Постановление Правительства РФ от
2 августа 1999 г. N 887
О совершенствовании системы
оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения
(с изменениями от 1 июля 2002 г.,
21 января, 27 июня 2003 г., 30 июля 2004 г.)
Постановлением Правительства РФ от 30 августа
2004 г. N 444
настоящее постановление признано утратившим силу
В целях реализации положений Послания
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Россия на рубеже
эпох" (О положении в стране и основных направлениях политики Российской
Федерации), касающихся совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных
услуг и реализации мер по социальной защите населения в соответствии со статьей
15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной
политики" в условиях проведения жилищно-коммунальной реформы,
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Продолжить
реформирование правоотношений в жилищно-коммунальной сфере и системы управления
жилищным фондом, обеспечивая при этом адресную социальную защиту населения.
Увязывать изменение платы за жилье и коммунальные услуги с системой мер по
социальной защите малоимущих граждан, уровнем доходов населения и реализацией
мероприятий по снижению издержек жилищно-коммунальных услуг.
2. Утвердить прилагаемое
Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных
услуг.
Установить, что разъяснения о
применении указанного Положения дает Государственный комитет Российской
Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
3. Утратил
силу
4. Утратил
силу
5. В отношении отдельных видов
коммунальных услуг могут быть введены в установленном порядке дополнительные
меры социальной защиты граждан, связанные с оплатой этих услуг. При расчете
субсидий, предоставляемых в соответствии с Положением о предоставлении
гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденным настоящим
постановлением, такие дополнительные меры социальной защиты не учитываются.
Предприятия и организации,
имеющие в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственный
жилищный фонд и оказывающие жилищно-коммунальные услуги, компенсируют в
порядке, устанавливаемом государственными органами власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления, за счет собственных средств
затраты, связанные с предоставлением субсидий имеющим на это право гражданам,
проживающим в домах, относящихся к указанному жилищному фонду.
Постановлением Правительства РФ от 21 января 2003 г. N 32 пункт 5 настоящего
постановления дополнен абзацем следующего содержания, действие которого
распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2002 г.:
Федеральные органы исполнительной
власти, в которых законом предусмотрена военная служба, имеющие закрепленный за
ними государственный жилищный фонд и оказывающие жилищно-коммунальные услуги,
компенсируют затраты, связанные с предоставлением субсидий лицам, проходящим
либо проходившим военную службу в указанных органах по контракту, и членам их
семей, проживающим в домах, относящихся к указанному жилищному фонду, за счет
средств федерального бюджета, выделяемых федеральным органам исполнительной
власти на эти цели.
6. Рекомендовать органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного
самоуправления в 1999-2000 годах:
а) обеспечивать оформление в
соответствии с законодательством Российской Федерации договоров найма жилого
помещения между нанимателями и собственниками жилья;
б) перевести обслуживание
жилищного фонда полностью на конкурсную основу;
в) разработать и утвердить
стандарты качества предоставляемых коммунальных услуг;
г) предусматривать при
формировании на основе действующей бюджетной классификации расходных статей
бюджетов соответствующего уровня выделение средств на компенсацию затрат,
связанных с предоставлением гражданам субсидий.
7. Рекомендовать органам
государственной власти субъектов Российской Федерации:
а) не снижать финансовую помощь и
не увеличивать нормативы отчислений от регулирующих налогов (на срок не менее
трех лет) на сумму экономии средств, полученной в результате проведения реформы
жилищно-коммунального хозяйства, в отношении муниципальных образований, активно
проводящих указанную реформу;
б) осуществлять контроль за
соответствием стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных
услуг в регионах федеральным стандартам;
в) увязывать изменения тарифов на
электро-, теплоэнергию и газ, получаемые с соответствующих оптовых рынков, с
динамикой поэтапного перехода к оплате населением жилищно-коммунальных услуг,
обеспечивающей самоокупаемость этих услуг.
8. Утратил
силу
9. Рекомендовать органам местного
самоуправления в целях улучшения сбора платы за жилье и коммунальные услуги,
рационального распределения указанных средств, усиления социальной защиты
малоимущих слоев населения:
создавать расчетно-кассовые
центры по сбору и обработке коммунальных платежей и предоставлению субсидий
гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг;
устанавливать размер платы за
жилье и коммунальные услуги в пределах федерального стандарта максимально
допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг
в совокупном доходе семьи на одного человека с предоставлением соответствующих
субсидий.
10. Органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления представлять в
Государственный комитет Российской Федерации по строительству и
жилищно-коммунальному комплексу по итогам полугодия информацию о ходе
выполнения настоящего постановления.
11. Признать утратившим силу постановление
Правительства Российской Федерации от 18 июня 1996 г. N 707 "Об
упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1996, N 26, ст. 3139).
Председатель
Правительства Российской Федерации С.
Степашин
Москва
2 августа 1999 г.
N 887
Положение
о предоставлении гражданам
субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг
(с изменениями от 1 июля 2002 г.,
21 января 2003 г.)
Постановлением Правительства РФ от 21 января 2003 г. N 32 в пункт 1 настоящего положения
внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 июля
2002 г.
1. Субсидии на оплату жилья и
коммунальных услуг (далее именуются - субсидии) предоставляются гражданам
органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами
местного самоуправления, а также федеральными органами исполнительной власти, в
которых законом предусмотрена военная служба, имеющими закрепленный за ними
государственный жилищный фонд и оказывающими жилищно-коммунальные услуги в
пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных
услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих
льгот.
