МИНИСТЕРСТВО
ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ИНСТИТУТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ АСФАЛЬТОБЕТОНОВ С ДОБАВКОЙ СЕРЫ
И ПО ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ИЗ НИХ
ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ
Утверждены зам. директора Союздорнии
канд. техн. наук В.М.
Юмашевым
Одобрены Главдорстроем
(письмо № 5603/204 от 9.4.85)
Москва 1986
Приведены общие сведения о сере,
используемой в виде добавки для повышения качества асфальтобетонов; требования
к ее свойствам; технология введения серы в битум и непосредственно в
минеральный материал.
Показаны особенности технологии приготовления асфальтобетонных
смесей с добавкой серы различными способами и устройства из них дорожных
покрытий.
Применение серы позволяет снизить расход битума, повысить
производительность АБЗ и уплотняющих механизмов, увеличить срок службы
асфальтобетонных покрытий.
Государственный всесоюзный дорожный научно-исследовательский
институт, 1986.
В последние годы в ряде зарубежных стран успешно используется сера
в качестве добавки к нефтяным битумам. Добавка серы позволяет снизить расход
битума, повысить производительность асфальтосмесителей и уплотняющих
механизмов, уменьшить расход условного топлива на 1 т на 1 км, повысить срок
службы асфальтобетонных покрытий.
Исследования Союздорнии за последние годы и результаты
опытно-экспериментальных работ, проведенных в 1982 - 1985 гг. в Волынской и
Оренбургской областях, а также анализ зарубежного опыта явились основой для
разработки «Методических рекомендаций по применению асфальтобетонов с добавкой
серы и по технологии строительства из них дорожных покрытий».
В настоящих «Методических рекомендациях» приведены общие сведения
о сере, используемой в виде добавки для повышения качества асфальтобетонов, и
требования к ней, принцип проектирования состава получаемых асфальтобетонов,
технологические способы приготовления асфальтобетонных смесей, особенности
технологии строительства, техники безопасности при работе с серой.
«Методические рекомендации»
составили кандидаты технических наук И.А. Плотникова, Е.М. Гурарий и инж.
И.В. Степанян.
Замечания и предложения по данной работе просьба направлять по
адресу: 143900, Московская обл., Балашиха-6, Союздорнии.
1.1. В практике дорожного строительства ряда стран в течение
последних лет прослеживается тенденция использования серы в асфальтобетоне
взамен части нефтяного битума.
Применение
серы в качестве добавки позволяет уменьшить расход битума, повысить
производительность применяемых асфальтосмесителей и уплотняющих механизмов,
снизить температуры нагрева битумов и приготовления асфальтобетонных смесей,
повысить водо- и морозостойкость асфальтобетона и, следовательно, долговечность
дорожных покрытий.
1.2. Анализ литературных данных по этой проблеме и выполненные
исследования дают основание полагать, что сера, введенная в битум, находится в
нем в двух агрегатных состояниях - жидком и твердом.
Соотношение между количеством жидкой и кристаллической серы
зависит от ряда факторов: химического состава и дисперсной структуры битумов,
температуры смеси и времени, прошедшего с момента введения серы.
Сера, введенная в битум при температуре 120 - 140 °С, расплавляется и равномерно
распределяется в нем. В процессе перемешивания сера частично растворяется в
масляных компонентах битума. Растворенная и расплавленная сера оказывает на
битум пластифицирующее действие.
При температуре ниже 120 °С расплавленная сера начинает
выкристаллизовываться. После охлаждения асфальтобетона до температуры
окружающего воздуха процесс кристаллизации серы продолжается еще длительное
время (более месяца). Кристаллическая сера играет роль дисперсного наполнителя
в асфальтобетоне, повышает его прочность и теплостойкость.
1.3. Разработаны два способа введения серы в асфальтобетонную
смесь:
в виде серно-битумного вяжущего (СБВ), полученного предварительным
введением серы в битум;
непосредственно в асфальтобетонную смесь в процессе перемешивания
всех ее компонентов в смесителе.
Первый способ проще, легче осуществим в производственных условиях
при современном серийном оборудовании АБЗ.
Второй способ требует дополнительного оборудования
асфальтосмесительных установок линией подачи и дозирования серы в мешалку,
однако он более эффективен.
2.1. В качестве добавки в асфальтобетонную смесь рекомендуется
использовать техническую серу: комовую, молотую или жидкую (см. приложение к
данным «Методическим рекомендациям»).
Физико-химические свойства серы должны отвечать требованиям ГОСТ 127-76.
2.2. Техническая сера при обычных условиях находится в твердом
состоянии. Она отличается малой теплопроводностью, плохо проводит электрический
ток, растворима в сероуглероде, нефти, бензине и многих других органических
растворителях. В воде и кислотах сера практически не растворяется.
