МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДКНО
Заместитель министра
труда
и социального развития
Российской Федерации
Типовая
инструкция
по охране труда для рабочих,
выполняющих погрузочно-разгрузочные
и складские работы
ТИ Р
М-001-2000
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Настоящая Инструкция предназначена для рабочих,
выполняющих погрузочно-разгрузочные и складские работы.
1.2. Водители погрузчиков, крановщики (машинисты)
кранов, операторы кранов-штабелеров, стропальщики, выполняющие
погрузочно-разгрузочные и складские работы, должны соблюдать требования
безопасности, изложенные в соответствующих инструкциях, предназначенных для
конкретных профессий.
1.3. К выполнению погрузочно-разгрузочных работ
допускаются работники, прошедшие:
медицинское освидетельствование;
вводный инструктаж по безопасности труда и инструктаж
на рабочем месте, практически освоившие приемы правильного обращения с
механизмами, приспособлениями, инструментами, а также с грузами во время их
перемещения.
1.4. Работники, допущенные к работе, должны выполнять
только ту работу, которая поручена администрацией предприятия.
1.5. При выполнении работы необходимо строго соблюдать
принятую технологию переработки грузов. Не допускается применять способы,
ведущие к нарушению безопасности.
1.6. В случае возникновения в процессе работы
каких-либо вопросов, связанных с ее безопасным выполнением, необходимо
немедленно обращаться к работнику, ответственному за безопасное производство
работ по перемещению грузов.
1.7. При временном переводе на другую работу
необходимо ознакомиться с условиями труда, порученной работой, а также пройти
инструктаж по безопасности труда при ее выполнении.
1.8. При невозможности выполнения прежней работы по
состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением необходимо сообщить
об этом администрации предприятия.
1.9. В процессе работы на рабочего возможно
воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов: движущиеся
машины, перемещающиеся и складируемые грузы, повышенная запыленность воздуха
рабочей зоны, микроклимат, режущие и колющие предметы (выступающие гвозди,
металлическая лента или проволока на таре).
1.10. Рабочий, выполняющий погрузочно-разгрузочные и
складские работы, должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты:
при выполнении работы по погрузке и выгрузке вне
цехов:
угля, песка, кокса, торфа и битума:
комбинезоном хлопчатобумажным с капюшоном из
пыленепроницаемой ткани;
ботинками кожаными;
рукавицами брезентовыми;
очками защитными;
респиратором;
каской защитной;
пылящих грузов:
комбинезоном хлопчатобумажным с капюшоном из
пыленепроницаемой ткани;
рукавицами брезентовыми;
очками защитными;
респиратором.
1.11. Не допускается применять неисправные
грузозахватные приспособления и инструмент, тросы и цепи. Следует убедиться в
наличии на тросах и цепях бирок и клейм с указанием грузоподъемности.
Необходимо подбирать стропы, соответствующие по грузоподъемности поднимаемому
грузу.
1.12. Во время работы необходимо быть внимательным и
осторожным, не отвлекаться.
1.13. Для подъема на рампу следует применять лестницы.
1.14. Не следует допускать посторонних лиц к местам
выполнения погрузочно-разгрузочных и складских работ.
1.15. При работе бригадой следует выполнять указания
бригадира.
1.16. С наступлением темноты при отсутствии
достаточного освещения погрузочно-разгрузочные работы необходимо прекратить.
1.17. В зимних условиях при низкой температуре
наружные работы следует проводить с перерывами для обогревания. Температура
воздуха, при которой наружные работы необходимо прекращать или вести с
перерывами, устанавливается местными органами власти.
1.18. В течение всей рабочей смены следует соблюдать
установленный администрацией режим труда и отдыха.
1.19. Отдыхать и курить разрешается только в
специально отведенных местах.
1.20. Уходя из помещения, выключить все электроприборы
и освещение, за исключением дежурного.
1.21. При несчастном случае немедленно прекратить
работу, известить об этоМ администрацию и обратиться за медицинской помощью.
1.22. При несчастном случае с другим рабочим следует
оказать ему первую доврачебную помощь и отправить в медицинское учреждение.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ
2.1. Осмотреть, привести в порядок и надеть
спецодежду; застегнуть или обвязать манжеты рукавов; заправить одежду так,
чтобы не было свисающих концов.
2.2. Если по условиям работы требуется применение
средств индивидуальной защиты и предохранительных приспособлений, то необходимо
проверить их комплектность и исправность.
