ПОЛОЖЕНИЕ
о Департаменте строительства и жилищно-коммунального хозяйства
УТВЕРЖДАЮ
Министр промышленности и энергетики
Российской Федерации
В.Б. Христенко
04.10.2004 г.
I. Общие
положения
1. Департамент строительства и
жилищно-коммунального хозяйства (далее - Департамент) является структурным
подразделением Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации
(далее - Министерство).
2. В своей деятельности
Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства
Российской Федерации, Положением о Министерстве, нормативными правовыми актами
Министерства и других федеральных органов исполнительной власти, поручениями
Министра промышленности и энергетики Российской Федерации (далее - Министр), а
также настоящим Положением.
3. Департамент в установленном
порядке осуществляет свою деятельность во взаимодействии с
– структурными
подразделениями Министерства,
– федеральными агентствами,
подведомственными Министерству,
– иными федеральными органами
исполнительной власти,
– органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и аппаратами полномочных представителей
Президента Российской Федерации в федеральных округах,
– органами местного
самоуправления,
– общественными и
профессиональными объединениями,
– предприятиями и
организациями строительного и жилищно-коммунального комплексов,
– в пределах своей компетенции с зарубежными организациями по
вопросам ведения Департамента.
II. Задачи Департамента
4. Основными задачами
Департамента являются:
1) разработка основ
федеральной политики в области строительства, жилищно-коммунального хозяйства,
архитектуры, градостроительства и землепользования, жилищной политики;
2) разработка механизмов
формирования рынка доступного жилья для реализации конституционного права
граждан Российской Федерации на жилище;
3) разработка механизмов
формирования рынка жилищных и коммунальных услуг в рамках реформы жилищно-коммунального
комплекса,
4) разработка механизмов
увеличения объемов и повышения безопасности строительства объектов
жилищно-гражданского и промышленного назначения;
5) выработка государственной
политики в сфере технического регулирования в области строительства и
промышленности строительных материалов, эксплуатации зданий, а также в сфере
ценообразования и сметного нормирования в строительстве с подготовкой
предложений по нормативному регулированию в данных сферах.
5. Департамент в соответствии
с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет следующие
функции:
1) разрабатывает и
представляет руководству Министерства для внесения в Правительство Российской Федерации
проекты, а также предложения по совершенствованию действующих законодательных и
иных нормативных правовых актов в области жилищной политики, строительства,
жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры, градостроительства и
землепользования;
2) участвует в разработке
проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов Российской
Федерации по вопросам бюджетной, налоговой, социальной, финансово-кредитной политики
в установленной сфере деятельности, формирования рынка жилья и жилищно-коммунальных
услуг, охраны памятников истории и культуры;
3) согласовывает проекты
нормативных правовых актов других федеральных органов исполнительной власти в
сфере жилищной политики, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры,
градостроительства и землепользования;
4) подготавливает проекты
федеральных целевых программ и вносит изменения и дополнения в существующие
федеральные целевые программы в области жилищной политики, строительства, градостроительства,
архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, консолидирует и координирует
указанные вопросы в федеральных целевых программах, разрабатываемых другими
федеральными органами исполнительной власти, участвует в формировании
Федеральной адресной инвестиционной программы;
5) методологически и
методически обеспечивает разработку и корректировку региональных и муниципальных
программ в области жилищной политики, строительства, градостроительства,
архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства;
6) организует выполнение
научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ в области жилищной
политики, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры, градостроительства
и землепользования, инициирует и координирует работу по подготовке кадров для
строительного и жилищно-коммунального комплексов;
7) содействует формированию
саморегулируемых организаций в жилищном, коммунальном и строительном секторах;
8) участвует в определении
условий, порядка и формы проведения, а также в организации отраслевых и
межведомственных конкурсов в установленной сфере деятельности;
9) оказывает методическое
содействие в организации и проведении федеральных и региональных выставок-ярмарок;
10) курирует деятельность
Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
11) разрабатывает и
сопровождает прохождения актов жилищного законодательства Российской Федерации
в Правительстве Российской Федерации и палатах Федерального Собрания Российской
Федерации;
12) подготавливает и вносит
предложения о внесении изменений и дополнений в жилищное законодательство,
ведет работу по уточнению действующих постановлений Правительства Российской
Федерации и иных нормативных правовых актов в жилищной сфере;
13) ведет мониторинг рынка
жилья;
