Министерство транспортного строительства
СССР
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ
ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
(СОЮЗДОРНИИ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО
СТРОИТЕЛЬСТВУ ТОНКОСЛОЙНЫХ ПОКРЫТИЙ
НА ОСНОВЕ ПОЛИМЕРНО-БИТУМНОГО ВЯЖУЩЕГО
НА СТАЛЬНЫХ НАСТИЛАХ АВТОДОРОЖНЫХ МОСТОВ
Одобрены Техническим управлением
Минтрансстроя СССР
Москва - 1974
Приводятся
конструкции двух типов тонкослойных покрытий на стальных настилах проезжей
части и тротуаров автодорожных мостов, данные по приготовлению вяжущих
материалов на полимерной основе и полимербетонов, а также технологические требования к производству работ и
перечень необходимого оборудования.
Рис. - 3, табл. - 1.
Ленинградским филиалом
Союздорнии, проведенными исследованиями вяжущих материалов на полимерной
основе, получен новый материал - эпослан, обладающий комплексом ценных
физико-механических свойств. Получение такого материала позволило разработать
конструкции покрытий проезжей части и тротуаров уменьшенного веса из эпосланбетона
(24 - 26 кг/м2) и асфальтобетона на гидроизоляционном слое из
эпослана (45 - 70 кг/м2).
Строительство тонкослойных
покрытий из эпосланбетона и асфальтобетона на гидроизоляционном слое из
эпослана на автодорожных мостах дает большой экономический эффект (до 1,5 - 2
руб. на 1 м2) по сравнению с покрытиями из армированного
асфальтобетона толщиной 5 - 6 см.
В «Методических
рекомендациях по строительству тонкослойных покрытий на основе
полимерно-битумного вяжущего на стальных настилах автодорожных мостов» отражены
основные принципы проектирования и строительства тонкослойных покрытий проезжей
части и тротуаров из эпосланбетона и асфальтобетона.
Настоящие «Методические
рекомендации» составил канд. техн. наук В.А. Захаров под руководством докт.
техн. наук, профессора А.А. Калерта.
Все замечания и пожелания по
работе просим направлять по адресу: 143900, Московская область, Балашиха-6,
Союздорнии.
1. К тонкослойным покрытиям
проезжей части мостов и тротуаров относят покрытия из эпосланбетонах)
толщиной 12 - 15 мм для проезжей части и 5 - 7 мм для тротуаров и покрытия из
асфальтобетона, со специальной подготовкой поверхности стальных настилов,
толщиной 30 - 35 мм для проезжей части и 20 - 25 мм для тротуаров.
х)
Авторское свидетельство № 319566, бюл. № 33, 1971.
2. Покрытия из эпосланбетона
рекомендуется устраивать на неразводных и разводных пролетных строениях мостов,
а покрытия из асфальтобетона - только на неразводных пролетных строениях.
3. Тонкослойные покрытия из
эпосланбетона и асфальтобетона применяют при строительстве и реконструкции
автодорожных мостов.
4. Стальные ортотропные
плиты мостов, на которых устраивают тонкослойные покрытия, должны иметь толщину
12 - 14 мм.
5. Тонкослойное покрытие
проезжей части и тротуаров из эпосланбетона состоит из следующих конструктивных
элементов:
а) грунтовочного слоя;
б) основного слоя из
эпосланбетона;
в) слоя износа (только для
проезжей части).
При укладке эпосланбетонного
покрытия необходимо устраивать металлические ячейки на стальной опорной плите.
6. Тонкослойное покрытие
проезжей части и тротуаров из асфальтобетона состоит из следующих слоев:
а) грунтовочного;
б) гидроизоляционного;
в) защитного;
г) основного слоя из асфальтобетонной
смеси.
7. Металлические ячейки
прямоугольной формы в плане размером 5 - 6 м2 (рис. 1)
устраивают под тонкослойное эпосланбетонное покрытие из стальных полос путем
точечной приварки в пересечениях.
Рис. 1. Схема конструкции
металлических ячеек на проезжей части и тротуарах моста:
1
- стальной настил; 2 - стальные полосы; 3 - точечная приварка
8.
