СССР
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ГЛАВТРАНСПРОЕКТ
СОЮЗДОРПРОЕКТ
РЕКОМЕНДАЦИИ
по
применению аэрометодов при изысканиях автомобильных
дорог
г. Москва
1983г.
1. 0бщие положения
1.1. Применением
аэрометодов достигается наглядное и более полное представление о районе
изысканий, снижение трудоемкости инженерных изысканий и сокращение сроков их
производства.
1.2. В основу
технологии применения аэрометодов положен принцип выноса трассы автомобильной
дороги в натуру лишь на заключительной стадии проектирования. При этом за базис
выноса принимается теодолитный ход, проложенный для обоснования аэрофотосъемки,
а данные для разработки обосновывающих материалов в составления проекта
получают по стереомодели местности и карте инженерно-геологического районирования,
составленных в результате обработки и дешифрирования материалов аэрофотосъемки.
1.3.
Топографо-геодезические работы сводятся к наземному обоснованию аэрофотосъемки.
Инженерные изыскания выполняются лишь на участках не охваченных аэрофотосъемкой.
1.4.
Инженерно-геологические изыскания сводятся к дешифрированию аэрофотоснимков с
составлением карты инженерно-геологического районирования, выявлению
месторождений грунтов и строительных материалов и частично полевого
обследования трассы дороги и месторождений на стадии проекта.
1.5.
Аэрофотосъемку необходимо производить с учетом использования ее материалов как
при разработке обосновывающих материалов, так и при последующем проектировании.
1.6.
Аэрофотосъемка производится в следующих масштабах:
1:5000 - 1:25000
для создания инженерно-геологической карты, схемы полосы варьирования трассы
дороги и мест размещения дорожных объектов;
1:5000 - 1:10000
для рисовки крупномасштабных планов.
1.7. Для
камерального трассирования следует предусматривать создание топографических
планов следующих масштабов:
1:10000- для
равнинного рельефа;
1:5000 - для
пересеченного рельефа;
1:2000 -для горной
местности.
Для проектирования
отдельных дорожных объектов, в зависимости от их сложности, следует создавать
планы масштаба 1:2000 или 1:1000.
1.8. Обоснование
аэрофотосъемки может производиться по одному из вариантов:
I
вариант - наземное обоснование /маркировка/ выполняется до залетов;
II
вариант - наземное обоснование после залетов;
Ш вариант -
привязка аэрофотосъемки производится камерально по картографическому материалу.
1.9. Применение
аэрометодов следует предусматривать и при изысканиях мостовых переходов,
учитывая, что данные о топографии и качественные гидрологические элементы можно
получить аналогично изысканиям дорог. Для получения количественных
гидрологических характеристик необходимо руководстваватъся “Техническими
указаниями по применению аэрометодов на изысканиях мостовых переходов” ВСН 37-67.
1.10. При
изысканиях с применением аэрометодов можно условно выделить три периода -
подготовительный, полевой и камеральный.
2. Применение
аэрометодов на изысканиях для разработки
материалов, обосновывающих целесообразность проектирования
и строительства автомобильных дорог
2.1. Работы подготовительного периода.
В подготовительный
период производят:
- оформление
разрешения на аэрофотосъемку в Генштабе
Вооруженных сил СССР /ГШВС СССР/;
- сбор фондовых,
литературных и специализированных материалов, характеризующих особенности
природных факторов района /климат, рельеф, геологическое строение,
гидрологические и гидрогеологические условия, физико-геологические процессы,
обеспеченность строительными материалами/, изучение и анализ материалов
предыдущих исследований;
- уточнение общего
направления дороги, определенного генеральной схемой развития дорожной сети;
- заказ и
получение картографического материала;
- составление
схематической карты инженерно-геологических условий зоны варьирования;
- проработку по
топографическим и инженерно-геологическим картам рекомендуемой трассы и конкурирующих
вариантов;
- предварительное
согласование рекомендуемой трассы и конкурирующих вариантов с органами
Министерства обороны, с Исполкомами краевых и областных Советов, с
территориальными геологическими управлениями Министерства геологии,
территориальными проектными организациями;
- составление
проекта маршрутной аэрофотосъемки зон варьирования
- заказ
аэрофотосъемки;
- получение и
обработка материалов аэрофотосъемки;
-
инженерно-геологическое дешифрирование аэрофотоснимков и составление
предварительной схематичной инженерно-геологической карты, в масштабе
аэрофотосъемки, с нанесением выявленных при дешифрировании литологических
границ, зон тектонических нарушений, выделением малоизученных участков, на
которые недостает фондовой информации, а также перспективных участков для
поисков дорожно-строителъных материалов;
- проектирование
трассы по фотосхеме, составленной в масштабе залета, стереомодели местности и
предварительной инженерно-геологической карте;
- составление
проекта привязки аэрофотоснимков на местности, который включает выбор мест
расположения опознаков и установление рациональных способов их геодезического
определения;
- составление
программы инженерных изысканий.
2.2. Работы полевого периода
В полевой период
выполняются следующие работы: наземная планово-высотная привязка
аэрофотосъемки, которая включает:
а/ опознавание по
точкам магистрального хода;
б/ проложение
через опознавательные знаки, вблизи от трассы, теодолитного хода повышенной
точности опирающегося на пункты Государственной геодезической сети, с
закреплением точек хода временными знаками, т.к. он является основой для выноса
трассы на местность при разработке рабочей документации;
в/ опознавание и контроль опознавания по боковым ходам /по
привязкам/ с частотой 4 - 8 базисов фотографирования;
г/ линейно-угловые измерения по ходам привязки; выявление
коммуникаций и других объектов, подлежащих переустройству или сносу в связи со
строительством дороги;
инженерно-геологическое обследование эталонных участков и
мест индивидуального проектирования земляного полотна с применением
горно-проходческих работ, геофизических методов и мелкого бурения;
поиски и предварительная разведка месторождений грунтов и
строительных материалов.
