ГОСТ Р 52160-2003
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА,
ОСНАЩЕННЫЕ ДВИГАТЕЛЯМИ
С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ
Дымность отработавших газов
Нормы и методы контроля при оценке технического
состояния
ГОССТАНДАРТ
РОССИИ
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным
предприятием «Государственный научно-исследовательский институт автомобильного
транспорта» (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК
315 «Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением
Госстандарта России от 18 декабря 2003 г. № 375-ст
4 Настоящий стандарт соответствует «Соглашению о принятии единообразных
условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и
о взаимном признании таких осмотров», принятому в Вене в 1997 г., а также
требованиям ГОСТ
Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН № 24) «Единообразные предписания, касающиеся:
I. сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности; II.
сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с
воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции; III.
сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия
в отношении дымности; IV. измерения мощности двигателей» в части дымности
сертифицированных автомобилей в режиме свободного ускорения.
Стандарт гармонизирован с Директивой 96/96 ЕС «О
принятии единообразных предписаний для стран - членов Сообщества в отношении
технического надзора транспортных средств и прицепов» и Директивой 72/306/ЕЕС
«О принятии единообразных предписаний стран - членов Сообщества в отношении мер
снижения выбросов вредных веществ двигателей с воспламенением от сжатия на
транспортных средствах»
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2005 г.
Содержание
ГОСТ
Р 52160-2003
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ
СРЕДСТВА,
ОСНАЩЕННЫЕ ДВИГАТЕЛЯМИ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ
Дымность отработавших газов
Нормы и методы контроля при оценке технического состояния
Motor vehicles, equipped with compression ignition engines.
Visible pollutants.
Norms and methods of the control for estimation of technical condition
Дата
введения 2005-01-01
Настоящий стандарт устанавливает нормы и методы измерения видимых
загрязняющих веществ отработавших газов (далее - дымность) в режиме свободного
ускорения для автотранспортных средств категорий М1, М2,
М3, N1, N2, N3, находящихся в
эксплуатации, которые оснащены двигателями с воспламенением от сжатия (далее - автомобилей).
В настоящем стандарте использована ссылка на ГОСТ
Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН № 24) Единообразные предписания, касающиеся:
I. сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении
дымности;
II. сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них
двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции;
III. сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением
от сжатия в отношении дымности;
IV. измерения мощности двигателей.
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими
определениями и обозначениями:
3.1 свободное ускорение: Увеличение оборотов двигателя автомобиля
от минимальной до максимальной частоты вращения без внешней нагрузки при
перемещении педали управления подачей топлива (далее - педали) до упора.
3.2 максимальная частота вращения пmax, мин-1:
Ограниченная регулятором частота вращения вала двигателя в режиме холостого
хода при нажатой до упора педали.
3.3 минимальная частота вращения nmin, мин-1:
Частота вращения вала двигателя в режиме холостого хода при отпущенной педали.
3.4 дымомер: Прибор, предназначенный для непрерывного измерения k
и N. Характеристики, которым должен соответствовать дымомер,
приведены в приложении И к ГОСТ
Р 41.24.
3.5 эффективная база дымомера L, м: Длина траектории лучей
света при их прохождении через отработавший газ, заполнивший рабочую трубу
дымомера в условиях измерения. Значение L определяют в соответствии с
И.4 приложения И к ГОСТ
Р 41.24 и указывают на дымомере.
3.6 пробоотборная система: Устройство для подачи отработавших
газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера,
изготовленное в соответствии с приложением К к ГОСТ
Р 41.24.
3.7 коэффициент поглощения света k, м-1:
Значение дымности, измеренное дымомером по основной шкале индикатора с
диапазоном от 0 до ∞.
3.8 коэффициент ослабления света N, %: Значение дымности, измеренное
дымомером по вспомогательной линейной шкале индикатора с диапазоном от 0 до 100
%.
3.9 дымность отработавших газов в режиме свободного ускорения Хм, м-1:
Максимальное значение коэффициента поглощения (см. приложение
Б), измеренное в режиме свободного ускорения.
3.10 результат измерения дымности в режиме свободного ускорения Хм, м-1:
Среднеарифметическое значение четырех последних измерений Хм, полученных в соответствии
с 5.4.1 и 5.4.2.
3.11 предельно допустимое значение дымности XL, м-1:
Предельно допустимое значение коэффициента поглощения в режиме свободного
ускорения, установленное для автомобиля в соответствии с 4.2 или 4.3.