При этом в семье, в которой
совокупный доход на одного человека не превышает установленного прожиточного
минимума, собственные расходы на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах
социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг не
должны превышать половины установленного федеральным законом минимального
размера оплаты труда на одного человека.
2. Предоставление субсидий
осуществляется в установленном порядке в соответствии с ежегодно утверждаемыми
федеральными стандартами:
социальной нормы площади жилья;
предельной стоимости
предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.метр общей площади жилья;
максимально допустимой доли
собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном
доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления
коммунальных услуг.
3. Величина субсидий
рассчитывается по двум вариантам.
I вариант.
Для граждан, в семьях которых совокупный доход семьи на одного человека ниже
установленного прожиточного минимума, а максимально допустимая доля собственных
расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в
пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных
услуг ниже половины установленного федеральным законом минимального размера
оплаты труда, величина субсидии определяется как разница между установленным на
данный период времени размером оплаты жилья и коммунальных услуг и максимально
допустимой долей собственных расходов в совокупном доходе семьи в пределах
социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.
Для граждан, в семьях которых
совокупный доход семьи на одного человека ниже установленного прожиточного
минимума, а максимально допустимая доля собственных расходов на оплату жилья и
коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади
жилья и нормативов потребления коммунальных услуг равна половине или выше
половины установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда,
величина субсидии определяется как разница между установленным на данный период
времени размером оплаты жилья и коммунальных услуг и половиной установленного
федеральным законом минимального размера оплаты труда.
II вариант.
Для граждан, в семьях которых совокупный доход семьи на одного человека выше
установленного прожиточного минимума, величина субсидии определяется как
разница между установленным на данный период времени размером оплаты жилья и
коммунальных услуг и максимально допустимой долей собственных расходов в
совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов
потребления коммунальных услуг.
4. При расчете величины субсидий
на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение,
горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз бытовых отходов,
обслуживание лифтового хозяйства и др.) недопустимо исключение отдельных видов
фактически предоставляемых услуг. При этом величина ежемесячных субсидий на
оплату указанных услуг, определяемая в установленном порядке организацией,
уполномоченной собственником домовладения осуществлять сбор и обработку
жилищно-коммунальных платежей и предоставление этих субсидий, должна
указываться в соответствующем платежном документе (счете-квитанции).
5. Субсидии предоставляются
гражданам, проживающим в домах (включая общежития), относящихся к жилищному
фонду, независимо от формы собственности.
Граждане, сдающие жилые помещения
в поднаем, утрачивают право на субсидию.
Постановлением Правительства РФ от 21 января 2003 г. N 32 в пункт 6 настоящего положения
внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 июля
2002 г.
6. Субсидии устанавливаются
организацией, уполномоченной органом местного самоуправления, после
предъявления гражданами необходимых документов в соответствии с утверждаемым
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации порядком
предоставления субсидий гражданам. Порядок представления сведений и оформления
документов, необходимых для предоставления субсидий лицам, проходящим военную
службу по контракту, определяется руководителями федеральных органов
исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.
Предоставление субсидий всем
имеющим на это право гражданам является непременным условием законности решений
органов местного самоуправления об увеличении ставок оплаты жилья и
коммунальных услуг. Неурегулированность финансовых взаимоотношений между
организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, и собственниками
домовладений не может служить основанием для отказа либо задержки
предоставления гражданам субсидий.
Согласно постановлению
Правительства РФ от 1 июля 2002 г. N 490 (с изм. от 27 июня 2003 г.) абзац
первый пункта 7 настоящего постановления не применяется на территории
муниципальных образований, включенных в соответствии с пунктом 3
вышеупомянутого постановления в перечень субъектов РФ, принимающих участие в
проведении эксперимента, а также муниципальных образований, осуществляющих переход
на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг с использованием
персонифицированных социальных счетов граждан
7. Субсидии предоставляются
гражданам в безналичной форме в виде уменьшения их платежа за жилье и
коммунальные услуги.
Распределение субсидий
осуществляется пропорционально платежам граждан за жилье и коммунальные услуги
в соответствии с платежным документом (счетом-квитанцией).
Порядок выделения и учета
средств, направляемых на предоставление субсидий, устанавливается органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 21 января 2003 г. N 32 настоящее положение дополнено
пунктом 8, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1
июля 2002 г.
8. Некоторым категориям граждан,
которым субсидия не может быть предоставлена на общих основаниях в связи с
особенностями прохождения ими военной службы, субсидия предоставляется в виде
денежной компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг.
При этом денежная компенсация
выплачивается в размере субсидии, которая могла быть предоставлена этим
гражданам на общих основаниях, а порядок ее выплаты определяется:
руководителями федеральных
органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба,
не допускающая разглашения сведений о сотрудниках, проходящих службу в этих
органах, - в отношении указанных сотрудников;
руководителями федеральных
органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба,
- в отношении лиц, проходящих либо проходивших военную службу по контракту за
пределами Российской Федерации в территориальных органах и войсках
соответствующих федеральных органов исполнительной власти и не имеющих жилья в
Российской Федерации. При этом при расчете размера субсидии исходят из
утвержденной в Российской Федерации максимально допустимой доли собственных
расходов граждан на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в совокупном
доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и из реальных затрат на
эти цели.
Выплата денежной
компенсации осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на
эти цели указанным федеральным органам исполнительной власти.