Тонкослойное эпосланбетонное покрытие (рис. 2) устраивают:
а) грунтовочный слой - на
стальном настиле из эпослана толщиной 0,2 мм с присыпкой кварцевого песка
фракций 0,5 - 2 мм;
б) основной слой - из
эпосланбетонной смеси толщиной 10 - 12 мм на проезжей части и 5 - 7 мм на
тротуарах;
в) слой износа - из эпослана
и дробленого песка толщиной 2 - 3 мм (по способу поверхностной обработки).
Рис. 2. Конструкция
тонкослойного эпосланбетонного покрытия (металлические ячейки не показаны) на
проезжей части (а) и тротуарах (б):
1 - слой износа; 2 -
основной слой покрытий; 3 - грунтовочный слой; 4 - стальной настил
9. Тонкослойное
асфальтобетонное покрытие (рис. 3) устраивают:
а) грунтовочный слой (п. 8, а);
б) гидроизоляционный слой -
из эпослана толщиной 2 - 3 мм;
в) защитный слой - из щебня
фракций 10 - 15 мм на проезжей части и из дробленого песка фракций 3 - 5 мм на
тротуарах.
Для лучшего сцепления с
асфальтобетонным покрытием защитный слой целесообразно обработать битумной
эмульсией (расход 1 - 1,5 л/м2).
Основной слой покрытия
проезжей части и тротуаров из асфальтобетона устраивают из мелкозернистой
асфальтобетонной смеси толщиной 25 - 30 мм на проезжей части и 15 - 20 мм на
тротуарах.
Для повышения
трещиностойкости покрытий в состав асфальтобетонных смесей рекомендуется
вводить синтетический латекс марки СКД-1 (ТУ 11-212-64) или марки «Найрит» Л-4
(МРТУ 6-04-63) в количестве 2 - 3 % (на сухое вещество). Холодный латекс
вводится в битум при температуре 90 - 95 ºС; далее битум продолжают
нагревать при постоянном перемешивании до рабочей температуры.
Рис.
3. Конструкция тонкослойного асфальтобетонного покрытия на проезжей части
(а) и тротуарах (б):
1 - основной слой покрытия; 2 - защитный слой (щебень или песок); 3 - гидроизоляционный
слой; 4 - грунтовочный слой; 5 - стальной настил
10. В состав вяжущего
материала - эпослана, применяемого при строительстве тонкослойных покрытий на
стальных настилах автодорожных мостов, могут входить следующие компоненты:
- эпоксидные смолы марок
ЭД-20 (ГОСТ 10587-72)
и ДЭГ-1 (МРТУ 6-01-1223-69);
- полисульфидный каучук
(жидкий тиокол) марки НВБ-2 (ГОСТ 12812-72);
- полиэтиленполиамин (СТУ
49-25-29-62);
- жидкий сланцевый битум
марок С-1, С-2 или С-3 (РСТ ЭССР 82-72).
11. Эпоксидные смолы
транспортируют всеми видами транспорта и хранят в закрытой таре в складских
обычных условиях. Срок хранения эпоксидных смол - 1 год, жидкого тиокола - 3
года, полиэтиленполиамина - 1 год.
12. Вязкость жидких
сланцевых битумов (СБ60) перед приготовлением эпослана должна составлять:
-
марки С-1............. 12 - 20 сек
- марки
С-2............. 21 - 35 сек
-
марки С-3............. 36 - 70 сек.
13. Составы эпослана
приведены в таблице.
Составы эпослана
Компоненты эпослана
|
Составы
|
№ 1
|
№ 2
|
Жидкий сланцевый битум, % по весу
|
70 - 50
|
50 - 30
|
Эпоксидный компаунд, % по весу
|
30 - 50
|
50 - 70
|
14. Эпоксидный компаунд
состоит из эпоксидной смолы марки ЭД-20 и эпоксидной смолы марки ДЭГ-1 или
жидкого тиокола марки НВБ-2.
Содержание эпоксидной смолы
марки ДЭГ-1 в эпоксидном компаунде составляет:
-
состав эпослана № 1......... 5 - 15
%,
- состав
эпослана № 2......... 15 - 20 %.
Содержание жидкого тиокола
марки НВБ-2 в эпоксидном компаунде составляет 10 - 30 %.
