МИНИСТЕРСТВО
ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
(РОСАВТОДОР)
ЦЕНТР
ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И ЭКОНОМИЧЕСКИХ
МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
(ЦЕНТРОРГТРУД)
СБОРНИК КАРТ
ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ НА СТРОИТЕЛЬСТВО,
РЕМОНТ И СОДЕРЖАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Карта
трудового процесса
Устройство укрепительных полос
из готовых бетонных плит
КТП-6.05-2002
Издание второе,
переработанное и дополненное
(Выпуск 6)
Москва 2002 г.
Карты трудовых процессов
предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на
строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.
Карты определяют
прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени,
технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов
и методов труда.
Карты могут быть
использованы при разработке организационно-технологической документации при
строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (ППР и другие),
планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных
рабочих.
Сборник карт трудовых
процессов подготовлен инженерами А.И. Анашко, Е.В.
Купцовой, Т.В. Страховой.
Ответственный за выпуск А.А. Морозов.
СОДЕРЖАНИЕ
Карта
трудового процесса
|
Устройство укрепительных полос из готовых бетонных плит
|
Разработана ГП Центроргтруд Росавтодора
|
КТП-6.05-2002
(Е2-1-60, Е-17-40-1-4)
|
Взамен КТ-6.14.89
|
1. Область и эффективность
применения карты
1.1. Карта предназначена для рациональной организации труда звена рабочих
при устройстве укрепительных полос из бетонных плит размером 100´50´6 или 100´75´6 см.
1.2. Показатели производительности труда:
№
п/п
|
Наименование
показателей
|
Единица измерения
|
Величина показателей
|
по ЕНиР
|
по карте
|
1.
|
Выработка на 1 чел.-день
|
м
|
33,9
|
39,0
|
2.
|
Затраты труда на 100 м укрепительной полосы
|
чел.-час
|
23,63
|
20,5
|
Примечание: В
затраты труда включено время на подготовительно-заключительные работы - 5 % и
отдых - 10 %.
Снижение затрат и повышение
производительности труда на 15 % достигается в результате применения ножа,
который крепят к отвалу автогрейдера, виброплиты и виброплощадки на бункерном распределителе для разравнивания и окончательного уплотнения бетона.
Крепление к раме шасси
стального листа, который служит скользящей опалубкой (конструкция треста «Куйбышевдорстрой»),
дает возможность исключить работы по установке и снятию деревянной опалубки.
Замена малопроизводительного ручного труда при укладке плит механизированным
способом позволяет уменьшить численность звена на 3 человека по сравнению с
принятой в ЕНиР.
2. Подготовка и условия
выполнения процесса
2.1. Укрепительные полосы шириной 0,5 или 0,75 м устраивают по обеим
сторонам цементобетонного покрытия после отсыпки, уплотнения и окончательной
планировки обочин.
2.2. До устройства земляного корыта должен быть подвезен песок для
выравнивания основания.
2.3. Прицепной бункерный распределитель бетона монтируют на шасси, которое
имеет с одной стороны колеса для движения по бетонному покрытию, с другой -
опорную лыжу из швеллера № 12. На этом же шасси монтируют виброплиту для разравнивания и виброплощадку для
окончательного уплотнения бетонной смеси. На виброплите и виброплощадке
устанавливают электровибраторы, которые получают энергию от передвижной
электростанции. У опорной лыжи к раме шасси крепят стальной лист, который
служит скользящей опалубкой. У колес к раме шасси крепится на всю длину бункера
направляющий уголок размером 55´55´5 мм, соприкасающийся с бетонным покрытием.
2.4. Тракторист в начале смены устанавливает бункер над земляным корытом
так, чтобы колеса находились на бетонном покрытии дороги, а опорная лыжа - в
земляном корыте у внешнего его борта. Направляющий уголок бункера при этом
должен упираться в грань бетонного покрытия. Низ бункера устанавливают на 5 - 6
см ниже проектной отметки бетонной полосы с тем, чтобы создать припуск на
уплотнение бетона и укладку плит. Нижняя грань виброплощадки должна быть на 6
см ниже проектной отметки бетонной полосы.
2.5. В процессе распределения бетонной смеси тракторист перемещает
бункерный распределитель со скоростью 3 - 5 м/мин.
2.6. При отделке швов и кромок смачивать бетон запрещается.
2.7. Машинист электростанции обеспечивает подачу электроэнергии к
вибратору, ремонтирует электрооборудование.
2.8. Работы следует выполнять соблюдая «Правила охраны труда при
строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог», СоюздорНИИ, М.,
«Транспорт», 1993 г, а также СНиП III-4-80 «Правила техники
безопасности в строительстве».
3. Исполнители, предметы и орудия
труда
3.1. Исполнители:
1. Машинист автогрейдера 6 разряд (М) 1
2. Машинист автопогрузчика 4 разряд (М1) 1
3. Машинист электростанции 4 разряд (М2) 1
4. Тракторист 5
разряд (Т) 1
5. Бетонщик 3
разряд (Б1, Б2, Б3) 3
6. Бетонщик 2
разряд (Б4, Б5, Б6) 3
7. Дорожный рабочий 2 разряд (Д1,
Д2) 2
Машинист автогрейдера
привлекается периодически для кратковременных работ.
