Полное меню
Порядок финансирования
льгот, предоставляемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию
вследствие ядерных
3.6.5. ГРАЖДАНЕ РФ, ПОДВЕРГШИЕСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ АВАРИИ В 1957 ГОДУ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «МАЯК» И СБРОСОВ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ В РЕКУ ТЕЧА
Порядок финансирования льгот, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "МАЯК" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча
3.6.6. ГРАЖДАНЕ, ЭВАКУИРОВАННЫЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ ВЫЕХАВШИЕ ДОБРОВОЛЬНО В 1986 ГОДУ ИЗ ЗОНЫ ОТЧУЖДЕНИЯ
3.6.7. ГРАЖДАНЕ ИЗ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОСОБОГО РИСКА, СЕМЬИ, ПОТЕРЯВШИЕ КОРМИЛЬЦА ИЗ ЧИСЛА УКАЗАННЫХ ЛИЦ
3.6.8. ЛИЦА, ПОЛУЧИВШИЕ ИЛИ ПЕРЕНЕСШИЕ ЛУЧЕВУЮ БОЛЕЗНЬ ИЛИ СТАВШИЕ ИНВАЛИДАМИ ВСЛЕДСТВИЕ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ НА ДРУГИХ (КРОМЕ ЧАЭС) АТОМНЫХ ОБЪЕКТАХ ГРАЖДАНСКОГО ИЛИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ, А ТАКЖЕ ЛИЦА ИЗ ЧИСЛА ЛЕТНО-ПОДЪЕМНОГО, ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ И СЛУЖЕБНЫХ ПАССАЖИРОВ
4. ЛЬГОТЫ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ЛИЦАМ, ЗАНЯТЫМ НА РАБОТАХ С ХИМИЧЕСКИМ ОРУЖИЕМВ соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 августа 2002 г. № 630 «Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год"» пункт 3 постановления Правительства РФ от 15 октября 1992 г. № 763, касающийся льгот по оплате электро- и теплоэнергии для населения, проживающего на территориях, прилегающих к объектам атомной энергетики, утратил силу. Согласно Закону от 07.11.2000 г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», льготы по оплате жилья предоставляются гражданам, получившим профессиональные заболевания в результате проведения работ с химическим оружием. Указанные льготы предоставляются гражданам, получившим профессиональные заболевания в результате проведения работ с химическим оружием на основании заключения, данного совместно учреждением медико-социальной экспертизы и одним из специализированных лечебных учреждений. В целях установления причинной связи профессионального заболевания с воздействием токсических химикатов, относящихся к химическому оружию граждане, занятые на работах с химическим оружием, независимо от времени проведения указанных работ имеют право на обследование в учреждениях медико-социальной экспертизы и специализированных лечебных учреждениях. Перечень учреждений медико-социальной экспертизы и специализированных лечебных учреждений, которым предоставляется право давать заключения, подтверждающие причинную связь профессионального заболевания с воздействием токсических химикатов, относящихся к химическому оружию, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. 4.1. ГРАЖДАНЕ, ПОЛУЧИВШИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ С ХИМИЧЕСКИМ ОРУЖИЕМ
Порядок финансирования льгот, предоставляемых гражданам, получившим профессиональные заболевания в результате проведения работ с химическим оружием
5. ЛЬГОТЫ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ МИЛИЦИИ, ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ПРОКУРОРОВ, СЛЕДОВАТЕЛЕЙ, РАБОТНИКОВ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ, ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ, СУДЕЙ РФ, СУДЕЙ ВЕРХОВНОГО СУДА, ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО И КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ5.1. ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ ЛЬГОТ5.1.1. ЧЛЕНЫ СЕМЕЙ СОТРУДНИКОВ, НЕКОТОРЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПОГИБШИХ (УМЕРШИХ) ВСЛЕДСТВИЕ РАНЕНИЯ, КОНТУЗИИ, УВЕЧЬЯ ИЛИ ЗАБОЛЕВАНИЯ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛНЕНИЕМ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙВ соответствии с Федеральным законом РФ от 30 июня 2002 года № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» установлен порядок перевода на денежное довольствие льгот по оплате жилья и коммунальных услуг следующих категорий сотрудников: - органов внутренних дел Российской Федерации, - учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, - Государственной противопожарной службы, - федеральных органов налоговой полиции, - таможенных органов Российской Федерации. Согласно ст. 2 Закона предоставляются следующие льготы: Членам семей (вдовы (вдовцы), за исключением вступивших в новый брак; несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; граждане, находившиеся на иждивении) сотрудников, погибших (умерших) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, связанных с исполнением служебных обязанностей, имеют право на ежемесячную 50-процентную денежную компенсацию расходов по оплате: - общей площади занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных помещениях - жилой площади), найма, содержания и ремонта жилых помещений, а собственники жилых помещений и члены жилищно-строительных (жилищных) кооперативов - содержания и ремонта объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах; - коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда; - абонентской платы за пользование телефоном, радиотрансляционными точками, коллективными телевизионными антеннами. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, проживающие в домах, не имеющих центрального отопления, имеют право на 50-процентную денежную компенсацию расходов по оплате топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и его доставке. При расчете оплаты общей площади жилых помещений и коммунальных услуг лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, проживающим в домах государственного жилищного фонда, а также в приватизированных жилых помещениях, из площади жилых помещений исключается общая площадь жилого помещения в пределах социальной нормы на одного человека. Выплата денежных компенсаций осуществляется пенсионными и иными уполномоченными на то органами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в которых проходили службу сотрудники, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на пенсионное обеспечение сотрудников, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Особенности применения для сотрудников и лиц, уволенных со службы, положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в случае превышения размеров оплаты жилья и коммунальных услуг по сравнению с федеральным стандартом допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи определяются Правительством Российской Федерации. Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг для сотрудников милиции, органов внутренних дел, прокуроров, следователей, работников налоговой полиции, таможенных органов, сотрудников государственной противопожарной службы, согласно ст. 4, 5 Федеральным законом РФ от 30 июня 2002 года № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» отменены с июля 2002 года. Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (указанные в п. 5 ст. 44 Закона РФ от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ»), предоставляемые прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам, в соответствии с Федеральным законом РФ от 28.06.2002 № 77-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 43.4 И 44 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"» отменены с 1 июля 2002 года. Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (указанные в ст. 6 Закона РФ от 107.01.1996 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов РФ»»), предоставляемые судьям, работникам аппаратов судов РФ, которым присвоены классные чины и проживающим с ними членам семей, в соответствии с Федеральным законом РФ от 28.06.2002 № 76-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СУДЕЙ РАБОТНИКОВ АППАРАТОВ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" отменен с 1 июля 2002 года. 5.2. РАЗМЕРЫ ЛЬГОТ5.2.1. ЧЛЕНЫ СЕМЕЙ СОТРУДНИКОВ НЕКОТОРЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ПОГИБШИХ (УМЕРШИХ) ВСЛЕДСТВИЕ РАНЕНИЯ, КОНТУЗИИ, УВЕЧЬЯ ИЛИ ЗАБОЛЕВАНИЯ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛНЕНИЕМ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