15. Полиэтиленполиамин
применяют для отверждения эпослана, количество его рассчитывают на 100 вес. ч.
эпоксидного компаунда (см. приложение).
16. Для строительства
покрытия из эпосланбетона и подготовки его под асфальтобетон применяют
следующие каменные материалы:
- кварцевый песок фракций 2
- 0,5 мм (ГОСТ 6139-70);
- щебень фракций 10 - 15 мм;
- дробленый песок фракций 3
- 5 мм.
Щебень и дробленый песок
получают дроблением износостойких горных пород с прочностью не ниже 800 кгс/см2
(для устройства основного слоя покрытия) - 1200 кгс/см2 (для
устройства слоя износа).
Все каменные материалы
должны быть сухими и не должны содержать посторонних примесей. Каменные
материалы для асфальтобетона должны соответствовать требованиям ГОСТ
9128-67.
Допускается применять
равноценные по прочности заменители каменного материала - керамдор и абразивный
материал.
17. Для устройства
грунтовочного слоя при всех разновидностях конструкций покрытия следует
применять эпослан состава № 2, содержащий 30 % жидкого сланцевого битума и 70 %
эпоксидного компаунда. При этом в составе эпоксидного компаунда используют либо
20 вес. ч. эпоксидной смолы марки ДЭГ-1, либо 10 - 30 вес. ч. жидкого тиокола.
18. Основной эпосланбетонный
слой устраивают из эпослана и минерального материала в соотношении 1:5. Причем
эпослан с содержанием жидкого сланцевого битума более 50 вес. ч. применяют при
интенсивности движения менее 3000 авт./сутки, а эпослан с содержанием жидкого
сланцевого битума менее 50 вес. ч. - при интенсивности свыше 3000 авт./сутки. В
качестве минерального материала используют смесь кварцевого и дробленого песков
в равных долях или же только кварцевый песок.
19. Слой износа по эпосланбетонному покрытию следует
устраивать из эпослана состава № 2 и дробленого песка фракций 3 - 5 мм в
количестве 4 - 5 кг/м2.
20. Для устройства гидроизоляционного слоя под
асфальтобетонное покрытие рекомендуется применять эпослан состава № 1 с
содержанием жидкого сланцевого битума в количестве 30 - 50 вес. ч., при этом
содержание эпоксидной смолы марки ДЭГ-1 или жидкого тиокола марки НВБ-2 должно
быть минимальным.
21. Защитный слой под асфальтобетонным покрытием
следует устраивать из каменных материалов: щебня - для проезжей части,
дробленого песка - для тротуаров, с расходом 4 - 5 кг/м2.
22. Асфальтобетонное покрытие на проезжей части моста
рекомендуется укладывать из мелкозернистой асфальтобетонной смеси типа Б или В
с наибольшим размером зерен 10 мм в соответствии с ГОСТ
9128-67, а для тротуаров - асфальтобетон типа Г или Д.
23. Свойства эпослана в значительной степени
предопределяют свойства эпосланбетона. Эпослан, подобранный по таблице,
обладает следующими свойствами: предел прочности при сжатии при Т = 420 ºС
- 150 - 850 кгс/см2, предел прочности при растяжении при Т = -20
ºС - 150 - 450 кгс/см2, относительное удлинение при Т = -20
ºС - 2,5 - 6 %, сцепление со сталью при Т = 20 °С - 5 - 12 кгс/см2.
Приготовление эпослана и
эпосланбетонных смесей
24. Эпослан и эпосланбетонную смесь
приготавливают путем смешения компонентов без нагрева вручную или в смесителях
типа С-966.
Материал
|
Объемный вес, т/м3
|
Эпоксидная смола марок ЭД-20 и ДЭГ-1
|
1,15
|
Жидкий тиокол марки НВБ-2
|
1,3
|
Жидкий сланцевый битум марки С-1 (С-2 или С-3)
|
1,05
|
Полиэтиленполиамин
|
1,05
|
Щебень и дробленый песок
|
1,6 - 1,7
|
Кварцевый песок
|
1,5 - 1,6
|
25. Эпослан приготавливают
порциями по 5 - 10 л в следующей последовательности: эпоксидная смола марки
ЭД-20, эпоксидная смола марки ДЭГ-1 (или жидкий тиокол марки НВБ-2), жидкий
сланцевый битум С-1 (С-2 или С-3) и полиэтиленполиамин.