Оплата труда машиниста
электростанции производится по тарифу.
3.2. Машины,
инструменты, приспособления, инвентарь
№
п/п
|
Наименование
|
Кол-во
|
1
|
2
|
3
|
1.
|
Бункерный распределитель бетона (конструкция треста
«Куйбышевдорстрой»)
|
1
|
2.
|
Электровибратор
|
1
|
3.
|
Электростанция передвижная
|
1
|
4.
|
Компрессор
|
1
|
5.
|
Лопата строительная
|
5
|
6.
|
Молоток деревянный
|
1
|
7.
|
Шаблон для проверки поверхности выравнивающего
слоя
|
1
|
8.
|
Терка фигурная
|
1
|
3.3. Спецодежда и спецобувь.
Машинист автогрейдера, автопогрузчика, тракторист
1. Комбинезон хлопчатобумажный 3
2. Рукавицы комбинированные двупалые 3 пары
Машинист электростанции передвижной
1. Комбинезон хлопчатобумажный 1
2. Галоши резиновые 1 пара
3. Перчатки резиновые 1 пара
4. Рукавицы комбинированные 1 пара
Дорожные рабочие, бетонщики
1. Костюм хлопчатобумажный 8
2. Ботинки кожаные 8 пар
3. Рукавицы комбинированные 8 пар
4. Жилет сигнальный 8
3.4. Расход материалов на 100 м2 укрепительных полос:
Монолитный
бетон М 250 толщиной 16 см - 16,30
м3
Белый бетон М
350 -
6,0 м3
Цементный
раствор 1:2 -
0,12 м3
Арматура -
0,232 т (при глубине поперечного шва 0,06 м)
Битумная мастика -
0,28 т
Схема крепления дополнительного
ножа к отвалу автогрейдера
1 - дополнительный нож; 2 - отвал автогрейдера; 3
- нож отвала
4. Технология и организация
процесса
4.1. Работы по устройству укрепительных полос из готовых плит выполняют в
такой последовательности:
- отрывают земляное корыто
автогрейдером;
- зачищают его вручную;
- укладывают и уплотняют
бетонную смесь;
- нарезают швы в
свежеуложенном бетоне;
- укладывают бетонные плиты
на цементный раствор;
- заполняют швы мастикой
(ведет отдельное звено).
4.2. График трудового процесса
4.3. Схема
организации трудового процесса
1 - автогрейдер; 2 - трактор; 3 - бункерный
распределитель; 4 - вибраторы; 5 - автосамосвал; 6 - передвижная
электростанция; 7 - емкость для битумной эмульсии; 8 - компрессор; 9
- емкость с битумной мастикой; 10 - автокран; 11 - прицепная тележка
5. Приемы труда
№
п/п
|
Наименование операций
|
Характеристика приемов труда
|
1
|
2
|
3
|
1.
|
Отрывка земляного корыта
|
За 3 - 4 прохода
автогрейдера, оборудованного дополнительным ножом, М отрывает в обочине земляное корыто. Ширина
корыта должна быть на 15 см
больше ширины укрепительной полосы для прохода опорной лыжи бункерного
распределителя.
|
2.
|
Подготовка корыта для укладки монолитного
бетона
|
Д1, Д2 лопатой зачищают
земляное корыто и планируют выравнивающий слой из песка под шаблон с
необходимой досыпкой песка. Для отвода воды из земляного корыта Д1,
Д2 открывают водопропускные воронки в пониженных местах, а
также на всех участках через 40 - 50 м.
|
3.
|
Установка упорного бруса и прием бетонной
смеси
|
Т, Б4, Д1, Д2
устанавливают у бункера упорный брус, поднимают в бункер цементобетонную
смесь из автомобилей-самосвалов, очищают кузов самосвала от бетона.
|
4.
|
Распределение бетонной смеси и отделка
поверхности бетона
|
Т перемещает распределительный бункер с
бетонной смесью. Б4 обеспечивает подачу электроэнергии к
вибраторам. Т фигурной гладилкой обрабатывает внешнюю кромку.
|
5.
|
Устройство поперечных швов
|
Б1 нарезает вибропластиной
поперечные швы через 2,5 - 3 м (в местах швов бетонного покрытия и
дополнительно по середине плиты), пользуясь приемом устройства швов в
свежеуложенном бетоне. М2 оказывает помощь б1 в
нарезке пазов швов вибропластиной и заделке в шве гидроизоловой ленты.
|
6.
|
Укладка бетонных плит
|
Б2, Б5 и Д2
раскладывают цементный раствор и отделывают швы сопряжения плит. М1
и Б6 укладывают бетонные плиты на раствор.
|
7.
|
Засыпка корыта землей
|
Д1 при помощи лопаты засыпает
землей корыто у наружной грани укрепительной полосы после укладки бетонных
плит.
|