14) содействует развитию
ипотечного жилищного кредитования, формированию институтов ипотечного рынка;
15) разрабатывает механизмы
снижения финансовых рисков при приобретении жилья гражданами с использованием
накопительных схем (долевое участие в строительстве, строительно-сберегательные
кассы, коммандитные товарищества и др.);
16) разрабатывает проект
федеральной целевой программы "Жилище" на соответствующий период,
ведет консолидацию подпрограмм, входящих в ее состав, обеспечивает повышение
эффективности использования бюджетных ассигнований по подпрограмме "Переселение
граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного фонда" за счет реализации
принципа формирования участков под жилищное строительство;
17) разрабатывает механизмы предоставления и определения размера
жилищных субсидий из бюджетов всех уровней для граждан, перед которыми
государство имеет установленные законом обязательства по обеспечению жильем,
разрабатывает правила предоставления государственных жилищных сертификатов;
18) вырабатывает предложения по нормативному правовому обеспечению
формирования системы управления многоквартирными жилыми домами;
19) разрабатывает механизмы формирования рынка жилищных услуг,
стимулирует развитие конкуренции в сфере предоставления указанных услуг и
управления жилищным фондом, обеспечивает осуществление мер по конкурсному
отбору подрядных организаций на выполнение работ по обслуживанию и ремонту, а
также управление жилищным фондом;
20) подготавливает проекты федеральных стандартов оплаты
жилищно-коммунальных услуг, стандартов качества жилищно-коммунальных услуг,
формирует принципы управления и эксплуатации недвижимости в жилищном секторе;
21) ведет мониторинг жилищного сектора;
22) разрабатывает методологию и принципы проведения экспертизы
обоснованности цен и тарифов в жилищном секторе, методику расчета цен на услуги
по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений, а также тарифов на
коммунальные услуги;
23) разрабатывает меры и механизмы бюджетной поддержки программы
финансового оздоровления предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
24) вырабатывает совместно с субъектами Российской Федерации,
муниципальными органами и организациями жилищно-коммунального хозяйства
конкретные механизмы финансового оздоровления этих организаций;
25) разрабатывает методологические основы реформирования
правоотношений в жилищном секторе муниципального образования, а также повышения
эффективности эксплуатации и управления жилищным фондом;
26) разрабатывает предложения по разделению в муниципальном
секторе выполнения функций собственника жилищного фонда и функций по управлению
и обслуживанию этого фонда;
27) ведет работу по завершению формирования нормативной правовой
базы системы адресной поддержки малоимущих слоев населения при оплате
жилищно-коммунальных услуг как элемента общей системы социального законодательства;
28) содействует созданию и функционированию товариществ
собственников жилья и иных форм самоорганизации граждан в жилищной сфере;
29) разрабатывает меры и пути ликвидации ветхого и аварийного
жилья;
30) разрабатывает методологию реализации программы реформирования
и мониторинга коммунального сектора;
31) формирует общие принципы и основы тарифного регулирования
коммунального сектора;
32) участвует в координации деятельности органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации по проведению тарифной политики,
предусматривающей ликвидацию перекрестного субсидирования потребителей;
33) разрабатывает общие принципы реализации инвестиционных
соглашений в коммунальном хозяйстве и соответствующее нормативное обеспечение;
34) разрабатывает основные положения методики передачи объектов
коммунальной инфраструктуры в долгосрочное управление на основе инвестиционных
соглашений и других договоров, предусмотренных законодательством;
35) разрабатывает механизмы повышения эффективности деятельности
предприятий коммунального хозяйства, повышения качества и надежности
предоставляемых ими услуг, в том числе путем демонополизации и развития конкуренции;
36) разрабатывает предложения по нормативному обеспечению правил
оборота муниципального имущества, методологическое обеспечение работ по
ликвидации муниципальных унитарных предприятий, учету и регистрации
муниципального имущества в жилищно-коммунальном секторе;
37) подготавливает руководству Министерства для представления в
Правительство Российской Федерации предложения о создании государственных
организаций (агентств и т.п.) в качестве инфраструктурных для формирования
рынка в секторе коммунальных услуг, ведет совместную работу с Академией
коммунального хозяйства им. К.Д. Панфилова и ФГУП ГНЦ НИИ "Водгео";
38) разрабатывает методологические основы деятельности жилищных
инспекций субъектов Российской Федерации;
39) разрабатывает проекты актов законодательства Российской
Федерации в области градостроительства и архитектуры и связанных с ними вопросов
землепользования с целью застройки и содействует их прохождению в Правительстве
Российской Федерации и палатах Федерального Собрания Российской Федерации;
40) вносит предложения по порядку разработки, регистрации,
утверждения, введения в действие и пересмотра государственных градостроительных
нормативов и правил, методологических основ формирования правил
землепользования и застройки.
