Типовая
инструкция № 14 по охране труда машиниста автогудронатора
Утверждена
Федеральным
дорожным департаментом
Минтранса РФ
11 марта 1993 г.
1. К самостоятельной
работе машиниста автогудронатора допускаются водители, достигшие 18 лет,
признанные годными к данной работе медицинской комиссией, прошедшие обучение
безопасным приемам и методам работы и инструктажи по безопасности труда и
имеющие квалификационное удостоверение на право работы в качестве машиниста
автогудронатора.
2. Поступающий на работу машинист автогудронатора
должен пройти вводный инструктаж по безопасности труда, производственной
санитарии, оказании доврачебной помощи, пожарной безопасности, экологическим
требованиям, условиям работы и первичный инструктаж на рабочем месте, о чем
должны быть сделаны записи в соответствующих журналах с обязательной подписью
инструктируемого и инструктирующего.
3. Машинист
автогудронатора должен знать инструкцию по эксплуатации автогудронатора.
4. Каждый
автогудронатор должен быть закреплен приказом (распоряжением) за определенным
машинистом.
Запрещается
приступать к работе на незакрепленной машине или машине, закрепленной за другим
машинистом.
5. Для
предохранения рук от воздействия гудрона машинист должен перед началом работ
(за 5-10 мин.) смазать руки тонким слоем пастами ХИОТ-6, ШАПИРО, а также мазью
Селисского.
6. При
распределении автогудронаторами жидких вяжущих материалов (битумов, эмульсий,
дегтей), при устройстве или ремонте дорожных одежд методом смешения, пропитки
или поверхностных обработках, а также для устройства дорожных оснований и
нижнего слоя асфальтобетонного покрытия, необходимо сообщать следующие
требования:
- проверить
перед началом работы системы битумопроводов, кранов и распределителей;
- опробовать
насос;
- осмотреть
сопла распределителей и прочистить их;
- проверить
наличие и исправность электроосвещения и звуковой сигнализации, аварийных
знаков;
- проверить
наличие и пригодность огнетушителей;
- на
горизонтальной площадке затормозить и проверить наборный шланг и надежность
присоединения его к всасывающему патрубку, проверить не засорен ли фильтр в
приемной трубке;
- наполнять
цистерну только через фильтр при малых и средних оборотах насоса.
7. Запрещается
наливать в цистерну горячий материал при наличии в ней жидкости (воды,
растворителя и др.), разжижать вяжущий материал в цистерне, а также находиться
под наполненной цистерной или вблизи нее;
- перед
выездом к месту работы проверить надежность распределительных труб и ручного
распределителя.
8. Перед
зажиганием форсунки проверить надежность присоединения топливопровода,
исправность подачи топлива и давления в топливном бачке, а также отсутствие в
топке битумных капель, подтеков и пятен.
При их наличии
счистить и протереть эти места.
9. При
зажигании форсунки топливо подавать сначала слабой струей, постепенно
увеличивая его подачу до нормальной. Зажигать форсунку только при помощи факела
(запальника) с длинной ручкой (1,5-2,0 м), при этом розжиг и регулировку
форсунки производят, находясь сбоку.
10.
Запрещается оставлять без надзора работающую систему подогрева.
11. До начала
розлива вяжущего материала погасить форсунки и закрыть вентили трубопровода
подачи топлива.
12. При
розливе битума из распределительного шланга запрещается кому-либо, кроме
машиниста, находиться ближе 10 м от места розлива.
13. При
перерывах в работе сопло распределительной трубы должно быть опущено вниз.
14. Во
избежание ожогов запрещается прикасаться руками без рукавиц к крышкам
гудронатора и битумного котла, к ручкам распределительной трубы и другим
горячим металлическим деталям системы.
15. В случае,
если битум переливается через верх битумного котла, необходимо погасить горелку
или залить водой топку котла (при разогреве твердым топливом).
16. При
подогреве вяжущего материала в цистерне автогудронатора запрещается:
- производить
подогрев при оголенных жаровых трубах;
- разжигать
горелки, если жидкость покрывает жаровые трубы слоем менее 20 см (на стояке);
- разжигать
горелки, если цистерна залита полностью и нет свободного объема для расширения
вяжущих материалов при нагреве;
- нагревать в
цистерне обводненное вяжущее;
- заправлять
топливный бак форсунок бензином (или лигроином) вместо керосина.
17. Машинист
автогудронатора должен иметь набор медикаментов, необходимых для оказания
первой помощи.
18. При ожоге
горячим битумом необходимо охладить и смыть битум керосином, затем водой с
мылом и перевязать поврежденное место сухой стерильной повязкой, а затем
обратиться к врачу.
19. После
окончания работы машинист автогудронатора должен слить остатки жидких вяжущих;
очистить рабочие органы от вяжущих, поставить автогудронатор в отведенное
место, подложить под колеса противооткатные упоры (башмаки), осмотреть
автогудронатор и о состоянии автогудронатора доложить мастеру (прорабу).
20. Проверить
состояние рабочей одежды и обуви; в случае неисправности - произвести ремонт
или ее замену.
21. Смыть с
рук теплой водой мазь и пасту, принять душ и переодеться.
Согласовано:
Заместитель председателя ЦК
профсоюза работников
автомобильного транспорта
и дорожного хозяйства
Н.Д.Силкин
18 января 1993 г.
Первый заместитель
генерального директора
Федерального дорожного
департамента
Минтранса РФ
О.В.Скворцов