Согласование с соответствующими органами и организациями
намечаемых решений по выбранной трассе /площадке/ в части места расположения и
размеров занимаемых земель. Участие совместно с заказчиком в составлении акта
выбора трассы /площадки/ для строительства.
2.3. Работы камерального периода
В камеральный период производится обработка материалов, в
результате которой представляются:
фотосхема в масштабе залета, с нанесёнными вариантами
трассы;
планы и профили эталонных участков, составленные по
аэрофотоснимкам;
сводка объектов подлежащих переустройству и сносу; карта
инженерно-геологического районирования в масштабе залетов, которая
сопровождается:
а/ таблицей с характеристикой выделенных однотипных
районов по геологическому строению, геоморфологии, рельефу, гидрогеологическим
условиям, современным физико-геологическим процессам, данным о месторождениях
строительных материалов и резервах грунта;
б/ сводной геологической колонкой по каждому району;
схема расположения и ведомость месторождений грунтов и
строительных материалов;
пояснительная записка с описанием природных условий,
вариантов трассы, подъездов, местных строительных материалов, транспортной и
другой характеристикой района изысканий.
3. Технология
применения аэрометодов на изысканиях
автомобильных дорог при разработке проекта
3.1.Работы подготовительного периода
В состав работ подготовительного периода входят:
- изучение
обосновывающих материалов;
- составление
расчетных продольных и поперечных профилей, чему предшествует следующий
комплекс работ:
а/ наблюдение на
стереокомпараторе с автоматической регистрацией измеренных фотограмметрических
координат необходимых точек /метки, связующие, опознаки, точки по направлению
трассы и по поперечникам/ на магнитную ленту;
б/ сгущение
геодезической сети;
в/ формирование
цифровой модели местности /ЦММ/ по заданному направлению;
г/ построение на
графопостроителе по ЦММ, введенной в память ЭВМ, эскизных вариантов трассы,
продольного и поперечных профилей;
д/ рассмотрение
возможности улучшения продольного профиля на отдельных участках трассы путем
поперечного смещения;
е/ проектирование
профилей с помощью ЭВМ, сравнение вариантов и выбор наиболее экономичного;
ж/ вычерчивание на
графопостроителе расчетных продольных и поперечных профилей.
- геометрический
расчет принятого варианта трассы, расчет координат трассы относительно
теодолитного хода /проложенного при привязке аэрофотосъемки/ для выноса трассы
на местность при составлении рабочей документации;
- составление
программы инженерных изысканий.
3.2. Работы полевого периода
В полевой период
подлежат выполнению следующие работы:
- визуальное
обследование трассы с уточнением сложных участков и мест расположения
искусственных сооружений;
- съемка
пересекаемых трассой коммуникаций;
- полный комплекс
инженерных изысканий участков, не попавших в полосу аэрофотосъемки;
- фототеодолитная
съемка сложных, в отношении производства тахеометрической съемки, мест;
- наземное
обоснование аэрофотосъемки на оставшемся участке трассы;
-
инженерно-геологическое обследование трассы дороги по фотосхеме с нанесенной
трассой и разбитым пикетажом, включающее следующие виды работ:
а/ детальное
обследование мест индивидуального проектирования земляного полотна, мостовых
переходов и путепроводов;
б/ обследование
трассы, мест устройства малых искусственных сооружений, месторождений грунта и
строительных материалов /с сокращением объема буровых работ на основе
максимального использования информации, полученной при камеральном и полевом
дешифрировании аэрофотоснимков/;
- проведение
полного комплекса согласований.
3.3.Работы камерального периода
В камеральный
период производится обработка полевых материалов, в результате которой
представляются следующие материалы:
- планы трассы и
виды фотосхем, на которых кроме элементов предусмотренных эталоном, нанесен
теодолитный ход - обоснование аэрофотосъемки и координаты точек трассы
относительно этого хода;
- продольные
профили с уточненными в процессе полевых работ инженерно-геологическими данными
и нанесенными искусственными сооружениями;
- поперечные
профили;
- планы отдельных
мест, вычерченные на стереоприборах;
- чертежи пересекаемых
коммуникаций;
- сводка объектов,
подлежащих переустройству или сносу;
- карта
инженерно-геологических условий в масштабе фотосхемы, уточненная по полевым
обследованиям, на которой показаны литологические границы, состав пород,
особенности их состояния, уровня грунтовых вод, физико-геологические процессы;
- инженерно-геологические паспорта мест индивидуального
проектирования земляного полотна, мостовых переходов, путепроводов, площадок
гражданских сооружений, месторождений грунта, песка, гравия и камня;
- схемы расположения и ведомость месторождений
строительных материалов и грунтов для отсылки земляного полотна;
- данные анализов и испытаний грунтов;
- данные, анализов испытаний строительных материалов;
- ведомость участков с неблагоприятными инженерно-геологическими
условиями;
- пояснительная записка.
Главный инженер Союздорпроекта
|
В.
Р. Силков
|
Начальник технического отдела
|
К.
М. Ротштейн
|
Исполнитель, начальник экспедиции дорожного
отдела
|
В.
В. Слободенюк
|