41) участвует в определении порядка разработки, согласования,
экспертизы и утверждения градостроительной документации, осуществляет мониторинг
разработки и реализации градостроительной документации различного уровня;
42) разрабатывает федеральные градостроительные нормативы и
правила в области градостроительства, проектирования и инженерных изысканий,
разрабатывает предложения по формированию системы нормативных документов по
градостроительству и архитектуре в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании";
43) разрабатывает методические основы организации деятельности
муниципальных образований по развитию территорий (правовое зонирование, формирование
генеральных планов и т.д.);
44) вырабатывает методологические основы по формированию схем
планирования размещения объектов, необходимых для обеспечения федеральных нужд
(объекты обороны, энергетики, транспорта, места хранения радиоактивных отходов
низкой и средней активности и т.д.), а также схем планирования изменения границ
земель водного и лесного фондов;
45) согласовывает правовые акты территориального планирования
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в части соблюдения
интересов Российской Федерации;
46) формирует и разрабатывает методические основы реализации и
ведет мониторинг федеральных целевых программ сейсмобезопасности территорий,
защиты побережий, развития и сохранения исторических городов;
47) осуществляет нормативное и научно-методическое обеспечение и
координацию деятельности органов архитектуры и градостроительства субъектов
Российской Федерации по осуществлению государственной градостроительной политики,
созданию качественной жилой среды и устойчивому развитию поселений, ведет
совместную работу с Союзом архитекторов и Академией архитектуры Российской
Федерации;
48) проводит анализ состояния и тенденций развития прогрессивных
архитектурно-строительных систем, разработки и внедрения прогрессивных архитектурных
проектных решений, направленных на формирование доступного рынка жилья и повышение
его технологичности и комфортности;
49) представляет интересы Министерства в совместной работе с
Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации по определению
направлений и методических основ деятельности по охране памятников архитектуры
и градостроительства;
50) проводит анализ состояния и тенденций развития строительного
комплекса, промышленности строительных материалов, разработку прогнозов и
стратегии их развития, разрабатывает меры государственной поддержки строительной
отрасли, нормативно-правовое и методологическое обеспечение их реализации;
51) разрабатывает предложения по формированию системы нормативных
документов в строительстве и промышленности строительных материалов в
соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании";
52) участвует в составлении планов (программ) разработки общих и
специальных технических регламентов, утверждаемых Правительством Российской
Федерации, а также раздела программы разработки национальных стандартов в
области строительства и промышленности строительных материалов, утверждаемой Министерством;
53) организует создание экспертных комиссий по техническому
регулированию, а также технического комитета по стандартизации в области
строительства для проведения экспертизы проектов технических регламентов,
национальных стандартов в области строительства и промышленности строительных
материалов, участвует в их работе;
54) организует подготовку национальных стандартов в области
строительства и промышленности строительных материалов для их последующего
утверждения в установленном порядке;
55) разрабатывает предложения по внесению изменений и дополнений,
а также отмене государственных стандартов в области строительства и
промышленности строительных материалов, строительных норм и правил, подготавливает
проекты нормативных правовых актов Министерства по этому вопросу;
56) организует проведение работы по оценке пригодности новых
материалов, конструкций, изделий, технологий для применения в строительстве, в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
57) организует экспертизу и согласование специальных технических
условий, разрабатываемых в составе утверждаемой части проектной документации на
строительство экспериментальных и уникальных зданий и сооружений, а также
реконструкцию исторических памятников, на которые не могут быть распространены
действующие нормативные документы;
58) разрабатывает предложения по определению стоимости 1 кв. метра
общей площади жилья, используемой для расчета средств федерального бюджета, направляемых
на приобретение жилья для удовлетворения государственных нужд, на выделение
гражданам субсидий и ссуд;
59) организует разработку методологии и основных принципов
ценообразования и сметного нормирования в строительстве, в т.ч. внедрение и
совершенствование новой сметно-нормативной базы, с подготовкой проектов нормативных
правовых актов, разрабатывает предложения по порядку рассмотрения
территориальных и специализированных сборников по ценообразованию и сметному
нормированию в строительстве, а также осуществляет их регистрацию;
60) организует мониторинг и анализ ценообразующих факторов
строительной продукции, представляет на утверждение индексы изменения стоимости
строительно-монтажных, ремонтно-строительных, проектных и изыскательских работ,
согласовывает индивидуальные сметные нормы, расценки и индексы, используемые
при определении сметной стоимости зданий и сооружений, строительство которых
осуществляется за счет средств федерального бюджета.
