МИНИСТЕРСТВО
ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
(СОЮЗДОРНИИ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ
ВОЗДУХОВОВЛЕКАЮЩЕЙ ДОБАВКИ ОСМ-2
В ДОРОЖНЫХ БЕТОНАХ
Одобрены
Минтрансстроем
Москва 1976
Изложены
сведения о технологии и области применения, технических требованиях,
характеристике новой добавки и очищенного сульфатного мыла (ОСМ-2) и
комплексной добавки на ее основе.
Применение
новых, разработанных Союздорнии (авторские свидетельства № 423766 и № 500197),
добавок по сравнению с известными добавками позволит снизить трудовые и
денежные затраты на приготовление дорожных бетонных смесей.
В
современной практике строительства бетонных покрытий дорог и аэродромов особое
значение придается гидрофобизующим воздухововлекающим (микропенообразующим)
добавкам поверхностно-активных веществ (ПАВ), введение которых в бетонную смесь
существенно повышает долговечность бетона.
Вместе
с тем их номенклатура в нашей стране ограничена практически одной добавкой СНВ,
представляющей собой нейтрализованную абиетиновую смолу.
В
связи с этим Союздорнии предложил и исследовал в лабораторных и
производственных условиях как одиночную добавку ОСМ-2, так и комплексную,
представляющую собой сочетание ОСМ-2 с известной пластифицирующей добавкой СДБ
(авторские свидетельства № 423766 и № 500197).
Применение
новых добавок в соответствии с «Методическими рекомендациями по применению
воздухововлекающей добавки ОСМ-2 в дорожных бетонах», разработанными
канд.техн.наук Э. Р. Пинусом и инж. В. И. Коршуновым, позволит снизить
стоимость приготовления бетонных смесей и расширит номенклатуру ПАВ,
используемых в технологии дорожного и других видов бетона.
1. «Методическими
рекомендациями» следует руководствоваться при строительстве бетонных покрытий
автомобильных дорог и аэродромов, а также гидротехнических и других сооружений.
2. «Методические
рекомендации» предназначены для внедрения новых ПАВ в технологию приготовления
дорожных бетонов: добавки очищенного сульфатного мыла (ОСМ-2) и комплексной
добавки, представляющей сочетание ОСМ-2 с сульфитно-дрожжевой бражкой (СДБ).
3. Добавка ОСМ-2 и
комплексная добавка на ее основе вводятся в бетонную смесь главным образом для
повышения долговечности и морозостойкости дорожного бетона в присутствии
хлористых солей, применяемых для борьбы с гололедом.
Применение
комплексной добавки СДБ + ОСМ-2 обеспечивает оптимальный эффект в получении
экономичных по расходу цемента составов дорожного бетона высокой прочности и
долговечности.
4. Настоящие «Методические
рекомендации» являются дополнением к ГОСТ 8424-72 «Бетон дорожный» и
«Инструкции по устройству цементобетонных покрытий автомобильных дорог» ВСН
139-68.
5. Добавка ОСМ-2 является
поверхностно-активным веществом гидрофобизующего типа и по основному действию
на бетонные смеси и бетоны классифицируется как воздухововлекающая
(микропенообразующая). Вместе с тем она оказывает пластифицирующее действие на
бетонные смеси, повышает их устойчивость против расслоения.
6. Добавка ОСМ-2 по
воздухововлекающему и пластифицирующему
действию на бетонные смеси и физико-механические свойства бетона является
аналогом известной добавки абиетата натрия (СНВ).
7. Преимуществами ОСМ-2
перед СНВ являются широкая сырьевая база для ее производства, значительно более
низкая стоимость и меньшая трудоемкость применения.
8. Добавка ОСМ-2
представляет собой пастообразный продукт от светло-коричневого до желтого
цвета, легко растворимый в воде и нетоксичный. По своим свойствам ОСМ-2 должна
удовлетворять требованиям ТУ-81-28-1-75 объединения «Эстонбумпром» Минбумпрома
СССР «Мыло сульфатное очищенное».
9. По составу ОСМ-2
представляет собой смесь натриевых солей смоляных и жирных кислот с включением
небольшого количества нейтральных и других веществ.
10. Добавку ОСМ-2 получают
путем очистки сырого сульфатного мыла, являющегося побочным продуктом
производства целлюлозы по сульфатному способу.
11. Содержание влаги в добавке ОСМ-2 не
должно превышать 40 % массы.
12. Сумма жирных и смоляных
кислот и неомыляемых веществ должна составлять не менее 75 % массы абсолютно
сухого вещества.
13. Содержание общей щелочи
не должно превышать 11 % массы абсолютно сухого вещества.
14. Добавка ОСМ-2 не должна
иметь резкого запаха.
15. Добавку ОСМ-2 перевозят
в металлических или деревянных бочках емкостью 100 - 250 л железнодорожным или
автомобильным транспортом. Сбрасывание бочек с добавкой на складах и при перевозке не допускается.
16. На днище каждой бочки
несмываемой краской указывают название продукта, номер партии, дату
изготовления, массу брутто и нетто.
17. Каждая партия продукции
должна сопровождаться документом, удостоверяющим соответствие ее качества
требованиям технических условий.
18. Бочки с добавкой ОСМ-2
хранят на складах или под навесом. Допускается хранение их на открытой
площадке.
19. Готовый продукт должен
быть принят отделом технического контроля предприятия - поставщика. Срок
гарантии качества - 12 месяцев.
20. ОСМ-2 может применяться
в виде одиночной добавки или, согласно рекомендациям ВСН 139-68, в сочетании с
пластифицирующей добавкой СДБ.
21. Дозировки добавки ОСМ-2
(обычно в пределах 0,01 - 0,03 % массы цемента), а также методика подбора состава
дорожного бетона с применением рекомендуемых воздухововлекающих добавок ОСМ-2 и
СДБ + ОСМ-2 , являются такими же, как и для добавок СНВ и СДБ + СНВ, и должны
соответствовать ВСН 139-68 и «Методическим рекомендациям по подбору состава
дорожного бетона» (Союздорнии. М., 1973).
22. Добавка ОСМ-2 вводится
в бетонную смесь в виде полного раствора 10 или 20 %-ной концентрации.
23. Для приготовления 10
%-ного раствора берут 100 г ОСМ-2 (в расчете на сухое вещество добавки) на 900
г теплой воды. Содержание сухого вещества в добавке определяется высушиванием
ее до постоянной массы в термостате при температуре 105 - 110 °С.
24. При применении добавки
ОСМ-2 вместо добавки СНВ технология приготовления бетонной смеси и устройства бетонного покрытия, контроль
качества бетона и бетонной смеси, включая определение объема воздухововлечения,
не изменяются и должны соответствовать требованиям ВСН 139-68.
СОДЕРЖАНИЕ