2.3. Осмотреть рабочее место, убрать с него все, что
может мешать работе, освободить проходы и не загромождать их; если пол
скользкий (облит водой, маслами и т. п.), то следует вытереть его или посыпать
песком.
2.4. Прежде чем использовать в работе механизм или
приспособление, необходимо убедиться в его исправности, при работе с
электрооборудованием - в надежности защитного заземления.
2.5. Перед началом работы с тельфером необходимо
проверить исправность действия тормозов, каретки, а также ограничителя подъема.
При обнаружении неисправности следует немедленно сообщить об этом руководителю
работ и без его указания тельфер в работу не включать.
2.6. Перед началом работы на рольганговых столах
необходимо проверить надежность боковых ограждений.
2.7. Перед началом работы машины непрерывного
транспорта (конвейеры, элеваторы, подъемники и др.) пускают без груза на
рабочем органе, т. е. вхолостую, и только после проверки их технического
состояния и предупреждения соответствующим сигналом находящихся вблизи людей.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЗАГРУЗКЕ И РАЗГРУЗКЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ
ВАГОНОВ И АВТОМОБИЛЕЙ
3.1. Выполнять погрузочно-разгрузочные работы
необходимо на специально отведенных участках, площадках. Не следует проводить
их на пути движения железнодорожного транспорта, автомашин, тракторов, а также
в местах переходов и переездов.
3.2. Во время маневрирования железнодорожного состава,
при подаче вагонов к месту разгрузки или погрузки запрещается ездить на
буферах, подножках головных автосцепок, переходить пути под вагонами, стоящими
под погрузкой или выгрузкой.
3.3. При передвижении вагонов запрещается стоять на
краю рампы, а также между рампой и движущимся вагоном.
3.4. Передвижение вагонов по фронту выгрузки с помощью
простейших приспособлений (аншпуга и др.) допускается в исключительных случаях
и только под непосредственным руководством ответственного лица.
3.5. При передвижении вагонов вручную рабочие должны
находиться сбоку.
3.6. Железнодорожный транспорт (вагон, полувагон,
платформа), поставленный под погрузку (разгрузку), должен быть надежно
заторможен с помощью тормозных башмаков, подкладываемых под колеса с обеих
сторон.
3.7. Перед разгрузкой железнодорожного транспорта
следует тщательно осмотреть состояние груза и при обнаружении неисправностей
(перекоса, излома стоек, ненадежной увязки), не приступая к выгрузке, получить
указания ответственного лица о способе разгрузки.
3.8. Перед разгрузкой вагона тщательно осмотреть
состояние мостика и сходней для перехода из вагона. Они должны быть изготовлены
из досок толщиной не менее 50 мм, скреплены с нижней стороны металлическими или
деревянными планками.
3.9. При погрузке и укладке в вагоны материалов и
оборудования вблизи железнодорожных путей между грузами и ближайшими к ним
рельсами должен быть оставлен свободный проход шириной не менее 2 м.
Разгружать вагоны вдоль железнодорожных путей
разрешается только на отведенных для этого местах.'
3.10. Выгружать груз на рельсовые пути и между путями,
а также загромождать их какими бы то ни было предметами запрещается.
Выгруженные материалы следует немедленно перемещать на место их хранения.
3.11. При выгрузке из специальных вагонов
непосредственно на рельсовые пути грузы необходимо немедленно убирать и
перевозить на места хранения.
3.12. Ручную загрузку и разгрузку вагонов, автомобилей
и других транспортных средств производить только с рамп или специально
оборудованных площадок. Площадка рампы должна находиться на одном уровне с
площадкой транспортных средств.
3.13. Во избежание ушиба грузом, который может выпасть
из вагона при открывании и закрывании дверей, следует находиться на
железнодорожном полотне правым боком к вагону и держаться только за дверные
поручни, использовать специальные устройства для открывания дверей.
3.14. В случае загрузки листовых материалов на
железнодорожные платформы с помощью погрузчика стоять вблизи платформы
запрещается, так как при сбрасывании с вил погрузчика лист может соскользнуть и
нанести травму.
3.15. При разгрузке вагонов разбирать груз следует
уступами так, чтобы предупредить возможность падения отдельных ящиков или
деталей.
3.16. Погрузку и разгрузку опасных и вредных грузов
следует производить под руководством лица, ответственного за безопасность
выполнения этих работ.
3.17. При разгрузке сыпучих грузов (зерна, солода,
гравия, песка, цемента и др.) из полувагонов (вагонов) люки должны открываться
специальными приспособлениями, исключающими нахождение рабочего под люком во
время его открывания.