Порядок финансирования льгот, предоставляемых членам семей сотрудников, некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, связанных с исполнением служебных обязанностей
5.2.2. СУДЬИ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, СОТРУДНИКИ АППАРАТОВ ЭТИХ СУДОВ И ЧЛЕНЫ ИХ СЕМЕЙ
Порядок финансирования льгот, предоставляемых судьям Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, сотрудникам аппаратов этих судов и членам их семей
5.2.3. СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОТРУДНИКИ ЕГО АППАРАТА, А ТАКЖЕ ЧЛЕНЫ СЕМЬИ ПОГИБШЕГО (УМЕРШЕГО) СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ
5.2.4. ВДОВЫ (ВДОВЦЫ) ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СЛУЧАЕВ, КОГДА ОНИ ВСТУПИЛИ В НОВЫЙ БРАК, А ТАКЖЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ДЕТИ УМЕРШЕГО (ПОГИБШЕГО) СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ
Порядок финансирования льгот, предоставляемых судьям Конституционного Суда РФ и сотрудники его аппарата, а также членам семьи погибшего (умершего) судьи Конституционного Суда РФ, вдовам (вдовцам)
5.2.5. ВОЕНИЗИРОВАННЫЕ РАБОТНИКИ ГОРНОСПАСАТЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ И ЧЛЕНЫ ИХ СЕМЕЙ, А ТАКЖЕ ЧЛЕНЫ СЕМЕЙ ПОГИБШИХ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙ, ВЫПОЛНЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ, СПАСЕНИИ ЛЮДЕЙ
Согласно п. 7.7. «Положения о денежном довольствии личного состава военизированных горноспасательных частей угольной промышленности», утв. Приказом Минтопэнерго от 18 мая 2000 г. № 145 членам семей работников ВГСЧ, погибших при ликвидации аварий, спасении людей, выполнении технических работ, возмещается стоимость квартплаты и коммунальных услуг в течение календарного года. 6. ЛЬГОТЫ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ДЛЯ ВЕТЕРАНОВ6.1. КАТЕГОРИИ ВЕТЕРАНОВВ соответствии с Законом РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливаются следующие категории ветеранов: - ветераны Великой Отечественной войны; - ветераны боевых действий на территории СССР и территориях других государств; - инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий; - ветераны военной службы; - ветераны государственной службы; - ветераны труда. 6.1.1. ВЕТЕРАНЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫВетеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. К ветеранам Великой Отечественной войны относятся: 1) участники Великой Отечественной войны: а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР; б) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии; в) лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии; г) сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период Великой Отечественной войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств; д) работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период Великой Отечественной войны в действующую армию; е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года; ж) лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств; з) военнослужащие, в том числе, уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; и) лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года и награжденные медалью «За оборону Ленинграда»; 2) лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; 3) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; 4) лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. Перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, а также порядок и условия отнесения других лиц к ветеранам Великой Отечественной войны определяются законодательством Российской Федерации. 6.1.2. ВЕТЕРАНЫ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ТЕРРИТОРИИ СССР И ТЕРРИТОРИЯХ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВК ветеранам боевых действий относятся: 1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах; 2) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года; 3) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов; 4) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий; 5) лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий; 6) лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам. Порядок и условия отнесения других лиц к ветеранам боевых действий, объем их прав и льгот определяет Правительство Российской Федерации по истечении шести месяцев с начала участия граждан Российской Федерации в боевых действиях на территориях других государств и не позднее одного месяца со дня их окончания. Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к Федеральному закону от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом. О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВЕТЕРАНАХ» Принят Государственной Думой 30 октября 2002 года Одобрен Советом Федерации 13 ноября 2002 года Статья 1. Внести в Федеральный закон "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года № 40-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 3, ст. 168; 2000, № 2, ст. 161) следующие изменения и дополнения: 1. Статью 1 после слов "ветераны боевых действий на территории СССР" дополнить словами ", на территории Российской Федерации". 2. В статье 3: подпункт 1 пункта 1 изложить в следующей редакции: "1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации"; пункт 2 после слов "на территориях других государств" дополнить словами "или на территории Российской Федерации". 3. Раздел III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приложения к Федеральному закону "О ветеранах" после абзаца "Боевые действия в Сирии и Ливане: июнь 1982 года" дополнить абзацами следующего содержания: Выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года Выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года". Статья 2. Финансирование расходов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится из источников, за счет которых осуществляется реализация соответствующих мер социальной защиты ветеранов. Статья 3. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом. Статья 4. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2004 года 6.1.3. ИНВАЛИДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ИНВАЛИДЫ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙК инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (далее - инвалиды войны) относятся: 1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии; 2) военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем Федеральном законе; 3) лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий; 4) военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1951 года, а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1957 года согласно решениям Правительства СССР; 5) лица, привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с февраля 1944 года по декабрь 1951 года и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период; 6) лица, обслуживавшие действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств, и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения в этих государствах боевых действий. 6.1.4. ВЕТЕРАНЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫВетеранами военной службы являются военнослужащие Вооруженных Сил СССР, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Объединенных Вооруженных Сил государств - участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия, при условии, что общая продолжительность военной службы указанных военнослужащих составляет 20 лет и более, а также военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы. Указанные требования распространяются на военнослужащих, уволенных с военной службы в запас (отставку). Для указанных лиц устанавливается звание "Ветеран военной службы". Порядок и условия присвоения звания "Ветеран военной службы" определяются Президентом Российской Федерации. 