МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РСФСР
Государственный дорожный
проектно-изыскательский и
научно-исследовательский институт
ГИПРОДОРНИИ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ЗАЩИТЕ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ ОТ
ПОВЕРХНОСТНЫХ РАЗРУШЕНИЙ ПУТЕМ ОБРАБОТКИ
СОСТАВОМ НА ОСНОВЕ КРЕМНИЙОРГАНИЧЕСКОЙ
ЖИДКОСТИ 119-215
Утверждены
Минавтодором
РСФСР
ГПТУ-1-9/289
от 06.05.87 г.
Москва 1987
Рекомендации
по защите цементобетонных покрытий от поверхностных разрушений путем обработки
составом на основе кремнийорганической жидкости 119-215/ Гипродорнии. - М.:
ЦБНТИ Минавтодора РСФСР, 1987.
Один
из способов борьбы с шелушением цементобетонного дорожного покрытия - это
придание ему гидрофобных свойств. В СССР для гидрофобизации поверхности
цементобетона нашли применение кремнийорганические продукты, такие как ГКЖ-10,
ГКЖ-11, АСМР-3, жидкость 136-41.
Для
приготовления рабочих растворов кремнийорганических гидрофобизаторов в основном
используют органические жидкости (бензин, керосин, толуол и т.д.).
Наряду
с указанными гидрофобизаторами в Рекомендациях предложено использовать также и
кремнийорганическую жидкость 119-215 в виде водных эмульсий, применение которых
позволяет отказаться от дорогостоящих растворителей, улучшить условия труда и
снизить пожароопасность.
Изложены
требования к жидкости 119-215, технология приготовления и нанесения водных
рабочих составов, ориентировочные нормы расхода. Приведены основные требования
по контролю качества и технике безопасности при выполнении работ по защитной
обработке.
Рекомендации
разработаны кандидатами техн. наук С.В. Гриневичем и Л.Б. Каменецким.
1.1. В
Рекомендациях приведены методы борьбы с шелушением поверхностного слоя
цементобетонного дорожного покрытия (на дорогах всех категорий),
предусматривающие пропитку верхнего слоя бетона рабочим составом
кремнийорганической жидкости 119-215 (ТУ 6-02-1-430-83).
Жидкость
119-215 хорошо растворяется в ароматических и хлорированных углеводородах,
керосине. С водой не смешивается, но образует стабильные водные эмульсии.
Коррозионно не активна, вредных паров и газов не выделяет. Указанный
гидрофобизатор прозрачен и имеет окраску от бесцветного до коричневого, не
токсичен, не взрыво- и пожароопасен. Выпускается в виде 100 % жидкости и в виде
50 % водной эмульсии.
Сырьем
для производства жидкости 119-215 служат отходы от производства
тринитрихлорсилана, фенилтрихлорсилана, а также металлургической
промышленности.
Промышленный
выпуск жидкости 119-215 освоен на Усольском и Чебоксарском химкомбинатах.
1.2.
Нанесение рабочего состава жидкости 119-215 на поверхность цементобетона
придает гидрофобные свойства поверхности пор и капилляров дорожного бетона, а
следовательно, и повышение стойкости верхнего слоя дорожного бетона к
комплексному воздействию климатических факторов и хлористых солей.
Гидрофобизация верхнего слоя препятствует прониканию воды и растворов
химических реагентов во внутренние слои бетона, повышая его морозо- и
коррозийную стойкость.
1.3. При
нанесении рабочего состава жидкости 119-215 происходит химическое
взаимодействие реакционноспособных этоксигрупп с гидрокситом кальция бетона с
образованием гидрофобной пленки на поверхности пор и капилляров цементобетона.
При этом не происходит изменения структуры бетона, не нарушаются его паро- и
воздухопроницаемость.
1.4.
Гидрофобизация цементобетонного дорожного покрытия целесообразна для
предупреждения шелушения или предотвращения развития его, если оно на момент
обработки не превышает 10 мм.
1.5. Срок
действия защитного эффекта зависит от погодно-климатических условий района и
интенсивности движения. Необходимость
повторной обработки определяют методами контроля.
1.6.
Стоимость обработки 1 м2 покрытия жидкостью 119-215 составляет 0,04
- 0,05 руб.
Экономическая
целесообразность обработки обусловлена увеличением срока службы покрытия до
первого среднего ремонта.
2. ТРЕБОВАНИЯ К ЖИДКОСТИ 119-215, ПРАВИЛА ЕЕ ХРАНЕНИЯ И
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЗАЩИТНЫЕ СОСТАВЫ
2.1.
Рекомендуемая для приготовления защитного состава жидкость 119-215 должна
удовлетворять ТУ 6-02-1-430-83.
2.2.
Поставку жидкости 119-215 производят потребителю в стеклянных бутылях 20882-75.
Хранить ее необходимо на складах изготовителя-потребителя вдали от отопительных
приборов, в местах, защищенных от действия прямых солнечных лучей. Гарантийный
срок хранения жидкости 119-215 с момента изготовления - 2 года.