3.18. При погрузке и выгрузке извести, цемента, зерна,
пестицидов, минеральных удобрений и других пылящих грузов рабочие должны быть
обеспечены респираторами, противопылевыми очками и спецодеждой.
Погрузку и выгрузку сыпучих грузов (зерна, солода и
др.), а также картофеля, сахарной свеклы из железнодорожных вагонов следует
производить механизированным способом с помощью механических лопат,
вагонопогрузчиков, пневмотранспортера и др. механизмов.
3.19. Выгрузку скота из вагона производить по
деревянным трапам или мостикам.
3.20. Железнодорожные платформы для выгрузки скота,
трапы, мостики, спуски (пандусы), платформы весов для взвешивания, а также
проходы для рабочих должны быть ограждены прочными перилами 1,2 м с
дополнительным продольным ограждением по всему периметру на высоте 0,5 - 0,6 м.
Ворота и дверцы к ним должны иметь исправные запоры.
3.21. При выгрузке незатаренных минеральных удобрений
из вагона необходимо применять защитные приспособления из фанеры, брезента и т.
п. с целью уменьшения пылевыделения.
3.22. Не допускается производить рыхление слежавшихся
минеральных удобрений через загрузочные и донные разгрузочные люки
специализированных вагонов.
3.23. Не допускается ударять о стенки вагонов ломом,
кувалдой и другими тяжелыми предметами при устранении зависания удобрений в
вагонах.
3.24. Для безопасной разгрузки специализированных вагонов
и улучшения истечения минеральных удобрений через донные люки грузчики обязаны
установить вибраторы в специальные гнезда, предусмотренные конструкцией вагона.
3.25. При отсутствии средств механизации погрузку
(разгрузку) длинномерных штучных грузов (рельсов, балок, бревен и т.п.)
необходимо производить слегами с помощью лебедок и канатов. Находиться между
слегами или в зоне движения груза грузчикам запрещается. Подъем, поправка или
перекатка бревен должны осуществляться с помощью лаг.
3.26. Открывать борта автотранспортного средства,
загруженного длинномерным штучным грузом, должны двое рабочих, находящихся
сбоку от бортов.
3.27. Лесоматериалы и другие длинномерные штучные
грузы из кузова транспортных средств выгружают по наклонной плоскости, образуемой
слегами из бревен диаметром не менее 15 см. Число слег должно быть не менее
одной на каждые 2 м длины перемещаемых по ним грузов и во всех случаях не менее
двух. Концы слег, располагаемые в кузове транспортного средства, должны быть
оборудованы крючьями.
3.28. Укладку длинномерных грузов производить только
после окончания выгрузки их из транспортных средств.
3.29. Нельзя находиться в зоне, где материал
периодически перемещается по наклонной плоскости.
3.30. При выгрузке длинномерных штучных грузов из вагонов
и автотранспорта краном запрещается подтаскивать их крючком и заходить в зону
штабеля, над которым перемещается груз. При опускании пачки бревен следует
находиться от. места укладки на расстоянии не менее 15м.
3.31. После зацепки пачки из длинномерных штучных
грузов крюком крана необходимо отойти в сторону, противоположную зоне ее
перемещения, на расстояние не менее 15 м, а затем подать сигнал машинисту.
Строповка следующей пачки длинномерных грузов
допускается после того, как поднимаемый груз отведен на расстояние не менее
15-20 м от места строповки.
3.32. При одновременной укладке на автотранспортное
средство длинномерных грузов различной длины более короткие необходимо
располагать сверху.
3.33. Не допускается производить погрузку в
автотранспорт длинномерных грузов, длина которых превышает длину кузова более
чем на 2 м. Такие материалы должны перевозиться на прицепах-роспусках.
3.34. При разгрузке и погрузке бочек и других грузов
цилиндрической формы, если отсутствуют специальные механизмы, следует применять
прочные канаты с крючками, а также тормозящие канаты с прочно закрепленными
концами.
3.35. Высота груженого автотранспортного средства не
должна превышать 4,0 м от поверхности дороги до высшей точки груза.
3.36. После погрузки длинномерных грузов на платформы
автомобилей и прицепов следует прочно увязать их крепким исправным такелажем.
3.37. Разрешается устанавливать груз в стеклянной таре
друг на друга (в два ряда) с применением прочих прокладок, предохраняющих
нижний ряд от удара во время перевозки.