6.1.5. ВЕТЕРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫВетеранами государственной службы являются лица, в том числе уволенные с государственной службы в запас (отставку), награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия и имеющие стаж или выслугу лет, необходимые для назначения пенсии по старости, за выслугу лет или иных видов пенсионного обеспечения, пожизненного содержания за работу (службу) на государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в органах местного самоуправления, иных органах (организациях), работа в которых засчитывается в стаж государственной службы в соответствии с законодательством, а также лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей государственной службы. Для указанных лиц устанавливается звание "Ветеран государственной службы". Порядок и условия присвоения звания "Ветеран государственной службы" определяются Президентом Российской Федерации. 6.1.6. ВЕТЕРАНЫ ТРУДАВетеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Для указанных лиц устанавливается звание "Ветеран труда". Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются Президентом Российской Федерации. 6.2. РАЗМЕРЫ ЛЬГОТ6.2.1. ВЕТЕРАНЫ ТРУДА
6.2.2. ИНВАЛИДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
6.2.3. ВЕТЕРАНЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
6.2.4. ВЕТЕРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
6.2.5. ВЕТЕРАНЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
6.2.6. ВЕТЕРАНЫ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
6.2.7. ЧЛЕНЫ СЕМЕЙ ПОГИБШИХ (УМЕРШИХ) ИНВАЛИДОВ ВОЙНЫ, УЧАСТНИКОВ ВОВ И ВЕТЕРАНОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ
2 Согласно п. 1 ст. 21 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» льготы, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ, ветеранов боевых действий предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим у него на иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством РФ. 6.2.8. РОДИТЕЛИ, СУПРУГИ, НЕ ВСТУПИВШИЕ В ПОВТОРНЫЙ БРАК ПОГИБШИХ (УМЕРШИХ) ИНВАЛИДОВ, УЧАСТНИКОВ ВОВ И ВЕТЕРАНОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
6.2.9. ЧЛЕНЫ СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПОГИБШИХ В ПЛЕНУ ИЛИ ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ В РАЙОНАХ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ, ПОГИБШИХ РАБОТНИКОВ ГОСПИТАЛЕЙ Г. ЛЕНИНГРАДА
6.2.10. ЛИЦА, НАГРАЖДЕННЫЕ ЗНАКОМ «ЖИТЕЛЮ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА»
3 Указанные льготы установлены для лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий). Порядок финансирования льгот, предоставляемых по Закону ОТ 12.01.1995 Г. № 5-ФЗ «О ВЕТЕРАНАХ» (В РЕД. ФЗ № 124-ФЗ ОТ 08.08.2001 г.)
7. ЛЬГОТЫ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ДЛЯ БЫВШИХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ УЗНИКОВ КОНЦЛАГЕРЕЙ, ГЕТТО И ДРУГИХ МЕСТ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ, СОЗДАННЫХ ФАШИСТАМИ И ИХ СОЮЗНИКАМИ В ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ, И ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ7.1. ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ ЛЬГОТ7.1.1. БЫВШИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ УЗНИКИ КОНЦЛАГЕРЕЙ, ГЕТТО И ДРУГИХ МЕСТ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ, СОЗДАННЫХ ФАШИСТАМИ И ИХ СОЮЗНИКАМИ В ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫВ соответствии с Разъяснением Министерства труда и социального развития РФ от 07.07.1999 г. № 4, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 07.07.1999 г. № 20, Указ Президента РФ от 15.10.1992 г. № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» распространяется на проживающих на территории Российской Федерации бывших несовершеннолетних граждан, которые в годы Второй мировой войны в возрасте до 18 лет содержались или родились в концлагерях, гетто, других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками на территории Германии и союзных с нею стран, а также на оккупированных ими территориях бывшего СССР и стран Европы. К другим «местам принудительного содержания» могут относиться: 1) тюрьмы, лагеря (трудовые, пересыльные, фильтрационные и другие); 2) специализированные медицинские учреждения, в которых использовали несовершеннолетних граждан в экспериментах; 3) другие места, аналогичные по тяжести условиям содержания в концлагерях, гетто, тюрьмах, в которых несовершеннолетние граждане привлекались к принудительному труду на строительстве, на транспорте, в промышленности, в сельском хозяйстве (включая личное) на территории Германии, ее союзников и на оккупированных ими территориях бывшего СССР и стран Европы. К «местам принудительного содержания» не относятся места нахождения несовершеннолетних граждан, эвакуированных или выселенных немецкими властями из мест постоянного проживания в места временного проживания (нахождения) на оккупированные территории бывшего СССР. Льготы, установленные выше названным Указом, предоставляются бывшим несовершеннолетним узникам фашизма на основании удостоверения о праве на них, форма которого утверждена в установленном порядке. Бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы предоставляются на основании названного удостоверения и справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выдаваемой учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы (МСЭ). Удостоверение выдается органами социальной защиты населения по месту жительства бывшего несовершеннолетнего узника фашизма на основании любых документов военного времени, подтверждающих факт нахождения в период Второй мировой войны в концлагерях, гетто и других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками, а также справок и других документов архивных и иных учреждений, содержащих необходимые сведения. Учитывая, что такие документы имеют юридическое значение и служат основанием для установления гражданам статуса бывших несовершеннолетних узников фашизма, то они выдаются только полномочными на то органами: архивными учреждениями органов МВД России, Минобороны России, ФСБ России, воинскими частями, Российским обществом Красного Креста, международной службой розыска, музеями, в том числе созданными в местах расположения бывших немецких лагерей. Кроме того, подтверждающими документами могут служить выписки из книг движения воспитанников детских домов, справки выданные немецкими властями, например пропуска на те или иные немецкие предприятия с принудительным использованием труда бывших советских граждан и т.