26. Для приготовления
эпосланбетонной смеси в эпослан вводят каменный материал. Время перемешивания
эпослана с каменным материалом составляет 1 - 1,5 мин, Эпосланбетонную смесь
приготовляют порциями по 60 - 100 кг (35 - 55 л).
27. Эпослан и
эпосланбетонная смесь должны быть использованы в течение 20 мин после
приготовления.
28. Асфальтобетонную смесь
приготавливают в соответствии с требованиями ГОСТ
9128-67 и ВСН 93-73.
Устройство покрытий из
эпосланбетонной смеси
29. Работы на проезжей части
моста включают следующие технологические операции: устройство металлических
ячеек; подготовку поверхности стального настила; устройство грунтовочного слоя,
основного слоя из эпосланбетонной смеси и устройство слоя износа.
При производстве работ на
тротуарах последняя операция исключается.
30. Металлические ячейки на
проезжей части и тротуарах устраивают путем прикрепления стальных полос к настилу точечной
приваркой с интервалом через 100 мм (см. рис. 1).
31.
Подготовка поверхности стального настила заключается в очистке его от ржавчины,
пыли и грязи пескоструйным аппаратом участками по 50 - 100 м2. После
очистки стальной настил должен иметь светло-серый (серебристый) оттенок.
32.
Грунтовочный слой устраивают на поверхности стального настила путем
распределения эпослана тонким слоем (0,2 л/м2) при помощи ручных
металлических распределителей (типа грабель) с резиновыми пластинами на конце.
Сразу же после распределения эпослана на незатвердевшую поверхность наносят
кварцевый песок (1 кг/м2). Связующий слой рекомендуется устраивать
участками по 20 - 25 м2.
33. Основной слой покрытия укладывают,
распределяя эпосланбетонную смесь в ячейках, выравнивая ее и уплотняя. Смесь
распределяют и выравнивают заподлицо со стальными полосами ячеек
распределителями (типа грабель) с резиновыми пластинами на конце. Уплотняют
смесь катком весом 25 - 30 кг за 5 - 6 проходов по одному следу; в случае
прилипания смеси к катку подсыпают кварцевый песок.
Время твердения
эпосланбетонной смеси составляет 1,5 - 2 часа при температуре воздуха около 20
ºС.
34. Для устройства слоя
износа на проезжей части наносят вначале эпослан, который распределяют ручными
распределителями при норме розлива 1 - 1,5 л/м2, затем дробленый
песок по незатвердевшему вяжущему при норме расхода 4 - 5 кг/м2,
после чего уплотняют катком весом 25 - 30 кг 2 - 3 проходами по одному следу.
35. Движение автомобилей по
проезжей части моста можно начинать через 2 - 3 часа после окончания работ по
устройству слоя износа.
36. Производительность
бригады рабочих из 5 - 6 человек с комплектом оборудования (разд. 5) при
устройстве тонкослойного эпосланбетонного покрытия с грунтовочным слоем износа
на проезжей части моста составляет 150 - 200 м2 в смену, а при
устройстве эпосланбетонного покрытия с грунтовочным слоем на тротуарах моста -
200 - 300 м2 в смену.
37. Тонкослойное
эпосланбетонное покрытие на проезжей части и тротуарах мостов следует
устраивать в сухую погоду при температуре воздуха не ниже +15 ºС.
Устройство покрытий из
асфальтобетонной смеси
38. Работы на проезжей части
и тротуарах моста включают следующие технологические операции: подготовку
поверхности стального настила; устройство грунтовочного, гидроизоляционного
защитного слоев и основного слоя из асфальтобетонной смеси.
39. Поверхность стального
настила подготавливают в соответствии с п. 31.
40. Грунтовочный слой
устраивают по п. 32.
41. Гидроизоляционный слой
укладывают путем равномерного распределения эпослана (2 - 3 л/м2) по
грунтовочному слою ручными металлическими распределителями.