2.3. Для
поверхностной обработки цементобетонного дорожного покрытия следует
использовать 10 % водные эмульсии жидкости 119-215. Расход рабочего состава
составляет 150 - 200 г/м2.
2.4. Для
ускорения процесса полимеризации и образования гидрофобной пленки необходимо в
рабочие составы добавлять щелочные компоненты. В качестве щелочного компонента
может быть применена чистая щелочь, жидкости ГКЖ-10, ГКЖ-11 (МРТУ 6-02-696-76),
а также щелочные отходы промышленности, которые не вызывают коррозию бетона. Количество
щелочного компонента должно составлять 0,5 % от массы жидкости 119-215 (в
пересчете на чистую NaOH). На
данный момент изучено влияние чистой щелочи и жидкостей ГКЖ-10 и ГКЖ-11 на
ускорение процессов образования защитной гидрофобной пленки, которые рекомендуют
вводить в рабочие составы жидкости 119-215.
2.5. Если
потребитель получает 50 % водную эмульсию жидкости 119-215, то для получения
рабочего состава ее необходимо разбавить водой до 10 % рабочей концентрации и
добавить 0,5 % чистой щелочи (или ГКЖ-10, ГКЖ-11 в пересчете на чистую щелочь).
В
случае, когда поступает 100 % жидкость 119-215 для получения кратковременной,
нестабильной эмульсии, необходимо приготовить 2 % водный раствор сольвара (ГОСТ 10779-78)
или желатины, прибавить щелочь, а затем вводить жидкость 119-215 и осуществлять
перемешивание.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ
3.1.
Обработку поверхности цементобетонного покрытия проводят в сухую безветренную
погоду при температуре воздуха не ниже +10 °С.
3.2.
Рабочую площадку для временного размещения материалов и приготовления водных
эмульсий выбирают с учетом максимального приближения к месту производства
работ.
3.3. Для
нанесения рабочего состава жидкости 119-215 на бетонную поверхность необходимо
приготовить водную эмульсию 10 % концентрации. Приготовление водной эмульсии
зависит от товарного вида поступающей жидкости 119-215.
3.4. Если
жидкость 119-215 поступает в виде 50 % водной эмульсии, то доставленную на
место проведения работ эмульсию заливают в расходный бак распределителя и
разбавляют водой до 10 % концентрации. Для этого необходимо к одной части 50 %
эмульсии добавить при непрерывном перемешивании четыре части воды. Затем
добавить щелочи из расчета 0,5 % (по сухому веществу NaOH) и
тщательно перемешать. Перемешивание можно производить механическим способом или
барботированием.
3.5. В
том случае, когда поступает 100 % жидкость 119-215, предварительно
приготавливают 2 % раствор сольвара или желатина в воде. Для этого в
специальной емкости компонент заливают водой (в количестве 2 % от массы воды) и
оставляют на 24 ч набухать. После этого, при нагреве 60 - 70 °С, производят
перемешивание до полного растворения сольвара или желатина. К полученному
раствору при постоянном перемешивании добавляют жидкость 119-215 (для получения
10 % концентрации) и щелочь в количестве 0,5 % от массы жидкости 119-215 в
пересчете на NaOH.
3.6. Для
проведения поверхностной обработки необходимо подготовить цементобетонное
покрытие, так как эффективность обработки будет достигнута при нанесении
пропитывающих составов на сухой и чистый бетон. Подготовку поверхности покрытия
следует производить следующим образом: сначала поверхность очистить от пыли и
мусора щетками машины КДМ-130, а затем промыть поливомоечной машиной ПМ-130.
Обработку
дорожного покрытия рабочим составом жидкости 119-215 необходимо выполнять после
полного высыхания воды с поверхности дорожного покрытия.
3.7.
Работы на больших площадях целесообразно выполнять с применением разметочной
машины ДЭ-18. Допускается использование поливомоечной машины ПМ-130 со
специальными распределительными устройствами.
Распределительное
устройство для разметочной машины ДЭ-18 представляет собой две форсунки,
закрепленные сзади машины на раме. Все элементы устройства должны выдерживать
давление жидкости до 7-9,81 × 104 Па. Резиновые шланги надо
подбирать для работы под давлением не менее 7-9,81 × 104 Па.
Ширину захвата пропитки за один проход выдерживать 2 - 2,5 м.
Распределительное
устройство для поливомоечной машины ПМ-130 изготовлено в виде трубы с
патрубками. Все элементы устройства и шланги также должны выдерживать давление
7-9,81 × 104 Па. При установке трубы следует обратить
внимание, чтобы оси отверстий патрубков, диаметром 1,5 - 2 мм были расположены
под углом 10 - 15° к поверхности покрытия. Ширина захвата за один проход
составляет 3,5 - 4 м.
3.8. Для
нанесения рабочего состава на площади до 1000 м2 рекомендуется
применять стандартное оборудование для малярных работ: окрасочные агрегаты типа
0-27, 0-30, красконагнетательные бачки типа 0-15, 0-20, ИБ-16,
пистолеты-распылители типа КР-10, КР-20 и т.п.
3.9.
Приготовленный в емкости машины состав, не израсходованный в течение 3 - 4 ч,
должен быть повторно перемешан перед нанесением его на поверхность.