д. При невозможности получения вышеперечисленных документов факт нахождения граждан в концлагерях, гетто и других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, может быть установлен на основании показаний свидетелей в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса РСФСР. При решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента РФ от 15.10.1992 г. № 1235 не определен объем предоставляемых льгот, а только указана категория граждан, к которой приравнены бывшие несовершеннолетние узники фашизма по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального Закона «О ветеранах» для инвалидов и участников ВОВ предусмотрены льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы. 7.1.2. ЖЕРТВЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙВ соответствии с Положением о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.05.1994 г. № 419 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 18.09.1995 г. № 927 льготы по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются: - лицам, которые подверглись политическим репрессиям в виде лишения свободы, ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в «рабочих колоннах НКВД», иным ограничениям прав и свобод, необоснованно помещавшихся в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированных, в том числе граждане из числа репрессированных народов, подвергшиеся репрессиям на территории РФ по признакам национальной и иной принадлежности - реабилитированные лица; - лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, включая граждан из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории РФ по признакам национальной и иной принадлежности - пострадавшие от политических репрессий, в том числе: - дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения одного или обоих родителей, необоснованно репрессированных по политическим мотивам; - дети, супруг (супруга), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно. Супруге (супругу) льготы предоставляются в том случае, если она (он) не вступили в новый брак; а также члены семей выше указанных граждан. Реабилитированным лицам выдается свидетельство о праве на льготы для реабилитированных лиц, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16.03.1992 г. № 160, а лицам, признанным пострадавшими, - свидетельство о праве на льготы для лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, утвержденное настоящим постановлением. Свидетельства о праве на льготы выдаются органами исполнительной власти субъектов РФ или по их поручению комиссиями по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованными в установленном порядке на основании документов о реабилитации или о признании пострадавшими от политических репрессий, выдаваемых правоохранительными органами, и пенсионного удостоверения либо справки ВТЭК об инвалидности. Реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими, являющимися инвалидами вследствие общего заболевания и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), у которых определен срок переосвидетельствования, свидетельство о праве на льготы выдается на период установленной группы инвалидности. 7.2. РАЗМЕРЫ ЛЬГОТ7.2.1. БЫВШИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ УЗНИКИ ФАШИЗМА
Порядок финансирования льгот, предоставляемых бывшим несовершеннолетним узникам фашизма
7.2.2. ЖЕРТВЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ
Порядок финансирования льгот, предоставляемых по Закону от 18.10.1991 Г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»
8. ЛЬГОТЫ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙНа основании Федерального Закона от 07.05.2002 г. № 49-ФЗ данная категория исключена из перечня льгот: военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, военнослужащие внутренних войск МВД. За членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, сохраняется право на получение жилой площади. При этом жилая площадь указанным лицам предоставляется в первоочередном порядке. Указанные члены семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, имеют право на ежемесячную 50-процентную денежную компенсацию расходов по оплате: общей площади занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных помещениях - жилой площади), а также найма, содержания и ремонта жилых помещений, а собственники жилых помещений и члены жилищно-строительных (жилищных) кооперативов - содержания и ремонта объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах; коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда; абонентской платы за пользование телефонами, радиотрансляционными точками, коллективными телевизионными антеннами. Указанные лица, кроме того, имеют право на 50-процентную денежную компенсацию расходов по оплате установки квартирных телефонов, а проживающие в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и его доставки. При расчете платежей по оплате общей площади жилых помещений и коммунальных услуг семьям погибших (умерших) военнослужащих, проживающим в домах государственного жилищного фонда, а также в приватизированных жилых помещениях, из площади жилых помещений исключается общая площадь жилого помещения в пределах социальной нормы на одного человека. 8.1. ЧЛЕНЫ СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПОГИБШИХ (УМЕРШИХ) В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ И ЧЛЕНЫ СЕМЕЙ ГРАЖДАН, ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ И ПОГИБШИХ (УМЕРШИХ) ПОСЛЕ УВОЛЬНЕНИЯ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ПО ДОСТИЖЕНИИ ИМИ ПРЕДЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕБЫВАНИЯ НА СЛУЖБЕ, СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ, ОБЩАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ КОТОРЫХ СОСТАВЛЯЕТ 20 ЛЕТ И БОЛЕЕ
Порядок финансирования льгот, предоставляемых по Закону от 27.05.1998 Г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции ФЗ от 07.05.2002 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот»
9. ЛЬГОТЫ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ДРУГИМ КАТЕГОРИЯМ ЛЬГОТНИКОВ9.1. ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, ГЕРОИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОЛНЫЕ КАВАЛЕРЫ ОРДЕНА СЛАВЫ
9.2. ПЕРЕЖИВШИЕ СУПРУГИ И РОДИТЕЛИ ГЕРОЕВ СССР, ГЕРОЕВ РФ И ПОЛНЫХ КАВАЛЕРОВ ОРДЕНА СЛАВЫ
Порядок финансирования льгот, предоставляемых по Закону от 15.01.1993 г. № 4301-1 «О СТАТУСЕ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, ГЕРОЕВ РФ И ПОЛНЫХ КАВАЛЕРОВ ОРДЕНА СЛАВЫ» в редакции ФЗ ОТ 13.07.2001 г. № 98-ФЗ
9.3. ГЕРОИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА И ПОЛНЫЕ КАВАЛЕРЫ ОРДЕНА ТРУДОВОЙ СЛАВЫ
Порядок финансирования льгот, предоставляемых Героям Социалистического Труда и Полным Кавалерам Ордена Трудовой Славы
9.4. ДОНОРЫ КРОВИ
Порядок финансирования льгот, предоставляемых донорам крови
9.5. СПЕЦИАЛИСТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЕТЕРИНАРНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРОЖИВАЮЩИЕ И РАБОТАЮЩИЕ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ, РАБОЧИХ ПОСЕЛКАХ, А ТАКЖЕ ПЕНСИОНЕРЫ, КОТОРЫЕ ПРОРАБОТАЛИ НЕ МЕНЕЕ 10 ЛЕТ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
9.6. СОЦИАЛЬНЫЕ РАБОТНИКИ, РАБОТАЮЩИЕ И ПРОЖИВАЮЩИЕ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И РАБОЧИХ ПОСЕЛКАХ
9.7. УЧИТЕЛЯ, ВОСПИТАТЕЛИ, ДИРЕКТОРА И ДРУГИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ ШКОЛ ВСЕХ ТИПОВ И ПРОЖИВАЮЩИЕ С НИМИ ЧЛЕНЫ ИХ СЕМЕЙ, ЕСЛИ ОБЩИЙ СТАЖ РАБОТЫ КАЖДОГО ИЗ НИХ В ШКОЛАХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ НЕ МЕНЕЕ 10 ЛЕТ
Порядок финансирования льгот, предоставляемых работникам в сельской местности
10. ЛЬГОТЫ ДЛЯ ГРАЖДАН, ВРЕМЕННО ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ НА ЖИЛОЙ ПЛОЩАДИЗакон связывает возникновение права на льготы не с режимом регистрации, которая носит учетный характер и не является основанием для возникновения, изменения или прекращения жилищных правоотношений, а с наличием у лица определенного статуса (военнослужащий, ветеран и т.п.) или (и) с наступлением определенных обстоятельств (выход на пенсию, наличие трудового стажа, выслуги лет и т.п.). Однако следует учитывать, что льгота по оплате жилья и льгота по оплате коммунальных услуг имеют различный режим реализации. Льгота по оплате жилья в подавляющем большинстве случаев предоставляется в пределах социальной нормы жилья, т.