При 120 °С
сера плавится и превращается в легкоподвижную жидкость желтого цвета, вязкость
которой изменяется с повышением температуры.
При
температуре выше 160 °С сера темнеет и при 190 °С превращается в темно-коричневую вязкую массу. С дальнейшим
повышением температуры вязкость массы уменьшается, а при температуре около 300
°С расплав серы становится легкоподвижным. Температура кипения серы 444,6 °С.
2.3. Комовую серу получают из расплавленной серы, которую при
температуре 125 °С разливают на открытые бетонированные площадки, где она
постепенно охлаждается и застывает. Для ускорения застывания серу разливают на
большие площади тонким слоем, наращиваемым в течение нескольких суток по мере
ее охлаждения. Застывшая сера в блоке высотой 3 м и более разрыхляется
экскаватором и складируется в штабели, при этом происходит частичное дробление
серы (крупность частиц колеблется в широких пределах).
Требования к зерновому составу серы приведены в табл. 1.
Таблица 1
Разновидность
серы
|
Остаток, %, не более, на сите
размером, мм
|
Прохождение через сито 200 мм, %,
не менее
|
0,14
|
0,071
|
Комовая
|
-
|
-
|
95
|
Молотая класса
|
|
|
|
2
|
0,1
|
3,5
|
-
|
3
|
3,0
|
4,0
|
-
|
2.4. Молотая сера является продуктом размола комовой серы, имеет
строго определенный зерновой состав (см. табл. 1) и отвечает всем требованиям, предъявляемым к
физико-химическим свойствам серы. Кроме того, для молотой серы дополнительно
регламентируется содержание металлов, а именно: железа, марганца, меди.
2.5. Жидкая сера является наиболее перспективным видом серы. При
хранении и транспортировке жидкой серы отпадает необходимость в открытых
складах, облегчается механизация погрузочно-разгрузочных работ, сохраняется
качество серы. Затраты тепла, расходуемого на поддержание серы в расплавленном
состоянии, значительно меньше, чем при
расплавлении ее потребителем.
3.1. В основу проектирования составов асфальтобетон с добавками
серы заложен принцип сохранения постоянства объема вяжущего, т.е. независимо от
количества добавки серы общий суммарный объем сернобитумного вяжущего должен
быть равен объему нефтяного битума в асфальтобетон без добавки серы. Только
соблюдением этого условия обеспечивается оптимальная поровая структура
асфальтобетона.
3.2. Зерновой состав минеральной части асфальтобетонной смеси и
оптимальное количество вяжущего (нефтяного битума) проектируют в соответствии с
ГОСТ
9128-84.
3.3. После подбора оптимального состава асфальтобетонной смеси на
нефтяном битуме устанавливают дозировку серы. Рекомендуемое соотношение по
массе между битумом и серой составляет: для битумов марок БНД 40/60, БНД 60/90,
БН 60/90, БН 90/130 - 70:30, для битума марки БНД 90/130 - 60:40. Изменять
вышеуказанные соотношения можно лишь в сторону уменьшения содержания серы в вяжущем.
3.4. Так как плотность серы в 2 раза превышает плотность битума,
необходимо корректировать оптимальное содержание вяжущего В (%) в
асфальтобетонной смеси по формуле
,
где Б1 - оптимальное количество битума в смеси,
установленное при проектировании состава, % массы;
S1 и Б2 - доля соответственно серы и битума в
вяжущем, %;
- плотность соответственно серы и битума, г/см3.
3.5. Количество битума (%) в смеси определяют по формуле
.
Количество серы (%) в смеси определяют по формуле
.
Пример расчета.
Допустим, что при проектировании состава асфальтобетонной смеси установлено
оптимальное содержание битума 7 %. Назначаем соотношение между битумом и серой
70:30.
Определяем количество вяжущего в смеси:
.
Содержание нефтяного битума в смеси составляет
,
а серы
.
На 1 т смеси это составит: битума - 57 кг, серы - 25 кг.
3.8. После расчета состава асфальтобетона с добавкой серы следует
приготовить контрольную смесь и определить весь комплекс показателей
физико-химических свойств. Асфальтобетон с добавкой серы должен отвечать тем же
требованиям, что и асфальтобетон с нефтяными битумами без добавки серы в соответствии
с ГОСТ
9128-84.
4.1. Асфальтобетонные смеси с добавками серы следует
приготавливать в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85 «Организация, производство и
приемка работ. Сооружения транспорта. Автомобильные дороги».
4.2. Добавку серы вводят в асфальтобетонную смесь двумя способами
- либо в битум, либо непосредственно в смесь.