61) ведет нормативно-методологическое обеспечение деятельности в
области государственной экспертизы градостроительной и проектной документации,
государственного архитектурно-строительного надзора, лицензирования деятельности
по инженерным изысканиям, проектированию, строительству объектов 1 и 2 уровней
ответственности, а также в области сертификации продукции, работ (услуг), систем
менеджмента качества в строительстве, организует проведение единой технической
политики в области инженерных изысканий для строительства;
62) проводит мониторинг и анализ научно-технического и
инновационного потенциала в отрасли, разработку предложений по наиболее прогрессивным
разработкам новых технологий, материалов, конструкций, деталей, приборов и
оборудования для строительства и промышленности строительных материалов,
подготовку каталогов прогрессивных технологий, конструкций и деталей, материалов,
приборов и оборудования для строительства и промышленности строительных
материалов;
63) подготавливает разъяснения и рекомендации органам
исполнительной и законодательной власти по порядку применения государственных
стандартов в области строительства и промышленности строительных материалов,
строительных норм и правил, а также по вопросам ценообразования и сметного
нормирования, в обоснованных случаях подготавливает проекты разрешений на отступления
от требований нормативных документов, ведет рассмотрение, подготовку заключений
и регистрацию территориальных строительных норм, ведет совместную работу с ГУ
"Главгосэкспертиза" и ГНЦ "Строительство";
64) участвует в организации международной деятельности
Министерства в области жилищной политики, строительства, жилищно-коммунального
хозяйства, архитектуры, градостроительства и землепользования;
65) подготавливает новые и ведет мониторинг существующих
международных проектов с участием Международного Банка реконструкции и развития
(МБРР) и Европейского Банка реконструкции и развития (ЕБРР), формирует и ведет
мониторинг проектов МБРР по городскому и муниципальному теплоснабжению и
водоснабжению;
66) участвует в работе Центра Организации Объединенных Наций по
населенным пунктам (ООН-Хабитат), Комитета по населенным пунктам Европейской
Экономической Комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН), организует подготовку
жилищного обзора Российской Федерации;
67) совместно с заинтересованными зарубежными и международными
организациями решает вопросы организации функционирования специализированных
предприятий по хранению и переработке радиоактивных отходов "Радон";
68) участвует в работе межправительственных комиссий.