е. фактическая сумма платежа зависит от величины социальной нормы жилья, установленной для данного региона, и от количества человек, постоянно проживающих на данной жилплощади. К тому же лица, временно отсутствующие по месту постоянного проживания, не освобождаются от оплаты жилья. Таким образом, реализация прав на льготу по оплате жилья оказывается привязанной к месту постоянного проживания лица, это право имеющего, так как льгота по оплате чего-либо всегда корреспондирует с обязанностью этой оплаты, а обязанность оплаты жилья по месту постоянного проживания нанимателя или собственника даже при его временном отсутствии сохраняется. Обязанность оплаты коммунальных услуг, напротив, связана с их фактическим потреблением и оплачивается по месту фактического проживания и пользования ими. Реализация гражданами, имеющими право на льготы по оплате коммунальных услуг, своих прав по месту временного пребывания влечет за собой утрату прав на льготы по месту постоянного жительства. При реализации права на льготы по месту временного пребывания в органы ЖКХ представляются документы, подтверждающие наличие оснований, с которыми закон связывает возникновение этого права (справки из воинских частей, военкоматов, прокуратур, органов внутренних дел, удостоверения ветеранов и т.п.). При выезде лиц, имеющих право на льготы, на срок свыше одного месяца льготы по оплате коммунальных услуг (отопление, водопровод, включая горячее водоснабжение, канализация, газ и электроэнергия) могут быть предоставлены по месту временного проживания. В этом случае одновременное пользование льготами по месту постоянного жительства не допускается. При выезде указанные лица подают в управление домами (ЖЭК, ЖКО) или коммунальное предприятие (в зависимости от порядка производства оплаты коммунальных услуг) заявление о выезде, в котором делается отметка о времени прекращения пользования коммунальными услугами по месту постоянного жительства. Это заявление является (вместе с документом, подтверждающим право на получение льгот) основанием для производства расчетов за коммунальные услуги в месте временного проживания с учетом права на пользование льготой. Распространение льгот по оплате коммунальных услуг на лиц, постоянно проживающих в странах СНГ и временно пребывающих на территории РФ, зависит от наличия у них гражданства РФ. Если таковое имеется, то право на льготы на них распространяется (при наличии соответствующих законных оснований на это право). Рассматривая вопрос о возможности предоставления льгот лицам без гражданства, а также иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории стран СНГ, а на территории РФ проживающим временно, следует прежде всего выяснить, распространяется ли действие закона, устанавливающего правовые основания для получения льгот (в части предоставления льгот), на лиц без гражданства и иностранных граждан. Здесь возможны следующие варианты: 1. Закон распространяется только на граждан РФ. Это может быть установлено как в силу прямого указания закона, так и косвенным путем. Примером косвенного определения круга лиц, на которых распространяется действие закона, может служить следующее рассуждение. Поскольку государственными служащими РФ могут являться только граждане РФ, то и льготы для данных категорий лиц могут предоставляться только гражданам РФ. Однако члены семей данных категорий лиц, а также лица данных категорий, вышедшие в отставку (на пенсию) и по закону сохраняющие право на льготу, вполне могут сменить гражданство и место постоянного проживания, в том числе на страны СНГ, не потеряв при этом права на льготу. 2. В законе не определен круг лиц (по их отношению к гражданству РФ), на которых распространяется его действие, следовательно, действие закона распространяется как на граждан РФ, так и на лиц без гражданства и иностранных граждан (например, Закон РФ от 24.11.95 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). 3. В законе сделаны оговорки в части определения круга лиц, на которых распространяются льготы. (Статья 12 Федерального закона от 02.01.2000 № 40-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах"» устанавливает, что права и льготы иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов (ст. 2 - 4), временно проживающих или временно пребывающих на территории России, определяются международными договорами Российской Федерации. Таким международным договором является Соглашение о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих (Москва, 15 апреля 1994 г.). В нем определено, что инвалиды и участники гражданской и Великой Отечественной войн, участники боевых действий на территории других государств, семьи погибших военнослужащих независимо от того на территории государства какой из сторон они проживают, пользуются льготами и гарантиями, предусмотренными национальными законодательствами сторон и указанным соглашением. 4. В законе не содержится оговорок, однако международным соглашением круг лиц, на которых распространяется установленная законом льгота, расширен. Например, вопрос сохранения прав и льгот военнослужащих, поступивших (призванных) на военную службу в СССР и оставшихся на военной службе в Вооруженных Силах и иных воинских формированиях государств-участников СНГ, в целом решен Соглашением между государствами - участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей (Минск, 14 февраля 1992 г.). Документ подписан главами государств Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины. Нормы названного соглашения закрепляют сохранение уровня прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами Советского Союза для военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, они также устанавливают для них в числе других право сохранять гражданство государства - участника Содружества (бывшей республики Союза ССР), имевшееся до поступления (призыва) на военную службу, после увольнения с военной службы, принимать гражданство государства пребывания, оставаться на постоянное место жительства на его территории или избрать другое место жительства. 11. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЛЬГОТАХ В СФЕРЕ ОПЛАТЫ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ11.1. Кто относится к членам семьи при определении прав на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг? В СК нет общего определения семьи. Это не случайно: понятие семьи имеет социологический, а не правовой характер. В правовых актах понятие семьи связано с установлением круга членов семьи, образующих ее состав. Установление же круга членов семьи в свою очередь зависит от того, какое содержание вкладывается в понятие "член семьи". Круг членов семьи, связанных правами и обязанностями, по-разному определяется в зависимости от целей правового регулирования в различных отраслях права - семейном, гражданском, трудовом и т.д. Он различен и в разных правовых институтах одной отрасли права (например, в жилищном и наследственном праве). Поэтому включение определения понятия "семья" в СК и установление исчерпывающего перечня членов семьи могло бы привести к нарушению их прав либо к необоснованному расширению круга членов семьи. Однако термины "семья", "член семьи" довольно часто употребляются в СК. Для правильного их понимания необходимо представлять, что под ними понимается. В теории семейного права семья (в юридическом смысле) определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание в семью. В крайнем случае имейте в виду, что признать того или иного гражданина членом семьи можно в судебном порядке, если его таковым не признают в отделах льгот и субсидий, а вы считаете его членом семьи ветерана. 