3.38. При погрузке, выгрузке и транспортировке
баллонов со сжатым газом кузов автомобиля (прицепа) должен быть оборудован
стеллажами с выемками по размеру баллонов, обитыми войлоком. Стеллажи должны
иметь запорные приспособления, предохраняющие баллоны от соприкосновения друг с
другом.
3.39. Стеклянная тара с агрессивными жидкостями
(кислотой, жидкими химикатами и т. п.) должна устанавливаться в кузове
автомобиля стоя, горловинами (пробками) вверх, и каждое место груза должно быть
хорошо закреплено.
3.40. Запрещается совместная погрузка сжатых,
сжиженных, растворенных под давлением газов, воспламеняющихся жидкостей с
безводной кислотой, жидким воздухом, кислородом и азотом, поддерживающими
горение веществами; ядовитыми веществами; азотной кислотой и сульфоазотными
смесями.
3.41. Бочки, фляги, бутыли и т.п. с лакокрасочными
материалами следует устанавливать в кузове автомобиля плотно, крышками и
пробками вверх; в промежутки между грузами должны вставляться прочные
деревянные прокладки и распорки.
3.42. Баллоны с фумигантами должны укладываться в
автомобиль в горизонтальном положении колпаками в одну сторону и надежно
закрепляться.
3.43. При погрузке и выгрузке железнодорожных
контейнеров необходимо:
поднимать контейнеры захватом за все кольца
одновременно; ставить груженые или порожние контейнеры только в один ярус.
3.44. Грузить два контейнера одновременно допускается
только при наличии грузозахватных траверс.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕНОСКЕ ГРУЗОВ
4.1. Предельная норма переноски тяжестей по ровной и
горизонтальной поверхности на одного человека не должна превышать:
для подростков мужского пола от 16 до 18 лет - 4 кг;
для женщин: при чередовании с другой работой (до 2 раз
в час) -10 кг; постоянно в течение рабочей смены - 7 кг;
для мужчин старше 18 лет - 50 кг.
Груз массой более 50 кг должны поднимать не менее двух
рабочих (мужчин).
4.2. Подъем грузов с укладкой в штабель высотой более
3 м вручную не допускается.
4.3. При одновременной переноске грузов расстояние
между рабочими (или группами рабочих), несущими единицу груза (ящик, мешок и
т.п.), должно быть не менее 2 м.
4.4. Переносить грузы на носилках допускается по
горизонтальному пути на расстояние не более 80 м. Опрокидывать и опускать
носилки следует по команде рабочего, идущего сзади. Переносить грузы на
носилках по лестницам не допускается.
4.5. Переносить длинномерные материалы (бревна, трубы
и т.д.) следует специальными захватами и приспособлениями. Переносить
длинномерные материалы на ломах, деревянных брусьях и т.п. не допускается.
4.6. Тяжелые штучные грузы, затаренное оборудование
следует кантовать с помощью роликовых ломов и других приспособлений. Не
допускается перекатывать и кантовать груз на себя.
4.7. При ручной переноске деталей тракторов и
сельскохозяйственных машин, собранных в небольшие связки, необходимо сначала
проверить прочность связки. Л
4.8. Переноску и погрузку антисептированных
лесоматериалов допускается производить только в спецодежде (брезентовых
куртках, брюках, рукавицах кожаных).
4.9. На погрузку (разгрузку) вручную длинномерных
грузов (бревен, балок длиной, превышающей 1/3 длины кузова автомобиля, трак-
торного прицепа и т. п.) необходимо выделять не менее
двух человек, при этом они должны пользоваться канатами достаточной прочности.
4.10. Для переноски длинномерных грузов рабочим
следует надевать наплечники. При этом рабочие должны находиться с одной стороны
переносимого груза.
4.11. При перекатывании бочек, колес и т. п. рабочий
должен следовать за грузом и контролировать скорость его перемещения.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СКЛАДСКОЙ ПЕРЕРАБОТКЕ ГРУЗОВ
5.1. Во избежание несчастного случая (придавливание
ноги или руки к полу) и для обеспечения удобства последующей грузопереработки
тяжелые предметы следует устанавливать на специальные подкладки.
5.2. Укладку грузов производить только на специально
выделенных местах. Укладка грузов в проходах, проездах возле электроустановок,
электропроводов, рубильников, пожарных щитов и токопроводящей арматуры не
допускается. Расстояние от стены склада до штабеля должно быть в пределах 0,6 -
1,0 м.