IV. Права Департамента
6. Департамент для
осуществления своих функций в соответствии с возложенными на него задачами имеет
право:
1) взаимодействовать в установленном порядке и в пределах своей
компетенции с Администрацией Президента Российской Федерации и аппаратами
полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных
округах, Аппаратом Правительства Российской Федерации, аппаратами палат
Федерального Собрания Российской Федерации, с другими структурными
подразделениями центрального аппарата Министерства, подведомственными Министерству
федеральными агентствами, иными федеральными органами исполнительной власти,
загранучреждениями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, общественными и профессиональными
объединениями, предприятиями и организациями строительного и
жилищно-коммунального комплексов, в пределах своей компетенции - с зарубежными
организациями по вопросам ведения Департамента;
2) запрашивать и получать в установленном порядке у федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и местного самоуправления, структурных подразделений центрального
аппарата Министерства, подведомственных Министерству федеральных агентств
информационные материалы и документы, необходимые Департаменту для решения
возложенных на него задач;
3) проводить совещания с участием представителей структурных
подразделений центрального аппарата Министерства, подведомственных Министерству
федеральных агентств, организаций, находящихся в ведении федеральных агентств,
а также представителей других органов государственной власти и российских
организаций, привлекать в установленном порядке их специалистов для изучения и
разработки предложений по решению актуальных проблем по вопросам ведения
Департамента;
4) участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов по
вопросам своей компетенции и в установленном порядке давать по ним заключения,
а также разъяснения предприятиям и организациям, структурным подразделениям
других федеральных органов исполнительной власти, отраслевым органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления
и гражданам Российской Федерации;
5) вносить предложения об отмене Министерством противоречащих
федеральному законодательству решений подведомственных Министерству федеральных
агентств, если иной порядок отмены решений не установлен федеральным законом;
6) рассматривать предложения органов государственной власти и
органов местного самоуправления, физических и юридических лиц о присвоении
почетных званий и присвоению государственных наград за заслуги в области
строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального
хозяйства работникам строительного и жилищно-коммунального комплексов, должностным
лицам органов государственной власти и местного самоуправления и давать по ним
Министру свои заключения и представления.
V. Организация
деятельности Департамента
7. Департамент возглавляет
Директор Департамента, назначаемый Министром.
Директор Департамента имеет трех заместителей. В отсутствие
Директора Департамента его обязанности выполняет один из заместителей.
8. Директор Департамента:
1) руководит деятельностью и принимает решения по вопросам
компетенции Департамента;
2) несет персональную ответственность за надлежащее выполнение
возложенных на Департамент задач;
3) осуществляет контроль и принимает оперативные меры по
соблюдению Департаментом установленных сроков выполнения поручений Президента
Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, руководства Министерства;
4) докладывает Министру по вопросам, входящим в компетенцию
Департамента;
5) визирует и подписывает в пределах своей компетенции документы,
касающиеся деятельности Департамента;
6) по вопросам ведения Департамента по поручению Министра
представляет Министерство в федеральных органах исполнительной власти, в российских
учреждениях и организациях, в представительствах иностранных государств, а
также в международных организациях;
7) ведет переписку по вопросам, относящимся к компетенции
Департамента. В установленном порядке направляет информационные письма, а также
письма с разъяснениями, рекомендациями, по вопросам строительства,
жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры, градостроительства, территориального
развития, жилищной политики, ценообразования и сметного нормирования, подготовки
кадров, государственного регулирования, в том числе государственной экспертизы
градостроительной и проектной документации, лицензирования в строительстве,
осуществления государственного архитектурно-строительного надзора, сертификации
в строительстве, за исключением вопросов, входящих в компетенцию Министра
промышленности и энергетики Российской Федерации и его заместителей;
8) распределяет обязанности между своими заместителями;
9) утверждает положения об отделах Департамента;
10) утверждает должностные инструкции работников Департамента;
11) вносит предложения руководству Министерства о назначении на
должность и освобождении от должности работников Департамента, об их поощрении
и награждении, привлечении к дисциплинарной ответственности, а также по
совершенствованию структуры Департамента;
12) обеспечивает выполнение требований по соблюдению сотрудниками
Департамента трудовой дисциплины, утвержденных в Министерстве правил внутреннего
трудового распорядка;
13) несет ответственность за сохранность сведений, составляющих
государственную или служебную тайну, а также информационных ресурсов,
содержащих сведения ограниченного доступа, находящихся в ведении Департамента
или полученных Департаментом от других организаций;
9. Департамент имеет в своем составе пять отделов, в том числе:
– отдел жилищной политики;
– отдел методологии
управления и эксплуатации жилищного фонда;
– отдел реформирования
коммунального сектора;
– отдел градостроительства,
архитектуры и землепользования;
– отдел строительной политики.
10. Департамент строительства и
жилищно-коммунального хозяйства находится в непосредственном подчинении
заместителя Министра промышленности и энергетики Российской Федерации, согласно
утвержденной структуре Министерства.
11. Департамент имеет бланк с наименованием Министерства и
Департамента, форма которого утверждается Министром.