3.12 обкатка автомобиля: Пробег автомобиля, установленный
предприятием-изготовителем для начального периода эксплуатации, в течение
которого должны выполняться особые требования, изложенные в инструкции по
эксплуатации автомобиля.
3.13 автотранспортное средство, находящееся в эксплуатации: Автомобиль,
прошедший регистрацию в установленном порядке.
4.1 Основным нормируемым параметром дымности является коэффициент
поглощения света k, вспомогательным - коэффициент ослабления света N.
При контроле дымности в эксплуатации могут использоваться дымомеры с
линейной шкалой, отградуированной от 0 до 100 % ослабления света. Пересчет k
в N для дымомера с L, равной 0,43 м, приведен в приложении
А.
4.2 Дымность обкатанных автомобилей в режиме
свободного ускорения не должна превышать значение коэффициента поглощения XL,
указанное в сообщении об официальном утверждении или в знаке официального утверждения,
нанесенное на двигатель/автомобиль, в соответствии с приложениями А, Б к ГОСТ
Р 41.24 или приложением 2 Директивы 72/306/ЕЕС. Дымность необкатанных
автомобилей не должна превышать более чем на 0,5 м-1 значение
коэффициента поглощения XL.
4.3 Дымность Х1м автомобилей, не имеющих
знака официального утверждения, не должна превышать в режиме свободного
ускорения следующих значений:
2,5 м-1 - для двигателей без наддува;
3,0 м-1 - для двигателей с наддувом.
5.1 Условия проведения испытаний
5.1.1
Испытания проводят при температуре окружающего воздуха от 0 °С до 35 °С и
давлении атмосферного воздуха от 92 до 105 кПа.
5.1.2 Система выпуска, включая систему очистки отработавших газов от
загрязняющих веществ, не должна иметь повреждений и быть недоукомплектованной.
5.2 Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе
5.2.1 Для измерения k и N следует применять дымомер,
соответствующий требованиям приложения И к ГОСТ
Р 41.24.
5.2.2 Для измерения температуры масла в поддоне картера двигателя следует
применять термометр с диапазоном 0 - 100 °С и погрешностью измерений не более
±2,5 % верхнего предела измерений.
5.2.3 Для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя следует
применять тахометр с диапазоном 0 - 6000 мин-1 и погрешностью
измерений не более ±2,5 % верхнего предела измерений.
5.2.4 Применяемые при испытаниях средства измерений должны быть поверены
в установленном порядке и иметь действующие свидетельства о поверке.
5.2.5 Для подвода отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в
измерительную камеру дымомера следует использовать пробоотборную систему,
обеспечивающую отсутствие утечек газов и подсоса воздуха. Пробоотборная система
должна соответствовать требованиям приложения К к ГОСТ
Р 41.24.
5.3 Подготовка к измерениям
5.3.1 Устанавливают датчики температуры масла, охлаждающей жидкости и
частоты вращения.
5.3.2 Для определения температуры моторного масла или охлаждающей
жидкости двигатель запускают и прогревают, используя нагрузочные режимы или многократное
повторение циклов свободного ускорения. Температура должна быть в пределах,
установленных предприятием-изготовителем, но не ниже 60 °С.
Продолжительность работы прогретого двигателя в режиме холостого хода
перед началом измерений должна быть не более 5 мин.
5.3.3 Измеряют значения nmin и nmax,
которые должны быть в пределах, установленных предприятием-изготовителем.
5.3.4 Подготовку к измерению дымности на неподвижно стоящем автомобиле
проводят в следующей последовательности:
- заглушают двигатель (при его работе);
- затормаживают автомобиль стояночной тормозной системой;
- устанавливают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов (для
автобусов категории М3 и грузовых автомобилей категорий N2,
N3);
- устанавливают зонд для отбора отработавших газов из выпускной трубы в
дымомер;
- запускают двигатель;
- устанавливают рычаг переключения передач (избиратель передач для
автомобилей с автоматической коробкой передач - селектор) в нейтральное
положение и включают сцепление.
Примечание - При измерении дымности в
помещении необходимо обеспечить вентиляцию этого помещения.