5.3. После укладки груза с целью предупреждения его
самопроизвольного перемещения необходимо установить специальные приспособления
и устройства (боковые стойки, прокладки, подкладки, подпорки и т. д.).
5.4. На открытых площадках в зимнее время во избежание
просадок и нарушения вертикального положения штабеля необходимо предварительно
очистить площадку от мусора и снега.
5.5. Барабаны с кабелем, тросом и другие
крупногабаритные предметы цилиндрической формы во избежание их раскатывания при
укладке необходимо укреплять удерживающими приспособлениями (клиньями, рейками,
досками и т. д.). При этом следует класть грузы только на плоские прокладки.
5.6. Детали машин и орудий с выступающими острыми
рабочими органами укладывать в штабель или пакеты так, чтобы исключить
возможность травмирования людей, соприкасающихся с ними во время работы.
Бороны следует укладывать в штабеля зубьями внутрь,
лемехи плугов - лезвиями внутрь или в ящичные поддоны.
5.7. В случае хранения в штабелях острых органов
сельскохозяйственных машин (пружинных зубьев культиваторов, подборщиков и т.
п.) остерегаться обвалов штабелей во время их разборки.
5.8. При укладке в штабель длинномерных и тяжеловесных
грузов, узлов сельскохозяйственных машин необходимо использовать деревянные
прокладки или стеллажи-подставки.
5.9. Шины автомобилей и тракторов укладывать на полки
стеллажей только в вертикальном положении.
5.10. При формировании штабеля в нижние ряды
целесообразно укладывать более тяжелые грузы.
5.11. При формировании штабелей из ящиков необходимо
оставлять между ящиками зазоры по вертикали не менее 0,5 м.
5.12. Пакеты из ящиков различных размеров можно
укладывать в штабель только в тех случаях, если штабель получается устойчивым и
ровным.
5.13. Штабелировать загруженные плоские поддоны
допускается до высоты, при которой гарантируется сохранность тары нижних
поддонов.
5.14. Перед укладкой товаров ячейки стеллажей должны
быть очищены от грязи, остатков упаковки и консервации. Не допускается укладывать
грузы на неисправные стеллажи и перегружать стеллажи.
5.15. Не рекомендуется укладывать на верхний ярус
стеллажей стеклянные бутыли, стекла и крупногабаритные грузы.
5.16. Погрузку тракторов в транспортные средства
следует производить специальными захватами, а тракторных прицепов - рамной
траверсой.
5.17. Лесоматериалы следует укладывать в штабеля высотой не более 2 м на подштабельное
основание толщиной не менее 35 см.
Допускается высота штабелей более 2 м при условии, что
ширина межштабельного интервала будет не менее высоты штабеля.
5.18. Укладку проката следует производить так, чтобы
концы торцевых сторон штабелей, расположенных у проходов, были выложены ровно,
независимо от длины укладываемых прутков, труб и т. д.
5.19. При укладке металла в закрытых складах между
торцом штабеля и стенкой должен быть обеспечен проход шириной не менее 0,7 м.
5.20. Для безопасного перемещения, транспортных и
погрузочных средств при укладке штабелей необходимо располагать их таким
образом, чтобы расстояние между штабелями превышало ширину транспортных средств
(погрузчиков, тележек и т. д.) не менее чем на 0,8 м, а при необходимости
обеспечения встречного движения - двойную ширину транспортного средства плюс
1,2 м.
5.21. При укладке штабеля пиломатериалов необходимо выполнять
следующие требования безопасности:
отходить на 3 м от поднимаемого пакета в сторону,
противоположную его движению;
направлять пакет крючком с рукояткой длиной не менее 1
м;
снимать грузозахватные приспособления только после
опускания их на штабель;
стропы из-под пакета вытаскивать вручную.
5.22. Не допускается становиться на край штабеля или
на концы межпакетных прокладок, пользоваться краном для подъема на штабель или
спуска с него.
5.23. Не допускается укладывать штабеля пиломатериалов
под электрическими проводами. Расстояние от зданий до штабелей крупного леса и
пиломатериалов должно быть не менее соответственно 15 и 30м.
5.24. Необходимо прекратить укладку и разборку
штабелей при сильном ветре (6 баллов), ливневом дожде, снегопаде и густом тумане
(видимость не менее 50 м).
5.25. Покосившиеся штабеля разрешается разбирать
только в дневное время, в соответствии с предварительно разработанным способом
ведения работ под руководством лица, ответственного за погрузочно-разгрузочные
работы.
5.26. Не допускается проведение работ на двух смежных
штабелях одновременно.