11.2. Кому из работников системы образования предоставляются льготы по коммунальным услугам (бесплатные квартиры с отоплением и освещением)? Действующим законодательством предусмотрено, что педагогическим работникам образовательных учреждений, расположенных в сельской местности и рабочих поселках (поселки городского типа), предоставляются бесплатные квартиры с отоплением и освещением. Нормативно-правовую основу для применения этой льготы в настоящее время составляют: - Закон РФ "Об образовании" (п. 5 ст. 55); - Закон РСФСР от 21.12.90 г. "О социальном развитии села" (ст. 24); - постановление Правительства РФ от 2.08.99 г. № 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения"; - постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.30 г. "О льготах квалифицированным работникам сельских местностей и рабочих поселков"; - постановление Совета Министров СССР от 9.04.69 г. № 14 (письмо Министерства Просвещения СССР от 13.05.69 г. - М "Об освобождении учителей и других работников просвещения, проживающих в сельской местности и пользующихся правом на бесплатную жилплощадь, от оплаты за излишки жилой площади"); - разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.05.85 г. № 5/12-22 "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)", утвержденное постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.05.85 г. № 154/12-22, и другие нормативные правовые акты бывшего Союза ССР и РСФСР, которые применяются в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. Таким образом, предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, освобождение их от уплаты полностью или частично регулируется в настоящее время в основном правовыми актами разного уровня бывшего Союза ССР, сохраняющими свое действие в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Эти акты в одинаковой степени обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации и всеми исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями и должностными лицами этих органов и организаций. При нарушении предусмотренных действующим законодательством прав педагогических работников необходимо обращаться за их защитой в соответствующие контрольные и надзорные государственные и общественные органы, а также судебные органы. 11.3. Предоставляются ли бесплатные квартиры с отоплением и освещением библиотекарям общеобразовательных школ, детдомов и других учреждений народного образования, расположенных в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)? Нормативных документов о предоставлении бесплатных квартир с отоплением и освещением библиотекарям общеобразовательных школ, детских домов и других учреждений образования, расположенных в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), не имеется. 11.4. Учитывается ли состав семьи квалифицированного работника при предоставлении ему льгот по коммунальным услугам? Учитывается. Бесплатное жилье с отоплением и освещением предоставляется как на самого квалифицированного работника, так и на совместно с ним проживающих членов его семьи (постановление Совета Министров СССР от 10.02.1948 г. № 246). 11.5. Кто относится к членам семьи специалиста при предоставлении льгот по коммунальным услугам? При определении состава семьи педагогического работника следует руководствоваться статьей 53 Жилищного кодекса РСФСР, в котором сказано, что к членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство. 11.6. Где должна находиться бесплатная жилая площадь, предоставляемая сельскому учителю? Предоставляемая учителю бесплатная жилая площадь должна находиться в том же населенном пункте, где располагается учреждение образования, в котором работает квалифицированный работник, или вблизи него. В РСФСР нормативными актами предусмотрено, что жилье должно находиться на расстоянии не свыше 3 километров от места работы (Инструкция НКТ РСФСР от 17.08.31 г. № 49, п. 7). 11.7. Предоставляются ли льготы по коммунальным услугам педагогическим работникам, проживающим в собственном доме или собственном доме мужа или жены? Педагогическим работникам, проживающим в собственном доме или собственном доме мужа, или жены, или близких родственников, предоставляются бесплатно лишь топливо и освещение по нормам, действующим в данной местности. 11.8. Предоставляются ли льготы по коммунальным услугам учителям учреждений образования сельской местности, проживающим в городах? Федеральных нормативных документов по этому поводу не имеется. Однако он может решаться на уровне регионов. Так, постановлением главы администрации Орловской области № 166 от 11 апреля 2001 года "О предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг специалистам учреждений просвещения, здравоохранения, культуры, работающим в сельской местности и поселках городского типа" (см. п. 5), учителям сельских школ, проживающим в городах, предоставляется право на бесплатное отопление и освещение по нормам, установленным постановлением. 11.9. Сохраняются ли права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за педагогическими работниками, вышедшими на пенсию? Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 г. № 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" (подпункт "б" п. 6) предусмотрено сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами их семей, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет (Инструктивное письмо Министерства просвещения СССР и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений от 8 июля 1971 г. № 04/47 - М. См.: Средняя школа № 3, 1973 г., стр. 175). 11.10. Сохраняется ли право на бесплатную квартиру с отоплением и освещением за пенсионерами и проживающими с ними членами их семей при переезде семьи пенсионера на новое место жительства в сельскую местность либо в поселок городского типа (рабочий поселок), в котором работники общеобразовательных школ, межшкольных учебно-производственных комбинатов, детских домов и дошкольных учреждений пользуются этими льготами? Сохраняется. Это предусмотрено пунктом 2 разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года № 5/12-22 (Бюллетень Госкомтруда № 9, 1985 г., стр. 44 - 46). 11.11. Сохраняется ли за пенсионерами право на льготы по коммунальным услугам при преобразовании населенного пункта в поселок городского типа или город? Сохраняется. Это предусматривают распоряжение Совета Министров СССР от 20.04.1984 г. № 813-р и разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. № 5/12-22, п. 2, см.: Бюллетень Госкомтруда № 9 за 1985 г. 11.12. Имеет ли значение для сохранения коммунальных льгот педагогическим работникам вид пенсии (за выслугу лет, по старости, инвалидности)? Не имеет. Право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за работниками, указанными в п. 1 разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. № 5/12-22, независимо от того, когда пенсия им назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет) - см. п. 4 разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. № 5/12-22. В соответствии с федеральным законодательством продолжает действовать установленный ранее порядок предоставления льгот, т. к. федеральное законодательство в этой области не изменялось. Понятие "квартирная плата" предусматривало платежи населения за пользование жилым помещением и включало в себя расходы по организации технического обслуживания домовладения (содержание мест общего пользования и придомовой территории, эксплуатация ограждающих конструкций и инженерных систем зданий, затраты на содержание аппарата ЖЭО и др. расходы). Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" было введено новое понятие "оплата жилья", которое по своему содержанию также предполагает возмещение затрат на организацию обслуживания домовладения. Поэтому льготы по квартплате, предусмотренные законодательными актами СССР и РСФСР, распространяются и на оплату жилья (см. письмо № 01-04-9-89 от 1 июля 1994 г. Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства "О льготах по оплате жилья и коммунальных услуг"). Это положение должно сохраниться и при осуществлении в регионах в соответствии с постановлением Правительства РФ от 2.08.99 г. № 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" мер по совершенствованию системы оплаты жилья и коммунальных услуг, т.к. изменение платы за жилье и коммунальные услуги должно быть увязано также с системой мер по социальной защите малоимущих граждан, уровнем доходов. К числу основных мер адресной социальной помощи относится предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. (Положение о предоставлении этих субсидий утверждено указанным выше постановлением). Поскольку для педагогических работников, проживающих в сельской местности, льгот по оплате коммунальных услуг, кроме бесплатного отопления и освещения, не установлено, то иные виды предоставляемых коммунальных услуг (как водоснабжение, водоотведение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз бытовых отходов и др.) оплачиваются ими в общем порядке. 