5.4 Измерение дымности
5.4.1 Измерение дымности в режиме свободного
ускорения проводят в следующей последовательности:
- при работе двигателя в режиме холостого хода на nmin
равномерно перемещают педаль за 0,5 - 1,0 с до упора. Держат педаль в этом
положении 2 - 3 с. Отпускают педаль и через 8 - 10 с приступают к выполнению
следующего цикла;
- циклы свободного ускорения повторяют не менее шести раз;
- измеряют значения Хм
на последних четырех циклах свободного ускорения по максимальному показанию
дымомера;
- измеренные значения Хм
считают достоверными, если четыре последовательных значения не образуют
убывающей зависимости и располагаются в зоне шириной 0,25 м-1;
- определяют среднеарифметическое значение Х'м четырех последних измерений
Хм, которое
принимается за результат измерения.
График изменения частоты вращения (n) и дымности (k) в
процессе цикла свободного ускорения приведен в приложении
Б.
5.4.2 Дымность автомобилей с раздельной выпускной
системой измеряют в каждой выпускной трубе. За результат измерения принимают
максимальное среднеарифметическое значение Х'м, полученное в одной из выпускных труб.
k, м-1
|
0,0
|
0,1
|
0,2
|
0,3
|
0,4
|
0,5
|
0,55
|
0,6
|
0,65
|
N, %
|
0,0
|
4
|
8
|
11
|
15
|
20
|
21
|
23
|
24
|
k, м-1
|
0,7
|
0,75
|
0,8
|
0,85
|
0,9
|
0,95
|
1,0
|
1,05
|
1,1
|
N, %
|
26
|
28
|
29
|
31
|
32
|
34
|
35
|
36
|
38
|
k, м-1
|
1,15
|
1,2
|
1,25
|
1,3
|
1,35
|
1,4
|
1,45
|
1,5
|
1,55
|
N, %
|
39
|
40
|
42
|
43
|
44
|
45
|
46
|
47
|
49
|
k, м-1
|
1,6
|
1,65
|
1,7
|
1,75
|
1,8
|
1,85
|
1,9
|
1,95
|
2,0
|
N, %
|
50
|
51
|
52
|
53
|
54
|
55
|
56
|
57
|
58
|
k, м-1
|
2,05
|
2,1
|
2,15
|
2,2
|
2,25
|
2,3
|
2,35
|
2,4
|
2,45
|
N, %
|
59
|
59,5
|
60
|
61
|
62
|
63
|
64
|
64,4
|
65
|
k, м-1
|
2,5
|
2,55
|
2,6
|
2,65
|
2,7
|
2,75
|
2,8
|
2,85
|
2,9
|
N, %
|
66
|
67
|
67,3
|
68
|
69
|
69,3
|
70
|
71
|
71,3
|
k, м-1
|
3,0
|
3,05
|
3,1
|
3,15
|
3,2
|
3,25
|
3,3
|
3,35
|
3,4
|
N, %
|
72,5
|
73
|
73,6
|
72
|
75
|
75,3
|
76
|
76,3
|
77
|
k, м-1
|
3,45
|
3,5
|
3,55
|
3,6
|
3,65
|
3,7
|
3,75
|
3,8
|
3,85
|
N, %
|
77,3
|
78
|
78,3
|
79
|
79,2
|
80
|
80,1
|
80,5
|
81
|
k, м-1
|
3,9
|
3,95
|
4,0
|
4,05
|
4,1
|
4,15
|
4,2
|
4,25
|
∞
|
N, %
|
81,3
|
81,7
|
82
|
82,5
|
83
|
83,3
|
83,7
|
84
|
100
|
Примечание - Пересчет значений N в k проводят
по формуле
где k - коэффициент
поглощения света, м-1;
L - эффективная база
дымомера, м;
N - коэффициент ослабления света,
%.
|
а - начало 1-го цикла свободного ускорения;
б - окончание 1-го и начало 2-го цикла свободного ускорения
1 - частота вращения коленчатого вала двигателя (n);
2 - дымность отработавших газов двигателя (k);
nmin - минимальная частота вращения;
nmax - максимальная частота вращения;
t0 - общее время одного цикла свободного
ускорения (12 - 15 с);
tс.у - время свободного ускорения от nmin
до nmах (1 - 2 с);
tн.п.у - время нажатой до упора педали (2 - 3 с);
tx.x - время работы на nmin (8 - 10 с);
Хм -
максимальное значение дымности в режиме свободного ускорения
Ключевые слова:
автомобиль, двигатель с воспламенением от сжатия, дымность отработавших газов,
нормы дымности, методы измерения дымности