4.3. Для введения в битум можно использовать комовую или жидкую
серу. Технологический процесс приготовления смесей при введении серы в битум
включает приготовление СБВ и подачу его в смеситель через дозатор битума (см. рисунок).
Серу,
отдозированную по объему или массе, постепенно вводят в битумный котел,
заполненный битумом не более чем на 0,75 его объема.
Технологическая
схема приготовления СБВ
4.4. Серу смешивают с битумом в рабочем котле мешалкой
пропеллерного или шнекового типа при температуре не выше 130 - 140 °С.
Продолжительность перемешивания при введении жидкой серы в
битумный котел - 10 мин, при введении комовой серы - 20 мин.
4.5. Готовое СБВ допускается выдерживать в битумном котле не более
одной рабочей смены.
4.6. СБВ можно приготовить также путем введения дозировочным
насосом расплавленной и нагретой до 130 °С серы в трубопровод, по которому
битум подается в дозатор смесителя. В трубопроводе сера перемешивается с
битумом и в дозатор уже поступает готовое СБВ.
4.7. Продолжительность перемешивания асфальтобетонных смесей с СБВ
приведена в табл. 2.
Таблица 2
Асфальтобетонная
смесь
|
Продолжительность, с,
перемешивания минеральных компонентов
|
без вяжущего
|
с вяжущим
|
Песчаная
|
15
|
35-45
|
Мелкозернистая
|
15
|
25-35
|
Крупнозернистая
|
15
|
25-30
|
4.8. Температура смеси при выпуске из смесителя должна быть 130 -
140 °С.
4.9. При введении серы непосредственно в смесь в качестве
самостоятельного компонента можно использовать молотую или жидкую серу.
Молотую серу в холодном состоянии подают элеватором в отдельный
отсек бункера по типу минерального порошка.
При использовании жидкой серы смеситель оборудуют дополнительным
дозатором, аналогичным битумному.
4.10. Технологический процесс приготовления асфальтобетонных
смесей с добавкой серы включает: дозирование минеральных материалов и битума,
подачу, перемешивание этих компонентов до полного обволакивания минеральных
зерен битумом, введение серы в смесь и окончательное перемешивание смеси.
Ввиду того, что серу вводят в смеситель после предварительного
перемешивания битума с минеральными материалами, время приготовления смеси
увеличивается на 30 - 45 с.
4.11. Технологический режим приготовления асфальтобетонной смеси с
добавкой серы непосредственно в смесь должен обеспечивать равномерное
распределение в ней серы и однородность смеси. Следует строго выдерживать время
перемешивания, соблюдать однородность применяемых исходных материалов, точность
их дозирования и не нарушать температурного режима подготовки исходных
материалов и приготовления асфальтобетонной смеси.
5. Особенности технологии
строительства конструктивных
слоев дорожных одежд из асфальтобетонных смесей с
добавками серы
5.1. Все работы по приготовлению, укладке и уплотнению
асфальтобетонных смесей, а также технический контроль следует осуществлять в
соответствии с требованиями действующих нормативных документов.
5.2. При укладке асфальтоукладчиками толщина укладываемого слоя
должна быть больше проектной на 5 - 10 %, а при ручной укладке - на 15 - 20 %.
5.3. Температура асфальтобетонных смесей при укладке в
конструктивный слой дорожной одежды при содержании серы до 2 % должна быть не
ниже 110°С,
при содержании серы свыше 2 % - не ниже 120°С согласно ГОСТ
9128-84.
Температуру смеси необходимо проверять в каждом прибывающем
автомобиле-самосвале.
5.4. Длина полосы при укладке смеси одним укладчиком в зависимости
от температуры воздуха и типа местности приведена в табл. 3.
Таблица 3
Температура
воздуха, °С
|
Длина укладываемой полосы, м
|
на защищенных от ветра лесных
участках
|
на открытых участках
|
8-15
|
30-80
|
25-40
|
15-25
|
80-120
|
40-60
|
Выше 25
|
120-180
|
60-80
|
5.5. Уплотнение конструктивных слоев следует начинать сразу же
после укладки смеси, чтобы не допускать ее остывания.
При уплотнении смеси число проходов всех видов катков при
содержании серы до 2 % может быть уменьшено на 15-20 %, а при содержании серы
больше 2 % - на 25-30 % по сравнению с асфальтобетонными смесями на нефтяных
битумах без добавки серы.
6.1. Комовую и молотую серу транспортируют по железной дороге в
вагонах или полувагонах, а также любым другим видом транспорта согласно
действующим правилам перевозки ядохимикатов с соблюдением мер противопожарной
безопасности.