11.13. По применению законодательства о льготах, предоставляемым лицам, награжденных знаком «Почетный донор». г. Москва, 9 апреля 2002 года. По запросу Арбитражного суда Республики Карелия о проверке конституционности пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 4 и 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", Конституционный Суд Российской Федерации, заслушав в пленарном заседании заключение судьи Ю. Д. Рудкина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Арбитражного суда Республики Карелия, установил: 1. Решением от 21 сентября 2001 года Арбитражный суд Республики Карелия удовлетворил иск жилищно-эксплуатационного кооператива "Дружба-3" о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 18983 руб., недополученных истцом за период с 1 апреля 1998 года по 1 апреля 2001 года в связи с предоставлением лицам, награжденным знаком "Почетный донор России", льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг. Не согласившись с этим решением, ответчик обратился в тот же суд с апелляционной жалобой, в которой утверждает, что возмещение потерь от предоставления указанных льгот должно осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет их бюджетов. Арбитражный суд Республики Карелия, придя к выводу о том, что подлежащие, по его мнению, применению в данном деле пункт 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также статьи 4 и 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" не соответствуют Конституции Российской Федерации, приостановил производство по делу, и направил в Конституционный Суд Российской Федерации запрос о проверке их конституционности. По мнению заявителя, пункт 5 статьи 63 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае, если законодательные или иные правовые акты устанавливают бюджетные обязательства, не предусмотренные законом (решением) о бюджете, применяется закон (решение) о бюджете, противоречит статьям 1, 7, 13 и 19 Конституции Российской Федерации, поскольку освобождает государство от выполнения бюджетных обязательств в части возмещения льгот и компенсаций, гарантированных и установленных федеральным законодательством, и тем самым препятствует реализации прав и свобод граждан и юридических лиц. Статья 4 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", согласно которой финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов, и статья 11 того же Закона, устанавливающая льготу по оплате жилищно-коммунальных услуг для лиц, награжденных знаком «Почетный донор России», противоречат статье 19 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, как неопределенные по своему содержанию и не предусматривающие механизм возмещения установленных льгот и компенсаций, носят декларативный характер. 2. Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2). К числу конституционно защищаемых ценностей относится здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (статья 41; часть 1, Конституции Российской Федерации). Координация вопросов здравоохранения находящаяся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, регулируется федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт «ж» части 1, статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации). Согласно Закону Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" донорство крови и ее компонентов, которые используются для медицинской помощи и могут быть получены только от человека, является свободно выраженным добровольным актом гражданина. Гражданин совершает этот акт с риском для собственного здоровья в интересах охраны жизни и здоровья других людей, а значит, в интересах государства и общества в целом. Поэтому государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья: донор подлежит обязательному страхованию за счет средств службы крови; в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, ему возмещается ущерб, причиненный повреждением здоровья в связи с выполнением донорской функции, а если это привело к инвалидности, то она приравнивается к инвалидности, наступившей вследствие трудового увечья (статьи 1, 3, 5, 6 и 8 Закона). Кроме того, донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам как государства в целом, так и органов государственной власти - федеральных и субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности. Эти льготы также предусмотрены названным Законом. 3. Из статьи 4 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" во взаимосвязи с его статьями 3, 5 и 8 вытекает необходимое принятия законодательными (представительными) органами государственной власти и представительными органами местного самоуправления федеральной, территориальных (в субъектах Российской Федерации) и местных (в муниципальных образованиях) программ развития донорства крови и ее компонентов, на основе которых должно осуществляться финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов за счет средств соответственно федерального, региональных и местных бюджетов. Такие программы в Российской Федерации, во многих субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до сих пор не приняты, а средства, необходимые для обеспечения предоставления льгот донорам, в законах (решениях) о федеральном, региональных и местных бюджетах не предусматриваются. Между тем, как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 2 февраля 1999 года по делу о проверке конституционности отдельных положений УПК РСФСР, постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях", пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления в течение длительного времени, достаточного для его устранения, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан. Следовательно, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, рассматривая дела по спорам, связанным с предоставлением льгот донорам крови и ее компонентов, впредь до законодательного урегулирования данных правоотношений вправе и обязаны истолковывать положения статьи 4 в системной связи со статьями 5 и 6 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", возлагающими обязанности по предоставлению донорам льгот как на федеральный, региональные и местные бюджеты, так и на организации, в интересах личности (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации). 4. Помимо общих и дополнительных льгот, предоставляемых донорам в соответствии со статьями 9 и 10 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", его статья 11 предусматривает для лиц, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор России", особые льготы, в том числе право на снижение до 50 процентов размера оплаты коммунальных услуг. Однако ни сама статья 11, ни другие положения данного Закона не содержат указаний, за счет каких средств обеспечивается предоставление таких льгот. Необходимые изменения и уточнения не были внесены в него и после закрепления принципа самостоятельности бюджетов всех уровней в статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации (принят 31 июля 1998 года, введен в действие с 1 января 2000 года). Учитывая, что федеральный законодатель, имея достаточно времени, не выполнил своих обязанностей по урегулированию данного вопроса, и что награждение нагрудным знаком "Почетный донор России" производится Министерством здравоохранения Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, указанными в Положении о нагрудном знаке "Почетный донор России" (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 года № 842), предоставление льгот, предусмотренных статьей 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", впредь до надлежащего урегулирования возникающих при этом правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, должно производиться за счет средств федерального бюджета. Это, однако, не препятствует субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям и до урегулирования данного вопроса федеральным законодателем предусматривать в своих законах (решениях) о бюджетах необходимые средства для финансирования льгот, предоставляемых лицам, награжденным знаком "Почетный донор России", с последующим предъявлением требований о частичном возмещении соответствующих расходов за счет федерального бюджета. 