42. Для устройства защитного
слоя на проезжей части по незатвердевшему гидроизоляционному слою распределяют
щебень фракций 10 - 15 мм, на тротуарах дробленый песок фракций 3 - 5 мм при
расходе 4 - 5 кг/м2.
Для улучшения сцепления
асфальтобетонного покрытия с защитным слоем через 1,5 - 2 часа после
распределения каменного материала целесообразно разбрызгать битумную эмульсию с
расходом 1 л/м2.
43. При устройстве основного
слоя покрытия асфальтобетонную смесь укладывают и уплотняют не ранее, чем через
2 часа после устройства защитного слоя. При устройстве основного слоя из
асфальтобетонной смеси следует руководствоваться ВСН 93-73.
44. Движение автомобилей по
проезжей части моста можно начинать сразу же после окончания укатки покрытия.
45. Производительность
бригады рабочих из 5 - 6 человек с комплектом оборудования (разд. 5) при
строительстве тонкослойного асфальтобетонного покрытия с грунтовочным,
гидроизоляционным и защитным слоями на проезжей части и тротуарах моста
составляет 150 - 200 м2 в смену.
46. При строительстве
тонкослойных эпосланбетонных и асфальтобетонных покрытий применяют следующее оборудование:
компрессор -
1 шт.,
пескоструйный
аппарат -
2 шт.;
смеситель
принудительного действия объемом 60 - 100 л (например, штукатурно-смесительный
агрегат С-966) с числом оборотов 30 - 60 в минуту, с реверсивным вращением
лопастного вала - 2 шт.;
дозаторы для
отдельных компонентов вяжущего материала на 100 л и минерального материала на
500 - 1000 кг -
6 шт.;
самоходный
каток весом 1,0 - 1,5 т -
1 шт.;
ручной каток
весом 25 - 30 кг -
2 шт.;
тележку с
бункером на 100 л -
2 шт.;
металлические
емкости на 10 л - 5
шт.;
металлические
распределители - 10
шт.;
металлические
и деревянные лопатки - 10 шт.;
щетки и кисти
волосяные -
10 шт.;
шаблон-рейка -
1 шт.
47. Сварочные работы при
устройстве ячеек из стальных полос на проезжей части и тротуарах моста следует
выполнять в соответствии с правилами, изложенными в «Справочнике по технике
безопасности и производственной санитарии» том 3, Л., «Судостроение», 1965.
48. Очистку стальной плиты
пескоструйным аппаратом производить в спецодежде, респираторах и защитных
очках.
49. При работе с эпоксидными
смолами следует руководствоваться требованиями, изложенными в «Справочнике по
технике безопасности и производственной санитарии» (т. 2, разд. Х). При этом необходимо учитывать, что работать с
эпоксидными смолами и полиэтиленполиамином следует в спецодежде, в резиновых
перчатках и защитных очках; во время работы запрещается курить и принимать
пищу; необходимо периодически мыть руки теплой водой с мылом; по окончании
работ с эпоксидными смолами рекомендуется принять душ.
50. При устройстве
асфальтобетонного покрытия следует выполнять «Правила техники безопасности при
строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог» М., «Транспорт», 1969.
Расчет требуемого количества
отвердителя
Для определения требуемого количества отвердителя для
эпослана состава № 1 необходимо прежде всего рассчитать процентное содержание
эпоксидных групп в компаунде. Расчет ведется по следующей формуле:
, (1)
где
К - искомое процентное содержание
эпоксидных групп в эпоксидном компаунде;
α - процентное содержание эпоксидных групп в эпоксидной
смоле ЭД-5;
δ - процентное содержание эпоксидных групп в эпоксидной
смоле ДЭГ-1;
с - количество
смолы ДЭГ-1 в граммах на 100 г смолы ЭД-5.
Количество грамм полиэтиленполиамина (ПЭПА),
выпускаемого ГИПХом, необходимое для отвердения 100 г эпоксидного компаунда,
рассчитывается по формуле
X = 0,7 К, (2)
Если же применяется ПЭПА производства
Нижне-Тагильского завода пластмасс, то расчет нужно вести по формуле
X = 0,8 К, (3)
Требуемое количество отвердителя для эпослана состава
№ 2 (с жидким тиоколом) определяем по видоизмененной формуле (1)
, (4)
СОДЕРЖАНИЕ