МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
(РОСАВТОДОР)
ЦЕНТР
ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И ЭКОНОМИЧЕСКИХ
МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
(ЦЕНТРОРГТРУД)
СБОРНИК КАРТ
ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ НА СТРОИТЕЛЬСТВО,
РЕМОНТ И СОДЕРЖАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Карта
трудового процесса
Устройство покрытия толщиной 6 см
из черного щебня, укладываемого в холодном,
теплом или горячем состоянии
КТП-6.04-2002
Издание второе,
переработанное и дополненное
(Выпуск 6)
Москва 2002 г.
Карты трудовых процессов
предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на
строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.
Карты определяют
прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени,
технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов
и методов труда.
Карты могут быть
использованы при разработке организационно-технологической документации при
строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (ППР и другие),
планировании работ, а также в учебных целях при подготовке
высококвалифицированных рабочих.
Сборник карт трудовых
процессов подготовлен инженерами А.И. Анашко, Е.В.
Купцовой, Т.В. Страховой.
Ответственный за выпуск А.А. Морозов.
СОДЕРЖАНИЕ
Карта
трудового процесса
|
Устройство покрытия толщиной 6 см из черного щебня, укладываемого в
холодном, теплом или горячем состоянии
|
Разработана ГП Центроргтруд Росавтодора
|
КТП-6.04-2002
Е17, 6, 7, 31.89; Е20.2.37.87
|
Взамен КТ-6.5.89
|
1.
Область и эффективность применения карты
1.1. Карта предназначена для организации труда рабочих при устройстве
покрытия толщиной 6 см из черного щебня, укладываемого в холодном, теплом или
горячем состоянии самоходным асфальтоукладчиком ДС-1 (Д-150Б) и тремя дорожными
самоходными катками.
1.2. Показатели производительности труда:
№
п/п
|
Наименование показателей
|
Единица измерения
|
Величина показателей
|
по ТЕ
|
по
карте
|
1.
|
Выработка на 1 чел.-день
|
м2 покрытия
|
129
|
149
|
2.
|
Затраты труда на устройство 100 м2 покрытия
|
чел.-час
|
6,20
|
5,37
|
Примечание: В
затраты труда включено время подготовительно-заключительные работы - 5 % и
отдых - 10 %.
Снижение затрат труда и
повышение выработки на 15 % достигается за счет применения навесного
распределителя щебня, а так же за счет рационального размещения исполнителей.
2. Подготовка и условия
выполнения процесса
2.1. Основание под покрытие из черного щебня должно быть ровным, прочным,
сухим и чистым. Укладка черного щебня в дождь или на мокрое и загрязненное
основание не допускается.
2.2. После просушки и очистки основания за 2 ч до начала укладки щебня по
основанию равномерно (без пропусков) разливают жидкий битум классов СГ и МГ
любой марки в количестве 0,5 - 0,7 л/м2 или эмульсию в количестве 1
- 1,5 л/м2. Новые незагрязненные основания, устроенные с применением
органических вяжущих, вяжущими не обрабатываются.
2.3. В условиях отрицательных температур розлив по основанию эмульсии для
подгрунтовки не допускается.
2.4. Для перевозки черного щебня следует использовать автосамосвалы с
металлическим кузовом, внутренние стенки и дно которых во избежание прилипания
щебня обработаны мазутом или нефтью с помощью специальных распылителей или
вручную.
2.5. Перед укладкой щебня проверяют наличие паспорта на черный щебень, в
котором указаны вид щебня, температура, время отправки и количество.
2.6. Скорость укладки в условиях пониженных температур должна быть не ниже
40 м/ч. Скорость катков рекомендуется в начале уплотнения в пределах 1,5 - 2
км/ч, а после 5 - 6 проходов по одному следу ее нужно увеличить: для катков с
гладкими вальцами в пределах 3 - 5, для виброкатков - 2 - 3, для катков с
пневматическими шинами - 5 - 8 км/ч.
2.7. При температуре воздуха от 0 до -5 °С укладку щебня выполняют только
тяжелыми катками (20 - 25 проходов по одному следу). При этом число катков
увеличивают в 1,5 раза по сравнению с обычными условиями.