5.27. Не допускается загружать и отправлять
потребителю материалы в нестандартной или неисправной таре.
5.28. При затаривании груза для отправки на дальние
расстояния с перегрузками на различные виды транспорта, а также груза, масса
которого превышает 20 кг, деревянные ящики с грузом необходимо укреплять путем
обтяжки по торцам стальной лентой или проволокой.
5.29. Перед загрузкой контейнера необходимо проверить
его исправность.
Укладывать детали в контейнер следует плотно, чтобы
они не выпадали при открывании дверок. Нагрузка на пол контейнера должна
распределяться равномерно.
5.30. Двери контейнера должны свободно закрываться,
для этого при укладке груза в контейнер между грузом и дверью необходимо
оставлять свободное пространство от 3 до 5 см.
5.31. После окончания загрузки контейнера необходимо
проверить плотность закрытия его дверей.
5.32. Во избежание травмирования ног из-за выпадения
деталей при открывании дверок контейнеров следует находиться сбоку.
5.33. При формировании стеллажа из небольших
контейнеров не допускается держать открытыми одновременно несколько дверок
контейнера, так как это может привести к травме рабочих, обслуживающих стеллаж.
5.34. Перемещать контейнеры по складу можно только на
специально приспособленных погрузчиках, при этом контейнеры следует
устанавливать на подкладках.
5.35. В зоне работы крана-штабелера присутствовать
посторонним лицам запрещается. Не допускается присутствие рабочих и посторонних
лиц в зоне работы, выхода стеллажных кранов-штабелеров из стеллажей и в зоне
передаточных тележек.
5.36. В зоне действия кранов-штабелеров должны быть
надписи, плакаты, предупреждающие рабочих об опасности нахождения в зоне работы
машин.
5.37. При обслуживании крана-штабелера следует быть
осторожным и внимательным. Надо помнить, что оператор крана-штабелера имеет
ограниченную обзорность зон загрузки и разгрузки.
5.38. Транспортные средства, подаваемые в зону работы
крана-штабелера, должны располагаться на специально обозначенной площадке.
5.39. Прежде чем транспортировать груз к
крану-штабелеру, необходимо убедиться в том, что масса груза с учетом массы
тары не превышает номинальную грузоподъемность крана-штабелера.
5.40. Запрещается находиться в зоне работы подвесного
или щелевого транспортера.
5.41. С целью предотвращения раскатывания укладку труб
следует производить горизонтальными рядами попеременно вдоль и поперек.
Стальные и чугунные трубы больших диаметров с муфтами и раструбами следует
укладывать на хранение на открытых площадках горизонтальными рядами. При этом
ряды труб необходимо укладывать раструбами в противоположные стороны.
5.42. Мотки катаной проволоки, поступающие на склад в
связках, следует укладывать на деревянный настил навалом высотой не более 1,6
м.
5.43. Горячекатаную и холоднонатяжную ленты в бухтах
при штабельном хранении следует укладывать на деревянные поддоны и
устанавливать в штабеля высотой не более 2 м.
5.44. Оборудование, приборы, материалы при их хранении
должны укладываться следующим образом:
кирпич в пакетах на поддонах - не более чем в два
яруса, в контейнерах - в один, без контейнеров - высотой не более 1,7 м;
фундаментные блоки и блоки стен подвалов - в штабель
высотой не более 2,6 м на подкладках и прокладках;
стеновые балки - в штабель в два яруса на подкладках и
прокладках;
стеновые панели - в кассеты или пирамиды;
панели перегородок - в штабель высотой не более 2,5 м
на подкладках или прокладках;1
блоки мусоропроводов - в штабель высотой не более 2,5
м;
ригели и колонны - в штабель высотой до 2 м на
подкладках и прокладках;
плиточные материалы (асбестоцементные плитки, листы
асбестоцемёнтные и плиты асбестоцементные плоские) - в стопы высотой до 1 м;
плиты асбестоцементные полые - в штабель до 15 рядов;
черепицу (цементно-песчаную и глиняную)- в штабель
высотой до 1 м, уложенную на ребро с прокладками;
мелкосортный металл - в стеллаж высотой не более 1,5
м;
санитарно-технические и вентиляционные блоки - в
штабель высотой не более 2,5 м на подкладках и прокладках;
нагревательные приборы (радиаторы и т.д.) отдельными
секциями или в собранном виде - в штабель высотой не более 1 м;
крупногабаритное и тяжеловесное оборудование и его
части - в один ряд на подкладках;
битум - в плотную тару, исключающую его растекание,
или в специальные ямы с устройством их ограждения;
черные прокатные металлы (листовую сталь, швеллеры,
двутавровые балки, сортовую сталь) - в штабель высотой до 1,5 м с подкладками и
прокладками;
теплоизоляционные материалы - в штабель высотой до 1,2
м с хранением в закрытом сухом помещении;
трубы диаметром до 300 мм - в штабель высотой до 3 м
на подкладках;
трубы диаметром более 300 мм - в штабель высотой до 3
м в седло без прокладок.