6.2. Жидкую серу транспортируют в специально предназначенных для
этой цепи железнодорожных или автодорожных цистернах с обогревом.
6.3. Жидкую серу хранят в специальных железобетонных, устойчивых к
агрессивному воздействию расплавленной серы резервуарах,
оснащенных устройствами для обогрева и перекачки, а также измерительными
приборами и вытяжными трубами.
Паровой обогрев осуществляется с помощью змеевиков,
устанавливаемых у днища и в центральной части резервуара. Перекачка
осуществляется с помощью погружных насосов.
6.4.
Открытое складирование серы не допускается во избежание ухудшения качества серы
в связи с загрязнением ее посторонними примесями (при длительном хранении
увеличивается содержание золы). Кроме того, при открытом хранении повышается
влажность серы, что приводит к увеличению ее кислотности.
6.5.
Транспортное оборудование, используемое для перемещения серы, должно быть
полностью укрыто; из-под укрытия должен быть обеспечен отсос воздуха. Высота
перепадов материала при перегрузках должна быть минимальной.
7.1. При использовании серы необходимо руководствоваться
«Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании
автомобильных дорог» (М.: Транспорт, 1978).
7.2. В твердом виде сера - горючее вещество, нетоксична, класс
опасности 4. Жидкая сера токсична.
Серная пыль взрывоопасна. Нижний предел взрываемости серной пыли
фракции 850 мкм - 2,3 г/м3, температура самовоспламенения - 575 °С.
Образующиеся при переливе и хранении жидкой серы пары серы и
сероводорода взрывоопасны и могут вызвать отравление. Предельно допустимые
концентрации (ПДК) в воздухе рабочей зоны по ГОСТ 12.1.005-76 составляют: для
сероводорода 10 мг/м3, сернистого газа - 10 мг/м3, серной
пыли - 2 мг/м3. Контроль за ПДК
осуществляется местным отделением санэпидстанции.
7.3. Производственные помещения и лаборатории, где ведутся работы
с серой, должны быть оборудованы приточно-вытяжной механической вентиляцией,
обеспечивающей соблюдение в воздухе рабочей зоны ПДК вредных веществ.
7.4.
Складские площадки и склады должны быть оснащены стационарными системами
пожаротушения. Запрещается применение всех видов открытого огня. Тушение
горячей серы производится распыленной водой со смачивателем, а также пеной.
7.5. При работе с серой обслуживающий персонал должен быть
обеспечен защитными очками, резиновыми перчатками и респираторами.
7.6. Лица моложе 18 лет к работе с серой не допускаются.
7.7.
Использование серы в качестве добавки в асфальтобетонные смеси допускается в
условиях строительства дорожных покрытий вне населенных пунктов.
Применение асфальтобетона, модифицированного серой, по сравнению с
традиционным асфальтобетоном позволяет:
сэкономить до 30 % битума;
повысить производительность асфальтосмесителей на 10 % за счет
уменьшения времени перемешивания в случае применения СБВ;
увеличить производительность уплотняющих механизмов на 30 % за
счет уменьшения числа проходов катков;
снизить температуры нагрева вяжущего и минеральных компонентов
асфальтобетонных смесей на 20-30 °С;
снизить расход условного топлива на 0,672-1 т на 1 км;
увеличить
срок службы покрытия на 5 %.
Вид
серы
|
Характеристика
|
Завод-изготовитель
|
Сорт
|
Цена
1 т, руб
|
Комовая
|
Твердое вещество желтого
цвета. Плотность 2,07 г/см3 при 119,3 °С.
Температура плавления 119,3 °С
|
Роздольское ПО «Сера»,
Яворовское ПО «Сера», Оренбургский ГПЗ, Мубаревский ГПЗ, Гаурдакский серный
завод, Медногорский медно-серный комбинат и др.
|
9998
9990
9985
9920
|
70
69
65
60
|
Жидкая
|
При 119,3 - 155 °С
представляет собой легкоподвижную жидкость желтого цвета, вязкость которой
изменяется с повышением температуры. Температура кипения серы 444,6 °С.
Вязкость при 154°С составляет 0,0066 Па. с
|
Роздольское ПО «Сера»,
Яворовское ПО «Сера», Гаурдакский серный завод, Оренбургский ГПЗ, Московский
НПЗ, Ново-Уфимский НПЗ и др.
|
9998
9985
9900
|
72
67
65
|
Молотая
|
Продукт размола комовой
серы. Порошкообразный материал светло-желтого цвета. Остаток на сите 0,071 мм
- не более 3,5 %
|
Роздольское ПО «Сера»,
Куйбышевский серный завод
|
9990
9950
9990
9950
|
94
90
89
85
|
СОДЕРЖАНИЕ