2.8. В конце укладываемой полосы во избежание раскатывания смеси положить
и закрепить костылями упорный брус, толщина которого должна быть равна толщине
слоя покрытия в плотном теле.
2.9. Работы выполняются в соответствии с «Правилами производства работ» СНиП 3.06.03-85.
2.10. Работы следует выполнять, соблюдая правила техники безопасности СНиП III-4.80, СНиП 12-03-2001, а также «Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании
автомобильных дорог», СоюздорНИИ, М., «Транспорт», 1993 г,
3. Исполнители, предметы и орудия
труда
3.1. Исполнители
1.
Машинист
самоходного
асфальтоукладчика ДС-1
(Д-150В) 6 разряд (М1) 1
2. Машинист тяжелого катка 6 разряд (М2,
М3) 2
3. Машинист легкого катка 5 разряд (М4) 1
4. Асфальтобетонщик 5 разряд
(А1) 1
5. То же 4
разряд (А2) 1
6. -"- 3
разряд (А3, А4) 2
7. -"- 2
разряд (А5, А6) 2
8. Дорожный рабочий 1
разряд (Д1) 1
3.2. Машины,
инструменты, приспособления, инвентарь
№
п/п
|
Наименование
|
Кол-во
|
1
|
2
|
3
|
1.
|
Асфальтоукладчик самоходный ДС-1 (ДС-150Б)
|
1
|
2.
|
Распределитель каменной мелочи навесной Д-336
|
1
|
3.
|
Каток дорожный самоходный массой 5 т
|
1
|
4.
|
То же, массой 10 - 12 т
|
2
|
5.
|
Жаровня передвижная
|
1
|
6.
|
Гладилка
|
2
|
7.
|
Утюг металлический
|
1
|
8.
|
Термометр стеклянный технический
|
2
|
9.
|
Котел битумный передвижной емкостью 100 - 300
л
|
1
|
10.
|
Брусья упорные из древесины хвойных пород (при
необходимости)
|
70 -
100 м
|
11.
|
Костыль металлический
|
50 -
60
|
12.
|
Грабли металлические
|
1
|
13.
|
Лопата стальная строительная подборочная
|
4
|
14.
|
Кувалда кузнечная тупоносая
|
2
|
15.
|
Шаблон с уровнем
|
1
|
16.
|
Линейка металлическая измерительная
|
1
|
17.
|
Ведро
|
1
|
18.
|
Лейка
|
2
|
19.
|
Рейка металлическая
|
1
|
20.
|
Шнур льнопеньковый крученый длиной 50 м
|
1
|
3.3. Спецодежда и спецобувь.
Машинист асфальтоукладчика, машинисты катков
самоходных
1. Комбинезон хлопчатобумажный 4
2. Ботинки кожаные 4 пары
3. Рукавицы комбинированные 4 пары
Асфальтобетонщики
1. Полукомбинезон хлопчатобумажный 6
2. Ботинки кожаные 6 пар
3. Рукавицы брезентовые 6 пар
4. Наколенники брезентовые 6 пар
5. Жилет сигнальный 6
Дорожные рабочие
1. Костюм хлопчатобумажный 1
2. Ботинки кожаные 1 пара
3. Рукавицы комбинированные 1 пара
4. Жилет сигнальный 1
3.4. Расход материалов на укладку 1000 м2 покрытия толщиной 6
см (по СНиП 5.01.17-85):
Щебень черный
20 (25) - 40 мм - 11,5/13,5
т
Щебень черный
10 - 20 (25) мм -
1,1/1,25 т
Щебень черный
3 (5) - 10 мм -
0,8/0,9 т
Битум жидкий -
0,002 т
Норма расхода приведена для
каменных материалов с удельным весом 2,5 - 2,9 т/м3 (в числителе) и
3 т/м3 и более (в знаменателе).
Примечание: При
укладке черного щебня в холодном состоянии к нормам добавлять 0,07 т битума
жидкого.