5.45. Перематывать и отматывать кабель и провод следует
специальным отметочным механизмом. Перед обрезкой кабеля от места разреза в ту
или другую сторону до 15 - 20 см его следует закрепить проволокой для
исключения самопроизвольного раскручивания и нанесения травм.
5.46. Грузы в ящиках и мешках, не сформированные в
пакеты, необходимо укладывать в штабеля вперевязку. Для устойчивости штабеля
через каждые 2-3 ряда ящиков следует прокладывать рейки и через каждые 5-6
рядов мешков по высоте - доски.
5.47. При складировании ящиков с плодами на поддонах
длина штабелей должна быть не более 10, высота не более 4 м.
5.48. Ящики с бутылочной, баночной продукцией должны
укладываться в штабеля высотой не более 2 м, а при складировании на поддонах -
до 3,5 м в два яруса.
5.49. Разборку штабелей необходимо производить только
сверху п равномерно по всей длине.
5.50. Для безопасного перемещения грузоподъемных
механизмов при укладке штабелей необходимо располагать их таким образом, чтобы
расстояние между штабелями превышало ширину груженого транспорта (погрузчиков,
тележек и т. п.) не менее чем на 0,8 м, а при необходимости обеспечения
встречного движения - ширину транспорта плюс 1,5 м.
5.51. Бумагу в рулонах следует укладывать на высот)'
не более трех рядов с прокладками из досок между рядами. Крайние рулоны следует
фиксировать упорами.
5.52. Пылевидные материалы (муку, сахар и др.) хранят
в силосах, бункерах, ларях и других закрытых емкостях, принимая меры против
распыления в процессе погрузки и выгрузки. Загрузочные воронки должны быть
закрыты защитными решетками, а люки в защитных решетках - заперты на замок.
5.53. Силосы, бункера и другие емкости должны быть
оборудованы устройствами для механического обрушения сводов (зависаний)
материалов. В случае необходимости спуск рабочих в бункера и силосы может
осуществляться в специальной люльке с помощью лебедки.
Для выполнения работ внутри силосов и бункеров следует
назначать не менее трех рабочих, двое из которых, находясь на перекрытии силоса
или бункера, должны следить за безопасностью работающих в бункере и в случае
необходимости оказывать помощь пострадавшим.
Рабочие, находящиеся внутри бункера (силоса), должны
быть обеспечены респираторами.
5.54. Упаковка сахара в мешки, взвешивание,
транспортировка их в склады, укладка в штабеля, разборка штабелей, погрузка в
автотранспорт и железнодорожные вагоны должны быть механизированы.
5.55. Мешки сахара-песка до 50 кг при механизированной
укладке и разборке штабелей допускается укладывать не более чем в 46 рядов.
5.56. Высота укладки мешков с рафинадом допускается не
более 8 рядов, с пиленым, кусковым и прессованным со свойством литого - 7 и с
обычным прессованным рафинадом - 6 рядов. Ящики с рафинадом укладываются по
высоте не более 12 рядов.
5.57. При укладке штабелей сахара в складских
помещениях необходимо предусматривать следующие расстояния:
по периметру складов - не менее 0,7 м от стен или
выступающих конструкций;
между штабелями и конвейером - не менее 1,0 м;
между штабелями - не менее 0,3 м.
5.58. Соль на площадках укладывать в бурты в виде
конуса, усеченной пирамиды.
5.59. Складирование готовой продукции (затаренной
соли, солебрикетов) в рабочих зонах обслуживания технологического оборудования
не допускается.
5.60. Мешки с мукой для хранения на складе должны
укладываться на специальные стеллажи секциями по три или пять мешков
(тройниками или пятерками) с соблюдением порядка увязки укладываемых мешков и
перпендикулярности штабеля.
Укладывать мешки вручную следует в штабель высотой не
более 8, а механизированным способом - не более 12 рядов.