5. Пункт 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, как вытекает из его содержания, направлен на упорядочение бюджетного процесса и применяется, в силу части второй статьи 8 Федерального закона от 9 июля 1999 года "О введение в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации", к тем правам и обязанностям, которые возникли после 1 января 2000 года. Следовательно, норма пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации не может рассматриваться как исключающая возможность реализации льгот и компенсаций, которые в соответствии с принятым до введения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации Законом Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" предоставляются донорам за счет средств соответствующих бюджетов, благотворительных взносов российских и зарубежных неправительственных и общественных организаций и граждан, а также в силу обязанностей, возлагаемых на организации независимо от форм собственности. Напротив, данная норма должна истолковываться как обязывающая органы законодательной (представительной) власти учитывать соответствующие расходы при формировании и принятии федерального, региональных и местных бюджетов. Таким образом, неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации отсутствует. Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, частью второй статьи 36, пунктами 2 и 3 части первой статьи 43 и частями первой и второй статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил: 1. В силу правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1999 года, сохраняющийся в течение длительного времени пробел в законодательном урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением лицам, награжденным знаком "Почетный донор России", льгот, предусмотренных статьей 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан и организаций, и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. При этом суд, решая вопрос о возмещении организациям расходов, связанных с предоставлением указанных льгот, в том числе по оплате жилищно-коммунальных услуг лицами, награжденными знаком "Почетный донор России", при отсутствии в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований соответствующих статей расходов, должен исходить из конституционно-правового смысла статей 3, 4, 5 и 8 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", выявленного в настоящем Определении, являющегося общеобязательным и исключающим любое иное их истолкование в правоприменительной практике. Федеральному законодателю надлежит незамедлительно определить порядок возмещения из бюджетов расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, награжденным знаком «Почетный донор России». 2. Поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесения предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» итогового решения в виде постановления, запрос Арбитражного суда Республики Карелия в части, касающейся проверки конституционности положений Закона Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов», не подлежит дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации. 3. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Республики Карелия в части, касающейся проверки конституционности пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми обращение признается допустимым. 4. Настоящее Определение окончательно, не подлежит обжалованию, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. 5. Настоящее Определение подлежит опубликованию в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» и «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации №68-0 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫПчелинцева Л.М., Пчелинцев СБ. Жилищные права и льготы граждан в России. Комментарий законодательства и практики с приложением федеральных законов и иных нормативных правовых актов и документов .- М.: Издательство НОРМА (Издательская группа HСPMA-ИНФРА M), 2001. Аболин А.А. О социальной защите населения в условиях реформирования ЖКХ // ЖКХ. 1999. № 8. Иванова Е.Е., Кузнецов М.В., Ляпунов С.Г., Маслов А.А., Поминов М.В., Шишкин Д.А. Льготы. Систематизированный перечень: Условия и порядок предоставления. Категории граждан. Нормативные акты. - М.: Право и Закон. 2001. Кунин Л.Э. Об оплате ЖКУ физическими лицами и некоторых льготах для них // ЖКХ. 2000. № 5. Перечень использованных нормативных актов 1. ФЗ РФ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ; 2. ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ в редакции ФЗ от 08.08.2001 г. № 124-ФЗ; 3. ФЗ РФ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы» от 09.01.1997 г. № 5-ФЗ; 4. ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ в редакции ФЗ от 07.05.2002 г. № 49-ФЗ; 5. ФЗ РФ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им льгот» от 07.05.2002 г. № 49-ФЗ; 6. ФЗ РФ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» от 07.11 2000 г № 136-ФЗ; 7. ФЗ РФ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ; 8. Закон РФ «О ветеринарии» от 14.05.1993 г. № 4979-1; 9. ФЗ РФ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов РФ» от 28.06.2002 № 76-ФЗ; 10. ФЗ РФ « О внесении изменений в статьи 43.4 и 44 Федерального закона «О прокуратуре РФ» от28.06.2002 г. № 77-ФЗ; 11. ФЗ РФ «О денежном довольствии некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплат этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов РФ на иные условия службы (работы)» от 30.06.2002 г. № 78-ФЗ; 12. Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 г. № 1244-1; 13. Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 г. № 1761-1; 14. Закон РФ «О донорстве крови и ее компонентов» от 09.06.1993 г. № 5142-1; 15. Закон РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров Ордена Славы» от 15.01.1993 г. № 4301-1 в редакции ФЗ от 13.07.2001 г. № 98-ФЗ; 16. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1; 17. Закона РФ «О ветеринарии» от 14.05.1993 г. № 4979-1; 18. Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 05.05.1992 г. № 431; 19. Указ Президента РФ «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» от 15.10.1992 г. № 1235; 20. Постановление Правительства РФ «О порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий» от 03.05.1994 г. № 419; 21. Постановление Правительства РФ «О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением судьям КС РФ В и сотрудникам аппаратов этих судов, а также членам семьи умершего (погибшего) судьи КС РФ 50 % скидки по оплате жилой площади и коммунальных услуг» от 14.12.2000 г. № 942; 22. Постановление Правительства РФ «О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением судьям ВС РФ, ВАС РФ и сотрудникам аппаратов этих судов 50 % скидки по оплате жилья и коммунальных услуг» от 14.10.96 г. № 1210; 23. Постановление Правительства РФ «Об оплате членами семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти жилых помещений, коммунальных и других видов услуг и выплате им денежной компенсации в связи с этими расходами» от 24.12.2002 г. № 922.
Вернуться в "Каталог СНиП"
Источник информации: https://internet-law.ru/stroyka/text/41593
На эту страницу сайта можно сделать ссылку:
На правах рекламы:
|