4. Технология и организация
процесса
4.1. При устройстве покрытия из черного щебня выполняются следующие
операции:
- подготовка основания;
- устройство боковых упоров
(если это предусмотрено проектом производства работ);
- транспортировка черного
щебня;
- распределение по основанию
щебня 20 (25) - 40 мм (основной слой);
- первая предварительная
укатка основного слоя;
- расклинивание верхней
части основного слоя мелким щебнем 10 - 20 мм;
- вторая укатка;
- заполнение пустот и
окончательное расклинивание поверхности покрытия клинцом и каменной мелочью 3
(5) - 10 мм;
- окончательная укатка
покрытия.
4.2. График трудового процесса
4.3. Схема
организации рабочего места
1 - автосамосвал; 2 - асфальтоукладчик; 3 -
легкий каток; 4 - автосамосвал с навесным распределителем щебня; 5 - тяжелый
каток.
5. Приемы труда
№
п/п
|
Наименование операций
|
Характеристика приемов труда
|
1
|
2
|
3
|
1.
|
Подноска и установка боковых упоров
|
а3 и А5 снимают боковые
упоры с машины, очищают их и подносят к новому месту укладки. Перед
установкой упоров на прямых участках дороги по кромке натягивают шнур.
Устанавливают по шнуру упоры, закрепляют их костылями, которые забивают в
основание.
|
2.
|
Прием черного щебня и его распределение
|
а3 подает сигнал на подход
автосамосвала, принимает черный щебень в бункер асфальтоукладчика. В процессе
выгрузки автомобиль перемещается укладчиком. Из бункера М1
питателем подает черный щебень к распределительному шнеку; распределенный
щебень предварительно уплотняется трамбующим брусом, а затем заглаживается
плитой. После разгрузки щебня А3 подает сигнал на отход
автосамосвала.
|
3.
|
Выявление дефектных мест
|
После подкатки черного щебня легким катком (2
- 3 прохода по одному следу) А1 устанавливает несколько раз на
поперечнике контрольную рейку параллельно продольной оси покрытия и
определяет дефектные места.
|
4.
|
Исправление дефектных мест
|
А1, А2, А3 и
А4 немедленно исправляют дефектные места: А2 слегка
взрыхляет граблями поверхность дефектных мест, А1, А3,
А4 лопатами добавляют свежую смесь на впадинах, снимают излишки на
возвышениях.
|
5.
|
Предварительное уплотнение основного слоя
щебня 20 (25) - 40 мм
|
После проверки качества укладки основного слоя
черного щебня и исправления дефектных мест М4 по указанию А1
приступает к укатке уложенного слоя. Уплотнение основного слоя щебня начинают
от края проезжей части к середине с перекрытием следа на 1/3 вальца при
первых проходах и на 20 - 30 см при последующих проходах. В начале уплотнения
скорость катка рекомендуется в пределах 1,5 - 2 км/ч (4 - 5 проходов по
одному следу). В результате первой (предварительной) укатки все частицы щебня
занимают устойчивое положение, но полного уплотнения не наступает.
|
6.
|
Распределение щебня 10 - 20 (25) мм навесным
распределителем
|
Водитель автосамосвала ведет машину с навесным
распределителем щебня, А2 регулирует величину щели распределителя
и следит за равномерным распределением щебня (примерно 1 м3 на 100
м2). Слегка касаясь поверхности уложенного слоя рассыпанный щебень
механической щеткой наметают в пустоты первого слоя. Щебень сначала
наметается к середине, а затем от середины к краям. А6 и Д1
метлами поправляют отдельные места.
|
7.
|
Уплотнение верхнего слоя россыпи
|
М2 и М3 уплотняют
тяжелыми катками верхний слой россыпи при скорости движения 2 - 2,5 км/ч.
Уплотнение начинают от краев к середине с перекрытием следа на 20 - 30 см
вальца. Во время уплотнения необходимо следить за тем, чтобы щебень не
дробился, а заклинивал пустоты нижнего слоя.
|
8.
|
Распределение клинца и каменной мелочи
|
Приемы труда аналогичны приемам, описанным в
п. 6.
|
9.
|
Окончательное уплотнение покрытия
|
Приемы труда аналогичны приемам, описанным в
п. 7.
Количество проходов катка по одному следу примерно 6 - 8.
|
10.
|
Контроль качества
|
А1 (бригадир) проверяет качество
покрытия из черного щебня, толщину укатываемого слоя, качество отделки
поверхности, кромок, соответствие поперечных уклонов проектным.
|