3.10.
Равномерное нанесение рабочего состава жидкости 119-215 сплошным слоем возможно
обеспечить при движении машины ПМ-130 со скоростью 15 - 20 км/ч за один проход.
3.11.
Движение на обработанном участке следует открывать не ранее, чем через 5 ч. В
течение первых суток после розлива жидкости 119-215, скорость движения
необходимо ограничить до 40 км/ч.
4. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАБОТКИ ПОКРЫТИЙ
4.1. В
процессе производства работ по нанесению рабочего состава жидкости 119-215 на
покрытие следует контролировать:
расход
рабочего состава;
качество
обработанного покрытия.
4.2.
Применяемые материалы, а также условия их хранения должны соответствовать ГОСТ или ТУ.
4.3.
Нанесение состава должно проводиться равномерно по всей поверхности. Проверку
расхода рабочего состава жидкости 119-215 определяют визуально по сплошности
розлива, по расходу на 1 м2 поверхности и по скорости впитывания
раствора.
4.4.
Контроль качества защитного слоя обработанного цементобетона проводят спустя 2
- 3 сут после обработки, опрыскивая поверхность водой. Если вода не
впитывается, а бетон не увлажняется (не темнеет), гидрофобную обработку следует
считать удовлетворительной.
Глубина
пропитки цементобетонного дорожного покрытия определяется на взятых кернах. Для
этого на продольный разрез керна наносят капли воды и по впитыванию их в бетон
определяют глубину пропитки (она должна быть не менее 2 мм).
Контроль
эффективности защиты осуществляют при помощи 10 % раствора соляной кислоты,
наносимой на покрытие, подвергнутое пропитке. Отсутствие взаимодействия кислоты
с цементным камнем (последнее на необработанном бетоне проявляется в виде
вспенивания раствора) говорит о высоком качестве полученной защиты.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
5.1. К
работам по повышению долговечности цементобетонных дорожных покрытий с
применением жидкости 119-215 допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие
предварительный медицинский осмотр, а также обучение и инструктаж по безопасности труда в
соответствии с ГОСТ 12.4.004-79
«Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения».
5.2.
Лица, привлеченные к эксплуатации дорожных машин и компрессорного оборудования,
используемых при указанных в п. 1
работах, должны иметь удостоверение на право работы на них.
5.3. Все
работающие должны пользоваться средствами индивидуальной защиты,
предусмотренными действующими нормами и по защитным свойствам соответствующими
виду и условиям работ, а также применяемым материалам.
Лицам,
занятым на работах по приготовлению состава с жидкостью 119-215 и нанесению
этих составов на обрабатываемые поверхности с помощью ручных распылителей,
следует пользоваться средствами индивидуальной защиты от влаги. Например,
костюмами по ГОСТ 12.4.038-78 (мужской), ГОСТ 12.4.039-78
(женский), сапогами по ГОСТ 5375-79,
резиновыми перчатками по ГОСТ 20010-74,
а также другими средствами, аналогичными по своим защитным свойствам. На
работах, где возможно попадание жидкости 119-215 на глаза, следует пользоваться
защитными очками закрытого типа. При попадании жидкости на кожу человека ее
следует смыть водой с мылом.
5.4.
Учитывая горючие свойства жидкости 119-215, при работе с ней должны соблюдаться
следующие требования (в соответствии с ТУ 6-02-1-430-83):
жидкость
119-215 должна храниться в специально отведенных пожаробезопасных местах, вдали
от отопительных приборов и защищенных от действия солнечных лучей; на местах
производства работ с жидкостью 119-215 или ее составами должны находиться такие
средства пожаротушения, как песок, асбестовые одеяла, огнетушители ОУ-2, а
также аптечки для оказания первой (доврачебной) помощи пострадавшим.
Все
работающие должны знать о местах размещения средств пожаротушения и аптечек и
уметь ими пользоваться.
5.5. При
выполнении процесса распределения гидрофобизирующей жидкости на проезжей части
дороги место работ должно ограждаться в соответствии с требованиями ВСН 179-84
«Инструкция по организации движения и ограждению места производства дорожных
работ».
5.6.
Используемые в этом процессе пневматические (окрасочные) аппараты и шланги,
работающие под давлением, следует до начала применения проверить на исправность
и испытать на давление, превышающее рабочее в 1,5 раза.
5.7.
Перед началом работ следует проконтролировать надежность и герметичность
соединений распределительных устройств, подсоединяемых к машинам, или различных
узлов, используемых при нанесении гидрофобизирующей жидкости.
5.8.
Манометры на применяемом оборудовании должны быть опломбированы, иметь отметку
о проверочных испытаниях. На шкале манометра должна быть красная отметка у
цифры наивысшего допустимого рабочего движения.
5.9. При
использовании в качестве питателя окрасочных агрегатов передвижных
компрессорных установок необходимо соблюдать требования безопасной эксплуатации
их, предусмотренные в техническом паспорте данной установки, а также в гл. 15 Правил техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании
автомобильных дорог Минавтодора РСФСР, утвержденных 25.02.77.
СОДЕРЖАНИЕ