5.61. Ширину основных проходов в мучных складах при
перемещении муки на ручных тележках следует оставлять не менее 1,5 м, при
перемещении на тележках с подъемными платформами - не менее 2,5 м, а при
передвижении на авто-, электропогрузчиках - не менее 3 м.
5.62. Проходы между штабелями муки шириной не менее
0,75 м должны быть через каждые 12 м.
5.63. Мешки с удобрениями должны быть уложены на
плоские поддоны в перевязку и равномерно распределены так, чтобы каждый из них
выступал за край поддона не более чем на 50 мм.
5.64. Пестициды на складах следует размещать по
секциям с учетом их физико-химических, технических и огнеопасных свойств.
5.65. Пестициды, упакованные в бочки, металлические
барабаны вместимостью более 50 л и ящики, следует складировать в штабеля на
плоских поддонах.
5.66. При хранении сырья, полуфабрикатов и готовой
продукции на площадках бочки, барабаны и бутыли следует устанавливать группами,
не более 100 шт. в каждой, с разрывами между группами не менее 1 м.
Бутыли должны быть защищены оплеткой, корзинами,
деревянными обрешетками и т. п.
5.67. Хранение спецодежды, текстильных материалов и
обуви вместе с кислотами и щелочами и горючими материалами не допускается.
5.68. При поступлении на склад спецодежды в большом
количестве кипы и связки ее на плоских специальных или сетчатых поддонах
необходимо укладывать в ячейки стеллажей или штабелем.
Спецодежду, поступающую на склад в небольшом
количестве, в мелких упаковках или поштучно, следует укладывать в ячейки
стеллажа.
6. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ УПАКОВКЕ И РАСПАКОВКЕ ТАРЫ, УКЛАДКЕ
ГРУЗОВ НА ПОДДОНЫ
6.1. Дощатые ящики и другую тару допускается вскрывать
только с помощью предназначенных для этой цели инструментов (гвоздодеров,
клещей и др.).
6.2. Концы металлической обивки после вскрытия ящиков
необходимо загибать вниз.
6.3. Доски от разобранных деревянных ящиков и других
видов упаковки должны быть освобождены от металлических пластинок, проволоки и
гвоздей.
6.4. Деревянные бочки следует вскрывать путем снятия
упорного (верхнего) обруча и последующего освобождения остова от шейного
(второго) обруча с одной стороны бочки. При снятии обручей необходимо
пользоваться специальной набойкой и молотком. Слегка ударяя молотком по клепкам
(вверх), нужно освободить дно и вынуть его с помощью стального клепа. Не
допускается извлекать дно бочки ударами молотка или топора.
6.5. При вскрытии металлических бочек, имеющих пробки,
применять специальный гаечный ключ. Отвинчивать пробки ударами молотка не
следует. Пустые и заполненные бочки нельзя бросать и ударять одну о другую.
6.6. Захламлять территорию склада пустой тарой
запрещается. Эту тару необходимо отправлять на хранение на специально
отведенные для этой цели площадки.
6.7. Загрязненные поддоны следует мыть в специально
оборудованных местах.
6.8. Загрузка ящичных поддонов должна быть произведена
так, чтобы детали находились ниже верхней кромки поддона на 5 - 10 см.
6.9. При формировании пакетов с грузом на плоских
поддонах необходимо соблюдать следующие условия:
с целью обеспечения устойчивости пакета вес груза
должен распределяться симметрично относительно продольной и поперечной осей
поддона;
верхняя плоскость пакета должна быть ровной; груз на
поддоне не должен выступать за его края более чем на 59 мм; вес пакета не
должен превышать грузоподъемность погрузочно-разгрузочного механизма;
груз допускается укладывать в пакет только в исправной
таре.
7. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
7.1. Во время аварии необходимо:
прекратить проведение работ;
выключить электрооборудование;
сообщить о случившемся лицу, ответственному за безопасное
производство работ по перемещению грузов;
при несчастных случаях принять меры к извлечению
пострадавшего из зоны и оказать первую помощь пострадавшему.
7.2. При возникновении пожара: прекратить работу;
выключить электрооборудование; сообщить руководству и вызвать пожарную охрану;
приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения.
8. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
8.1. Выключить используемое оборудование. Не оставлять
груз в подвешенном состоянии.
8.2. Привести в порядок рабочее место, инструмент и
приспособления убрать в отведенное для хранения место или сдать сменщику.
8.3. Снять средства индивидуальной защиты, убрать в
шкаф.
8.4. Вымыть лицо и руки и принять душ.