Кемерово
|
Температура -30 °С
|
9,3
|
Ветер более 10 м/с
|
51,4
|
Дождь
|
8,8
|
Красноярск
|
Температура -30 °С
|
8,1
|
Ветер более 10 м/с
|
21,7
|
Дождь
|
7,9
|
Иркутск
|
Температура -30 °С
|
11,3
|
Ветер более 10 м/с
|
3,6
|
Дождь
|
10
|
Чита
|
Температура -30 °С
|
19,2
|
Ветер более 10 м/с
|
4,5
|
Дождь
|
10
|
Братск
|
Температура -30 °С
|
20,3
|
Ветер более 10 м/с
|
3,3
|
Дождь
|
4,3
|
Таблица 7
Количество суток нахождения машин в техническом обслуживании и
ремонте, приходящееся на 1 моточас и значения коэффициента Кп
Машины
|
Техническое обслуживание и ремонт
|
Кп
|
Экскаваторы
одноковшовые (1 - 4-размерные группы)
|
0,016
|
0,48
|
Экскаваторы
многоковшовые
|
0,017
|
0,44
|
Бульдозеры
|
0,015
|
0,45
|
Скреперы
|
0,016
|
0,74
|
Автогрейдеры
|
0,011
|
0,46
|
Рыхлители на базе
тракторов
|
0,018
|
0,69
|
Корчеватели и
кусторезы
|
0,013
|
0,32
|
Буровые машины
|
0,016
|
0,24
|
Сваебойное
оборудование
|
0,012
|
0,25
|
Катки моторные
|
0,007
|
0,4
|
Асфальтоукладчики,
бетоноукладчики
|
0,012
|
0,36
|
Краны стреловые
автомобильные
|
0,017
|
0,22
|
Краны стреловые
пневмоколесные
|
0,025
|
0,33
|
Краны стреловые
гусеничные
|
0,026
|
0,34
|
Краны башенные
|
0,014
|
0,4
|
Подъемники
строительные мачтовые
|
0,002
|
0,1
|
Трубоукладчики
|
0,018
|
0,4
|
Погрузчики
одноковшовые
|
0,016
|
0,26
|
ПРИМЕР РАСЧЕТА ГОДОВОГО РЕЖИМА РАБОТЫ И ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ОДНОКОВШОВЫХ ЭКСКАВАТОРОВ
Исходные данные
Состав
парка: экскаваторы - 8 шт., третьей размерной группы, универсальные,
гидравлические, на гусеничном ходу, оборудованные обратной лопатой с ковшом
вместимостью 0,65 м3.
В планируемом
году пройдут капитальный ремонт 2 экскаватора.
Температурная
зона, для которой рассчитывается режим работы, - III (Волгоград).
Фактическое
число перебазировок экскаваторов за прошедший год составило 96, или 96/8 = 12 перебазировок
на один среднесписочный экскаватор при среднем времени на одну перебазировку 7
ч.
Экскаваторы
работают в 1,5 смены, продолжительность смены 8,2 ч при пятидневной рабочей
неделе.
Расчет годового
режима
1.
Количество выходных и праздничных дней в году - 115. Для повышения выработки
машин на летние месяцы (июнь, июль, август) следует организовать скользящий
график работы машинистов и за счет этого уменьшить простои в выходные и
праздничные дни.
Количество
выходных и праздничных дней Дв в этом случае составит:
Дв = 115 - 27 = 88 дней, где 27 - количество выходных дней в июне -
августе.
2.
Затраты времени на перебазировку машин. В планируемом году, для которого
определяют режим работы экскаваторов, увеличивается число строящихся объектов,
причем средняя величина объема земляных работ, приходящаяся на один объект,
уменьшается на 8 % и составит по отношению к базовому году 0,92.
В
результате среднее количество перебазировок на одну машину изменится следующим
образом
12/0,92 = 13.
Затраты
времени на перебазировку экскаватора составят:
13×7 = 91 ч.
При
организации работ по перебазировке машин в две смены затраты Дпр в сутках составят:
Дпр = 91 : 16,4 = 6
суток.
3.
Перерывы в работе экскаваторов в связи с неблагоприятными метеорологическими
условиями.
В
соответствии с прил. 1 (табл. 6) для III зоны (Волгоград) число суток с неблагоприятными условиями Дм (с дождем) составляет 7,9 » 8.
4. Перерывы
в работе машин по непредвиденным причинам. Величину перерывов по непредвиденным
причинам определяют на основании рассмотрения фактических данных о перерывах в
работе машин за отчетный (базовый) период.
Для
данного примера принимается продолжительность непредвиденных перерывов Дн в размере 3 % количества календарных
суток, за исключением праздничных и выходных дней, т.е.
Дн = (365 - 87)0,03 = 8 суток.
5.
Время, затрачиваемое на перевозку машин в ремонт и из ремонта и на ожидание
ремонта, До определяют
расчетом из условия, что перевозка в капитальный ремонт осуществляется на
трайлере на расстояние L = 100 км по дорогам первой группы со скоростью V = 15 км/ч (прил. 1, табл. 1), затраты времени на погрузку и разгрузку на объекте и
ремонтном предприятии t = 2 ч (прил. 1, табл. 4), сдача машин в ремонт и приемка из ремонта
занимают tп = 3 суток и
ожидание ремонта t0 = 4 суток.
Таким
образом, время, затрачиваемое на транспортировку в ремонт и из ремонта и
ожидание ремонта, составит
где 12 -
продолжительность движения трайлера и погрузочно-разгрузочных работ, ч/сут.
На одну
среднесписочную машину рассматриваемого парка величина До составляет где 8 - количество
машин в парке, из которых 2 подвергаются капитальному ремонту.
6. Затраты
времени на техническое обслуживание и ремонт экскаваторов определяются
по формуле (2).
Общая
величина перерывов в работе Дп равна
Дп = Дв + Дпр + Дм + Дн + До = 88 + 6 + 8 + 8 +
2 = 112 суток.
Количество
суток нахождения машин в техническом обслуживании и ремонте в расчете на 1 ч
сменного времени Рч определяется
по данным прил. 1 (табл. 7)
Количество
суток нахождения экскаваторов в техническом обслуживании и ремонте Дрем составит
7.
Годовой режим работы экскаваторов характеризуется следующими данными:
Количество нерабочих суток в году...................................................... 135
В
том числе:
праздничные и выходные дни............................................... 88
перебазировка машин............................................................ 6
метеорологические причины................................................ 8
непредвиденные причины..................................................... 8
техническое обслуживание и ремонт.................................. 23
доставка в ремонт, из ремонта и ожидание
ремонта......... 2
Количество суток работы в году........................................................... 221
Среднесуточное время работы, ч.......................................................... 16,4
Количество часов рабочего времени в году......................................... 3624
8.
Годовая эксплуатационная производительность (выработка) составит
Пэ = ТчПтКв
= 3624×36×0,8 = 104371 м3
» 104 тыс. м3,
где Пт
= 36 м3/ч - техническая производительность экскаватора;
Кв = 0,8 - коэффициент использования внутрисменного времени для данной
организации при работе в грунтах 1 группы в отвал.